Тема «Реорганизация и ликвидация юридических лиц»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ПАВЛОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. ТОРАЙГЫРОВА

Колледж

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Тема: «Реорганизация и ликвидация юридических лиц»

____________

(оценка)

Преподаватель

__________________

Группа _________

Учащийся _________

г.Павлодар 2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………4

1 Основные причины и пути реорганизации предприятия…………………..…..5

2 Уведомление налоговых органов о реорганизации. Передаточный акт и разделительный баланс………………………………………………………………7

3 Состав переходящих к правопреемнику прав и обязанностей…………….….10

4 Понятие и процесс ликвидации юридического лица……………………………12

5 Исполнение налоговых обязанностей при ликвидации организации….……..14

6 Практическая часть………………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………..20

Список использованных источников………………………………………21

ПЛАН

Введение

1 Основные причины и пути реорганизации предприятия

2 Уведомление налоговых органов о реорганизации. Передаточный акт и разделительный баланс

3 Состав переходящих к правопреемнику прав и обязанностей

4 Понятие и процесс ликвидации юридического лица

5 Исполнение налоговых обязанностей при ликвидации организации

6 Практическая часть

Заключение

Список использованных источников

АННОТАЦИЯ

Тема данной курсовой работы «Реорганизация и ликвидация юридических лиц». Эта тема является одной из важной в гражданском законодательстве, так как на наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица – особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке. Юридические лица являются участниками гражданских правоотношении также юридические лица выполняют функции в сфере экономики государства, то есть участвуют в экономическом развитии.

Данная курсовая работа содержит пять глав, в которых даны понятия юридического лица, его реорганизации и ликвидации. В моей работе даны не только понятия, но и подробно они описаны.

ТҮСІНІКТЕМЕ

Тақырып тап осының курстық жұмыстың қайта ұйымдастыру және заңгерлік бет жоюы. Мынау біреудің тақырып келеді маныздының азаматтық заң шығаруда дәл осылай сонымен қатар сияқты зангерлік беттер – ерекше білімдер, қасында қожалық етуші ерекше белгілер сонымен қатар азаматтармен азаматтық құқық субъектілерімен келеді, құрылатын және тоқтауна жақындар арнайы ретте. Заңгерлік бет сонымен қатар мемлекет экономикасы сферасында функцияларды орындайды құқықтық қатынаста азаматтық заңгерлік беттер қатысушылармен келеді яғни қатысады.

Осы курстық жұмыста бес бас, қайсы сондай ұйымдарға заңгерлік беттер сияқты, олардың қаита ұйымдастыруы және жою толық ашылған.

THE SUMMARY

Theme of the given course work reorganization and liquidation of the legal persons. This theme is one of important in the civil legislation, as alongside with the citizens the subjects of civil law are also legal persons – special formations having a number of specific attributes, formed and stopping in the special order. The legal persons is the participants civil law, as the legal persons carry out functions in sphere of economy of the state, i.e. participate in economic development.

Given course work contains five chapters, in which the concepts of the legal persons, his reorganization and liquidation are given. Are given not only concept, bat also are in detail described in my work.

ВВЕДЕНИЕ

Наряду с физическими лицами Гражданский кодекс Республики Казахстан признаёт субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица.

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Развитие капиталистической формы хозяйствования, ускорение производства и оборота товаров и услуг, создание централизованного производства и кооперированного сбыта, концентрация капитала для создания таких производств обусловили необходимость возникновения соответствующих организационно- правовых юридических форм. Конструкция юридического лица наиболее подходила для этого, и нужно было только законодательно закрепить или создать соответствующие потребностям экономического оборота организационно-правовые формы юридического лица, предусматривающие определённые управленческие и имущественные особенности (товарищества, общества и т.д.).

Дать исчерпывающее и всеобъемлющее определение юридического лица не представляется возможным. Законодательство ряда стран идёт просто по пути перечисления основных, наиболее существенных, признаков юридических лиц или же содержит только их классификацию. Эта сложность вполне объяснима: конструкция юридического лица, опосредуя отношения имущественного оборота, применяется не только к формам создания и существования коммерческих юридических лиц, но и некоммерческих, в том числе и с участием государства.

Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:

1. юридическое лицо имеет или может иметь имущество, обособленное от имущества его участников;

юридическое лицо обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников;

2. юридическое лицо вправе совершать от своего имени сделки, т.е. участвовать в имущественном обороте;

3. юридическое лицо несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам;

4. юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде;

5. существование юридического лица является, в принципе, бессрочным и не зависит от состава его участников.

Во многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике законодательство вносит свои особенности и исключения в их действия.

1 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Стремясь вывести предприятие из кризиса, многие руководители стараются предпринять максимально эффективные меры. В числе таких мер одной из самых радикальных является реорганизация.

Реорганизация предприятия может проходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

При слиянии на базе прекращающих деятельность одного или нескольких предприятий образуется новое юридическое лицо.

Присоединением считается такая реорганизация, при которой одно предприятие вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое.

При разделении на базе прекратившего деятельность юридического лица возникают новые.

Выделением считается возникновение новой организации на базе продолжающего существовать юридического лица. Если же при реорганизации одно предприятие прекращает свою деятельность и на его базе возникает одно или несколько новых предприятий, то это — преобразование.

Многие руководители охотно шли на реорганизацию еще и потому, что видели в ней один из надежных способов уклонения от выплаты налоговой задолженности и штрафных санкций.

Ведь действующее законодательство не предписывало вновь созданным предприятиям принимать на себя ответственность по налоговым обязательствам своего предшественника.

В итоге все долги перед бюджетом оставались на старом предприятии, которое затем ликвидировалось, так и не погасив их.

Однако с введением в действие первой части Налогового кодекса РК (далее — НК РК) ситуация изменилась.

Кодекс предусматривает, что налоговые права и обязанности могут в полной мере переходить от предшественника к созданному на его основе предприятию.

Иными словами, теперь возможно правопреемство в налоговых отношениях. По нашему мнению, если вновь создаваемое предприятие хотят освободить от налогового груза предшественника, то необходимо выплатить все старые долги и удовлетворить все требования кредиторов, в том числе и государства (задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды относится в соответствии с п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса РК к кредиторской задолженности четвертой очереди).

Правопреемство в налоговом праве

Под правопреемством понимают переход права и (или) обязанности (в данном случае налоговой) от одного субъекта (правопредшественника) к другому (правопреемнику).

Исходя из этого, задолженность по уплате недоимок, заработной платы и т. д. в обязательном порядке, по нашему мнению, должна включаться в разделительный баланс.

А как быть, если правопреемник уже принял на себя обязанности по налоговым обязательствам предшественника и тут выяснилось, что в результате счетной ошибки правопредшественника образовалась недоимка?

В этом случае правопреемник может произвести пересчет и, согласно статье 78 НК РК, поставить вопрос о зачете или возврате излишне уплаченного налога.

Обязательства предшественника по уплате штрафов также должны исполняться в назначенный срок.

К примеру, если правопредшественник, имевший задолженность по уплате штрафа, должен был погасить ее в течение 6 месяцев со дня обнаружения нарушения (п. 1 ст. 115 НК РК), то теперь это должен сделать правопреемник. Причем срок уплаты штрафа после правопреемства не приостанавливается и не прерывается ни на один день.

То же самое относится и к срокам исполнения обязанностей по уплате налогов. В соответствии с пунктом 3 статьи 50 НК РК реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов.

Иными словами, правопреемник как бы замещает правопредшественника и в дальнейшем исполняет его налоговые обязанности.

В гражданском праве (например, в договорах об уступке права требования или о переводе долга) стороны могут специально установить, что к другому лицу переходит только определенное право или только определенная обязанность, а не весь комплекс прав и обязанностей. В этой связи возникает вопрос, возможно ли подобное в налоговом праве?

Может ли, например, одно предприятие передать свой долг по уплате недоимок или штрафных санкций другому предприятию, заключив с ним соответствующий договор?

Вправе ли одна организация передать другой право требовать возврата из бюджета излишне уплаченного налога?

В налоговом праве действует принцип “о налогах не договариваются”. Согласно этому принципу, запрещается использовать налоговые оговорки, в силу которых обязанность по уплате налога возлагается на другое лицо.

На сегодняшний день этот принцип прямо закреплен лишь в специальных актах налогового законодательства, посвященных отдельным налогам. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона РК от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” запрещается включать в договоры и контракты налоговые оговорки, в соответствии с которыми предприятие берет на себя обязательство нести расходы по уплате налога других плательщиков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РК налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Требования к реорганизации предприятий

Чтобы при реорганизации предприятия состоялось налоговое правопреемство, необходимо соблюдать:

во-первых, требования гражданского права, регулирующего процедуру реорганизация;

во-вторых, нормы антимонопольного законодательства;

в-третьих, правила о правопреемстве, установленные налоговым законодательством.

Процедура реорганизации регулируется Гражданским кодексом РК, а также законами об отдельных видах юридических лиц: Законом от 26 декабря 1995 г. № 208 “Об акционерных обществах”. Законом от 8 декабре 1998 г. № 14“Об обществах с ограниченной ответственностью”. Законом от 8 мая 1996 г. № 41 “О производственных кооперативах” и др.

2 УВЕДОМЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О РЕОРГАНИЗАЦИИ. ПЕРЕДАТОЧНЫЙ АКТ И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ БАЛАНС

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РК предприятие обязано сообщить в налоговый орган о ликвидации или реорганизации в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Налоговые инспекции вправе провести выездную налоговую проверку реорганизуемых предприятий независимо от того, когда проводилась предыдущая проверка.

Требовать, чтобы реорганизуемое предприятие досрочно исполнило свои налоговые обязанности, налоговые инспекции не вправе.

Но они могут выявить в ходе проверки суммы недоимок, подлежащих уплате в бюджет, а также принять решение о наложении штрафных санкций при наличии налоговых правонарушений.

Если реорганизация проводится в форме слияния, присоединения или преобразования, то права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом.

Если проводится разделение или выделение, то права и обязанности переходят к правопреемнику в соответствии с разделительным балансом. Но до того момента, как юридическое лицо будет зарегистрировано, права и обязанности остаются за правопредшественником, даже если передаточный акт и разделительный баланс уже составлены и подписаны.

Кстати, в этих документах должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Если передаточный акт и разделительный баланс не представлены вместе с учредительными документами либо в этих документах нет положений о правопреемстве, то в государственной регистрации вновь возникшему юридическому лицу могут отказать.

На практике часто возникает вопрос, как отразить в разделительном балансе сведения о правопреемстве по всем обязательствам в отношении всех кредиторов и должников?

Ведь в статьях баланса содержатся лишь обобщенные показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и по нему невозможно установить размер задолженности перед конкретными кредиторами.

Действительно, в балансе невозможно конкретно показать, кому именно и сколько должна организация. Поэтому достаточно того, чтобы из передаточного акта или разделительного баланса было ясно. что все обязательства юридического липа — правопредшественника действительно перешли к правопреемнику.

Это означает, что сумма актива баланса юридического липа (при слиянии — юридических лип) до реорганизации должна быть равна сумме активов баланса юридических лип (при слиянии — юридического липа) после реорганизации.

Соответственно и сумма пассивов баланса (балансов) юридических лиц до реорганизации также должна равняться сумме пассивов баланса юридических лиц после реорганизации.

Однако совпадение этих сумм не всегда гарантирует, что правопреемник действительно способен за счет полученных активов расплатиться по перешедшим к нему долгам правопредшественника.

Когда проводится реорганизация в форме разделения или выделения, то правопреемников может быть несколько. В этом случае права и обязанности распределяются между ними пропорционально подученному имуществу.

В частности, если в результате разделения предприятия к одному из нескольких правопреемников перешло 10 процентов всего его имущества, то к этому же правопреемнику должно перейти и 10 процентов всех обязательств правопредшественника перед третьими лицами и перед бюджетом. Формально это выражается в том. что у каждого правопреемника сумма актива баланса должна быть равна сумме пассива баланса.

В некоторых случаях все же возникает необходимость четко определить, к какому конкретно правопреемнику перешли обязательства конкретных кредиторов и в какой части.

Особое значение это имеет при реорганизации в форме разделения и выделения, когда правопреемников может быть несколько, а кредиторам нужно знать, к какому из правопреемников перешли обязанности по возврату конкретных кредитов.

На этот случай НК РК предусматривает правило: если разделительный баланс не позволяет определить обязанности правопреемника по выплате долгов и налогов реорганизованного предприятия либо выплата этих долгов и налогов в полном объеме невозможна, то по решению суда вновь возникшие юридические липа могут солидарно исполнять финансовые и налоговые обязанности своего предшественника.

Чтобы возложить солидарную ответственность на правопреемников реорганизованного путем разделения (выделения) предприятия, налоговая инспекция должна:

— обратиться в суд с соответствующим иском;

— доказать в суде, что разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника в части обязанностей по уплате налогов либо исключает возможность исполнения в полном объеме этих обязанностей;

— убедить суд. что вся реорганизация была специально направлена на то, чтобы не исполнить обязанности по уплате налогов.

Но сделать это достаточно сложно, а значит, привлечь правопреемников к солидарной ответственности фактически невозможно.

Для того чтобы дело не доводить до суда и определить, к какому из нескольких правопреемников перешли права и обязанности перед конкретными кредиторами, к бухгалтерскому балансу, составляемому при разделении, следует прилагать список дебиторов и кредиторов.

В этом списке следует указать все суммы дебиторской и кредиторской задолженности, которые имелись у предприятия до реорганизации (перечислить и основания этой задолженности — договоры, иные первичные документы).

Кроме того, необходимо разработать и приложить к балансу порядок распределения этой задолженности между правопреемниками после реорганизации.

Такой подход не будет противоречить и пункту 2 Указаний о бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Республики Казахстан (утверждены приказом Минфина Казахстана от 28 июля 1995 г. № 81). Подпункт 2.1 этих указаний требует кроме передаточного акта и разделительного баланса в установленном порядке составить бухгалтерскую отчетность на дату реорганизации.

Помимо обязательных статей в нее должен быть включен акт, содержащий перечень всех сумм дебиторской и кредиторской задолженностей.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст