Тема эксперимента

ОТЧЕТ ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МБДОУ №161 Г. РОСТОВАНАОНУ ЗА 2009-2012 ГОДЫ

Тема эксперимента: «Детская субкультура как механизм социализации дошкольника» (приказ министерства общего и профессионального образования РО от 13.11.2009 № 1745)

Руководитель Блажевская С.В.зав. МБДОУ № 161 г. Ростова-на-Дону

Научный руководитель-Иванова И.В.аспирант кафедры психологии РО ИПК и ПРО

Заведующий МБДОУ № 161 Блажевская С.В.

Адрес МБДОУ № 161

344023 г.Ростов-на-Дону, пр.Ленина 211а, тел./факс 8 (863)293-99-68

Эл. почта: HYPERLINK «mailto:[email protected]»[email protected], сайт МБДОУ: HYPERLINK «http://161rostov.ds-09.ru/»http://161rostov.ds-09.ru/

Цель эксперимента:

Определение способов развития социальной компетентности и становления личности дошкольников посредством детской субкультуры.

Задачи эксперимента:

Развивать социальную компетентность и становление личности дошкольников на основе разнообразных форм детской субкультуры

Выявить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми по развитию детской субкультуры как механизма социализации личности дошкольника

Определить оптимальные условия для комфортного проживания и развития дошкольников в дошкольном учреждении, способствующие развитию их нервно-психического, физического здоровья и социальной компетентности.

Разработать Методические рекомендации и практические пособия для педагогов по формированию социальной компетентности дошкольников посредством развития детской субкультуры.

Участники экспериментальной деятельности:

Педагогический коллектив МБДОУ № 161

Заведующая МБДОУ № 161 –Блажевская С.В. специалист высшей категории, «Почетный работник общего образования РФ»

Старший воспитатель высшей категории МБДОУ № 161 – Компанеец С.С.

Музыкальный руководитель первой категории – Щучкина И.Е.

Воспитатели первой категории — Сова Л.И., Александрук О.И., Алексеева М.Г. , Руденко А.И.

Другие образовательные учреждения Донской педагогический колледж, средняя школа № 3 г. Ростова –на-Дону.

Учреждения здравоохранения — ЛФД «Дворец Здоровья», Городской противотуберкулезный диспансер, МБЛПУ «Городская поликлиника №5».

4. Учреждения культуры- Библиотека им. Луначарского, Кукольный театр «Диапазон», Ростоблфилармония.

Результаты этапов реализации проекта:

На 1-ом этапе проекта (2009-2010г.) была проведена следующая работа:

Аналитико-прогностическая деятельность

Проведен анализ воспитательно-образовательного процесса, прогнозирование результатов деятельности.

Сформированы базы данных (нормативно-правовая, научно-методические разработки, собран передовой практический педагогический опыт по изучаемой проблеме)

В ходе реализации эксперимента было организовано взаимодействие МБДОУ с другими организациями: ДПК, Библиотека им. Луначарского, ЛФД «Дворец Здоровья», Городской противотуберкулезный диспансер, Кукольный театр «Диапазон» Ростоблфилармония, МБЛПУ «Городская поликлиника №5», МБОУ СОШ № 3,

Разработаны интегративные планы работы и взаимодействия специалистов МБДОУ.

Диагностически-мониторинговая деятельность:

Проведена диагностика эффективности работы воспитателей по развитию социальных компетентностей дошкольника, по результатам которой выявлено, что 45% педагогов имеют высокий уровень, 55%- средний. Проведенный в июне 2012 г. педагогический мониторинг показал следующие результаты. 90% педагогов используют метод проектов как наиболее эффективный в работе с детьми по развитию их социальной компетентности. Возрос уровень мотивационной сферы педагогов, положительные результаты в работе с детьми и родителями способствовали самоактуализации и развитию творческого потенциала педагогов.

Проведены маркетинговые исследования совместной деятельности родителей и детей в форме сочинений родителей — «Каков мой ребенок, его любимые игры и увлечения», «Что мы делаем в выходные дни», «Любимые книги и телепередачи» и анкетированиия «Ваш ребенок посещает детский сад». Анализ показал следующие результаты. 21% родителей подходят к играм и увлечениям детей формально, не проявляя особого внимания и интереса. 76% родителей в выходные дни предоставляют своим детям свободу в выборе занятий, ссылаясь на загруженность домашними делами и не уделяют особого внимания совместной деятельности с детьми.56% родителей интересуют успехи и достижения детей в детском саду, 70% с удовольствием посещают утренники и праздники, 30% приходят на родительские собрания. Результаты маркетинговых исследований показали, что в ходе эксперимента необходимо больше внимания уделять взаимодействию с родителями, привлекать их к совместной творческой деятельности с детьми и воспитателями. В связи, с чем большая часть запланированных проектов предполагала непосредственное участие родителей. А итоговые исследования показали, что 80% родителей не просто посещают праздничные мероприятия, но и становятся непосредственными участниками воспитательного процесса. С удовольствием делают совместно со своими детьми поделки, костюмы, участвуют в конкурсах («Мир сказок»- 2012 год, «Растим здоровыми», «Мы с дорогою на ВЫ» и др.), помогают воспитателям в оформлении групп, оборудовании игровых участков и т.д.

Проекционно-моделирующая деятельность

Научно-методические условия.

Произведен подбор методической литературы для работы воспитателей по данной проблеме, периодическое посещение сайтов дошкольного образования с целью получения информации об инновационной деятельности дошкольных учреждений работающих по проблемам социализации личности дошкольников

Проведена система мероприятий по развитию профессиональной компетентности педагогов

семинары и педагогические мастерские по темам: (авторы: Компанеец С.С., Сова Л.И., Руденко А.И., Александрук О.И.)

«Освоение ребенком позиции субъекта детской деятельности».

«Создание условий для реализации детских интересов и жизненной активности».

«Формирование у детей навыков социального поведения здорового образа жизни».

«Проектный метод в педагогической деятельности»

«Использование информационных технологий в процессе повышения уровня профессиональной компетенции»

Открытые показы занятий:

Использование разнообразных методов и форм работы с детьми, способствующих развитию социального опыта дошкольника в игровой деятельности (для студентов Донского педагогического колледжа — 2010г.)

Организация проблемных ситуаций способствующих развитию эмоциональной отзывчивости детей, их социальных чувств (для воспитателей Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону- 2011г)

Мир увлечений детей и родителей. Презентация для родителей ДОУ -2011г.

Конкурсы

Конкурс презентационных проектов воспитателей ДОУ по различным направлениям деятельности в рамках реализации задач экспериментальной деятельности ДОУ

Конкурс проектов по формированию здоровьесберегающей, социальной, интеллектуальной компетентностей детей.

Организационно-управленческая деятельность

В МБДОУ были созданы условия для реализации инновационных программ и технологий по проблеме развития социальной компетентности дошкольников.

Создан сайт дошкольного учреждения -2011год.

Усовершенствована материально-техническая база: в холле дошкольного учреждения (в 2012г.) установлена жидкокристаллическая панель, где периодически размещаются видео и фотоматериалы о жизни воспитанников в детском саду, их успехах и достижениях, информация для родителей, тематические презентации для детей и родителей.

Обновилось оснащение музыкального зала: установлен проектор (2011г.), пополнилась видеотека и аудиотека для проведения различных мероприятий с детьми по организации учебно-воспитательного процесса (2009 -2012г).

Для групп приобретены новые игровые пособия, наглядно-методический материал (2010 – 2011г).

Приобретены ноутбуки, ПК, для использования в работе педагогами информационных технологий (2011г.).

На 2-ом этапе проекта (2010-2011г.) осуществлялась внедренческая деятельность:

Реализация результатов работы первого этапа эксперимента

1.Осуществлялось широкое применение и реализация проектного метода, различных его форм и типов, включающих в себя интегрированный подход организации различных видов деятельности с детьми, а также взаимодействия детей и родителей.

2.Реализованы следующие проекты в работе с детьми

«Осень в гости просим», «Любимый город», «Детям о космосе», «День победы», и др. Подготовка к таким многоплановым, общесадиковским мероприятиям, как правило, включала в себя большую предварительную работу, как с детьми, так и родителями.

Особую роль здесь играл опыт и знания участников творческой экспериментальной группы педагогов детского сада Сова Л.И., Александрук О.И., Руденко А.И., Алексеевой М.Г. под руководством старшего воспитателя Компанеец С.С. Они выступали инициаторами и главной движущей силой для всего коллектива.

Систематически в общесадиковские проекты, входили:

выставки детского творчества «Осенние фантазии», «Моя любимая мама», «Зимние узоры»;

конкурсы «Креативная шляпка», «Новогоднее оформление групп», «Лучший прогулочный участок», «С днем рождения любимый город»,

праздники «Бантиков»;

театрализованные представления, спектакли «Гуси-лебеди», «Дюймовочка», «Стрекоза и муравей» и др.

Некоторые из перечисленных мероприятий за период экспериментальной деятельности (2009-2012г) стали традиционными для ДОУ.

Материалы о таких мероприятиях размещались на сайте дошкольного учреждения, организовывались презентации для родителей и коллег из других ДОУ района 2010г., 2011г., 2012г.

3.Результаты инновационной деятельности были представлены и опубликованы на:

международном форуме «Наука и современность 2011» Часть опыта работы была описана в статье «Детская субкультура – как механизм социализации личности дошкольника» в сборнике материалов международного форума «Наука и современность 2011» «Новый взгляд на современные тенденции развития».

4.Организовывались как индивидуальные выставки детского творчества и сотворчества родитель – ребенок —Говоров Павел, Аллаханова Тома, Руденко Катя, Полозюков Дима, так и групповые демонстрации коллекций «Мир Зублз», «Дружная семья Братц», «Человек-паук», « Мир принцесс», фотоальбомов «Наша группа», «Наши Модельеры», где дети могли продемонстрировать свои способности, поделиться своими увлечениями, что способствовало повышению их социального статуса в группе, и развитию таких форм субкультуры дошкольников как собирательство и коллекционирование

На 3-ем этапе экспериментальной деятельности

По результатам инновационной деятельности на 1,2 этапов проведен анализ полученных результатов, проведена корректировка планов работы МБДОУ и работы воспитателей с учетом ФГТ.

Подготовлены и выпущены учебно-методические рекомендации для педагогов: «Организации проблемно-игровых ситуаций в процессе освоения детьми социального опыта и норм поведения.»(2011г.), «Разработка и реализация групповых тематических проектов» (2011г.) «Требования к оформлению презентаций для родителей»

Опубликованы тематические проекты «Детям о космосе» 2012г., «Праздник Бантиков в детском саду» 2012г. И др.

Проведен анализ динамики участия педагогов и воспитанников дошкольного учреждения в конкурсах различного уровня в 2008г., 2010г., в 2011, где представители ДОУ являлись лауреатами:

– ежегодные городские конкурсы «Нет на свете родней милой мамочки моей»,

-всероссийской конкурс «Сценарии новогодних праздников»,

. — всероссийский конкурс «В мире сказок» -2012г.

демонстрация имеющегося опыта инновационной деятельности на методических объединениях дошкольных работников, как города, так и района (2009 – 2011г.), городских научно-практических конференциях (2009 — 2010г.), где получили высокую оценку.

Результаты экспериментальной деятельности педагогов по использованию проектного метода в воспитательно-образовательном процессе представлены на сайте МБДОУ и на районном семинаре для воспитателей «Использование проектного метода в работе с детьми в процессе экспериментальной деятельности ДОУ», который получил положительные отзывы коллег,

Итоговый мониторинг развития социальной компетентности детей показал, что 76% старших дошкольников доброжелательно настроены по отношению к сверстникам и взрослым, охотно вступают в общение, стремятся к взаимопониманию, имеют представления о нравственных качествах людей, стремятся к использованию разных приемов справедливого разрешения возникших проблем (распределения ролей, материалов, совместного игрового оборудования и др.)

Итоговый анализ хода и результатов инновационного проекта показал следующее:

Реализация инновационного проекта показала динамичность развития социальной компетентности и становление личности дошкольников на основе использования возможностей разнообразных форм детской субкультуры.

Выявлены наиболее эффективные формы и методы работы с детьми по развитию детской субкультуры как механизма социализации личности дошкольника, такие как проектный метод в форме организации и проведения тематических общесадиковских разновозрастных проектов, совместных театрализованных постановок, организации детского творчества и сотворчества «родитель-ребенок», использования в работе с детьми проблемно-игровых ситуаций и др..

Определены и частично созданы оптимальные условия для комфортного проживания и развития дошкольников в дошкольном учреждении (МБДОУ -санаторный для детей с туберкулезной интоксикацией, круглосуточного пребывания), способствующие развитию их нервно-психического, физического здоровья и социальной компетентности, что способствовало:

развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения дошкольников;

развитию групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом, а также- осознанию значимости своей личности;.

развитию представлений ребенка о ценностях культуры на основе принципа поливариативности;

ребенок стал субъектом детской деятельности, непосредственным участником и генератором идей и задумок.

Разработаны Методические рекомендации и практические пособия для педагогов по формированию социальной компетентности дошкольников посредством развития детской субкультуры.

Повысился профессиональный уровень педагогов, их творческая активность, развивается мотивационная сфера.

Выводы: Цели и задачи данной экспериментальной деятельности были реализованы в полном объеме, частично определены и апробированы оптимальные формы и методы работы с детьми.

Возросли представления каждого ребенка о ценностях культуры на основе встраивания взрослых в детскую субкультуру. Обогатился опыт разновозрастного группового общения дошкольников, возросла социальная уверенность.

Расширилась информационно-методическая и дидактическая оснащенность ДОУ и ее использование в процессе формирования социализации дошкольника.

Эксперимент выведен за границы ДОУ, в него включились учреждения образования, здравоохранения, культуры.

Выявлена необходимость дальнейшего развития эксперимента. Более глубоко практического использования требуют методы работы с родителями, развитие профессиональных качеств педагогов, использование информационных технологий, в т.ч.- использование ресурсов сайта МБДОУ.

Предложения

Несмотря на большой объем проделанной работы, и высокие результаты экспериментальной деятельности, мы считаем, что тема «Развитие детской субкультуры – как механизм социализации личности дошкольника» еще себя не исчерпала. Коллективу педагогов МБДОУ хотелось бы глубже проникнуть в проблему развития детской субкультуры, так как в дошкольном образовании эта тема затронута незначительно и требует более тщательного изучения и внедрения в процесс развития ребенка. Необходимо закончить подборку методов и форм работы с детьми, систематизировать наработанный материал, адаптировать его к применению в других ДОУ. Часть наработанных материалов еще не опубликована и в перспективе выход на периодические издания для дошкольных работников с целью трансляции опыта работы МБДОУ.

Педагогический коллектив МБДОУ № 161 и участники проекта ходатайствуют перед экспертным советом Минобразования Ростовской области о продолжении эксперимента по теме ««Детская субкультура как механизм социализации дошкольника» в 2013-2016 гг.

Руководитель проекта С.В.Блажевская

Научный руководитель И.В.Иванова