Сроки поведения экскурсии заранее выбираются учителем

Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 19

Особенности подготовки и проведения урока- экскурсии в начальной школе.

( методические рекомендации)

Составила:

Руководитель ШМО учителей

начальных классов

Острикова Т.В.

Тула-2009

Э к с к у р с и и

Экскурсия – форма организации учебно — воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения, изучать предметы и явления природы в естественных или искусственно созданных условиях.

Экскурсии предусмотрены программой. Учитель обязан выполнить минимум экскурсий, указанных в программе, учитывая их большое образовательное и воспитательное значение.

Тема, сроки поведения экскурсии заранее выбираются учителем.

Цель этих уроков:

ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы.

Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным

на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.

Экскурсия в природу является одной из доступных форм работы с младшими школьниками по краеведению.

В соответствии с учебными программами учащиеся начальных классов знакомятся с объектами природы в пределах своего района, села, города.

Тематика экскурсий определяется программой по природоведению и естествознанию.

Анализ программ, входящих в различные образовательные системы, показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют сходную тематику.

По тематике все экскурсии можно объединить в следующие группы:

а) наблюдения за явлениями в неживой и живой природе в различное время года, ознакомление с многообразием органического мира (сезонные экскурсии в природу);

б) ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;

в) экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, по ознакомлению с природными богатствами своего края и проблемами охраны окружающей среды;

г) экскурсии в музеи, зоопарки, на производство и т.д.

Значение экскурсий.

Образовательное

-углубление, расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы;

-формирование целостного мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде;

-проверка теоретических знаний на практике;

— приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы;

Развивающее

-развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;

— развитие умения сравнивать и анализировать;

-развитие интереса к изучению природы;

Воспитательное

-эстетическое воспитание;

-воспитание патриотизма, любви к природе;

-воспитание культуры поведения в природе, аккуратности , ответственности;

— воспитание бережного отношения к природе

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях

обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать,

устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.

Экскурсии связаны с пребыванием детей на свежем воздухе и с движением и поэтому содействуют укреплению здоровья детей. Наконец, экскурсии дают возможность собрать разнообразный природный материал для последующих занятий в классе и для приготовления всевозможных наглядных пособий- гербариев, коллекций.

Структура экскурсии.

1. Общее введение (место, время проведения экскурсии, инструктаж).

2. Вводная беседа ( тема, цель, актуализация знаний по теме).

3.Непосредственно экскурсия, объяснение учителя, самостоятельная работа детей.

4.Отчёт о проделанной работе, демонстрация собранного материала.

5. Дополнительное сообщение учителя по необходимости.

6.Заключительная беседа. Подведение итога.

7. Домашнее задание(заполнить таблицу, составить коллекцию, нарисовать..).

Подготовка учителя к экскурсии

1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или

проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.

2. Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.

3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут.

Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно- полезной деятельности учащихся.

4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.

6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся

(когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно- полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.

7. Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.

Составление конкретного плана экскурсии, содержащего в себе следующие разделы:

1.Тема экскурсии.

2.Краткое содержание знаний, которые должны получить обучающиеся.

3.Последовательный ход экскурсии, основные вопросы-задания, которые будут даны обучающимся для общей и индивидуальной работы, краткое содержание заключительной беседы.

4.Оборудование( блокнот, карандаши, ручки ,пакетики для сбора природного материала, гербарные папки, сачки, бинокли, лупы, морилки, копалки, компас, термометр, мерная лента, снегомерная линейка, карточки-определители.

Подготовка обучающихся к экскурсии

Каждый ученик должен знать цель экскурсии. Учитель заранее знакомит детей с тем, куда и зачем они пойдут, что надо наблюдать на экскурсии, какой материал собрать для дальнейшей работы в классе. Для повышения интереса и внимания , целесообразно поставить перед детьми несколько вопросов, ответ на которые они смогут дать только в результате наблюдений, сделанных на экскурсии.

Особое внимание следует уделить вопросу о дисциплине. Если экскурсия проводится впервые, надо сообщить детям, что экскурсия-это тот же урок, только проводится не в классе, а в природе. Поэтому на экскурсии необходимо соблюдать тишину при объяснении учителя, не мешать товарищам. Необходима дисциплина и при передвижении к месту экскурсии. Если экскурсия проводится не впервые, всё же не мешает напомнить детям правила поведения, сделав особое предупреждение тем детям , которые плохо вели себя на предыдущих экскурсиях.

Знакомя детей с планом экскурсии, учитель даёт задания по подготовке необходимого оборудования. Для того, чтобы приучить детей к ответственности и бережному отношению к школьному имуществу, необходимо заранее распределить, кто из детей за какое оборудование отвечает.

Успех экскурсии во многом зависит от ее организации. С этой целью

класс можно разделить на небольшие группы (по 5—6 человек) и назначить в каждой старшего, который будет отвечать за порядок и выполнение заданий.

Каждая группа имеет соответствующее снаряжение: компас, лопатки, папки для гербария, этикетки, баночки, лупу и т. п. в зависимости от характера

экскурсии.

Главное, чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе.

Проведение экскурсии

Приведя детей к месту экскурсии, следует собрать их и в краткой беседе напомнить цель и задания, которые должны быть выполнены обучающимися.После этого можно приступить к изучению намеченного материала.

Центральным моментом всякой экскурсии в природу является наблюдение. Основная задача учителя на экскурсии организовать наблюдения детей, т.е. направить их внимание на существенные стороны изучаемого объекта или явления.

Это достигается путём постановки ряда вопросов-заданий, заставляющих детей внимательно рассмотреть весь предмет или явление в целом, сравнить его с другими предметами, найти сходства и отличия, рассмотреть его части и т. д. Содержание и система вопросов всецело определяются целью экскурсии.

Приведём пример.

На экскурсии в лес учитель должен был познакомить детей с наиболее распространёнными деревьями и кустарниками. Приведя детей на место экскурсии, учитель предложил осмотреть им лес, найти знакомые деревья кустарники и подготовить ответ на вопрос, как они узнали то или иное дерево или кустарник. После небольшой паузы учитель предложил одному из учащихся показать и назвать какое – нибудь знакомое дерево. Ученик показал и назвал берёзу.

Учитель. А как ты её узнал?

Ученик. По коре — у неё кора белая с чёрными пятнами. Ещё по листьям — у неё мелкие листья с зубчиками.

Учитель спросил, все ли дети согласны с ответом товарища. Получив утвердительный ответ, он со своей стороны подтвердил его правильность и вызвал следующего ученика, который показал и назвал липу и правильно отметил её характерные отличительные признаки. Третий ученик, показывая сосну, назвал её ёлкой и в качестве признаков, по которым он узнал, что это ёлка, указал на наличие иголок и шишек. Учитель снова обратился к детям: все ли согласны с ответом? Мнения детей разошлись. Учитель вызвал ученика, назвавшего это дерево сосной, и предложил доказать правильность своего ответа. Ученик ответил:

— У ели иголки короче и длинная шишка.

Учитель предложил всем внимательно рассмотреть ель и сравнить её с сосной. Отвечая на вопросы учителя, дети обратили внимание на различное расположение ветвей, на различие хвои, шишек, коры. Так учитель, организовав наблюдение детей уточнил, уточнил их представление о деревьях леса. Таким же путём он ознакомил их и с кустарниками.

Наблюдая конкретные предметы и явления, отвечая на вопросы учителя, дети могут давать и ошибочные ответы, делать неправильные выводы и заключения из наблюдаемых фактов.

В этих случаях учитель должен помочь учащимся путём дополнительных наблюдений, сравнений осознать допущенную ошибку, подметить противоречие между высказанным суждением и наблюдаемыми фактами и подвести детей к правильному выводу.

Покажем это на примере той же экскурсии в лес.

Рассмотрев с детьми ряд деревьев и кустарников, учитель перешёл к выяснению характерных и общих признаков дерева и кустарника. Подведя детей к месту, где росли рядом дерево и кустарник, учитель предложил их сравнить и ответь на вопрос: чем же дерево отличается от кустарника?

После небольшой паузы учитель вызвал одного ученика, который ответил: «Дерево большое. А кустарник маленький».Учитель обратился к другим детям: «Все ли так думают?»Все подтвердил своё согласие. Тогда учитель обратил внимание детей на молоденькую маленькую липку, которая росла рядом и была значительно ниже кустарника. Дети знают, что липа –дерево. Они задумались: значит на все деревья больше кустарника. Учитель добавил, что в холодных странах растут карликовые деревья, которые, даже будучи взрослыми, по размерам значительно уступают нашим крупным кустарникам. Таким образом величина оказалась недостаточным признаком для различия дерева и кустарника. Учитель вызвал другого ученика, который ответил: «Дерево толстое, а кустарник тонкий».Путём сравнения с той молодой липкой учитель помог детям осознать недостаточность и этого признака. Третий ученик обратил внимание на то, что « дерево растёт одно, а у кустарника много прутиков».Учитель уточнил этот ответ , введя термин «ствол», которого, как оказалось дети не знали.» У дерева один главный ствол, от которого отходят в сторону ветки, а у кустарника нет главного ствола, а растёт много ветвистых стеблей». Правильность этого вывода учитель предложил проверить на целом ряде других деревьев и кустарников. Таким образом, на основе наблюдений, сравнений, учитель помог детям установить характерные особенности дерева и кустарника.

В этом примере хорошо видна методика работы учителя: суть её заключается в умелой обстановке вопросов, развивающих наблюдательность детей и заставляющих всех задумываться над поставленными вопросами.

Учитель не спешит отвергать неверные ответы детей и не сообщает готовых выводов, а путём вопросов, организующих дополнительные наблюдения, сравнения, подводит учащихся к осознанию неправильности сделанных выводов и обобщений. Так , через ряд ошибочных или неточных суждений, дети под руководством учителя приходят, наконец к выводу , основанному на наблюдении, анализе и обобщении конкретных фактов.

Показывая объект на экскурсии, учитель должен позаботиться о том, чтобы объект был хорошо виден всем обучающимся. Это достигается правильной расстановкой детей вокруг рассматриваемого предмета (кольцом или полукругом).

В процессе работы у детей могут возникнуть различные вопросы, не относящиеся к теме экскурсии. Неопытный учитель, стремясь дать ответ на все эти вопросы, часто упускает основную цель экскурсии. Во время общей работы учитель должен держать детей в рамках темы. Отклоняя посторонние вопросы, учитель предлагает запомнить их, чтобы вернуться к ним по окончании работы. В конце экскурсии, или когда заканчивается определённый этап её, учитель предлагает детям задать интересующие их вопросы. Не на все вопросы нужно давать ответы. Часть вопросов дети могут разрешить сами, проведя дополнительные наблюдения в природе или школьном уголке природы.

Некоторые вопросы могут оказаться слишком сложными для детей данного возраста.

В каждой экскурсии бывают обычно помимо общей работы также моменты самостоятельной работы по заданиям учителя.

Наиболее простыми являются задания по сбору материала для дальнейшей работы в классе, например: «Собери листья берёзы(клёна, липы)».Такая работа требует умения различать листья деревьев по характерным признакам, содействует уточнению представлений о деревьях.

Более сложные задания связаны с наблюдением изучаемых объектов: «Зарисуй обрыв, обозначь на рисунке слои»; « Измерь толщину каждого слоя, запиши».

Ещё более трудными являются задания, которые требуют от обучающихся умения сравнивать изучаемые явления, подмечать их сходство и различия, например «Сравни дерево и кустарник, чем они отличаются»; «Сравни сосну и ель, чем они похожи»; « На крыше сарая растёт маленькая берёзка. Объясни, как она сюда попала».

Предлагая задание, учитель должен сообразовывать их с силами обучающихся. В 3-х, 4-х классах можно для памяти записывать задания в блокнотах. Это делается в классе при подготовке к экскурсии. В 1-м, 2-м классах задания даются в устной форме.

Выполнение заданий требует предварительных разъяснений со стороны учителя. Иногда необходимо показать тот или иной приём работы.

Давать ли детям одно и то же задание или разные — зависит от характера задания. Если нужно собрать побольше разнообразного конкретного материала, можно дать различные задания. Если же задание имеет целью дать детям определённые знания, предусмотренные программой, разделение труда здесь неуместно. Так как все дети должны получить эти знания.

При выполнении детьми самостоятельной работы учитель не остаётся пассивным наблюдателем. Он обходит детей. Обращая особое внимание на отстающих и , если нужно. Оказывает им помощь. Но помощь не должна сводиться к подсказыванию готового ответа или выполнению работы за ученика.

В конце экскурсии следует подвести итоги, вспомнить поставленные перед экскурсией вопросы и дать на них краткий ответ. К формулировке вывода надо привлекать детей.

Как на самой экскурсии, так и в заключительной беседе не следует заниматься детальным изучением собранного материала: это гораздо удобнее сделать в классе. Время экскурсии надо использовать на изучение такого материала, который в класс не принесёшь или потому что объект слишком велик, или потому, что его надо рассмотреть в естественной обстановке, например: почвенное обнажение, деревья и кустарники.

При подведении итогов экскурсии целесообразно остановиться на оценке дисциплины класс и отдельных учеников, наглядно показывая последствия плохого поведения (плохое усвоение материала, напрасная потеря времени, порча оборудования). Это содействует воспитанию сознательной дисциплины и бережного отношения к природе и школьному имуществу.

На экскурсии используются разнообразные виды учебной деятельности:

наблюдение, беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа обучающихся, зарисовки и т.д.

Учитель должен не только хорошо овладеть каждым приёмом в отдельности, но и уметь их правильно сочетать на экскурсии.

В зависимости от цели экскурсии и содержания материала сочетание этих приёмов может быть разнообразным.

Укажем некоторые общие принципы построения плана экскурсии:

1.Подготовку к экскурсии – сообщение цели, разъяснение заданий и т. д.- следует проводить в классе, за день-два до экскурсии.

2.По приходе на место экскурсии необходима очень краткая вводная беседа, чтобы напомнить детям цель экскурсии и содержание заданий.

3.Прежде чем переходить к изучению частностей, надо рассмотреть явление в целом всем классом под руководством учителя. Здесь уместен краткий рассказ учитель об изучаемом объекте, но не следует предвосхищать то , что дети могут дальше рассмотреть сами.

4.Центральный момент экскурсии- наблюдение объекта или явления. Здесь возможны разнообразные приёмы: если материал труден для самостоятельного изучения, учитель ведёт работу со всем классом: задаёт вопрос, выслушивает ответы, исправляет их, задаёт следующий вопрос и т. д. и попутно или в конце даёт задание собрать необходимый материал для дальнейшего изучения в классе материал.

Если материал нетруден для понимания и у детей уже имеются некоторые навыки самостоятельной работы, можно прямо перейти к работе по заданиям. Задания могут быть индивидуальными или групповыми. Прежде чем обучающиеся приступят к выполнению заданий. Иногда необходимо показать приёмы работы.

Работа по заданиям обычно чередуется с моментами общей работы. По сигналу учителя все собираются, сообщают о результатах наблюдений, показывают материал. Учитель помогает сформулировать вывод, сообщает необходимые дополнительные сведения. Далее снова переходят к самостоятельным наблюдениям и т. д.

5.В конце экскурсии необходима итоговая беседа: сообщения обучающихся, сопровождаемые показом собранного материала, обобщающее слово учителя.

6.По окончании деловой части экскурсии можно позволить отдохнуть, организовано поиграть.

Успех проведения экскурсии во многом определяется учителем, его

мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям. Необходимо, чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании детей, вызвало у них живой образ, обострило их глаз, обогатило мысль, язык поэтическими образами. Однако детям надо помочь находить эти поэтические краски.

С этой целью можно использовать чтение отрывков из художественных произведений, в которых имеются поэтические описания природы. Если дети устали на экскурсии или учитель чувствует, что необходимо повысить интерес к какому-либо объекту, можно использовать для этого занимательные вопросы и загадки.

Можно давать детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. На экскурсии использовать загадки С.Маршака, Е.Благининой, Е.Серовой, Р. Федькина.

Перед экскурсией давать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Уделить большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.

Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя

строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные. Не следует умалчивать о воздействии человека на растения, на животных и на неживую природу.

Зимняя экскурсия во II классе.

Содержание экскурсии: определение признаков зимы, свойств снега и

льда, характерных признаков лиственных и хвойных деревьев; наблюдение за

жизнью зимующих птиц, растений и зверей, деятельностью человека по охране

природы.

Методы и виды работ: беседа, рассказ учителя, наблюдения, практическая

работа, самостоятельная работа, обработка собранного материала.

Маршрут и объекты для наблюдений: дорога, пруд , лес;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст