Становление и развитие среднего класса Казахстана как субъекта п

УДК323.3 (574)На правах рукописи

ЕЛЬМУРАТОВ ГАНИ ЖУМАБАЕВИЧ

Становление и развитие среднего класса Казахстана как субъекта политической модернизации

23.00.02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Республика Казахстан

Алматы, 2009

Работа выполнена на кафедре теоретической и прикладной политологии Казахского национального педагогического университета им. Абая

Научный руководительдоктор политических наук,

профессор

Иренов Г.Н.

Официальные оппонентыдоктор политических наук,

профессор

Нарбаев Б.Н.

кандидат политических наук

Байсултанова К.Ш.

Ведущая организацияЕвразийский национальный

университет им. Л. Гумилева

Защита состоится 25 сентября 2009 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д.14.21.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора политических наук по специальности 23.00.02 — Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, проспект Достык, 13, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Казахского национального педагогического университета имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, ул. Казыбек би, 30.

Автореферат разослан «25» августа 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор политических наук Ж.Р. Жабина

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Создание условий для формирования среднего класса относится к приоритетным задачам внутренней политики государства. Это отмечал Президент Республики Казахстан Н.А Назарбаев: «любые политические реформы невозможны без одного важного условия — формирования среднего класса. Только стабильное и процветающее общество способно будет создать стабильную политическую систему» [1]. Одним из главных направлений в реализации политики формирования среднего класса в Казахстане Глава государства в своих трудах определяет развитие и поддержку малого и среднего бизнеса. Безусловно, развитие малого и среднего бизнеса является важным фактором устойчивого социально-экономического развития и политической модернизации казахстанского общества. После обретения независимости в Казахстане, как и в других странах Центральной и Восточной Европы первоочередной задачей явилась реформа экономического устройства, связанная с необходимостью создания класса предпринимателей и собственников, причем создания путем принятия политических решений. На взгляд европейских исследователей, «это задача, которая не стояла ни в одном из прежних переходов к демократии и которая в описании этой революции как исключительно «догоняющей модернизации» явно недооценивается» [2].

Параметры, актуализирующие формирование слоя мелких и средних предпринимателей как основы среднего класса, следующие:

во-первых, средний класс в развитых государствах является опорой социально-экономических трансформаций, способствуя реализации государственных социальных программ. Средний класс выступает гарантом стабильности внутриполитических процессов, занимая промежуточное, срединное положение между верхними и нижними стратами. Средний класс служит емким «хозяйственным полем» деятельности малого и среднего бизнеса. Представители среднего класса, а это в основном мелкие и средние собственники, заинтересованы в сохранении социально-политической стабильности общества;

во-вторых, актуальность формирования и развития среднего класса, с политической точки зрения, проявляется в том, что средний класс реально осознает свои цели и, посредством выражающих его интересы политических институтов, может представлять свои ценности и притязания в политической сфере. Политологами средний класс в целом рассматривается как гарант политической свободы, стабильности, и, в то же время, инноваций, так как его основу составляют предприниматели. Формирующийся средний класс имеет достаточно возможностей для проявления своих функций как политического актора, так как в настоящее время в Казахстане созданы и действуют многие политические и социальные институты, имеющиеся в развитых странах мира.

Именно средний класс формирует менталитет, идеологию и мораль социума, так как имеет достаточное число выразителей своих интересов в органах государственной власти. Высокая социальная мобильность среднего класса в развитых обществах реализуется в выполнении им общественно значимых функций.

Средний класс является не только объектом, но и достаточно влиятельным субъектом политики. Успех рыночной трансформации во многом определяется адекватностью стратегии и тактики, что само по себе уже предполагает необходимость осмысления политических процессов, тесно взаимосвязанных с изменениями, происходящими в экономике и социальной сфере.

Общественно-политические преобразования переходного периода сопровождаются, соответственно, изменениями в социальной структуре общества. В этих условиях формирующийся слой мелких и средних собственников, основу которого составляют предприниматели, призван сыграть решающую роль в дальнейшем продвижении реформ. Развитая сфера малого и среднего бизнеса в состоянии обеспечить занятость населения, помочь государственным структурам в решении многих социальных проблем. Нужно отметить, что средний класс всеми политологами понимается как социальный слой общества, занимающийся производством материальных благ, обеспечивающий занятость населения и тем самым способствующий устойчивому развитию политической системы общества. В данном аспекте мелкие и средние предприниматели представляют реальную основу среднего класса. Именно эта часть населения заинтересована в политической стабильности и формировании социальных институтов современного гражданского общества, создании условий для развития предпринимательской деятельности. Мелкие и средние предприниматели, способствуя развитию и поддержанию в обществе инновационной среды, оказывают позитивное воздействие на эволюцию потенциальных средних слоев, создавая условия для становления среднего класса как субъекта политики.

Развитие малого и среднего бизнеса происходит в условиях модернизации казахстанского общества. Развитие любого общества сопровождается трансформацией экономических, политических и социальных отношений, которое происходит в тесной связи и взаимозависимости, необходимость конкретизации которых логично выводит к цели исследования.

Целью исследования является определение основных тенденций формирования в Казахстане среднего класса и комплексный политологический анализ социально-политических процессов, прежде всего процесса политической модернизации, выделение в качестве основного направления реализации государственной политики формирования среднего класса поддержку и развитие малого и среднего бизнеса как эффективного субъекта политики, региональных особенностей и условий формирования среднего класса. Сопутствующей целью является выработка научно обоснованных подходов, которые могут лечь в основу дальнейшей реализации государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса и, как следствие, построения перспективной казахстанской модели среднего класса.

Вышеназванные цели обусловили постановку следующих исследовательских задач:

систематизация и обобщение научно-теоретических основ разработки проблем формирования и развития среднего класса на примере западных и постсоветских государств;

анализ и конкретизация содержания понятий «средний класс», «мелкие и средние предприниматели», «модернизация», «политическая модернизация» как категорий социальной и политической науки;

определение роли данных процессов в политической эволюции среднего класса, раскрытие влияние средних слоев и средних классов на экономическую и политическую жизнь общества, выявление роли институтов гражданского общества в выражении интересов среднего класса;

выявление содержания базовых ценностей с точки зрения соотношения политических и экономических интересов основных социальных групп казахстанского среднего класса и обобщение научно-статистических данных и определение адекватной на сегодняшний день аналитической оценки доли населения, относимого к среднему классу;

критическая оценка современного состояния и обоснование перспектив становления и развития малого и среднего бизнеса, формирования основной правовой базы государственной поддержки малого и среднего бизнеса с учетом особенностей социально-экономической политики в условиях мирового финансового кризиса;

определение воздействия среднего класса на процесс формирования гражданского общества как важного фактора его развития и рассмотрение политологического аспекта стабилизирующей роли социального партнерства, прежде всего в сфере малого и среднего бизнеса;

выработка некоторых практических рекомендации, которые могли бы способствовать количественному и качественному становлению потенциальных средних слоев как действенных политических факторов модернизации.

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы анализа среднего класса достаточно отражены в мировой социально-политической науке. Если брать в исторической ретроспективе, то научные разработки исследования данной проблемы начались в Европе с конца XIX — начала XX века такими крупными учеными, как К.Маркс, М.Вебер, А.Токвиль, П.Сорокин и др. Однако конкретные научные исследования среднего класса представителями различных отраслей знания начались в 50-60-е г.г. XX века. И это закономерно совпадает с процессом усиления экономической и политической роли среднего класса как основной составляющей социальной структуры общества.

На протяжении всего XX столетья сформировались целые научные направления, связанные с изучением различных аспектов формирования и развития среднего класса. Здесь можно выделить следующие социологические концепции, описывающие различные аспекты трансформации социальной структуры: теории «менеджериальной революции» Дарендорфа, теории класса специалистов и профессионалов, «нового индустриального общества» Гэлбрейта, «постиндустриального общества» Белла, теории «предпринимательского общества» Друкера.

Активный интерес к данной области исследований на постсоветском пространстве начал проявляться с 90 гг. XX века, с началом процесса социально-экономических и политических реформ. Политическая и экономическая трансформации постсоветского общества явились предпосылками ощутимых изменений в социальной сфере, одним из следствий которых было появление достаточно широкого слоя мелких и средних собственников, предпринимателей. С середины 90-х гг. XX века постсоветские социологи, политологи и экономисты, основываясь на мировом опыте фундаментальных исследований, начали развивать различные концептуальные модели формирования среднего класса. При этом среди экономических проблем анализировались и социально-политические аспекты становления и развития малого и среднего бизнеса. Исследовались отдельные направления деятельности государственных институтов, направленных на поддержку слоя мелких и средних предпринимателей как основы формирующегося среднего класса. Это было обусловлено тем, что страны, получившие независимость на пространстве СНГ, важным направлением внутренней политики определили проведение коренных преобразований во всех сферах жизни общества. Проводником этих реформ, как важный политический субъект, является средний класс.

В Казахстане практический интерес к происходящим изменениям в социальной структуре проявился со стороны государственных деятелей, государственных институтов, функцией которых являлась поддержка малого и среднего предпринимательства. Мелкие и средние предприниматели представлялись реальной основой новой социальной структуры, которая может обеспечить экономическую и политическую стабильность общества. Необходимость теоретической конкретизации различных аспектов формирования и развития предпринимательского слоя как основы среднего класса в условиях проводимых политических и социально-экономических реформ закономерно вызвала исследовательский интерес со стороны казахстанских ученых-экономистов, социологов, политологов, историков.

По нашему мнению, особенность современных исследований заключается в обилии трактовок и подходов к проблемам идентификации и развития среднего класса. Множество подходов, методик и значительные расхождения в оценках величины и структуры среднего класса обусловлено, по мнению исследователей, тем, что на современном постсоветском пространстве слой мелких и средних предпринимателей и собственников еще не сформировался как полноценный социальный слой.

Среди российских авторов, исследующих различные аспекты формирования российского среднего класса, нужно прежде всего выделить Т.И.Заславскую, В.В.Радаева, О.И.Шкаратана. Первая из упомянутых авторов является одним из продолжателей социологической теории применительно к изучению вопросов социальной трансформации общества. В плане изученности проблем формирования среднего класса важное значение имеет исследовательская работа двух последних авторов под названием «Социальная стратификация» [3]. Так, например, по мнению авторов, «для формирования среднего класса помимо экономических предпосылок (характера экономической активности) необходимо складывание определенных стереотипов поведения, установок, системы ценностей, ассоциации с себе подобными, самоорганизация как общности» [3, с.306]. Более всего, по нашему мнению, нацеленность на определенный стиль поведения, стремление к объединению свойственно предпринимателям в силу особенностей их ментальности, которую можно определить как инновационная.

На постсоветском пространстве существуют пока еще достаточно разрозненные социальные группы, которые можно отнести к средним слоям, но которые не обязательно идентифицируют себя как класс. Именно слой представителей малого и среднего бизнеса должен сыграть решающую роль в объединении усилий данных социальных групп для достижения своих целей путем самоорганизации в экономически независимое и политически достаточно значимое институциональное сообщество.

Следующим важным источником является научная работа группы авторов под руководством Л.Григорьева и Т.Малевой «Средний класс в России: количественные и качественные оценки» [4]. В данной работе содержатся некоторые конструктивные идеи, к которым можно отнести проблемы определения неравенства в распределении доходов и сравнении их с индексом Джини, формирование системы взаимосвязанных параметров, характеризующих размер и структуру среднего слоя, определение концентрации доминантных признаков присущих данному страту и т.д.

В целом имеется достаточное количество социологической, политологической, экономической литературы и других российских авторов, пытающихся системно осмыслить практику становления среднего класса и выявить механизмы, способствующие ускоренному развитию данной страты: Горшков М.., Турунцев Е., Громова Р., Галкин А., Карасев И. и др.

Достаточным количеством представлены казахстанские исследования. В республике имеются серьезные научные труды, анализирующие общие закономерности развития социальной структуры общества в контексте анализа общественно-политических и политико-экономических отношений: Н.Аитов, М.Аженов, Р.Кадыржанов, М.Машан, Г.Осипов, К.Сыроежкин, И.Тасмагамбетов, К.Жаулин, М.Ашимбаев, Н.Калашникова и др.

Вызвали интерес работы ряда казахстанских ученых, изучающих различные аспекты развития предпринимательства и среднего класса в условиях политической модернизации: Садыкова Т., Романовой Н., Иренова Г., Борбасова С., Татимова М., Баймуратова У., Тургулова А., Алшанова Р., Азирханова Б., Кантарбаевой А., Мустафина А., Нигматуллина Н., Уразбаевой С., Бибатыровой И., Мусатаева С., Сарсембаевой Р., Притворовой Т., Ляпбаевой Н., Нурымбетовой Г., Нугмановой К., Мошинбаева Ж., Нурбековой Ж. И, например, исследования Мауленовой С., Кельтеновой Р. как один из источников определения количественных характеристик среднего класса [5].

Некоторые особенности процесса институционализации социальных субъектов политики, опыт международного сотрудничества в области развития предпринимательства нашли отражение в трудах ряда казахстанских политологов: Нарбаева Н., Абсаттарова Р., Жабиной Ж., Симтикова Ж., Рахимовой А., Джунусова А., Медеуовой Д., Ауелгазиной Т.

Нужно выделить работу М.С.Аженова, Д.Э.Бейсенбаева «Социальная стратификация в Республике Казахстан», где проанализированы изменения в социальной структуре, происходящие в республике в связи с политическими реформами [6]. Авторы приходят к выводу, что «главные признаки углубляющейся дифференциации в казахстанском обществе — это доход и власть. Что же касается образования, культуры, профессии, то они пока особой роли в этом стратификационном процессе не играют» [6, c.110].

Формированию среднего класса в Казахстане посвящена и работа казахстанских ученых КА.Сагадиева и Б.И.Бектургановой «Средний класс -«тест» на современность: история, теория, статистика» [7]. В ней авторы дают ретроспективный анализ эволюции социальной структуры Казахстане, системно излагают проблемы и приводится доказательная социологическая и статистическая база.

Одним из значимых особенностей анализа среднего класса в Казахстане является наличие различных региональных социально-экономических условий, которые существенно влияют на темпы развития малого и среднего предпринимательства, и как следствие, формирование среднего класса.

Безусловно, важным в реализации политики формирования среднего класса является появление официального документа — Концепции формирования нового социально-экономического поведения граждан Республики Казахстан, утвержденной Национальным Советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан в 1995 году, где отражено значение среднего класса как ключевого компонента движущей силы в осуществлении государственной политики экономических и социальных реформ. В целом Концепция свидетельствует о том, что государство придает важное политическое значение ускоренному формированию среднего класса в Казахстане [8].

Есть еще и другие авторы, в той или иной мере освещающие проблемы среднего класса в Казахстане, но мы считаем, что практическая актуальность развития данной социальной страты общества, прежде всего с точки зрения усиления его значимости как политического субъекта, говорит о необходимости более глубоких и предметных исследований.

Объект исследования – формирование массовой базы казахстанского среднего класса, прежде всего малого и среднего бизнеса, являющегося субъектом политической модернизации.

Предмет исследования – политико-правовые и политико-экономические аспекты становления и развития среднего класса Казахстана.

Научная новизна настоящей диссертационной работы заключается в том, что она содержит следующие идеи и подходы, отличающие ее от других подобных работ по проблемам реализации государственной политики формирования среднего класса:

— предлагается научно-методологическое обоснование особенностей социально-политических и политико-правовых процессов формирования и развития среднего класса в условиях политической модернизации.

— систематизируются и обобщаются основные политические подходы к проблемам модернизации переходного казахстанского общества, анализируются научные взгляды на общецивилизационые процессы модернизации и демократизации.

— формулируются новые направления в формировании среднего класса как эффективного субъекта политики и определяются приоритетные аспекты государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

— дается вывод о том, что основная составляющая государственной политики – это поддержка тех слоев населения, которые являются потенциальным пополнением среднего класса, прежде всего собственников и предпринимателей, которые развивают общественное производство, способствуя созданию рабочих мест. Реализация политики в контексте поддержки средних слоев представляет собой определенную форму политической деятельности, включающую в себя политику доходов и политику занятости.

— проводится научный анализ основных проблем в реализации государственной политики по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса, с определением путей их решения.

— обосновывается тезис, что малый и средний бизнес как основа среднего класса играет роль стабилизирующего фактора не только социально-экономической, но и политической жизни общества. Представители предпринимательского класса являются носителями инновационного потенциала, который положительно влияет на свободу, благополучие всего среднего класса, на успешное развитие структур гражданского общества и различных неправительственных организаций. Объединения предпринимателей в системе социального партнерства выступают и как институты соответствующих социальных гарантий. В этом отношении они вместе с государством призваны решать социальные проблемы, проявлять ответственность в условиях дальнейшей модернизации казахстанского общества.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Общетеоретическая разработка поставленной нами, актуальной на сегодня, проблемы становления и развития среднего класса общества были заложены в следующих классических научных направлениях. Это теория классов К.Маркса, естественно-органическое учение о классах Г.Спенсера, теория стратификации по статусам М.Вебера, теории одномерной и многомерной стратификации 1930-1960-х годов, теория социальной стратификации П.Сорокина и др.

Обобщенным выводом является то, что существует два основных теоретических подхода к анализу социальной стратификации. Первый из них — марксистский, основанный на изучении социальной структуры общества, ранжировании социальных слоев в соответствии с формами и размерами собственности. Второй представлен более разнообразным спектром концепций, определяющих социальную структуру общества как многоуровневую и достаточно противоречивую систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит социальному статусу. Оба этих подхода в интегрированном виде представляют безусловную научную ценность, так как еще недостаточно реализованы и осмыслены теоретическая ценность комплексного применения в исследованиях вышеназванных подходов.

В современных концепциях социальная дифференциация общества предстает как динамичная социально-классовая шкала, связанная с понятием социального статуса, куда входят помимо формы и размера собственности, следующие основные параметры: профессионально-должностной параметр, уровень образования и материальная обеспеченность. В последнее время актуальным является также степень интегрированности среднего класса в мировое информационно-технологическое пространство, что соответствует положениям концепции информационного общества Тоффлера О. [9]. В общем нужно признать то, что целый комплекс достаточно определенных характеристик позволяет выделить средние слои из социальной структуры общества с целью их социальной идентификации.

Уровень методологии современных разработок проблем среднего класса на постсоветском пространстве достаточно высок. Определенный интерес представляют работы следующих авторов, связанные с исследованием непосредственно перспектив развития малого и среднего предпринимательства: Савченко В., Левина И., Бахтурина Д., Еременко Г., Родикова Б., Бухвальд Е., Виленского А. и др. В ряду работ по проблемам среднего класса, на наш взгляд, можно опереться и на исследования Дилигенского Г., прежде всего на его труд «Люди среднего класса». В характеристиках «людей среднего класса» исследователь выделяет целый ряд поведенческих, нормативных, ценностных, морально-этических характеристик, присущих среднему классу как субъекту модернизации, в том числе и политической. Это, в частности, «преданность своему делу, трудолюбие и стремление к успеху, основательность, рационализм и умеренность, независимость и любовь к свободе, социальная солидарность. И на одном из первых мест – уважение к закону, подчинение социальным нормам» [10].

Таким образом, разработка в предлагаемой диссертации проблем и перспектив становления и развития среднего класса Казахстана как важного субъекта политики основывается как на классических теориях стратификации, так и на современных методологических подходах ученых. Выявлению правового обеспечения деятельности малого и среднего бизнеса помог анализ казахстанских правовых актов по вопросам малого предпринимательства. Процесс формирования класса предпринимателей находится в тесной взаимосвязи с процессом политической модернизации. В целом работа основывается на исследованиях зарубежных и отечественных политологов, социологов, экономистов, историков, в которых представлены новейшие тенденции в развитии социально-политических процессов.

При написании диссертации методологическим ориентиром служило Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Использовались все основные нормативные документы по проблеме, изданные Президентом, Парламентом и Правительством РК.

Источниками фактологического материала явились данные Агентства РК по статистике, регионального статистического управления, материалы исследований других авторов, опубликованные в средствах массовой информации.

Основные положения, выносимые на защиту.

С целью анализа и выявления социально-политических особенностей становления и развития среднего класса как гаранта стабильности политических процессов в Казахстане, мы выносим на защиту следующие положения:

1. Учитывая чрезвычайную важность и стратегическую направленность программы «Казахстан-2030», государственной поддержки малого и среднего бизнеса, считаем необходимым осмыслить и переосмыслить проводимую политику по сознательному формированию массовой базы среднего класса – главной опоры благополучия и гаранта внутриполитической стабильности общества. Дальнейшая реализация государственной политики по созданию условий для становления и развития среднего класса как эффективного субъекта политики вызывает необходимость оптимизации политической поддержки малого и среднего бизнеса. Именно малый и средний бизнес, являясь базисным слоем среднего класса, выступает основной движущей силой политической модернизации. Стремление среднего класса к социальной и экономической самостоятельности, стабильности и правовой защищенности обусловливают лояльность данной страты к режиму, так и его определяющую роль в процессе политической модернизации.

2. Комплексный политологический анализ формирования и развития среднего класса основывается на выявлении условий политического участия среднего класса в социально-политических преобразованиях казахстанского общества на современном этапе, которое выражается в форме практической поддержки действий государства по решению актуальных проблем социальной политики и обеспечению планового развития процесса поддержки и искусственного стимулирования предпринимательства в реальном секторе экономики: обеспечение занятости, создание рабочих мест, развитие потребительского рынка, рост социального слоя обеспеченных людей, снижение социально-политической напряженности и др. Политические ориентации среднего класса должны быть направлены прежде всего на поддержку «партии власти», способной обеспечить политическую, а, следовательно, и социально-экономическую стабильность. Эффективности среднего класса как субъекта политической модернизации должна также способствовать активная роль его представителей в структурах государственной власти.

3.Системное совершенствование государственными органами власти нормативно-правовых механизмов с точки зрения создания благоприятного политико-правового пространства обуславливает социальную мобильность и политическую инициативу представителей малого и среднего бизнеса. Политическая позиция среднего класса находится в прямой зависимости от ряда факторов социального и экономического процесса. Политическая поддержка малого и среднего бизнеса как существенной части среднего класса позволяет государственной власти расширить социальную базу политической модернизации, для чего представители этого класса должны иметь до предела упрощенный доступ к возможностям заниматься любой общественно-полезной деятельностью, юридическую гарантию и правовую определенность. Одним из направлений видится эффективная поддержка молодежных инициатив, так как данная часть социума наиболее восприимчива к инновациям, являясь важным социальным фактором поступательной трансформации в политической сфере.

4. Использование государством в ходе реализации эффективной социальной политики мирового опыта, прежде всего в сфере государственной поддержки инновационного предпринимательства, вызывает необходимость учета особенностей становления и развития казахстанского малого и среднего бизнеса как наиболее перспективного среднего слоя. Ряд отрицательных факторов существенно тормозит эффективную политическую поддержку потенциальных средних слоев: коррупция, теневая экономика, наличие административных барьеров, неразвитость институтов гражданского общества; вследствие чего формирующийся казахстанский средний класс пока не может выступать единым субъектом политической модернизации. Важной стороной реализации эффективной политики является минимизация государственной властью давления негативных факторов на процесс трансформации казахстанского общества и развитие мотивированного здорового консерватизма, направленного в необходимых случаях на изменение ситуации в эволюционном порядке.

5. В развитых обществах малый и средний бизнес выступает активным субъектом гражданского общества, стабилизатором общественно-политических процессов. В реалиях переходного казахстанского общества, влияния мировых кризисных процессов на внутреннюю политику государства, проявление социальной ответственности представителей предпринимательского слоя выступает на первый план. В реализации данной функции как регулятора социально-политических процессов, малый и средний бизнес нуждается в постоянной поддержке политической власти. Социальная ответственность предпринимательства должна системно развиваться через тесное сотрудничество институтов государства и нарождающегося гражданского общества.

6. Характерной особенностью развития малого и среднего бизнеса в Павлодарско-Экибастузском регионе является пополнение среднего класса – за счет специалистов и высококвалифицированных работников предприятий, имеющих производственные связи с крупным бизнесом теплоэнергетического, металлургического комплексов, где представлены смешанные предприятия, фирмы с участием иностранного капитала. Политика региональных властей должна строиться с акцентом на поддержку малого и среднего бизнеса торговли, сферы услуг, аграрного сектора, где к среднему классу можно отнести в основном хозяев-предпринимателей, которые должны рассматриваться как катализатор процесса становления и консолидации потенциальных средних слоев общества.

7. Считаем целесообразным продолжить дальнейшую разработку документов манифестного характера о среднем классе, для чего объединить и привлечь профессионалов из сфер науки и производства и подвергнуть экспертному анализу специальные Программы в поддержку малого и среднего бизнеса.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащиеся в ней выводы, методологические подходы должны учитываться при составлении и корректировке социально-экономических программ, в том числе региональных, цель которых – через развитие малого и среднего бизнеса способствовать увеличению численности среднего класса, содействовать формированию и укреплению институтов гражданского общества, социального и правового государства в процессе политической модернизации.

Содержащиеся в диссертационной работе, как отдельные положения, так и целостные главы могут быть использованы в процессе преподавания социологии, политологии и других социально-экономических и общественно-политических дисциплин в вузах Республики Казахстан, а также лечь в основу спецкурсов по проблемам современных социально-политических процессов.

Представленные материалы и реализованные автором некоторые научные подходы и обобщения могут быть использованы представителями средств массовой информации, законодательной власти, политиками, государственными деятелями в повседневной практической деятельности.

Практическая значимость перенесения на Казахстан мирового опыта формирования и развития малого и среднего предпринимательства как основы среднего класса заключается не только в рассмотрении его как фактора экономического развития, но и в признании его ведущей роли в обеспечении внутриполитической стабильности и консолидации общества. В своем Послании народу Казахстана «Казахстан — 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Президент выделяет среди долгосрочных приоритетных задач также и государственную поддержку развития малого и среднего предпринимательства, определив основные направления государственной политики формирования среднего класса [11].

Социально-политическая трансформация казахстанского общества будет отличаться от западных моделей, в силу различных объективных факторов, присущих развитию современного общества. Недостаточная разработанность в научной обществоведческой литературе основ и принципов формирования социальной структуры на этапе перехода к постиндустриальному обществу, в частности принципов становления слоя мелких и средних предпринимателей, особенностей развития самого среднего класса, его социально-политической идентификации, необходимость конкретизации целей и задач социально-экономической политики государства в условиях мирового экономического кризиса, взаимоотношений институтов гражданского общества и власти обуславливают научно-практическую значимость исследования.

Апробация результатов исследований.

Основные положения, выводы и рекомендации докладывались на следующих республиканских и международных конференциях:

1) «Ерлердің ісі – ел есінде: Қанжғалы қарт Бөгенбай – қазақтың сайықыран сардары» (Павлодар, 2007 г.)

2) «VIII Сатпаевские чтения» (Павлодар, 2008 г.)

3) «Становление и развитие политической науки на постсоветском пространстве: опыт, проблемы и поиски» (Павлодар, 2008 г.)

4) «Модернизация основ государственного строительства – фундамент нового Казахстана» (Павлодар, 2008 г.)

5) «IХ Сатпаевские чтения» (Павлодар, 2009 г.)

Опубликованы 4 статьи в научных журналах, рекомендованных КССОН МОН РК.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух разделов, пяти подразделов, заключения, списка литературы, общий объем 155с.

Основная часть

Во введении обоснована актуальность темы исследования, дается характеристика степени разработанности проблемы, определяются цель, объект, предмет и задачи диссертационного исследования, а также новизна и практическая значимость работы, выделены основные положения, выносимые на защиту, указываются сведения об апробации материалов диссертационного исследования.

В первом разделе «Теоретико-методологические основы формирования и развития среднего класса» рассмотрены подходы к определению понятия «среднего класса» в политической науке, основные теоретические концепции среднего класса, определяется значимость социально-экономических трансформаций через призму ведущих концепций политической модернизации, исследуется мировой опыт поддержки и развития малого и среднего бизнеса как основы формирования среднего класса.

В первом подразделе «Понятие и теории среднего класса» рассматриваются и анализируются концептуальные подходы к определению понятия «средний класс» в социально-политической науке, которые представлены как ретроспективно, так и в контексте современных теоретических воззрений.

В современной науке существует множество методик и расхождений в оценках структуры и величины среднего класса. Политологам важно положение среднего класса в структурах власти, его способность оказывать влияние на политические решения в рамках государства. По мнению российского исследователя М.К. Горшкова, «в странах с развитой рыночной экономикой и демократическим политическим строем под средним классом подразумевают ту часть общества, которая занимает «средние» — между «верхами» и «низами» — статусные позиции, составляя наибольшую по численности социальную группу, и выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются функции социального «стабилизатора» общества и источника воспроизводства квалифицированной рабочей силы».[12]

В современных словарях даются достаточно однозначные определения понятия «средний класс». «Средний класс» – совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными социальными группами в системе социальной стратификации: между богатыми и бедными.

Теория среднего класса сопряжена с изучением вопроса социальной стратификации в обществе, которая построена по иерархическому принципу, является сложной системой, определяемой половой, возрастной, территориальной, образовательной, профессиональной и с другими структурами населения.

Формирование теории социальной стратификации было связано с развитием идей о социальной структуре. Структурный подход разрабатывали многие социологи второй половины XIX – первой половины XX века. К ним можно отнести О.Конта, К.Маркса, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера, П.Сорокина. Важными в развитии теории социальной стратификации явились работы американских исследователей К.Дэвиса и У.Мура. [3,c. 96].

В современной социально-политической науке чаще всего используются три методологии в изучении социальной структуры общества.

По К.Марксу, общей основой образования классов является общественное разделение труда [13].

Важное значение в развитии теории социальной стратификации имели взгляды Макса Вебера. В отличие от К.Маркса, Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж, то есть не проводил жесткого деления общества строго на два класса и не стратифицировал группы населения исключительно только по экономическому критерию [14].

Веберовский подход к пониманию класса был развит в работах последующих авторов, в частности, Ф. Паркина, Дж. Локвуда и других.

Третья методология — функциональный подход. Распространению такого подхода способствовали труды П. Сорокина.

Теория «среднего» и «нового среднего» класса имеет много ответвлений – концепции Дж.Гелбрейта, К.Арона, Д.Белла и др. [8, c. 500-503].

По мнению диссертанта, весьма интересной представляется теория инновационной экономики и предпринимательского общества П.Друкера, которая основывается на идее ведущей роли в обществе мелких и средних предпринимателей, в результате чего инновации охватывают, помимо экономической, социальную и политическую сферы, усиливая позиции среднего класса [8, c. 507-510].

Наиболее распространенным критерием определения среднего класса является уровень доходов. Автор пришел к выводу, что в большинстве исследований принадлежность той или иной группы населения к среднему классу определяется через уровень доходов, выступающий как основной, определяющий параметр. Основоположником направления, по которому идентификация среднего класса осуществляется по критерию уровня доходов, является Аристотель [15].

На постсоветском пространстве существует достаточное количество концепций и подходов к определению среднего класса (Горшков М.К., Турунцев Е., Громова Р.Г., Галкин А.А., Карасев И.П., Заславская Т.И.и др.) Как считает автор, они в основном посвящены проблемам определения места среднего класса в социальной структуре трансформирующегося общества, а также проблемам выявления собственно данного социального феномена.

С политологической точки зрения интересным, по мнению диссертанта, представляется осмысление проблем среднего класса российским исследователем Г.Г.Дилигенским. Исследователь отталкивался от убеждения, что именно средний класс является проводником модернизационных процессов, гарантом необратимости демократических преобразований. Отсюда исследователь дает определение среднего класса как «части общества, которая обладает способностью генерировать субъектов модернизации» [10, c. 28]. Показателен интерес исследователя к такой части среднего класса, как мелкие и средние предприниматели, которую он считает главным потенциальным «субъектом модернизации» на постсоветском пространстве.

В целом диссертант согласен с выводами исследователей, согласно которым в Казахстане средний слой представлен в основном населением с низким средним доходом. Средний класс находится в процессе формирования, а его сердцевину составляет средний слой, охватывающий только 5-10% населения [5, c. 26]. Другие казахстанские исследователи также определяют долю средних слоев не более 15-20% [16]. Наиболее распространенным мнением является положение о том, что средний класс представлен малым и средним бизнесом.

Следует выделить два основных подхода к изучению среднего класса в современной социально-политической науке. Первый в основном опирается на опыт изучения социальной структуры западноевропейского общества, в котором к среднему классу относятся высококвалифицированные служащие, менеджеры, мелкие и средние частные собственники, большая часть фермеров, лица, владеющие интеллектуальной собственностью, высококвалифицированные рабочие, большая часть ученых, инженеров. Исследователи среднего класса, использующие в качестве эталона западное общество, приходят к выводу, что он на постсоветском пространстве крайне малочислен или практически отсутствует как класс. Второй подход в качестве критерия отнесения людей к среднему классу определяет их положение – «срединное»- в социальной структуре общества. В рамках такого подхода средний класс выделяется на основании самоидентификации и уровня доходов. В данном случае к среднему классу, или к средним слоям, по определению некоторых исследователей, причисляется достаточно широкий круг населения. Это приводит к тому, что под определение среднего класса попадают представители маргинальных слоев.

С точки зрения автора исследования, более прогрессивным представляется первый подход, как предполагающий целый ряд мер и усилий государства и общества в направлении повышения образования, квалификации, социального статуса и т.д., с целью увеличения численности среднего класса, а также, что немаловажно, его качественного состава. Очень важным, на взгляд диссертанта, является стимулирование роста численности среднего класса путем поддержки малого и среднего бизнеса. Как представляется, в этом случае, во-первых, произойдет количественное увеличение средних слоев за счет индивидов, решивших заняться бизнесом, а также за счет увеличения числа наемных работников, занятых на таких малых и средних предприятиях и получающих достаточный для «среднего уровня» доход. Во-вторых, что также немаловажно, постепенно сформируются присущие среднему классу, как экономически достаточно обеспеченному страту, определенная идеология и менталитет, носителями которых являются прежде всего предприниматели, для которых характерно стремление к инновациям.

Во втором подразделе «Политическая модернизация в контексте мирового опыта формирования и развития среднего класса» процесс формирования среднего класса как важного фактора общественной стабильности рассматривается в тесной взаимосвязи с процессом модернизации общества. В этой связи автор пришел к необходимости рассмотреть само явление модернизации, прежде всего политической, определить его понятия, типы и виды, теории и концепции.

Помимо теорий, где политика рассматривалась как следствие развития экономики, существовал иной подход к анализу природы политических изменений. В основном этот подход сформировал еще Н. Макиавелли, который обосновал идею самостоятельности политики и ее первенства по отношению к иным сферам общественной жизни.

Во II половине ХХ в. были предприняты попытки определить критерии политического прогресса, что привело к формированию теории политической модернизации. Особый вклад в развитие теории модернизации внесли работы Г. Алмонда, Д. Пауэлса, Д. Эптера, С. Хантингтона и др. С точки зрения указанных политологов, политическая модернизация представляет с собой процесс изменения системных качеств политической жизни и функции институтов политической системы на этапе перехода от традиционного общества к современному.

Автор согласен с мнением исследователей модернизационных процессов в том, что построение и укрепление демократических институтов должно учитывать национальную специфику.

Казахстанским особенностям модернизации внутриполитических процессов уделяют внимание многие исследователи [17].

Одной из важных задач транзитного периода, по мнению диссертанта, является проблема формирования среднего класса.

Рассмотрение основных аспектов эволюции среднего класса в исторической ретроспективе имело целью выявить его особенности как важнейшего субъекта социально-политических процессов.

Во второй половине ХХ века правительства таких развитых стран мира, как Великобритания и США, отводили особое место малому и среднему бизнесу в национальной экономике и в обществе, как основе среднего класса, и значимому субъекту политики.

Автор рассматривает политику, которую проводила премьер-министр Великобритании М.Тэтчер в 80-е годы ХХ в. как пример реализации концепции «демократии собственников». Тэтчеризм придавал особое значение малому бизнесу.

Диссертант проанализировал политику развитых стран мира по отношению к малому и среднему бизнесу и пришел к выводу о том, что в этих странах развитие малого и среднего предпринимательства обусловлено несколько иными социально-экономическими факторами, что ограничивает возможности его практической адаптации к казахстанским реалиям. По мнению автора, больший интерес представляет исследование политических и экономических процессов, происходящих в странах Восточной Европы, а также в других странах, находящихся на пути постсоциалистической трансформации. Оценивая в целом проводимый этими странами курс социально-экономических преобразований, можно выделить стимулирование малого и среднего предпринимательства как основы формирующегося среднего класса, позиционирующего себя как влиятельный политический субъект.

В первом подразделе второго раздела «Политика Республики Казахстан по формированию среднего класса в условиях модернизации общества» рассматриваются основные направления социальной политики, главным содержанием которой, по мнению диссертанта, является реализация государственной политики по формированию среднего класса.

В политике формирования средних слоев или среднего класса можно выделить, с точки зрения автора, несколько направлений: 1) прежде всего политика государства в сфере малого и среднего бизнеса, т.к. именно он является реальным резервом формирования среднего класса; 2) важной представляется молодежная политика государства, так как молодежь, прежде всего студенты являются потенциальным пополнением среднего класса; 3) политика государства в сфере образования и науки, поддержка интеллигенции, технической и творческой; 4) политика поддержки в отношении корпуса государственных служащих, которые совместно с интеллигенцией составляют, как представляется, немаловажную социальную базу среднего класса; 4) политика государства в направлении повышения благосостояния граждан, так как основополагающим критерием отнесения к среднему классу является, как правило, уровень доходов, обеспечивающий семье соответствующий образ жизни

В сфере социальной политики важным направлением, по мнению диссертанта, остается политика занятости.

Диссертант приходит к выводу, что эффективная социальная политика, формируя основы среднего класса, является важным средством легитимации существующей власти.

Власть, все институты политической системы общества при разработке адекватной социальной политики должны учитывать влияние различного рода факторов на реальное осуществление социальных, экономических и политических преобразований.

Во втором подразделе второго раздела «Общегосударственные и региональные аспекты оптимизации политики поддержки и развития малого и среднего бизнеса в Казахстане» рассматривается и анализируется государственная политика в отношении малого и среднего бизнеса.

В своем анализе диссертант исходил из концептуальной парадигмы, гласящей, что реальным резервом формирования среднего класса в ближайшем будущем являются представители малого и среднего бизнеса.

Диссертант основывался на положении о том, что правительство играет решающую роль в создании условий для предпринимателей, развития малого и среднего бизнеса через проведение соответствующей политики и создание программ поддержки малого и среднего бизнеса.

В развитии малого и среднего бизнеса в Казахстане, по мнению автора, можно выделить, в основном, следующие приоритеты: во-первых, защита государством прав частной собственности; во-вторых, совершенствование законодательной базы предпринимательства; в-третьих, увеличение количества предприятий малого и среднего бизнеса; в-четвертых, развитие инновационного бизнеса и другие.

Диссертант проанализировал основные аспекты государственной и общественной поддержки малого и среднего предпринимательства в Казахстане. Основой решения приоритетных задач развития малого и среднего бизнеса, по мнению автора, является финансовая поддержка государства. В соответствии с Указом Президента РК от 16 марта 2006г. «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности национальной экономики в рамках индустриально-инновационной политики Республики Казахстан» был создан «Фонд устойчивого развития «Казына». Важное значение в проведении эффективной политики поддержки предпринимательства имеет образование социально-предпринимательских корпораций (СПК). По мнению исследователя Бейсембаева Д., «перспективы действия СПК в регионах определяются тем, что они должны способствовать участию бизнеса в решении социальных проблем того региона, где они создаются»[18].

Особым направлением в политике государственных органов власти в отношении малого и среднего предпринимательства является поддержка инновационного бизнеса.

В поддержке инновационного бизнеса важное место занимает проблема развития венчурного предпринимательства. Венчурное предпринимательство является одной из эффективных форм инвестирования малого и среднего бизнеса, прежде всего высокотехнологичного.

В современных условиях возрастает роль территориальных аспектов социально-экономического развития. Для повышения эффективности развития региона большое значение имеет использование сравнительного анализа уровня развития регионов.

Как представляется, важное место в концепциях развития малого и среднего бизнеса региона должны занимать вопросы обеспечения взаимодействия его с крупным бизнесом, учитывая, что по общему промышленному потенциалу регион занимает ведущее место в республике.

Несмотря на активную поддержку государства малое и среднее предпринимательство сталкивается с определенными трудностями, главные из которых, по мнению диссертанта, следующие:

— несовершенство созданной правовой базы;

— недостаточность государственной поддержки на практике, в частности финансовой помощи и реальной правовой защиты;

— налоговое бремя;

— отсутствие или недостаточность информационной и консультативной помощи и другие.

Условия для успешного предпринимательства, как представляется, должны базироваться на следующих основных принципах:

— рассчитанная на рыночную экономику политика, основанная на эффективных правовых и административных структурах;

— государственная поддержка предпринимательства, обеспечивающая доступность капитала для новых небольших предприятий.

Проведенный анализ показывает, что, несмотря на ряд недостатков, государственная политика в отношении поддержки и развития малого и среднего предпринимательства привела к созданию основных условий для его дальнейшего успешного прогресса. По-видимому, политика государственной поддержки малого и среднего предпринимательства должна быть выделена в особое направление внутренней политики. Программы государственной поддержки предпринимательства, должны быть, как представляется автору, тесно скоординированы с социальными и экономическими программами, а в некоторых аспектах составлять единое целое.

В третьем подразделе второго раздела «Малый и средний бизнес как важный фактор социально-политической стабилизации Казахстана» малое и среднее предпринимательство рассматривается как гарант стабильного социально-политического развития общества через призму анализа развития институтов гражданского общества, правового и социального государства.

Одним из основных приоритетов Стратегии является внутриполитическая стабильность государства [11]. По мнению исследователя Абишевой М., «особенностью транзитных государств является то, что социальная безопасность приобретает политический аспект, выступая условием обеспечения внутриполитической стабильности».

В западных теориях основу стабильности общества образует средний класс, представленный собственниками, предпринимателями.

В обеспечении стабильности, по мнению диссертанта, важную роль играют демократические институты гражданского общества, правового и социального государства. В связи с этим важно осуществление практических действий, формирующих институты гражданского общества, развивающих политическую культуру общества и активизирующих демократические процессы.

Политический аспект гражданского общества объективно воплощается в категории «правовое государство». Эти социальные институты взаимосвязаны и соотносятся как содержание и форма.

В контексте исследования процесса становления слоя мелких и средних собственников, предпринимателей, автор проследил развитие идеи «гражданского общества» в истории общественно-политической мысли.

Диссертант пришел к неизбежному выводу о том, что формирование гражданского общества тесно связано со становлением правового государства, и оба эти процесса протекают одновременно. Формирование правового государства означает преодоление всеобщего огосударствления общества; оно как раз и становится гарантом социальной защиты человека, обеспечения соблюдения его прав и свобод, и в этом качестве является составной частью, важнейшим элементом гражданского общества.

Гражданскому обществу должна соответствовать качественно новая социальная структура. Основным стержнем новой социальной структуры общества является, безусловно, средний класс.

Как представляется, большое значение в построении гражданского общества в Казахстане должен иметь опыт европейских стран.

На Западе давно сложился общественный феномен в виде малого и среднего бизнеса, что сделало возможным послевоенное «экономическое чудо» Германии и Италии. И главное — этот социальный слой политически активных, малых и средних собственников, стал основой гражданского общества.

Подытоживая вышеизложенное, можно констатировать, что многочисленный слой мелких и средних бизнесменов служит важнейшим социальным инструментом обеспечения внутриполитической стабильности. Объединения работодателей, предпринимателей в системе социального партнерства выступают и как институты соответствующих социальных гарантий.

Таким образом, социальная политика государства всегда представляет собой выбор между определенными интересами и приоритетами. В современных условиях полный отказ от государственного регулирования в этой сфере невозможен, что объективно переводит ее из чисто экономической плоскости в политическую. В переходных обществах социальная политика направлена прежде всего на предотвращение и преодоление нежелательных последствий экономических реформ. Поэтому комплекс государственных мер, предпринимаемых с целью поддержать формирующийся средний класс, в том числе малый и средний бизнес, объективно способствует дальнейшей демократизации и модернизации казахстанского общества.

В заключении подводятся основные итоги исследования, на основе которых сформулированы следующие выводы и положения.

1.Раскрытие основных проблем и подходов в изучении современного состояния процессов формирования среднего класса позволило констатировать незавершенность трансформации социальной структуры казахстанского общества, выявить ряд факторов, влияющих на становление среднего класса, а также как его основы, слоя мелких и средних предпринимателей, установить их взаимосвязь и взаимообусловленность. Это дает целостное представление о процессе формирования среднего класса в Казахстане, и возможность выработать комплексный политологический подход к определению направления государственной поддержки социальных групп, способных стать основой эффективной реализации политических и социально-экономических реформ и гарантом внутриполитической стабильности.

2. Особым направлением в политике государственных органов власти в отношении малого и среднего предпринимательства, как наиболее перспективного социального слоя с точки зрения формирования среднего класса, является поддержка инновационного бизнеса. Значительное место в экономической политике государства необходимо отводить поощрению множественности видов и форм инновационной деятельности.

Увеличение количества предприятий малого и среднего предпринимательства в результате венчурного финансирования, безусловно, положительно скажется на численности среднего класса, и, следовательно, на его роли как политического актора.

3. В современном мире, наряду с поступательными процессами дальнейшей демократизации развитых стран происходит массовая политическая социализация транзитных обществ. Как мы полагаем, каждое такое общество, находящееся в условиях демократического транзита, имеет присущие только данному социуму особенности перехода. Социально-политические процессы должны анализироваться обязательно с учетом исследования специфики политических форм транзита. Объективное сочетание элементов авторитаризма и демократии способствует обеспечению политической стабильности, успешному проведению реформ.

4. По нашему мнению, государственная поддержка малого и среднего бизнеса должна обеспечиваться не только содействием в решении конкретных проблем, но и регулированием политической властью в законодательном порядке социально-правовых и экономических вопросов деятельности субъектов малого предпринимательства

5. Малый и средний бизнес способствует решению социальных проблем, прежде всего проблемы занятости, поглощая избыток рабочей силы. Решение проблемы занятости становится, как никогда, актуальным в условиях мирового экономического кризиса. В данном случае определяющую роль играет государственная власть, создавая предпосылки для проведения эффективной социальной политики. Численность среднего класса увеличивается не только за счет собственников- предпринимателей, но и за счет высокооплачиваемых наемных работников. Потенциальные средние слои являются опорой политических сил, реально обеспечивающих внутриполитическую стабильность, порядок и согласие. В этом также проявляется функция среднего класса как политического актора.

6. Как свидетельствует опыт политического развития стран мира, складывание сильного и многочисленного среднего класса является необходимым условием реального развития и укрепления институтов гражданского общества, правового государства, перехода к стабильному и поступательному социально-экономическому и политическому развитию. Это объясняется тем, что формирующийся средний класс, качественно развиваясь и численно увеличиваясь, заинтересован в эффективном механизме отстаивания своих интересов. Здесь рекомендации по коррекции государственной политики могут быть следующие:

— Дальнейшее расширение правовой базы для развития и функционирования независимых СМИ, как одного из основ гражданского общества.

— Развитие сотрудничества между неправительственными организациями, содействие увеличению их количества.

— Развитие молодежных НПО, распространение демократических навыков и практик, среди молодежи. Институты гражданского общества должны отработать систему работы с перспективной молодежью, чтобы она не уезжала в другие страны, а была востребована в Казахстане.

— Развитие системы правового образования – граждан, в том числе предпринимателей через НПО. Улучшение законодательной базы регулирующей деятельность институтов гражданского общества.

— Сотрудничество, а не противостояние гражданского общества и государства. Большой проблемой формирующихся институтов гражданского общества видится недостаточное участие третьего сектора в государственных социальных программах.

— Развитие сотрудничества предпринимательских объединений и властных структур. Предпринимательские ассоциации должны иметь возможность реально представлять свои интересы в политических институтах.

7. Результаты исследования ситуации с развитием малого и среднего бизнеса в Павлодарско-Экибастузском регионе привели к выводу о недостаточности представителей малого и среднего бизнеса в составе формирующегося среднего класса в ряду таких групп, как банковские служащие, высококвалифицированные рабочие и технический персонал среднего звена. Решение кадрового вопроса актуально не только в контексте борьбы с безработицей, имеющей место вследствие объективных причин, связанных с мировым экономическим кризисом, но и как инструмент, позволяющий расширить долю населения со средним уровнем дохода как потенциального пополнения среднего класса.

Политологический анализ проблемы становления и развития среднего класса в условиях политической модернизации показал наличие большого потенциала казахстанского общества в отношении совершенствования социально-политической структуры. В модернизирующихся обществах, стремящихся создать более совершенную политическую систему, значимым фактором, определяющим развитие государственности, выступает человеческий ресурс. В мировых социально-политических доктринах последних десятилетий большое распространение получила идея сохранения и развития человеческого капитала как весомого фактора прогресса общества. Социальные трансформации, порождаемые процессом политической модернизации, вызывают настоятельную необходимость всестороннего анализа взаимоотношений государственных институтов и социальных групп.

Список использованной литературы:

1 Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. – Караганда, 2006. – 372 с.

2 Оффе К. Дилемма одновременности: демократизация и рыночная экономика в Восточной Европе //Повороты истории. Постсоциалистические трансформации глазами немецких исследователей: В 2-х т.-Т.2: Постсоциалистические трансформации в сравнительной перспективе. – СПб.-М.-Берлин, 2003.- С.9.

3 Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. — М.: Наука, 1995.-224 с.

4 Григорьев Л., Малева Т. Средний класс России на рубеже этапов трансформации //Вопросы экономики. – 2001, № 1. — С.45-73.

5 Мауленова С.Ж., Кельтенова Р.Т. Среднесрочный прогноз формирования среднего класса в Республике Казахстан.// Экономика и статистика.- 2006, №2. – С. 24-26.

6 Аженов М.С., Бейсенбаева Д.Э. Социальная стратификация в Республике Казахстан. – Алматы: Білім, 1997. — 112 с.

7 Сагадиев К.А., Бектурганова Б.И. Средний класс — «тест» на современность: История. Теория. Статистика //Ассоциация социологов и политологов Казахстана. – Алматы, 1998. — 600 с.

8 Концепция формирования нового социально-экономического поведения граждан Республики Казахстан //Казахстанская правда. — 1995. — 28 января.- С.2.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст