Тема «удивительное начало поэмы»

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Тема: «удивительное начало поэмы».

Цель: познакомиться с главными героями, оценить то новое, что внес Некрасов в сам жанр поэмы, обратить внимание учеников на фольклорные, сказочные мотивы, введенные в текст, на его близость к народной поэзии.

Ход урока.

Первая учебная ситуация.

— Для чего в поэму введены сказочные мотивы и образы?

М.Светлов как-то пошутил: «Человек бывает счастлив два раза: первый, когда он слушает сказки, и второй – когда сочиняет их». В каком-то особом приподнятом и, может быть, счастливом состоянии духа писал свою «сказку» Некрасов. Уже не первый раз он брался за этот такой простой и трудный жанр, а полная удача ожидала именно сейчас с легкой улыбкой, всерьез и совсем по-сказочному ведет он читателя то в ночной лес, то по тропочке, указанной говорящей пеночкой. Реалии крестьянского быта так спокойно уживаются и с говорящей пеночкой, и со скатертью-самобранкой, что не могут не вызвать читательского внимания: а что же будет дальше?

Чтение отрывка «Проснулось эхо чуткое…О чем они шумят».

— Как звучат эти стихи? Что нового открывают они в таланте Некрасова?

Перечитаем пейзажные картины. Сказочны ли они?

— Как создается картина весеннего леса? Сравните образы весны в стихотворении «Зеленый шум» с образами «Пролога».

У Некрасова немало описаний весенней природы. Но это совершенно новое. Послушайте, как лирически задушевно звучат строки в «Зеленом шуме»:

Как молоком облитые…

Образы этого стихотворения – «липа бледнолистая», «белая березонька с зеленою косой», «повеселелые сосновые леса», и все это пригрето теплым солнышком.

— Представьте иллюстрацию к этим строкам – это нежная акварель с ее переливами. А как нужно бы иллюстрировать следующие строки?

Слеталися семь филинов…

Подкралась к мужикам…(v, 9-10)

Это должны быть яркие, обобщенные образы животных, таких, какие живут в сказках, близких по поведению людям.

— Знаете ли вы художников такого рода, чьи иллюстрации были бы близки некрасовским образам?

Такого «зайку серенького», филинов с желтыми глазищами, сову – «замоскворецкую» можно найти у Ю. Васнецова в его замечательных «Ладушках».

Некрасов с явным удовольствием окунается в народную поэзию, осваивает народный склад мышления и речи.

Вот только что описана подробно пеночка, сказано, как найти заветное место, где стоят две старые сосны, и поэт снова повторяет все детали дороги, по которой тянутся гуськом мужички.

Прямехонько, вернехонько…

Две старые сосны…(v, 14)

Мир народной поэзии, так просто и естественно вошедший в поэму, показывает, что поэт как-то по-новому обратился к народной жизни. Он увлечен народным творчеством. Фольклорные строки, как бы рвущиеся из-под пера, — свидетельство глубокого приобщения к миру народной поэзии, а значит, к внутренней жизни, душе народа.

Некрасов пишет в полном соответствии с законами жанра, которые когда-то великолепно сформулировал А.С. Пушкин:

Сказка – ложь,

Да в ней – намек,

Добрым молодцам урок.

Вторая учебная ситуация.

— Как в сказочный «Пролог» вводятся конкретные реалии?

«Пролог» содержит и множество «намеков» на реальную жизнь, и свои уроки «добрым молодцам». «Пролог» — начало поэмы не о сказочной, а о реальной жизни русского народа в совершенно конкретный период его исторической жизни. И он сразу вводит в нее.

Некрасов использует прием указания на на время д-я. Герои «Пролога» — семь временнообязанных, такие крестьяне появились только после отмены крепостного права, они были ещё обязаны выполнять определенные повинности до выкупа земли.

— Назовите деревни, в которых живут мужики? Как названия характеризуют жизнь народа?

Но кажущийся на первый взгляд досужим спор мужиков и по своей проблематике, и по бурному ходу, который так настойчиво воспроизводит Некрасов, совсем не случаен. Перед нами настроения людей того времени.. не только образованные сословия, но и мужики включились в обсуждение Манифеста. Сходки кипели по большим селам, куда съезжались на телегах со всей округи. Шумели, рядили до хрипоты. Разъясняя друг другу новую жизнь.

Некрасов делал совершенно точный «намек» на эту новую черту русской народной – пробуждение активности. Есть в «Прологе» и свой «урок». Он, пожалуй, связан с образами семи мужиков. Это первая встреча с группой крестьян.

— Каковы они в изображении поэта? Разумные или не очень, люди серьёзные или пустые спорщики, неуступчивые упрямцы, добрые или злые?

Поэт неожиданно вводит монолог старика Пахома с птенчиком:

Поймал его Пахомушка.

Поднес к огню, разглядывал

И молвил: «Пташка малая,

А ноготок востер!»

Поначалу семь некрасовских мужиков могут и не вызвать к себе серьезного отношения: и крикливы, и грубоваты, и прямолинейны, и упрямы. Лишь отбельные штрихи и реплики настораживают и кажутся даже неожиданными. Так и философия Пахомушки удивительна.

Но ведь это первое знакомство. Ещё долго читатель будет идти вместе с этими героями, слушать, как задают они свой вопрос разным людям, как реагируют на ответ. И только прочитав все, мы скажем, какие же они.

Домашнее задание