Тематика самостоятельных творческих работ по истории образования

ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ © Князев Е.А. 2012-01-12

Феномен первобытного воспитания и обучения.

Эволюция аксиологии воспитания: причины, ход, результаты, последствия.

Работа З. Фрейда «Тотем и Табу» и сущность становления воспитания.

Роль запретов в первобытном воспитании.

Сущность и происхождение педагогической деятельности в Месопотамии.

Возникновение и развитие обучения и воспитания в Древнем Египте.

Индоевропейские традиции воспитания: их отражение в «Ригведе».

Основы религиозного воспитания индуизма согласно учению варн.

«Дхарма», «карма», «сансара», «мокша» и «ахимса» в религиозном воспитании буддизма.

Сиддхарттха Гаутама и его педагогическое учение.

Становление педагогической традиции буддизма.

Специфика философии образования в учении Лао-цзы.

Основные педагогические понятия канонического сочинения «Дао дэ цзин».

Учение Кон фу цзы о принципах «жэнь», «сяо» и «ли».

Основные педагогические суждения книги «Лунь юй».

Особенности философской школы Пифагора и пифагорейцев.

Сократ и его философско-педагогическая система.

Эвристические диалоги-беседы Сократа.

«Майевтика»: ее основной смысл.

Платона и его роль в создании новых форм обучения.

Киники: их жизнечувствие.

Аристотель: особенности преподавания.

Авраам. Семейное воспитание в книге Бытие.

Иаков. Семейное воспитание в книге Бытие.

Иосиф и его братья. Семейное воспитание в книге Бытие.

Традиция семейного воспитания в Библии.

Десять заповедей: аксиология и воспитательный смысл.

Роль Моисея в истории воспитания.

Педагогическое творчество Пророков.

«Псалтирь»: учение о воспитании.

«Притчи» царя Соломона: Воспитательный аспект.

Становление концепции воспитания в книге «Экклезиаст».

Отличительные принципы христианского образования.

Иисус Христос – наш Спаситель и Учитель.

Нагорная проповедь: аксиологический аспект и основное воспитательное содержание.

Значение посланий св. апостола Павла в основании Христианского учения.

Роль Св. апостолов в основании учения Христианской Церкви.

Аксиология воспитательной системы Христианства

Социокультурные предпосылки создания системы христианского воспитания.

Основные отличия католической системы образования и воспитания.

Становление и развитие университетов в истории Европы.

Сходство и различие католического и протестантского образования.

Пуританская модель воспитания.

Исторические последствия Реформации в области образования.

Исторические последствия Контрреформации в области образования.

Мартин Лютер и развитие образования в Европе

М. Вебер о возникновении новой ментальности в Европе.

Иезуитская система образования.

Дж. Локк и концепции образования нового времени.

Ян Амос Коменский о предмете и методах педагогики.

Ян Амос Коменский о педагогике как самостоятельной отрасли знания

Концепция преемственности содержания всех ступеней образования.

Принципы всеобщности, обязательности и доступности низшего образования.

Концепция Гельвеция о становлении личности в процессе воспитания.

Сравнить подходы Локка и Гельвеция в воспитании и образовании.

Эволюция высшего образования Европы в период нового времени.

Эволюция среднего образования Европы в период нового времени.

Ж.- Ж. Руссо: о воспитании.

Принцип природосообразности воспитания по Ж.- Ж. Руссо.

Роль образования в естественном становлении человека по Ж.- Ж. Руссо.

«Человеку не как средство, но всегда также и как цель» И. Кант.

Ценность человеческой личности в философском учении Канта.

Эпоха просвещения: реформа образования.

Университет как научное сообщество по В. Гумбольду.

Основные принципы развивающего обучения.

Педагогические принципы Белл-Ланкастерской системы обучения.

Концепция обучения по Гебарту.

Педагогика «утопического социализма».

Культуросообразное воспитание по Дистервегу.

Адольф Дистервег. «Учитель немецких учителей».

Педагогика детского сада по Фребелю.

Свободное воспитание Э. Кей, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт.

«Трудовая школа» Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель.

Педагогика прагматизма Дж. Дьюи и его последователи.

«Экспериментальная педагогика» В.А. Лай, З. Мейман и др.

Педология Э. Торндайк, С Холл, А. Бине.

Наторп П. Философия как основа педагогики.

Утопические социалисты о педагогике.

Педагогика Марии Монтессори: «Метод научной педагогики…», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе», «Дети – другие».

Дж. Дьюи: «Психология и педагогика мышления», «Школа и общество».

Р. Штайнер: «Педагогические советы в Свободной вальдорфской школе».

Я. Корчак «Как любить ребенка», «Школа жизни».

Педагогическая система С. Френэ.

Марксизм о воспитании.

З. Фрейд: Философско-антропологическая концепция.

З. Фрейд и роль психоанализа в становлении образования нового типа.

Э. Фромм о воспитании.

К. Юнг: педагогические воззрения.

Маслоу Абрахам и гуманистическая педагогика.

Рождерс К. и гуманистическая педагогика.

Педоцентрическая теория и методика обучения.

Св. Кирилл и Мефодий – просветители славянские.

Характер эволюции древнерусского обучения и воспитания Х-ХIII века.

Древнерусская образованность: монастыри и города.

Ученики преп. Сергия. Монастыри и их роль в просвещении (конец XIV — XV вв.).

Архиепископ Геннадий Гонзов как просветитель.

Вольномыслие и образование в Новгороде и Москве: Федор Курицын.

Св. Нил Сорский о проблемах обучения и воспитания.

Св. Максим Грек и его просветительская деятельность.

«Домострой» как исторический источник по истории воспитания.

Братья И. и С. Лихуды: первое высшее училище в Московской Руси.

Предпосылки, причины и ход Петровских преобразований в обучении.

Причины, ход и результаты «вестернизации» образования в начале XVIII в.

Ученый-естествоиспытатель и просветитель Михаил Ломоносов.

Иван Бецкой теоретик, организатор и руководитель учебных заведений.

Научно-педагогическая деятельность Ивана Шварца.

Реформа образования в начале ХIХ в.: децентрализация.

Автономный университет: научно-педагогические основы

Царскосельский лицей — развитие и становление концепции.

Организационно-педагогические принципы автономии образования.

Особенности развития системы образования в первой половине ХIХ в.

С.С. Уваров и теория официальной народности и принцип сословности.

А.С. Хомяков идеи славянофильства в образовании.

Политические, социокультурные условия развития образования в условиях авторитарности во второй трети XIХ века.

«Педагогическая антропология» К.Д. Ушинского – источник по истории образования.

К.Д. Ушинский и развитие педагогической теории.

Н.А. Корф – земский просветитель.

Педагогические взгляды Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, В. Я. Стоюнина, В. П. Острогорского, Д. И. Тихомирова (один по выбору).

Лев Толстой: педагогическая концепция.

Педагогические взгляды Н.И. Пирогова.

Реформы и контрреформы образования в ХIХ в.

Контрреформа образования в ХIХ в. и возникновение общественно-педагогического движения в России.

А.Н. Бекетов и К.Н. Бестужев-Рюмин: создание Петербургских Высших женских курсов.

Социокультурный феномен неправительственного образования.

Концепция вольной высшей школы в России в начале ХХ века.

Теория свободного воспитания: К.Н. Вентцель.

Педагогическая концепция С.Т. Шацкого.

Московский городской народный университет А.Л. Шанявского: концепция.

В.П. Вахтеров: педагогическая концепция.

Институт П.Г. Шелапутина: вклад в педагогическое образование.

П.Ф. Каптерев – выдающийся русский теоретик педагогики.

В.И. Вернадский и парадигма высшего образования.

П.Ф. Лесгафт: концепция гармоничного развития личности.

Концепция отечественного образования в трудах Д.И. Менделеева.

Идея всестороннего развития личности в концепциях начала ХХ в.

Гр. П.Н. Игнатьев и запоздавшая реформа образования.

А.В. Луначарский и трансформация образования: 1917 г.

Развития образования в СССР (1917 – 1929).

П.П. Блонский и развитие образование в СССР.

П.Н. Лепешинский, И.В. Ионин, В.Н. Сорока-Росинский и идея «школы-коммуны» ( один по выбору).

Теория советского образования: А.П. Пинкевич, В.Н. Шульгин (один по выбору).

Педагогическая мысль: С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, А.С. Бубнов, А.П. Пинкевич (один по выбору).

Система образования в СССР (1929-53).

А.С. Макаренко: педагогическая концепция и ее воплощение.

Философия персонализма. Н.А. Бердяев.

Русский научный институт, Русское студенческое христианское движение (РСХД).

Социальная философия С.Л. Франка.

Труды по педагогике С.И. Гессена.

Личностно-ценностный подход к образованию.

Модернизация образование: исторический аспект.

Образовательная политика России: тенденции, ход осуществления и результаты.

Типология образовательных систем. Основные подходы к их анализу.

Авторитарная тенденция образования: ее причины, сущность и результаты.

Автономия личности в образовании.

Сабина Шпильрейн

Мария Крупенина

Моисей Пистрак

Иннокентий Жуков

Юлия Фаусек

Елизавета Тихеева

Лев Ландау и его школа.

Василий Давыдов

Даниил Эльконин

Эвальд Ильенков

Александр Мещеряков

Леонид Занков

Семен Калабалин

Андрей Колмогоров

Академик Дмитрий Лихачев

Юрий Лотман

Василий Сухомлинский

Юрий Бабанский

Патриарх Алексий II Архимандрит Иоанн (Экономцев)

Владимир Матвеев и «Учительская газета»

Людмила Новикова

Игорь Кон

Борис Бим-Бад и Открытый университет

Виктор Шаталов

Шалва Амонашвили

Леонид Мильграм и 45-ая школа

Александр Тубельский и «школа самоопределения»

Семен Богуславский

Владимир Караковский и школа № 1 Челябинска

© Е. Князев