Тема «Бесконечная, вечная, мудрая…» или Как правильно выбрать м

Международный фестиваль «Звёзды Нового Века»

Тема: «Бесконечная, вечная, мудрая…»

или Как правильно выбрать музыку?!

Автор:

Фёдорова Елена, ученица 2 «Б» класса

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением отдельных предметов города Чебоксары»

Руководители:

Захарова Елена Леонидовна

учитель начальных классов,

Рыбакова Наталия Владимировна

учитель музыки

Чебоксары – 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

Обоснование выбора темы.

Гипотезы.

Цель. Задачи.

Методы исследования.

Теоретическая часть.

Практическая часть.

Заключение.

Список использованных ресурсов.

Приложения.

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование выбора темы.

Каждый день перед уроками я провожу с одноклассниками музыкальную зарядку, так как это — моё поручение. Музыкальных дисков у нас в классе много, но почему-то всё труднее стало выбирать музыку: ритмичную, весёлую, со смыслом. Современные исполнители порядком надоели. И поскольку я – человек разносторонний, посещаю кружок народного пения, мне захотелось приобщить и своих одноклассников к народной музыке, обогатить их музыкальный кругозор.

Я выдвинула следующие гипотезы:

1. Все мои одноклассники слушают любую другую музыку, но только не народную.

2. Народные песни положительно влияют на эмоции детей.

3. У меня получится провести фестиваль народной песни в своём классе.

Я поставила перед собой цель:

ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ СВОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ К ЖАНРУ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ.

Для этого предстояло решить следующие задачи:

Выяснить особенности народной музыки и её отличие от других музыкальных жанров с точки зрения их влияния на человеческие эмоции.

Сравнить эмоции детей при прослушивании разных музыкальных произведений.

Научить одноклассников правильно исполнять народные песни.

Провести фестиваль народной музыки.

Обобщить результаты.

Для достижения цели и выполнения поставленных задач я решила применить такие методы исследования:

Чтение специальной литературы, беседа с учителем музыки для пополнения собственных знаний в области народной песни и других разновидностей современной музыки.

Анкетирование и обработка результатов для выяснения первоначальных представлений второклассников по теме «Музыка и эмоции человека».

Наблюдение и эксперимент для сопоставления первоначального и последующего отношения своих одноклассников к народной музыке.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Вот что я узнала, применив первый метод исследования:

Каждый человек в своей жизни переживает как положительные, так и отрицательные эмоции. Это нормально. Нам необходимо их разнообразие. Всё дело в количестве! По мнению психологов, в последнее время преобладают отрицательные (страх, злость, напряжённость, печаль). В общем ситуация оставляет желать лучшего.

Не секрет, что одним из факторов, влияющих на нашу нервную систему, является современное музыкальное искусство. Известно, что именно музыка вызывает у человека радость, покой, гармонию. Но она может вызвать и психологический дискомфорт.

Способность музыки влиять на душевное состояние человека была замечена ещё в древности. Музыку в качестве лечебного средства использовали в Индии. В Древнем Китае она использовалась для сохранения общественного порядка и благополучия в стране.

В современном мире музыка используется как в лечебных целях, так и с целью увеличения прибыли, например музыка в рекламе. К сожалению, возможность слушать музыку, положительно влияющую на психику, очень ограничена. Большинство музыкальных произведений обрушивается на нас радио, телевидением, маршрутными такси, сотовыми телефонами. Они вызывают у нас гамму чувств: от тоски до «хождения ногами по потолку». Таким образом, музыка воздействует на развитие не только одного человека, но и всего человечества.

Трудно представить себе ребячью жизнь без игр, с загадками, считалками, скороговорками, дразнилками и особенно песнями! Из таких произведений и складывается русский детский фольклор. По мнению музыковедов, фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, воспитывает художественный вкус! Детский музыкальный фольклор характерен яркими, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь и творчество сельской детворы матушки Руси.

Фольклор мы познаём с первых дней жизни. Это колыбельные песни. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. В старинных колыбельных песнях упоминаются гули, ласточки, кот и другие живые существа, у каждого из них свои обязанности.

Для современных детей ближе так называемые озорные песенки: переделываются песни (например, пусть бегут неуклюже ребятишки по лужам…). Дети очень любят этим заниматься, особенно при подготовке к внеклассным мероприятиям или отдыхая летом в лагере. Благодаря такому занятию их жизнь становится богаче, развиваются интеллект, чувство вкуса, чувство юмора.

Детский фольклор – одно из самых живых явлений современной культуры. В нём одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рождённые. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются.

По мнению авторов, широко исследующих влияние музыки на психику и эмоции человека: народная музыка, как и классическая, соотносятся с ритмом работы сердца и головного мозга (поскольку у каждого музыкального жанра есть свой ритм). Эта музыка как бы массирует внутренние органы, ускоряет заживление ран, положительно влияет на сосуды, кости и даже щитовидную железу. Это – лучшее снотворное, ведь она действует как эмоциональная разрядка. Ещё библейский пророк Давид использовал пение и игру на кифаре для лечения царя Давида от уныния и тоски. (Доказано, что классическая музыка Моцарта, Штрауса, Чайковского, Шостаковича поднимает уровень оптимизма и активности).

Напротив, рок задаёт жёсткий ритм, человек впадает в транс, визжит как сумасшедший, рыдает и просто бесится.

Чтобы воспринимать народную и классическую музыку, необходимо соответствующее воспитание, нужны время и возможность. А часто ли мы имеем эту возможность? Посмотрите, какую музыку продают, транслируют. К ней привыкает детское сознание. Поэтому, обобщая вышесказанное, я захотела попробовать приобщить своих одноклассников к народной музыке путём принудительного слушания (я решила её включать или исполнять сама во время проведения физкультминуток и просто минут релаксации на уроках, не обращая внимания на удивлённые глаза детей), разъяснения, «научения» и затем проведения фольклорного фестиваля.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Я провела анкетирование среди своих одноклассников – учеников 2 «Б» класса для выяснения их первоначальных представлений по теме «Музыка и эмоции человека» (подробные результаты – в приложении).

Первый вопрос был такой:

Какие эмоции вы чаще всего испытываете в последнее время?

В качестве вариантов ответа были предложены следующие:

— страх

— злость

— печаль

— напряжённость

— радость

— «полёт»

— покой

Положительные и отрицательные эмоции поделились пополам. А вот что означает для ребёнка состояние покоя? Или это «мне спокойно» — и это хорошее состояние или это «не трогайте меня» — безразличие и «ничегонеделание».

Второй вопрос:

Где вы чаще всего слышите музыку?

— в школе на уроках,

— дома в компьютерных играх и сотовых телефонах,

— в телевизионной рекламе,

— в машине и маршрутке.

Большинство детей (и это неудивительно) выбрали второй вариант ответа: компьютерные игры и сотовые телефоны. Думаю, что там звучит не самая лучшая музыка!!!

Третий вопрос:

Какую музыку вы слушаете с удовольствием?

Классическую, народную, рок, поп, рэп, другую. На первом месте у второклассников! оказался РЭП.

Четвёртый вопрос:

Назовите своего любимого исполнителя или композитора (готовых вариантов дано не было).

В ответах лидирует Жанна Фриске, Тимати, Дима Билан. Причём в написании их имён и фамилий дети сделали много ошибок. То же мне – любимые певцы! Интересно, чем они нравятся моим одноклассникам?

Пятый вопрос:

Опишите свои эмоции на предложенные вам произведения:

эстрадная детская песня «Белый снег»;

Моцарт «Маленькая ночная серенада»;

народная песня «Валенки» (в моём исполнении).

Самые разнообразные, богатые эмоции вызвала народная песня:

— захотелось станцевать;

— это самая весёлая мелодия;

— мне захотелось спеть вместе;

— я увидел заснеженную деревню;

— вспомнила бабушку – она тоже эту песню поёт;

— хочется слушать и слушать;

— купите мне валенки;

— я испытала не знай что!

Наша учительница заметила, что под первые произведения дети просто сидели с закрытыми глазами, а под «Валенки» их ноги под партой сами пустились в пляс, тело задвигалось, губы зашептали слова песни, на многих лицах появилась улыбка.

Дальше я провела эксперимент: попросила своих одноклассников нарисовать то, что они услышат (см. приложение).

Первым произведением, которое они услышали, было на выбор Allegro, Andante, Presto Моцарта. Хочу сказать, что рисунки были очень «возвышенные»: рыцари, замки, дамы, люди с музыкальными инструментами.

Далее я поставила модную песню их любимой Ж. Фриске. Ничего удивительного: рисунки были однообразные. Кроме самой певицы дети под эту песню ничего не смогли вообразить. Современные песни даже фантазию, оказывается, не развивают!

И последней была народная песня в современной обработке. Вот где было буйство красок, ни один рисунок не был похож на другой, ярко, весело, с фантазией! Кстати, дети, сравнив 3 вида рисунков, сами удивились такой разнице!

Делаю первые выводы: дети чувствуют народные мелодии, им нравится эта музыка, но они или в этом не признаются, или просто этого не понимают!?

Следующий шаг в моём исследовании: изо дня в день приучать одноклассников к фольклору. Здесь я использовала ещё один метод исследования — наблюдение. Для этого я сделала следующее:

подбирала для физкультминуток исключительно народные песни, хотя было нелегко детям, приученным к современным песням и современным движениям, разучивать совершенно другие по характеру и ритму новые движения;

физкультминутки часто заменяла собственным исполнением любимых мною песен. Слушали очень внимательно, не отвлекались.

разучила с детьми несколько песен, научила их петь «на улыбке» — это им очень понравилось;

провела фестиваль народной песни. Сказать просто, что он получился – мало! Он состоялся. Дети исполняли по одному и группами детские и взрослые песни, причём с удовольствием, наслаждаясь каждым звуком и аплодируя друг другу.

Как итог, я предложила написать сочинение, в котором надо было высказать «теперешнее» отношение к народной музыке.

Вот что из этого получилось:

— Народная музыка нужна, чтобы познавать народ. Она звучит красиво. Народная музыка бывает смешная, шутливая. Познавать музыку – значит познавать народ.

— Мне кажется, что берёза – народное дерево. Народная музыка какая-то родная. Народ сочинял песни, чтобы петь их вместе.

— Эта музыка поднимает настроение. Хочется слушать ещё и ещё.

— Народная музыка самая лучшая. Под неё всегда хочется танцевать.

— В народной музыке я слышу какой-то особенный звук. Русские песни бывают поучительными, а современные песни не учат ничему.

— Можно пригласить домой гостей и показать фестиваль – пусть все приучаются!

— Русские песни сложные, наши ЗВЁЗДЫ их наверно спеть не смогут.

— Все люди любят народные песни, хоть сами того не знают и даже не подозревают. Русские песни хорошо влияют на нас.

— Народную музыку играют интересные инструменты, и там слова хорошие.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Я считаю, что цели своей я достигла: у меня получилось изменить отношение одноклассников-второклассников к жанру народной музыки. Об этом свидетельствуют отрывки из итоговых сочинений и проведённый фестиваль народной песни.

Первая гипотеза подтвердилась полностью: в результате проведённого анкетирования выяснилось, что кроме меня никто из моих одноклассников не слушает народные песни.

Вторая гипотеза тоже подтвердилась совершенно неожиданно: и в словесном и в художественном рисовании.

Несмотря на мой первоначальный пессимизм, мы всё-таки провели фестиваль народной песни – подтвердили и третью гипотезу. Дети у нас в классе замечательные! Они открыты для всего нового! Они готовы учиться, готовы осваивать всё неизвестное. И самое главное: они меняют себя.

Давайте все будем приобщаться к правильной музыке! И наши эмоции будут другие! И наше физическое и духовное здоровье будет другое!

Скажи, какую музыку ты слушаешь, и я скажу, кто ты!

Приложение.

Эксперимент

Наблюдение

Фестиваль народной песни

«Во кузнице», «Пряха», «Пошла млада за водой», «Жили у бабуси»! — мамы

«Ой мороз, мороз» ?????????»

Список использованных ресурсов

1) Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! (Русское народное детское творчество). М., 1988

2)Зимина А.Н., Рычкова Н.А. Музыкальное воспитание детей в России. Мурманск, 2002

3)Википедия. Валенки (песня).

4)Сайт HYPERLINK «http://www.bayushki.ru» www.bayushki.ru Библиотека.

5)Сайт HYPERLINK «http://www.rudiplom.ru» www.rudiplom.ru Народные песни.

6)Сайт HYPERLINK «http://www.schoollife.ru» www.schoollife.ru Альманах русской традиционной культуры