Тема моего реферата физиология памяти и разнообразные способы бы

Введение

Тема моего реферата – физиология памяти и разнообразные способы быстрого и эффективного запоминания.

Моя тема связана с большой и интересной проблемой управления памятью.

Проблема очень актуальна, т.к. в современном мире человеку постоянно нужно запоминать и хранить в голове большое количество информации, сохранять навыки и умения. Чтобы не тратить на запоминание и повторение информации лишнего времени, нужно знать механизмы памяти. Также нужно уметь использовать мнемотехнику, или, как говорил изобретатель этой науки, Симонид Кеосский, «систему вспоможения памяти». Знающий и правильно использующий приемы мнемотехники человек может запомнить большее количество информации, чем человек, не знакомый с этой наукой. При чем на запоминание у него уйдет меньше времени, а срок хранения информации будет большим. Подчеркнуть значение для школьников.

Цель реферата – создание обзорной статьи о памяти и мнемотехнике в доступной ученикам 9 класса форме.

Задачи:

Освоение теоретического материала по вопросам:

Поиск и обработка информации по специальным вопросам из разнообразных источников информации

Создание статьи, описывающей физиологию памяти, ее классификацию и приемы мнемотехники на уровне, доступном ученикам 9 класса.

Что такое память. Запоминание, процессы у животных

Память – комплекс процессов запечатления, накопления, хранения, воспроизведения и утраты опыта, происходящих в центральной нервной системе. Значение памяти очень велико, т.к. память – сквозной процесс (ее нарушение отражается на всех видах деятельности человека).

Память во всех проявлениях.

Примеры:

Память и научение, простейшие проявления у животных.

Память человека. Виды памяти.

Память у человека.

В изучение памяти человека внесли огромный вклад психолог Карл Лэшли и его ученик Дональд Хебб.

Виды памяти.

По запоминаемому объекту или явлению память делится на двигательную (моторную), образную, эмоциональную (аффективную) и словесную (словесно-логическую). При помощи моторной памяти запоминаются движения и письменная речь, а при помощи образной, лица, обстановка и т.д. Аффективная память используется для запоминания чувств, а словесная – слов.

Также память делится на процедурную и декларативную. Процедурная память – это знание того, как нужно действовать. Она развивается в ходе эволюции раньше, чем декларативная. Привыкание, например, это – процедурная память. Под декларативной памятью понимают запоминание объектов, событий, эпизодов, лиц, мест, предметов и т.д. Декларативная память часто основана на ассоциации одновременно действующих раздражителей.

По запоминанию память делят на произвольную и непроизвольную, объяснить

а по времени «хранения» запомненной информации на непосредственную (1-2 секунды), кратковременную (несколько минут), долговременную (от нескольких часов до нескольких лет) и постоянную (вся жизнь).

Существует еще множество классификаций памяти: на слова и на вещи, память тела (привычка) и духа (спонтанная).

По способу получения информации : зрительная…

Физиология памяти.

Материальный носитель – нервная ткань. Что может происходить с нейронами, какие они бывают.

Структуры мозга, связанные с процессом памяти.

Разные виды памяти связаны с определенными отделами головного мозга. С процессами памяти, вероятнее всего, связаны мозжечок, гиппокамп и кора больших полушарий головного мозга.

Мозжечок

Мозжечок контролирует все виды движений, в нем хранятся условные рефлексы. Животные с удаленным мозжечком теряли старые условные рефлексы и не могли выработать новые. Например, в одном эксперименте у кролика выработали условный рефлекс моргания одним глазом в ответ на определенный звук. С этим звуком много раз сочеталось воздействие струи воздуха, направленной в глаз. Это воздействие вызывало безусловный рефлекс моргания. Через некоторое время кролик начал моргать только при звуковом сигнале. После этого у кролика удалили небольшой участок мозжечка со стороны того глаза, где был выработан рефлекс. Условный рефлекс исчез, но безусловный (моргание при воздействии струи воздуха) остался. После этой операции условный рефлекс на звук мог быть образован только для другого глаза. Следовательно, соответствующие следы памяти хранились в определенной области мозжечка.

Гиппокамп

Гиппокамп был объектом многочисленных исследований, однако его роль в процессах научения и памяти до сих пор в точности не известна. Мы можем лишь предполагать его возможные функции на основе результатов экспериментов и наблюдений. Наблюдения показали, что повреждениями гиппокампа хорошо помнят все, что узнали до болезни, но не могут вспомнить даже лица человека, которого видели только что. Следовательно, нарушен именно процесс запоминания.

При помощи гиппокампа животные и, возможно, люди ориентируются на местности, запоминают места, в которых уже были. Например, в результате экспериментов с крысами ученые доказали, что некоторые нейроны гиппокампа реагируют только тогда, когда животное находится в определенном знакомом ей месте. В другом исследовании был использован лабиринт с радиальными ходами, в конце каждого хода лежала еда. Крысы со здоровым гиппокампом быстро изучали лабиринт и никогда не повторяли своих прежних маршрутов (не шли в то ответвление лабиринта, где пища уже съедена). После удаления гиппокампа способность крыс ориентироваться в лабиринте сильно ухудшилась, они пытались найти пищу в уже пройденных ими ответвлениях несколько раз.

Функцией гиппокампа также является и перенесение информации из непосредственной памяти в кратковременную, из кратковременной в долговременную, а из долговременной в постоянную. Гиппокамп и медиальная часть височной доли участвуют в процессе консолидации. Консолидация – это закрепление следов памяти. Под этим процессом подразумеваются изменения, которые должны произойти в мозге, чтобы информация перешла из одного вида памяти в другой.

Кора больших полушарий головного мозга

Кора головного мозга имеет первостепенное значение для памяти. Однако ее функции еще менее понятны, чем функции гиппокампа. Человеческое мышление связано с речью, поэтому результаты экспериментов на животных могут рассматриваться только как приблизительные аналоги.

В ходе экспериментов было выяснено, что у обезьян при помощи коры полушарий формировалась «установка на обучение». Например, в задаче на выбор инородного предмета, предложенной психологом-приматологом Гарри Харлоу, обезьянам предлагались три предмета, два из которых были одинаковыми, а третий от них отличался. За выбор отличного предмета обезьяны получали вознаграждение. Через некоторое время у обезьян сформировалось представление об инородном теле, они стали выбирать его с первой попытки. После удаления у обезьян височных долей коры полушарий головного мозга они не могли уловить таких закономерностей.

Следы памяти в коре широко разбросаны и многократно дублируются.

Эксперименты

Гипотезы о механизмах памяти.

Кратковременная память

Гипотеза реверберации является одной из первых. Ее анатомическим обоснованием служили данные Лоренто де Но о наличии в ткани мозга замкнутых нейронных цепочек. Она основана на том, что циркуляция импульса по замкнутым нейронным сетям мозга постепенно приводит к структурному изменению мембран нейронов. Эти изменения являются материальными носителями информации, «следами памяти». Гипотеза реверберации в настоящее время не популярна по следующей причине. Из нее следует, что амнезии должны необратимо разрушать «следы памяти», т.е. забывание всегда является необратимым. Однако эксперименты показали, что после амнестического воздействия иногда происходит полное восстановление утраченной информации или навыка. Оно может быть ускорено методом напоминания. На основании этих фактов гипотеза реверберации многими учеными полностью отрицается.

Гипотеза о двухэтапном развитии процессов кратковременной памяти: первый этап – кратковременная память и второй этап – промежуточная. Кратковременная память устойчива к электрошоку и гипоксии (кислородному голоданию), а промежуточная чувствительна к этим воздействиям.

Гипотеза, представляющая память как единовременный процесс формирования и закрепления энграммы(следа памяти) для длительного хранения. Ее развитию предшествовала работа А.М.Шнейдера и В.Б.Шермана, опубликованная в 1968 году. Они доказали, что для забывания важно не время между обучением и амнестическим воздействием (электрошоком), а время между воспроизведением и электрошоком. Позднее различными экспериментами было доказано, что электрошок может вызвать забывание даже прочных следов памяти, если он наносится сразу после стимула, активизирующего эти следы. Следовательно, амнезия – результат потери возможности воспроизведения следов памяти. Следы носят обратимый характер, т.е. методом напоминания или спонтанно могут актуализироваться.

4. Нарушения памяти называют амнезиями. Амнезии бывают органическими (происходят в результате поражений мозга) и аффекточные (в результате психологических травм). Также амнезии классифицируют по их прогрессированию на стационарные, прогрессирующие и регрессирующие и по нарушенному процессу на фиксационные и анекфорные.

Есть множество способов «помощи» памяти, самый известный из них – методика двойной стимуляции.

5. Влияние на эффективность памяти.

запоминание

PAGE

PAGE 4