Темы рефератов Древние мыслители о воспитании (Платон, Аристотел

ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Модуль 1. Основы педагогических знаний

Включает 7 семинаров (14 часов) и рубежный контроль (2 часа). Зачет 4 часа Всего 20 часов.

Тема 1: Педагогика как наука. Медицинская педагогика

Цель занятия: сформировать представление о педагогике как науке и определение ее места и роли в будущей профессиональной деятельности врача.

Основные понятия темы:

педагогика;

медицинская педагогика;

воспитание;

развитие;

формирование;

образование.

Вопросы к семинару

Основные исторические этапы развития педагогики как науки.

Выделение педагогики в отдельную научную отрасль.

Педагогика как наука – ее объект, предмет, задачи.

Структура педагогической науки и ее связь с другими науками.

Медицинская педагогика как составную часть современной системы педагогических наук.

Педагогические составляющие деятельности врача.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

Методы педагогического исследования.

Основные категории педагогики: воспитание, обучение, развитие, образование, формирование.

Темы рефератов

Древние мыслители о воспитании (Платон, Аристотель и др.).

Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогики.

Педагогическое наследие врача-педагога Н.И. Пирогова.

Педагогическое исследование в работе преподавателя высшей школы.

Медицинская педагогика как наука.

Тенденции развития общего и профессионального образования в России

Тенденции развития общего и профессионального образования в мире.

*************************************************

Тема 2: Процесс развития личности

Цель занятия: понимание студентами основных закономерностей и факторов развития личности для осознанного использования полученных знаний в процессе обучения и воспитания пациентов.

Основные понятия темы:

индивид;

личность;

индивидуальность;

саморазвитие;

самовоспитание.

Вопросы для самоподготовки

Понятие индивид, личность, индивидуальность в педагогике – их особенности и взаимосвязь.

Процесс развития личности.

Влияние среды на развитие личности.

Наследственность и развитие.

Влияние воспитания на развитие личности.

Самовоспитание и саморазвитие в становлении личности и врача-педиатра.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

Значение непрерывного образования в развитии врача-профессионала.

Структурная организация личности человека.

Темы рефератов

Движущие силы индивидуального развития человека.

Развитие системы непрерывного медицинского образование в России.

Самовоспитание, самообразование и саморазвитие личности как цель воспитания.

Тема 3: Процесс обучения.

Цель занятия: понимание студентами основных составляющих процесса обучения.

Основные понятия темы:

дидактика;

педагогический процесс;

обучение;

преподавание;

учение;

компоненты педагогического процесса.

дидактические принципы.

Вопросы к семинару

Понятие о дидактике как теории обучения – ее предмет, функции.

Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи.

Преподавание и учение как составляющие процесса обучения.

Характеристика компонентов процесса обучения (целевой, содержательный, деятельностный, результативный) и их значение для педагога и обучаемого.

Характеристика процесса усвоения знаний.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

Этапы педагогического процесса и их значение для преподавателя.

Понятие о принципах обучения. Соотношение дидактических правил и принципов обучения. Система дидактических принципов.

Основные закономерности процесса обучения.

Темы рефератов

Система дидактических принципов используемых в работе преподавателя высшей школы.

Особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении.

Закономерности протекания процесса обучения и их значение в работе преподавателя высшей школы.

****************************************************

Тема 5: Методы и формы обучения

Цель занятия: понимание студентами сущности различных методов и форм обучения.

Дидактические цели занятия

Студент должен знать:

понятие о методах и формах обучения;

основные методы, используемые в процессе обучения и их особенности;

методические приемы, используемые в различных методах обучения;

критерии выбора метода и формы обучения.

Студент должен уметь:

обосновать выбор различных методов, форм и средств обучения в зависимости от целей, содержания и других факторов обучения;

использовать различные методы и формы для обучения детей, их родителей и медицинского персонала.

Основные понятия темы:

метод обучения;

форма обучения;

средства обучения;

лекция;

беседа.

Вопросы к семинару

Понятие о методах обучения в педагогике.

Лекция – определение, виды, структура, требования к чтению лекции.

Беседа, как метод изложения и как метод закрепления учебного материала.

Работа с учебником – характеристика метода и возможности использования данного метода в работе врача-педиатра.

Понятие о формах обучения, характеристика индивидуальной, парной, групповой и коллективной формы обучения.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

Средства обучения в работе преподавателя.

Особенности проведения лабораторного занятия.

Темы рефератов

Исторический обзор организационных форм обучения.

Современные формы обучения.

Средства обучения в профессиональной деятельности педагога.

Педагогические условия использования новых информационных технологий в образовании.

Дистанционное обучение в образовании.

Задание для самостоятельной работы.

Выпишите в тетрадь основные понятия темы.

Дайте письменно ответ в виде таблицы на вопрос: «Что общего и в чем различия между уроком и лекцией?».

Тема 5: Педагогический контроль

Цель занятия: понимание студентами роли контроля в процессе обучения, усвоение методов, принципов и функций контроля в процессе обучения.

Дидактические цели занятия

Студент должен знать:

функции и назначение контроля;

основные виды и методы контроля, их особенности;

требования, предъявляемые к контролю;

критерии оценки знаний, умений и навыков.

Студент должен уметь:

отбирать адекватные целям обучения виды и методы контроля;

использовать основные методы педагогической диагностики и контроля усвоения программного материала;

оценить успеваемость обучаемого с учетом критерий оценки.

Основные понятия темы:

контроль;

фронтальный опрос;

уплотненный опрос

индивидуальный опрос;

педагогическое тестирование.

Вопросы к семинару

Контроль – понятие, функции, принципы.

Виды контроля: предварительный, текущий – их характеристика, преимущества и недостатки.

Рубежный и итоговый контроль – их характеристика, преимущества и недостатки.

Методы оценки знаний обучающихся на занятии: повседневное наблюдение за работой, устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный – их характеристика и особенности.

Критерии оценки успеваемости обучающихся. Отличие учебной оценки и отметки.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

Методы письменного контроля, практическая проверка знаний и умений – их характеристика и особенности.

Педагогическое тестирование – понятие, преимущества и недостатки, требования к составлению тестов.

Темы рефератов

Современные виды и формы контроля и их значение для системы образования (педагогическое тестирование, рейтинговая система).

Методы письменного контроля знаний студентов в вузе.

Методы устного контроля знаний студентов в вузе.

Психологические и педагогические требования к оценке знаний.

Задание для самостоятельной работы

Выпишите в тетрадь основные понятия темы.

Дайте письменно ответ на вопрос: «Для чего нужен контроль знаний?»

Тема 6. Воспитание как основа формирования и развития личности

Цель занятия: сформировать представление о сущности процесса воспитания.

Основные понятия темы:

воспитание в широком социальном смысле;

воспитание в узком социальном смысле;

воспитание в широком педагогическом смысле;

воспитание в узком педагогическом смысле.

Вопросы для самоподготовки

Различные подходы к определению понятие воспитание в педагогике.

Структура воспитания как педагогического процесса.

Характеристика основных видов воспитания: нравственного, физического, трудового, эстетического, гражданского.

Характеристика общих закономерностей процесса воспитания.

Принципы воспитания.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

Исторические этапы развития воспитания как педагогической категории.

Различные подходы к определению понятие воспитание в педагогике.

Темы рефератов

Концепции воспитания. (гуманистическая, технологическая концепция и др.)

Воспитание медицинского работника на основе принципов биомедицинской этики.

Основы воспитательной работы как процесса.

Гигиеническое воспитание населения.

*********************************************************

Тема 7: Общие методы воспитания.

Цель занятия: сформировать представление о методах, форма и средствах процесса воспитания.

Основные понятия темы:

убеждение;

приучение;

пример;

поощрение;

наказание.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

Понятие о методах воспитания.

Убеждение как основной метод воспитания.

Метод положительного примера.

Поощрение и наказание

Приучение и упражнение – характеристика данных методов.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

Классификация методов воспитания.

Формы и средства воспитательной работы.

Темы рефератов

Средства и формы воспитания.

Методы организации деятельности и формирования поведения.

Классный час как «единица» воспитательного процесса.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст