Существующие рекомендации и практику оэср и сравнивая их с д ейс

Роль накопительных пенсий

в системах пенсионного обеспечения:

Проблемы пенсионной системы Российской Федерации

ПРОЕКТ, ИЮНЬ 2012 ГОДА

© ОЭСР, 2012 г.

Вы имеете право скопировать, загрузить или распечатать содержание настоящего документа для личного использования; вы также можете использовать выдержки из публикаций, выборки из баз данных и мультимедийных продуктов ОЭСР в ваших собственных документах, презентациях, блогах, разместить их на веб-сайтах или в обучающих материалах, при условии указания ОЭСР как источника и владельца авторских прав приведенных выдержек и выборок. Все запросы на открытое или коммерческое использование и право на перевод на другой язык необходимо направлять по адресу HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected]. Запросы на получение разрешения копировать части настоящего документа для открытого или коммерческого использования необходимо направлять непосредственно в Центр по проверке авторских прав (CCC) на адрес HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected] или во Французский центр по использованию права на копирование (CFC) на адрес HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected].

Предисловие

Данный документ представляет собой выдержку из предстоящего исследования, в котором дается оценка роли накопительных пенсий в системе пенсионного обеспечения, а также приведены примеры из международной практики, которые могут быть полезны для развития накопительной пенсионной системы в Российской Федерации.

Описывая существующие рекомендации и практику ОЭСР и сравнивая их с действующей в России пенсионной системой, обзор призван содействовать продолжающимся переговорам между ОЭСР и Российской Федерацией в отношении пенсионной системы последней.

Обзор основан в значительной степени на существующих публикациях ОЭСР, в частности, на последних выпусках «Краткий обзор пенсий, ОЭСР» (2011 г.) и «Пенсии в перспективе, ОЭСР 2012 г.», а также на издании «Обзор ОЭСР по рынку труда и социальной политике», опубликованном в декабре 2011 года.

Финансовый отдел Директората по финансам, бюджетно-налоговой политике и предпринимательству отвечал за составление данного обзора, который публикуется под ответственность Генерального Секретаря ОЭСР. Мнения, содержащиеся здесь, могут не совпадать с мнениями стран-членов ОЭСР.

Благодарим Национальную ассоциацию пенсионных фондов Российской Федерации за финансовую поддержку в подготовке этого обзора.

Содержание

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc328757458» 1.1 ОПЫТ ОЭСР В СОЗДАНИИ КОМБИНИРОВАННЫХ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ PAGEREF _Toc328757458 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc328757459» 1.2. ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВЫХ, ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РИСКОВ НА СТРАХОВУЮ ЧАСТЬ И НАКОПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ЧАСТНЫХ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ PAGEREF _Toc328757459 \h 10

HYPERLINK \l «_Toc328757460» 1.3. ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ КОМБИНИРОВАННЫХ СИСТЕМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ PAGEREF _Toc328757460 \h 12

HYPERLINK \l «_Toc328757461» 1.4. ВЛИЯНИЕ, ОКАЗЫВАЕМОЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СИСТЕМУ НАКОПЛЕНИЯ, ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ PAGEREF _Toc328757461 \h 14

HYPERLINK \l «_Toc328757462» 1.5. РИСКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ МЕХАНИЗМОВ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ДОБРОВОЛЬНЫХ НАКОПЛЕНИЙ PAGEREF _Toc328757462 \h 19

HYPERLINK \l «_Toc328757463» 1.6.РОЛЬ РЕГУЛЯТОРА В СИСТЕМЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ PAGEREF _Toc328757463 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc328757464» 1.7.ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ PAGEREF _Toc328757464 \h 26

1.1 ОПЫТ ОЭСР В СОЗДАНИИ КОМБИНИРОВАННЫХ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ

Пенсионные системы преследуют две основные цели: снижение уровня бедности граждан в преклонном возрасте и замещение дохода или сглаживание потребления. Первую цель, как правило, обеспечивают государственные пенсионные системы, финансируемые на основе метода «выплата пенсий из текущих доходов» (PAYG) за счет целевых взносов или из общих доходов. Кроме того, страны часто полагаются на программы социальной помощи в качестве дополнительных взносов к основной пенсии. С другой стороны, вторая цель пенсионной системы – это поддержание более или менее одинакового для всех уровня жизни после выхода на пенсию, что может быть достигнуто за счет системы PAYG либо накопительной пенсионной системы.

В накопительной пенсионной системе пенсионные взносы инвестируются, а пособия выплачиваются из накопленных сбережений. Накопительные пенсионные системы нередко называют частными. Действительно, государственные пенсионные системы большинства стран ОЭСР финансируются за счет страховой части, в то время как частные системы являются накопительными. Однако накопительные пенсионные системы также могут регулироваться государством, что частично относится к Российской Федерации. Чтобы дать оценку пенсионным системам, необходимо рассмотреть две указанные системы (система PAYG в сравнении с накопительной, государственная система в сравнении с частной) отдельно.

За последние двадцать лет пенсионные системы в странах ОЭСР значительно эволюционировали. Безусловно, нет двух абсолютно одинаковых пенсионных реформ, но в целом в них всех можно отметить следующие характеристики:

Более низкие государственные (финансируемые через страховую часть PAYG) пенсионные пособия, достигнутые благодаря (i) дискреционным изменениям в формулах расчета или (ii) введению автоматических механизмов корректировки в пенсиях PAYG;

Более высокий пенсионный возраст;

Последующее развитие накопительных пенсий, включая введение обязательной накопительной пенсии в некоторых случаях.

В течение последних десятилетий в результате разнообразных реформ структура системы пенсионного обеспечения в большинстве стран ОЭСР стала более диверсифицированной с усилением роли накопительной системы и снижением значимости системы PAYG (в пропорциональном соотношении к общему числу пособий).

На сегодняшний день в 22 из 34 стран ОЭСР пенсионная система PAYG сможет обеспечить начинающих сейчас трудовую деятельность пенсиями, составляющими менее 60% от их последней заработной платы при условии, что они выйдут на пенсию по достижении пенсионного возраста и имея полный трудовой стаж (см. Рисунок 1.1). В 16 странах эта чистая ставка замещения (после выплаты налогов) будет меньше 40%. Более того, последующие реформы могут привести к дальнейшим сокращениям страховой части в тех странах, где эти пенсии наиболее высокие.

Рисунок 1.1 Чистые ставки замещения в страховых пенсионных системах

ГрецияЛюксембургТурцияАвстрияСловенияИспанияИталияПортугалияФинляндияЧешская РеспубликаВенгрияФранцияГерманияНорвегияБельгияКанадаКореяСШАНовая ЗеландияЯпонияШвейцарияВеликобританияШвецияСловакияПольшаНидерландыДанияИрландияЭстонияИзраильИсландияАвстралияЧилиМексика

Источник: ОЭСР (2012 г.)

Хотя, как правило, финансирование государственных пенсионных систем основано на PAYG. Однако в двух странах ОЭСР, Канаде и Швеции, система PAYG имеет ассоциированный накопительный резерв (резервный фонд государственных пенсий или PPRF), из которого на постоянной основе выплачиваются некоторые государственные пособия, обеспечиваемые системой. В Канаде из резерва выплачивается около одной трети всех пособий. Подобные резервные фонды есть во многих других странах ОЭСР. Однако за исключением ранее упомянутых стран, это временные резервы, используемые во время негативного движения наличности в систему PAYG (например, в результате интенсивного демографического старения). Во многих странах активы, накапливаемые в таких резервных фондах, достаточно велики и в совокупности составили около 5 триллионов долларов США в декабре 2010 года (см. Таблицу 1.1.). Во всех странах ОЭСР управление такими резервными фондами осуществляют спонсируемые государством учреждения.

Таблица 1.1. Размер резервных фондов государственных пенсий в некоторых странах ОЭСР, декабрь 2010 года

Страна

Наименование фонда или учреждения

Год основания

Активы

Долл. США, млрд

%, ВВП

Некоторые страны ОЭСР

США

Трастовый фонд социального обеспечения

1940

2 609,0

17,9

Япония (1)

Правительственный пенсионный инвестиционный фонд

2006

1 312,8

25,9

Корея

Национальный пенсионный фонд

1988

280,4

27,6

Канада

Пенсионный план Канады

1997

136,0

8,6

Швеция

Национальные пенсионные фонды (АР1-АР4 и АР6)

2000

124,7

27,2

Испания

Резервный фонд социального обеспечения

1997

85,3

6,1

Франция (1)

Ассоциация режимов дополнительных пенсий и Генеральная ассоциация пенсионных учреждений для руководителей

Нет данных

71,7

2,7

Австралия

Фонд будущего

2006

65,8

5,5

Франция

Пенсионный резервный фонд

1999

49,0

1,9

Ирландия

Национальный пенсионный резервный фонд

2000

32,3

15,9

Бельгия

Пенсионный фонд

2001

23,3

5,0

Норвегия

Пенсионный фонд Правительства Норвегии

2006

23,1

5,6

Португалия

Фонд социального обеспечения и финансовой стабилизации

1989

12,8

5,6

Новая Зеландия (2)

Пенсионный фонд Новой Зеландии

2001

11,2

7,9

Чили

Пенсионный резервный фонд

2006

3,8

1,9

Мексика

Резерв мексиканского института социального обеспечения

Нет данных

3,6

0,3

Польша

Демографический резервный фонд

2002

3,4

0,7

Итого по выбранным странам ОЭСР

4 848,1

19,6

Источник: ОЭСР (2011 г.b)

В 14 из 34 странах ОЭСР пенсии PAYG дополняются обязательными накопительными пенсионными выплатами, к которым должны присоединиться все или большинство рабочих, или «псевдообязательными» выплатами, требующими участие в специальных пенсионных выплатах в результате проведения переговоров о заключении коллективного договора в отдельной отрасли промышленности или на уровне всей страны. В Таблице 1.2. указаны страны ОЭСР с обязательными или псевдообязательными накопительными пенсиями. Предполагается, что к группе стран с новой обязательной системой фиксированных взносов присоединится Чехия, в результате чего общее число стран с обязательными или псевдообязательными накопительными пенсиями достигнет 15.

В Таблице также указано, дополняют ли планы накопительных выплат выплаты по PAYG или частично их заменяют. В первом случае вклады в накопительную систему суммируются с имеющимися вкладами PAYG, во втором случае — вклады в накопительную систему отделяются от вкладов в систему PAYG. В Латинской Америке, Центральной и Восточной Европе накопительные пенсионные системы, как правило, носят замещающий характер.

В последнем столбце указан план пособий, предоставляемых планом накопительных выплат (Фиксированные выплаты — ФВП — или Фиксированные взносы— ФВЗ). ФВЗ является наиболее популярным видом выплат, существующим в 9 стран из всего количества стран с обязательными накопительными выплатами, а в трех оставшихся странах функционируют так называемые системы коллективных ФВЗ, цель которых — обеспечить особые пособия с фиксированным размером вклада, но конечные суммы пособий могут быть скорректированы в случае неблагоприятных результатов деятельности.

Таблица 1.2. Системы обязательного накопительного пенсионного финансирования в странах ОЭСР

Страна

Обязательная (О) или псевдообязательная (ПО)

Замещающая (З) или дополняющая (Д)

Фиксированные выплаты (ФВП) или фиксированные взносы (ФВЗ)

Австралия

О

Д

ФВЗ

Чили

О

З

ФВЗ

Дания

О и ПО

Д

Коллективные ФВЗ

Эстония

О

З

ФВЗ

Финляндия

О

Д

ФВП

Исландия

О

Д

Коллективные ФВЗ

Израиль

О

Д

ФВЗ

Мексика

О

З

ФВЗ

Нидерланды

ПО

Д

ФВП и коллективные ФВЗ

Норвегия

О

Д

ФВЗ

Польша

О

З

ФВЗ

Словацкая Республика

О

З

ФВЗ

Швеция

О и ПО

З

ФВЗ

Швейцария

О

Д

ФВП



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст