Тема общее представление о психологии как науке Человек как прир

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (ЧАСТЬ 1).

РАЗДЕЛ «ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ».

ТЕМА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ

Человек как природное и одухотворенное существо. Физическое, социальное и духовное Я человека. Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии. Определение психики. Специфические характеристики психического отражения. Функции психики. Психические процессы, психические состояния, психические свойства. Сознание и бессознательная психика.

Понятие о психологии как науке. Круг задач, решаемых психологами в различных областях производственной, социальной, духовной жизни общества. Житейская и научная психология: связь и различия. Общее представление о научной психологии как исторически развивающейся системе знаний и способов его получения.

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Необходимость введения в философии понятия души для объяснения ряда явлений психической жизни. Материалистические, идеалистические и иные понимания сущности психики в античной философии. Представления о душе Сократа, Платона и Аристотеля.

Взгляды философов нового времени о сущности психики (Р.Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк).

Становление психологии как самостоятельной науки. Сознание как предмет экспериментального психологического исследования (В.Вундт, У.Джемс).Метод интроспекции, его сущность. Интроспекция и эксперимент. Критика метода интроспекции.

Понятие ассоциации в психологии. Общее представление об ассоциативной психологии: ее возникновение, развитие и судьба.

Современные проблемы, понятия и направления психологии. Характеристика кризиса психологии начала 20 века. Возникновение новых научных школ. Проблема неосознаваемых процессов в психологии. Роль З.Фрейда в разработке проблемы бессознательного в психоанализе. Предсознательное и бессознательное. Методы исследования бессознательного. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода в психологии Дж.Уотсона. Схема «стимул—реакция». Развитие идей объективного подхода в необихевиоризме Э.Толмена. Необходимость введения понятия «промежуточные переменные».

Целостный подход в психологии. Краткая история постановки проблемы целостности в психологии. Возникновение Берлинской школы гештальтпсихологии. Метод феноменологического самонаблюдения.

Гуманистическая и когнитивная психология, основные представители и идеи.

Состояние российской психологии. Взгляды И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и их значение для развития психологии в России. Культурно-исторический подход в психологии (Л.С.Выготский). Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Понятие интериоризации. Примеры экспериментальных исследований ВПФ в школе Л.С.Выготского. Историческое развитие познавательных процессов в работах А.Р.Лурия.

Деятельностный подход в психологии. Необходимость введения категории «деятельность» в психологическую науку (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Взгляды Б. Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, П.Я. Гальперина, Б.Ф. Ломова, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Б.В. Зейгарник и др. и их вклад в развитие российской психологии.

ТЕМА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ МЕТОДОЛОГИЯ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК.

Состояние современной психологии. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук. Психологические аспекты гуманизации образования. Психология и педагогика. Психологическая готовность учителя как условие эффективности его профессиональной деятельности. Задачи психологии в современном обществе, в сфере труда, образования и развития человека. Проблемы психологической службы в школе и вузе.

Основные методологические принципы научной психологии. Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Психологическая наука и психологическая практика: проблемы их соотношения.

Методы психологии. Классификация и сравнительная характеристика методов и методик исследования. Наблюдение, требования к его организации и проведению в психологии. Беседа, анкетирование, опросники, изучение продуктов деятельности и другие эмпирические методы исследования психики. Экспериментальный метод в психологии. Лабораторный, естественный и другие эксперименты. Тесты и основные проблемы современной психодиагностики. Количественный и качественный анализ результатов психологического исследования. Возможности использования научно-психологических методов в работе учителя.

ТЕМА 4. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Проблемы субъективности человеческой психики. Мозг и психика. Строение и функции нервной системы. Функционирование и развитие мозга как органа психического отражения действительности. Основные закономерности психической деятельности. Динамическая локализация психических процессов.

Психофизиологическая проблема. Постановка психофизической проблемы Р.Декартом. Варианты решения психофизиологической проблемы. Решение психофизической проблемы в духе взаимодействия души и тела (Р.Декарт). Психофизический (психофизиологический) параллелизм, его психологический смысл (на примере гештальтпсихологии). Возможность третьей точки зрения на решение психофизиологической проблемы (И.М.Сеченов, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия).

Рефлекторная природа психического. Концепция «физиологии активности» Н.А.Бернштейна. Критика Понятие «рефлекторного кольца», двигательной задачи, сенсорных коррекций, «степеней свободы» движений, «модели потребного будущего». Схема рефлекторного кольца и его основные составляющие (блоки). Проблема целевой детерминации в концепции Н.А.Бернштейна. Уровни построения движений, по Н.А.Бернштейну. Конкретные примеры. Значение идей Н.А. Бернштейна для психологии.

ТЕМА 5. ФИЛОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ.

Возникновение и развитие психики в филогенезе. Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе. Проблема возникновения психики в эволюции. Разные точки зрения на решение этой проблемы (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм). Необходимость возникновения психического отражения в эволюции. Понятия раздражимости и чувствительности, абиотических и биотических раздражителей. Гипотеза А. Н.Леонтьева об условиях возникновения чувствительности в эволюции. Этапы психического развития в филогенезе, по А.Н.Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Взаимоотношение поведения животного и форм отражения им мира. Общая характеристика и примеры видового, генетически заданного, поведения животных. Индивидуально-изменчивое поведение животных: навык и интеллект. Исследование интеллекта животных, функциональное использование орудий.

Возникновение, историческое развитие и структура сознания Основные отличия психики человека от психики животных, их обусловленность качественными различиями между деятельностью человека и деятельностью животных. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Роль трудовой деятельности в формировании сознания. Ее особенности: социальность, орудийная опосредствованность, продуктивность. Биологические предпосылки трудовой деятельности. Особенности общения у животных и у человека. Качественное отличие «средств» у животных и «орудий» у человека. Орудия труда и «психологические орудия» (знаковые системы). Сознание и язык. Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Его функции. Качественные отличия «языка» животных от человеческого языка.

ТЕМА 6. ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Понятие о поведении и деятельности. Предметный характер человеческой деятельности. Психологическая структура деятельности. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Понятия потребности и мотива. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Понятие действия. Характеристика действий как процессов, направленных на достижение сознательных целей. Операции и задачи, условия реализации действия. Управление действием и его контроль. Внешняя и внутренняя деятельность. Процессы интериоризации и экстериоризации. Освоение деятельности. Навыки, умения и привычки в структуре деятельности личности. Закономерности и этапы их формирования и воспитания в жизни и учебе школьника. Основные виды деятельности. Иерархия деятельности личности. Роль деятельности в формировании и проявлении личности. Проблемы единства деятельности и сознания

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ»

ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Понятие о познавательной деятельности, ее значение. Структура познавательной деятельности. Познавательная мотивация. Внешние и внутренние гностические действия. Познавательные процессы как основа получения знаний о мире. Познавательные способности. Роль эмоций и волевой регуляции в познавательной деятельности. Формирование познавательной деятельности. Диагностика познавательной деятельности и способностей учащихся.

ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ.

Понятие об ощущении как форме чувственного познания. Проблема адекватности и специфичности чувственного познания. Физиологические основы ощущений. Рецепторы и анализаторы, рефлекторная дуга и кольцо (И. М Сеченов, И. П. Павлов, Н. А. Бернштейн, П .К. Анохин, Е. Н. Соколов). Виды и классификация ощущений и рецепторов. Свойства ощущений. Закон Вебера-Фехнера. Пороги ощущений. Чувствительность и ее измерение. Взаимодействие и динамика чувствительности. Субсенсорные ощущения. Порог различения. Адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия.

Восприятие как более сложный сенсорный познавательный процесс. Активный характер восприятия. Роль прошлого опыта, установок, мышления, речи, сознания в восприятии. Свойства восприятия: предметность, целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, константность. Основные виды восприятия. Восприятие времени, движения и пространства. Восприятие и личность. Перцептивные особенности личности, их учет и развитие в процессе обучения и воспитания.

ТЕМА 9. ВНИМАНИЕ.

Понятие о внимании. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Проблема внимания: история и современное состояние. Теории внимания. Внимание как деятельность контроля. Физиологическая модель внимания. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Факторы, способствующие непроизвольному вниманию: внешние (особенности объекта) и внутренние (установки, эмоциональные состояния и т.д.). Роль сознательно поставленной цели и волевой характер произвольного внимания. Переход интереса цели в процессуальный интерес как одно из условий возникновения послепроизвольного внимания. Свойства внимания. Устойчивость и колебания внимания. Зависимость устойчивости внимания от значимости объекта и организации деятельности. Объем внимания. Переключение и распределение внимания. Рассеянность и ее виды. Качества внимания, необходимые для успешного выполнения учебных задач. Внимательность как свойство личности Условия и путь развития внимания и формирования внимательности у школьников.

ТЕМА 10. ПАМЯТЬ.

Понятие памяти Память и представления. Виды и типы памяти. Кратковременная и долговременная память. Ассоциация как один из механизмов памяти. Теория памяти. Память и деятельность. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание. Непроизвольное и произвольное запоминание и воспроизведение. Связь запоминания с особенностями деятельности. Память и мышление. Рациональные способы заучивания учебного материала. Закономерности сохранения и забывания. Реминисценция. Способы управления памятью. Роль памяти в учебном процессе. Индивидуальные особенности памяти и их учет в обучении. Память и личность.

ТЕМА 11. МЫШЛЕНИЕ.

Понятие о мышлении как высшей формы познавательной деятельности. Обобщенность и опосредованоость процесса мышления. Этапы протекания мышления и формы фиксации его результатов. Понятие, суждение, умозаключение. Мыслительные действия и операции. Основные виды мышления. Мышления и практическая деятельность. Мышление и речь. Мышление и эмоции. Психологические закономерности формирования усвоения понятий в процессе обучения. Мышление как решение задач. Особенности творческого мышления и условия его развития в обучении. Индивидуальные особенности мышления.

ТЕМА 12. ВООБРАЖЕНИЕ.

Понятие о воображении как высшем интеллектуальном процессе. Функции воображения. Роль воображения в жизни, обучении, в художественном и научном творчестве. Воображение как психологическая система (Л. С. Выготский). Виды и основные процессы воображения. Индивидуальные особенности воображения, их учет в учебном процессе.

ТЕМА 13. РЕЧЬ.

Речь как особая форма психической деятельности. Язык и речь. Психологические функции речи. Виды речи. Особенности устной речи. Монологическая и диалогическая речь. Интонация и другие коммуникативные и экспрессивные возможности устной речи. Письменная речь и ее особенности. Понимание речи, психологические основы овладения устной и письменной речью. Роль речи в развитии психики, сознании и поведении человека. Психологические компоненты культуры речевого поведения. Значение речи в педагогической деятельности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЧАСТЬ 2».

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

Понятие личности в психологии и различные подходы к пониманию сущности личности. Многозначность понятия личности в современной психологии. Широкая и узкая трактовки понятия «личность». Естественная природа и социальная сущность человека как личности. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, субъект, индивидуальность. Биологическое и социальное в психологической структуре личности. Основные психологические параметры (подсистемы) структуры личности (А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и др.). Основные представления о генезисе и движущих силах развития личности. Влияние среды и наследственности на формирование личности. Органические предпосылки и социальные условия развития личности. Индивид и личность. Индивид как биосоциальная целостность. Активность личности в процессе ее формирования. Личностное и психологическое развитие.

ТЕМА 2. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Самосознание как отражение реального бытия личности. Происхождение, структура, функции и развитие самосознания. Самосознание и рефлексия. Образ собственного «Я» (Я — концепция) как подвижная система объективных представлений человека о себе и субъективных отношений к себе. Основные компоненты образа «Я»: когнитивный, эмоциональный, регуляторный. Самооценка личности и ее роль для становления самосознания. Психологическая защита личности. Жизненный путь личности как составляющая ее психического облика. Личность и время. Психологическая история личности.

ТЕМА 3. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Понятие об эмоциях. Эмоция как переживание субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей и внутренней действительности. Связь эмоций с потребностями личности. Данные экспериментальных исследований и теоретические представления о возникновении эмоций: теории Джемса-Ланге, Кэннона-Барда, Шехтера. Обусловленность эмоций потребностями и ситуацией. Разновидности эмоциональных проявлений. Возможные основания классификации эмоций. Классификация эмоций: чувственный тон, ситуативные эмоции, эффекты, настроения, стрессы. Понятия эмоции, аффекта, настроения, страсти, переживания. Эмоциональный тон ощущений, его приспособительное значение. Аффекты, их биологическое значение. Отличительные признаки аффекта. Ситуативные эмоции как регулятор деятельности. Исследования стресса, тревожности, фрустрации. Понятие эмпатии. Высшие чувства как результат развития личности. Их виды и значение в жизни человека. Объективное выражение эмоций и чувств. Проблемы управления эмоциями. Эмоциональные черты личности.

Понятие о воле. Целенаправленный характер волевых действий и их виды. Регулирующая, стимулирующая и сдерживающая функции воли. Мотивы волевых действий. Структура волевого действия: выбор или постановка цели, борьба мотивов, принятие решения, исполнение, преодоление трудностей, оценка и анализ результатов. Природа волевого усилия. Воля, и риск Волевые действия в экстремальных условиях. Накопление опыта волевого поведения. Волевые качества личности. Психологические особенности человека сильной воли (целеустремленность, ответственность, решительность, настойчивость, самостоятельность) и слабой воли (безответственность, нерешительность, отсутствие целеустремленности, наличие упрямства и негативизма). Значение воли в жизнедеятельности человека.

ТЕМА 4. ТЕМПЕРАМЕНТ

Понятие о темпераменте. Роль темперамента в психике и поведении. Физиологические основы темперамента. Сущность исследований этой проблемы в научных школах И. П. Павлова, В. М. Теплова, В. Д Небылицина. Критический обзор основных конституционных теорий. Место темперамента в структуре личности. Основные свойства и проявления темперамента (К. Г. Айзенк, В. С. Мерлин, В. М. Русалов и др.).

ТЕМА 5. ХАРАКТЕР

Характер как система проявления отношений человека к социальной действительности, к труду, к другим людям, к себе, к вещам. Природа характера. Связь характера с темпераментом и его социальная обусловленность. Проявление характера в деятельности, речи, поступках, во внешнем облике. Структура характера. Черты характера и закономерная связь между ними. Параметры характера: сила, глубина, устойчивость, динамичность и цельность. Акцентуации характера. Формирование характера в деятельности и общении. Психологические основы саморазвития характера.

ТЕМА 6. СПОСОБНОСТИ

Понятие о способностях. Общие и специальные способности. Проявление и формирование способности в деятельности. Врожденное и приобретенное в способностях. Задатки как природные предпосылки способностей, их роль в развитии способностей. Динамичность способностей (В. М. Теплов, В. А. Крутецкий, В. Д. Шадриков). Качественная и количественная характеристика способностей. Проблемы диагностики способностей. Уровни развития способностей. Одаренность, талант, гениальность. Формирование способностей. Роль склонностей и интересов в формировании способностей.

ТЕМА 7. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ.

Направленность личности как иерархическая система потребностей, мотивов и целей личности. Установки и позиции личности. Интересы в структуре направленности личности. Виды и функции интересов. Идеалы, смысловые образования, ценностные и эмоциональные ориентации личности. Убеждения и мировоззрение. Психологические основы формирования направленности личности.