Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение рабо

А.С. Обухов

ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Тема 1. Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В.Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С.Л. Рубинштейна

Цель: освоить научные основания начала исторической психологии как особого направления психологических исследований.

Основные понятия: исторический и психологический вопрос, история как рассказ о событиях, история и психология, индивидуализм в предании и в истории, душа народа, психология народа (В. Вундт); наука о духе, метод историографии, внутренний опыт, опыт письменного «Я», описательная психологи, психологизация смысловых образований культуры (В. Дильтей); время и бытие, бытие как присутствие во времени, человек в пространстве времени, бытие и сущее, время и временное, эпоха, настоящее, четыре меры времени, со-бытие (М. Хайдеггер); человек и мир, становление бытия во времени и пространстве, время и бренность, время и непрерывность обновления (С.Л. Рубинштейн).

Вопросы:

Каковы философские и научные предпосылки развития исторической психологии как отдельного научного направления?

На каких основаниях происходит взаимодействие истории и психологии в рамках исторической психологии?

В чем особенности методов исследования в исторической психологии?

Какие существуют подходы к рассмотрению бытия человека во времени?

В чем выражаются основные идеи В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С.Л. Рубинштейна в отношении рассмотрения человека в пространстве времени (общие позиции и различия во взглядах)?

Литература:

Вундт В. Проблемы психологии народов. – СПб.: Питер, 2001. – 160 с.

Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: Алетейя, 1996. – 160 с.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – С. 282 – 406. Конспект раздела: «Становление бытия во времени и пространстве» (С. 322-324);

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.: ФОЛИО, 2003. – 512 с. (Предыдущее издание – М.: Республика, 1993. – 447 с.). Конспект главы: «Время и бытие» (по изданию 1993 года – С. 391 – 406).

Тема 2. Философские основы исторической психологии. Обсуждение работы К.Ясперса «Смысл и назначение истории» (конспект)

Цель: освоение понятия «осевое время», разделяющего сознание на «историческое» и «доисторическое».

Основные понятия: осевое время, история и доистория, схема мировой истории, настоящее и будущее, смысл и назначение истории, историческое и доисторическое сознание, границы истории, единство истории, преодоление истории.

Вопросы:

Что К. Ясперс выделяет в качестве критериев осевого времени?

Порождение каких историко-культурных и психологических феноменов К.Ясперс определяет в осевом времени?

Что такое история и историческое сознание с точки зрения К. Ясперса?

Каковы особенности развития исторического сознания с осевого времени и где сохраняется доисторическое сознание?

Что понимает К. Ясперс под преодолением истории?

Литература:

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. – М.: Республика, 1994. – С. 28 – 286.

Тема 3. Историогенез психического. Обсуждение работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия «Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок» (конспект)

Цель: освоить основные идеи культурно-исторической психологии об историчности развития высших психических функций.

Основные понятия: три стадии в развитии подведения (инстинкт, научение, интеллект), орудийная деятельность, три плана психологического развития (филогенез, онтогенез, историогенез), историческое развитие высших психических функций (память, внимание, абстракция, речь и мышление), знак как орудие психического, развитие знакового поведения.

Вопросы:

Какие стадии выделяют в развитии поведения?

Какие выделяют планы психологического развития и в чем выражается их взаимосвязь?

Какие теории культурно-психологического развития выделяют Л.С. Выготский и А.Р. Лурия и в чем их различия?

В чем выражаются биологические предпосылки развития сознания?

Какие особенности можно выделить в особенностях психических функций первобытного человека?

Какие аналогии в развитии историогенеза и онтогенеза сознания наблюдаются у ребенка?

Что является орудием развития психического в культурно-историческом плане и как его развитие определяет развитие психических свойств и функций?

Литература:

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224 с.

Тема 4. Историогенез психического. Обсуждение работы Б.Ф. Поршнева «О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии)» (конспект)

Цель: ознакомится с концепцией Б.Ф. Поршнева о начале и движущих силах историогенеза психического.

Основные понятия: ускорение исторического прогресса, внешнее и внутреннее определения понятия начала человеческой истории; феномен человеческой речи; тормозная доминанта; имитация и интердикция; плотоядение; появление огня; труд, общество, производство; генезис речи-мышления (суггестия и дипластия); генезис образов, значений, понятий.

Вопросы:

В чем выражается ускорение исторического прогресса?

Какие можно выделить критерии появления собственно человека?

В чем выражается феномен человеческой речи?

Что такое тормозная доминанта и в чем она проявляется?

Какова роль имитации и интердикции в развитии психики в истории?

В чем заключается роль питания и огня в антропогенезе с точки зрения Б.Ф. Поршнева?

Какова роль речи и мышления в развитии психики в антропогенезе?

Литература:

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Науч. ред. О.Т. Вите. – СПб.: Алетейя, 2007. – 720 с. Конспектирование глав 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10.

Тема 5. Исследования первобытного мышления. Обсуждение работы Л. Леви-Брюля «Сверхъестественное в первобытном мышлении» (конспект)

Цель: освоить основные идеи Л. Леви-Брюля, раскрывающие закономерности первобытного мышления.

Основные понятия: коллективные представления первобытных людей и их мистический характер; закон партиципации; операции и приемы пра-логического мышления; пра-логическое мышление и счисление; религиозно-магические институты; безразличие первобытного мышления к естественным причинам; переход к высшим типам мышления.

Вопросы:

В чем выражаются коллективные представления в сознании первобытного человека и каков их характер с точки зрения Л. Леви-Брюля?

Какие основные законы первобытного сознания выделяет Л. Леви-Брюль?

Какие первичные социальные институции выделяет Л. Леви-Брюль и в чем своеобразие их проявлений?

В чем выражается взаимосвязь реального и мистического опыта первобытного человека?

Какие критерии выделяет Л. Леви-Брюль в различении первобытного и современного сознания, в чем выражается переход к высшим типам мышления?

Литература:

Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 608 с. Конспект части 1: «Первобытное мышление» – С. 7 – 372.

Тема 6. Исследования первобытного мышления. Обсуждение работы К. Леви-Строса «Первобытное мышление» (конспект)

Цель: освоить основные идеи К. Леви-Стросса, раскрывающие закономерности первобытного мышления.

Основные понятия: конкретность первобытного мышления, логика тотемических классификаций, системы трансформаций; сакральное и профанническое; празднование, тотемические церемонии, ритуал, социальная организация, тотемические предки; тотем и каста; эндогамия и экзогамия; категории, элементы, виды и числа; универсализация и партикуляция; индивид в качестве вида; синхрония и дисинхрония, исторические и траурные ритуалы, жизнь как постоянство и периодичность, мифологическая история; история и диалектика.

Вопросы:

Какие основные особенности первобытного мышления выделяет К. Леви-Строс?

В чем выражается особенность взаимосвязи и обособления сакрального и профанного в первобытных обществах?

Какова роль тотема и табу в первобытных культурах?

Значение ритуала в жизни первобытных обществ?

Какова роль мифа в первобытном мышлении?

В чем своеобразие понимания мира и собственной жизни у человека в первобытных культурах?

В чем заключается метод бинарных оппозиций в структуралистком анализе первобытных культур?

Литература:

Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст. и прим. А.Б. Островского. – М.: Республика, 1994. – 384 с. Конспектирование главы «Неприрученная мысль» – С. 111 – 336.

Тема 7. Теория, философия и психология мифа

Цель: освоить основные концепции и теории о мифе и мифологическом сознании.

Основные понятия: диалектика мифа, миф как реальность, миф как личностное, мифологическая картина мира, эвристическая значимость мифологии, многозначность сущности мифа, структура мифов, магическая значимость мифов о происхождении мира, мифы и ритуалы обновления, эсхатология и космогония, мифы памяти и забвения, скрытые формы мифа, психологические функции мифа, мифологические основы обыденного сознания.

Предусматривается знакомство с избранной литературой по теории, философии и психологии мифа.

Вопросы:

Что есть миф с точки зрения А.Ф. Лосева?

В чем особенность мифологической картины мира?

Каковы основные функции мифа для сознания человека?

Какова структура мифа?

Какова роль мифа для миропонимания на разных этапах истории человечества?

В чем выражается взаимосвязь мифа с ритуалами и обрядами?

В чем выражаются и как проявляются мифологические пласты в обыденном сознании современного человека?

Литература:

Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 304 с.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа / Сост., подг. текста, общ. ред. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого. – М.: Мысль, 2001. – 558 с.

Мамардашвили М. Появление философии на фоне мифа // Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. – СПб.: Издательство «Азбука», 2000. – С. 37 – 53.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. – 407 с.

Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. – М.: Гардарики, 2001. – 398 с. – Ч. II. Гл. 1. Мифологическое сознание как форма проявления парадоксов. – С. 66 – 81.

Фонтенроуз Д., Бэском В., Клакхон К., Хьюман С. Обрядовая теория мифа: Сб. науч. трудов / Составл., перевод, предисловие и примечания А.Ю. Рахманина. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2003. – 216 с.

Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем. – М.: Республика, 1996. – 448 с.

Элиаде М. Аспекты мифа. – М.: Академический Проект, 2001. – 240 с.

Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы. – М.: Ладомир, 2000. – 414 с.

Тема 8. Первобытная культура: психология и социальная структура

Цель: ознакомление с основными представлениями об особенностях социальной организации и психологии первобытных культур.

Основные понятия: социальная организация, система родства, социальные санкции и примитивный закон, преступление и обучай, идеология, духовная культура, языковое и этническое состояние первобытных культур; миф и магия, примитивные культы, тотем и табу, анимизм и всемогущество мысли; священное и мирское, обряды и церемонии, инициации и посвящения; становление знаковых систем, знаковое поведение, первобытное искусство, динамика культурных изменений.

Предусматривается конспектирование студентом одной из книг (по выбору).

Вопросы:

В чем своеобразие социальной организации первобытных обществ и как оэто определяет особенности первобытного мышления?

Каковы основные принципы и формы социальной регуляции поведения человека и социальной общности в первобытных культурах?

Значение идеологии и религиозных мировоззрений в становлении человеческой культуры?

Значение мифа, магии, ритуала и обычая в жизни первобытного человека?

Значение и формы проявления системы инициаций и посвящений в первобытных культурах?

Какие закономерности наблюдаются в развитии знаковых систем и знакового поведения в историогенезе древних обществ и культур?

Особенности, социальное и психологическое значение искусства первобытного человека?

Литература:

Алексеев В.П. Становление человечества. – М.: Политиздат, 1984. – 462 с.

Колер И., Ранке И., Ратцель Ф. История человечества: Доисторический период / Введение Г. Гельмольта – СПб.: ООО Издательство «Полигон», 2003. – 335 с.

Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры / Пер. с англ. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 959 с.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. Пер. с англ. – М.: Рефл-бук, 1998. – 304 с.

Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. Пер. с англ. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 304 с.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989. – 573 с.

Томас Г. Древний человек / Пер. с фр. А. Мединской. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2002. – 160 с.

Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – М.: Азбука-Классика, 2008. – 256 с.

Шер Я.А., Вишняцкий Л.Б., Бледнова Н.С. Происхождение знакового поведения. М.: Научный мир, 2004. – 208 с.

Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 144 с.

Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / Пер. с фр. Г.А. Гельфанд; Науч. ред. А.Б. Никитин. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999. – 356 с.

Тема 9. Культура древних обществ: психология и социальная структура

Цель: ознакомление с основными представлениями об особенностях социальной организации и психологии древних обществ.

Основные понятия: социальная организация культур древних обществ, идеология, духовная культура, языковое и этническое состояние древних культур; возникновение государств, функции государства; быт и культура повседневной жизни древних обществ.

Предусматривается конспектирование студентом одной из книг (по выбору).

Вопросы:

Каковы социальные и психологические предпосылки появления первых организованных обществ и государств?

Каково значение идеологии и духовного пласта культуры в древних обществах и государствах?

Социальная организации древних государств и роль государства в жизни человека?

Каково языковое и этническое своеобразие древних государств?

Особенности повседневной жизни человека в древних государствах?

Литература:

Георгиева Т.С. Культура повседневности: в 3 кн. Кн. 1. Частная жизнь и быт древних обществ: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2005. – 335 с.

Емельянов В.В. Древний шумер. Очерки культуры. – СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2003. – 320 с.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Пер. с англ. Т. Толстой. – СПб.: Амфора, 2001. – 314 с.

Тема 10. Понимание психологии античности: логический греческий разум

Цель: освоить историко-психологические основания развития логического сознания в Античности.

Основные понятия: от мифа к логосу, значение письменности в становлении культуры, психологические основы античности, греческий разум как дитя полиса, вызревание логического сознания, политическая личность в античности, античная ментальность; философия, эстетика, мифология античности, общая эстетическая терминология.

Предусматривается знакомство с работами А.Ф. Лосева и Ж.П. Вернана по античности.

Вопросы:

Каково значение письменности в становлении сознания?

В чем особенности социальной организации и политической жизни в античных городах-полисах?

Как проявляется переход сознания от мифа к логосу в античность?

В чем своеобразие античной ментальности?

Как зарождается и благодаря чему развивается логический разум?

Литература:

Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.: Прогресс, 1988. – 224 с.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2-х книгах. Книга 1. – М.: Искусство, 1992. – 656 с.

Тема 11. Культура и личность в эпохи Средневековье, Возрождение и Реформацию

Цель: проследить особенности народной культуры Средневековья и особенностей средневековой ментальности; вычленение личностного начала в эпоху Возрождения; Реформация как идеологическая революция.

Основные понятия: ментальность в Средние века, символическая картина мира, повседневная жизнь Средневековья, яркость и острота жизни, иерархическое понимание общества, рыцарская идея, мечта о подвиге и любви, идеалистический образ жизни и образ смерти, книжное знание, типы религиозной жизни, страх перед Богом, народная культура и смеховой мир карнавала, материально-телесный низ и народно-праздничные формы, формы мышления в практической жизни; гуманизм и реализм как идеалы Возрождения, эталоны красоты и чувственности, рождение индивидуальности, индивидуальность и личность, индивидуалистический характер Ренессанса, зарождение гуманизма, начала концепции индивидуальной личности; Реформация как пересмотр системы базовых идей о Боге через человека.

Предусматривается знакомство с работами М.М. Бахтина, Й. Хейзинги, А.Я. Гуревича, А.Ф. Лосева и др.

Вопросы:

В чем своеобразие повседневной жизни в средневековье?

Особенности ментальность средневекового человека?

Давление аскезы серьезности и буйство карнавала в жизни средневекового человека?

В чем особенности книжного знания в средневековье и отношение к книге в ту эпоху?

Как проявляется мистическое и прагматическое мышление в средневековой повседневной жизни?

Что выступало предпосылками появления гуманизма в эпоху Возрождения?

В чем выражаются ключевые идеи гуманизма, повлиявшие на развитие самосознание человека и ценности индивидуальности человека?

В чем основное значение Реформации для изменения ментальности человека?

Через какие культурные формы зарождаются культурные средства становления индивидуалистического сознания человека?

Литература:

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с.

Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм / Пер. с нем. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 208 с.

Гуревич А.Я. Человеческая личность в средневековой Европе: реальная или ложная проблема? // Развитие личности. – 2003. – №1. – С. 24-31; № 2. – С. 29-40.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст