Тема Воображение

Занятие 8.

Тема: Воображение.

Цели:

Дать знания о процессах воображения и связях его с другими психическими процессами.

Прививать навыки самонаблюдения, самоанализа.

Оборудование: Карточки с заданиями, бумага, краска.

Ход занятия:

Понятие воображения.

Этапы процесса воображения.

Самонаблюдения и самоисследования.

Понятие воображения

Как определить уровень развития своего воображения

Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Понятия «воображение» и «фантазия» являются синонимами. Воображение приходит в действие на том этапе познания, когда очень велика неопределенность ситуации, много неизвестного. Именно с помощью воображения (фантазии) человек находит выход в сложнейшей ситуации при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.

Воображение порождено трудовой деятельностью человека и развивается на ее основе. Но есть большая группа профессий, для овладения которыми особенно важно иметь активное воображение, как воссоздающее (создание образа предмета, явления по его описанию), так и творческое (создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности).

Проанализировать, как развито у вас воображение, помогут нижеприведенные задания. Выполняя их, сравнивайте свои результаты с результатами своих товарищей. Чем выше результат, тем лучше развито воображение.

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности:

осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;

способствует предвосхищению будущего;

«оживляет» то, что было ранее.

Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе.

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.

Важную роль в создании новых временных связей играет слово.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно.

Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие.

Деятельность воображения зависит от общей направленности личности.

С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость.

Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.

Воображение, как и восприятие, память, мышление,- познавательный процесс. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. И в этом отношении оно неразрывно связано с памятью.

Общее и отличное между мышлением и воображением. И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения

Возникновение творческой идеи

«Вынашивание» замысла

Реализация замысла

Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. Выделяют:

реалистическое воображение (отражает действительность, предвосхищает события);

фантастическое воображение («отлетает» от действительности).

Известный советский психолог А. Р. Лурия описал человека, которому достаточно было что-нибудь представить себе, как можно было наблюдать удивительные перемены, происходящие в его теле. В специальных опытах наблюдали, как он мог повысить температуру правой руки на 2° и понизить температуру левой руки на 1,5°. Для этого ему было достаточно «увидеть», что его правая рука лежит на краю теплой плиты, а левой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял ритм работы сердца («видя» себя бегущим за трамваем) или замедлял его («видя» себя спокойно лежащим в постели). Чем можно объяснить этот факт?

Объясните, почему, прочитав описание того или иного заболевания, не искушенный в медицине человек воображает, что он заболел именно этой болезнью, и у него развиваются соответствующие симптомы.

Самонаблюдения. Особенности воображения

Разделить класс на группы, дать задание:

1. На рисунке даны незаконченные изображения предметов. Дорисуйте их в течение 1 мин. Сравните их с рисунками товарищей, обратите внимание на индивидуальные различия в определении рисунков.

INCLUDEPICTURE «../../Газета%20биология/Лабораторный%20практикум%20по%20анатомии,%20физиологии%20и%20гигиене%20человека.files/19.gif» \* MERGEFORMATINET

2. Каждая группа получает задание изобразить фигуру или сценку с помощью мимики и жестов, все должны вообразить, что это такое и дать правильный ответ.

— встревоженного кота,

— грустного пингвина,

— восторженного кролика,

— хмурого орла,

— разгневанного поросенка,

— горячий утюг,

— будильник,

— чайник,

— телефон,

— кофемолку.

3. Нарисуйте пословицы:

— на чужой каравай рот не разевай,

— за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь,

— дареному коню в зубы не смотрят,

— одна голова хорошо, а две лучше,

— доброе слово и кошке приятно.

4. Придумайте для зоологического сада марсианских животных, нарисуйте их и дайте им имена.

5. Возьмите листок бумаги, согните его пополам. Капните на одну из сторон каплю чернил, закройте эту половинку второй и разотрите так, чтобы получилась клякса. На что она похожа?Какое воображение было задействовано, когда вы выполняли описанные действия, и какое, когда вы работали с кляксой? (Воссоздающее воображение; творческое воображение.)

6. Проанализируйте образы, которые возникали у вас при рассматривании кляксы.

1. Возникали ли статические фигуры (неподвижные дома, животные, лица людей и пр.)?

2. Возникали ли динамические образы (летящие птицы, самолеты, насекомые, собирающие пыльцу, работающие люди, бегущие звери и пр.)?

3. Вызывали ли эти образы приятные или неприятные чувства или были для вас безразличны?

(Воображение людей, у которых возникают динамические образы, а иногда и целые сцены, отличается большим богатством. По ассоциации образы могут вызывать как приятные, так и неприятные чувства или быть нейтральными.)

Практические работы

Задание 1. Проанализируйте свое воссоздающее воображение. Для этого решите 4 следующие задачи. (Предупреждаем, что никакие чертежи при решении делать нельзя.)

Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 6 м и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?

Представьте себе, что от точки А вы прошли на юг 10 шагов, затем повернули на восток и также сделали 10 шагов, после опять сделали 10 шагов на юг, а затем повернули на запад, прошли столько же и, наконец, сделали 10 шагов на север. Какая фигура получилась из указанных отрезков?

Представьте себе окружность. Поставьте в центре окружности точку, на равном расстоянии от нее (внутри окружности)проведите две параллельные линии, а затем к этим прямым на таком же расстоянии от центра проведите две перпендикулярные линии. Какая фигура получилась внутри окружности?

Представьте себе квадрат. Проведите в нем диагонали. Затем двумя горизонтальными линиями разделите квадрат на равные части. Сколько получилось фигур и какие?

Проверьте правильность решения каждой задачи с помощью чертежа. Затем подсчитайте количество полученных баллов: условно решение первой задачи оценивается 4 баллами, второй -5 баллами, третьей -6 баллами, четвертой -15 баллами.

Подсчитайте, сколько всего вы получили баллов и сколько времени ушло на решение задач.

Задание 2. Установите уровень развития у себя творческого мышления. Для этого решите следующие задачи:

1. Мысленно представьте себе, что у вас есть деревянный шарик диаметром 30 мм. Придумайте и укажите на бумаге было в принципе применять в этом качестве (например, вместо скалки при раскатывании теста и др.).

Еще одно замечание: различными считаются только те варианты, которые существенно отличаются друг от друга. Например, ответы «Для рисования на бумаге» и «Для рисования на стене» однотипные. Учтите, что некоторые карандаш действительно можно творческие люди могут за один присест без ограничения времени найти около 50 вариантов применения карандаша.

3. Если вы справились с карандашом, попробуйте пофантазировать с использованием других предметов, например кирпича, щетки для обуви, пустого пакета из-под молока и т. д.

Сравните свои результаты с результатами товарищей. Оценить свои результаты можете следующим образом: за каждый новый вариант применения предмета -1 балл; за каждый оригинальный вариант -2 балла.

Задание 3. Проанализируйте свое творческое воображение. Для этого в течение 20 мин составьте возможно большее число предложений, чтобы в каждое из них обязательно вошли указанные ниже три слова (в любом падеже):

а)ветер, вода, велосипед;

б)машина, сыр, кино;

в)яблоко, пожар, ярость.

Каждое предложение оценивается в 2 балла. Для остроумных и оригинальных предложений добавляется по 2 балла.

Если при составлении предложения в нем использована только формальная сторона предмета или явления и предложение может быть принято с натяжкой, за него дается 1 балл.

Подсчитайте число заработанных вами баллов.

Задание 4. Обойдите комнату, постепенно прикасаясь ко всем вещам (стол, стул, тетрадь, книга, шкаф…).(словами или рисунком) как можно больше предметов, которые можно сделать, используя этот предмет. Работайте 5 мин. Сравните свой вариант решения с вариантами своих товарищей. Каждый предложенный вариант оценивается в 2 балла.

За однотипные варианты начисляйте по 1 баллу, за остроумные и оригинальные — по 4 балла.

2. В течение 5 мин придумайте (и запишите) как можно больше вариантов использования обыкновенного карандаша. Имейте в виду, что можно придумывать самые нелепые — с точки зрения здравого смысла — вещи, непременное условие — чтобы

И за всеми вещами постарайтесь представить себе людей, которые их делали. Перечислите профессии этих людей.

Это упражнение с разными предметами полезно повторять почаще, оно что-то вроде духовной гимнастики, поможет вам никогда и ни на что не смотреть безралично, научит видеть за всем труд человека. Кроме того, это упражнение хорошо развивает воображение.

Задание 5. Определите живость, яркость своего воображения. Для этого проделайте ряд упражнений на разные виды представлений. Зачитывая слово — раздражитель, старайтесь как можно более ярко представить себе соответствующий образ. Оценку за степень яркости образа проставьте себе сами, исходя из следующих критериев:

0 — представление полностью отсутствует; 1-представление слабое; 2 — живое; 3 — очень яркое.

1.Зрительные представления.

Ромашка. Лицо матери. Холодильник. Огурец. Автобус. Абрикос. Алые розы. Собака. Бедный человек.

2.Слуховые представления.

Бой барабана. Свист милиционера. Собачий лай. Звук горна. Голос классного руководителя.

3.Осязательные представления.

Бархатная ткань. Прикосновение ко льду. Укол иглы. Мел в руках. Ползущая по руке оса.

4.Обонятельные представления.

Запах: земляники, лука, черемухи, бензина, мяты.

5.Двигательные представления.

Аврал. Азарт. Плавание. Качание на качелях. Молчание.

Итоговые вопросы

Подсчитайте отдельно по каждому виду представлений количество баллов.

По результатам практических работ дайте оценку уровню развития своего воссоздающего воображения, творческого воображения.

Приведите примеры профессий, которые предъявляют повышенные требования:

а) к воссоздающему воображению; б) к творческому.

Как развивать воображение

Мы отмечали ранее, что воображение человека тесно связано с его мышлением. Мысль и образ неразделимы, поэтому все, что способствует развитию мышления (об этом говорилось на с. 83), полезно и для воображения.

И мышление, и фантазия, возникшие в трудовой деятельности, исключительно важны для организации и осуществления в любом виде деятельности. С другой стороны, конструктивно участвуя

в любой деятельности, человек развивает в себе самом навыки воображения и творчества.

Трудно дать однозначные рекомендации, как целенаправленно развить свое воображение. Вот несколько самых общих соображений на этот счет.

1. Воображение развивается в игре, особенно в тех ее видах, где человек как бы выполняет определенную роль. О некоторых таких играх рассказывает в своей книге «Грамматика фантазии» известный писатель Джанни Родари. Мы не будем пересказывать здесь ее содержание, приведем только описание наиболее доступных игр.

«Игра со словами» — началом игры может служить любое слово, которое является ключевым. К каждой его букве придумываются первые пришедшие в голову слова. Начинаются эти слова с буквы, входящей в ключевое слово. Затем из этих слов придумывается история или рифмованные строки (стихи).

«Игра в рассказчика» — все участники игры по очереди рассказывают своим товарищам выдуманную историю. Затем иллюстрируют свой рассказ рисунками.

«Игра в фантастические гипотезы» — техника ее заключается в постановке вопроса: что было бы, если бы…? Играющий должен быстро назвать любые пришедшие ему в голову подлежащее и сказуемое. Они в сочетании со словами «что было бы, если бы…» создадут гипотезу, на основе которой начинает работать фантазия. Например: «Что было бы, если бы город Москва оказался посреди моря?»; «Что было бы, если бы к вам постучался крокодил и попросил конфет?» и т. д. Больше всего увлекают самые неожиданные и даже нелепые вопросы. Польза от такой игры в том, что воображение привыкает «соскальзывать» с привычных накатанных рельсов обычного смысла и в своем развитии получает мощный толчок.

«Игра в придумывание загадок» — очень облегчает придумывание загадок такой прием, как отстранение от знаний, т. е. как бы характеристика объекта или явления для человека, который его никогда не видел и ничего о нем не слышал.

Развивают воображение и такие игры, как сочинение сказок, стихов, рисование, лепка.

Воображение развивается при чтении книг. Многие из вас, к сожалению, имеют привычку пропускать места в книгах, где дается описание природы, интерьера, внешности персонажа. В результате этого воссоздающее воображение не получает пищи и поэтому не развивается. Если же при чтении литературы вы воссоздаете при помощи воображения то, что описано в них, то тренируется ваше воображение, происходит его формирование и совершенствование.

Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение разных географических карт. Умение путешествовать по карте и представлять в своем воображении различные места обогащает человека и развивает его воображение.

Совершенствует воображение внимательное рассматривание чертежей, умение за различными проекциями представлять объект и, наоборот, умение изображать объекты в различных проекциях.

Техническое творчество, изобретательская и рационализаторская деятельность — важный путь развития воображения. В техническом изобретательстве в разных формах соотносятся образ и мысль. Образы, с одной стороны, дают материал для мысли, а с другой — служат ее проверкой. Изобретатель в образах видит то, что получится конкретно, если будет реализована его идея. Образы сопоставляются, ассоциируются с уже известными, предметы образов изменяются в размерах.

В процесс изобретения обязательно входят графические операции по выполнению рисунков, чертежей, что также способствует тренировке воображения.

6.Для развития воображения важны жизненный опыт и широкий круг знаний. Накопление большого количества ярких образов может происходить в результате целенаправленного наблюдения в процессе общения с природой. Чем больше человек наблюдает и фиксирует свои наблюдения (в рисунках, сочинениях и т. п.), тем больше у него активный запас того образного материала, который можно использовать в процессе воображения.

Ответы по теме «Воображение»

Задание 1.

1. Трапеция.

2. Мягкий знак, перевернутый флажок.

3. Квадрат.

4. 10 фигур, из них треугольников 6, трапеций 2, пятиугольников 2.

Задание 3.

Для примера приведены ответы двух учеников и их оценка в баллах (б.).

I. Огонь зажег ленту, которая лежала на окне (2 6.). Около окна, на котором лежала лента, горел огонь (1 б.). На окне были нарисованы яркая желтая лента и огонь (2 б.). Дети увидели из окна, как огонь, ползущий по лентам на полу, приближался к ним (4 б.). Мы шли в магазин, чтобы купить ленту, но по дороге мы увидели окно, сквозь которое пробивался огонь (4 б.). Через окно было видно, как в огне горела лента (2 б.). Скоро мы вынуждены были зажечь огонь, так как за окнами стемнело и светлая лента света куда-то исчезла (4 б.).

Всего за 7 предложений набрано 19 баллов.

II. У окна, где находился камин, над огнем висела розовая лента (4 б.). Мальчику сказали составить предложение со словами: лента, окно, огонь (4 б.). Под окном в огне сгорала лента (2 б.). Сидя на окне, мальчик сочинял стихотворение про ленту сестрички и огонь (4 б.). Огонь подступал к окну, на котором лежала лента (2 б.). В тетради у Маши было написано три слова: лента, огонь, окно (4 б.). В окне мелькнул огонь, похожий на розовую ленту (1 б.). На окне лежала лента, яркая и красная как огонь (1 б.). В словах: окно, огонь, лента — Олег сделал четыре ошибки (4 б.).

Всего за 9 предложений набрано 26 баллов.

1. См. рисунок.

2. Волк должен пробраться внутрь загона, задрать овцу, разорвать ее на части (что он обычно и делает) и, только вытащив их за ограду, съесть.

3. Его правый локоть упирается в левое колено.

4. Таких чисел имеется 90.

5. Если человек носит очки, то он снимает с себя свитер, держа его за воротник, и, следовательно, растягивает его перед собой; когда человек натягивает свитер на себя, то получается прямо противоположный эффект, ибо очки как бы делают воротник еще уже.