Сценарий тренинга

Государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище № 23

Тренинг

«Развиваем свои возможности»

Разработала:

Гамершмидт И.В. социальный педагог

Кособродск

2008

Сценарий тренинга

Тема1

Знакомство и первоначальная формулировка проблемы.

Цель работы по теме:

Освоить навык переформулировки своей проблемы таким образом, чтобы осознавалась собственная ответственность за ее решение.

Принятие правил работы в группе.

Ведущий зачитывает правила, группа обсуждает каждое.

1. Правило именной карточки — каждый участник группы должен носить на груди именную карточку все время работы на тренинге. На карточке участник пишет то имя, которым будут называть его все остальные члены группы.

Карточки позволяют членам группы и ведущему решить проблему запоминания друг друга. С другой стороны, поскольку участники группы обязуются называть каждого именно так, как он сам этого хочет, это правило «работает» на ощущение психологического комфорта членов группы. И кроме того, возможность называть себя вымышленным именем способствует ослаблению стереотипного самосознания и поведения участников.

2. Правило присутствия на тренинге — каждый участник группы должен присутствовать на тренинге все время работы. Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий.

3. Разговоры на тренинге — во время работы в группе одномоментно имеет право говорить только один участник. Каждый из участников имеет право говорить всё, что он хочет, но только «в круг», то есть не разрешается перешептываться с соседом и «бурчать себе под нос».

4. Запрет на обсуждение процедуры тренинга до окончания работы в группе — не разрешается обсуждать технологию тренинга с людьми, не участвующими в работе группы, а участникам группы не разрешается обсуждать процедуру между собой до окончания работы в группе. Ведущий отказывается отвечать на вопросы «по процедуре», типа: «А почему мы делали именно это упражнение?», «А зачем это надо?», «А вот это надо было бы сделать по-другому».

5. Выполнение всех требований ведущего — участники группы должны принимать участие во всех упражнениях, предусмотренных программой, и выполнять домашние задания к каждому занятию.

6. Правило конфиденциальности — участники группы должны понимать, что нельзя выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они узнают о ком-то из участников в ходе работы.

Попросту говоря, нельзя сплетничать.

В качестве пожелания имеет смысл сказать участникам следующее:

• Предметом работы в группе являются сами участники — их переживания, эмоции, мысли и суждения. Именно поэтому желательно все высказывания начинать со слов «Я…» или «Мне…». Теоретические выказывания типа «Это у всех так…» или «Должно быть так-то и так-то…», а также высказывания, начинающиеся со слова «Мы» («Мы все — учащиеся…» или «Мы не умеем этого делать, потому что нас так воспитывали») — неприемлемы, поскольку смысл имеет только разговора о том, что происходит со мной, — это то, что действительно происходит в реальности;

• Имеет смысл обсуждать то, что происходит «здесь и теперь». В этом случае участники группы могут помочь другим, так как они видят, что происходит, и сами участвуют в этом. В противном случае обратная связь и помощь другому в анализе ситуаций, происходивших когда-то и где-то, возможны только после полного их воспроизведения (возможно разыгрывание).

После обсуждения правил в группе следует ритуал принятия правил: все участники группы должны встать, подтвердив тем самым, что они будут выполнять правила. Затем участники группы расходятся для того, чтобы заполнить и прикрепить свои именные карточки. После принятия правил ведущий знакомит участников с программой занятий и структурой занятий по каждой теме.

Упражнения на «разогрев» и групповое сплочение.

Упражнение «Паровозик»

Цель: обратить внимание участников группы на свои ощущения и чувства и тем самым снять напряжение («разогреть» группу для работы).

Все участники, закрыв глаза, становятся друг за другом в цепочку. Один человек с открытыми глазами в течение 5—7 минут водит всех остальных по помещению. Упражнение выполняется молча.

Затем участники обсуждают свои переживания и мысли, возникающие в ходе выполнения упражнения.

Упражнение «Знакомство».

Цели: 1. Помочь участникам группы осознать и сформулировать для себя свои проблемы;

2. Вывести участников группы на обсуждение этих проблем друг с другом.

Участникам группы дается задание разделить лист бумаги на две части и написать на них продолжение формулировок:

«За что я люблю свою студенческую жизнь в училище ….?».

«Какие проблемы возникают у меня в училище……?». Эти листы все члены группы должны прикрепить на грудь рядом с именной карточкой. В течение 10 минут участники группы ходят и читают то, что написано у других, и находят тех, чьи проблемы считают близкими и созвучными своим.

Затем участники под руководством ведущего обсуждают свои проблемы по схеме:

► Как появилась эта проблема?

► В чем мое личное участие в ее возникновении?

► Как можно было бы решить проблему?

► Что было бы со мной, если бы мне удалось избавиться от нее?

► Чего больше в моем восприятии от студенческой жизни в училище — радостей или огорчений? Отчего это так?

Упражнения на овладение навыком

Упражнение «Осознание ответственности»

Цель: дать возможность участникам группы почувствовать ответственность за нерешенность своих проблем.

Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник вспоминает случай из своей студенческой жизни, когда он был в конфликтной ситуации или затруднительном положении. Затем он должен рассказать о нем сначала с позиции «Жертвы обстоятельств» , а затем с позиции «Ответственного человека с высоким самоуважением, который оказался «не на высоте» Участники группы слушают друг друга без комментариев.

После того как все высказались, можно обсудить упражнение по схеме:

► Что вы чувствуете в данный момент?

► Что вы чувствовали, когда занимались переформулированием проблемы?

► Что случилось в результате с нашим самоуважением?

Обсуждение итогов работы — обязательная часть каждого занятия. Участники группы высказывают свои впечатления о работе в группе или отвечают на вопросы ведущего: «Что вы получили в ходе сегодняшнего занятия? Помогла ли работа в группе вам понять что-то?» и т.п.

Тема 2

Цели работы по теме:

1. Понять различие между похвалой, знаком внимания и поддержкой др. учащихся в различных ситуациях.

2. Освоить навык поддержки применительно ситуациям в училище.

Первое занятие по теме

Упражнения на «разогрев» и групповое сплочение

Упражнение «Комплименты»

Цель: дать участникам группы возможность пережить новый способ принятия знаков внимания от других.

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Один из членов пары (например, тот, кто стоит во внутреннем кругу) оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, то есть говорит ему что-либо приятное (например: Мне очень нравится, как ты улыбаешься»). Тот отвечает: «спасибо, мне самому это нравится, но кроме того, я еще и …» (называет то, что он в себе ценит, что, по его мнению, заслуживает знаков внимания). Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и т.п. За тем партнеры меняются ролями, после чего стоящие во внешнем кругу делают шаг влево и переходят к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг.

Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

► Какие чувства вы испытывали, когда оказывали другому знаки внимания?

► Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали вам?

► Легко ли вам было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему? и т.д.

Упражнения на овладение навыком

Упражнение «Сильные стороны»

Цель: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.

Участники делятся на пары. Первый член пары в течение минуты или двух рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать описанную ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них. Потом партнеры меняются ролями.

После выполнения упражнения группа обсуждает упражнение:

► Все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера?

► Кому было трудно это сделать?

► Кто не смог удержаться от осуждения? Почему?

Упражнение «Всё равно ты молодец, потому что…»

Цель: дать участникам упражнения возможность испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение партнера не снижается и в затруднительном для него положении.

Упражнение выполняется в парах (это другие пары по сравнению с предыдущим упражнением). Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Меня не любят за то, что…» Второй, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…» Затем участники меняются ролями.

После выполнения упражнения группа обсуждает его по схеме:

► Все ли смогли отреагировать на рассказ партнера заданным образом?

► Кто не смог или не успел этого сделать? Почему?

► Что чувствовал тот, к кому была обращена поддержка?

► Что чувствовал слушающий? и т.д.

Упражнение «Красный карандаш»

Цель: дать участникам группы почувствовать на себе эффект оценочного отношения со стороны партнеров.

Упражнение выполняется в кругу. Один из участников должен рассказать сидящему слева от него о какой-то своей проблеме или затруднении. В ответ тот должен отреагировать с позиции «красного карандаша», затем рассказать о своей проблеме следующему участнику. Каждый последующий должен сделать то же самое.

Упражнение «Поддержка»

Цель: дать участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера.

Участник группы рассказывает сидящему слева от него о своей проблеме или затруднении тех же, что и в предыдущем упражнении. Его партнер говорит что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему, затем рассказывает о своей проблеме следующему участнику, далее все повторяется до тех пор, пока все участники группы не побывают в роли оказывающего поддержку и принимающего ее.

После выполнения упражнений участники обсуждают в группе чувства, возникшие при их выполнении, по схеме:

► В каком случае было легче отреагировать, в каком труднее?

► Какими словами вы оказывали поддержку, какие чувства испытывали при этом?

В случае необходимости анализируются реакции отдельных участников.

Домашнее задание:

Все участники группы должны в течение перерыва между встречами не меньше 10 раз оказать поддержку различным людям: друзьям, родителям, знакомым и др.

Второе занятие по теме.

Упражнения на групповое сплочение.

Упражнение «Общение без слов»

Цель: дать возможность участникам группы получить новый опыт общения, обратить внимание на чувства, возникающие в результате прикосновений, физического контакта с партнером, дать возможность почувствовать большее доверие к людям, участвующим в группе тренинга.

Упражнение выполняется молча. Ведущий просит участников встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаются по команде ведущего. Оказавшиеся друг напротив друга люди образуют пару. Ведущий просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук. Затем можно открыть глаза и двигаться дальше. Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: «Положите руки на плечи друг другу и посмотрите в течение минуты в глаза партнеру, улыбнитесь, опустите руки и начинайте двигаться дальше».

Следующие инструкции образующимся парам могут быть такими: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь, обопритесь спинами друг о друга и присядьте, стараясь не упасть, и т.п.

После упражнения участники обмениваются впечатлениями.

Обсуждение домашнего задания

При обсуждении домашнею задания все участники группы делятся опытом, полученным ими в ходе выполнения задания, группа обсуждает ситуации, и случае необходимости разыгрывает и анализирует их.

Упражнения на овладение навыком

Ведущий вводит понятия «эмпатия» и «отражение чувств».

Эмпатия — способность переживать те чувства, которые

переживает партнер по общению в данный момент.

Отражение чувств — процесс вербальной и невербальной обратной связи по поводу чувств, испытываемых во время общения.

Ведущий объясняет (если к этому не пришли сами участники группы в ходе дискуссии), почему способность к эмпатии необходима при оказании поддержки другому.

Упражнение «Отражение чувств»

Цель: помочь участникам группы испытать состояние эмпатического слушания и сравнить в опыте отражение чувств и отражение содержания.

Упражнение выполняется в парах. Первый член пары искренне произносит какую-то эмоционально окрашенную фразу. Второй участник последовательно выполняет два задания: сначала повторяет своими словами содержание того, что он услышал (отражение содержания), а затем пытается определить чувство, которое, по его мнению испытывает его партнер в момент говорения (отражение чувств). Партнер оценивает точность обоих отражений. Затем члены пары меняются ролями.

После выполнения упражнения в парах группа обсуждает его по схеме:

► Какие трудности испытывали вы во время выполнения упражнения?

► Какие чувства вы испытывали?

► Что затрудняет или облегчает отражение чувств?

Упражнение «Эмпатия»

Цель: помочь участникам группы эмпатически почувствовать эмоциональное состояние другого человека.

Сидя в кругу, члены группы слушают одного из участников, который должен произнести эмоционально окрашенную фразу. Каждый по очереди называет то чувство или несколько чувств, которые, по его мнению, испытывает говорящий. Группа обсуждает результаты.

Упражнение «Внутренний голос»

Цель: помочь участникам группы оценить спои способности к эмпатии, получить обратную связь о том, как их воспринимают другие.

Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник имеет возможность выслушать свой «внутренний голос», поговорить с ним. Один из участников группы (назовем его «А») выбирает себе того, кто будет исполнять роль его внутреннего голоса. Тот встаёт за спиной участника «А» и говорит от первого лица: «Я, (имя участника «А»), сейчас чувствую…, потому что …, из-за того, что…». Затем ведущий задает вопросы участнику «А»: «Согласны ли вы

с вашим внутренним голосом? Все ли он сказал из того, что вы хотели бы услышать? Может быть, бы вы хотели бы послушать другой внутренний голос?» Члены группы имеют возможность обсудить результаты. Затем следую щий участник группы выбирает себе «внутренний голос», и так упражнение выполняется до тех пор пока все участники не побывают в обеих ролях.

Обсуждение итогов работы — обязательная часть каждого занятия. Участники группы высказывают свои впечатления о работе в группе или отвечают на вопросы ведущего; «Что вы получили в ходе сегодняшнего занятия? Помогла ли работа в группе вам понять что-то?» и т.д.

Тема 3

Цели работы по теме

1. Усвоить понятие «Я-слушание» и найти свои собственные «Я-слушания».

2. Научиться применять инструмент «Я-слушания» для рефлексии своего поведения, в том числе в конфликтных ситуациях.

Ведущий вводит признаки понятия «Я-слушания»:

«Я-слушание» — это инструмент, с помощью которого можно поглубже узнать самого себя.

«Я-слушание» — это короткая формула, обозначающая то, как я н данный момент слушаю мир, людей, себя.

Упражнения на «разогрев» и групповое сплочение

Упражнение «»Психологические скульптуры»

Цель: дать возможность участникам группы почувствовать, что такое «Я-слушание», и как «Я-слушание» изменяется в зависимости от организации пространства общения.

Создать условия, при которых участники могут определить момент появления у них того или иного «Я-слушания». Участники делятся на пары. В паре один человек говорит, другой слушает. Говорящий рассказывает партнеру о каком-то своем затруднении или проблеме. Слушающий реагирует на рассказ так, как ему хочется. Партнеры сидят напротив друг друга на стульях. Затем по команде ведущего, не прерывая разговора, участники упражнения меняют свое пространственное расположение: слушающий становится на стул и слушает стоя, говорящий присаживается на корточки и продолжает рассказ в таком положении.

После выполнения упражнения участники группы в кругу обсуждают результаты по схеме: Что изменилось в вас после того, как вы встали на стул:

► По отношению к собеседнику?

► По отношению к его проблеме?

► По отношению к себе?

► Какие чувства и желания вы испытали в тот момент, когда ваш партнер встал на стул во время вашего рассказа о проблеме? Хотелось ли вам продолжать разговор? Почему?

► В какой момент вы осознали свое «Я-слушание»? Каким оно было?

Упражнения на овладение навыком

Упражнение «Бареры общения»

Цель: помочь участникам группы аккумулировать и обобщить свой опыт, относящийся к «Я-слушаниям».

Вспомните аналоги ваших «Я-слушаний», которые вы наблюдали у других людей (собеседников во время упражнения на группе или просто в жизни). Что вы испытывали? Почувствовали ли вы дискомфорт в общении, барьеры общения между вами и другим человеком? Запишите в тетрадь короткие формулы, которыми можно было бы назвать эти «барьеры». Упражнение выполняется по кругу или по желанию. Каждый участник должен сказать что-нибудь. Типичные примеры «Я-слушаний» — «Это мне интересно», «Я тебе не верю», «Я знаю», «Все равно ничего не получится» и т.п. Обсудите, какие чувства у говорящего вызывают «Я-слушания» слушающего. Как их удается заметить, по каким признакам?

Упражнение « Мои «Я-слушания»»

Цель: помочь участникам группы актуализировать и проанализировать свои «Я- слушания». Запишите пятьсвоих «Я-слушаний». Участники группы или называют их «в круг», или, если уровень доверия в группе не очень высок, называют их в парах друг другу. Желательно просто зачитать написанное в дневнике, не вдаваясь в разъяснения и комментарии.

При обсуждении упражнении и группе ведущийдолженспециально поработать с теми участниками, кто не соглашается с тезисом «Информации придаю смысля сам» углубляя и уточняя формулировки их «Я-слушаний».

Упражнение «Сердцевина луковицы»

Цель: помочь участникам группы понять, какое «Я-слушание»им наиболее свойственно и каким образом это «Я-слушание» влияет на их жизнь в целом.

Ведущий вводит метафору «луковицы», есть «Я-слушания», подобные луковой шелухе «снятие» верхних слоёвбезболезненно и не вызывает психологических затруднений, но чем глубже в себя мы будем смотреть, тем болезненнее процесс определения «Я слушаний», тем сильнее чувства, которые его сопровождают. Вводится понятие «границы» — моменте перехода от того, с чем личность себя идентифицирует, к тому, что она в себе не признает. Психологический дискомфорт, сопровождающий процесс познания своих «Я слушаний», — следствие проникновения в бессознательное, за границу очевидного.

Ведущий просит участников записать несколько своих «Я-слушаний». Когда в списке наберется двадцать пунктов (или когда появится чувство, что записано все), просмотрите список и выберите 5—6 самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить, например, объединить несколько «Я-слушаний» в одно. А теперь определите самые важные для вас «Я-слушания». На чистом листе^бу-маги в дневнике нарисуйте окружность диаметром 20 см, внутри нее окружность поменьше и еще несколько концентрических окружностей. Получилась «луковица в разрезе». Внутри кольца — ваше Я, а на окружностях разместите свои «Я-слушания» таким образом, чтобы на наружных слоях «луковицы» оказались более очевидные и понятные вам, а в центре — те, которые являются их причиной. Назовите все «Я-слушания» короткими формулами. Например: «Жертва обстоятельств» — в сердцевине, «Все равно ничего не получится» — в середине и «Мне это неинтересно» — в «шелухе».

После этого участники группы обсуждают в парах результаты своей работы. Пары составляются по принципу взаимного доверия. Если у кого-то из участников группы не оказалось пары или нет желания делиться результатами своей работы, он должен все равно выполнить упражнение самостоятельно.

Упражнение «Я на работе»

Цель: помочь участникам овладеть навыком осознания своего «Я-слушания».

Ведущий просит разыграть какую-нибудь ситуацию из жизни училища. Члены группы, принимающие участие в разыгрывании ситуации, в моменты, определяемые ведущим, говорят, с каким «Я-слушанием» они воспринимают ведущего и партнеров. Другие участники группы обсуждают происходящее. Для разыгрывания лучше взять реальный конфликт с однокурсником, группой или конкретным подростком и анализировать его только с точки зрения «Я-слушания» субъекта конфликта, не вдаваясь в анализ «Я-слушаний» других участников ситуации. Ведущий уточняет, что метод эффективен только применительно к себе самому, но не к другим!

Пример проблемной ситуации

Идет урок. Учитель объясняет новый материал. В это время группа учеников не слушает его. Они заняты другим, совершенно посторонним делом — переговариваются друг с другом шепотом, передают друг другу какие-то записи…

Предложите возможные варианты поведения учителя. Представьте на месте учителя человека с высоким самоуважением, человека с низким самоуважением (например, учительницу, слушающую сквозь призму «Жертва») и проанализируйте их поведение. Разыграйте эти варианты, представив реакцию учеников.

Обсуждение итогов работы по теме «Я-слушание»

Обсуждение итогов работы — обязательная часть каждого занятия. Участники группы высказывают свои впечатления о работе в группе или отвечают на вопросы ведущего: «Что вы получили в ходе сегодняшнего занятия? Помогла ли работа в группе вам понять что-то?» и т.п.

Тема 4

Техники слушания

Цели работы по теме:

1. Освоить навыки различных видов слушания.

2. Понять психологический смысл каждого типа слушания, почувствовать эффективность различных навыков слушания.

Первое занятие по теме.

Упражнения на «разогрев» и групповое сплочение.

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: продемонстрировать участникам группы примеры неумелого слушания и то, каким образом оно может искажать передаваемую информацию.

Ход выполнения этого упражнения желательно записывать на магнитофон или видеомагнитофон для просмотра и анализа во время обсуждения.

Все участники группы выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему участнику группы. Текст телефонограммы вам сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное — как можно точнее выразить содержание». Затем ведущий зачитывает текст телефонограммы первому участнику группы, он должен передать его следующему вошедшему, тот следующему и т.д. Если текст при передаче от одного участника другому сократился до такой степени, что выполнение упражнения становится бессмысленным, так как передача его становится слишком легкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитывает весь текст заново.

После выполнения упражнения участники группы прослушивают или просматривают пленку с записью собственной работы, анализируют особенности слушания и зависимость эффективности передачи информации от этих особенностей.

Принципы составления текста:

• он должен содержать 3—4 сложносочиненных и сложноподчиненных предложения;

• он должен содержать цифры, имена собственные, указание на время, значимые и незначимые детали.

Например:

Звонил Иван Иванович. Сейчас он находится в Департаменте образования, где занимается вопросами закупки нового оборудования для химического кабинета школы. Оборудование новое, очень дорогое, при этом ничуть не лучше отечественного. Он очень раздосадован этим фактом и просит передать, что если он к 17 часам не успеет вернуться в школу на педсовет, то надо обязательно передать завучу, что тот должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительные 2 часа по психологии.

Если предыдущее занятие было успешным и группа вышла на высокий уровень откровенности, то вместо «Испорченного телефона» можно использовать упражнение «Подарки».

Упражнение «Подарки»

Цели: 1. Повысить групповую поддержку.

2. Дать возможность участникам группы увидеть себя глазами других.

Все члены группы на маленьких листочках делают всем остальным анонимные подарки — дарят психологические качества.

Например: «Люда, я дарю тебе спокойствие» или «Вера, прими в подарок смелость в общении с мужчинами». После получения и изучения «подарков» члены группы обмениваются впечатлениями.

Дискуссия на тему занятия.

Ведущий вводит определения видов слушания: пассивного,

активного, эмпатического.

Пассивное слушание необходимо в ситуациях общения с человеком, находящимся в состоянии возбуждения и аффекта. Целью пассивного слушания является вывод партнера по общению из состояния аффекта, его эмоциональная разрядка, приведение его в состояние относительного спокойствия, в котором с ним можно было бы общаться на равных.

Активное слушание — вид слушания, который подразумевает постоянное отражение содержания той информации, которую передает вам собеседник. Активное слушание особенно эффективно, когда беседа носит деловой, информационный характер, в ситуациях, когда партнер по общению равен вам или сильнее вас, а также в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно по отношению к вам, давит на вас. Целью активного слушания является адекватная обратная связь, уверенность в том, что передаваемая собеседником информация вами правильно понята. Другой целью активного слушания можно считать косвенное информирование собеседника о том, что перед ним не ребенок, которому можно указывать, а взрослый человек, и оба партнера должны нести ответственность за каждое свое слово. Эта цель достигается быстрее первой и вызывает замешательство и сбивает с привычной позиции авторитарного собеседника.

Эмпатическое слушание — это отражение чувств собеседника. Уместно в ситуациях, когда партнер хочет поделиться с вами переживаниями, проблемами, когда он не слишком уверен в себе, растерян, когда инициатива разговора исходит от него. Целью эмпатического слушания является создание у партнера по общению ощущения того, что его чувства и переживания захватили вас, приняты вами, интересны вам.

Дискуссия может протекать в свободной форме и целиком опираться только на опыт участников. Если группа с трудом входит в дискуссию, ведущий может использовать приведенные ниже вопросы как стимул для обмена мнениями.

♦ Почему умение слушать важнее умения красиво говорить? В каких ситуациях из жизни училища эффективно пассивное слушание? Эмпатическое? Активное?

♦ В каких ролях может выступать учитель, когда он слушает учеников? Родителей? Других учителей? Какие «Я-слушания» могут быть у учителя при этом?

♦ Какие «Я-слушания» могут помешать слушать эмпатически? Активно? Пассивно?

♦ Каковы особенности «языка тела» в различных видах слушания? Какова роль невербальных компонентов слушания?

♦ Чем отличается эмпатическое слушание от интерпретации мотивов и чувств другого? Приведите примеры.

♦ Все ли чувства ученика можно «отразить» ему? Есть ли такие чувства, выражение вслух которых может обидеть?

♦ Каковы признаки эффективного слушания?

♦ В каких случаях можно считать, что при эмпатическом слушании эмоция ученика отражена правильно?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст