Темы курсовых работ по микроэкономике 9 Рекомендации по отдельны

И. П. Воробьева

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

TOC \o «1-2» \h \z HYPERLINK \l «_Toc194988123»ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc194988123 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc194988124»1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ PAGEREF _Toc194988124 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc194988125»1. Цели и задачи курсовой работы PAGEREF _Toc194988125 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc194988126»2. Выбор темы и этапы работы PAGEREF _Toc194988126 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc194988127»3. Структура и содержание курсовой работы PAGEREF _Toc194988127 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc194988128»4. Основные требования к оформлению работы PAGEREF _Toc194988128 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc194988129»5. Защита курсовой работы PAGEREF _Toc194988129 \h 10

HYPERLINK \l «_Toc194988130»II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ PAGEREF _Toc194988130 \h 11

HYPERLINK \l «_Toc194988131»1. Темы курсовых работ по микроэкономике PAGEREF _Toc194988131 \h 11

HYPERLINK \l «_Toc194988132»2. Рекомендации по отдельным темам PAGEREF _Toc194988132 \h 12

HYPERLINK \l «_Toc194988133»III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКЕ PAGEREF _Toc194988133 \h 36

HYPERLINK \l «_Toc194988134»1. Темы курсовых работ PAGEREF _Toc194988134 \h 36

HYPERLINK \l «_Toc194988135»2. Рекомендации по отдельным темам курсовых работ PAGEREF _Toc194988135 \h 37

HYPERLINK \l «_Toc194988136»IV. ПРИЛОЖЕНИЯ PAGEREF _Toc194988136 \h 70

HYPERLINK \l «_Toc194988137»Приложение А. Образец титульного листа PAGEREF _Toc194988137 \h 70

HYPERLINK \l «_Toc194988138»Приложение Б. Образец содержания PAGEREF _Toc194988138 \h 71

HYPERLINK \l «_Toc194988139»Приложение В. Образец определений PAGEREF _Toc194988139 \h 71

HYPERLINK \l «_Toc194988140»Приложение Г. Образец сокращений и условных обозначений PAGEREF _Toc194988140 \h 72

HYPERLINK \l «_Toc194988141»Приложение Д. Образцы ссылок PAGEREF _Toc194988141 \h 72

HYPERLINK \l «_Toc194988142»Приложение Е. Образец оформления таблицы PAGEREF _Toc194988142 \h 73

HYPERLINK \l «_Toc194988143»Приложение Ж. Образец оформления наглядных материалов PAGEREF _Toc194988143 \h 74

HYPERLINK \l «_Toc194988144»Приложение З. Образец оформления списка литературы PAGEREF _Toc194988144 \h 75

ВВЕДЕНИЕ

Неотъемлемой составной частью подготовки бакалавра и специалиста в области экономики является владение им основами экономической теории. Написание курсовой работы по экономической теории – составная часть учебного процесса, позволяющая закрепить и расширить полученные знания. Выполнение курсовой работы осуществляется студентами в рамках их самостоятельной работы и составляет часть внеаудиторной нагрузки.

Цель данных рекомендаций – методическая помощь при выборе темы и написании курсовой работы по экономической теории. Методическое пособие состоит из следующих разделов:

общие рекомендации по подготовке и оформлению курсовой работы;

советы и рекомендации по отдельным темам курсовых работ микроэкономического направления;

рекомендации по темам курсовых работ макроэкономической тематики.

Выполнение рекомендаций позволит студенту самостоятельно подготовить курсовую работу по экономической теории качественно и в срок.

1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Цели и задачи курсовой работы

Курсовая работа по экономической теории выполняется студентами ИДО в четвертом семестре. Написание курсовой работы – составная часть учебного процесса, предполагающая самостоятельную работу студента. Цели курсовой работы разнообразны: научная, познавательная, учебная, методическая. Данные цели проявляются через следующие конкретные задачи курсовой работы:

систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний, полученных на лекциях и семинарах по экономической теории;

привитие навыков самостоятельной работы по подбору литературы, работы с литературой из разных источников;

изучение научной литературы, периодических изданий, справочных и статистических источников, законодательных актов и электронных ресурсов по интересующей проблеме;

умение самостоятельно систематизировать и излагать знания, полученные в процессе изучения литературы, сделать обоснованные выводы;

привитие навыков научно-исследовательской работы, умение критически оценивать различные позиции ученых, использование анализа и самостоятельных выводов по экономическим проблемам;

углубленное изучение наиболее актуальных экономических проблем, уяснение связи теории с реальной практикой хозяйствования.

2. Выбор темы и этапы работы

Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями кафедры экономики, ежегодно дополняется и уточняется. Темы курсовых работ рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры. Студенты выбирают тему курсовой работы из предложенного списка самостоятельно, в соответствии с номером зачетной книжки. Незначительное изменение темы возможны по согласованию с преподавателем, руководителем курсовой работы.

Основные этапы работы при написании курсовой следующие:

выбор темы;

подбор литературы;

изучение литературы;

подготовка чернового варианта курсовой работы и представление его преподавателю для просмотра;

устранение недоработок на основе замечаний и рекомендаций научного руководителя;

оформление окончательного варианта курсовой работы, представление к защите;

защита курсовой работы.

Научный руководитель определяет сроки соблюдения отдельных этапов выполнения курсовой работы. Этапы работы учитываются преподавателем при процедуре промежуточной аттестации студентов. Отставание в сроках влияет на итоговую оценку.

3. Структура и содержание курсовой работы

В курсовую работу включаются:

титульный лист;

содержание;

введение;

основная часть (включает главы, параграфы, разделы);

заключение;

список использованных источников;

приложения.

По мере необходимости в курсовую работу включаются «определения» и «условные обозначения и сокращения» (приводятся после «содержания»).

Титульный лист дает информацию об авторе работы и научном руководителе, теме курсовой работы. Образец оформления титульного листа представлен в приложении А.

Содержание включает перечисление разделов курсовой работы с указанием начальных страниц. Содержание предполагает развернутую структуру работы и включает: введение, заголовки всех разделов (глав) и параграфов к ним, заключение, список использованных источников и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы. Образец содержания представлен в приложении Б.

Определения содержат термины, используемые в работе (приложение В). Перечень определений начинают со слов: «В данной работе применены следующие термины с соответствующими определениями…». Определение должно быть оптимально кратким и состоять из одного предложения. При этом дополнительные пояснения приводят в примечаниях.

Обозначения и сокращения используются, если в курсовой работе необходимо использовать значительное количество (более пяти) обозначений или сокращений. Запись обозначений и сокращений приводят в порядке их появления в тексте с необходимой расшифровкой и пояснениями (приложение Г).

Во введении обосновывается целесообразность выбора темы, актуальность и практическая значимость проблемы. Формулируются цели и задачи работы, предмет и объект исследования. Показывается, на что автор обращает особое внимание, какие моменты опускает. Во введении возможно краткое изложение истории вопроса. Объем введения – не менее двух страниц.

Основная часть состоит, как правило, из глав, разделенных на параграфы. Для выполнения курсовой работы возможно ограничиться минимум двумя главами и четырьмя параграфами к ним. В первой (теоретической) главе дается характеристика категорий и законов, анализ исследования данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе. Во второй главе (аналитической) дается характеристика форм проявления данного явления в практике России, в регионах, в других странах. Рекомендуется использование статистических и фактических данных. Для второй главы характерно рассмотрение проблем и способов их решения.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам исследования, основные рекомендации и предложения.

В списке литературы перечисляются источники, которыми автор воспользовался при написании курсовой работы. В список включают все источники, которые используются, а не только те, на которые имеются ссылки в курсовой работе. Источники в списке располагают и нумеруют в порядке их использования и упоминания в тексте. Сведения об источниках приводят в соответствии с требованиями ГОСТа. Примеры библиографических описаний источников приведены в приложении 3.

В приложении помещается табличный материал, дополнительная информация, наглядный материал, постановления и законодательные акты, объемная статистическая информация. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Обозначают приложения прописными буквами русского алфавита, начиная с А, которые приводятся после слова «Приложение». Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита.

Основой для написания курсовой работы должны служить законодательные акты РФ, научные работы и монографии, статьи в периодической печати, словари и справочники, статистические материалы. Рекомендуется использование литературы, изданной в последние 3–4 года. При чтении литературы необходимо сначала ориентироваться на фундаментальные работы (монографии и научные труды), затем дополнять свои знания за счет периодических изданий.

Курсовая работа представляет собой изложение и систематизацию материала, имеющегося по заданной проблеме в отечественной и зарубежной печати. Обязателен критический анализ позиций отдельных авторов, выявление проблем и способов их решения, изложение собственной позиции автора по заданной теме. Необходимы самостоятельные выводы, обоснованные теоретически и подтвержденные фактическим материалом. Не допускается дословное переписывание материала из литературных источников.

Курсовая работа должна быть написана последовательно, логично, академическим стилем. Не допускается публицистический газетный стиль изложения. Не нужна излишняя наукообразность. В работе должны быть четко разграничены свои идеи и заимствованные, с указанием источника информации.

Все заимствованные идеи, фактический материал, цитаты из выступлений, статистические данные должны иметь ссылки на авторов и источники. Наиболее распространены два варианта ссылок:

постраничные, в нижней части страницы;

на литературу, указанную в списке, с указанием номера по списку и страницы в источнике (приложение Д).

Работа может быть как рукописной, так и печатной. Объем рукописной работы – не менее 40 страниц, объем печатной – не менее 25 страниц основной части текста.

4. Основные требования к оформлению работы

Текст должен быть выполнен на белой бумаге формата А4 (210×297 мм) с одной стороны листа через 1,5 интервала. Рекомендуется использовать гарнитуру шрифта Times New Roman-14, допускается Arial-12. При печати текстового материала следует использовать двухстороннее выравнивание. Размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм. Абзацный отступ выполняется одинаковым по всему тексту документа, он равен пяти знакам (15–17 мм).

Работа должна быть сброшюрована, иметь титульный лист, оформленный по правилам. Каждая глава, введение, заключение и список литературы пишутся с новой страницы. Нумерация страниц сквозная, выполняется арабскими цифрами. Приложения имеют свою нумерацию.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. В начале заголовка помещают номер соответствующего раздела, подраздела либо пункта. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно удвоенному межстрочному расстоянию; между заголовком раздела и подраздела – одному межстрочному расстоянию.

Цифровой материал рекомендуется сводить в таблицы. Каждая таблица имеет номер (таблица 1, 2 и т. д.), тематический заголовок. В таблице должны быть отражены количественные показатели, имеющие единицу измерения, относящиеся к определенному периоду времени, территории. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Обязательно указание источника. Пример таблицы приведен в приложении Е.

Все остальные иллюстрации, графики, схемы и диаграммы, помещенные в курсовой работе, можно обозначить словом «рисунок». Рисунки имеют название и нумерацию арабскими цифрами, которые ставятся под изображением. Пример: Рис. 5. Сетевой график посевных работ. Пример иллюстрации приводится в приложении Ж.

В списке литературных источников указываются Конституция РФ, Кодексы РФ, Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законодательные акты субъектов федерации, распоряжения ведомств, статистические сборники, ежегодники, местные статистические материалы, научные работы и монографии, статьи и прочие источники. Каждый источник в списке литературы должен быть описан в соответствии с общими правилами библиографии. Обязательно отражение следующего:

фамилия и инициалы автора;

название работы;

издательство, место издания и год для монографии;

название периодического издания, год и номер для статьи в периодической печати;

название сборника, издательство, место издания и год для сборника статей;

номер документа и дата принятия для законов, указов, постановлений;

адрес ИНТЕРНЕТ-сайта, информация о публикации.

Образец списка литературы приведен в приложении З.

5. Защита курсовой работы

Условием получения оценки по курсовой работе является не только подготовка текста, но и устная защита. К защите допускаются готовые работы – окончательный вариант, исправленный на основании замечаний руководителя. К защите допускаются работы, имеющие положительный отзыв научного руководителя. Автор работы выступает с докладом, в котором излагает основные итоги работы над проблемой, выводы и рекомендации. Продолжительность выступления – 5–7 минут. В целях повышения эффективности и степени усвоения возможно использование наглядного материала. Во время защиты необходимо ответить на заданные вопросы.

Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе. Итоговая оценка является результатом оценок текста, выступления при защите и ответов на вопросы.

II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ

Тематика курсовых работ для студентов ИДО и других форм обучения представлена в программе курса, подготовленной преподавателями кафедры экономики. В настоящем пособии даются рекомендации по темам, являющимся наиболее актуальными для современной ситуации. Данные рекомендации позволят обратить внимание на наиболее важные моменты. Благодаря этому студенту ИДО, очно-заочной и дневной форм обучения удастся избежать серьезных замечаний научного руководителя по черновому варианту курсовой работы. Темы курсовых работ разбиты на 2 раздела: по микроэкономической тематике и по макроэкономическим проблемам. Такое деление тем позволяет студенту уяснить наиболее актуальные направления микро- и макроэкономики. В данном пособии даны рекомендации по 20 микроэкономическим темам и 25 темам по макроэкономике.

1. Темы курсовых работ по микроэкономике

Естественные монополии и регулирование их деятельности.

Олигополия, ее распространение в России.

Монополистическая конкуренция, место и роль в экономике России.

Экономическая природа и виды современных денег.

Потребитель на российском рынке: проблема защиты прав.

Формирование и функционирование рынка недвижимости в России.

Роль рынка рекламных услуг в России.

Становление рынка информации в России.

Рынок образовательных услуг в России и за рубежом.

Российский нефтяной рынок.

Страховой рынок в России: проблемы функционирования и перспективы развития.

Развитие рынка золота в России.

Рынок автомобилей в России.

Туристический бизнес в России: проблемы развития.

«Газпром» как естественный монополист.

Реформа ЖКХ в России.

Рынок электроэнергии, структура и особенности в России

Банкротство предприятий: причины и актуальность для России.

Функционирование рынка труда в России.

Малый бизнес: основные тенденции развития.

2. Рекомендации по отдельным темам

Тема 1. Естественные монополии и регулирование их деятельности

Цель – раскрыть сущность и роль естественных монополий в современной экономике, необходимость и возможности регулирования их деятельности органами государственной власти. Для достижения этой цели рассмотрите следующие моменты.

1. Раскройте понятие эффекта масштаба производства. Назовите признаки монополизма, рассмотрите способы их возникновения.

2. Охарактеризуйте понятие естественной монополии, рассмотрите причины их существования. Укажите отрасли, в которых они существуют.

3. Покажите значение естественных монополий для экономики страны, положительные и отрицательные моменты.

4. Раскройте суть системы государственного регулирования естественных монополий (необходимость, методы регулирования).

5. Охарактеризуйте опыт развитых стран в регулировании естественных монополий (например, США и Германии).

6. Покажите, как складывается функционирование естественных монополий в России (отрасли, наиболее значимые фирмы и их деятельность). Охарактеризуйте, например, значение и роль Российских железных дорог и Единой энергосистемы России. Покажите связь деятельности естественных монополий и макроэкономических проблем инфляции, роста расходов покупателей, бюджетных доходов и пр.

7. Охарактеризуйте опыт России в регулировании естественных монополий (законодательство, органы власти, основные методы и возможности, главные проблемы).

8. Рассмотрите необходимость и возможность регулирования естественных монополий на региональном уровне. Покажите, как, например, коммунальные структуры Томска определяют стоимость своих услуг для населения и для предприятий. Дайте характеристику государственному регулированию тарифов по теплоснабжению и водоотведению. Назовите главные проблемы, возникающие при регулировании тарифов естественных монополий.

Литература

1. Громыко В. В. Экономическая теория /В. В. Громыко, Т. Г. Бродская, В. В. Багинова.–М.: ИНФРА – М, 2010.–747 с.

2. Грязнова А. Г. Микроэкономика. Теория и российская практика/ А. Г. Грязнова, А. Ю. Юданов – М.: Кнорус, 2007. – 624 с.

3. Калентьева Н. А. Экономические и институциональные интересы монополии в современной экономике // Экономические науки. – 2010.– № 64.– с. 55-58.

4. Князева И. В. Антимонопольная политика России / И. В. Князева. – М.: Омега — А, 2011.– 505с.

5. Кулешова А. Б. Конкуренция в вопросах и ответах/ А. Б. Кулешова.– М.: Проспект Велби, 2006.– 256 с.

6. Сидорович А. В. Курс экономической теории /А. В. Сидорович.– М.: ДИС, 2007.– 1040 с.

7. Тарасевич Л. С. Микроэкономика / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский.– М.: Юрайт-издат, 2007.– 391 с.

8. Чепурин М. Н. Курс экономической теории: Учебник / под ред. проф. М. Н. Чепурина, проф. Е. А. Киселевой. – 6-е изд., доп. и перераб. — Киров: АСА, 2009. – 786 с.

Тема 2. Олигополия, ее распространение в России

Цель – рассмотрение признаков, сущности, особенностей и значения олигополии для экономики страны, потребителей и деятельности фирм как в России, так и за рубежом.

Раскройте сущность олигополии, пути формирования.

2. Покажите особенности рынка олигополии. Приведите примеры фирм в России и за рубежом.

3. Раскройте сущность конкурентной борьбы в условиях олигополии, ее специфические формы.

4. Покажите положительное значение олигополии для общества, для удовлетворения потребностей, развития научно-технического прогресса. Приведите конкретные примеры в России, в других странах.

5. Приведите примеры конкурентной борьбы в условиях олигополии, значение и последствия (как положительные, так и отрицательные).

6. На примере рынка сотовой связи покажите последствия конкурентной борьбы в условиях олигополии. Охарактеризуйте основные факторы развития отрасли: технологические новинки, рост доходов потребителей, повышение информатизации экономики и т. д. Раскройте роль рекламы для развития рынка сотовой связи. Покажите стимулы развития отрасли, инвестиционные возможности. Сделайте выводы о положительном и отрицательном значении олигополии для потребителей.

7. Применительно к России и другим странам можно рассмотреть в качестве примера олигополии автомобильную промышленность, производство сельскохозяйственной техники, самолетостроение и пр. Следует рассмотреть особенности конкурентной борьбы, ценообразования, рекламной деятельности, стратегии по техническим новшествам, регулирования со стороны органов государственной власти. В заключение, применительно к России, следует сделать выводы о степени распространения и значении олигополии, проблемах их функционирования.

Литература

1. Бородин К. Т. Конкурентоспособность в российской экономике / К. Т. Бородин.– М.: ТЕИС, 2005.– 125 с.

2. Громыко В. В. Экономическая теория /В. В. Громыко, Т. Г. Бродская, В. В. Багинова.–М.: ИНФРА – М, 2010.–747 с.

3. Грязнова А. Г., Юданов А. Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика /А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданов.– М.: Кнорус, 2007.– 624 с.

4. Казанцева Е. Г. Развитие олигополистических тенденций в России (на примере торговли) // Вопросы экономики и права.– 2008,октябрь.– С. 11-16.

5. Кулешова А. Б. Конкуренция в вопросах и ответах /А. Б. Кулешова.– М.: Проспект Велби, 2006.– 256 с.

6. Лифшиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг /И. М. Лифшиц.– М.: Высшее образование, 2007.– 346 с.

7. Сидорович А. В. Курс экономической теории /А. В. Сидорович.– М.: ДИС, 2007.– 1040 с.

8. Тарасевич Л. С. Микроэкономика/ Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский.– М.: Юрайт-издат, 2007.– 391 с.

9. Чепурин М. Н. Курс экономической теории: Учебник / под ред. проф. М. Н. Чепурина, проф. Е. А. Киселевой. – 6-е изд., доп. и перераб. — Киров: АСА, 2009. – 786 с.

Тема 3. Монополистическая конкуренция, место и роль в экономике России

Цель – рассмотрение признаков, сущности, особенностей и значения монополистической конкуренции для экономики страны, ее распространения по отраслям и видам деятельности как в России, так и за рубежом.

1. Раскройте сущность категории «монополистическая конкуренция».

2. Покажите роль и значение монополистической конкуренции для рыночных отношений и удовлетворения покупательских потребностей.

3. Дайте сравнительную характеристику монополистической конкуренции и иных типов рынка (монополии, олигополии, совершенной конкуренции). Покажите преимущества и недостатки монополистической конкуренции для общества, покупателя.

4. Приведите примеры товаров, создаваемых в условиях монополистической конкуренции.

5. Раскройте роль и значение конкурентной борьбы по дифференцированным товарам. Покажите роль рекламы для этих товаров.

6. На примере регионального рынка покажите особенности функционирования монополистической конкуренции (можно рассмотреть, допустим, рынок молочной продукции). Дайте характеристику роли конкуренции в ценообразовании на рынке молочных продуктов. Покажите влияние рекламы на развитие рынка молочных продуктов. Охарактеризуйте основные факторы развития отрасли: совершенствование технологии, рост доходов потребителей, повышение экологических требований и т. д.

7. Применительно к России и другим странам можно рассмотреть в качестве примеров монополистической конкуренции рынок безалкогольных напитков, кондитерских изделий, мыла и пр. Следует рассмотреть особенности конкурентной борьбы, ценообразования, рекламной деятельности, стратегии по новшествам. В заключение, применительно к России, следует сделать выводы о степени распространения и значении монополистической конкуренции.

Литература

1. Бородин К. Т. Конкурентоспособность в российской экономике / К. Т. Бородин.– М.: ТЕИС, 2005.– 125 с.

2. Громыко В. В. Экономическая теория /В. В. Громыко, Т. Г. Бродская, В. В. Багинова.–М.: ИНФРА – М, 2010.–747 с.

3. Грязнова А. Г., Юданов А. Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика /А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданов.– М.: Кнорус, 2007.– 624 с.

4. Кулешова А. Б. Конкуренция в вопросах и ответах /А. Б. Кулешова.– М.: Проспект Велби, 2006.– 256 с.

5. Лифшиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг /И. М. Лифшиц.– М.: Высшее образование, 2007.– 346 с.

6. Сидорович А. В. Курс экономической теории /А. В. Сидорович.– М.: ДИС, 2007.– 1040 с.

7. Тарасевич Л. С. Микроэкономика/ Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский.– М.: Юрайт-издат, 2007.– 391 с.

8. Чепурин М. Н. Курс экономической теории: Учебник / под ред. проф. М. Н. Чепурина, проф. Е. А. Киселевой. – 6-е изд., доп. и перераб. — Киров: АСА, 2009. – 786 с.

Тема 4. Экономическая природа и виды современных денег

Цель – раскрыть роль денег на современном этапе, развитие новых систем денежного обращения, перспектив использования разных видов денег.

1. Рассмотрите исторический процесс развития обмена и появления первых денег.

2. Раскройте сущность и функции денег, их роль в развитии товарообмена. Покажите общественную значимость денег.

3. На основании истории развития покажите, почему общественная функция денег закрепилась за металлами.

4. Рассмотрите экономические условия и причины появления бумажных денег. Приведите исторические примеры.

5. Раскройте социально-экономическое значение бумажных денег, задачи органов государственной власти в связи с их появлением.

6. Выявите причины обесценивания бумажных денег, задачи государства в связи с этим.

7. Дайте характеристику современным денежным системам. Покажите место и роль безналичных и наличных денег в современных условиях. Выясните, являются ли безналичные и электронные деньги расчетными единицами или настоящими деньгами.

8. Рассмотрите причины распространения пластиковых карт и электронных расчетов, покажите их преимущества и недостатки, проблемы и перспективы дальнейшего развития.

9. Сделайте вывод о тенденциях и перспективах развития денежных систем и видов денег.

Литература

1. Белкин В. Г. и др. Особенности движения денег в современной экономике // Финансы и кредит. – 2006. – № 13. – С. 2–9.

2. Белоусов В. Д. Появление денег в Русском государстве // Финансы. – 2003. – № 10. – С. 59.

3. Войтов А. Г. Деньги / А. Г. Войтов. – М.: Дашков и К, 2008. – 237 с.

4. Деньги, кредит, банки / под ред. О. И. Лаврушина. – М.: КноРус, 2007. – 560 с.

5. Деньги, кредит, банки / под ред. Г. И. Кравцовой. – Минск: Изд-во БГЭУ, 2007. – 448 с.

6. Егоров Л. Г. К вопросу об определении понятия «деньги» // Финансы и кредит. – 2006. – № 5. – С. 14.

7. Евтухов А. Т. Суть денег через призму современных финансов // Финансы и кредит. – 2006. – № 6. – С. 14–22.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст