Тема «классификация методов обучения, пирамида обучения, сильные

МОДУЛЬ ДЛЯ СЕМИНАРОВ ПО ПРАВОВОМУ И ГРАЖДАНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ, АКТИВНЫМ И ИНТЕРАКТИВНЫМ МЕТОДАМ

ТЕМА «КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ПИРАМИДА ОБУЧЕНИЯ, СИЛЬНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ»

Ожидаемые результаты

После этого модуля участники семинара смогут:

Различать пассивные-активные-интерактивные методы обучения и объяснять их место в учебном процессе

Называть сильные и проблемные стороны интерактивных методов

ПЛАН МОДУЛЯ:

1. Мотивация

Вопрос: какая классификация методов имела практическое значение для вашей работы?

2. Объявление темы и ожидаемых учебных результатов

3. Введение в новый материал.

Пассивные-активные-интерактивные методы обучения. Пирамида обучения.

См. раздаточные материалы № 1(в зависимости от времени может быть использован разный объем материалов).

4. Демонстрация интерактивного занятия (участники модуля выступают в качестве «учеников»)

См. раздаточные материалы № 2 (в зависимости от времени может быть использован разный объем материалов).

5. Обсуждение

Какие методы и в каких элементах урока применялись учителем?

Почему именно эти методы были использованы?

В чем сильные и проблемные стороны интерактивных методов?

В чем практическое значение этой классификации методов?

******************************************************

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ № 1.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Скажи мне, я забываю.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.

(Китайская пословица)

В гражданском образовании используется весь спектр методов обучения, но особую роль играют активные и интерактивные методы.

Классификация методов обучения

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Можно условно разделить все методы (в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения) на пассивные, активные и интерактивные.

1. Пассивные методы

Учащийся выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом − источником правильных знаний (иногда эти методы называют еще репродуктивными). Обычно это происходит при применении таких методов как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя). Обучающиеся, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-либо творческих заданий.

Взаимодействие педагога и учеников при использовании этих методов можно проиллюстрировать следующим образом:

Рис. 1

2. Активные методы

Обучающийся является «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто – домашние), вопросы от ученика к учителю и от учителя к ученику, развивающие творческое мышление.

Рис. 2

3. Интерактивные методы

Интерактивные методы было бы более правильно представить как подвид активных методов. Однако они здесь сознательно выделены в отдельный вид, чтобы подчеркнуть их особую роль в гражданском образовании.

Термин «интерактивные методы», «интерактивное обучение» пришел к нам из английского языка («interactive»: «inter» означает «между», «меж»; «active» − от «act» – действовать, действие). Таким образом, термин «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», а термин «интерактивное обучение» − обучение, построенное на взаимодействии, сотрудничестве. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии и сотрудничестве всех обучающихся, включая педагога. Эта традиция, конечно, не нова для российской педагогики.

Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Ведь они предполагают со-обучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве), причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, помощника, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, т.к. большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только «учебному, школьному». Новое знание, умение, отношение формируется на основе и в связи с таким опытом. Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося.

Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым интерактивные методы наиболее способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия, позволяют стать педагогу настоящим лидером, а не ментором-администратором. Такая атмосфера и есть настоящая ткань гражданского общества и демократии, которая впитывается обучаемыми целостно − не только через информацию, но и через чувства и действия.

Взаимодействие педагога и учеников при использовании интерактивных методов можно проиллюстрировать следующим образом:

Рис. 3

«Пирамида обучения»

Исследования, проведенные в 80-х годах Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд) показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Результаты исследования Центра были выражены в таблице, получившей название

«Пирамида обучения».

ПИРАМИДА ОБУЧЕНИЯ

Средний

процент

усвоения

ЛЕКЦИЯ 5%

ЧТЕНИЕ 10%

ВИДЕО/АУДИО МАТЕРИАЛЫ 20%

ДЕМОНСТРАЦИЯ 30%

ДИСКУССИОННЫЕ ГРУППЫ 50%

ПРАКТИКА ЧЕРЕЗ ДЕЙСТВИЕ 75%

ОБУЧЕНИЕ ДРУГИХ /

НЕМЕДЛЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ 90%

Из пирамиды видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция – 5%; чтение – 10%), а наибольший – интерактивные (дискуссионные группы – 50%, практика через действие – 75%, обучение других или немедленное применение – 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу, приведенную в качестве эпиграфа к этому материалу: «Скажи мне, я забываю; покажи мне, и, может быть, я буду помнить; позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда».

Многие педагоги (не только в США, но и в других странах, в частности в России) критически (порой очень негативно) оценивают эту «Пирамиду». Действительно, трудно точно измерить «усвоение материала». К тому же мы знаем прекрасных лекторов, чьи лекции почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно согласиться, что в среднем закономерность, выраженную «Пирамидой», могут проследить, наверное, многие люди, основываясь на своем опыте обучения, особенно опыте обучения профессиональным навыкам. Данные, приведенные в «Пирамиде» частично подтверждаются и другими исследованиями.

С другой стороны, несмотря на свою спорность, «Пирамида» дает богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов. Думается, что тенденция, отраженная в «Пирамиде» верно подмечает высокий потенциал интерактивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), т.е. включают в процесс обучения «целостного человека».

Таксономия Блума

Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо иллюстрирует так называемая «таксономия Блума» − таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора Чикагского университета Бенджамина Блума и опубликованная в 1956. Термин таксономия означает систематизацию объектов по определенным критериям с целью создания определенной последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей по их сложности. До сих пор таксономия Блума остается одной из самых популярных систематизаций учебных целей. Ниже приводится таксономия Блума в виде таблицы, которую используют учителя-практики. Таблица ясно показывает, что уровень знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и обязательным, базовым). Обучение должно продолжаться дальше и перед педагогом стоят и другие цели, которые он должен ставить перед собой.

Таксономия БлумаУровни учебных целей

Определение

Что делает обучающийся

Что делает преподаватель

Глаголы, которые помогут вам придумать упражнение

Знание

Воспроизводство или определение местонахождения конкретных элементов информации

Отвечает

Воспринимает, впитывает

Запоминает

Распознает

Руководит, управляет, направляет

Рассказывает, сообщает

Показывает

Опрашивает, проверяет, экзаменует

Сделайте сообщение – перечислите – опишите – воспроизведите – установите, что это, где это и т.д. – сформулируйте – узнайте – запомните – расскажите – изложите факты − повторите − определите

Понимание

Понимание изложенного материала

Объясняет

Истолковывает

Интерпретирует

Доказывает

Доказывает

Слушает

Задает вопросы

Сравнивает

Сопоставляет

Опрашивает, проверяет, экзаменует

Измените – превратите – заново сформулируйте − перефразируйте – опишите – объясните – сделайте общий обзор – сделайте рецензию – расскажите – обобщите – суммируйте – свяжите воедино – проинтерпретируйте – разъясните своими словами − сделайте заключение, вывод – сформулируйте основную идею

Применение

Использование (применение) правил, концепций, принципов, теорий, идей в новых ситуациях

Разрешает новые проблемы

Доказывает

Использует знания в новых ситуациях

Создает, придумывает новое, конструирует

Показывает

Фасилитирует, оказывает содействие, помогает, поддерживает

Наблюдает

Критически разбирает работу, обсуждает

Примените – попробуйте на практике – используйте – употребите – решите – докажите – продемонстрируйте – проиллюстрируйте – покажите – сделайте отчет

Анализ

Расчленение информации на составные части

Обсуждает

Раскрывает

Перечисляет

Анализирует

Разбивает на части

Разбирает критически

Исследует

Руководит, служит проводником, стимулирует

Наблюдает

Действует как дополнительный ресурс для обучающихся

Проанализируйте – разбейте на части – рассмотрите критически – разыщите – найдите – определите – различите – отличите – проверьте – сравните – сопоставьте – сделайте обзор – проинспектируйте – сделайте исследование – осмотрите – изучите – отделите – разделите – распределите на категории – классифицируйте

Синтез (создание нового)

Создание из различных идей нового или уникального продукта или плана

Обсуждает

Обобщает

Связывает воедино

Сопоставляет

Резюмирует, суммирует

Дает обратную связь (рефлексию)

Расширяет, продолжает

Оценивает, обсуждает

Создайте – придумайте – изобретите – составьте – предскажите – организуйте – спланируйте – сконструируйте – оформите – модифицируйте – измените – вообразите – предположите, что будет если – улучшите – создайте теорию – предложите

Оценка

Оценивание значения материала или идей на основе определенных критериев или стандартов

Судит, оценивает

Обсуждает, дискутирует, подвергает сомнению

Формирует, составляет

Высказывает свое мнение

Принимает, допускает, соглашается, признает

Раскрывает критерии

Гармонизирует, согласовывает

Составьте мнение – придите к выводу –отберите – выберите – решите – оцените − критически разберите – обоснуйте – объясните – обсудите – проверьте – проконтролируйте – аргументируйте – рекомендуйте – определите

Если мы применим таксономию Блума к такому интерактивному методу как «Анализ казусов», то мы увидим, что данный интерактивный метод задействует все уровни обучения (см. таблицу ниже). Пассивные же методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания. Это также говорит о важности активных и интерактивных методов обучения.

Применение таксономии Блума к методу «Анализ казусов»

Уровни по Блуму

Шаги анализа казуса

Развитие познавательных навыков

Уровень знаний

Определение фактов дела

Запоминание фактов

Расположение информации

Следование указаниям

Организация информации

Изучение



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст