Темы рефератов по дисциплине «Методика преподавания естествознан

Образец

Министерство образования и науки РФ

Кировское областное государственное

образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

«Индустриально-педагогический колледж г.Советска»

Фамилия, имя, отчество студента

Специальность

Реферат

Тема .

Научный руководитель .

Советск

2012

Подготовка и защита реферата

Объем реферата – не менее 10 стр. Обязательно использование не менее 5 источников, опубликованных в последние 10 лет. Обязательно использование электронных баз данных.

Критерии оценивания

логичность и последовательность в изложении материала — 2 балла;

способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой — 5 баллов;

объем исследованной литературы и других источников информации — 2 балла;

способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса – 5 баллов;

обоснованность выводов — 2 балла;

наличие авторской аннотации к реферату — 2 балла;

правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.) — 2 балла;

Критерии оценки:10 — 9 баллов – оценка «5» (отлично);

8 – 7 баллов – оценка «4» (хорошо);

6 – 5 баллов – оценка «3» (удовлетворительно);

Темы рефератов по дисциплине «Методика преподавания

естествознания в начальной школе»

1. Пути реализации краеведческого принципа при изучении методики преподавания естествознания.

2. Возможности развивающего обучения при изучении методики преподавания естествознания.

3. Использование проблемных методов в процессе ознакомления детей с методикой преподавания естествознания.

4.Экологическое образование на школьных экскурсиях.

5. Формирование и развитие биологических (географических, экологических, исторических) понятий в курсе «Методика преподавания естествознания»,

6. Методика изучения природных (природно-антропогенных) связей в курсе «Методика преподавания естествознания».

7. Методика изучения природных зон.

8. Обучение приемам классификации на уроках естествознания,

9. Преемственность содержания экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе.

10. Межпредметные связи при изучении «Методики преподавания естествознания».

11. Методика проведения уроков, интегрированных с естествознанием.

12. Формирование у младших школьников нравственно-экологических отношений.

13. Формирование эстетических отношений к природе.

14. Преодоление негативных отношений младших школьников к некоторым животным.

15. Методические особенности изучения «Методики преподавания естествознания» в системе развивающего обучения Занкова.

16. Сравнительный анализ содержания (методов, приемов использования учебника) в курсе «Методика преподавания естествознания».

17. Возможности развивающего обучения в курсе «Методика преподавания естествознания».

18. Формирование экологических понятий в курсе «Методика преподавания естествознания».

Рекомендации по использованию Интернет – ресурса (для студентов)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/,

эклопедия «Кругосвет» HYPERLINK «http://www.mediahouse.ru» http://www.mediahouse.ru.;

журнал «Квант» HYPERLINK «http://kvant.mirror1.mccme.ru/» \t «_blank» kvant.mirror1.mccme.ru;

журнал «Наука и жизнь» HYPERLINK «http://www.netbook.perm.ru/nauka.html» \t «_blank» nauka.html;

журнал «Химия и жизнь» HYPERLINK «http://www.diagram.com.ua/library/himiya-i-zhizn/» \t «_blank» library/himiya-i-zhizn/;

журнал «Школьная библиотека» HYPERLINK «http://www.rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali/print.php» \t «_blank» rnali/print.php.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Методика преподавания

естествознания в начальной школе»

для студентов группы Н-3 (6 семестр)

1. Предмет и задачи методики преподавания естествознания.

2. Понятие о методе обучения

3. Какова практическая направленность программ по естествознанию.

4. Какие вам известны классификационные системы методов обучения.

5. Как закрепляются знания о предметах на предметных уроках?

6. Какова роль словесных методов обучения естествознанию.

7. Назовите основные дидактические принципы, положенные в основу предметных уроков

8. Охарактеризуйте основные словесные методы, покажите их специфику в преподавании естествознания

9. Приведите примеры различных видов предметных уроков, используемых в начальных классах.

10. Какие приемы активизации умственной деятельности учащихся методика рекомендует применять при использовании методов рассказа на уроках естествознания.

11. Назовите основные методические требования составления планов-конспектов уроков естествознания.

12. Дайте общую характеристику наглядных методов.

13. Какие серии наглядных таблиц и картин по естествознанию и ознакомлению с окружающим миром разработаны для начальных классов,

14. Назовите группы натуральных и изобразительных средств обучения естествознанию.

15. Какова методика работы с учебной картиной на уроке естествознания? Приведите примеры.

16. Каковы условия, обеспечивающие успешность использования дополнительного материала на уроках естествознания?

17. Опишите систему картографических наглядных пособий для начальных классов.

18. На каком этапе урока и в какой форме может быть использована дополнительная литература на уроках природоведения?

19. Каковы методы работы с планом, географической картой?

20. Какова роль учителя в руководстве самостоятельной деятельностью учащихся?

21. Виды практических методов, их общая характеристика

22. Назовите виды самостоятельной работы по природоведению.

23. Как используют наглядные пособия на уроках естествознания.

24. Насколько содержание того или иного внеклассного мероприятия, методы и приме работы, должны соответствовать возрастным особенностям детей младшего школьного возраста

25. Каковы методические требования к проведению опытов на уроках природоведения.

26. Какую подготовительную работу необходимо провести учителю и учащимся проведением массовых внеклассных мероприятий?

27. Урок — основная форма обучения природоведению.

28. Определите экскурсию как методическую категорию, ее преимущество перед обычным уроком.

29. Анализ учебников по природоведению и методика работы с ними.

30. Какие умения и навыки формируются у младших школьников в процессе проведения практических работ по естествознанию.

31. Какова методика организации и проведения самостоятельной работы.

32. Дать определение практической работе как методической категории.

33. При каких условиях самостоятельная работа учащихся по природоведению протекает успешно.

34. Какие умения и навыки формируются у младших школьников в процессе проведения практических работ по природоведению?

35. Понятие о форме организации обучения. Классификация форм обучения.

36. Каковы этапы подготовки учителя к уроку на учебно-опытном участке?

37. Типы уроков по природоведению, их характеристика.

38. Какие опыты и практические работы можно проводить в уголке живой природы?

39. Примерная структура комбинированного урока,

40. Какие особенности характерны для урока природоведения в малокомплектной школе?

41. Каковы особенности предметного урока.

42. Какие приемы способствуют повышению эффективности урока природоведения в малокомплектной школе?

43. Какие виды предметных уроков используются в начальной школе?

44. Как работают с учебником на уроках природоведения?

45. Сочетание каких приемов и методов обеспечивают эффективность предметных уроков?

46. Как используют наглядные пособия на уроках на уроках природоведения?

47. Дайте понятие об экскурсии как организованной форме обучения детей природоведению. Назовите ее характерные особенности.

48. Какое отражение в дневниках наблюдений нашли вопросы охраны природы?

49. Какова примерная структура экскурсий в природу с младшими школьниками.

50. По какой схеме происходит комплексное анализирование в природоведении?

51. Каково значение уголка живой природы в обучении учащихся начальных классов?

52. Анализ школьных программ «Ознакомление с окружающим миром», «Природоведение»

53. Каково содержание работы в уголке живой природы.

ГЛОССАРИЙ

(основные понятия к дисциплине «Методика преподавания

естествознания в начальной школе»)

Методика преподавания естествознания – наука о системе процесса обучения, воспитания и развития младших школьников, обусловленной особенностями содержания школьного предмета.

Дидактика – наука, раскрывающая общие закономерности образования и воспитания детей.

Теория воспитания – это наука, исследующая содержание процессов обучения в соответствии с возрастными особенностями школьника.

Психология – это наука, которая исследует закономерности мышления, памяти, внимания младших школьников, которые помогают выявить наиболее эффективные методы, средства обучения и воспитания учащихся.

Педагогический эксперимент – специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы с целью выявления его действенности и эффективности.

Научная гипотеза – это научно обоснованное предположение о возможной эффективности того или иного экспериментально проверяемого нововведения.

Зуев В.Ф. — академик, профессор, написавший первый отечественный учебник по естествознанию. Он первый стал рекомендовать изучение природы путем живого собеседования учителя с учениками, придавал большое значение самостоятельным работам учащихся, был сторонником натуральных предметов природы, рекомендовал составлять коллекции, гербарии, использовал таблицы и схемы, а также призывал учителей совершать экскурсии с учащимися.

Ушинский К.Д. – крупней методист и педагог в области начального обучения. Он придавал большое значение изучению естествознания и географии в начальных классах для развития логического мышления, воображения и языка.

Герд А.Я. – основоположник отечественной методики естествознания как науки, которую разрабатывал на основе дидактической системы Ушинского и идеи дарвинизма.

Семенов Д.Д. – русский педагог, последователь К.Д. Ушинского. Он много уделял внимания вопросам школьной географии.

Половцов В.В.(1862-1918) — русский педагог-естественник, впервые в истории Петербургского университета начал читать лекции для студентов курс методики естествознания.

Вахтеров В.П. (1853-1924) – известный педагог-методист начальной школы, широко пропагандировал всеобщее обязательное обучение, боролся против формализма в обучении, организовывал школы для рабочих.

Севрук Л.С. (1867-1918) – методист по естествознанию.

Полянский И.И. (1872-1930) – известный методист-естественник, автор учебника природоведения для учащихся начальных классов.

Крупская Н.К. (1869-1939) – внесла значительный вклад в разработку и решение важнейших проблем педагогики, повлиявших на развитие методики преподавания естествознания.

Завитаев П.А. (1890-1970) – показал возможность формирования природоведческих представлений и понятий методами, свойственными естественным наукам, т.е. посредством опытов, наблюдений.

Скаткин М.Н. – методист по естествознанию в начальных классах. Автор программ по природоведению в начальной школе, учебников природоведения.

Воспитание. Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой

Примеры внеклассных занятий (для студентов 3-х курсов)

Экологическая игра на тему «Растения и животные луга».

Форма проведения «Крестики – нолики».

Дидактическая цель: практическое овладение методикой проведения игры.

Форма работы: индивидуально-групповая.

Оборудование: табло, карточки с заданиями, иллюстрации.

Литература:

Елькина Н.В.1000 загадок;

Соколова Е.И. Загадки с лесной опушки;

Карпенко М.Г. Сборник загадок;

Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение;

ж. Начальная школа: №5 2002г., №3 2003г., №7 2003г.

План оформления доски.

Число

Растения и животные луга.

И, Е, А, О, Л, К, М, Б, В, Т, С, Н, Г, Р.

Ход занятия.

Орг. момент. Целеполагание.

У. Сегодня мы с вами поиграем в экологическую игру, которая называется «Крестики – нолики». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете растения и животных луга. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, насекомых, растений. Мы начинаем игру, которая состоит из 9 этапов. На каждом этапе будет дано задание. В конце игры подведем итог и выясним, кто набрал больше «крестиков» или «ноликов», т.е. победил. А сейчас разделимся на 2 (3,4…) команды.

Основная часть. У. Начинаем игру.

Этап первый. Цветочная поляна. (Командам выдаются одинаковые иллюстрации луга) Найдите на поляне одинаковые цветы, бабочек и жуков. Критерии – быстрота и правильность выполнения.

Этап второй. Составь слова. Из букв, написанных на доске, составьте как можно больше названий растений и животных. Можно заменять одну недостающую букву. (Примеры: вол, лиса, сокол, ромашка, воробей и т.д.). На выполнение задания – 2 мин.

Этап третий. Отгадай загадку. Каждая команда отгадывает по 4 загадки о растениях луга.

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик)

У реки, на лугу,

Босиком на снегу

Первые цветочки –

Желтые глазочки. (Мать-и-мачеха)

Стоят в лугах сестрички,

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашка)

На лугу со всех сторон

Легкий – легкий,

Тонкий – тонкий,

Будто слышится мне звон.(Колокольчик)

Твой глазок на ножке твердой

Затерялся в колосках.

Все же ты, красавец гордый,

Гость ненужный на полях.(Василек)

Он стоит на ножке тонкой

Словно аист, в поле чистом.

И накрылся, как шапчонкой,

Белым зонтиком пушистым.(Одуванчик)

Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.(Колокольчик)

Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.(Ромашка)

Этап четвертый. Собери пазлы. Это задание требует вашей быстроты действий и смекалки. В этом конкурсе победит тот, кто быстрее соберет пазл.

Этап пятый. Разгадай кроссворд. А вы хорошо умеете разгадывать ребусы? Сейчас мы это проверим. Я по очереди буду показывать вам ребусы, какая команда больше отгадает, та и победит.

Этап шестой. Выбери из текста. Сейчас мы проверим на сколько вы внимательны и как хорошо умеете работать с текстом, и знаете растения луга. Ваша задача как можно быстрее выбрать из текста последовательно названия растений луга и вписать их в клеточки кроссворда.

Этап седьмой. Отгадай загадки. На третьем этапе я узнала, как вы хорошо знаете растения, а как насчет животных?

В одежде богатой,

Да сам слеповатый

Живет без оконца,

Не видывал солнца.(Крот)

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком.(Пчела)

Сначала ползет,



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст