Тема «Основные требования классического танца»

Методика преподавания классического танца

ЛЕКЦИЯ 1

Тема: « Основные требования классического танца».

1. Выворотность. Её значение.

2. Осанка и апломб в классическом танце. Эстетические функции прямого корпуса, вытянутых ног, необходимость правильной осанки для исполнения движений классического танца.

3. Plie и battеment tendu -как основные движения экзерсиса.

4. Пластика, гибкость тела, координация движений.

5. Танцевальный шаг — как одно из требований классического танца.

6. Прыжок.

7. Музыкальность. Раскрытие в танце содержания и создание образа.

1. Выворотность ног, то есть способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу.

Выворотное, или супинированное, положение ног во время танца обеспечивает танцору возможность свободного выполнения движений классического танца и создает условия для такой интерпретации хореографического рисунка, которая отвечает законам художественного восприятия, законам красоты. Сочетание природной и выработанной на занятиях выворотности ног с легким шагом превращает танец в поистине пленительное зрелище. Выворотность ног позволяет совершенствовать технику, помогает вырабатывать такое качество, как артистизм.

А.Я. Ваганова об этом писала так: «Невыворотный танцовщик урезан во всех своих движениях, классический же танцовщик со своим en dehors располагает всем мыслимым богатствам танцевальных движений ног».

Большая подвижность ног объясняется тем, что при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движений большой амплитуды. Поэтому требование хорошей выворотности ног — безусловная необходимость для классического танца.

На выворотность ног в голени влияют связки коленного сустава, поэтому обращается внимание на их состояние и на возможность растягивания внутренних связок коленного сустава специальными упражнениями.

Выворотность ног зависит от 2-х важных факторов:

1) от строения тазобедренного сустава.

Природная выворотность ног зависит от расположения ветлужных впадин. В одних случаях они обращены вперед, а в других — больше в стороны.

2) от строения ног будущего танцовщика.

Встречается при хорошей выворотности в бедрах плохая выворотность в голенях и стопах и наоборот.

В случаях свободной выворотности в бедрах при недостаточной выворотности в голенях и стопах можно добиться подвижности коленного сустава и голеностопа («выработать» их выворотность).

2. Для занятий классическим танцем важно иметь не только пропорциональное телосложение, но и правильную осанку. Осанке в балете придается первостепенное значение.

Ещё в 1830 году знаменитый итальянский артист, балетмейстер и педагог Карло Блазис указывал: » Красивая походка и красивая осанка первое достоинство хорошего танцовщика.»

Осанка танцора формируется в особом режиме (в «выворотном» положении ног) и поэтому несколько отличается от «нормальной» (правильной) осанки человека. Нормальная (правильная) или физиологическая осанка человека, оценивается в комплексе: строение корпуса (торса) в соединении со строением шеи, головы, ног (вплоть до стоп).

Основа осанки — позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (вперед), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцово- копчиковый (назад). При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Правая и левая части симметричны.

В нормальной осанке есть ось тела, проходя через общий центр тяжести, она проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие.

Возрастные осанки детей отличаются от осанки взрослого человека.

Встречаются дети в осанке которых просматриваются отклонения. Они различны. Некоторые из них могут быть скоррегированы к ним относятся:

а) ассиметрия лопаток (незначительный сколеоз);

б) седлообразная спина (лордоз);

в) сутулость (кифоз).

Апломб (равновесие), как основной закон классики. Классический танец- это переход из одного устойчивого положения в другое, из одной позы — в другую.

Как отклонения в осанке рассматриваются О-образные и Х-образные ноги.

В Х-образных ногах внутренние связки в ногах длиннее, а наружные — короче.

В О-образных ногах внутренние связки коленей сокращены, бедра удаленны друг от друга.

На осанку человека так же влияет строение стоп, а именно выраженное уплощение стопы (плоскостопие). Это серьезный недостаток осанки, при котором противопоказаны занятия классическим танцем.

3. Plie и battеment tendu.

Опорой тела являются скелет и его опорно-связочный аппарат, при помощи которого человек двигается в пространстве.

В учебной работе крайне важно развивать податливое demi-plie, которым ученик может «управлять» мягко, от медленных до быстрых темпов движения, от малой до углубленной амплитуды, от простого до сложного ритма, и особенно при выполнении прыжков.

Plie (приседание), как элемент входит почти во все движения классического танца. Оно вырабатывает гибкость, эластичность и выворотность ног, плавный и мягкий прием связи, устойчивость, элевацию, придает соответствующий пластический характер учебному упражнению или сценическому танцевальному действию. Plie — одно из сильнейших технических и выразительных средств искусства классического танца.

Battеment tendu — данное движение заключается в выворотном и скользящем отведении ноги из I или V позиции в одном из трех возможных направлений: вперед, в сторону или назад- и выворотном скользящем возвращении отведенной ноги в исходную позицию. Вattеment tendu является первичным элементом, с помощью которого достигается правильное вытягивание всей ноги от бедра до кончика пальцев. А это очень важный момент, он встречается буквально во всех движениях классического танца и особенно поступательных.

4. Пластика, гибкость тела — одно из профессиональных требований к тем, кто занимается классическим танцем. Она показатель выразительности, способствует тем самым созданию сценического образа.

Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Степень же подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Гибкость или прогиб назад должен быть в области нижних грудных и верхних поясничных позвонков. Наклон корпуса вперед и вниз совершается благодаря растяжению межпозвоночных дисков, а также икроножных, подколенных и тазовых мышц и связок.

Среди двигательных функций особое значение имеет координация движений. Различают 3 основных вида координации — нервную, мышечную и двигательную.

Нервная координация- это процесс согласования эффекторных нервных процессов (команд), приводящий в конкретных условиях к решению двигательной задачи.

С помощью нервной системы и другими путями в организме передаются сигналы (информации), которые служат для управления, сигналы объединяются, синтезируются, образуя так называемые «чувства». Это могут быть чувства ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память — одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.

Мышечная координация — это процесс согласования напряжения мышц, силы тяги которых приложены к звеньям тела. Мышечная координация определяется нервной координацией, но и зависит от многих других причин. В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела.

Двигательная координация — это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное), соответствующей решению конкретной задачи в конкретных условиях. Это согласование движений есть следствие и мышечной, и нервной координации, зависящее от них, но не полностью.

5. Танцевальный «балетный шаг» или «шаг».

Под этим понятием в балете подразумевается способность танцора свободно поднимать ногу на определенную высоту в сторону, вперед и назад при выворотном, положении опорной и работающей ноги.

Шаг так же создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага в стороны и вперед зависит от степени выворотности ног и подвижности тазобедренных суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда шага способствует высоте прыжка.

6. Прыжок придает танцу необходимые для него качества: легкость, воздушность, полетность и поэтому является его важной составной частью.

Для прыжка важно качество, обозначаемое в балете словом ballon (баллон)- умение высоко и эластично прыгнуть вверх, и сохранить во время прыжка рисунок позы.

Прыжок — одно их необходимых профессиональных требований к танцовщику. Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности.

При прыжке работающие мышцы в течение короткого времени, сохраняются до максимума, при этом действуют две главные силы: сила отталкивания от опоры и сила тяжести тела. Поэтому высота прыжка находится в прямой зависимости от них. При этом необходимо, чтобы отдельные звенья тела в момент отделения его от опоры находились по отношению друг к другу в состоянии неподвижности.

7.Задача воспитания музыкальности учащихся и проста и сложна. Балет- это искусство музыкального театра. Творчески вдохновенно и виртуозно «танцевать» содержание музыки — значит обладать одним из главных элементов актерского мастерства.

Настоящему танцовщику необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться её содержанием, но и любить её, понимать, чувствовать, увлекаться ею. Поэтому на уроках должно уделяться особое внимание не только развитию ритмической, но и эмоционально- действенной связи музыки и танца.

Музыкально- ритмическая координация- это умение координировать (согласовывать) движения частей тела во времени и в пространстве под музыку для «решения конкретной задачи».

Музыкальность- это способность к музыке, тонкое понимание её. Танцевальность- это способность к танцу и тонкое понимание его.

Без подлинной музыкальности нельзя овладеть подлинной танцевальностью, ибо содержание музыкального произведения и сценического действия — едины, неделимы.

Музыкальность танцовщика слагается, как бы из трех взаимосвязанных между собой исполнительных компонентов:

1) Это способность верно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом.

2) Это умение учащихся сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему — мелодию, художественно воплощая её в танец.

3) Это умение внимательно вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь «технически верно и творчески увлеченно воплотить их звучание в пластике тела».

ЛЕКЦИЯ 2

Тема: «Терминология классического танца».

1.Теория классического танца.

2.Систематизация движений классического танца.

3.Создание первого полноценного учебника «Основы классического танца» А.Я. Вагановой.

4.Разбор и анализ учебной литературы.

1. «Классический танец»- первостепенная дисциплина обучения профессиональному танцу. Эта дисциплина — самая ответственная, серьезная, трудная для будущего настоящего танцора, исполнителя. Ответственность одинаково высока для учеников, и для преподавателей. Преподаватель обязан научить ребенка сознательно распоряжаться телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной их координации, должен привить ему музыкальность, так тесно связанную со смыслом танцевального движения. Преподаватель должен обнаружить ошибку опытного танцовщика, подсказать и облегчить ему путь постоянного совершенствования в повседневной практике.

Термином «классический танец» пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики. Он представляет собой четко выработанную систему движений, в которой нет ничего случайного, ничего лишнего. Система вырабатывалась с тех пор, как балет стал равноправным жанром музыкального театра, т.е. начиная с XVII века. Сам термин «классический танец», отличающий этот вид театрального танца от других- народно-характерного, бытового и т.д., возник сравнительно недавно, и есть основания предполагать, что возник он в России.

Танец появился на заре эпохи Возрождения. В ту пору, еще до своего терминологического закрепления, появилось и понятие балет,- от латинского ballo- танцую.

Балет проник во Францию в XVI веке. В XVI века, когда, в Париже была основана королевская Академия танца (1664), балет вышел на профессиональную сцену.

В эпоху романтизма балет « поднялся на пальцы», получил широкие права, стал принадлежностью женского классического танца вообще.

В 1861 году в русских газетах появился термин «классический танец» по поводу танца Марины Вуровщиковой. В течении 15-20 последующих лет в России постепенно переосмыслялось значение слова «классический» применительно к балету, пока наконец слово это не соединилось со словом «танец» в качестве узаконенного термина.

Всю последнюю треть XIX века классический танец русского балета совершенствовался в строго установленных эстетических границах женских и мужских вариации, pas de deux, pas de trois, массовых танцев кардебалета.

Балеты Петипа завершили длительный процесс формирования классического танца как системы условных выразительных средств. В ней собраны, упорядочены и возведены в высокое художественное правило все поиски XIX века в области этого танца. Тогда же окончательно закрепилась и французская терминология, принятая и по сей день. Она создавалась путем отсеивания необязательных временных элементов и отбора постоянных, обуславливающих саму природу классического танца. Это терминология, не смотря на свою условность, почти всегда позволяет обнаружить корни, установить генетические истоки того или иного движения, позы или положения.

2. Всю систему движений можно представить по группам:

1) Большинство названий определяет характер обозначаемых ими движений, связанных с работой мышц- батманы: battement tendu, вытянутые батманы, battement jete, с броском ноги в воздух, battement fondu, тающие, rond de jambe.

2) Наличие описательного характера: assemble (вместе), passé (проходящее), coupe (режущее), glissade (скользящее).

3) Описательный характер и связывающий движение с образом, распространенным в балетном театре прошлого ( pas chasse- от глагола «гнаться», «охотиться»).

Подражание пластике животных pas de chat- кошачий прыжок, cabriole- резвый прыжок-коза итальянское «capra»).

Связь с движениями народных национальных танцев pas de basque- движение басков, pas de bourre- в танце бурэ (французский танец).

3.Ценным вкладом в область советского балетного преподавания давно стала книга профессора А.Я.Вагановой «Основы классического танца», впервые опубликованная в 1934 году, неоднократно с тех пор переизданная (5 раз),переведенная на многие языки. Эта книга была рассчитана на учеников и преподавателей уже знакомых с азами балетного тренажа. Её автор, начиная от простых движений и заканчивая движениями виртуального порядка, объяснял секреты их исполнения читателям более или менее опытным.

Система Вагановой — закономерное продолжение и развитие традиций русской балетной школы. Огромный опыт, накопленный русским балетом, а в советское время критически осмысленный и систематизированный, стал базой новаторской деятельности следующих поколений педагогов танца во главе А.Я.Вагановой, профессором хореографии и народной артисткой РСФСР, педагогом Ленинградского государственного хореографического училища, ныне академией Русского балета, носящей её имя.

Новым в этом замечательном методе являлись строгая продуманность учебного процесса значительная усложненность экзерсиса, направленная на выработку виртуозной техники, а главное- стремление научить танцовщиков сознательному подходу к каждому движению. Основные моменты: постановка корпуса, танец «из корпуса», постановка рук, выразительное исполнение (сопоставление французской и итальянской балетной школы).

Существует множество книг и методической литературы по классическому танцу.

1) Книга учениц Вагановой А.Я. по педагогическому отделению училища Н. Базаровой и В. Мей «Азбука классического танца» (1964)- методическая разработка для чрезвычайно ответственных трех младших классов училища.

2) Фундаментальный труд А. Писарева и В. Костровицкой «Школа классического танца» (1968).

3) Учебник Н. Серебрянникова « Поддержка в дуэтном танце» (1969).

4) Книга Н. Тарасовой « Классический танец. Школа мужского исполнительства» (1971).

ЛЕКЦИЯ 3

Тема: «Развитие физических и танцевальных данных на уроках балетной гимнастики».

1. Необходимость развития выворотности, танцевального шага, гибкости и прыжка на уроках гимнастики для исполнения движений классического танца.

2. Партерная гимнастика, как вспомогательное средство достижения необходимых данных.

3. Вспомогательные упражнения для различных групп мышц, суставов, связок.

4. Правила построения уроков гимнастики.

1. Полноценная подготовка к балетной деятельности предполагает высокую степень гибкости тела и умение управлять своими движениями. Известно, что всякая специализация, всякое специальное приспособление наших органов к выполнению определенных задач вызывают нарушение гармонии в развитии тела, в общем равновесии всех частей тела и их функции. Человек в обычной жизни выполняем много ограниченных движений, при которых возможности двигательного аппарата используются лишь частично; в результате появляются и становятся привычными такие недостатки, как слабая сгибаемость спины, малая подвижность шеи, плечевых, локтевых, запястных суставов и суставов пальцев, неполная разгибаемость коленных суставов, «ахилла» и стопы и т.п. Движения, в которых участвуют лишь немногие суставы и которые выполняются постоянно одинаковым способом, причем в нескольких ограниченных направлениях, не могут служить развитию гибкости и никогда не приведут к гармоничному развитию тела — скорее они привнесут в движения жесткость ограниченность.

Поэтому задача педагога на уроках гимнастики состоит в том, чтобы оснащать учеников запасом движений во всех направлениях и с максимальной амплитудой; это должно вызывать реальное изменение двигательных органов, улучшить их функционирование, привести в соответствии с анатомической нормой подвижности суставов.

Таким образом, выворотность, балетный шаг, гибкость, имея свою природу, должны с помощью упражнений на уроках гимнастики развиваться более эффективно. Недостаточно открытое бедро лишает движение ног свободного, выворотного и высокого шага. Малая гибкость колена и стопы также затрудняет движение ног, например, при выполнении plie и особенно прыжков. Шаг и выворотность в балете — единое целое. Отрабатывая шаг, необходимо всегда учитывать, что величина его не должна идти за счет уменьшения выворотности бедра. Большой, невыворотный шаг не совершенствует технику движения ног и не обогащает пластику. Развитие шага надо начинать с укрепления и развития выворотности, а не с высоты поднятой ноги. Прыжки требуют прежде всего хорошо развитой силы ног, стойкости корпуса. Упражнения различного характера на уроках гимнастики способствуют укреплению мышечного аппарата и костной системы.

2. Задачи вспомогательных и корригирующих упражнений на полу:

— организовать и сосредоточить внимание учащихся и направить все их усилия на физическую нагрузку;

— подготовить мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса;

— в индивидуальном порядке исправлять имеющиеся недостатки в осанке.

Дети располагаются на полу на расстоянии вытянутых рук и ног.

Упражнения выполняются в положении, разгружающем позвоночник: лежа на спине и животе при выпрямленных ногах, а так же сидя с вытянутыми ногами вперед и стоя на коленях. Упражнения повторяются сначала 2-4, затем 8-16 раз.

Активные упражнения выполняются учениками на полу самостоятельно, без приложения дополнительных внешних усилий. Активно — пассивные упражнения делаются с помощью другого человека или при упоре. Во время упражнений на расслабление в положении лежа ученики отдыхают. Активно-пассивные упражнения на полу освобождают учащихся от той дополнительной работы, как физической, так и нервной, которую испытывает человек в вертикальном положении. А упражнение на расслабление, которые чередуются с упражнениями на нагрузку, дают детям некоторый отдых. Поэтому активно- пассивные и активные упражнения на полу создают максимум условий для сосредоточения внимания ребенка на мышечных ощущениях и учат сознательно управлять мышцами. Упражнения на полу позволяют с наименьшей затратой энергии достичь сразу три цели:

— повысить гибкость суставов;

-улучшить эластичность мышц и связок,

— нарастить силу мышц.

Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка, требующему высоко физического напряжения. Эти упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп. Упражнения подразделяются на:

1) Упражнения на напряжение и расслабление мышц.

2) Упражнения на улучшение выворотности ног.

3) Упражнения по исправлению недостатков осанки.

4) Упражнения, подводящие к экзерсису классического танца.

3. На уроке гимнастики должны иметь место вспомогательные упражнения для развития различных групп мышц, суставов, связок.

1) Маршировка.

— при сутулости маршировка комбинируется с резкими движениями отведения рук назад вытянутых и согнутых в локтях в горизонтальном положении и с вращательными движениями рук, согнутых в локтях.

— При седлообразной пояснице маршировка и бег выполняются с сильно подтянутыми мышцами живота, максимально вытянутым позвоночником, слегка поданной вперед тазобедренной частью а руками, опущенными вниз.

— При ассиметрии лопаток при маршировке руку опущенного плеча положить на затылок или поднять вверх, растягивая мышцы опущенного плеча.

Детям, у которых выступают коленные чашечки, рекомендуются шаги на полупальцах или шаркающие шаги при вытянутых коленях.

Силовая подготовка танцовщика.

В процессе обучения детей основам классического танца с первых дней оказывается в числе важнейших и сохраняет свое значение на притяжении ряда последующих лет задача создания твердой физической базы, то есть силовая подготовка телесного аппарата учащихся.

Существенную помощь в силовой подготовке балетного ученика могут оказать уроки гимнастики. Для этого в программе занятий должны быть предусмотрены циклы упражнений, решающих следующие задачи:

— функциональное развитие органов и систем, обеспечивающих достаточный запас мощности организма;

— укрепление опорно-двигательного аппарата;

— локальное развитие двигательных качеств;

— совершенствование способностей к ориентировке в пространстве;

— развитие способностей соразмерять свои действия по усилиям во времени и пространстве;

— выработка навыков высокой культуры движений.

На этапе начальной подготовки эти задачи являются главными; их выполнение создает тот фундамент, на котором воздвигается прочное здание физического совершенствования.

Использование в уроках силовых упражнений приносит значительную пользу: помимо собственной силы, они развивают и совершенствуют координацию движений, различные функциональные системы организма, а также и такие качества, как выносливость и гибкость.

3) К вспомогательным движениям относятся:

— упражнения для шеи;

— упражнения для рук;

— упражнения для плечевого пояса;

— упражнения для ног;

— прыжки;

— упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра (выпады, наклоны);

— упражнения для улучшения подвижности коленных суставов, голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы (приседания, подъёмы на полупальцы, перекаты, вращения коленями на приседании);

— упражнения на станке, на гимнастической стенке, на турнике (висы, растяжка);

— упражнения на равновесие, выработку устойчивости.

На уроках гимнастики должны присутствовать упражнения на выносливость, упражнения в расслаблении мышечной системы, постановки дыхания. Преподаватель должен уделять внимание психологической подготовке танцовщика, развитию двигательной памяти.

4. Методика урока гимнастики.

Основная форма организации занятий гимнастикой — урок. Существующая типовая структура урока обеспечивает нормальное построение и проведение занятий по гимнастике, но не следует относиться к ней, как к незыблемому правилу. В любых условиях, с любым составом учеников следует творчески подходить к методике, искать в ней более прогрессивные приемы, допуская возможность необходимых частных отклонений от стандарта, целесообразных изменений в нем. Типовая структура — это всего лишь ориентир, которым руководствуются при создании конкретных вариантов уроков с учетом пола, возраста и подготовленности учеников, соотнося эти показатели с периодами проведения занятий и их задачами.

Главная задача гимнастики состоит в расширении запроса двигательных навыков у детей и совершенствовании таких качеств, как устойчивость, смелость, выносливость, ловкость.

Построение урока и подбор учебного материала.

7-10 летние дети на занятиях гимнастикой должны чередовать учебные упражнения с упражнениями игрового характера с элементами бега, прыжков, метания, лазания и т.п. Изучаются также простейшие перестроения, движения руками, ногами, туловищем, метанием в цель, равновесия, акробатические и танцевальные элементы.

10-15 летние ученики должны получать более сложные задачи. В содержание уроков включаются строевые и порядковые упражнения, общеразвивающие упражнения с предметами (мячами, скакалками, обручами и т.д.) и без предметов парные упражнения, упражнения в висах и упорах, равновесие, лазание, акробатические и танцевальные упражнения, опорные прыжки, игры, спортивные и специальные направленности развивающие музыкальность и артистичность, содержащие элементы хореографии и др.

Независимо от того, какова продолжительность гимнастического урока 45 или 90 минут — он всегда состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

2) Подготовительная часть урока вводит учащихся в работу, которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между учениками и преподавателем. Организм учащихся подготавливается выполнение большой работы к выполнению более сложных упражнений основной части урока; поэтому задача преподавателя в первой части урока — достичь необходимого эмоционального состояния учеников, собрать их внимание м активизировать работоспособность; кроме того, подготовительный раздел имеет цель гигиеническое воздействие на двигательный аппарат, органы дыхания, кровообращения; в этой же части урока есть возможность уделить необходимое внимание формирование у детей правильной осанки.

Для содержания первой части урока характерны строевые и порядковые упражнения, ускоренная ходьба, бег, прыжки на месте и в передвижении, прыжки со скакалкой, упражнения на быстроту и точность реакции, на внимание и др.

В этой части урока главное внимание уделяется общеразвивающим упражнениям, которые подбираются и дозируются и чередуются в полном соответствии с возрастом, полом и уровнем физической подготовленности учащихся.

Урок следует начинать с построения учеников. Рапорт ( количество присутствующих и отсутствующих). Приветствие. Задача перед учениками на данный урок.

Основная часть.

В задачи основной части урока входят те, которые определяют процесс гимнастического воспитания учащихся. Это прежде всего:

а) Задача овладения главными жизненно- необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению материала, предусмотренного программой специальных дисциплин.

б) Задача обучения правильному применению усвоенных знаний и качеств в различных и изменяющихся условиях.

в) Задача специальной тренировки сердечно — сосудистого и дыхательного аппаратов.

г) Задача дальнейшего развития и совершенствования ориентировки во времени и пространстве, координации движений силы, быстроты, выносливости, устойчивости, легкости, самостоятельности, смелости, решительности, настойчивости и других психологических качеств.

Методические указания.

Решать различные частные задачи этого раздела урока нужно с учетом содержания других разделов, при полной взаимосвязанности всего изучаемого материала. Урок нужно строить таким образом, чтобы в процессе овладения двигательным аппаратом и освоения навыков, одновременно совершенствовались все психологические качества.

Не следует перегружать урок большим количеством нового учебного материала. Это быстро утомляет учеников, рассеивает их внимание. Лучше использовать ранее усвоенные упражнения как базу для дальнейшего логичного усложнения программы и освоения новых упражнений незначительном объёме.

К концу основной части урока нагрузка должна постепенно возрастать. Заканчивать эту часть урока целесообразно эмоциональными играми, главным образом спортивно- соревновательного характера.

4) Заключительная часть урока.

Продолжительность не более 5-8 минут. Задача этого раздела — завершить работу постепенным занижением нагрузки на организм, привести учеников в более спокойное состояние, которое позволит им легко переключиться на следующие по расписанию уроки или на отдых.

Основные средства успокоения — медленная ходьба, некоторые дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении, умеренные по нагрузке порядковые упражнения. Их задача — снизить активность работы органов кровообращения и дыхания.

Методические указания.

В заключительной части урока есть смысл применять фигурные передвижения, легкие движения кистей, движения рук в стороны, наверх, вперед, назад, в ходьбе полезно чередовать движения на носках, пятках, на наружной и внутренней стороны стопы — и все это в умеренных количествах и при соблюдении спокойного дыхания.

Не помешает в заключение урока краткая беседа или разбор урока; это самое подходящее время для замечаний о проведении, о состоянии спортивной формы учеников, о достигнутых на уроке успехах или неудачах, с указанием путей их преодоления. Надо проверить пульс учеников, записать в дневники свои замечания, показать доступные элементы самомассажа. напомнить о правилах личной гигиены. Отстающим ученикам надо дать задание на дом. Точкой в конце урока служит реверанс (поклон), который должен всегда исполняться всей группой по правилам классической хореографии — так же как и в начале урока. Другая форма приветствия — спортивная; когда дети стоят в строю и научить их этой форме вполне естественно для педагога по гимнастике.

ЛЕКЦИЯ 4

Тема: «Начальный этап обучения классическому танцу».

1. Задачи первого года обучения.

2. Методика знакомства детей с азами классического танца.

3.Последовательность изучения движений.

1. Основными задачами обучения в первом классе являются:

— постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе основных движений классического тренажа у станка и на середине;

— развитие элементарных навыков координации движений;

— развитие музыкальности: ритмического исполнения, реагирование на

2. Знакомство с азами классического танца.

1) Правильно поставленный корпус — залог устойчивости (aplomb). Постановку корпуса вырабатывают стоя лицом к палке, затем держась за палку одной рукой и в упражнениях на середине зала.

2) Позиции ног. Постановка начинается в I полувыворотной позиции и станка, придерживается двумя руками лицом к станку (муз. размер 4/4- в каждой позиции стоять 2 такта; 3/4- 4 такта)

Позиции ног — точная пропорция, которая определяет расположение выворотных ног, их удаление или сближение, когда тело находится в состоянии покоя или в движении.

Описание методики изучения каждой позиции: поставить сначала левую ногу в полувыворотную I позицию, затем кладут руки на станок. Положив руки на станок, одновременно приставляют правую ногу в I полувыворотную позицию.

Постановка корпуса позвоночник вытянут, талия удлиненная, плечи и грудная клетка раскрыты, лопатки несколько оттянуты вниз к пояснице. Голова прямо.

Бёдра подтянуты вверх, соответственно подтягиваются коленные чашечки, ягодичные мышцы собраны в области копчика и зафиксированы. Стопы всей подошвой свободно расположены по полу, соприкасаясь с ним 3 толчками: мизинцем, пяткой и большим пальцем. Снять руки со станка и опустить в подготовительное положение, сохранив равновесие. При постановке тела в позиции с разворотом ног на 180` необходимо соблюдать следующие правила: все тело нужно слегка поддать вперед, придав ему «отвесное» положение. Это придаёт устойчивость.

Позиции рук и ног и их постановка.

Первоначально построение позиций изучают на середине зала, не соблюдая выворотности. Порядок изучения I, II, III, V, IV п. изучают поочередно с правой и левой ноги.

3) Позиции рук изучаются на середине зала с самых первых уроков. Предварительно следует усвоить положение кисти руки. Сначала большой палец прижимается к среднему, затем лишь направляется к нему. Изучается сначала подготовительная позиция, затем I, затем III. Позднее II позиция.

Упражнение I: подготовительная-I-II-I-подготовительная.

Упражнение II: подготовительная -I-II-подготовительная.

Упражнение III: подготовительная I-III-II подготовительная.

Усвоив III п. рук, изучают положение рук во время экзерсиса у палки, держась за палку одной рукой. Добавляется движение головы (повороты головы).

Позиции рук — промежуточные или производные от подготовительного положения, от 1-й и 3-й позиции рук.

4) Понятие опорной и работающей ноги.

5) Понятие вытягивания пальцев ноги (носка).

-battement tendu из I п. ног в сторону лицом к станку или спиной к станку.

— постановка тела во II и III позиции ног у станка через battement tendu в сторону. Музыкальный размер 4/4, 3/4.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст