Тема Разговор Раскольникова с Соней на ее квартире (Анализ эпиз

Творческая мастерская

Анализ эпизода

Тема: Разговор Раскольникова с Соней на ее квартире (Анализ эпизода из гл. 4, ч. 4 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Цели: обучающая — обучение умениям анализировать эпизод;

развивающая — развивать умения отстаивать собственную точку зрения; развивать потребность в творческой деятельности, развитие индивидуальных способностей; воспитывающая — воспитание умения общаться между собой,

соблюдая основные принципы толерантности; здоровьесберегающая — создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке.

Оборудование: оформление доски.

1.«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» (Достоевский Ф.М. Из писем брату).

2.«У Раскольникова «помутилось сердце», он перестал верить в Бога. Для Достоевского безбожие неизбежно оборачивается человекобожием. Если нет Бога, я сам бог… свобода от Бога раскрылась как чистый демонизм; отречение от Христа — как рабство Року. Проследив пути безбожной свободы, автор подводит нас к религиозной основе своего мировоззрения: нет другой свободы, кроме свободы во Христе; не верующий во Христе подвластен Року» (К. Мочульский).

Рабочие столы для творчества микрогруппы: текст романа, портрет писателя, вопросы для обсуждения, Евангелия от Иоанна, 11:1-45 (притча о воскрешении Лазаря), видеофильм «Преступление и наказание».

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Раскольников, разделив людей на два разряда и разрешив себе «кровь по совести» сознательно вмешивается в «промысел Божий». Результат этого ужасен: совершив убийство, нарушив непреложный христианский закон, он отходит и от Бога, и от других людей, испытывает мучительное одиночество и страшные нравственные терзания. Они толкают его к Сонечке Мармеладовой, в которой он поначалу видит человека, чем-то похожего на него. Ведь она тоже «преступила» христианскую заповедь, став блудницей. Участь несчастной девушки, вынужденной ради спасения семьи от голодной смерти совершить тяжкий грех — пойти на панель, становится для Раскольникова символом безвинных страданий, которыми наполнен мир: «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

Разговор с Сонечкой становится для него открытием.

I этап — индукция: индикатор — фрагмент фильма «Преступление и наказание» дает эмоциональный настрой: способствует пробуждению чувств, эмоциональному вовлечению учащихся в текст произведения.

После просмотра эпизода каждый учащийся получает индивидуальное задание.

1.Каково ваше зрительное восприятие героев фильма?

2.Как вы понимаете цитаты, записанные на доске?

3.Добро, зло и свобода в понимании Достоевского.

4.Евангельские мотивы в романе (исследование).

5.Тема падения и духовного возрождения человека

II этап — самоконструкция: итог индивидуальной работы по заданию. Ниже приводятся ответы на самые трудные вопросы.

Противостояние между добром и злом — основной конфликт в романе Достоевского «Преступление и наказание». По мнению писателя, зло порождается действительностью; например, яростной, ожесточенной реакцией на несправедливые жизненные условия. Добро же сосредоточено в духовном начале человека, «натуре», сопротивляющейся проникновению идеи зла и насилия.

Важное место в романе занимает категория свободы. Человек свободен в своем выборе творить добро и зло. Оба начала, темное и светлое, сосредоточены в Раскольникове, центральном герое произведения. В нем борются «действительность и натура» (как их определяет Порфирий Петрович). Автор показывает причины озлобления Раскольникова. Оно накопилось из-за унижений и оскорблений, попирающих его человеческое достоинство. На него влияет и увиденное в жизни: убийство лошади; попытка прилично одетого господина воспользоваться беззащитным положением изнасилованной девочки на Конногвардейском бульваре; боязнь повторить судьбу Мармеладова (жить за счет продавшей себя замуж Дуни).

Чтобы возвыситься над всем страдающим миром и обрести человеческое достоинство, он создает свою теорию. В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно посредством уничтожения меньшинства. Раскольников претендует на право пролить «кровь по совести», которое не может быть дано ни одному человеку.

Представление о зле иллюстрируют и углубляют в книге два персонажа: Свидригайлов и Лужин. Первый понимает свободу как беспредел насилия, второй — как самоутверждение за счет своей красивой и образованной, но бедной жены. Зло этих людей характеризуется крайним эгоизмом. Теория Раскольникова содержит элементы философии того и другого. Жажда власти «над всем человеческим муравейником» посредством насилия сосуществует со светлой половиной его души, которая тянется к Соне. Раскольников может сочувствовать людям.

Соня в романе — олицетворение безграничного добра. Она из сострадания близким отдала на поругание свое тело. К ней не пристает никакая грязь. Соня борется за Раскольникова, чтобы воскресить его для будущей жизни. Главная ее цель в этой борьбе — убедить Раскольникова покаяться. Она силой собственной души противостоит природе зла и насилия. Под благотворным влиянием Сони Раскольников сначала доносит на себя, а затем на каторге проходит мучительный путь от ненависти и ожесточения к покаянию и любви.

Что же более свойственно человеку? Добро или зло? В каком случае выбор более свободен? Соня осознанно выбирает свой путь, понимая, к каким испытаниям себя подводит из сострадания к другим. Раскольников тоже, вроде бы, сам создает свою теорию, но множество внешних обстоятельств толкают его к этому. Раскольников со своей теорией не только не противостоит жестоким законам общества, но даже вписывается в них. Выбрав зло, он выбирает то, к чему его подталкивает жизнь. Сохранить в себе доброту и сострадание гораздо труднее. Сознательное покаяние Раскольникова — мужественный шаг свободного человека к обретению истины.

Известный русский философ Николай Бердяев, говоря о героях Достоевского, утверждал, что человек, повернувший от глубин зла к добру, не свернет с вновь избранного им пути.

Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» )

Достоевский по праву считается христианским писателем. Все его произведения пронизывает мысль о том, что человечество, забывшее христианские заповеди добра и милосердия, пораженное болезнью индивидуализма, неминуемо ждут катастрофические последствия. Каждый из его романов — это пророчество и предупреждение, попытка воззвать к совести и требование принять нравственный закон. Вот почему так важны в произведениях Достоевского евангельские мотивы.

Они органично входят в структуру первого из его «великих» романов — «Преступление и наказание». В центре его находится идея индивидуализма, связанная с образом Раскольникова. Ей противопоставлена идея христианского смирения и искупительного страдания, воплощенная в образе Сонечки Мармеладовой. В соответствии с этим с каждым из героев связан целый комплекс евангельских мотивов.

Основывая сюжет романа на истории идеологического преступления Раскольникова, Достоевский ставит вопрос о том, что происходит в душе убийцы и какие последствия для личности преступника несет нарушение не столько юридического, сколько нравственного закона — одной из главных христианских заповедей: не убий. Этот мотив является сквозным, определяющим все основные сюжетные повороты романа. Раскольников, убивая старуху-процентщицу, отступил от Бога, а его наказание — это не каторжные работы, а нравственные терзания, муки совести, которые герой испытывает задолго до того, как состоялся суд и он отправился на каторгу. Это, по Достоевскому, «наказание опричь каторги», которое, по сути, и толкает героя к признанию, а страдания, которые испытывает осужденный преступник на каторге, — это, наоборот, путь к очищению и возрождению его души.

Так в роман входит другой основополагающий евангельский мотив: мотив искупительного страдания и жертвенной любви. Он пронизывает образ Сонечки. Вся ее жизнь отдана служению идеалам добра. Как и сестра Раскольникова Дуня, она готова принести себя в жертву ради других людей. Она тоже «преступила» христианскую заповедь, став блудницей, но сила ее сострадательной любви такова, что она остается чиста. При этом самоотверженность Сони далека от простого смирения, она направлена на спасение погибающих. Ее жертвенность — отражение крестной жертвы Христа. Вот почему именно к ней идет Раскольников за помощью, истерзанный муками совести.

Кульминационная сцена романа — признание Раскольникова в своем преступлении Сонечке — не случайно вся овеяна евангельскими образами и мотивами. За чтением Вечной Книги сошлись убийца и блудница. Но Соня оказалась не только жертвой этого мира, но и активным борцом с его злом. Она читает легенду о воскрешении Лазаря, чтобы вернуть Раскольникову веру, надежду, любовь, укрепить его на пути раскаяния. Его дерзкое своеволие оказалось надломлено, бунт героя начинает склоняться к смирению. Символично, что из рук Сони Раскольников принимает «простонародный крестик». Путь обновления героя — это путь признания народной веры, христианского взгляда на жизнь, который исповедует Соня. Достоевский считал, что именно народ сохраняет исконные основы веры и нравственности, а потому призывал всех соединиться с «почвой», то есть народом. Писатель был убежден, что только на пути к евангельской мудрости человек может оставаться человеком, и показал это в своем романе.

Главный герой романа — бывший студент Родион Раскольников — человек острой мысли, огромной внутренней прямоты и честности. Он не терпит никакой лжи и фальши, а собственная нищета открыла его ум и сердце страданиям миллионов. Не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатый и сильный безнаказанно господствует над слабыми и угнетенными и где тысячи жизней гибнут, задавленные нищетой, Раскольников убивает жадную, наживающуюся на чужом горе старуху — процентщицу. Ему кажется, что этим убийством он бросает символичный вызов всему миру. Но мало того, что одно убийство влечет за собой другое, убийство ростовщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась глубоко запрятанная, самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над человеческим «муравейником». Очевидно, власть нужна Раскольникову для того, чтобы спасти Полечку, Соню, Катерину Ивановну, спасти страдающее человечество даже ценою собственного несчастья: «страдание взять на себя!»

Этот немногословный человек действует в одиночку. Сам вырабатывает план, сам собою руководит, сам исполняет, берет на себя всю ответственность. В определенном смысле это эксперимент на себе, ведь герой проверяет свою теорию своими действиями. Физически он убивает другого, а духовно себя. Его преступность видна сразу, не сразу виден его эксперимент над своей совестью. У него искренние, честные намерения, хотя он и заблуждается.

Теория Раскольникова, человека сумрачного, замкнутого, болезненно- восприимчивого, родилась под влиянием жизни. Важно и то, что родилась она «под тяжелым петербургским небом», в душной, тесной каморке. Раскольников принимает теорию, согласно которой «необыкновенный» человек имеет право… то есть не официальное право, а сам… имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того требует».

Причины, заставившие Раскольникова «переступить через кровь», раскрываются постепенно, на протяжении всего романа.

Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления, — сцена признания Соне. В этой сцене с особой силой столкнулась теория Раскольникова с правдой Сони, отрицающей право человека на убийство. Раскольников высказывает Соне различные объяснения убийства: «хотел Наполеоном сделаться», помочь матери и сестре; ссылается на безумие, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех, об утверждении своей личности: «вошь я, как все, или человек». Но все доводы рассудка, прежде казавшиеся ему столь очевидными, отпадают один за другим. Если прежде он верил в свою теорию и не находил никаких возражений против мер, то теперь, перед правдой Сони, она рассыпается в прах. Раскольников начинает чувствовать нелепость своего чудовишного эксперимента.

Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, и даже сам создатель этой теории вынужден с ним согласиться:

«- Я ведь только вошь убил. Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

-Это человек-то вошь!

-Да ведь и я знаю, что не вошь, — ответил он, странно смотря на нее.

-А впрочем, я вру, Соня, — прибавил он, — давно уже вру…»

Соня призывает Раскольникова всенародно покаяться в своем преступлении, принять наказание. И Раскольников идет на перекресток и целует землю, которую своим преступлением осквернил.

Достоевский рассказывает о нравственном состоянии Раскольникова после убийства, чтобы показать, ценой каких страданий он расплачивается за него. Страх становится постоянным его спутником. Он теряет веру в себя, в свои силы, и к самому себе испытывает отвращение. Раскольникову не страшна каторга, настоящим наказанием для него является наказание совестью.

Соня спасает Раскольникова. Но ведь он сам шел навстречу этому спасению, он наказан и спасен своей собственной непотерянной человечностью, своей любовью.

В эпилоге романа Раскольников убеждается в ложности своего пути, своей теории. «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

IIIэтап — социоконструкция: работа в микрогруппах с эпизодом романа, погружение в него.

1.Каково место данного эпизода в общей композиции романа?

2.Установить функцию эпизода.

3.Описать пространственную локализацию и хронологические (временные) параметры эпизода.

4.Разбить эпизод на «кадры» (микрофрагменты) и дать их последовательный анализ.

5.Отметить мастерство писателя в построении эпизода, использованные им приемы выразительности.

IVэтап — социализация: защита вопросов каждой группы. Учащиеся делятся на 5 групп и выполняют задание.

«Человек есть тайна, — писан Достоевский. — Ее надо разгадать». Основывая сюжет романа «Преступление и наказание» на истории идеологического преступления Раскольникова, писатель ставит вопрос о том, что происходит в душе убийцы, какие последствия для личности преступника несет нарушение не столько юридического, сколько нравственного закона, как можно преодолеть и развенчать бесчеловечную теорию его героя. Идее индивидуализма, связанной с образом Раскольникова, противопоставлена идея христианского смирения и искупительного страдания, воплощенная в образе Сонечки Мармеладовой. Одно из важнейших столкновений этих двух идейных полюсов и представлено в эпизоде разговора Раскольникова с Соней на ее квартире.

Раскольников, разделив людей на два разряда и разрешив себе «кровь по совести», сознательно вмешивается в «промысел Божий». Результат этого ужасен: совершив убийстве, нарушив непреложный христианский закон, он отпадает и от Бога, и от других людей, испытывает мучительное одиночество и страшные нравственные терзания. Они толкают его к Сонечке Мармеладовой, в которой он поначалу видит человека, чем-то похожего на него. Ведь она тоже «преступила» христианскую заповедь, став блудницей. С другой стороны, к Соне его влечет и потребность еще раз убедиться в правильности своих теоретических построений: ведь история этой девушки и всей семьи Мармеладовых для Раскольникова символ несправедливости мира, отсутствия в нем Бога. Участь несчастной девушки, вынужденной ради спасения семьи от голодной смерти совершить тяжкий грех — пойти на панель, становится для Раскольникова символом безвинных страданий, которыми наполнен мир: «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит!». Не случайно в разговоре с девушкой он жестоко говорит о том, что детей Катерины Ивановны ждет та же участь. В ответ Соня может противопоставить только свою веру: «Бог, бог такого ужаса не допустит!». Но может ли поверить в это Раскольников?

Разговор с Сонечкой становится для него открытием. Перед ним отнюдь не «тварь дрожащая» и далеко не смиренная жертва обстоятельств, и вовсе не «юродивая», как думает Раскольников. Находясь в нечеловеческих условиях, Сонечка сохранила живую веру в добро и справедливость, осталась человеком в самом высоком смысле, а потому к ней не липнет грязь. «Ты тоже … загубила свою жизнь», — говорит ей Раскольников. Кажется, Соня соглашается с ним, но она думает прежде всего о других, готова принести себя а жертву ради их спасения. Ее жертвенность — отражение крестной жертвы Христа. В этом ее сила и опора, которой она хочет укрепить и Раскольникова. Она читает ему из книги Нового завета, подаренного ей убитой Раскольниковым Лизаветой, «про воскресение Лазаря». Это важнейший фрагмент Евангелия, который свидетельствует о возможности чуда — воскрешения того, кто, казалось бы, уже давно мертв. За чтением Великой Книги сошлись убийца и блудница, но Сонечка нашла путь к воскрешению, а Раскольникову он еще только предстоит. И помочь ему на этом пути оказывается способна именно она, всей своей жизнью показывая пример христианского смирения, любви, добра и сострадания. Именно к ней приходит потом, как и обещал , Раскольников, чтобы признаться в своем преступлении; от нее он получает помощь и пример того, как вечные христианские ценности могут противостоять уродству и грязи окружающей жизни. В осознании этого залог его грядущего возрождения.

Мастерство писателя.

-Достоевский использует прием детали: предметная деталь, цветовая деталь, слова-символы.

-Используются неполные предложения. Они вносят в речь оттенок быстроты действия или состояние взволнованности. Предложение намеренно обрывается.

-Выделение опорных слов и фраз, которые выражают идею эпизода, курсивом.

Это способ характеристики персонажа.

-Используется экспрессивно-оценочная лексика.

-Авторская характеристика создается с помощью предложений с именным составным сказуемым.

С помощью обособленных сравнительных оборотов или распространенных определений со значением сравнения.

Используются наречия меры и степени.

V этап — афиширование: творческое оформление (рисунки, схемы) как результат групповой деятельности при постижении изучаемой проблемы.

Самопожертво

вание

Сострадание

Сонечка, вечная

Сонечка, пока мир стоит

Смирение

Покаяние

Убийство – разрушение нравственных принципов

Одино

чество

«Тварь дрожащая или право имею»

Теория «Сильной личности»

Покаяние «он встал на колени посреди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем»

VI этап — разрыв: пополнение прежних знаний новыми.

-Сделайте вывод об идейно-художественном смысле эпизода.

-Разговор с Сонечкой становится для него открытием.

Находясь в нечеловеческих условиях, Сонечка сохранила живую веру в добро и справедливость. Ее жертвенность — отражение крестной жертвы Христа. Она читает ему книгу Нового завета «про воскрешение Лазаря». Это важнейший фрагмент Евангелия, который свидетельствует о возможности чуда — воскрешение того, казалось бы, уже давно мертв. За чтением Великой Книги сошлись убийца и блудница, но Сонечка нашла путь к воскрешению, а Раскольникову он еще только предстоит. И помочь ему на этом пути оказывается способна именно она, всей своей жизнью показывая пример христианского смирения, любви, добра и сострадания. От нее он получает помощь и пример того, как вечные христианские ценности могут противостоять уродству и грязи окружающей жизни. В сознании этого залог его грядущего возрождения.

VII этап — рефлексия. Этот этап показал, что урок достиг своей цели. Учащимся была дана возможность оценки, самооценки деятельности каждого.

Дифференцированное домашнее задание.

1.Как поставлена и решена тема веры и безверия на страницах романов писателя.

Напишите сочинение-эссе «Герои Достоевского в спорах о вере и безверии».

2.Как Достоевский отвечает на вопросы: «Как уничтожить зло на земле? Где путь к человеческому братству?

Напишите сочинение-эссе.

3.Выскажите свое мнение об иллюстрациях к роману. Если возможно, создайте свои.