ТЕКСТ для вечерников 1 курс

ТЕКСТ

Сестринское дело I курс

очно – заочное отделение

Психология как наука

Содержание:

задачи и методы психологии; основные направления и отрасли психологии; структура психических явлений; понятие психики; сознание и бессознательное

Психология – наука о внутреннем, духовном мире человека, о неповторимом психологическом складе личности каждого человека. Предметом психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно – исторической личности в особенности. Психология исследует психическую деятельность человека и законы его поведения. Общая психология изучает нормальные психические процессы и психические свойства личности, общие закономерности формирования психической деятельности взрослого нормального человека. Задачи психологии – разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Основными отраслями психологии считаются: социальная, медицинская, возрастная, педагогическая, дифференциальная, зоопсихология, психология труда, специальные отрасли (олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология). Методы психологии:

Для того, чтобы наука успешно развивалась, необходимо применение научно обоснованных методов. Наиболее широко применяемые в психологии методы: 1) наблюдение (включённое, стороннее, свободное, стандартизированное); 2) самонаблюдение; 3) беседа; 4) интервью; 5) опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный); 6) анализ продуктов и процесса деятельности; 7) анкетный метод; 8) биографический метод; 9) эксперимент (лабораторный, естественный); 10) моделирование (математическое, кибернетическое, логическое, техническое); 11) тестирование (тест – опрос, тест – задание, проективный, многопрофильный тест). Проведение исследований с помощью различных методов требует специальной подготовки, носит ответственный характер.

Психология в медицине и роль в подготовке медицинских кадров.

Человек, выбравший профессию медицинского работника должен иметь к ней призвание и определённый набор психологических качеств, наличие или отсутствие которых скажется на качестве профессиональной деятельности. Знать себя, свои индивидуальные особенности, личные качества, черты характера особенно актуально для медика, поскольку он относится к профессии типа «Человек – Человек», который предполагает работу с человеком и для человека. Найти индивидуальный подход к каждому, через определение его индивидуальной неповторимости, учесть в общении его характерные черты, чтобы установить взаимодействие «медик – пациент» — для этого нужны психологические знания, нужно иметь представление о развитии личности и её структуре, обладать коммуникативной компетентностью, знать особенности функционирования человеческого сообщества. Время не стоит на месте и психология, наиболее бурно развивающаяся наука, находится в состоянии постоянного динамического развития. Быть в курсе изменяющихся представлений о человеке и обществе, о новых подходах к изучению явлений и фактов психологической составляющей жизни – задача каждого современного человека, особенно представителя медицинской профессии, находящейся на острие отечественной науки. Знание основ психологической защиты позволит медику сохранить собственное здоровье. Изучение стресса, синдрома «профессионального выгорания» поможет избежать профессиональной деформации.

Понятие о психике. Сознание и бессознательное.

Психика – это отражение мозгом реальной действительности, проявляющаяся у человека в трёх видах психических явлений: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства. Психика – это такое свойство мозга, которое делает мозг способным познавать, а не просто пассивно отражать раздражения. Это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Психика возникла на определённом этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве. В процессе эволюции животных психика развивалась по биологическим законам – от простейших до сложных форм. Вся история развития психики и поведения животных делится на рад стадий и уровней. Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первый включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая – три уровня: низший, высший и наивысший. Низший уровень сенсорной психики (простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде) не выходит за простейшие ощущения – раздражимость. Высший уровень сенсорной психики (кольчатые черви, брюхоногие моллюски) характеризуется способностью приобретения и закрепления жизненного опыта через условно – рефлекторные связи. На этом уровне уже отмечается чувствительность, двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска. На перцептивной стадии ощущения объединяются в образы, внешняя среда начинает восприниматься в виде образно целостных предметов. Проявляется тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира, возникают формы приспособительного поведения в виде сложных двигательных навыков. На низшем уровне перцептивной психики находятся рыбы, другие низшие позвоночные и насекомые. Высший уровень (высшие позвоночные – птицы, некоторые млекопитающие). Отмечаются элементарные формы мышления – способность к решению задач в наглядно – действенном плане. Имеется готовность к научению, усвоению способов решения задач и переносу усвоенного в новые условия. Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. Выделяется способность к решению широкого класса задач, требующих исследования и манипуляции с предметами. В деятельности появляется особая, ориентировочно – исследовательская (подготовительная) фаза. Она заключается в предварительном изучении ситуации, прежде чем приступить к её решению. Имеет место система оповещения, схожая с языком (но не речью).

У человека по сравнению с животными познавательные процессы обладают особыми качествами, восприятие – предметностью, константностью, осмысленностью, а память – произвольностью и опосредованностью. У животных память ограничена одним поколением. Человек с помощью речи (вторая сигнальная система) может передавать индивидуальный опыт последующим поколениям. Человек обладает интеллектом (его наличие у высших млекопитающих спорно). Оперировать образами в мышлении могут и высшие животные (человек с двух – трёхлетнего возраста), но словесно – логическое мышление присуще только человеку. Ни логика, ни значения слов (понятия) животным не доступны. Эмоции человека и высших животных схожи, но у человека их проявления более разнообразны и есть высшие чувства, связанные с культурой (стыд, вина). У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить у животных.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности и собственно человеческой формой психического начала бытия. Со сферой человеческого сознания связывают способность рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о свеем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Психологическая характеристика сознания включает: рефлексивную способность, т. е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя; мысленное представление и воображение действительности – психологические характеристики сознания, тесно связанные с волей. Сознательное управление представлениями и воображением порождается и изменяется усилием воли человека. В сознании отражается не всё и не случайное, а только основное, главное. Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов – понятий, которые содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. Третья отличительная характеристика человеческого сознания — это его способность к коммуникации, т. е. передачи другим людям того, что знает данный человек. Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, её представленность в виде обобщённых образов и понятий.

Бессознательное – это то, что подверглось вытеснению со стороны сознания и продолжает удерживаться вне поля восприятия. Это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относится ощущение равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в ЦНС. Неосознаваемые образы восприятия проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, которое иногда возникает у человека при восприятии какой-либо ситуации (предмета, лица). Выделяют бессознательную память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Бессознательное мышление проявляется при решении творческих задач, а бессознательная речь – это внутренняя речь. Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность поступков, не осознаваемых (не понятых) человеком. Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности, которые человек не осознаёт у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях. Одно из таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе этих явлений лежит непроизвольное забывание. С бессознательным связывают сны, грёзы, мечты. Сознание связано с волей, усилиями человека, бессознательное – нет, оно как бы, самопроизвольно.

В своём сюжетно – тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворёнными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворённые потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными. Для расшифровке запутанных сновидений с целью сделать явными беспокоящие нас нереализованные потребности, требуется специальная интерпретация – психоанализ (по Фрейду).

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов, состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Классификация психических явлений. Понятие о психическом процессе.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющегося в виде реакций. Конец одного психического процесса тесно связан с началом нового процесса; отсюда – непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные, к которым относятся: ощущение и восприятие, представление и память, мышление и воображение; на эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевые усилия). Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Протекают психические процессы с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическими состояниями понимают определившийся в данный момент времени относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (хвала, порицание). Подразделяются на: 1) мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, влечения, интересы, склонности; 2) состояние организованности сознания (внимание – активная сосредоточенность или рассеянность); 3) эмоциональные состояния (настроение, страсть, аффект, стресс); волевые (инициативность, решительность, настойчивость). Иногда выделяют особое творческое состояние личности – вдохновение.

Свойства личности – высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности человека – это типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. Свойства формируются постепенно в процессе отражения действительности и закрепляются в практике. Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности: 1) направленность личности, включающую систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов; 2) темперамент (система природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (система интеллектуально – волевых и эмоциональных свойств, определяющие творческие возможности личности); 4) характер – как система отношений и способов поведения.

Познавательные процессы позволяют человеку получать и осмысливать информацию, отображать объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.

Личность

Содержание:

Личность: структура личности; развитие личности; психические свойства личности

Следует различать такие понятия как человек, индивид, субъект, личность. Человек – есть понятие биологическое и наиболее широкое. Человек как вид – представитель определённого биологического вида, отличающийся от других млекопитающихся конкретными специфическими особенностями и уровнем физического психического развития. Индивид – это человек с момента рождения как единичное природное существо, которое имеет врождённые анатомические и биологические особенности. Это индивидуальный представитель вида «homo sapiens», т. е. индивид является носителем человеческих свойств, сформированных биологической эволюцией. Индивидное – это телесное бытие (существование) человека, которое позволяет ему сохранить целостность и тождественность самому себе. Индивидные свойства включают: пол, возраст, внешность (конституцию); особенности нервной системы, строение и функции всех органов, включая мозг и психодинамику. В число индивидных включены биохимические, соматические и нейродинамические свойства. Индивидные свойства человека изучаются психогенетикой (генетика поведения).

Субъект – это особая категория, описывающая человека как источник познания и преобразования действительности. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе.

Личность. Понятие личность включает комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включён человек. Понятие личность, так же как и понятие «индивид», выражает целостность субъекта жизни, т. к. личность не состоит из кусочков. Личность является целостностью, которая обусловлена генетически, но личностью не рождаются – ею становятся. Личность – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе (А. Н. Леонтьев). По А. В. Петровскому: «личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

Индивидуальность (от лат. – неделимое, особь) – неповторимость, уникальность свойств человека. Под индивидуальностью понимают своеобразие психологических свойств человека, проявляющихся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности). Понятие индивидуальность – самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе только те индивидные и личностные свойства человека, которые отличают данного человека от других людей. При анализе иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии (индивид – субъект – личность – индивидуальность).

В структуру личности (по данным разных авторов) входят следующие подструктуры: темперамент (структура природных свойств); направленность (система потребностей, интересов и идеалов); способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств) (по А. Г. Ковалёву) / Уровни: социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); опыт (объём и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек); индивидуальные особенности различных психических особенностей (по К. К. Платонову) / Свойства: определённый комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно – половых, нейродинамических, конституционно – биохимических); динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции – роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений (по Б. Г. Ананьеву). Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально – психологического развития, выступающего в трёх плоскостях: 1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций; 2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения; 3) жизненный путь человека (история личности). Б. Г. Ананьев считает, что структур личности строится по двум принципам одновременно: 1. Субординационному (иерархическому), при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства. 2. Координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них. С позиций А. Н. Леонтьева, личность и её структура определяется и характеризуется иерархическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов – стимулов.

Структура личности включает в себя: 1) способности и потребности; 2) интересы, убеждения, направленность личности; 3) темперамент и характер; 4) волевые качества. Структура личности по К. К. Платонову: 1. Подструктура направленности. Объединяет отношения и моральные черты личности, направленность личности, т. е. потребности, интересы, идеалы, убеждения. В формах направленности личности проявляется воспитание, отношения и моральные качества. 2. Подструктура социального опыта. Включает в себя знания, умения, навыки, а также привычки, приобретённые в личном опыте, путём обучения. 3. Психологическая подструктура – подструктура форм отражения. Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни. 4. Биологически обусловленная подструктура. Объединяет типологические свойства личности, темперамент, тип нервной системы, конституцию тела, половые и возрастные особенности, её патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Личность – это совокупность психобиологических и социально – психических особенностей конкретного человека, живущего в определённых социально – исторических условиях; это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира. Формирование личности в онтогенезе проходит определённые этапы: 1 — й этап – формирование основного стереотипа личности. К трём годам появляются представления о действительности и о себе, но нет ещё полного выделения себя из происходящих событий. В 3 – 5 лет осваиваются категории пространства и времени (в речи появляется местоимение «Я», глаголы в первом лице, предлоги, союзы). К 7 годам формируется представление о «схеме тела» с выделением правой и левой стороны тела. С 7 – 11 лет ребёнок способен планировать свою деятельность в уме. 2 – й этап – формирование стереотипа личности (до 15 – 16 лет). Индивидуальное более актуально, чем общественное. Широко используются абстрактные понятия. 3 – й этап – формирование социального стереотипа личности (16 – 21 год) характеризуется зрелостью чувств во взаимоотношениях человека с окружающим миром; формирование высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуальных) и самосознания.

Свойства личности – высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности человека – это типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. Свойства формируются постепенно в процессе отражения действительности и закрепляются в практике. Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности: 1) направленность личности, включающую систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов; 2) темперамент (система природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (система интеллектуально – волевых и эмоциональных свойств, определяющие творческие возможности личности); 4) характер – как система отношений и способов поведения.

Темперамент (основоположником учения о темпераменте считается Гиппократ) – динамика психических процессов, скорость протекания реакций возбуждения и торможения нервной системы. И. П. Павлов раскрыл физиологическую сущность различных типов темперамента. Им выделено три основных свойства процессов возбуждения и торможения нервной системы: 1. Сила; 2. Уравновешенность; 3. Подвижность. На основании этого и построено учение о типах нервной системы. По И. П. Павлову выделяют 4 типа высшей нервной деятельности: 1) безудержный тип – сильный, неуравновешенный, подвижный. Возбудимость преобладает над торможением; 2) живой тип – сильный, уравновешенный, подвижный; 3) спокойный тип – сильный, уравновешенный, спокойный; 4) Слабый тип – неуравновешенный, инертные, слабый. Сангвиник (по Павлову: сильный – уравновешенный — подвижный); отличается повышенной реактивностью, живостью, вспыльчивостью, низкой впечатлительностью, повышенной активностью, которая уравновешенна с реактивностью. Он экстраверт (общителен). Холерик (сильный – неуравновешенный – подвижный) – реактивностью, которая преобладает над активностью; он менее пластичен, чем сангвиник, отсюда большая настойчивость и затруднения в переключении внимания. Необуздан, нетерпелив. Флегматик (сильный – уравновешенный – инертный) – мало эмоционален, у него высокая активность преобладает над реактивностью; отличается выдержкой, терпением, самообладанием. С трудом приспосабливается к новой обстановке. Интроверт (малообщителен). Меланхолик (слабый) – отличается повышенной чувствительностью (сенситивностью), незначительный повод может вызвать слёзы, подавленность. Чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен, склонен к депрессивному восприятию действительности. Интроверт. Эти особенности темперамента в значительной мере накладывают отпечаток на становлении взаимоотношений в системе медик – пациент; их надо учитывать при организации и проведении сестринских манипуляций, создании оздоровительной среды. Темперамент – означает «смешивать», отсюда, в природе нет «чистого» темперамента, они представлены в каждом человеке в разных пропорциях.

Характер – качество личности в целом (от греч. «тавро», «печать»). Набор наиболее устойчивых и значимых для индивида психических свойств и качеств личности. Черты характера вырабатываются в процессе онтогенеза под влиянием социальных факторов. Выделяют четыре группы основных черт характера (симптомокомплексы), отражающие отношения личности к различным явлениям реальности: 1. Отношение личности к другим людям и к обществу в целом; 2. Отношение к своему общественному долгу; 3. Отношение к самому себе; 4. Волевые качества. Значительная выраженность тех или иных черт характера (акцентуации, учение о которых принадлежит Леонгарду) проявляется не только в поведенческих реакциях, но и в отношениях к болезни, лечебно – диагностическому процессу, может привести к патологии характера (психопатиям). Акцентуация – отдельная черта характера, обладающая тенденцией к переходу в патологическое состояние. Выделяют явную и скрытую акцентуации. Первая заметно осложняет жизнь носителю данной черты, вторую можно рассматривать как крайний вариант нормы. А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуированных личностей: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено – невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. Болезнь усиливает гипертрофированные черты характера, они становятся менее управляемыми и более демонстративными. Психопаты в кризисных ситуациях (болезнь) совершенно не способны к сдерживанию своих психопатологических черт характера, что необходимо учитывать медперсоналу, т. к. поведение таких больных неадекватно и не всегда предсказуемо. Психопатии – врождённая или развившаяся в ранние годы аномалия личности, патология характера (имеет две составляющие: врождённую «слабость» нервной системы и формирование характера в неблагоприятных социальных условиях). Психопаты характеризуются дисгармоничностью эмоционально – волевой сферы при относительной сохранности интеллекта. Психопатам не присущи необратимые дефекты личности. При благоприятных условиях психические аномалии сглаживаются, однако во всех психологически трудных ситуациях обязательно будет «срыв». Психопатии различаются: астеническая, возбудимая (взрывная), истерическая, паранойяльная, шизоидная.

Потребности – отражение в сознании человека его нужд в чём-либо. Без удовлетворения нужды человек не может существовать как живой организм. Потребность – это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности. Есть материальные потребности (физиологические, в безопасности, в информации) и духовные (социальные, психологические и трансцендентные). Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека – его чувств, мышления, воли и сенсорных систем. Различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные – текущее психическое состояние напряжённости, дискомфорта, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида. Это является основным фактором человеческой активности. Отсюда потребности можно разделить по основным видам человеческой активности: 1) потребности, связанные с трудом (познание, созидание); 2) потребности, связанные с развитием (игра, научение, самореализация); 3) потребности, связанные с социальным общением (нравственные и духовные потребности). Все эти потребности социально обусловлены и называются социогенными. К биогенным потребностям относятся: 1) потребность в безопасности; 2) потребность в восстановлении энергии и двигательной активности; 3) потребность в подготовке к преодолению препятствий; 4) потребность в продолжении рода. В зависимости от того, с какими социальными ценностями связаны потребности, различаются разные их уровни – высшие и низшие. Все потребности обладают направленностью, напряжённостью, цикличностью и закрепляются в процессе их удовлетворения.

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определённой потребности. Неосознанные мотивы – когда человек не знает, не может объяснить свои потребности. К ним относятся влечение (недостаточно отчётливо осознаваемая потребность), каприз (необоснованное влечение, превышающая потребность) на формирование которых оказывают влияния установки, внушение, страхи. Осознанные мотивы: желание, когда человек осознаёт потребность и пути её удовлетворения, хотение – активная форма желания. Мотивация – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий, характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением в целом. Определяет направленность личности. Мотивы порождаются потребностями. В основе иерархии потребностей человека (по А. Маслоу) лежит необходимость поддерживать жизненный гомеостаз (физиологические потребности: пища, вода, сон, движение и т. д.); выше – мотивы самосохранения (потребность в физической и психологической безопасности); далее – уверенность, престижность, любовь (потребность в привязанностях, причастности к группе); на вершине иерархической пирамиды – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности (потребности в уважении, одобрении; когнитивные потребности, самообразование). Удовлетворение перечисленных потребностей приводит к мотиву самореализации – росту личности, выходу её за пределы своих возможностей. Болезнь концентрирует внимание человека на более «низких» потребностях (потребность в безопасности, которая в свою очередь основана на инстинкте самосохранения).

Способности – это индивидуально – психологические свойства личности, благодаря которым приобретаются знания, умения, навыки для успешного выполнения определённых видов деятельности. Различают общие способности (развитая память, мышление, внимание) и частные способности (индивидуальные) – например, музыкальный слух, способность рисовать, изучать языки. При этом способности оцениваются не в количестве знаний, умений и навыков, а в скорости их приобретения. Природными предпосылками способностей являются задатки, связанные с морфологическими и функциональными особенностями организации нервной системы. Способности при дальнейшем своём развитии могут трансформироваться в одарённость, становиться талантом, а наивысшим уровнем развития способности будет гениальность.

Особенности психических процессов у здорового и больного человека

Содержание:

ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение; их нарушения; эмоциональные процессы и состояния; их нарушения

Ощущения. Виды ощущений. Нарушения ощущений.

Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений материальной действительности, непосредственно (в данный момент) воздействующих на органы чувств. Ощущения относятся к познавательным процессам, а физиологической основой ощущений является сложная деятельность органов чувств – анализаторная (анализаторы или органы чувств представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих приём и анализ информации о явлениях, происходящих внутри и вне организма. Анализаторы есть сложная анатомо – физиологическая система рецепторов (окончаний чувствующего нерва). Различают рецепторы находящиеся на поверхности и получающие раздражение из вне организма (экстерорецепторы), во внутренних органах и системах (интерорецепторы) и в мышцах и связках, служащие для ощущения движения и положения органов тела (проприорецепторы). Бывают: дистантные и контактрецепторы.

Виды ощущений различаются по анализаторной деятельности и, соответственно, бывают: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, кинестетические, температурные, вестибулярные. Ощущения преимущественно объективны. Болевую чувствительность вызывают чрезмерные действия раздражителей и боль становится сигналом начала разрушительной деятельности. Нарушения ощущений; 1) гипестезия – пониженная чувствительность; 2) гиперестезия – чрезмерная чувствительность; 3) парестезия – искажение ощущений; 4) анестезия – отсутствие чувствительности.

Восприятие. Характеристики восприятия. Расстройства восприятия.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие носит субъективный характер, развивается постепенно под влиянием среды; восприятие процесс активный, требует усилий. Имеет свойства: структурность, целостность, константность, осмысленность, избирательность. Выделяют виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движения, пространства, человека.

Расстройства восприятия: 1) иллюзии – искажённое, ошибочное восприятие реально существующего объекта (привиделось, послышалось). Кратковременны, отчего не всегда чётки; могут быть массовыми. Возникают под влиянием нервного перенапряжения, напряжённого ожидания, высокой температуры. Бывают: а) аффективные иллюзии – чаще всего обусловлены страхом, тревожным подавленным настроением; б) вербальные – ложное восприятие содержания реально происходящих разговоров окружающих; в) парейдолические – вызываются снижением тонуса психической деятельности, более продолжительны и сюжетны. 2) галлюцинации – восприятия без объекта. Возникают только на болезненном фоне, длительны, индивидуальны, как правило – угрожающие по содержанию. Различаются по органам чувств; бывают истинные и псевдогаллюцинации (последние носят характер «сделанности», заметно отличаются от окружающей действительности).

Память. Свойства и виды памяти.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память – основа психической деятельности. Физиологической основой памяти является система условных рефлексов. В основе памяти лежат ассоциации (связи), которые бывают по – сходству (связывают два явления, имеющие сходные черты), по – смежности (объединяют два явления, связанных во времени и пространстве) и по – контрасту (связывают два противоположных явления). Существуют сложные ассоциации – смысловые. Выделяют четыре вида памяти: 1) двигательная; 2) эмоциональная; 3) образная; 4) семантическая (словесно – логическая). По степени волевого процесса запоминания и воспроизведения различают: непроизвольную и произвольную. Иногда выделяют память по видам анализаторов (зрительная, слуховая) и генетическую. Уровни памяти, различаются по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первый из них – мгновенная (сенсорная) – длительность от 0, 1 до 0, 5 сек. Второй уровень – кратковременная память (КП) до 20 сек (при условии, что информация привлечёт внимание). Третий уровень – долговременная память (ДП) бывает с сознательным доступом (человек по своей воле извлекает информацию) и ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа). Четвёртый уровень – оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определённой деятельности и обслуживающий алгоритм этой деятельности. Пятый уровень – промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течении нескольких часов (накапливает информацию в течении дня), а во время сна эта информация подвергается категоризации с «очищением» памяти для новой информации.

Нарушения памяти. Развитие памяти.

1. Гипомнезия – снижение, ослабление памяти, напр. При сильном переутомлении, астении, при атеросклерозе сосудов головного мозга. 2. Гипермнезия – обострение воспоминаний в воспроизведении мельчайших подробностей, чрезмерная скорость воспроизведения. При маниакальных состояниях, гипертиреозе. 3. Амнезия – потеря памяти. Может быть частичной и полной (тотальная); ретроградной, когда забываются события, бывшие до заболевания, травмы и антероградной – выпадают события, случившиеся после заболевания, интоксикации. 4 Парамнезии – обманы памяти. Их различают а) конфабуляция – пробелы памяти замещаются событиями, не имевшими места в действительности; б) псевдореминисценция – патология, при которой происходит сдвиг события во времени.

Внимание. Виды и свойства внимания. Расстройства внимания.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, предполагающий повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Различают три вида внимания: непроизвольное (пассивное), произвольное (активное) и послепроизвольное – когда явление, привлекшее внимание, вызывает интерес и, тем самым, стимулирует устойчивость внимания длительное время. Свойства внимания – объём, сосредоточенность), распределяемость, устойчивость, колебания, переключаемость. Нарушения внимания наступают при утомлении, отравлении, лихорадке и всех патологических процессах, нарушающих деятельность ЦНС. Ослабление внимания проявляется в невнимательности. 1 – й тип невнимательности – рассеянность (малая интенсивность внимания), наблюдается у детей и астенизированных личностей. 2 – й тип определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внутри направленного внимания. Этот тип отмечается у лиц со сверхценными и навязчивыми идеями. 3 – й тип определяется слабой интенсивностью концентрации внимания и слабой переключаемостью. Наблюдается при кислородном голодании, при церебральном атеросклерозе.

Мышление как процесс. Мыслительные операции.

Мышление – высшая форма опосредованной и обобщённой познавательной действительности, направленная на установление связей между предметами и явлениями объективной реальности и раскрытие их сущности в виде понятий, суждений и умозаключений. Выделяют операции мышления: 1) Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части; 2) Синтез – процесс обратный, позволяющий переходить от частей к целому; 3) Сравнение – заключается в сопоставлении предметов и явлений друг с другом с цель. Установления их сходства или различия; 4) Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку; 5) Конкретизация – это движение мысли от общего к частному; 6) Абстрагирование – операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделения в них основного, главного.

Виды и формы мышления. Нарушения мышления.

В мышлении выделяют определённые виды: 1) Наглядно – действенное – это мышление, непосредственно включённое в деятельность; 2) Образное – осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше; 3) Отвлечённое – совершающееся на основе отвлечённых понятий, которые образно не представляются; 4) Теоретическое – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений; 5) Практическое – на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач; 6) Дискурсивное – опосредованное логикой рассуждений, а не восприятий; 7) Интуитивное – на основе непосредственных чувственных восприятий. Формы мышления: 1. Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления; 2. Суждение – утверждение или отрицание чего-либо на основе установления связей между предметами или явлениями; 3. Умозаключение – это сопоставление ряда суждений с выводом. Бывает индуктивным, дедуктивным и по аналогии. Олигофрения – врождённое выраженное стойкое снижение интеллекта. Различают по степени тяжести: 1. Дебильность; 2. Имбецильность; 3. Идиотия. Приобретённое слабоумие – деменция (очаговая, тотальная).

Понятия об эмоциях. Классификация и характеристика эмоциональных состояний.

Эмоции – импульсивная реакция, отражающая отношение человека к значимости воспринимаемого им явления, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей. По качеству различают положительны, отрицательные и нейтральные эмоции. Эмоции разделяют на низшие (витальные), базирующиеся на инстинктах и высшие (чувства) – основанные на интеллекте, зависящие от культурного уровня индивида. Эмоциональные состояния, в зависимости от продолжительности и выраженности, делятся на настроение – длительное, не имеющее существенных колебаний состояние; на страсть – выраженное и длительное состояние (возвышенная и низменная); аффект – предельно выраженное, но кратковременное состояние, когда чувства выходят из под контроля рассудка, взрыв эмоций (физиологический и патологический). Аффект всегда сопровождается бурной двигательной реакцией. Эмоции, как и ощущения, — это базовые явления психики, являются механизмом экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирование бесперспективных направлений, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях.