Сурдопсихология

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

Объект, предмет и задачи сурдопсихологии.

Сурдопсихология в России (краткий исторический обзор).

Причины нарушений слуха.

Методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха.

Психолого-педагогическая квалификация детей с нарушениями слуха.

Роль слуха в познании окружающего мира.

Проблемы компенсации глухоты.

Значение зрительного восприятия для компенсации нарушений слуха.

Двигательные ощущения.

Значение кожных ощущений и восприятия.

Особенности осязания у детей с нарушенным слухом.

Сенсорное развитие детей с нарушенным слухом на разных этапах онтогенеза.

Особенности развития внимания у детей с нарушенным слухом.

Развитие образной памяти глухих детей.

Особенности словесной памяти у детей с нарушениями слуха.

Стадии развития словесной памяти глухих детей (И.М. Соловьев).

Направление развития словесной памяти глухих детей.

Воображение, особенности развития его видов у детей с нарушениями слуха.

Условия развития воображения у детей с нарушениями слуха.

Особенности наглядно-действенного мышления у детей с нарушениями слуха.

Условия для перехода к наглядно-образному мышлению, его особенности.

Своеобразие словесно-логического или понятийного мышления у детей с нарушениями слуха.

Группы детей, выделенные Т.В. Розановой, на основе типа соотношения наглядных и понятийных форм мышления.

Условия развития словесно-логического мышления у глухих детей.

Психологические условия формирования речи у детей с нарушениями слуха.

Дактильная форма речи.

Жестовая речь, её роль.

Характеристика разных видов речи у детей с нарушениями слуха.

Особенности чтения и письма у детей с нарушениями слуха.

Аграмматизмы речи глухих детей, их возможные причины.

Особенности эмоционального общения детей с нарушениями слуха.

Развитие предметной деятельности у детей с нарушениями слуха.

Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с нарушениями слуха. Структурные компоненты игры.

Формирование учебной деятельности у детей с нарушениями слуха.

Особенности трудовой деятельности.

Психологические особенности развития личности детей с нарушенным слухом.

Своеобразие эмоционального развития глухих детей.

Развитие нравственных чувств у глухих дошкольников.

Понимание глухими школьниками эмоций других людей.

Развитие самосознания. Самооценка у детей с нарушенным слухом.

Уровень притязаний глухих детей.

Направление работы по развитию личности детей с нарушенным слухом.

Межличностные отношения у детей и подростков с нарушениями слуха.

Восприятие и оценка в межличностных отношениях.

Специфические проблемы в семьях, имеющих детей с нарушениями слуха.

Влияние на внутрисемейные отношения наличия или отсутствия нарушений слуха у родителей.

Роль семьи в развитии личности детей с нарушениями слуха. Значение участия родителей в процессе реабилитации таких детей.

Реализация основных принципов психологической диагностики в сурдопсихологии.

Трудности при психолого-педагогическом обследовании детей с нарушениями слуха.

Схема составления заключения и психолого-педагогической характеристики на ребенка с нарушенным слухом.