Тема «Косвенное налогообложение и формирование доходов бюджетно

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Второе высшее образование

Курсовая работа

по дисциплине «Финансы »

Вариант: № 18

Тема: «Косвенное налогообложение и формирование доходов бюджетной системы»

Калуга 2008

Содержание

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc220224907» Введение PAGEREF _Toc220224907 \h 3

HYPERLINK \l «_Toc220224908» Глава 1. Косвенное налогообложение, его роль в формировании доходов бюджетной системы. PAGEREF _Toc220224908 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc220224909» 1.1. Налог на добавленную стоимость PAGEREF _Toc220224909 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc220224910» 1.2. Акцизы PAGEREF _Toc220224910 \h 17

HYPERLINK \l «_Toc220224911» 1.3. Таможенные пошлины PAGEREF _Toc220224911 \h 22

HYPERLINK \l «_Toc220224912» Глава 2. Место косвенных налогов в доходах федерального бюджета РФ. PAGEREF _Toc220224912 \h 28

HYPERLINK \l «_Toc220224913» 2.1. Прогноз поступления доходов федерального бюджета на 2008 и плановый период 2009 — 2011 гг. PAGEREF _Toc220224913 \h 28

HYPERLINK \l «_Toc220224914» 2.2.Анализ поступления косвенные налогов с 2009 по 2011 гг. PAGEREF _Toc220224914 \h 30

HYPERLINK \l «_Toc220224915» Глава 3. Основные направления совершенствования косвенного налогообложения в РФ. PAGEREF _Toc220224915 \h 35

HYPERLINK \l «_Toc220224916» Заключение PAGEREF _Toc220224916 \h 40

HYPERLINK \l «_Toc220224917» Список литературы PAGEREF _Toc220224917 \h 42

Введение

В данной курсовой работе рассматривается тема: «Косвенное налогообложение и формирование доходов бюджетной системы».

Основной целью курсовой работы является определение роли косвенного налогообложения в формировании доходов Федерального бюджета РФ.

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Такая система просуществовала с 1930 по 1990г.

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой стали налоги.

Доходы федерального бюджета формируются только за счет собственных доходов, часть из которых передается бюджетам других уровней бюджетной системы РФ (соответственно они не включаются в доход федерального бюджета).

Доходы бюджета – это экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня.

Основной метод перераспределения национального дохода – налоги, которые обеспечивают большую долю бюджета. В доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах субъектов федерации и местных бюджетов намного меньше. Эти бюджеты формируются за счет собственных доходов соответствующих бюджетов и регулирующих доходов (которые передаются из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему).

Налоговая реформа в Российской Федерации была осуществлена в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в РФ» (принят 27 декабря 1991г.). Этот Закон определил принципы построения налоговой системы и ее структуру и состав, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов.

К налоговым доходам Федерального бюджета РФ относятся: федеральные налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Перечень федеральных налогов и сборов в настоящее время определяется ст.19 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» и включает следующие косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина.

Глава 1. Косвенное налогообложение, его роль в формировании доходов бюджетной системы.

Из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически четыре налога (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц) и таможенная пошлина с фискальной точки зрения являются решающими. Они играют на протяжении всех лет создания основ механизма рыночных отношений в России решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы.

В налоговой системе России большую роль играют именно косвенные налоги на товары и услуги (НДС, акцизы). Прямые же налоги концентрируются преимущественно на региональном уровне.

Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и ряду других признаков представляет собой классификацию налогов.

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или собственность налогоплательщика.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров (работ, услуг). Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Таким образом, косвенные налоги непосредственно связаны с той деятельностью, которой занимается налогоплательщик. Владелец товара (работы или услуги) при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой налоговые суммы, которые затем перечисляет государству, поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, косвенные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), которые выступают в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара (работы, услуги).

Косвенные налоги имеют привлекательность по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей; и стабильный источник поступлений в бюджетную систему, а при наличии набора косвенных налогов и дифференцированных ставок по ним, получаем прогрессивный и справедливый метод обложения доходов различных социальных групп.

Противники косвенного налогообложения утверждают, что он тормозит продвижение товара от продавца к покупателю. Но косвенные налоги имеют равнодушный характер по отношению к производителю и продавцу, при условии качества, спроса и разумного подхода к ценообразованию продукта. Конечно, косвенные налоги утяжеляют цену товара (работы, услуги), но при реализации происходит возмещение начисленного налога. Здесь говорится о стимулирующей функции косвенных налогов, т.к. хозяйствующий субъект должен производить или брать на реализацию конкурентоспособную продукцию с позиции качества и цены. Так как косвенные налоги начисляются на сформированную цену, и служат лишь отражением ее в фиксированной ставке, имеется возможность и необходимость регулировать элементы себестоимости, а также прибыль для достижения соответствующего спроса на продукцию, по предлагаемой цене, тем более что снижение прямых налогов способствует этому.

Косвенные налоги, применяемые в условиях галопирующей инфляции, являются более надежными источниками, чем прямые, т.к. они более абстрагированы от формирования элементов цены, и начисляются на цену в целом, что дает стабильное поступление доходов в бюджетную систему.

Косвенное налогообложение фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших от прямого налогообложения. Доходы физических лиц, не подпадающие под прямое налогообложение, могут быть использованы на потребление, которое в основной своей массе облагается косвенными налогами. Посредством оптовой и розничной торговли часть неучтенного дохода мобилизуется в бюджетную систему в виде налога на добавленную стоимость и акцизов.

На российском рынке значительную долю в реализации составляют импортные продукты поэтому, подавляющая часть налоговых поступлений от этого сегмента экономики будет за счет косвенных налогов.

Снижение налоговой нагрузки, в частности за счет уменьшения налоговых ставок на прибыль и применения унифицированной ставки на доходы с физических лиц, высвобождает большой объем прибыли и доходов в личное распоряжение хозяйствующего субъекта, а следовательно стимулируется инвестиционная и покупательная деятельность. Таким образом, косвенные налоги это стабильный и неиссякаемый источник бюджетной системы.

Последние изменения в налоговом законодательстве относительно косвенного налогообложения могут не очень хорошо сказаться на экономике. Так снижение НДС на 2% на окажет положительного влияние на покупательную способность граждан, т.к. свободное ценообразование на первоначальном этапе позволит лишь увеличить прибыль, а в дальнейшем это уменьшение “съест” инфляция.

Каждый косвенный налог является самостоятельным, но, дополняя друг друга они служат, единым целям обложения доходов в расчетной части физических лиц, поэтому их можно объединить в систему косвенного налогообложения.

Суммарная ставка косвенных налогов для потребителя представляется как сумма уплаченных налогов физическим лицом или домашним хозяйством в определенный период времени.

Аккумуляция косвенных налогов в бюджете и их преобладающий характер в нем, дает возможность перераспределения государством в пользу малообеспеченных слоев населения. Кроме обеспечения функций самого государства, которое включает расходы на содержание аппарата управления, оборону и т.п. полученные средства идет и на социальные выплаты, культуру, образование, научные расходы, т.е. тем категориям граждан, которые не платят высоких косвенных налогов.

С увеличением дохода делается акцент на расходы непродовольственного характера и дорогостоящие услуги, именно в этой части происходит усиление обложения косвенными налогами, вследствие этого возрастает и постепенное усиливание косвенных налогов.

Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения. Они позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Современные косвенные налоги претерпели самые крупные изменения в финансовой практике. Суммарные косвенные налоги приобрели черты налогов прогрессивных и пропорциональных.

Косвенные налоги являются более простыми для государства с точки зрения их взимания, но также и очень сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступление в казну напрямую не связано с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.

Тем самым косвенное налогообложение обеспечивает устойчивость доходной базы государства, особенно в условиях высоких темпов инфляции. Кроме того, косвенные налоги являются менее болезненными для налогоплательщика и как бы незаметны для него.

Примерами косвенного налогообложения могут служить НДС, акцизы и таможенные пошлины.

1.1. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость был предложен в 1954 г. французским экономистом М.Лоре. В Западной Европе он действует с конца 60-х годов. Тогда его ввели Германия, Дания, Франция, Швеция, Нидерланды, а в начале 70-х – Бельгия, Англия, Италия, Люксембург, Норвегия.

НДС занимает значительное место в системе доходов развитых стран. На его долю приходится в среднем около 14% налоговых поступлений, а среди косвенных налогов его доля составляет от 30 до 50% (во Франции – 80%). Основные причины роста популярности НДС:

возможность вступления в ЕЭС;

стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление, способность значительно увеличить поступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами;

возможность оперативно проводить налоговые операции с помощью технических средств и определенной системы документооборота;

высокая степень нейтральности налога.

В России налог на добавленную стоимость вводился вопреки накопленному мировому опыту. Мировая практика показывает, что НДС целесообразно вводить в период роста потребительского рынка (экономического подъема), заменяя рад прямых налогов и постепенно увеличивая ставку. В России НДС стал использоваться в условиях спада и сразу по очень высокой ставке 28%. При этом вводились и дополнительные прямые налоги.

Налог на добавленную стоимость – это форма изъятия в бюджет с части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до конечного продукта и взимается с каждого акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налог определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом, влияющим на процесс ценообразования и структуру потребления. В Российской Федерации он был введен в действие с 1 января 1992 года одновременно с отменой взимания налога с оборота и налога с продаж (последний по ставке 5% был введен Указом Президента СССР М.С. Горбачева от 29 декабря 1990г.). По сравнению с налогом с оборота НДС взимается многократно, по мере приращения стоимости. С 2001 года НДС полностью поступает в федеральный бюджет РФ.

Для бюджета этот налог служит стабильным и регулярным источником доходов, кроме того, плательщику сложно уклониться от его уплаты.

Очень велико фискальное значение НДС. На протяжении последних нескольких лет НДС удерживает первое место в налоговых доходах федерального бюджета. По данным Министерства финансов РФ об исполнении бюджета за 2007 год, поступления от НДС составили 958,1 млрд. руб., или 15,5% всех налоговых доходов федерального бюджета.

С 1 января 2001 года элементы налогообложения по НДС установлены в гл. 21 второй части Налогового кодекса РФ.

Плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, которые определяются в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции (ст. 146 НК РФ):

Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполнения работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) без учета НДС. При реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья в налогооблагаемую базу следует включать акциз. При товарообменных операциях, при реализации на безвозмездной основе и при передаче товаров при оплате труда налоговая база рассчитывается в стоимостном выражении аналогично.

Передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций. К таким операциям относятся, например, содержание объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, объектов культуры и спорта, оздоровительных лагерей, работы по благоустройству городов и поселков, содержание учебных заведений и профессиональных технических училищ, состоящих на балансе организации.

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В целях гл.21 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения:

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, газовых сетей и т.д.

передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.

операции по реализации земельных участков (долей в них).

и т.д. (в ст. 146 изложен полный перечень объектов, не признающихся объектами налогообложения).

Законодательством определено большое количество операций, освобождаемых от обложения НДС. В НК РФ установлен перечень операций, освобождаемых от обложения НДС:

предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ.

реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ:

медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг;

услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

услуг по перевозке пассажиров;

услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений;

реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы;

осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации);

проведение лотерей, организация тотализаторов и других, основанных на риске игр организациями игорного бизнеса.

Статья 149 НК РФ устанавливает полный перечень операций, не подлежащих обложению НДС.

Для обложения НДС в налоговую базу включаются:

авансовые платежи в счет предстоящих поставок товаров, выполнение работ и оказание услуг за исключением авансов, полученных в счет предстоящих экспортных товаров, длительность изготовления которых превышает шесть месяцев;

суммы финансовой помощи или иные доходы, связанные с оплатой за реализованные товары (работы, услуги), средства, полученные на пополнение фондов специального назначения;

проценты по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работ, услуги) векселям и облигациям, дисконт по товарному кредиту в части, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка РФ;

суммы страховых выплат по договорам страхования риска, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате, как в денежной, так и в натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Варианты исчисления налоговой базы

Порядок исчисления налоговой базы

Хозяйственные операции, в которых применяется этот порядок

Как стоимость реализованных товаров, работ, услуг исчисленные по рыночной цене с учетом акцизов без включения НДС

При реализации товаров; при бартерных сделках; при передачи собственности на предмет залога (залогодержателя); при передаче товаров в виде оплаты в натуральной форме

Как стоимость реализованных товаров, исходя из фактических цен реализации

При реализации товара с учетом дотаций, предоставляемых из бюджета, в связи с применением государственной регулировке цен или покрытием льгот, предоставляемые потребителям в соответствии с ФЗ

Как разница между ценой реализации имущества с учетом НДС акцизов и стоимостью реализованного имущества (остаточная с учетом переоценки)

При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС

Как разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения этой продукции

При реализации с/х продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физ. лиц, не являющихся плательщиками НДС (за исключением подакцизных товаров)

Как стоимость обработки , переработки и иной трансформации сырья или материалов с учетом акцизов без включения НДС

При реализации услуг по производству товаров и давальческого сырья.

Как стоимость реализованных товаров, указанных в договоре, но не меньше рыночной стоимости, действующая на дату реализации с учетом акцизов без включения НДС

При реализации товаров по срочным сделкам по договорам, предполагающим постановку в установленных договором сроки по указанной в договоре цене

С 2001 года применяются три ставки НДС.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации:

работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;

услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов (топлива, горюче-смазочных материалов для эксплуатации воздушных и морских судов.)

Полный перечень объектов, налогообложение которых производится по ставке 0%, излагается в ст. 164 НК РФ.

Налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации:

следующих продовольственных товаров:

скота и птицы в живом весе;

мяса мясопродуктов (за исключением деликатесов);

молока и молокопродуктов;

яйца и яйцепродуктов;

масла растительного;

зерна.

следующих товаров для детей:

швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика, нательного белья, головных уборов;

обуви (за исключением спортивной);

кроватей детских;

дневников школьных;

пластеина;

периодических печатных изданий;

Полный перечень объектов, налогообложение которых производится по ставке 10%, излагается в ст. 164 НК РФ.

Налогообложение производится по налоговой ставке 18% в случаях, не указанных в пунктах 1,2 ст.164 НК РФ.

Статья 164 устанавливает полный перечень товаров (работ, услуг) по налоговым ставкам.

При получении авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), финансовой помощи, процентов по векселям и облигациям, страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств, при реализации имущества (если оно приобретено на стороне и учтено с НДС), а также при удержании налога налоговыми агентами используют расчетный метод определения НДС. Ставка налога определяется как процентное отношение налоговой ставки (10и 18%) к налоговой базе, которая принимается за 100 и увеличивается на соответствующий размер налоговой ставки ( EMBED Equation.3 ).

При исчислении НДС, подлежащего внесению в бюджет, учитываются налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога:

предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);

предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение гарантийного срока) продавцу или отказа от них.

Статья 171 НК РФ устанавливает полный перечень налоговых вычетов. Действующее законодательство предусматривает четыре случая, в которых НДС включается в стоимость товаров (работ, услуг). А именно, когда эти товары (работы, услуги) приобретаются или ввозятся:

для использования в операциях, не подлежащих налогообложению;

для использования в операциях, если местом реализации не признается территория РФ;

для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых не являются объектом налогообложения;

лицами, которые не являются плательщиками НДС либо пользуются правом на освобождение от обязанностей плательщика НДС.

Налоговый период (в том числе для налоговых агентов) по НДС составляет либо один месяц, либо один квартал. Налоговый период в один квартал устанавливается для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки без учета налога с продаж и НДС, не превышающими 1 млн. руб.

Уплата налога проводится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодам. При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.

1.2. Акцизы

Акцизы представляют собой один из видов косвенных налогов на товары, который включается в их цену. Как источник доходов государственного бюджета России акцизы возникли в X-XI вв., когда акцизному обложению впервые стала подвергаться реализация спиртных напитков. В 1817 г. взимание акцизов со спиртного было упорядоченно принятием устава о питейном сборе, который определял акцизы с водки и пива и устанавливал объем объектов обложения. В 1838 г. в перечень подакцизных товаров включили табак, а с 1886г. надзор за плантациями табака, контроль за его хранением и продажей был возложен на акцизное ведомство. В 1848г. в России был введен первый акциз на спички, а с 1887г. под акцизное обложение попали нефтяные масла.

Значение акцизов в доходах государства быстро возрастало, и к началу XX в. они обеспечивали около 70% всех бюджетных доходов. Акцизами облагалась реализация предметов первой необходимости (соль, сахар, чай, спички и т.д.) и товаров массового потребления (спиртные напитки, табачные изделия, солод).

Акцизы – разновидность косвенных налогов, в то же время они наделены рядом специфических черт:

акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС – универсальный косвенный налог);

объект обложения акциза – оборот по реализации только товаров, причем перечень подакцизных товаров ограничен;

акцизы функционируют только в производственной сфере; исключение составляют акцизы по товарам, импортируемым на территорию РФ, плательщиками акцизов в этом случае являются юридические и физические лица, закупившие подакцизные товары, в том числе для дальнейшей реализации.

Регулирующее значение акцизов существенно выше, чем других косвенных налогов. Распределение акцизов между бюджетами разных уровней устанавливается в законе РФ «О федеральном бюджете».

С 1 января 2001г. элементы налогообложения по акцизам установлены в гл. 22 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с российским законодательством подакцизными товарами признаются (ст. 181 НК РФ):

спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

спиртосодержащая продукция с объемом этилового спирта более 9%;

алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%;

пиво;

табачная продукция;

автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150л.с.;

автомобильный бензин;

дизельное топливо;

моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;

прямогонный бензин.

Подакцизным минеральным сырьем являются нефть и стабильный газовый конденсат; природный газ.

Лекарственные средства и препараты, лечебно-профилактические средства, содержащие спирт, не признаются объектом налогообложения, если они внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения либо изготовлены аптечными учреждениями и разлиты в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов на лекарственные средства. Также не облагаются налогом препараты ветеринарного назначения, внесенные в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлитые в емкости не более 100 мл. Парфюмерно-косметическая продукция не подлежит обложению акцизами в том случае, если она разлита в емкости не более 270 мл.

Не относятся к подакцизным товарам также спиртосодержащие товары бытовой химии в металлической и аэрозольной упаковке.

Налогоплательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Плательщиками акцизов признаются также лица, перемещающие через таможенную границу РФ подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Налогоплательщики, производящие или реализующие нефтепродукты, должны получить в налоговом органе специальное свидетельство о регистрации.

Основными объектами налогообложения признаются операции по реализации на территории РФ произведенной подакцизной продукции ее производителями, в том числе передача прав собственности и ее использование при натуральной оплате, реализация алкогольной продукции с акцизных складов, ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, а также ряд иных операций по передаче, продаже и использованию для собственных нужд подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья в зависимости от применяемых в отношении этих товаров и сырья налоговых ставок. Налоговые ставки определены по каждому виду подакцизного товара и подакцизного минерального сырья. Преимущественно ставки установлены в рублях и копейках за единицу измерения (специфические ставки).

Ставки акцизов являются едиными для всей территории Российской Федерации и подразделяются на виды (ст. 193 НК РФ):

в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов – адвалорный ставки (согласно ст. 193 НК адвалорные ставки применяются при обложении ювелирных изделий и природного газа);

твердые (специфические) ставки в рублях за единицу измерения;

ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора по отдельным видам подакцизных товаров.

При применении адвалорных налоговых ставок возможны два варианта:

как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки;

как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен.

Налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, определяется только в следующих ситуациях:

при их реализации на безвозмездной основе;

при совершении товарообменных (бартерных) операций;

при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

при передачи подакцизных товаров при натуральной оплате труда.

При применении того или иного механизма определения налоговой базы из нее исключаются акцизы и НДС.

Законодательством предусмотрено освобождение от налогообложения акцизами некоторых операций:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст