Тафсир — 1 курс

О суре Әл-Фатиха

Слово الْفَاتِحَة означает открывающая, поскольку эта сура первая в Коране по расположению, «открывает книгу». Однако она не первая по порядку ниспослания. У суры Фатиха есть и другие имена:

اُمُّ الكِتَابِ – мать книги, поскольку она вбирает в себя все существенные вопросы;

السَّبْعُ المَثَانِي – часто повторяемые 7 аятов;

الشَّافِيَةُ – дающая исцеление;

الْكَافِيَةُ – достаточная, т.е. полносодержательная;

الْوَافِيَةُ – полная, поскольку каждый раз читается полностью, не делится;

الْأَسَاسُ – основа;

الْحَمْدُ – хвала;

الْقُرْآنُ الْعَظِيمُ – Великий Коран.

Сура Фатиха была ниспослана в Мекке после суры əл-Мүддəссир (Закутавшийся). В этой суре Аллаһы Тəгалə учит нас любые дела, любые речи начинать с басмала и объясняет как положено Его восхвалять.

1.Сура Әл-Фатиха

Мәрхәмәтле, Шәфкатьле Аллаh Тәгаләнең исеме белән башлыйм.

Начинаю с именем Всевышнего Аллаха, Милостивого, Милосердного. (Есть различные мнения о басмале суры Фатиха: по мазхабам Шəфигый и Хəнбəли она считается 1-м аятом, по мазхабу Хəнəфи и Мəлики – не считается 1-м аятом.)

Галәмнәрнең Тәрбиячесе – Аллаһы Тәгаләгә – мактау.

Хвала Аллаху Всевышнему Господу миров.

Аллаh Тәгалә объясняет нам каким путем Его восхвалять: “Скажите, рабы мои, если хотите моей благодарности: “Хвала и слава Аллаhу”. За доброту к вам благодарите. Я – Всевышний Аллаh – Обладатель величия, только я Творец, Господь людей, джинов и ангелов.”

Ул – Мәрхәмәтле hәм Шәфкатьле (Рәхимле).

Он – Милостивый и Милосердный.

Милость его шире любой вещи, охватывает все живые создания. Аллаh Тәгалә их создал, наделил пропитанием, направил на прямой путь. Качество Әр-Рахмән Аллаhа Тәгалә достигает всех творений, несмотря на то верующий он или кәфер, поскольку Аллаh Тәгалә всех воспитывает, наделяет пропитанием. Качество Әр-Рахим в вечной жизни достигает только правоверных, поскольку Аллаh Тәгал в Судный день не помогает неверующим.

Ул, Аллаhы Тәгалә, Кыямәт көненең Патшасы (җәза hәм хисап кылучы).

Он, Всевышний Аллах, Властелин Дня воздаяния. (совершающий расчет и наказание).

И Аллаһ! Сиңа гына гыйбадәт кылабыз hәм Синнән генә ярдәм сорыйбыз.

О Аллах. Тебе одному поклоняемся и Тебя лишь просим о помощи.

С вышеупомянутыми качествами нам только Аллаһу Тəгалə нужно поклоняться, у Него одного просить помощи, только ему полностью подчиняться, кроме Него больше ни на кого не уповать, поскольку Он выше любого величия.

Безне туры юлга, хак (истинный) юлга күндер.

Направь, веди нас прямым, истинным путем.

Син нигъмәтләндергән кешеләр(пәйгамбәрләр, тугрылар, шәhитләр, изгеләр) юлына күндер. Синең ачуың астында булган кешеләр hәм адашкан кешеләр юлына күндермә.

Веди нас путем тех людей, которых Ты облагодетельствовал (пророков, преданных, шахидов, праведников). Не направляй нас на путь тех, кто под гневом твоим и заблуших.

(Люди под гневом Аллаhа – иудеи, заблудшие – христиане).

2.Сура Әнәс.

1. Әйт, и Мөхәммәт: “Мин кешеләрнең Раббысына сыенам;

Скажи, о Мухаммед: «Прибегаю к покровительству Господа людей.

Галимы тафсира сказали: “Аллаh говорит о человеке, потому что Он его от других созданий выделил умом, знанием, пониманием, приказал ангелам, в знак уважения, сделать Адаму сажда (Ангелы сделали Адаму сажда), и человек над другими живыми созданиями имеет превосходство”.

2. Кешеләрнең Патшасынам;

Царю людей.

Аллаh Тәгалә – он совершенный Царь. Он повышает положение и понижает, одних делает богатыми, других оставляет бедными.

3. Кешеләрнең Иләhенә сыйынам;

Богу людей.

Аллаh Тәгалә – он единственный кому совершается поклонение, т.е. Бог.

4. Аллаh тәгаләнең колы Раббысын зекер иткәндә, качучы, юкка чыгучы, гөнаһларга һәм начарлыкка котыртучы шайтанның явызлыгыннан сыенам.

От зла шайтана, подстрекающего к грехам и пакостям, который прячется и исчезает при упоминании божьим рабом Всевышнего Аллаха.

Если человек будет беспечен по отношению к Аллаху, шайтан возвращается обратно и подстрекает. Как сказано в хадисах, шайтан засовывает нос в сердце (душу) человека. Если человек поминает Аллаhа, он прячется, если забывает поминать, он проглатывает его сердце и подстрекает.

5. Ул шайтан кешеләрнең йөрәгенә вәсвәсә кыла.

Этот шайтан искушает серда людей.

Әл-Куртуби сказал: “Искушение шайтана – это призыв скрытными словами ему самому повиноваться. Его голос, если и не слышен, то смысл доходит до самого сердца”.

6. Кешеләрнең йөрәкләренә вәсвәсә кылучылар – җеннәрдән hәм кешеләрдән.

От джиннов и людей искушающих людские сердца.

Аллаh Всевышний велит у Него искать защиту от шайтанов, которые есть среди людей и джиннов.

3.Сура Әләләкъ

Әйт, Мөхәммәт صلى الله عليه و سلم : “Мин таңның Раббысына сыенам;

Скажи, о, Мухаммед: «Прибегаю к покровительству Господа рассвета.

Бар ителгән бөтен мәхлукларның явызлыгыннан;

От зла всех созданных тварей;

Һәм караңгылык көчәйгән вакытта;

И от зла мрака когда он усиливается;

Әр-Рази сказал: “Приказано искать защиты от зла ночного мрака, поскольку ночью хищники выходят из нор и берлог, это время воров и грабителей, в это время возникают пожары, поддержка уменьшается”.

Һәм төеннәргә өрүче (төкерүче) сихерче хатыннарның явызлыгыннан;

И от зла колдуний, дующих (плюющих) на узлы;

Они делают сихр на рабов Аллаха, разлучают мужей с женами.

В книге Әл-Бахра сказано: “Причина ниспослания этих защитных сур (Фалякъ и Нас) – человек по имени Ләбид ибн әл-Әгъсам. Его дочери сделали сихр на Пророка صلى الله عليه و سلم (сделав на веревке 11 узлов). И Аллаh Всевышений ниспослал эти две суры. В этих сурах 11 аятов. После чтения каждаго аята узелок развязывался. А после прочтения последнего аята Пророк صلى الله عليه و سلم выздоровел и встал как ни вчем не бывало”.

Һәм, хөсетлек кылган (көнләшкән) вакытта, хөсет итүченең (көнләшүченең) явызлыгыннан Аллаhка сыенам.

И от зла завистника, когда он завидует.

Зависть – это желание, чтобы вышло на нет имущество другого человека.

Галимы говорят: сихр, сглаз, зависть не могут сами по себе нанести вред, а только по разрешению Аллаха. В (2-102) сказано: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха.»

Пророк صلى الله عليه و سلم перед сном поплевав на ладони, читал суры Ихляс, Фалякъ и Нас, а затем растирал тело. Он повторял это три раза. Также, когда что-то болело, он растирал правой рукой, читая эти три суры.

4.Сура Әл-Ихлас

Согласно преданиям, несколько многобожников придя к Пророку صلى الله عليه و سلم сказали: “Эй Мөхәммәт, опиши нам своего бога: Он из золота или серебра или из драгоценных камней?” И Аллаh Тәгалә ниспослал эту суру.

Әй, Мөхәммәт, синнән көлүче мөшрикләргә әйт: “ Ул – Аллаһ – Бер”.

Скажи, Мухаммад, этим надсмехающимся многобожникам: “Он – Аллах – Один. Воистинно, я ему поклоняюсь и вас призываю Ему поклоняться. Мой Бог Единственный, нет у Него сотоварищей. Нет никого подобного Ему по сущности, по качествам, по деяниям.

Аллах Тәгалә мәңге, Аңа барысы да мохтаҗ, Ул берәүгә дә мохтаҗ түгел.

Аллах Тәгалә – вечный. Все нуждаются в Нем, Он не нуждается ни в ком.

Әл-Әлүси сказал: “Әс-Самәд – это Владыка, выше которого нет никого, все нуждаются в Нем и просят помощи”.

Ул тудырмады hәм тумады.

Он не родил и не был рожден.

То есть у Него детей, жены, отца и матери нет. Иудеи сказали: “Гөзәер — сын Аллаха”, насары сказали: “Гайсә сын Аллаhа”, многобожники сказали: “Ангелы дочери Аллаhа”, Аллаh Всевышний, сүбхәнәһү, ни в ком нe нуждающийся. Этот аят – отпор каждому говорящему, что “У Аллаха есть ребенок”.

Һәм Аңа берәү дә тиң, охшаш булмады (Аның тиңдәше, охшашы юк)”.

И нет никого равного Ему и схожего с Ним.

Пророк صلى الله عليه و سلم сказал: “Кто прочитает суру Ихлас, будет как прочитавший треть Корана”.

Галимы объясняют, в Коране 3 составляющих: 1) тәүхид (признание единственности Аллаhа), 2) приказы, 3) повествования о предках. В суре Ихлас речь идет про тәүхид, поэтому говорится об одной трети Корана. Также говорят, что воздаяние дается как за чтение одной трети Корана.

5.Сура Әләсәд

Причина ниспослания: От Ибн Габбаса, да будет доволен им Аллаh, приводится: “Когда Аллаh Всевышний приказал Мухаммету صلى الله عليه و سلم призвать близких к религии, он поднявшись на холм Сафа, возвал: “Эй люди!” Курайшиты собрались на его зов и Мухаммет صلى الله عليه و سلم сказал: “Если я, скажу вам, что за холмом есть готовое к нападению конное войско, вы мне поверили бы?” (Сафа — невысокая возвышенность, если бы за ним было конное войско, конечно, люди бы это видели). Курайшиты ответили: “Да, мы от тебя никогда не слышали слова обмана”. Мухаммет صلى الله عليه و سلم сказал: “Воистину, я оберегающий вас от запретных деяний, повелевающий оказывать послушание приказам Аллаhа. Если вы за мной не последуете, вас ожидает большое страдание”. Дядя Мухаммета صلى الله عليه و سلم со стороны отца, Әбү Ләhәб, сказал: “Неужели ты нас для этого собрал?! Пусть тебя постигнет несчастье!” После этого Аллаh Всевышний ниспослал эту суру.”

Әбү Ләhәбнең кулы корысын (ягъни ул кулның хуҗасы хәсрәткә ирешсен hәм һәлак булсын).

Пусть отсохнет рука Әбү Ләhәба и гибель ему (то есть пусть постигнут несчастье и гибель владельца этой руки).

Аның малы hәм балалары аңа булышмаслар.

Не помогут ему ни его богатство, ни дети.

Ул җәһәннәм утына керәчәк, анда яначак.

Он войдет в огонь ада, и там будет гореть.

Һәм хатыны аның белән бергә яначак, җәһәннәмдә иренең аяк астына утын ташыячак.

И жена его с ним вместе будет гореть, будет она к ногам мужа в аду таскать дрова. В мирской жизни она вносила раздор между людей, распространяя поклепы.

Аның муенында хөрмә агачыннан булган мунчала бавы булыр.

На шее ее будет веревка сплетенная из дерева хурмы. Этой веревкой стянув, будут ее крепко истязать.

6.Сура Ән-Наср

Аллаh тәгалә, Мөхәммәткә صلى الله عليه و سلم hәм башка мөселманнарга бирелгән нигъмәтләрне искә төшереп, мөрәҗәгать итә: “Әй Мөхәммәт, дошманнарыңа каршы Аллаһы Тәгаләнең ярдәме килгәч hәм Мәккә сиңа бирелгәч,

Аллаh Всевышний обращается к Мухаммету صلى الله عليه و سلم и другим мусульманам напоминая о данных им благах: “Эй Мухаммет, когда придет помощь Аллаха против твоих врагов и тебе будет отдана Мекка,

Син кешеләрнең Ислам диненә, төркем-төркем булып, сугышсыз hәм үтерүсез керүләрен күрерсең.

И Ты увидишь как люди принимают религию Ислама, группа за группой, без войн и убийств.

Ибн Кәсир сказал: “Боясь открыто афишировать исламскую религию арабы ждали взятия Мекки. Когда Мекка оказалась в руках мусульман, люди группа за группой начали входить в религию Ислам. Не прошло и двух лет, как Арабский полуостров стал полностью правоверным. Не осталось ни одного племени, не объявившего открыто о принятии Исламской религии”.

Аллаh Тәгаләне, бирелгән нигъмәтләр өчен, Мәккәне мөселманнар кулына төшергән өчен, олыла, Аңа шөкер ит, үзең hәм өммәтең өчен истигъфар кыл. Дөреслектә, Аллаһы Тәгалә тәүбәләрне Кабул итүче, мөэмин бәндәләренә бөек Мәрхәмәт Иясе”.

За данные блага, за то, что Мекка дана в руки мусульман, чествуй Аллаhа Всевышнего, благодари Его, моли о прощении себя и своего рода. Воистину, Аллах Всевышний — Принимающий покаяния, Милостивый к уверовавшим”.

В этой суре дается извещение о скорой смерти Пророка صلى الله عليه و سلم, поэтому эта сура называется также “прощальной”. После ниспслания этой суры, Пророк صلى الله عليه و سلم сказал Гаишә, да будет доволен ею Аллаh: “Я в этой суре кроме прихода моей смерти ничего другого не вижу”.

Ибн Гумар передает, что эта сура ниспослана в Мине во время хаджа, после нее были аяты, в которых Аллах сообщил, что завершил ниспослание религии. После этого Пророк صلى الله عليه و سلم прожил еще 80 дней.

Передают со слов Ибн Аббаса, что после ниспослания суры Наср посланник Аллаhа صلى الله عليه و سلم подозвал Фатиму и сказал ей: «Мне сообщили о моей собственной кончине». Она заплакала, а затем рассмеялась. Она рассказывала: «Он сказал мне, что ему сообщили о его кончине, и тогда я заплакала. А затем он сказал, чтобы я проявляла терпение, потому что я буду первой из его семьи, кто присоединится к нему, и тогда я рассмеялась». Об этом сообщил аль-Бейхаки.

7.Сура Әләфирун

Әй, Мөхәммәт, сине ташларга hәм потларга табынырга чакыручы кәферләргә әйт: “Әй кәферләр!

Эй, Мухаммет, скажи призывающим тебя поклоняться камням и идолам кәферам: “Эй кәферы!

Сез гыйбадәт кыла торган, бернинди зарар да, файда да китерми торган потларга мин гыйбадәт кылмыйм.”

Я не поклоняюсь идолам, которым вы поклоняетесь, от которых нет никакого ни вреда, ни пользы.”

Галимы тафсира сказали: “Курайшиты потребовали от Пророка صلى الله عليه و سلم один год поклоняться их идолам и один год поклоняться Аллаhу Всевышнему. Пророк наш ответил: “Да сбережет меня Аллаhа Всевышний, сүбхәнәһү от придания ему равного”. Они сказали: “Наши некоторые идолы считают правильным поклоняться твоему богу”. Пророк صلى الله عليه و سلم придя в мечеть Харам прочитал эту суру, и надежды курайшитов разрушились”.

Пророк صلى الله عليه و سلم зная, что кәферы будут против этих действий, сказал:

“Һәм мин гыйбадәт кыла торган, хак иләh булган, Аннан башка иләh булмаган, галәмнәрнең тәрбиячесе булган Аллаhка сез гыйбадәт кылмассыз”.

И вы не будете поклоняться Аллаху, истинному богу, нет кроме Него другого бога, создателю миров, которому я поклоняюсь”.

Моңа кадәр әйтелгән сүзләрнең мәгънәсен көчәйтер өчен, пәйгамбәр صلى الله عليه و سلم әйтте: “Һәм сез гыйбадәт кыла торган сыннарга (потларга) мин гыйбадәт кылучы түгелмен hәм булмаячакмын,

Чтобы усилить смысл ранее сказанных слов Пророк صلى الله عليه و سلم сказал: “И я не буду поклонящимся изваяниям, которым вы поклоняетесь,

Һәм мин гыйбадәт кыла торган Аллаhка сез гыйбадәт кылмаячаксыз.

И вы не будете поклоняющимися Аллаху, которому я поклоняюсь.

Сезгә үзегезнең динегез, миңа үземнем динем”.

Вам ваша религия, мне моя религия”. То есть вам ваше многобожие, а мне вера лишь в одного Аллаhа.

В суре Рассказ (28-55) сказано: «Наши дела — нам, ваши деяния — вам».

Также в суре Йунус (10-41) приводится: «Если тебя сочтут лжецом, то скажи: «Мне достанутся мои деяния, а вам — ваши деяния. Вы не причастны к тому, что я совершаю, а я не причастен к тому, что совершаете вы».

В этих аятах и в суре Кафирун Аллах призывает и приказывет отречься от поклонения кому-либо, помимо Аллаха и проводит четкую грань между верующими и неверующими.

8.Сура Кәүсәр

Аллах напоминает своему посланнику — да благословит его Аллах и приветствует! — о том, что Он наделил его великими благами и оказал ему великие милости как в этой, так и в будущей жизни. Одно из них Каусар – река в раю.

Дөреслектә, Без сиңа Кәүсәр бирдек.

Воистину, Мы дали тебе Каусар.

Здесь речь идет о многих благах данных Аллахом Мөхәммәду صلى الله عليه و سلم . Одно из этих благ – река Каусара.

В хадисе приводится: “Каусар – это река в раю. Ее берега из золота, русло из жемчуга и яхонтов, земля пахнет лучше ароматного масла, вода слаще меда и белее снега. Кто из той реки один раз попьет, он никогда не будет жаждать. Из этой реки и вошедшие в рай мусульмане будут пить. Число сосудов около нее для питья как звезд на небе”.

Бу нигъмәтләрне биргән Раббың ризалыгы өчен, намаз укы һәм корбан чал.

За эти данные блага, ради довольства твоего Бога, читай намаз и закалывай жертву.

Многобожники поклоняясь идолам приносили им жертвы, чтобы идолы были довольны. Аллах Всевышний, им напротив, велит только ему поклоняться, читать намаз и делать жертвоприношение, закалывая самых лучших жертвенных животных.

Дөреслектә, синең ачуыңны чыгаручы ул үзе “әбетәр” – нәселе беткән.

Воистину, тот кто вызывает твой гнев — сам “әбетәр’” – без продолжения рода.

Когда у Мөхәммәда صلى الله عليه و سلم умер сын әл-Касим, человек по имени әл-Гас ибн Вәил сказал издеваясь: “Оставьте его, его последний сын умер, его род обрезан, он исчезнет”. Аллах Всевышний ниспослал этот аят, и, наоборот, об этом человеке сказал “әбетәр”. Хотя у него и есть дети, но от милости Аллаха он оторван, а все мусульмане почитают Мухаммета صلى الله عليه و سلم как дети отца и так будет до конца света.

9.Сура Әләгүн

Кыямәт көнен, җәза хәм хисапны ялганга тотучыны, инкарь итүчене күрдеңме син? Аның кем икәнен, нинди сыйфатка ия булуын беләсеңме?

Видел ли ты того, кто считает ложью и отрицает наказание и расчет в судный день? Знаешь ли ты, кто это такой, какими признаками он обладает?

Ул шул кеше, кем сорап килүче ятимне катылык белән, үзен аннан өстенрәк икәнен күрсәтеп куа.

Он такой человек, кто просящего сироту жестко прогоняет, показывая свое превосходство над ним.

Һәм мескенне ашатуга кешеләрне өндәми (не призывает), аларга булышмый. Чөнки ул Кыямәт көненә ышанмый. Әгәр ышана торган булса, алай эшләмәс иде.

И не призывает людей накормить бедняка, и сам им не помогает. Потому что он не верит в Судный день. Если бы он верил, то так бы не поступал.

5. Намазларын, гафил булып, намазлары турысында игътибарсыз булып, вакытыннан кичектереп укучы монафикъларга һәлакәт һәм газап булачак. Горе и страдание будет таким молящимся, беспечным к намазам, пренебрегающим ими, просрочивающих их мунафикам.

Ибн Габбас сказал: “Это свойство такого человека, кто, читая намаз, не надеется на воздаяние за него и когда оставляет намаз не боится наказания”.

Алар намазларын кешеләр күрсен өчен (кешеләр алар турында изге дип әйтсеннәр өчен) укырлар.

Они читают намазы, чтобы видели люди (чтобы люди считали их благочестивыми).

Мунафик дает милостыню, чтобы его считали великодушным, да и другие действия совершает, чтобы люди его уважали, чтобы люди видели.

Кечкенә генә, җиңел булган әйберләрдә дә, тоз яки су бирү кебек нәрсәләрдә дә, сорап килүчене мәхрүм итәләр, ярдәм итмиләр.

Даже в малых просьбах незначительных вещей, таких как соль, ведро или топор просящему отказывают, не помогают.

В этом аяте Аллаһы Тәгалә велит людям удерживаться от скупости.

В этой суре указывется на 3 признака мунафиков:

оставление намаза,

показуха (рия),

жадность в давании чего-то из имущества, даже попользоваться.

Мунафик – это двуличный человек, котрый открыто показывает свою набожность, веру и скрывает неверие.

Показушник (риячы) – притворщик, желая чтобы люди считали его богобоязненным преувеличенно выставляет то, чего нет у него в сердце.

10.Сура Әл-Фил

Әй Мөхәммәт, сиңа хәбәр ирештеме, ничек синең Раббысың изге йортны фил ияләренең җимерүдән коткарды?

Эй Мухаммет, Получил ли ты известие, о том как твой Бог спас священный дом от разрушения владельцами слона?

Галимы тафсира сказали: “Правитель Йемена Әбраха әл-Әшрам построил в городе Санга церковь и пожелал, чтобы паломники туда совершали хадж вместо Мекки. Один человек из арабского племени кинан, проникнув ночью в эту церковь, измазал ее стены нечистотами. Әбраха, разозлившись из-за этого, поклялся разрушить Каабу, и, собрав большое войско со слонами, поставив вперед самого большого слона, напрвился к Мекке. Жители Мекки, испугавшись его, попрятались в горах. Аллах Всевышний послал против войска маленьких черных птиц. Каждая птица несла с собой по три камня (один во рту, два в когтях) и метала их в войско. Камни, входя в головы воинов, с задней стороны выходили и их погубили. В этом сказании поучительный пример для нас”.

Әллә Аллаһ тәгалә, кәферләрнең мәкерләрен (начар ниятләрен) юк итеп, аларны хәсрәттә калдырмадымы?

Разве Аллах Всевышний не разрушил их козни (плохие намерения) и не оставил их в скорби?

Һәм аларга каршы берсе артыннан берсе килеп торучы, әбәбил кошларыннан булган гаскәрне җибәрде.

И послал против них армию стаи птиц летящих одна за другой.

Кыздырылган балчыктан булган вак ташларны ул кошлар кешеләрнең башларына аттылар.

Эти птицы по головам врагов метали камушки из обоженной глины.

Һәм аларны чәйнәлгәнненсоң торалып колган уләнге (хайваннар ашаганнан соң калган салам) кебек иттеләр.

И сделали их подобно рассыпанной жеванной соломе (солома оставшаяся после жевания животных).

В этом сказании говорится о том что Аллах всевышний сохранив Каабу облагодетельствовал племя курайшитов. В честь этого только Аллаху Всевышнему Одному нужно поклоняться и не признавать многобожие.

11.Сура Курайш

1.2.3. Кышкы һәм җәйге сәфәрләрендә кураешлеләрне дуслаштырган, берләштергән өчен бу изге йортның (Кәгъбәнең) Раббысына гыйбадәт кылсыннар.

За то, что Аллах Всевышний примирил и объединил курайшитов. Объединил их в зимних и летних поездках. За эти данные блага, Богу этого дома (Каабы) Аллаху Всевышнему пусть поклоняются.

Арабы зимой ездили по торговым делам в Йемен и летом в Шам. Оттуда возвращались с одеждой и едой. И когда уезжали и когда возвращались, имели выгоду. В этих поездках, друг друга не трогая, мирно себя вели. Люди говорили: “Это соседи дома Аллаха, они смотрители Каабы, оказывайте им почтение”. И после того, как Аллах Всевышний, облагодетельствовав Каабу и курайшитов, уничтожил войско слона, уважение со стороны других арабских племен к племени курайшитов еще более возросло. За эти данные блага, они одному Аллаху Всевышнему должны поклоняться.

Ул, Аллаһ, ачлыктан соң аларны ризыкландырды, һәм куркудан соң аларны имин кылды.

Он, Аллах, дал им пропитание после голода, и обезопасил их после страха.

Иман Фахрур ал.-Разий сказал: Благо бывает двух видов. Первое, о котором упоминается в суре Филь, спасение от потерь. Второе, о котором упоминвется в этой суре, принесение пользы.

Эти блага были даны курайшитам после обращения Ибрагима عليه السلام к Аллаху с просьбой. Ибрагим عليه السلام просил в молитве: “О мой Бог, если бы Ты сделал эту страну безопасной землей и если бы обеспечил пропитанием ее обитателей”. Разве после этих благ, курайшиты не должны лишь одному Всевышнему Аллаху поклоняться?!

12.Сура ӘлҺүмәзәһ

Һүмәзәһ – это разносящий сплетни про людей, злословящие.

Лүмәзәһ – это позорящий людей намеками, жестами (движением глаз, бровей, головы), показывающими их недостатки или пороки.

Һәрбер һүмәзәһ белән лүмәзәһкә үкенеч, һәләкәт, каты газап булсын.

Пусть будут каждому злословящему языком или позорящему жестами и мимикой горе, погибель и сильное мучение от Аллаха Всевышнего.

Это сура ниспослана об әл-Әснах ибн Шүрайк. Он, рассказывая людские сплетни, ходил позоря их. Это сура хотя и о нем ниспослана, выводы ее касаются всех людей.

Ул — малны җыючы һәм Аллаһы Тәгаләнең юлында сарыф итмичә, аны хисаплап, саклап торучы.

Он – накапливающий имущество, не расходуя его на пути Аллаха Всевышнего, пересчитывющий его и стерегущий.

Ул надан кеше, бу мал аны дөньяда мәңге калдырыр, дип уйлый.

Он невежественный человек, считающий что это имущество позволит ему жить вечно.

Юк, ул, һичшиксез, Хүтамәһкә атылачак.

Нет, пусть он так не думает, он, непременно, будет брошен в адский огонь -Хүтамәһ.

Хүтамәһнең нәрсә икәне турында кем сиңа белдерде?

Кто известил тебя, что такое хүтамәһ – сокрушающий, разрушающий огонь?

Ул – Хүтамәһ – Аллаһ тәгалә әмере буенча яндырылган, кызулыгы беркайчан да бетми торган ут.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст