Сущность и особенности политической социализации молодежи в совр

На правах рукописи

Бучкова Алла Ивановна

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Специальность: 22.00.04 – Социальная структура,

социальные институты и процессы

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Москва – 2013

Работа выполнена на кафедре истории и теории социологии социологического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор

Добренькова Екатерина Владимировна

Официальные оппоненты:

Мамедов Агамали Кулам-оглы

доктор социологических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»,

заведующий кафедрой социологии коммуникативных систем

Ефимочкина Наталья Борисовна

кандидат социологических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина», доцент кафедры производственного менеджмента

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Защита состоится «19» апреля 2013 года в 16.00 на заседании диссертационного совета Д 501.001.01 по социологическим наукам при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119234, Москва, МГУ, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 33, 3-й учебный корпус, социологический факультет МГУ, аудитория № 226.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27 (сектор «А», 8 этаж, к. 812).

Автореферат разослан «__» __________2013 года.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. На современном этапе в России проблема политической социализации молодежи является одной из самых актуальных. Большое количество исследований посвящено рассмотрению данной проблемы с политологической точки зрения. При этом недостаточно изучены социологические аспекты процесса политической социализации современной российской молодежи.

Роль политической социализации велика также потому, что на современном этапе во всем мире, в том числе и в России, возрастает значение политической активности. При этом именно молодежь играет первостепенную роль в общественно-политических преобразованиях, в том числе и осуществляемых такими радикальными способами, как протестные акции или революционные перевороты. Эффективность процесса политической социализации во многом будет определять деятельность молодых людей как самостоятельных субъектов политики, способных преобразовывать политическую действительность и противостоять манипулированию.

К тому же на современном этапе интеграция Российской Федерации в мировое сообщество как сильной высокоразвитой страны, равноправного партнера других государств не может пройти эффективно без модернизации российского общества. Сегодня Россия взяла курс на преобразование всех сфер общественной жизни, в том числе и политической сферы. Данные процессы позволят найти эффективные варианты решения назревших политических и социально-экономических проблем постмодернистского общества, а также сделают Россию конкурентоспособной страной на международной арене.

При всей сложности и многоэтапности модернизации несомненно, что ее важнейшей движущей силой является молодежь. Модернизация невозможна без трансформации процесса социализации подрастающих поколений, и в большинстве случаев с этих преобразований и будет начинаться. Здесь в первую очередь следует говорить о трансформации политической социализации молодежи, что обусловлено ростом негативных тенденций в политической сфере. Политическая социализация особенно интенсивно происходит именно в молодости, когда человек становится активным участником политического процесса в России. Это происходит в результате усвоения политических норм и ценностей, формирования политических взглядов, убеждений и установок молодых людей и их непосредственного деятельностного участия в политической сфере общества.

В условиях происходящей в социуме модернизации роль молодежи неизменно возрастает. Однако преобразование процесса политической социализации на современном этапе, также как и его влияние на развитие молодежи изучены недостаточно. Трансляция политических ценностей, взглядов, установок, усвоение моделей поведения происходят под воздействием различных агентов политической социализации, которые в ходе изменений в обществе также будут трансформироваться, а их роль и значение будут преобразовываться. Таким образом, актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена, с одной стороны, социальной значимостью процесса политической социализации молодежи в современной России и большим интересом научного сообщества к данной проблематике, а с другой – ее недостаточной изученностью.

Степень научной разработанности проблемы определяется научными работами, монографиями и статьями по данной тематике, относящимися к разным областям знания. Это связано с тем, что разработка проблем политической социализации и развития молодежи лежит в области междисциплинарного исследования.

Общие закономерности процесса социализации изучались в рамках концепций М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Г. Маркузе, А. Маслоу, Р. Мертона, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, А. Тойнби, А. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона, К. Ясперса.

Наиболее подробно сущность процесса политической социализации разработана в трудах зарубежных деятелей прошлого и современности: Г. Алмонда, С. Вербы, П. Бурдье, В. Вентуорса, Д. Гослина, Р. Дауса, Дж. Хьюза, Р. Инглхарта, А. Коэна, Г. Лассуэлла, С. Липсета, Н. Лумана, Ч. Мерриама, Г. Хаймана, П. Шарана.

Различные аспекты политической социализации изучены также и отечественными учеными: Н.В. Андреенковой, Е.А. Ануфриевым, Д.П. Гаврой, Н.В. Соколовым, Д.В. Гончаровым, А.В. Дмитриевым, Б.А. Ширяевым, А.А. Федосеевым, Н.М. Кейзеровым, А.Ю. Мельвилем, С.Г. Спасибенко, Е.Б. Шестопал.

В начале XX века появляются масштабные теоретические исследования молодежи, а также самостоятельные концепции, рассматривающие данную социальную группу. Комплексный, междисциплинарный подход к изучению проблем молодежи можно найти в работах В.Н. Боряза, Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко, М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги, А.Г. Здравомыслова, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, А.И. Ковалевой, В.А. Лукова, В.Т. Лисовского, В.Г. Немировского, В.В. Павловского, Ф.Р. Филиппова.

Вопросы политической социализации молодежи изучали: Д. Истон, Дж. Денис, Р. Гесс, Дж. Торней, Ф. Гринстайн, Я.И. Гилинский, Н.А. Зоркая, Ю.А. Зубок, И.М. Ильинский, В.В. Касьянов, Л.В. Ревенко, Н.С. Слепцов, В.Ф. Костюкевич, Ю.А. Левада, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Т.Н. Самсонова, В.И. Чупров, В.Н. Шубкин.

Политический аспект социализации молодежи является предметом исследования ряда кандидатских и докторских диссертаций: А.А. Башкарева, Н.И. Бельдиева, Н.А. Головина, Н.В. Карповой, Н.В. Крайновой, С.В. Кузиной, П.В. Мальцева, А.В. Мельникова, Р.Ф. Минкиной, Л.А. Рахимовой, О.П. Сольского, О.В. Сурововой, А.А. Темерьяна, И.А. Щеглова.

Политические взгляды, ориентации и политическая активность молодежи, ее роль в политической сфере государства, особенности включения в ход политических процессов анализируются в работах С.В. Алещенка, П.И. Бабочкина, В.С. Ваторопина, М.К. Горшкова, Е.А. Гришиной, О.Ю. Дембицкой, В.А. Динеса, Т.В. Наумовой, В.Г. Новикова, A.M. Новожилова, В.В. Петухова, Б.А. Ручкина, Н.А. Сериковой, Е.Г. Слуцкого, О.Н. Хлобустова.

Процесс создания и деятельности молодежных организаций, участие молодежи в деятельности политических партий, молодежных движений проанализированы О.М. Карпенко, И.А. Ламановым, В.Ф. Левичевой, Е.В. Лоскутовой, С.А. Сергеевым, В.И. Соколовым, Т.О. Становой, С.В. Тетерским, В.А. Шутилиным, О.Н. Яницким.

Специфика политических процессов в информационном обществе, в том числе особенности участия в них молодежи рассмотрены в работах таких авторов, как А.В. Дмитриев, В.В. Латынов, И.Г. Яковлев, П.В. Забелин, С.Г. Кара-Мурза, А.А. Малькевич, А.А. Мухин, М.М. Назаров, Д.Н. Песков, Д.И. Сочнев, А.В. Федоров, А.В. Чугунов, В.Н. Щербина.

Вместе с тем, практически не выделены в отдельный предмет исследования проблемы социологического анализа политической социализации молодежи, не рассмотрены в рамках одной исследовательской работы изменения характера влияния государства, политических партий, молодежных общественно-политических организаций, а также Интернета в условиях модернизации и инновационного развития современного российского общества. Социальная и теоретическая значимость рассматриваемой проблемы, степень ее разработанности предопределили выбор цели и формирование задач исследования, а также определение его объекта, предмета, логики и структуры изложения его результатов.

Целью исследования является социологический анализ сущности и особенностей процесса политической социализации молодежи в современной России.

Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи исследования:

Определить особенности социологического подхода к исследованию политической социализации и его отличие от подходов смежных наук.

Уточнить определение понятия «политическая социализация» с учетом особенностей современного общества.

Рассмотреть основные критерии и уровни политической социализации в молодом возрасте.

Рассмотреть специфику агентов политической социализации молодежи.

Определить особенности и характер влияния основных агентов, а именно: государства, политических партий, молодежных общественно-политических организаций, Интернета – на политическую социализацию современной российской молодежи.

Рассмотреть молодежь как самостоятельный субъект политической социализации в России на современном этапе.

Проанализировать специфику политической социализации молодежи как социально-демографической группы в современной России.

Объектом диссертационного исследования является молодежь в системе современных общественных отношений.

Предметом диссертационного исследования является процесс политической социализации молодежи в современной России.

Теоретическая база и методологическая основа диссертационного исследования. Теоретической базой диссертационного исследования послужили положения и выводы ведущих отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на изучении проблем социализации в целом, политической социализации, социологии молодежи в частности. Прежде всего, теория структурного функционализма (Т. Парсонс), теория социальных систем (Н. Луман) и социокультурный подход (Н.И. Лапин). Также использованы положения и выводы, содержащиеся в работах современных исследователей, актуальных публикациях по всем аспектам данной работы.

Анализ базировался на совокупности приемов, методов и принципов, применяемых в социологии и смежных с ней науках: прежде всего социологии молодежи, политической социологии, социальной и политической психологии. Методологическую основу диссертации составили общесоциологические принципы научного исследования – историзма и социального детерминизма; использовались комплексный, социологический, а также междисциплинарный подходы, структурно-функциональный анализ. Источниками информации при подготовке работы стали фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой и смежных областях, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных изданиях, посвященные данной проблематике, справочная литература, нормативные документы и другие актуальные источники информации.

Эмпирическая база диссертации. В ходе диссертационного исследования с целью рассмотреть особенности отношения молодежи к современной политической системе России и восприятия ею возможностей преобразования существующих общественно-политических отношений использовались данные социологических опросов, результаты исследований С.В. Кузиной, социологической лаборатории Российской академии предпринимательства, изложенные Н.В. Лясниковым и Ю.В. Лясниковой, а также социологического исследования «Особенности политической социализации современной молодежи России», проведенного диссертантом при поддержке Научно-исследовательской лаборатории социальных проблем современного общества социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в 2011 году.

Научная новизна диссертационного исследования:

выделены основные характеристики современной российской молодежи как субъекта процесса политической социализации;

выделены и рассмотрены наиболее значимые и перспективные агенты процесса политической социализации в современных условиях (государство, политические партии, молодежные общественно-политические организации, сеть Интернет), а также их влияние на политическую социализацию современной молодежи в России;

раскрыты особенности государства как самостоятельного агента политической социализации, стимулирующего деятельность других агентов;

определена роль Интернета как ведущего агента политической социализации и специфической социализирующей среды, ресурсы которой используют другие агенты;

раскрыты особенности политической социализации современной российской молодежи на основе результатов эмпирических исследований.

Основные положения, выносимые на защиту:

Молодежь является наиболее мобильной и инновационной социально-демографической группой в любом обществе. Испытывая на себе влияние политической культуры общества, молодежь одновременно может выступать активным субъектом процесса политической социализации, способным к преобразованию существующих политических норм, ценностей и образцов поведения. Одним из важнейших условий и механизмом, позволяющим молодым людям реализовать свою инновационную функцию, является их «политическое участие» как возможность участвовать в обсуждении и влиять на принятие решений разных уровней власти – местном, региональном, федеральном, и существование организационных форм проявления их политической активности. Между тем данные возможности опосредованы существующим политическим строем, спецификой политической культуры, доминирующими в обществе ценностными ориентациями.

2. Агентами политической социализации являются как институты политической социализации, так и конкретные группы, общности и люди, влияющие на данный процесс. Они выступают в качестве элементов политической среды, оказывающих воздействие на интеграцию личности в политическую сферу общества. Основными агентами, обладающими наибольшим влиянием на процесс политической социализации молодежи в современной России, являются государство, политические партии, молодежные общественно-политические организации и Интернет. При этом государство и Интернет уже являются ведущими агентами политической социализации молодого поколения, а политические партии и молодежные общественно-политические организации содержат в себе достаточный социализирующий потенциал.

3. Государство стимулирует деятельность других агентов политической социализации, но одновременно и само оказывает целенаправленное воздействие на процесс политической социализации молодого поколения, как непосредственно в рамках прямой государственной пропаганды, так и косвенно через различные институты (политические, экономические, социальные) и внеинституциональные образования.

4. Интернет является не только агентом, но и особой социализирующей средой, влияющей на остальных агентов политической социализации, изменяющей механизмы их воздействия на социализанта. Интернет может выступать в качестве доминирующей площадки для политической социализации молодежи в современной России, на которой разворачивают свою деятельность другие агенты. Это превращает его в многофункциональный механизм политической социализации, в специфическую среду осуществления данного процесса. Массовое распространение Интернета привело к преобразованию всех остальных агентов политической социализации.

5. Политическая социализация молодежи в современном российском обществе имеет определенные особенности:

В российском обществе, в котором осуществляется политическая социализация молодежи, социокультурные процессы протекают хаотично, растет социальная напряженность; упало влияние традиционных социальных институтов социализации молодежи, не сформировано доверие к новым социальным институтам; в процессе переходного периода не сложились новые организационные формы, в которых молодые люди имеют возможность проявить свою политическую активность. Эти явления усиливают стихийность, хаотичность, противоречивость процесса политической социализации молодежи, ограничивая ее положительные результаты, способствуя появлению негативных позиций в социально-политических ориентациях, поведенческих моделях молодых людей: остается низкой ценность патриотизма в глазах молодежи, сохраняется достаточно высокий уровень неприязненного отношения к ряду национальностей, проживающих в России, к мигрантам.

Молодежь России интересуется политической жизнью страны, но этот интерес носит преимущественно несистемный характер. Молодежи небезразличны политические процессы, происходящие сегодня в России, при этом политическая сфера занимает одно из последних мест по степени значимости для молодых людей. Молодое поколение России интересуют в первую очередь информационные формы политического участия (дискуссии, просмотр информационно-аналитических и политических программ, обсуждение в социальных сетях, форумах), в то время как деятельностные формы отстаивания своих политических идей (участие в политических акциях, митингах, демонстрациях) менее востребованы в молодежной среде.

Активизация в последнее время «митинговой» активности молодежи показала отсутствие у нее опыта участия в протестных действиях, которые являются законными, легитимными, могут иметь позитивный результат и привести к возможности актуального решения проблем в социальной и политической сфере.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что собранный теоретический и фактологический материал может быть использован:

органами власти и управления разных уровней в их работе с молодежью;

в преподавании политической социологии и социологии молодежи, подготовке специальных курсов для студентов и аспирантов вузов, а также научных докладов и выступлений;

при создании технологий и программ воздействия на молодежь, а также закона и программы молодежной политики.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация обсуждена на кафедре истории и теории социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, при Научно-исследовательской лаборатории социальных проблем современного общества социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора по теме исследования в количестве 9-ти научных работ общим объемом 4,75 п.л. (авторских – 4,5 п.л.), в том числе в 4-х статьях в научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, общим объемом 3,25 п.л.; а также в выступлениях диссертанта на научно-практических конференциях «Ломоносов» (Москва, 2011, 2012 г.), «Сорокинские чтения» (Москва, 2011 г.), «Апрельские чтения» (Москва, 2012 г.) и в обсуждении на Международной заочной научно-практической конференции «Социология, политология, философия и история: тенденции развития в современном мире» (Новосибирск, 2012 г.).

Структура и объем диссертации. Структура диссертационной работы включает в себя введение, две главы по три параграфа, заключение, список литературы, насчитывающий 265 наименований, и 12 приложений. Общий объем работы составляет 189 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования и анализируется степень ее научной разработанности, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, характеризуются теоретико-методологические основы работы и ее эмпирическая база, указываются основные элементы научной новизны диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, раскрываются научная и практическая значимость диссертационного исследования.

В первой главе «Теоретический анализ процесса политической социализации с социологической точки зрения» осуществлен сравнительный анализ различных научных подходов к исследованию политической социализации как вида общей социализации личности, а также подробно рассмотрена сущность политической социализации как специфического социокультурного процесса и ее агенты.

В первом параграфе первой главы «Основные подходы к анализу процесса политической социализации» рассмотрены наиболее значимые с точки зрения диссертанта подходы к изучению социализации в целом, и политической социализации в частности, существующие в разных областях знаний. В результате выделены отличительные особенности социологического подхода к исследованию процесса политической социализации.

В работе анализируются два концептуальных направления: разделение теорий на субъект-объектный и субъект-субъектный подходы, а также на философский, культурно-антропологический, психологический, политологический и социологический подходы к исследованию политической социализации (междисциплинарный подход).

Диссертант обосновывает преимущества субъект-субъектного подхода, в соответствии с которым молодежь рассматривается как субъект социализации, в том числе и политической социализации.

В диссертационном исследовании также выделены особенности, отличающие социологический подход к исследованию политической социализации от остальных рассмотренных подходов. Различие заключается в том, что социологический анализ учитывает конкретно-исторические условия процесса политической социализации, изучает влияние факторов общественной жизни, особенности политического самоопределения различных поколений, проблемы формирования их политической и социальной идентичности, социально-политических качеств, поведенческих установок и стереотипов, а также исследует влияние агентов, включающих в себя социальные институты и внеинституциональные образования, характер норм, ценностей и традиций политической культуры и их влияние на процесс политической социализации, изучает с социологической точки зрения ряд объектов, рассматриваемых в рамках других подходов (например, семью, группы сверстников, государство, политические партии). Таким образом, этот подход представляет собой комплексный подход к анализу политической социализации, который включает в себя исследование обусловленности данного процесса влиянием общества и конкретно-исторических условий.

В результате проведенного анализа отечественных и зарубежных теорий автор делает вывод о том, что в социологии существуют различные интерпретации понятия «политическая социализация». К тому же многие теории политической социализации, выделенные в рамках социологического подхода, анализируются представителями других подходов, то есть при всем различии рассмотренных подходов, они имеют общие точки соприкосновения.

В заключение сделан вывод о том, что в диссертационном исследовании будет использован социологический подход к анализу политической социализации, так как он наиболее полно и глубоко раскрывает данный процесс, и позволяет дать его всесторонний системный анализ с учетом как социальных, так и индивидуальных условий существования человека.

Второй параграф первой главы «Сущность и содержание процесса политической социализации» посвящен сущностному анализу процесса политической социализации в целом.

По мнению диссертанта, подходы к пониманию сущности процесса политической социализации могут быть разделены в соответствии с четырьмя составляющими социализации (см. таблица). В различных определениях могут содержаться черты нескольких подходов. Однако при этом одна из сущностных составляющих социализации будет явно преобладать.

Таблица

Подходы к пониманию сущности процесса политической социализации

Основные категории

Составляющие социализации

Представители подхода

Созревание и развитие

Стихийная

Ф.Г. Гиддингс, Д. Истон,

Дж. Деннис, Н. Смелзер

Политическая культураОтносительно направляемая Ю. Хабермас, Н. Луман,

П. Шаран, К.В. Рубчевский

Обучение

Относительно социально контролируемая

Р. Сире, Ф. Гринстайн, Р. Лейн,

Т. Парсонс

Сознательное самоизменение

Е.А. Ануфриев, Т.Р. Хакимова, А.Б. Валеева

Выделение подходов к пониманию сущности процесса политической социализации на основе четырех составляющих социализации позволило разработать комплексный подход к определению политической социализации, основанный на интеграции всех рассмотренных категорий.

В диссертационном исследовании представлено следующее определение: политическая социализация – это разносторонний процесс активного усвоения личностью политических знаний, норм, традиций, ценностей, ориентаций и установок, закрепленных в политической культуре, нацеленный на развитие личности как самостоятельного субъекта политики, формирование ее гражданственности, в результате которого происходит поэтапное включение индивида в политическую систему общества. В представленном определении диссертант постарался интегрировать выделенные подходы к пониманию политической социализации, рассмотрев данный процесс с социологической точки зрения.

Для глубокого понимания сущности и содержания политической социализации в диссертации рассмотрены цель, механизмы, результаты, но особенно подробно – критерии и уровни данного процесса.

Основными критериями успешности процесса политической социализации молодого человека на современном этапе, с точки зрения диссертанта, являются: отношение к политическим процессам, происходящим в обществе, и уровень политической активности. Отношение к политическим процессам общества характеризуется: значимостью политической сферы жизни для человека, его отношением к политике в целом, к политическим лидерам страны, отношением к выборам, к политическим партиям и молодежным организациям общественно-политической направленности. В рамках политической активности можно выделить уровень осведомленности и понимания специфики политического процесса, а также уровень политического участия. Уровень осведомленности и понимания специфики политического процесса прямо пропорционален уровню политических знаний человека, а также достоверности этих знаний, что определяется источниками информирования об особенностях политической жизни и политических новостях. Для характеристики уровня политического участия в работе использован анализ форм политического участия. В зависимости от характера проявления политической активности выделяются информационные формы политического участия, в рамках которых происходит получение информации о политических процессах общества и анализ его текущей политической жизни, и деятельностные формы отстаивания своих политических идей, которые предполагают не только анализ актуальных проблем в обществе, но и непосредственное участие в их решении. Политическое участие в зависимости от мотивов проявления политической активности может быть внешним и внутренним. В первом случае молодой человек интегрирован в политические процессы, но при этом ориентирован на групповое мнение, на пример ближайшего окружения, стремится получить личную выгоду. Во втором случае его политическое участие основано на внутренней мотивации, на желании и стремлении стать полноправным участником политического процесса, изменить окружающую политическую систему общества к лучшему.

В работе также рассмотрены два основных уровня политической социализации: общественный макроуровень (уровень воздействия на социализанта общества в целом, а также больших групп, членом которых он является) и индивидуальный микроуровень (уровень влияния малых групп и действия внутриличностных механизмов). Выделенные уровни, безусловно, оказывают воздействие на процесс политической социализации молодого поколения. Однако, не отрицая значимость индивидуального уровня, диссертант обратился к анализу общественного уровня политической социализации, который существенно влияет на формирование политической культуры в молодом возрасте.

В третьем параграфе первой главы «Агенты политической социализации» выделено понятие «агенты» и рассмотрена их классификация.

В диссертационной работе отмечено, что агентами политической социализации могут быть отдельные субъекты, внеинституциональные образования – группы и общности, а также социальные институты, посредством воздействия которых происходит трансляция политических норм, ценностей, установок и образцов политического поведения.

В любом обществе существуют специализированные институты, отвечающие за вовлечение новых членов в ту или иную группу и обучение их доминирующим требованиям и нормам. Институты социализации – элементы социальной структуры, которые призваны передавать индивиду образцы поведения, нормы и ценности культуры. Наряду с социальными институтами можно выделить внеинституциональные образования и отдельных акторов политической социализации, действующих в рамках различных институтов, сообществ, групп или выступающих в качестве самостоятельных субъектов. Диссертантом сделан вывод, что каждый агент является составной частью целостной политической среды, содействуя включению личности в политические процессы в качестве полноправного участника.

При этом каждый возрастной этап политической социализации представлен своей иерархией агентов: одни выходят на первый план и начинают доминировать, другие становятся второстепенными. Основные агенты политической социализации молодого человека могут быть разделены в соответствии с уровнями политической социализации: индивидуальным и общественным. На индивидуальном уровне политической социализации функционируют в первую очередь такие агенты, как семья и родители, институты и отдельные субъекты системы образования, неформальные группы и молодежная субкультура, самовоспитание и самообразование; а на общественном – влияние государства, средств массовой коммуникации, Интернета, политических партий и молодежных общественно-политических организаций, армии, религиозных институтов и лидеров, искусства, культуры и литературы. Специфика периода молодости заключается в том, что на данном этапе функционируют все вышеуказанные агенты двух выделенных уровней, однако их роль и значение в процессе политической социализации будут неодинаковыми. Основные агенты функционируют преимущественно на общественном уровне политической социализации.

Во второй главе «Специфика политической социализации молодежи в современной России» на основе эмпирических данных рассмотрены особенности политической социализации современной российской молодежи в целом.

В первом параграфе второй главы «Молодежь как субъект политической социализации» на основе субъект-субъектного подхода к анализу политической социализации обосновывается, что молодой человек способен быть активным субъектом данного процесса.

В диссертационной работе отмечено, что молодежь – это социально-демографическая группа, характеризующаяся гибкостью, мобильностью и инновационностью. Важным условием и одновременно механизмом, который позволяет современной российской молодежи проявлять свою инновационную функцию, является предоставление ей возможности участвовать в обсуждении и принятии политических решений, то есть политическое участие молодых людей. Вместе с тем, участие молодежи в протестных акциях продемонстрировало отсутствие у значительной части молодых людей опыта осуществления политической деятельности с использованием легитимных действий, которые могут привести к решению актуальных проблем в социальной и политической сфере.

Тем не менее молодежь в современной России может быть активным субъектом процесса политической социализации, который не только испытывает на себе влияние политических норм, ценностей, но и способен к самостоятельному преобразованию политической культуры общества. В современном мире недостаточно действовать лишь при помощи традиционных схем и алгоритмов поведения, необходимо оперативно реагировать на требования окружающей действительности, создавать новые способы решения возникающих трудностей. Современные молодые люди имеют возможность критично воспринимать политические знания и представления, творчески подходить к усвоению политических норм и ценностей, создавать новые политические идеи и образцы поведения, непосредственно участвовать в обсуждении и принятии политических решений. Одним из ярких примеров проявления субъектности современной молодежи является ее активность в Интернет-среде, в социальных сетях, форумах, а также ее активное участие в «революциях Твиттера».

Кроме того, в диссертационном исследовании отмечено, что в рамках категории «молодежь» происходит ее разделение на ряд возрастных этапов. Различия в возрасте играют значительную роль в процессе политической социализации молодого поколения. Юношество и молодость (от 16 до 30 лет) – периоды наиболее активного участия личности в политической жизни государства. В диссертационном исследовании представлен анализ особенностей политической социализации молодежи на этапах юношества и «собственно молодежи», так как, по мнению диссертанта, именно в данные периоды политическая социализация осуществляется особенно интенсивно, переходя на уровень осознанного восприятия и критического анализа воздействующего потока политической культуры. В результате большинство молодых людей становятся полноправными субъектами политической социализации.

Во втором параграфе второй главы «Характер влияния основных агентов на политическую социализацию молодежи в современной России» рассматриваются особенности влияния таких агентов, как государство, политические партии, молодежные общественно-политические организации и Интернет на процесс политической социализации молодого поколения современной России.

Государство в качестве основного агента воздействует на ход политической социализации молодого поколения прямо или косвенно. Целенаправленное влияние осуществляется в рамках прямой государственной пропаганды, а также через другие институты, которые государство включает в себя. В частности, государство активно использует ресурсы средств массовой информации, Интернета, политических партий и общественных движений с целью воздействия на формирование политической культуры молодых людей.

Государство является самостоятельным агентом политической социализации, но одновременно определяет характер воздействия других агентов. Так, государство участвует в создании политических партий, которые отражают нормы и стандарты правящего режима.

Будучи специализированными политическими структурами, политические партии играют важную роль в политической социализации, осуществляют политическое просвещение и воспитание граждан, предоставляют им возможность участвовать в политической жизни страны.

В диссертационной работе сделан вывод о том, что государство и политические партии принимают участие в процессе политической социализации молодого поколения, транслируя политические нормы и ценности, образцы и стандарты политического поведения. При этом в современной России государство является одним из ведущих агентов политической социализации молодежи, в то время как политические партии пользуются низкой степенью доверия среди значительной части молодого поколения и не являются значимым агентом политической социализации с точки зрения информирования. Их роль в социализационных процессах может возрасти в том случае, если политические партии направят свою деятельность на осуществление реальных позитивных изменений в общественной жизни, и в результате в общественном мнении сформируется представление о положительной роли политических партий.

На современном этапе в результате процессов глобализации, повышения уровня миграции и социальной мобильности увеличивается число социализирующих агентов, появляются новые агенты политической социализации. Так, сегодня на процесс политической социализации молодежи все большее влияние начинают оказывать молодежные общественно-политические организации. Они представляют собой ориентированные на молодежную аудиторию общественные объединения, но с политическими целями и задачами.

В диссертационной работе представлена история создания современных молодежных общественно-политических движений в Российской Федерации. Диссертант указывает на тот факт, что в настоящее время создание молодежных движений все чаще инициируется государством, политическими партиями, зарубежными институтами. Молодежь с их помощью или самостоятельно организуется в группы, в которых она находит поле для проявления своей активности, участвуя в дискуссиях, митингах и других акциях. Это предоставляет возможность государству, гражданскому обществу и даже отдельным группам осуществлять силами молодежи протестные акции, революционные перевороты и т.д.

В работе предложено разделение молодежных организаций, существующих сегодня в Российской Федерации, по видам в соответствии с направленностью их деятельности (политические, общественные неполитические, правозащитные, экологические, студенческие, религиозные). При этом отмечено, что данная классификация является неполной, поскольку наибольший интерес молодого россиянина сегодня вызывают многочисленные неформальные движения, часто выходящие за рамки одной страны. Одновременно с этим на основе данных социологических исследований автор диссертации доказывает, что у значительной части российской молодежи отсутствует интерес к политически ориентированным молодежным организациям. Молодежные общественно-политические объединения не являются значимыми агентами и с точки зрения информирования молодежи. В то же время наличие молодых людей, которые проявляют интерес к деятельности молодежных общественно-политических движений, говорит о высоком социализирующем потенциале данных объединений в современной России.

В условиях модернизации современного общества молодежные движения могут стать надежной основой процесса политической социализации. Для того чтобы молодые люди становились активистами молодежных организаций следует создавать необходимые условия. Речь идет о том, чтобы деятельность таких движений была сконцентрирована на интересах молодых людей и на решении непосредственно связанных с ними проблем, а также о реализации потребности молодых людей в самореализации и их желания изменить жизнь к лучшему, об интеграции элементов молодежной субкультуры и использовании ресурсов Интернета. Молодежные общественно-политические организации должны создавать возможность для проявления молодым поколением политической активности и своего инновационного потенциала. Знание и использование данных механизмов функционирования молодежных общественно-политических объединений позволит повысить их роль и значение в процессе политической социализации современной российской молодежи.

Диссертант отмечает, что в ближайшем будущем возможно появление нового значимого агента политической социализации. Им станут общественные организации, объединяющие людей по интересам, проблемам, потребностям. Это экологические, студенческие, правозащитные организации, а также неформальные движения, которые начнут ставить политические цели и стремиться к власти. Эти процессы уже происходят, начиная с 2000-х годов.

В диссертационной работе отмечено, что Интернет на современном этапе стал одним из ведущих агентов политической социализации молодого поколения, в связи с чем рассмотрение основных агентов было бы не полным без его всестороннего анализа. Интернет-пространство выступает в качестве специфической социализирующей среды, изменившей всех остальных агентов политической социализации, и в первую очередь механизмы их воздействия на молодых людей. В современной России Интернет стал доминирующей площадкой политической социализации, которая используется другими агентами.

В диссертации выделены основные функции, которые выполняет Интернет, если говорить о его влиянии на процесс политической социализации: 1) информационная; 2) социализирующая; 3) нормативная; 4) коммуникативная; 5) мобилизационная; 6) деятельностно-побудительная. В результате автор приходит к выводу о том, что в современной России Интернет становится самостоятельным многофункциональным механизмом политической социализации молодого поколения.

Глобальная сеть используется сегодня как инструмент влияния, и молодежь наиболее подвержена подобному воздействию. Все большее значение приобретают социальные сети – интерактивные многопользовательские сайты в Интернете, позволяющие своим участникам общаться в режиме on-line, обмениваться фото-, аудио-, видео- и другими видами информации. В диссертационной работе выделены многофункциональные и специализированные социальные сети. При этом воздействие многофункциональных социальных сетей оказывается более существенным и масштабным. Возможно, в дальнейшем специализированные социальные сети также будут активно использоваться в политической сфере. В рамках диссертационного исследования отмечено, что социальные сети стали новыми формами воздействия на людей. В процессе их создания мало кто мог предположить, что они будут использоваться в политических целях. Сегодня различные политические силы все чаще обращаются к социальным сетям, актуализируя деятельностно-побудительную функцию Интернета. В диссертационной работе на примере «революций Твиттера» продемонстрировано, что Интернет активно используется на современном этапе как оружие политической борьбы.

По мнению диссертанта, осуществление политической социализации только через сеть Интернет не представляется возможным. Молодежи для понимания хода и особенностей политического процесса необходимо непосредственное политическое участие: в выборном процессе (агитация и голосование), выражении своей позиции (акции, митинги, организации и движения). Однако Интернет способен быть не только агентом, влияющим на политическую социализацию молодежи, но и полем выражения ее политической активности. Если в реальности площадок для демонстрации своего мнения и позиции недостаточно, то у молодежи не остается другого выхода, и она будет выражать свои взгляды там, где всегда есть такая возможность – в Интернете.

Таким образом, во втором параграфе государство, политические партии, молодежные общественно-политические организации и Интернет рассмотрены в качестве основных агентов, обладающих наибольшим влиянием на процесс политической социализации молодежи в России на современном этапе. При этом политические партии и молодежные общественно-политические движения могут в ближайшем будущем перейти из категории перспективных в категорию ведущих агентов, в том числе при использовании современных Интернет-технологий.

Третий параграф второй главы «Анализ особенностей процесса политической социализации современной российской молодежи» посвящен анализу основных критериев успешности политической социализации российской молодежи на современном этапе и других специфических особенностей данного процесса на основе результатов различных социологических исследований.

В диссертации представлен анализ современного российского общества и особенностей протекания политической социализации молодежи в нем. Диссертант обращает внимание на то, что молодые люди не проявляют полного безразличия к политическим процессам, происходящим сегодня в стране, однако политическая сфера входит в число последних по степени своей значимости для молодежи (выделили 3% респондентов). Результаты социологического опроса «Особенности политической социализации современной молодежи России» (размер выборки – 408 человек) показывают: большинство молодых людей интересуются политической жизнью современной России (см. диаграмма), однако этот интерес является преимущественно несистемным, избирательным и не всегда осознанным.

Диаграмма

Результаты социологического исследования «Особенности политической социализации современной молодежи России». Вопрос 7

Также в рамках диссертационного исследования было установлено, что:

Доминирующими агентами политической социализации с точки зрения информирования являются средства массовой коммуникации, прежде всего Интернет (выделили более 74% опрошенных). На современном этапе политические партии (отметили 4% респондентов) и молодежные общественно-политические организации (указали 2% опрошенных) не являются достаточно активными в качестве агентов политической социализации, в основном проявляя себя через Интернет и другие средства массовой коммуникации.

Среди молодого поколения России востребованными оказываются в первую очередь информационные формы политического участия: обсуждение (выбор 48% респондентов), анализ политической информации (35%), обсуждение в социальных сетях, форумах (24%), а также реализация активного избирательного права (36%). Деятельностные формы отстаивания своих политических взглядов и убеждений (политические акции, митинги, демонстрации) вызывают наименьший интерес в молодежной среде. Их выделили всего 6% опрошенных молодых людей.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что значительной части современной молодежи интересны политические процессы, происходящие в России, но при этом молодое поколение ориентировано на повышение своей осведомленности и понимания специфики политического процесса и внешние, преимущественно информационные, формы политического участия. Поэтому политическим акциям и агитации они предпочитают обсуждения и просмотр информационно-аналитических передач. При этом сделан обобщающий вывод о том, что понимание и учет механизмов влияния государства, политических партий, молодежных общественно-политических организаций и Интернета позволит сформировать новое поколение политически грамотных, критичных и независимых молодых людей.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, делаются обобщающие выводы, предлагаются к реализации конкретные меры, способные оптимизировать процесс политической социализации молодежи современной России.

Отмечено, что за рамками данной диссертационной работы осталось много важных аспектов политической социализации, которые могут и должны стать предметами других обзорно-аналитических и эмпирических исследований. К важнейшим аспектам относится глубокий анализ механизмов и структуры политической социализации. Также актуальны исследования иерархии агентов политической социализации в условиях изменяющегося российского общества.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации:

Бучкова А.И. Политическая социализация молодежи в условиях модернизации политической системы России (факторы и агенты) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2012. № 2. С. 182–199.

Бучкова А.И. Политическая социализация молодежи современной России в контексте деятельности молодежных общественно-политических организаций // Политика и общество. 2012. № 7. С. 23–31.

Бучкова А.И. Процесс политической социализации молодежи в современной России (результаты социологических исследований) // Социология. 2012. № 1. С. 81–90.

Бучкова А.И. Специфика влияния Интернета на политическую социализацию молодежи в современной России // Национальная безопасность/Nota bene. 2012. № 4. С. 132–141.

В других научных изданиях:

Бучкова А. Особенности процесса политической социализации молодежи в современной России (результаты исследования) // Глобальная социальная турбулентность и Россия: Международная научная конференция «Сорокинские чтения – 2011»: Сборник тезисов / Под. ред. В.И. Добренькова. М.: Университетская книга, 2011. С. 97–98.

Бучкова А.И. Влияние Интернета на формирование политической культуры подрастающего поколения России // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс]. М.: МАКС Пресс, 2012. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). 46,5 КБ.

Бучкова А.И. Молодежные общественно-политические организации как агенты политической социализации современной молодежи в России // «Социология, политология, философия и история: тенденции развития в современном мире»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (17 сентября 2012 г.) Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. С. 32–36.

Бучкова А.И. Роль государства в процессе политической социализации российской молодежи // Научный поиск: альманах студентов и аспирантов. 2012. № 1 (13). С. 109–118.

Buchkova A. / Dobrenkova E., Buchkova A. The formation of political culture among young people in modern Russia // Социология российского общества: 40-й Всемирный Конгресс Международного института социологии «После гегемонии Запада: социология и общество» (After western hegemony: social science and its publics): Сборник тезисов / Под ред. В.И. Добренькова. М.: МАКС Пресс, 2012. С. 36–40. (0,2 п.л. автор.)

Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М., 1994; Он же. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602–643; Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. М., 1999; Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 391–566; Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ. М., 1994; Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М., 1999; Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. № 3. С. 104–114; № 4. С. 91–96; Парсонс Т. О структуре социального действия / Пер. с англ. М., 2002; Он же. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 462–478; Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 372–392; Тойнби А.Дж. Постижение истории / Пер. с англ. М., 1991; Тоффлер А. Футурошок / Пер. с англ. СПб., 1997; Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Пер. с нем. М., 1995; Он же. Философский дискурс о модерне / Пер. с нем. М., 2003; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М., 2006; Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М., 1991.

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992. № 4. С. 122–134; Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. М., 1993; Инглхарт Р. Постмодерн: Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. 1997. № 4. С. 6–32; Коэн А.К. Отклоняющееся поведение и контроль над ним // Американская социология: перспективы, проблемы, методы / Сокращ. пер. с англ. В.В. Воронина, E.B. Зиньковского. М., 1972. С. 282–296; Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Пер. с нем. И.Д. Газиева; Под общ. ред. Н.А. Головина. СПб., 2007; Шаран П. Сравнительная политология: В 2 ч. / Пер. с англ. М., 1992; Dowse R.E., Hughes J.A. Political sociology. L., 1972; Handbook of socialization theory and research / Ed. by D.A. Goslin. Chicago, 1969; Hyman H. Political socialization: a study in the psychology of political behavior. Glencoe, 1959; Lasswell H. Political socialization as a policy science // Handbook of political socialization: theory and research / Ed. by S. Renshon. N.Y., 1977. P. 445–467; Lipset S.M. Political man: the social bases of politics. N.Y., 1960; Merriam Ch.E. Godnell. non-voting: causes and methods of control. Chicago, 1924; Wentworth W.M. Context and understanding. An inquiry into socialization theory. N.Y., 1980.

Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970. С. 38–52; Ануфриев Е.А. Политическая социализация // Проблемы развития личности в современном российском обществе: Сб. научн. трудов / Под ред. В.В. Журавлева. М., 1996. С. 71–82; Гавра Д.П., Соколов Н.В. Исследование политических ориентаций // Социологические исследования. 1999. № 1. С. 66–77; Гончаров Д.В. Теория политического участия. М., 1997; Дмитриев А.В. Политическая социология США: Очерки. Л., 1971; Дмитриев А.В., Ширяев Б.А., Федосеев А.А. Проблема социализации в американской политической науке // Человек и общество. Проблема социализации индивида. Вып. 9. Л., 1971; Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура: методологические проблемы. М., 1983; Мельвиль А.Ю. Политические ценности и ориентации и политические институты // Россия политическая. М., 1998. С. 136–179; Спасибенко С.Г. Социализация человека // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5. С. 101–122; Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000.

Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л., 1973; Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 26–36; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010; Здравомыслов А.Г. Молодежь России: что она ценит и умеет? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998. № 4. С. 10–12; Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. Доклад на VII Всемирном социологическом конгрессе. Варна, 1970. М., 1970; Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М., 1988; Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109–115; Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 1999; Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 98–104; Немировский В.Г. Социология личности. Теория и опыт исследования. Красноярск, 1989; Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М., 2001; Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению: социальная подвижность. М., 1989.

Гринстайн Ф.И. Личность и политика // Социально-политические науки. 1991. № 10. С. 67–74; Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество: проблемы социализации индивида. Л., 1971; Зоркая Н.А. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальные достижения // Мониторинг общественного мнения. 2001. № 2. С. 23–30; Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 183–199; Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика // Философия. История. Теория. М., 2001; Касьянов В.В., Слепцов Н.С., Ревенко Л.В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции. Краснодар, 1994; Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. Мурманск, 1998; Левада Ю.А. Заметки о «проблеме поколений» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. № 2 (58). С. 9–11; Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991; Петровский А.В. Потребность «быть личностью» // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000; Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 3. С. 98–105; Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001; Шубкин В.Н. Начало пути: проблемы молодежи в зеркале социологии и литературы. М., 1979; Easton D., Dennis J. Children in political system: origins of political legitimacy. N.Y., 1969; Hess R.D., Torney J.V. The development of political attitudes in children. Chicago, 1967; Greenstein F. Children and politics. New Haven, 1965.

Башкарев А.А. Роль сети интернет в процессе политической социализации молодежи в России: Автореф. дисс. … канд. полит. наук. СПб., 2009; Бельдиев Н.И. Политическая социализация современной российской молодежи: Дисс. … канд. философ. наук. Великий Новгород, 2000; Головин Н.А. Политическая социализация: теоретико-методологические основы исследования: Дисс. … д-ра социол. наук. СПб., 2004; Карпова Н.В. Политическая социализация молодежи современной России: Дисс. … канд. социол. наук. М., 2003; Крайнова Н.В. Политическая социализация молодежи в условиях модернизации политической системы России и реформирования ее институтов (конец XX – начало XXI века): Дисс. … канд. полит. наук. Ярославль, 2006; Кузина С.В. Влияние средств массовой информации на политическую социализацию учащейся молодежи: Дисс. … канд. полит. наук. М., 2008; Мальцев П.В. Российская молодежь в современном политическом процессе: проблемы политической социализации и участия: Дисс. … канд. полит. наук. Орел, 2003; Мельников А.В. Политическая социализация молодежи в современной России: состояние и перспективы: Дисс. … канд. полит. наук. Орел, 2004; Минкина Р.Ф. Политическая социализация молодежи в условиях трансформации российского общества: на материалах Республики Татарстан: Дисс. … канд. социол. наук. Казань, 2000; Рахимова Л.А. Политическая социализация молодежи: механизмы и модели: Дисс. … канд. полит. наук. Уфа, 2006; Сольский О.П. Особенности политической социализации молодежи в условиях местного сообщества: Дисс. … канд. социол. наук. М., 2004; Суровова О.В. Политическая социализация российской молодежи в условиях трансформации общества: Дисс. … д-ра полит. наук. Саратов, 2006; Темерьян А.А. Политическая социализация в трансформирующемся российском обществе: Дис. … канд. полит. наук. Ставрополь, 2005; Щеглов И.А. Политическая социализация: социально-политические основы исследования: Автореф. дисс. … д-ра полит. наук. М., 2009.

Алещенок С.В. Участие молодежи в процессе принятия политических решений // Молодежь-97: надежды и разочарования. М., 1997. С. 91–97; Бабочкин П.И. Формирование гражданственности у российской молодежи // Стратегия социального развития России и молодежь. Сборник материалов Российской науч.-практ. конференции. Тула, 2001. С. 25–29; Ваторопин В.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 39–43; Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М., 2000; Гришина Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. М., 1999; Дембицкая О.Ю. Электоральная активность молодежи // Социологические исследования. 1996. № 12. С. 116–118; Динес В.А. Социально-психологический портрет поколений // Власть. 2005. № 11. С. 3–8; Наумова Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 1. С. 65–75; Новиков В.Г. Проблемы формирования молодежных общественных объединений в РФ. М., 2001; Новожилов A.M. Политическая социализация молодежи и концептуальные основы молодежной политики. М., 1998; Петухов В.В. Политическая активность и гражданское участие в современной России. М., 2005; Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодежь: десять главных проблем. М., 1999; Слуцкий Е.Г. Молодежная политика. История. Проблемы. Перспективы. СПб., 1999; Хлобустов О. Молодежь и дети в современной России // Власть. 2003. № 6. С. 21–26.

Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодежь в современном политическом процессе в России. М., 2006; Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон: размышления о неформальном движении. М., 1989; Лоскутова Е.В. Юная политика. История молодежных политических организаций современной России. М., 2008; Сергеев С.А. Контркультурная политическая оппозиция в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 3. С. 245–259; Соколов В.И. История молодежного движения России (СССР) со второй половины XIX до XXI века. Рязань, 2002; Становая Т.О. Молодежные организации в современной России. Библиотека Гумер. 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/ Article/stan_mol.php; Тетерский С.В. Международный опыт государственно-общественной поддержки социальных инициатив детей и молодежи. М., 2003; Шутилин В.А., Ламанов И.А. Технология привлечения молодежи к участию в массовых политических акциях. М., 2005; Яницкий О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. М., 1991.

Дмитриев А.В., Латынов В.В., Яковлев И.Г. Политика, политология, Интернет. М., 2002; Забелин П.В. Информационная безопасность Российского государства: социально-политические и социокультурные проблемы. М., 2001; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2007; Малькевич А.А. Инкультурация и политическая социализация молодежи в информационном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 4 (10): в 3-х ч. Ч. III. C. 93–97; Мухин А.А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. М., 2000; Назаров М.М. Медиа и власть в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 1. С. 20–32; № 2. С. 16–29; Песков Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Политические исследования. 2002. № 1. С. 31–45; Сочнев Д.И. Информационное и правовое воздействие на правосознание молодежи // Российская юстиция. 2003. № 5. С. 62–64; Федоров А.В. Молодежь и медиа: проблемы и перспективы // Вестн. Российск. гуманитарн. науч. фонда. М., 2001. № 1. С. 127–130; Чугунов А.В. Перспективы развития в России «информационного общества» (социальный портрет российской интернет-аудитории по данным социологических опросов) // Политические исследования. 2002. № 5. С. 146–157; Чугунов А.В. Социология Интернета: социально-политические ориентации российской интернет-аудитории. СПб., 2002; Щербина В.Н. Сетевые сообщества в ракурсе социологического анализа. Опит рефлекси становлення «киберкоммуникативного континуума». Запорожье. 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://www.soc.univ.kiev.ua/LIB/PUB/S/scherbyna.pdf.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000; Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Пер. с нем. И.Д. Газиева; Под общ. ред. Н.А. Головина. СПб., 2007; Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991; Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 462–478; Он же. Система современных обществ / Пер. с англ. М., 1997; Спасибенко С.Г. Социализация человека // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5. С. 101–122; Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ.; Общ. ред. и посл. В.И. Добренькова. М., 1990; Шестопал Е.Б. Личность и политика. Критический очерк современных западных концепций политической социализации личности. М., 1988; Она же. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000; Mead G.H. Mind, self and society. Chicago, 1934.

Головин Н.А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. СПб., 2004; Лясников Н.В., Лясникова Ю.В. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи // Библиотека Гумер. М., 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ljasnikov/_DuhKult_Index.php; Селезнева М.К. Cоциально-философский анализ процесса социализации молодежи как фактора развития общества // Теоретический журнал CREDO NEW. 2008. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://credonew.ru/content/view/705/33/; Тихонов А.В., Устинкин С.В. Современные молодежные организации как агенты политической социализации // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/polit53.html; Черных Н.В. Тенденции и перспективы объединения молодежи и развития молодежных организаций // Доклады областной научно-практической конференции студентов и молодых ученых Юга России «Молодежь. Инновации. Будущее» (25–26 сентября). Ростов н/Д, 2007. С. 219–225.

Кузина С.В. Влияние средств массовой информации на политическую социализацию учащейся молодежи: Дисс. … канд. полит. наук. М., 2008; Лясников Н.В., Лясникова Ю.В. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи // Библиотека Гумер. М., 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ljasnikov/_DuhKult_Index.php.

Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики) / М.К. Горшков. М., 2011. С. 418–419.

Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000. С. 177.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат социологических наук

Соломатина Е.Н.





Внимание, только СЕГОДНЯ!