Становление и развитие конфликтологической культуры будущего спе

На правах рукописи

Серебровская Наталья Евгеньевна

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В ВУЗОВСКИЙ ПЕРИОД

19.00.07 — педагогическая психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Нижний Новгород — 2011

Работа выполнена на кафедре социальной психологии и педагогики НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Семикин Виктор Васильевич

ФГБОУ ВПО «Российский государственный педаго-

гический институт им. А.И.Герцена»

доктор психологических наук, профессор

Волкова Елена Николаевна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педа-

гогический университет»

доктор философских наук, член-корреспондент Рос-

сийской академии образования, профессор

Филиппова Людмила Васильевна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный

архитектурно-строительный университет»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагоги-

ческий университет им. И.Я.Яковлева

Защита состоится «20» января 2012 года в ____ часов на заседании диссертационного совета Д212.164.02 по педагогической и коррекционной психологии при Нижегородском государственном педагогическом университете по адресу: 603950, г.Н.Новгород, ул.Ульянова, д.1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского государственного педагогического университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации referat HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected].

Ученый секретарь диссертационного совета ______Шутова Н.В.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Современный социум создает сложные условия деятельности специалистов, характеризующиеся высоким уровнем конфликтогенности профессиональной среды. Продуцируя многочисленную вариативность возникающих профессиональных ситуаций и межличностных коммуникаций, отличающихся подчас значительной напряженностью и противоречивостью, сегодняшняя социономическая сфера задает высокий уровень требований к работающему в ней специалисту. Важная роль конфликта как социально-психологического явления в жизни профессионального субъекта убедительно доказана в многочисленных научных исследованиях (А.Я.Анцупов, М.М.Берулава, Е.И.Доценко, Н.В.Гришина и др.). Умение будущего специалиста конструктивно действовать в конфликте, его способность учитывать все особенности конфликтной ситуации, навыки эффективного взаимодействия позволяют ему быть успешным в профессии.

Все это делает изучение феномена конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии, процессов ее становления и развития в вузовский период крайне актуальной.

Появление новых целей и ценностей в образовании обусловлено потребностью российского общества не просто в образованных, но, прежде всего, в компетентных и культурных специалистах, способных к проявлению позитивной профессиональной мировоззренческой позиции и успешной профессиональной деятельности в трудных ситуациях социального взаимодействия. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения акцентирует внимание на значимости развития культурного потенциала будущего специалиста. В этой связи важным, с нашей точки зрения, в профессиональной подготовке будущих специалистов социономических профессий является становление и развитие их конфликтологической культуры как составляющей профессионализма.

На наш взгляд, процесс становления и дальнейшего развития конфликтологической культуры должен осуществляться, прежде всего, в вузовский период, в вузовском образовательном контексте, цель которого состоит не столько в получении знаний о конфликте, сколько в формировании умений и навыков управления профессиональным конфликтом, приобретения системы конфликтологических компетенций. Способность самостоятельно прогнозировать конфликтные ситуации, наличие психологической готовности актуализировать и применить свои знания о конфликте в профессиональной практике, приобрести способность диагностировать реальный конфликт и конструктивно его разрешить и т.д. отражает высокий уровень конфликтологической компетентности и культуры выпускника вуза. Анализ существующей ситуации в системе высшего профессионального образования показывает, что студенты и выпускники вуза не отвечают тем требованиям, которые к ним предъявляет современная профессиональная социономическая сфера в условиях такой сложной социальной ситуации как конфликт.

С нашей точки зрения, в современных условиях модернизации системы высшего профессионального образования одной из главных задач, стоящих перед педагогикой и психологией высшей школы, является переосмысление целей подготовки будущих специалистов социономических профессий. В настоящее время вуз призван быть той образовательной средой, которая не только транслирует имеющийся культурный опыт новым поколениям, но и выступает пространством развития личности будущего профессионала, способного продуцировать собственную систему культурных норм и ценностей, способного саморазвиваться, самоактуализироваться и самореализоваться в профессии.

Целью высшего образования становится обучение и воспитание будущего специалиста, способного к саморазвитию, готового к профессиональной деятельности в изменчивом и конкурентном мире. Очевидно, что процесс культурного становления, развития и саморазвития личности специалиста должен носить непрерывный и накопительный характер. С нашей точки зрения, сегодня встает вопрос о целенаправленной, специально организованной и непрерывной профессиональной конфликтологической подготовке специалиста социономической профессии как в вузовский, так и в послевузовский период, реализующей поэтапное становление и развитие его конфликтологической культуры.

Исследование культурной проблематики до сегодняшнего дня сопровождается недостаточной разработанностью категориального аппарата, методологического инструментария. Анализ показывает, что многие ключевые категории не имеют четких определений и не содержат предпосылок необходимой им устойчивости, выполнения ими смыслообразующей роли. Это же в полной мере относится и к категории конфликтологической культуры.

В нашем понимании конфликтологическая культура будущего специалиста социономической профессии является системной категорией, отражающей высокое качество профессиональной деятельности будущего специалиста по управлению конфликтами. Она обеспечивает качественную реализацию профессионалом специальных профессиональных задач в условиях конфликта. Мы считаем, что становление конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии необходимо рассматривать в качестве цели профессиональной конфликтологической подготовки студента в вузовский период.

С нашей точки зрения, конфликтологическая культура будущего специалиста социономической профессии представляет собой сложноорганизованную, многоуровневую, динамическую, открытую систему с прямыми и обратными связями. Конфликтологическая культура будущего специалиста является тем феноменом, который рассматривается нами одновременно и как условие, и как способ освоения им конфликтной действительности в социономической профессиональной сфере.

Опираясь на всеобщий принцип детерминизма, разработанный С.Л.Рубинштейном (1957), мы рассматриваем конфликтологическую культуру как целостную личностно-деятельностную характеристику субъекта профессиональной деятельности. Конфликтологическая культура будущего специалиста социономической профессии как деятельностная характеристика становится доступной для анализа через исследования внутренних специфических закономерностей деятельности, в нашем случае – учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности студента в вузовский период обучения. А как личностная характеристика конфликтологическая культура познаваема через систему внутренних условий и образований личности будущего специалиста, его мотивацию, направленность поведения, личностные качества и свойства и т.д., через которые преломляются внешние воздействия среды.

В этом случае появляется возможность разработать и создать на практике специальные психолого-педагогические условия, необходимые для становления и развития конфликтологической культуры в вузовский и послевузовский периоды профессионализации в процессе непрерывной профессиональной конфликтологической подготовки.

Таким образом, проблему нашего исследования можно определить следующем образом: поиск путей становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии, определение необходимых для этого психолого-педагогических условий в вузовский период. Решение данной проблемы связано с разработкой научно обоснованного содержания профессиональной конфликтологической подготовки студентов в многопрофильном вузе и специалистов в послевузовский период профессионального развития.

Цель исследования: разработка концепции становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии и апробация психолого-дидактической программы профессиональной конфликтологической подготовки студентов в вузовский период и ее совершенствование в послевузовский период.

Объект исследования: психолого-педагогические условия становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии.

Предмет исследования: психологическая сущность, структура, критерии и уровни развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии.

Гипотезы исследования.

Генеральная гипотеза: конфликтологическая культура будущего специалиста социономической профессии является системным профессионально-личностным психологическим образованием, имеющим специфическую психологическую структуру, активное становление которой происходит в период вузовского обучения в условиях специально организованной образовательной среды.

Частные гипотезы:

Психологическая структура конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии включает в себя совокупность духовных ценностей, норм и жизненных принципов, составляющих профессиональное мировоззрение; профессионально-значимые личностные свойства и качества, формы приобретенного конфликтного поведения; а также профессиональные конфликтологические знания, умения и навыки, актуализирующиеся в системе конфликтологических компетенций.

В процессе становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период особую роль играют психологическая готовность к развитию конфликтологической культуры (конфликтологическая готовность), включающая в себя мотивационный, поведенческий, социально-перцептивный и личностный компоненты; и конфликтологическая компетентность как результат профессиональной конфликтологической подготовки студента, включающая в себя когнитивный, деятельностный, регулятивный и аксиологический компоненты.

В вузовский период становление и развитие конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии происходит постепенно: исходным уровнем является формирование конфликтологической готовности студента к овладению особым видом профессиональной деятельности — конфликтологической деятельностью; следующий уровень развития конфликтологической культуры отвечает за формирование конфликтологической компетентности будущего специалиста; высший уровень развития представляет собой зрелую конфликтологическую культуру будущего специалиста социономической профессии.

Психологическим механизмом развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период является особая учебно-профессиональная деятельность студентов, построенная на основе интегративного психолого-дидактического учебного содержания, деятельностно-компетентностное и практико-ориентированное построение учебного процесса, гуманизация и культуросообразность обучения.

Необходимым условием успешного становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии является интегративная образовательная среда многопредметной кафедры и высокий уровень психологической культуры преподавателя вуза.

Задачи исследования:

1. Разработать теоретико-методологические подходы к профессиональной конфликтологической подготовке специалистов в вузовский и послевузовский периоды.

2. Обосновать содержание понятий: «конфликтологическая готовность», «конфликтологическая компетентность», «конфликтологическая культура» будущего специалиста социономической профессии.

3. Выявить содержание и сущность конфликтологической культуры будущих специалистов социономических профессий.

4.Разработать психологическую структуру и смоделировать уровни развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период; разработать и реализовать программу поэтапного диагностического исследования уровней сформированности структурных компонентов конфликтологической культуры у студентов многопрофильного вуза.

4. Разработать систему интегративных учебных курсов как основы образовательного процесса профессиональной конфликтологической подготовки будущих специалистов социономических профессий в вузовский период.

5. Разработать систему конфликтологических компетенций, выпускника многопрофильного вуза.

6. Разработать и апробировать психолого-дидактическую модель программы становления и развития конфликтологической культуры в вузовский и послевузовский периоды на основе интегративного учебного содержания и деятельностно-компетентностного принципа обучения будущих специалистов.

7. Обосновать роль интегративной образовательной среды многопредметной кафедры и преподавателя вуза в становлении и развитии конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии; разработать психолого-дидактическую модель построения образовательной культуро-развивающей среды многопредметной кафедры многопрофильного вуза.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие философские и общенаучные подходы и концепции:

— культурно-исторический подход (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, Г.А.Цукерман и др.);

— деятельностный подход; положения о развитии психики в деятельности и роли субъектного фактора в этом процессе (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), психологическая теория деятельности (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев);

— субъектный подход: (А.В.Брушлинский, Е.Н.Волкова, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.);

— парадигма развивающего образования (А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, И.В.Дубровина, В.П.Зинченко, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн и др.);

— концептуальные основы развития профессиональных компетенций специалистов (А.Г.Асмолов, В.И. Байденко, В.А. Болотов, Н.И.Исаева, Т.М.Сорокина, Дж. Равен, У.В.Ульенкова, Т.И.Чиркова, В. Хутмахер, В.Д. Шадриков и др.);

— исследования психологической культуры личности (И.В.Дубровина, И.А.Зимняя, В.В.Семикин и др.);

— теории и модели профессионального образования (А.А.Вербицкий, С.А.Гапонова, Е.И.Исаев, Е.А.Климов, Ю.А.Лебедев, В.Я.Ляудис, Г.В.Мухаметзянова, В.В.Рубцов, В.В.Рыжов, В.А.Сластенин и др.);

— основные положения средового подхода (В.И.Панов, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, Л.В.Филиппова, В.А.Ясвин и др.);

— интегративный подход в образовании (Г.И.Батурина, Ш.И.Ганелин, Л.В.Загрекова, Н.М.Зверева, П.Г.Кулагин, Л.М.Митина, Т.М.Сорокина и др.);

— акмеологический подход (А. А. Бодалев, Р.С.Бондаревская, Ю.А. Гагин, А. А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Реан и др.).

Методы исследования:

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки исходных гипотез нами использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняемых методов исследования: изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области педагогической и профессиональной психологии по проблеме диссертационного исследования; такие эмпирические методы исследования, как лонгитюдное наблюдение, изучение продуктов деятельности студентов, слушателей программы МВА, преподавателей многопредметной кафедры, анкетирование, тестирование, эксперимент (констатирующий и формирующий). Для подтверждения достоверности полученных результатов использовались математические методы обработки данных: вычисление среднего интегрального показателя уровня развития психологического свойства, t-критерий Стьюдента, x2- критерий Пирсона, критерий φ*- угловое преобразование Фишера.

Научная новизна исследования:

разработана психолого-дидактическая концепция становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период на основе интегративного принципа построения содержания образовательной культуро-развивающей среды;

разработаны теоретико-методологические основы и психолого-дидактические условия становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский и послевузовский периоды с использованием деятельностно-компетентностного подхода в обучении;

разработана психологическая структура, критерии и уровни развития понятий «конфликтологическая готовность», «конфликтологическая компетентность», «конфликтологическая культура» будущего специалиста социономической профессии;

разработана теоретическая критериально-уровневая модель формирования конфликтологической готовности и конфликтологической компетентности будущего специалиста социономической профессии как уровней развития его конфликтологической культуры;

разработана и успешно апробирована психолого-дидактическая модель программы профессиональной конфликтологической подготовки специалиста социономической профессии в вузовский и послевузовский периоды;

разработана и успешно апробирована система интегративных учебных курсов в условиях профессиональной конфликтологической подготовки студентов и слушателей программы МВА.

Теоретическая значимость исследования:

В рамках диссертационного исследования теоретически обосновано и определено понятие «конфликтологическая культура будущего специалиста социономической профессии», выявлено его психологическое содержание и структура.

Разработаны концептуальные теоретико-методологические принципы построения интегративной культуро-развивающей образовательной среды с целью становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период на основе интегрированного учебного содержания и деятельностно-компетентностного подхода.

Разработаны структурные модели конфликтологической готовности и конфликтологической компетентности будущего специалиста социономической профессии на критериально-уровневой основе.

Разработана и апробирована психолого-дидактическая модель программы профессиональной конфликтологической подготовки специалиста социономической профессии в вузовский и послевузовский периоды, носящая непрерывный и комплексный характер; обоснованы принципы и механизм ее построения в специально организованных психолого-педагогических условиях обучения многопрофильного вуза.

Разработана психолого-дидактическая модель деятельности многопредметной кафедры по созданию культуро-развивающей образовательной среды как условия культурного становления будущих специалистов через внутрикафедральную и межкафедральную интеграцию в условиях многопрофильного вуза.

Разработана система построения и реализации интегративного учебного содержания, основанная на внедрении в профессиональную подготовку будущих специалистов социономических профессий системы межпредметных интегративных курсов и активных форм обучения, способствующих формированию у них системы конфликтологических компетенций и успешной учебно-профессиональной деятельности по управлению конфликтами.

Практическая значимость исследования:

в целом определяется востребованностью в обществе специалистов социономических профессий с высоким уровнем конфликтологической культуры, способных конструктивно строить свою профессиональную деятельность в противоречивых и конфликтогенных условиях современной профессиональной среды, преобразовывая ее, повышая эффективность делового общения, снижая уровень конфликтности профессиональных отношений.

В вузовской практике при подготовке будущих специалистов социономических профессий практическую значимость имеют следующие результаты нашего исследования: психолого-дидактическая модель программы профессиональной конфликтологической подготовки будущих специалистов социономических профессий; научно обоснованная структура и содержание системы интегративного обучения студентов в вузовский и специалистов социономических профессий в послевузовский периоды; междисциплинарные программы учебных курсов и система активных методов обучения в рамках конфликтологической подготовки студентов и специалистов; диагностические системы изучения и анализа структурных компонентов конфликтологической культуры будущих специалистов социономических профессий в процессе их вузовского обучения; психолого-дидактическая модель деятельности многопредметной кафедры вуза по созданию культуро-развивающей интегративной образовательной среды; программа методологического семинара (внутрикафедрального и межкафедрального) как формы учебно-методической работы вуза.

Результаты теоретического анализа и обоснованные нами теоретические положения культурного становления и развития будущего специалиста могут быть использованы для решения проблем психологии и педагогики высшей школы. Разработанные нами практические программы, формы и методы профессиональной конфликтологической подготовки будущих специалистов могут быть использованы как в вузовской практике при подготовке студентов, так и в системе дополнительного образования специалистов социономических профессий в послевузовский период, в системе повышения квалификации психологов и педагогов высшей школы.

На защиту выносятся следующие положения:

Важнейшим показателем профессионально-личностного развития будущего специалиста социономической профессии является конфликтологическая культура, включающая в себя совокупность духовных ценностей, норм и жизненных принципов, составляющих профессиональное мировоззрение; профессионально-значимые личностные свойства и качества, формы приобретенного конфликтного поведения; а также профессиональные конфликтологические знания, умения и навыки, актуализирующиеся в конфликтологических компетенциях будущего специалиста в процессе его деятельности по управлению конфликтами.

Генезис становления конфликтологической культуры в вузовский период включает в себя формирование конфликтологической готовности будущего специалиста в совокупности мотивационного, поведенческого, социально-перцептивного и личностного компонентов; формирование конфликтологической компетентности выпускника, имеющей когнитивный, деятельностный, регулятивный и аксиологический компоненты; развитие зрелой конфликтологической культуры. В послевузовский период дальнейшее развитие конфликтологической культуры специалиста происходит через повышение уровня конфликтологической компетентности и профессионального мировоззрения в ходе профессиональной конфликтологической деятельности. Основным механизмом развития при этом выступает механизм саморазвития специалиста.

Одним из важнейших условий становления конфликтологической культуры будущего специалиста в вузовский период является его профессиональная конфликтологическая подготовка в специально организованной образовательной среде вуза, важнейшими принципами построения и реализации которой являются: интеграция учебного содержания, деятельностно-компетентностное и практико-ориентированное построение учебного процесса; гуманизация и культуросообразность обучения.

Психологическим механизмом развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период является особая учебно-профессиональная деятельность студентов, построенная на основе интегративного психолого-дидактического учебного содержания.

Особая организация учебной деятельности студентов социономических специальностей, построенная на основе интеграции учебного содержания, специального структурирования предметного обучающего материала и активных методов обучения, используемых в учебном процессе, способствует возникновению у них особой учебно-профессиональной мотивации, системы интегративного конфликтологического знания и системы учебно-профессиональных интегративных конфликтологических действий; это позволяет успешно сформировать систему конфликтологических компетенций будущего специалиста, а, значит, и достигнуть высокого уровня его конфликтологической компетентности как основы конфликтологической культуры выпускника вуза.

Одним из важнейших условий успешного профессионально-личностного развития будущего специалиста является образовательная культуро-развивающая среда многопредметной кафедры многопрофильного вуза, построенная на принципах внутрикафедральной и межкафедральной интеграции, и высокий уровень психологической культуры преподавателя вуза.

Для успешного становления и развития конфликтологической культуры специалиста социономической профессии необходимо, чтобы профессиональная конфликтологическая подготовка в вузовский и послевузовский периоды носила непрерывный, преемственный и поэтапный характер, строилась на интегративной основе, была ориентирована на запросы профессиональной практики в социономической сфере деятельности.

Основные этапы исследования:

Исследование охватывало период с 2004 по 2011 год и проходило в многопрофильном вузе (Нижегородском институте менеджмента и бизнеса).

На первом этапе (2004-2006 г.г.) было выполнено исследование поискового характера, направленное на изучение проблемы становления конфликтологической культуры студентов многопрофильного вуза, степени ее актуальности в образовательном процессе высшей школы. Нами был проведен теоретический анализ существующих научных концепций и подходов по данной проблеме в педагогической, возрастной, социальной, профессиональной психологии, позволивший выявить степень разработанности данного вопроса на современном этапе. В результате проведенного анализа были определены пути изучения процесса становления конфликтологической культуры у будущих специалистов социономических профессий, выделены критерии и разработаны уровни развития основных компонентов конфликтологической культуры в период обучения в вузе. Это дало возможность сформулировать основные гипотезы исследования и разработать план исследования выявленной проблемы. На этом этапе были поставлены цель и задачи исследования, определены основные методологические подходы, выбрана исследовательская база и участники эксперимента.

На втором этапе (2006-2007 г.г.) была разработана критериально-уровневая модель психологической структуры конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии и ее составляющих, определены этапы ее становления и развития; разработана концептуальная психолого-дидактическая модель профессиональной конфликтологической подготовки студентов социономических специальностей в вузовский и специалистов социономических профессий в послевузовский период на основе интеграции учебного содержания и компетентностно-деятельностного принципа организации обучения; изучена и определена роль образовательной интегративной среды многопредметной кафедры и психологической культуры преподавателя вуза как условий продуктивного становления конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии.

На третьем этапе (2007-2008 г.г.) был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого изучались уровни сформированности конфликтологической готовности у студентов младших курсов очной и заочной форм обучения, обучающихся по социономическим специальностям.

На четвертом этапе (2008-2009 г.г.) проводился формирующий эксперимент, целью которого явилась практическая апробация разработанной нами психолого-дидактической модели программы профессиональной конфликтологической подготовки будущих специалистов социономических профессий, реализация специальных психолого-педагогических условий в образовательной интегративной среде многопрофильного вуза. В процессе формирующего исследования была изучена конфликтологическая компетентность студентов старших курсов очной и заочной форм обучения, обучающихся по социономическим специальностям в многопрофильном вузе.

На пятом этапе (2009-2011 г.г.) нашего исследования систематизировались авторские научные идеи, накопленный опыт, проведена обработка и анализ результатов экспериментов, оформлялись и публиковались результаты диссертационного исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 6 глав, заключения, списка литературы, приложений. Текст диссертации иллюстрирован ___таблицами и ___рисунками. Объем диссертации 394 страницы.

Апробация результатов исследования:

Разработанная автором концепция становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии и психолого-дидактическая модель ее реализации в ходе профессиональной конфликтологической подготовки этих специалистов были апробированы с участием студентов специальностей «Менеджмент организации», «Психология», «Юриспруденция», «Связи с общественностью», слушателей программы МВА, преподавателей кафедры социальной психологии и педагогики, психологии труда и управления Нижегородского института менеджмента и бизнеса поэтапно с 2004 по 2011 г.г.

Результаты настоящего исследования использовались в практике деятельности Нижегородского института менеджмента и бизнеса, Нижегородской школы экономики и управления.

Созданные и апробированные учебные модули программы профессиональной конфликтологической подготовки будущих специалистов социономических профессий используются при подготовке студентов других факультетов многопрофильных и гуманитарных вузов: Нижегородском государственном педагогическом университете, Нижегородском государственном университете им. Лобачевского, Институте бизнеса и политики (Нижегородский филиал).

Интегрированные курсы, созданные автором, активно используются при повышении квалификации психологических кадров в Нижегородском институте развития образования; управленческих кадров в Нижегородском государственном университете им. Лобачевского на программе «Лидеры производства».

Разработанные в ходе исследования системы конфликтологических компетенций будущих специалистов социономических профессий и специалистов-стажеров и профессионалов, работающих в профессии свыше 3 лет, используются в аттестационных испытаниях студентов и слушателей программы МВА, долгосрочных курсов профессиональной подготовки в Нижегородском институте менеджмента и бизнеса, программы дополнительного образования управленческих кадров «Лидеры производства» в Нижегородском государственном университете им. Н.И.Лобачевского.

Результаты исследования докладывались на 12 международных и региональных ежегодных межвузовских научных семинарах и конференциях, ученом и методическом советах Нижегородского института менеджмента и бизнеса, на заседании кафедры социальной психологии и педагогики, психологии труда и управления Нижегородского института менеджмента и бизнеса, кафедры психологии, социальной педагогики и предметных методик начального обучения Нижегородского государственного педагогического университета.

Отдельные концептуальные положения, разработки содержательных и диагностических аспектов становления и развития конфликтологической культуры будущих специалистов социономических профессий апробированы более, чем в 80 выпускных квалификационных работах студентов НГПУ, НИМБ и слушателей программы МВА.

Основные результаты исследования изложены в трех монографиях, 8 учебно-методических пособиях и 53 публикациях (статьях и материалах конференций, из которых 11 статей в реферированных журналах).

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность исследования; определены цель, объект, предмет, гипотезы, задачи, методы, основные этапы исследования; показана его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы основные положения, выносимые на защиту; представлены данные по апробации и внедрению результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста в системе высшего образования» содержится теоретический обзор литературы по проблеме исследования, получили отражение современные подходы к пониманию сущности такого явления как культура, и, в частности, профессиональная культура будущего специалиста. Обоснован межпредметный характер феномена культуры, определены основные подходы в его изучении в психологии, педагогики, философии, культурологии.

Предметом особого рассмотрения для нас стала конфликтологическая культура будущего специалиста социономической профессии. Была определена психологическая сущность этого понятия, проведен анализ исследований конфликтологической культуры в отечественных и зарубежных исследованиях, определена авторская точка зрения на феномен конфликтологической культуры будущего специалиста в социономической сфере.

Признание конфликта сложным и заслуживающим серьезного отношения социально-психологическим явлением со стороны научного сообщества определяет актуальность постановки проблемы нашего исследования – определения психологической сущности понятия конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии, ее структуры и условий ее становления и развития в вузовский и послевузовский периоды. Важнейшей задачей в этой связи становится выявление и анализ культурных параметров личности специалиста, позволяющих ему конструктивно выстраивать свою профессиональную деятельность в ситуациях конфликтного взаимодействия.

На сегодняшний день в научном знании сложились определенные предпосылки для феноменологического выделения этого понятия, рассмотрения его как вида психологической культуры и определения его психологической сущности. Само это понятие является новым для психологического знания, т.к. термины «культура» и «конфликт» были достаточно долгое время не вполне совместимы и изучались специалистами разных областей знаний.

В этой связи, очевидно, что в системе основных понятий, определяющих культурно-профессиональное развитие личности будущего специалиста, должно быть понятие, обозначающее особую форму его бытия в конфликтогенной профессиональной среде. С этих позиций конфликтологическая культура представляет собой часть более объемного, широкого и целостного понятия психологической культуры будущего специалиста.

При определении сущности данного вида психологической культуры будущего специалиста, ее места и роли в процессе личностного и профессионального становления и развития студента, необходимо было определить теоретические и методологические основы процесса становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период в рамках педагогической психологии.

Выделенный нами деятельностно-компетентностный подход, наряду с интегративным, акмеологическим, синергетическим, компетентностным, развивающим, культурологическим является методологической основой исследования. Соединение этих методологических подходов по принципу взаимного дополнения создает условия для всестороннего изучения проблемы становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии.

Современную ситуацию в образовании характеризуют активные изменения, происходящие, в том числе и в педагогической психологии. Они ставят ее перед лицом принципиально новых теоретических и практических проблем, наиболее важные из которых центрируются вокруг основной сегодняшней проблемы — психологическое развитие человека как активного субъекта личностных изменений, актуализирующего собственные жизненные смыслы в конструктивной профессиональной деятельности, продуцирующего культурные нормы профессионального взаимодействия в культуру современного профессионального сообщества.

Теоретический анализ существующих моделей образования, подробно представленный в первой главе диссертационного исследования, позволил нам выделить несколько из них в качестве основополагающих, характеризующихся собственными важными особенностями: традиционная модель образования (Ж.Капель, Л.Кро, Ж.Мажо, Д.Равич, Ч.Финн и др.), рационалистическая (П.Блум, Р.Ганье, Б.Скиннер и др), феноменологическая (А.Комбе, А.Маслоу, К.Роджерс и др.).

В психолого-педагогической парадигме — это парадигма развивающего обучения (А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, И.В.Дубровина, В.П.Зинченко, И.И.Ильясов, В.Т.Кудрявцев, В.Я.Ляудис, А.М.Матюшкин, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн, Б.Д.Эльконин, И.С.Якиманская и др.); личностно-ориентированные модели образовательного процесса, в центре которых — личность студента, будущего специалиста как подлинного субъекта образовательного процесса, актуализация его личностного потенциала, реализация потребности в культурном саморазвитии (А.В.Брушлинский, Е.Н.Волкова, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.). Успешно развивается сегодня отечественная психология гуманистического направления (Б.С.Братусь, Л.И.Воробьева, В.П.Зинченко, Л.Ф.Обухова, А.А.Пузырей, В.М.Розин и др.).

В современной науке ясно видны тенденции к переосмыслению понятия «специалист-профессионал». Субъектная деятельность профессионала противопоставляется активности исполнителя и узкого специалиста (А.В.Брушлинский, Е.Н.Волкова, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.). Современный профессионал рассматривается как субъект культуры и культуро-творческой деятельности, участвующий в процессах социогенеза (И.В.Дубровина, И.А.Зимняя, В.В.Семикин и др.). В психологии довольно широко используется термин «профессиональное становление личности» (Е.М.Борисова, С.Г.Вершловский, Э.Ф.Веер, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, А.И.Щербаков и др.).

Наряду с наличием достаточного числа исследований о развитии профессионализма студентов в профессиональной педагогике, в педагогической психологии мало разработаны представления о личности будущего специалиста социономической профессии, затрагивающие ее содержательно-смысловую сферу и культурное становление.

Представленные тенденции показывают, что подготовка профессионала высокого уровня культуры становится сегодня целью вузовского обучения. В этом контексте процесс культурного становления и развития специалиста, с нашей точки зрения, является одной из самых актуальных и злободневных на сегодняшний день тем исследований в педагогике и психологии высшей школы. В рамках психолого-педагогической проблематики культурный контекст — это то объединяющее начало, без которого невозможно представить успешное развитие психической деятельности обучающегося субъекта.

Высокий уровень профессиональной компетентности составляет основу профессиональной культуры специалиста. Именно поэтому особое внимание мы акцентируем на проблеме формирования профессиональной компетентности специалистов социономической сферы.

Нами была проанализирована общая феноменология профессиональной компетентности и ее частных видов, которая нашла свое отражение в работах В.А.Адольфа, Е.В.Бондаревской, И.А.Зимней, Н.В.Кузьминой, Дж.Равена и др. Можно выделить три основных подхода, в рамках которых компетентность анализируется: как показатель образованности личности (А.К.Акимова, Б.С.Гершунский, Л.Ф.Иванова, В.Ю.Кричевский, Л.М.Митина, Л.Г.Семушкина, В.М.Шепель), как готовность к деятельности (А.И.Ахулкова, С.А.Дружилов, Н.А.Колесникова, Н.Е.Костылева, Н.В.Кузьмина и др.) и как характеристика требований к будущему специалисту (А.Г.Бермус, Н.Ф.Ефремова, И.А.Зимняя, А.К.Маркова, Т.М.Сорокина и др.).

В психологической науке представлен обширный материал по изучению проблемы определения сущности и возможностей формирования профессиональной компетентности специалистов (А.Г.Асмолов, Т.Д.Барышева, И.В.Бондаренко, Л.Н.Захарова, Е.И.Исаева, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Т.М.Сорокина, У.В.Ульенкова, Т.И.Чиркова и др.).

Опираясь на положение о культуре как непрерывно продуцируемой и вновь воспроизводимой сущности, претерпевающей становление и развитие в ходе субъектной деятельности индивида, мы выделяем профессионально-прикладную специфику конфликтологической культуры будущего специалиста, что позволяет нам определить место, роль и психологическое содержание этого феномена. В этой связи основной теоретической задачей становится теоретическое обоснование того, какие именно психолого-педагогические условия, какие аспекты ситуационно-специфической деятельности студентов, в частности учебной и учебно-профессиональной, способствуют позитивным личностным изменениям, культурному становлению и развитию будущего специалиста в вузовский период.

Во второй главе «Теоретическое обоснование проблемы, гипотез и задач исследования» представлена интерпретация необходимости профессиональной конфликтологической подготовки будущего специалиста социономической профессии в вузовский период и профессионала в послевузовский период, его профессионально-личностного развития; формулируется главная проблема исследования, представлен весь его научный аппарат; дается авторское трактование понятий «конфликтологическая готовность», «конфликтологическая компетентность», «конфликтологическая культура» будущего специалиста социономической профессии, определяется содержание компонентов конфликтологической культуры в соответствии с концепцией ее психологической структуры, этапов становления и уровней развития в вузовский период и последующего развития в послевузовский период; дается теоретико-методологическое обоснование психолого-дидактической модели профессиональной конфликтологической подготовки специалиста социономической профессии в вузовский и послевузовский периоды.

Практика свидетельствует, что выпускники вузов не готовы к преобразующей конфликтологической деятельности в профессиональной среде, что выражается в недостаточном развитии у них профессионально важных структур личности, которые бы обеспечивали специалисту ориентировку в сложной ситуации профессионального взаимодействия, оценку значимости предполагаемого результата взаимодействия, управление собственным эмоциональным состоянием, выполнение предупреждающих или разрешающих конфликт действий и т.д. Именно конфликтологическая составляющая психологической культуры будущего специалиста, на наш взгляд, является одним из важных результатов профессиональной подготовки выпускников вузов. На сегодняшний день такая задача в практике высшей школы не сформулирована.

Как показывает проведенный нами анализ, существует противоречие между сегодняшними требованиями к будущему специалисту социономической профессии, от которого общество ждет успешного выполнения своих профессиональных функций в конфликтогенной среде, и отсутствием психолого-педагогических условий для становления профессионально важных конфликтологических культурных основ в вузовский период и дальнейшего развития конфликтологической культуры специалиста в послевузовский период в реальной образовательной практике.

Проблема современной психологической подготовки студентов обсуждается многими авторами. Так, по мнению Ю.Н.Кулюткина, задача может быть решена путем усиления практической направленности психологических курсов, усиления конструктивных возможностей психологического знания. В трудах А.Б.Орлова решение данной проблемы связывается с достижением особого развивающего эффекта в подготовке специалиста путем психологизации целей, содержания и методов обучения.

Мы поддерживаем точку зрения, согласно которой необходимо усиление психологической составляющей в процессе профессионального обучения специалистов социономических профессий, которую на сегодняшний день считаем недостаточной. Сформировать всю палитру личностных качеств, умений и навыков специалиста, составляющих основу его конфликтологической культуры, невозможно без достаточной психологической составляющей в его профессиональной подготовке.

Как свидетельствует проведенный нами теоретический анализ психолого-педагогических исследований, одним из важнейших и в то же время спорных аспектов профессионализации в социономической сфере выступает процесс культурного становления и развития специалистов данного профиля в процессе вузовского обучения и в послевузовский период их деятельности. Реальная деятельность специалиста социономической профессии (психолога, педагога, менеджера, юриста и др.), по мнению многих авторов (Е.Н.Волковой, М.И.Лукьянова, В.А.Маликова, Н.Н.Нечаева, В.Э.Пахальяна, В.В.Рубцова, В.В.Семикина, Т.И.Чирковой и др.) убеждает, что в сложившейся практике профессиональных отношений отсутствует культура взаимодействия, не разработаны методологические основы такого взаимодействия.

По нашему мнению, конфликтологическая культура специалиста социономической профессии наряду с другими видами культуры отражает зрелость и развитость его личности, качество его деятельности в конфликтогенной организационной среде, являясь одной из важнейших составляющих профессионализма и в полной мере проявляясь в межличностном взаимодействии.

В нашем понимании конфликтологическая культура будущего специалиста социономической профессии является системной категорией, функционально отражающей качество его деятельности по управлению конфликтами. Эта система включает в себя совокупность духовных ценностей, норм и принципов будущего специалиста (профессиональное мировоззрение); его личностных свойств и качеств, форм приобретенного поведения; мотивационную готовность управлять конфликтами; а также конфликтологические знания, умения и навыки, позволяющие ему конструктивно строить свою профессиональную деятельность и решать организационные задачи в такой трудной ситуации социального взаимодействия как конфликт.

Конфликтологическая культура является тем феноменом, который рассматривается нами одновременно и как условие, и как средство освоения конфликтной действительности. Только при достижении высокого уровня ее развития будущий специалист может успешно реализовывать профессиональные задачи в конфликтогенной среде. В этом аспекте конфликтологическая культура выступает условием успешной профессиональной деятельности профессионала.

Опираясь на всеобщий принцип детерминизма, разработанный С.Л.Рубинштейном (1957), мы рассматриваем культуру как целостную личностно-деятельностную характеристику субъекта. Поскольку конфликтологическая культура будущего специалиста социономической профессии отражает определенный аспект его профессиональной деятельности, она обеспечивает качественную реализацию специальных профессиональных задач в условиях конфликта.

Мы разделяем точку зрения И.А. Зимней на содержание понятия культуры; «внутренняя культура определяется собственно личностными, деятельностными и интегративными характеристиками личности». Именно поэтому конфликтологическая культура как качественная характеристика субъекта становится доступной для анализа через исследование специфических закономерностей его деятельности (функциональных особенностей, целей, мотивов и т.д.)

К начальному этапу культурного становления будущего специалиста, с нашей точки зрения, относится формирование психологической готовности к проявлению конструктивной позиции в конфликте и к конструктивной конфликтологической деятельности в социономической сфере, а именно конфликтологической готовности. Под ней мы понимаем психологическую (прежде всего мотивационную и личностную) готовность будущего специалиста социономической профессии к конструктивной конфликтологичнеской деятельности (решению профессиональных конфликтологических задач, управлению профессиональными конфликтами и др.

Определяя сущность конфликтологической готовности, мы опирались на идеи Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Л.Ф.Обуховой, и др. о развитии познавательной деятельности через овладение ее средствами; Е.Е.Кравцовой, Е.О.Смирновой и др. о развитии мотивационной и социальной готовности личности (преобладание познавательного мотива, овладение социальными действиями). Психологическую структуру конфликтологической готовности будущего специалиста социономической профессии составляют следующие компоненты: поведенческий, мотивационный, социально-перцептивный, личностный.

Конфликтологическая компетентность формируется на следующем этапе личностно-профессионального развития будущего специалиста и является характеристикой выпускника вуза.

Все компоненты конфликтологической компетентности (когнитивный, деятельностный, регулятивный и аксиологический) в сумме определяют отношение будущего специалиста к самому себе как к личности, субъекту конфликтологической деятельности; отношение к другим людям и профессиональному социуму в процессе профессионального взаимодействия; отношение к самой профессиотнальной деятельности во всех ее формах и проявлениях; уровень регуляции эмоциональной сферы, уровень самоконтроля личности в процессе профессионального взаимодействия.

Нами разработана психологическая структура конфликтологической компетентности будущего специалиста социономической профессии. Содержание когнитивного, деятельностного, регулятивного и аксиологического компонентов представлено в таблице 1.

Таблица 1

Психологическая структура конфликтологической компетентности будущего специалиста

Когнитивный компонент

Деятельностный

Компонент

Регулятивный компонент

Аксиологический

Компонент

Психологические, социологические, педагогические, управленческие знания

Освоение профессиональных действий:

а) перцептивных (визуальный анализ ситуации; эмоциональная адекватность);



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст