Тема «Многогранники»

1. Геометрия. Тема: «Многогранники»

11 класс (гуманитарный).

Сценарий урока-спектакля «Математические сказки Шехерезады»

Пироговой Г.И., учителя математики высшей категории

Университетской Ломоносовской гимназии г.Архангельска.

Цель: создать содержательные и организационные условия для обобщающего повторения по теме «Многогранники», способствующие развитию творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся.

Действующие лица и исполнители:

царь-султан;

Шехерезада – ведущая;

гости, которые рассказывают сказки;

опахальщик.

Подготовка к уроку:

Заранее проведён конкурс по изготовлению моделей правильных и полуправильных многогранников. Для помощи в изготовлении моделей была рекомендована книга «Модели многогранников» английского автора М. Веннинджера. Также ребята, которые не участвовали в изготовлении моделей, сделали фотографии различных многогранников, подписали их названия и развесили в виде флажков на доску и стены кабинета. Модели и фотографии использовались как декорация к спектаклю.

Класс был поделён на группы: каждая готовила своё выступление в виде сказки.

Были подготовлены плакаты, которые во время урока будут сопровождать выступления каждой группы.

Для проведения урока подготовлены костюмы всех действующих лиц, а также ковёр для султана и веер для опахальщика.

Ход урока.

Учитель: «Математика – огромна: чем глубже её изучаешь, тем интереснее и загадочнее она становится.

Давным-давно, в те времена,

когда считали люди, геометрии не зная,

Что каждая подвешена звезда на небе,

Как хлопушка золотая,

Жил на востоке страшный, грозный царь…»

И дальше учащимся предлагается послушать новые сказки «тысячи и одной ночи» по математике.

Шехерезада предлагает султану послушать сказки, подготовленные каждой группой учащихся. Каждая сказка написана на свитке, который с поклоном вручается царю-султану. Кроме этого, ему преподносят дары в виде кристаллов, картин.

Выступления групп:

«Необычные пирамиды» — о правильных пирамидах, об устройстве пирамид, необычные сведения об истории пирамид Хеопса и др.; учащимся предлагается вспомнить всё, что изучали о пирамидах на уроках истории.

«Чудо — кристаллы» — о природных кристаллах, имеющих форму правильных многогранников, звёздчатых многогранников, о драгоценных камнях.

«Застывшая музыка» — о том, где в архитектуре используют правильные и полуправильные многогранники; при рассказе показывают фотографии необычных зданий.

«Меланхолия» — название сказки взято из названия гравюры Альбрехта Дюрера. В необычной форме учащиеся рассказывают, на полотнах каких художников можно увидеть связь с темой «Многогранники».

«Наша Вселенная» — о модели вселенной, представляемой в виде шаров, вписанных и описанных в правильные многогранники. Плакат с изображением этой модели с почестями поднесли султану.

В перерывах между сказками ребята исполняют песню под гитару собственного сочинения «Моя любовь» о геометрии, а также представляют рекламу «Правильные многогранники – самые правильные!».

Учитель: «Ночей минуло тысяча одна,

И каждой ночью сказка не кончалась.

Шехерезада так была умна,

Что уж совсем царём распоряжалась!»

Благодаря стараниям ребят получился интересный урок, который понравился и им и присутствующим учителям. Спасибо учащимся 11 А класса за любовь к математике.

Приложение.

Список литературы.

Веннинджер М. Модели многогранников; М., 1974

Глейзер Г.И. История математики в школе 7-8 классы; М., Просвещение, 1982.

Математический энциклопедический словарь; М., Советская энциклопедия, 1988.

Райхард Ганс Пирамиды; изд. Слово.

Хабер Х. Звёзды; изд. Слово.

Учебники по геометрии.