Тема «Воспитание культуры общения детей дошкольного возраста по

Департамент образования г.Москвы

Восточное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 1896

111402 г.Москва, ул.Старый Гай дом 12 а тел.375-98-95

Тема: «Воспитание культуры общения детей дошкольного возраста посредством изучения основ этикета»

Опыт работы ст.воспитателя

ГОУ детского сада № 1896

Дмитриевой Татьяны Борисовны

Москва

2011

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Глава 1. Взаимосвязь этикета с культурой общения и развития нравственных чувств личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.1 Этикет — эстетика поведения и правила хорошего тона . . . . . . . . . 7

1.2 Этикет и нравственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

1.3 Методика формирования культуры поведения в разных возрастных группах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

1.4 Формирование культуры общения детей дошкольного возраста . . . . 27

Глава 2. Условия воспитания культуры общения в логопедических группах посредством изучения основ этикета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

2.1 Условия воспитания культуры общения детей дошкольного возраста .32

2.2 Значение речевого этикета в формировании коммуникативных способностей ребенка логопедических групп . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

Список литературных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

Приложение 1. Содержание и формы образовательной деятельности в течение года с детьми логопедической группы по воспитанию культуры общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

Приложение 2. Для Вас, родители! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

Приложение 3. Результаты сравнительного анализа по воспитанию культуры общения у детей логопедической и массовой группы на начало и конец учебного года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

Приложение 4. Фотографии детей логопедической группы, в которой проводилась целенаправленная образовательная деятельность по воспитанию культуры общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69

Введение

Современная действительность предъявляет высокие требования к изучению личности ребенка в целостной системе нравственных отношений, поэтому проблема взаимодействия внешней формы поведения личности, эстетики поведения, заложенной в правила этикета, с определенным внутренним моральным содержанием духовного мира личности становится все более актуальной. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, культуры общения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни.

Анализ литературы свидетельствует о том, что различные аспекты проблемы нравственного воспитания являлись центром духовных исканий многих философов и богословов, писателей и педагогов. В этом убеждают сочинения Платона и Сенеки, Августина и Абеляра, И. Канта и А. Шопенгауэра, Ф. Достоевского и А. Толстого, В. Соловьева и А. Камю.

В отечественных научных исследованиях наработан богатый материал по различным аспектам нравственного воспитания. Эту проблему рассматривали педагоги: Бушелева Б.В. 1974, Виноградова A.M. 1989, Гаврилова Т.П. 1984, Иванникова Т.М. 1990, Маркова Т.А. 1984, Нечаева В.Г. 1984, Титаренко А.И. 1982 и др.; ряд психологов: Выготский Л.С. 1981, Левитов Н.Д. 1964, Леонтьев А.Й 1988, Мухина B.C. 1997, Немов Р.С. 1995, Якобсон П.М. 1966.

Вышли в печать сборники российских авторов, пособия по этикету: Богуславская Н.Е. 1997, Гурьянова М.Е. 1998, Дунцова К.Г. 1990, Лом И.М. 1994, Насонкина С.А. 1997, Пивовар В. 1998, Рукавчук Л.И. 1997, Хаткин Н.Б. 1997, Кузин Ф. 2000

Но столь мощный потенциал, накопленный психолого-педагогической наукой, отнюдь не означает, что все проблемы нравственного воспитания решены. Очень часто дети, тем не менее, не знают элементарных правил культуры поведения, не умеют регулировать содержание речи, ее тон, выбор выражений, жесты и т.п., то есть тех этических норм, которые облегчают человеческое общение, не усложняют, а упрощают жизнь.

Мы очень часто культуру поведения, культуру общения осваиваем на практике: в семье, в дошкольных учреждениях, в школе, в транспорте, на собственных промахах и ошибках. Вот почему есть необходимость в широкой пропаганде культуры поведения и повсеместном внедрении правил этикета.

Во многих странах этикет начинают изучать в дошкольном возрасте. Сейчас в США существует специальный институт этикета, носящий имя Э. Поста — одного из популярных писателей, книга которого по культуре поведения, вышедшая 1922 г., переиздавалась около 100 раз. Колоссальным успехом пользуются книги Д. Карнеги, для широкого круга читателей печатаются работы Камычек Я., Смолка К., Фромма А., Честара Д. и др.

В последнее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным

особенностям, взглядам и образовательному уровню, поло-ролевым установкам. Вот поэтому роль этикета так актуальна в настоящее время. Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали.

Исходя из всех перечисленных выше проблем, нами была сформулирована цель исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы воспитания культуры общения посредством изучения основ этикета.

Учитывая выше изложенное, мы определили объект и предмет исследования.

Объект исследования: процесс формирования культуры поведения дошкольников посредством изучения основ этикета.

Предмет исследования: условия воспитания культуры общения детей в логопедических группах детского сада, посредством изучения основ этикета.

Задачи исследования:

Проанализировать современное состояние проблемы воспитания культуры общения детей в логопедических группах детского сада, посредством изучения основ этикета в психолого-педагогической литературе.

Выявить особенности в образовательной деятельности с детьми логопедической группы в процессе формирования коммуникативной культуры посредством изучения основ этикета и найти способы их устранения.

Определить организационно-педагогические условия и целесообразность основных способов педагогического воздействия на детей логопедической группы в процессе формирования культуры общения посредством изучения основ этикета.

Экспериментально проверить эффективность применения основных способов педагогического воздействия на детей логопедической группы детского сада в процессе формирования культуры общения посредством изучения основ этикета.

Работа состоит из двух глав и заключения. Содержание глав следующее:

Глава 1 — теоретическая, в которой рассматриваются взаимосвязь этикета с культурой общения и развитием нравственных чувств личности. В подразделах этой главы рассматривается этикет и эстетика поведения, этикет и нравственность, а также методика формирования культуры поведения в разных возрастных группах.

Глава 2 – практическая, в которой представлена система работы и

условия для воспитания культуры общения в логопедических группах.

Глава 1 Взаимосвязь этикета с культурой общения и развития

нравственных чувств личности

1.1 Этикет — эстетика поведения и правила хорошего тона

Слово «этикет» произошло от французского «etiquette» и означает установленный порядок поведения где-либо. Понятие «этикет» включает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том обществе, в котором каждый живет. Требования современного этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизаций, это результат опыта многих поколений. Правила, которые выработало человечество, являются международными и в целом едины во всех странах, хотя имеют и свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций и законов исповедуемой религии.

Общепринятый этикет помогает в общении людям разного уровня, принадлежащим к различным социальным группам. При этом они используют готовые формы коммуникации. Правила этикета были детально разработаны, требовали неукоснительного соблюдения. Их существовало да и поныне существует бесконечное множество.

Значительная часть правил этикета пришла к нам из прошлого, и даже из древнего мира. Бесполезные и незначительные правила отсеивались по мере исторического развития, сохранялись для потомков лишь более рациональные из них, проверенные временем.

Многочисленные правила этикета обычно подразделяют в соответствии с теми сферами общественной жизни человека или типичными ситуациями, в которые он так или иначе попадает. Выделяют правила поведения в общественных местах — на улице, в транспорте, в магазине, в кино, в театре и т.д.; служебный этикет — совокупность правил, регулирующих отношение начальника и подчиненного, коллег; правила, регулирующие порядок знакомства, представления людей друг другу, приветствия, прощания; особые правила предъявляются к ведению беседы (деловой, товарищеской, застольной), телефонного разговора, переписки; к посещению и приему гостей, поведению за столом; семейный этикет и, наконец, этикет взаимоотношений мужчины и женщины. Это не разные виды этикета, этикет, в сущности, един, если не считать особые кодексы, регламентирующие отношения дипломатов, их поведение на соответствующих приемах и встречах или кодексы — протоколы проведения межправительственных переговоров и т.д. Это единство этикета отражается в том, что все его правила воплощают все основные принципы этикета — вежливость и тактичность.

Вежливость предполагает внимательность, уважительность, доброжелательность в отношении к людям, готовность оказать поддержку каждому, кто в ней нуждается. Различные степени и оттенки вежливости отражаются в таких понятиях, как корректность, галантность, любезность, деликатность и др. Если в вежливости отражена доброжелательность в отношении с людьми, то в тактичности выделено умение осуществить свою доброжелательность в отношении конкретного лица, учесть ситуацию и своеобразие личности человека при общении с ним, проявить к нему уважение и в тоже время обнаружить собственное достоинство. В качестве граней тактичности можно выделить: почтение перед старшими по возрасту, учтивость, предупредительность в отношении слабого, младшего и, конечно, скромность.

Воспитанный человек даже самый великодушный поступок совершит таким образом, что собственное «я» останется на втором плане. Нередко цитируют слова Сервантеса (XVI -XVII вв.): «Ничто не стоит нам так дешево и не ценится людьми так дорого, как вежливость». «Уважен хочешь быть — умей других уважить» — так еще издавна говорили люди.

«Между людьми натянуты как бы невидимые глазу струны, — пишет Ягодинский В.Н., — нити самых различных связей: информационных, нравственных, экономических. В зависимости от нашей воспитанности, такта эти связи-струны звучат по-разному, а мозг и сердце людей неодинаково резонируют на душевные движения, на поведение других людей. Бывает, это выливается в благородную музыку человеческого общения, а случается, что струны людских отношений не выдерживают и рвутся. И вот тут-то каждый себе камертон: прислушивайся, настраивайся на добрый тон, хорошие отношения» (Ягодинский В.Н. Как себя вести. – М.: Знание, 1991. – 64 с).

Единство правил этикета и ценностей морали составляют основу подлинной культуры человеческих отношений.

1.2 Этикет и нравственность

Этикет является составной частью этики, науки, изучающей мораль, нравственность. Многие исследователи (Росенко М.Н. 1998, Маркова О.Ю. 1998, Сандулов Ю.А. 1996) придерживаются мнения, что вопросы этикета всегда так или иначе интересовали этическую науку, хотя никогда не были для нее главными. Многие правила этикета, особенно современного, практически совпадают с элементарной вежливостью. Но нельзя сказать, что человек, строго выполняющий требования этикета, является высоконравственным существом. Хамить, делать подлость, можно и весьма изящно, по всем правилам этикета.

Пивовар B.C. подчеркивает, что мораль восходит к высшим ценностям, а не довольствуется только правилами приличия. Отличие между моралью и этикетом заключается так же и в том, что моральные аксиомы, постулаты сравнительно неизменны, устойчивы, а этикет действительно меняется от века к веку, от народа к народу. Нравственная культура далеко не исчерпывается этикетом, все это надо иметь в виду в ходе воспитания. Но в настоящее время уже нельзя серьезно отрицать содержательность понятия «этикет» и важные общественные функции скрывающегося за ним феномена.

Этикет — не просто стандарт поведения, а более или менее ритуализованная форма осмысленного общения. Его содержательное изучение показывает, что строгая кодификация и канонизация — лишь одна из тенденций в развитии этикета, которая не выражает сущности его культурного назначения.

В трудах этиков преобладает тенденция сближение его с нравственностью, а иногда и прямого сведения к ней. Есть, однако, и прямо противоположная точка зрения. Например, этнограф Токарев С.А., опираясь на концепцию американского культуролога Л. Уайта, указывает на разделяющую, сегрегативную функцию этикета и строго его противопоставляет нравственности. Лингвисты рассматривают этикет как компонент общения, регулирующий его эффективность.

Наиболее продуктивный — культурологический подход, в определенном смысле снимающий противоречия в понимании назначения этикета. Но это достигается лишь в том случае, если не ограничиваться исследованием случайно выбранных областей применения этикета (например, этикетом повседневного общения или этническими его формами), а выявить общие особенности этикета в максимально обширном диапазоне его разнообразного функционирования в культуре, включая и изучение этикета в развитии общества. Этикет выполняет весьма разнообразные функции и эти функции меняются. В одних условиях доминируют политические и юридические функции, в других — нравственные, в третьих — религиозные. В зависимости от того, в какой социальной группе и с какой целью этики применяется, он обычно определяется или как дипломатический, или как военный, спортивный, или как этикет научных сообществ.

Нравственный смысл этикета проявляется в том, что с его помощью можно выразить признание самоценной значимости человека, с которым приходится вступать в контакты, выразить уважение к нему. Но если этот человек является представителем государства, этикетом выражается отношение к рангу его представительности и к его государству. Здесь уже этикет становится носителем политического смысла. Такой же смысл заключает в себе этикет, обязывающий признать и поддержать установленные государством значимости (ранги, титулы и т.п.) людей.

Смысл военного этикета состоит в поддержании дисциплины, организованности, порядка, в выражении готовности беспрекословно выполнять все приказания старших по званию. Все разнообразие этикетных форм имеет одинаковое содержательное наполнение – признание и поддержание (уважение, почитание) человека, с которым завязывается физический или духовный контакт.

Таким образом, теряет смысл противопоставление нравственной и сегрегативной функций этикета: признавая значимость каждого человека, мы тем самым признаем и различия этой значимости, зависящей как от личных способностей, квалификации и вообще индивидуальных качеств, так и от обязанностей, на нее возложенных, от званий, титулов, социальных статусов и даже от пола возраста и некоторых других особенностей. Разумеется, в процессе исторического развития общества такие зависимости сильно менялись, следовательно, менялись и смысл, значение этикета.

Люди, осуществляя выбор поведения, так или иначе затрагивают интересы окружающих, вступают в отношения с другими людьми, которые в свою очередь отвечают на это либо оценками, либо действиями — поступками. Поэтому нравственные отношения носят двусторонний характер. Они складываются не только между отдельными людьми, но и между личностью и обществом или отдельными сторонами общественной жизни, и представляют одну из форм общественных отношений.

Специфика нравственных отношений заключается в том, что, вступая во взаимоотношения друг с другом, с обществом, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, которые фиксируются с сознанием долга, ответственности, совести. Люди, рождаясь, застают уже готовые, сложившиеся в обществе нравственные отношения. В процессе воспитания люди усваивают ту или иную систему норм поведения. Во-первых, мораль не является самостоятельным общественным отношением со своей четко обозначенной предметной областью, профессионально закрепленной группами лиц, ее осуществляющих, с особыми учреждениями и т.п. Она представляет собой гуманистический аспект всех общественных отношений. Она присутствует везде, потому ее нет нигде в отдельности. Во-вторых, выделение моральной стороны тех или иных действий людей, общественных отношений осуществляется с помощью моральных понятий, самыми общими и важными из которых, являются понятия добра и зла.

Категории добра и зла тесно связаны с другими важными категориями морали — счастье, совесть, долг, честь и достоинство не могут быть правильно поняты и тем более не могут стать актуальными принципами поведения, если у личности не воспитано правильное понимание добра и зла, если она не осознала сложность и трудность пути по дороге борьбы за добро, если у нее не сложилось убеждение о том, что добрый поступок -это нерефлекторный акт, а сознательное усилие, становление человека в человеке, борьба за самого себя против себя самого.

У подлинно нравственного человека все регуляторы нравственного поведения — долг и совесть, честь и достоинство — развиты гармонично, так как только все вместе они и могут предостеречь личность от нравственных срывов. Содержание нравственных норм меняется. Но сам механизм долга, совести, чести и достоинства сохранялся, совершенствовался, и общество вложило много усилий и забот с тем, чтобы он функционировал все более и более доброкачественно.

Известно, что в силу жизненной необходимости постоянно вступает в контакты множество людей с разными взглядами, вкусами и настроениями, людей знакомых и незнакомых, молодых и старых. И чтобы эти многочисленные встречи людей друг с другом не привели к конфликтам между ними, не заставили кого-то напрасно страдать, общество выработало элементарные этикетные нормы поведения, соблюдение которых продиктовано простой общественной целеноправленностью. «Овладение нравственностью начинается у человека с овладения им элементарными нравственными основами общения, правилами человеческого общежития »

( Выготский Л. С, Развитие устной речи Собр. соч, в 6-ти томах. Т. 3. М. )

Хотя у каждого народа простые нормы нравственности специфичны, в них включаются такие общие требования, как уважение человека человеком, вежливость и тактичность, внешняя опрятность и чистота, бережное отношение к ценностям, заботливое отношение к физически слабым людям, умение дорожить своим и чужим временем, уважением к старшим, честность и правдивость, также требования непримиримости к поведению, которое разрушает добрые человеческие отношения и унижает человеческое достоинство.

Эти общечеловеческие нормы проявляются в повседневной практике ежедневно, ежечасно, везде и во всем. Простыми они названы не только за свою простоту, но и за то, что следование им является всеми понятной,«само собой разумеющейся» необходимостью, что с верности этим нормам начинается становление нравственной жизни человека, его нравственной культуры. Отсюда, несмотря на свою простоту, эти требования составляют очень важную сторону жизни людей.

Требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т.п. Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др.

Кругляницо Г.Ф. подчеркивает, что, если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то правила этикета, правила культуры поведения раскрывают, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными правилами.

1.3 Методика формирования культуры поведения в разных

возрастных группах

Первая младшая группа

Одна из задач воспитания детей 1 младшей группы — формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.

Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них — формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию.

Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым — все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя  в I младшей группе детского сада.

Важной задачей в работе с детьми 1 младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни — стремление к самостоятельности.

На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.

Повторяясь многократно в различных режимах такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание и т.д. доставляют ребенку радость; дети осваивают, что и, как и в какой последовательности  надо делать.

Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций.

Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.

Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако,  необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.

Другой, также весьма эффективный способ – использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное задание.

Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.

Воспитание нравственных привычек осуществляется в процессе постоянно усложняющихся взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и развития. Педагогу важно видеть, как происходит нравственное развитие каждого ребенка, как меняется проявления его отношения к сверстникам, к правилам общественного поведения. Для этого он гибко и целенаправленно предлагает жизненные различные ситуации, поощряет и доброжелательное отношение детей к сверстникам. Кроме того, создает различные ситуации,  как для выявления уровня нравственного развития, так и для формирования опыта доброжелательных проявлений, которые охватывали бы различные стороны жизни детей – игровую, трудовую, учебную.

Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы.

Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Проводятся такие игры в первой и во второй половине дня. Например, игру-занятие «Мы умываемся» можно проводить после дневного сна, непосредственно перед умыванием.

Длительность игр-занятий определяется их задачами и содержанием. Местом проведения занятия могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.

Игры-занятия и игры-упражнения целесообразней проводить с подгруппами детей 10-12 человек, так как работа со всей группой не даст желательного результата: малыши отвлекаются, они еще не умеют слушать речь воспитателя, обращенную ко всем.

Учитывая особенности в работе с детьми младшего дошкольного возраста, занятиям следует придавать максимальную значимость, что обеспечивает хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда в играх-занятиях принимает участие ребенок старшей группы, показывает непосредственно само действие (одевание, умывание) или примеры вежливого обращения.

В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы. Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому малышу, например, как следует держать ложку, дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации  помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессов.

Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки   дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. В конце года дети принимают участие в подготовке к «переезду на новую квартиру» — в другую группу. Они укладывают игрушки в коробки, усаживают кукол в различные транспортные средства – коляски, автомашины. Опять-таки преднамеренно созданная воспитателем ситуация, помогающая ему в формировании благожелательного отношения детей друг к другу, навыков нравственного поведения.

Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую  восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво  вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.

Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Их можно рекомендовать для работы с теми детьми, которые легко отвлекаются.

Для овладения малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол. В группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды. Например, любимый малышами мишка. Надевая на него рубашку и штанишки, шапку, дети быстрее научатся одеваться сами.

С первого дня воспитатель предупреждает родителей, чтобы на одежде детей были пришиты петельки, за которые он может вешать ее в свой шкаф. Это облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду. Ну а для более быстрого запоминания ребенком своего шкафа, своего места за столом и т.д. Также используются игровые приемы: «Сейчас мы узнаем, кто хорошо запомнил картинку на своем шкафу». Дети, возвращаясь с прогулки, находят картинки и безошибочно вешают одежду в свой шкаф.

Игры – занятия, проведенные с целью воспитания у детей культуры поведения, имеют свою специфику. Они органично вписываются в такие разделы воспитательной работы как, «Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи», «Ознакомление с окружающим и развитие речи». Проводятся они раз в месяц.

Планируя содержание нравственно направленных игр-занятий, воспитатель основывается на своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в развитии поведения детей, он корректирует содержание игр-занятий с учетом конкретных условий и возможностей детей.

Вторая младшая группа

С переходом в эту группу программные требования к воспитанию у них навыков культуры поведения, планирование воспитательного процесса, усложняется.

У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к игрушкам,  к труду старших. Воспитатель большое внимание должен уделять формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в детском саду, на улице.

Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.

Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер. Это время особенно доверительного общения воспитателя с детьми, разговора по душам. Непосредственное общение с воспитателем содействует укреплению привязанности, доверия к нему ребенка – важнейшего условия нравственного воспитания. На вечерние час также могут быть запланированы инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек. Содержание таких сценок педагог черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

Уровень развития  детей 4-го года жизни позволяет несколько усложнить программные требования к нравственно направленным играм-занятиям, играм-упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.

Принципом проведения игр становится более широкое, комплексное воздействие на сознание и нравственные чувства детей, а также предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий, поступков. Постепенно детям предоставляется все больше самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребенка, следует широко использовать упражнения игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в которых используются кукольный театр, игрушки, юмористические картинки, слайды, отрывки из диафильмов и т.п.

Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей. Постепенно игровые упражнения и задания усложняются, демонстрировать действия в комплексе. Такие упражнения позволяют обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе, например, процесс умывания. У них возникает активный интерес, они называют части, которые следует мыть и т.п.

Игры-упражнения «Каждой вещи – свое место» — воспитывает аккуратность, навыки поддерживать порядок. После проведения таких игр, занятий и упражнений на тему «Поддержания порядка» дети быстрее замечают беспорядок.

Постепенно воспитатель вносит в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками культурного поведения. пользования носовым платком и т.д.

Средняя группа

Работа педагога по воспитанию у ребят навыков культурного поведения значительно усложняется и расширяется.

Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружении, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение.

Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними. Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально в течении года специально уважения к окружающим взрослым, прежде всего к родителям, педагогам, няням.

Старшая группа

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных  качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей.

Число подобных бесед невелико: пять-семь в год т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.

Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках.  И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержания воспитателям функциям.

Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.

Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на саморегуляцию его поведения еще не велико. Но в этом возрасте ребенок еще не в состоянии оценивать поведение свое на окружающих. Поэтому темы этических бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия. Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Что очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия.

Подготовительная группа

Основная задача нравственного воспитания и воспитания культуры поведения дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране – более устойчивым и организованными. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыки нравственного поведения – более естественными и прочными, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению. Особое внимание воспитателя в данной возрастной группе должно быть сосредоточено также на воспитании потребности в соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различных режимных процессах, в формировании волевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.

Для обеспечения органической преемственности между детским садом и школой в нравственном воспитании очень важен высокий уровень культуры поведения в широком понимании слова. Именно положительный опыт гуманных отношений детей начальная школа справедливо рассматривает как главный результат нравственного воспитания ребенка в предшествующий период; именно на этом фундаменте в начальных классах происходит дальнейшие развитие новых форм нравственного поведения.

От достигнутого воспитания зависит и процесс обучения. Среди отрицательных качеств первоклассника затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Чистоплотность, воспитания в годы дошкольного детства обеспечивает первокласснику естественное, без особых усилий поддержания порядка портфеля, на рабочем месте и тем самым экономит время для учебной деятельности.

Задачи воспитания культуры поведения в данной возрастной группе, как и в предыдущих, решаются на основе целесообразного отбора методов и приемов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Важно отметить, что в работе с детьми этой группы надо предусмотреть, чтобы приобретенный опыт ребенка не шел в разрез с новыми знаниями, которые он будет получать в процессе воспитания. Необходимо также внимательнейшим образом учитывать, как на поведении детей отражаются их впечатления, получаемые в результате наблюдений жизненных различных ситуаций, каково отношение детей к подмеченным поступкам товарищей и взрослых. Поэтому особое значение приобретает задушевные индивидуальные беседы и групповые этические беседы; очень эффективны также игры-инсценировки, игры-упражнения. Дополняя друг друга, они позволяют формировать нравственный мир старшего дошкольника, социальную нравственность его поведения.

Используя методы нравственного воспитания, педагог формирует этические понятия культуры поведения в общественных местах, культуру взаимоотношений, культуру речи, культуру внешнего вида. Но следует помнить, что в подготовительной группе не теряют свой значимости игровые приемы, включенные в воспитательный процесс, сочетая их с этическими беседами, педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы повседневного общения. Важно также чтобы нравственно направленные занятия, беседы содержали не только правило этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общения. Тогда можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка.

1.4 Формирование культуры общения детей дошкольного возраста

Культура общения является составной частью культуры поведения и тесно связана с культурой деятельности и культурно-гигиеническими навыками и привычками.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению норм этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

Проблема культуры поведения, составляющая важную часть нравственного содержания, в отечественной литературе рассматривается достаточно давно. Значительный вклад в понимание данной проблемы внесли работы Свадовского И.Ф. 1972, Шакурова Р.Х. 1972, Бушелевой Б.В. 1974, Марковой Т.А. 1976.. Запорожца А.В. 1980, Усовой А.П. 1981, Субботского Е.В. 1981, Буре Р.С. 1981, Кочетова ЛИ. 1982, Титаренко А.П. 1982, Нечаевой В.Г. 1984, Петериной СВ. 1986, Виноградовой А.М 1988, Ягодинского В.И. 1988 и наиболее современные труды авторов: Нечаевой Е.В. 1997, Шемшуриной А.И. 1997, Рукавчук А.Н. 1997, Урунтаевой Л.И. 1988.

В содержании культуры поведения дошкольников, согласно работам Петериной С. В., можно условно выделить следующие компоненты: культуру деятельности, культурно-гигиенические навыки и привычки, культуру общения.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности — значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, книгам, вещам.

Культурно — гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения.

Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

Некоторыми авторами: Богуславской Н.Е., Купиной Н.А., разработаны интенсивные методики, обеспечивающие развитие коммуникативных способностей дошкольников, формирование умений свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка необходимо научить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Горький A.M. считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека.

Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях, поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержание материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты (Петерина С.В.).

Выводы по первой главе:

Этикет является составной частью нравственной культуры человека и формируется посредством воспитания. Этикет как внешняя форма поведения личности всегда связан с определенным внутренним моральным содержанием духовного мира личности. Внешняя культура неотделима от внутренней и, если между ними существует разрыв, в какой бы сфере деятельности это ни проявлялось, он означает ущербность и духовную неполноценность личности, что рано или поздно проявляет себя в ее отношениях с другими людьми. И если внутренние качества человека играют ведущую роль в содержании его духовного облика, то также нельзя относиться формально или с пренебрежением к эстетике поведения, заложенной в правила этикета. Без достаточно высокого уровня внешней культуры теряется культура внутренняя, обесцениваются знание и образованность.

Этикет воплощает в себе формы общения, являющиеся типичными для каждого общества. В традиционном обществе — это ритуалы, обряды, церемонии, где можно найти шаблоны поведения, которые позже приобрели характер этикетных форм. В классовом обществе — это манеры обхождения с представителями различных классов и сословий, правила поведения внутри самих социальных групп. В современной жизни содержание этикетных норм связано с демократизацией и гуманизацией общественных отношений. По распространенности этикетных предписаний можно судить о гуманности и добротности утвердившихся нравов в обществе, о характере образа жизни в целом. Правила этикета не абсолютны, а определяются местом, временем и обстоятельствами. Поведение, не допустимое в одном случае, может быть вполне уместным в другом. Требования современного этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации, это результат опыта многих поколений.

Воспитание культуры поведения, культуры общения — процесс сложный и длительный и происходит постепенно. Его эффективность зависит от единства и целостности всего воспитательного процесса и предполагает особую организацию быта повседневной жизни детей; вариативность условий воспитания; высокий уровень организационно-педагогических усилий в дошкольном учреждении; обязательную связь семейного и общественного воспитания; единство сознания, чувств и поведения, а также побудительной и исполнительской регуляции поведения.

Глава 2 Условия воспитания культуры общения в логопедических

группах посредством изучения основ этикета

2.1 Условия воспитания культуры общения детей дошкольного возраста

Проведя анализ психолого-педагогической и методической литературы, мы сделали вывод о том, что формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл, который включает:

а) знание этикетного правила;

б) понимание его разумности и необходимости;

в) умение применять его прагматически;

г) эмоциональное переживание от его выполнения.

Важно, чтобы ребенок, познакомившись с определенным поведенческим требованием, научился отличать хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, снова вернулся к изучаемому правилу, но на более высоком уровне.

Для воспитания этикетного поведения определили следующие условия:

1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имени, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.

2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели — создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.

3. Связь с семьей — необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания Общая цель семьи и детского сада — хорошо воспитанный культурный и образованный человек.

Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению связано с речевым развитием воспитанника. С этой целью провели работу по расширению у ребенка круга этико-поведенческих понятий с помощью словарной работы.

Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводилось при соблюдении следующих педагогических и этикетных принципов:

1. Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.

2. Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

В своей экспериментальной работе мы использовали основные способы педагогического воздействия на детей:

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст