Средняя общнобразовательная школа №63 г. Краснодара бабкина Ирин

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩНОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63 г. КРАСНОДАРА

Бабкина Ирина Дмитриевна,

классный руководитель 5 «В» класса

Краснодар, 2010

Цели и задачи:

Пробудить интерес к жанру фронтовой песни.

Расширить представления о значении и роли поэзии времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого.

Развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности.

Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.

Формировать активную гражданскую позицию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «КТО СКАЗАЛ, ЧТО НЕТУ

МЕСТА ПЕСНЕ НА ВОЙНЕ?»

.

Ход мероприятия:

1-й чтец: Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что двадцать лет

И тридцать лет

Живым не верится, что живы…

2-й чтец: Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

1-й ведущий: Слайд 2

22 июня, ровно в четыре часа… Трудно придумать что-то более простое, прозаичное и конкретное, чем бесхитростные слова этой песни, кажется первой песни о войне, прозвучавшей по радио через несколько дней после её начала. Она звучала почти как донесение:

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа,

Киев бомбили,

Нам объявили,

Что началась война…

(Звучит запись песни «22 июня»)

Классный руководитель:

Так началась самая кровопролитная война в истории страны — страны, ещё по настоящему не оправившейся от ужасов гражданской междоусобицы, ещё не залечившей раны беспощадной коллективизации, ещё не очнувшейся от сталинского террора. До красного знамени на Рейхстаге надо было выжить 1418 дней, полных крови, пота и слёз.

1-й чтец: Они к нам не придут, не постучат, И всё ж, хотя нам это всем известно, Мы за столом для них оставим место, Нальём бокалы им…

Пускай стоят!

2-й чтец: Мы – внуки их, нам больше повезло, Мы – будущее их, нас миновало… Зато как после нам их не хватало И как без них нам было тяжело!

3-й чтец: Не ждут их больше матери назад, Состарились их жёны и невесты Под мирным небом всходят повсеместно Цветы и травы, где они лежат.

4-й чтец: Но памяти о них навек верны, За счастье жить мечтаем, честь по чести, И вспомним, не сговариваясь, песни, Что распевались ими в дни войны.

5-й чтец: «Землянку», «Огонёк» и всё подряд… И будем слушать, в чувствах не лукавы, О чём молчат, не тронуты бокалы, О чём они не выпиты кричат!

Классный руководитель:

В годы Великой Отечественной войны литература, искусство были душевными поверенными героического народа. Творчество и подвиг слились воедино. Стихи и песни во все времена были бойцами. А в суровые годы они особенно нужны были народу. Они помогали людям идти по огненным дорогам войны, сквозь страдания и смерть. Песни военных лет. Они поражают пронзительным лиризмом. Звучит песня – и уходит суровая усталость, и тает дым пороховой. Земли родной окопный запах вдыхается, как луговой настой.

1-й чтец: Я бы с песни начал свой рассказ, Пусть узнают юные солдаты, Как однажды, в предрассветный час, Песни взяли в руки автоматы. С этой песней первой бомбы свист, Наша сила, мужество и горе, И неслось, как лозунг, как призыв Над страной в одном едином хоре.

(Звучит запись песни «Священная война»)

2-й ведущий: Слайд 3

24 июня 1941 года в газете «Известия» было опубликовано стихотворение В. Лебедева -Кумача «Священная война». На следующий день композитор А.Александров написал к нему музыку. С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.

1-й ведущий:

В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Песня передавалась из уст в уста, ее пели и в бою, и на привале, она дарила новые силы. Да и сейчас, более шестидесяти лет спустя, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы.

2-й чтец: Я бы с песни начал свой рассказ, Слайд 4 У которой трудное начало, Сколько раз, холодных, зимних раз Нас в землянке песня согревала. Принесли комбата в медсанбат, Врач сказал: «Не доживёт до ночи». «Мне бы, песню, «- прошептал солдат, — «Я до песен с давних пор охочий!»

3-й чтец: Я бы с песни начал свой рассказ, С той нехитрой песни сокровенной, Что, как символ радости неслась Над Софией, Будапештом, Веной. Пешим ходом и в грузовике, Жарким днём и зимнею порошей, Мы её носили в вещмешке, Самой ценной, самой лёгкой ношей. И быстрей, чем вести из газет, От Москвы к высотам Сталинградским, Песня шла по кругу, как кисет, С самым крепким табаком солдатским.

4-й чтец: Я бы с песни начал свой рассказ, Слайд 5 Пусть узнают юные солдаты, Как однажды, в предрассветный час, Песни взяли в руки автоматы. Им наград не вешали на грудь, Их портретов не было в газете, Но прославлен их нелёгкий путь, И народ, воспевший песни эти!

(Звучит запись песни «В землянке»)

2-й ведущий:

Война и песня: на первый взгляд, что может быть общего между ними? Ведь все ужасы, трудности и лишения военного времени не оставляют места для песен… И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

1-й ведущий:

Под Москвой и Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу, помогала укрепить дух, дарила уверенность.

5-й чтец: От песни сердцу было тесно: Она вела на смертный бой, Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой.

2-й ведущий: Слайд 6

Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились блокноты с записями фронтовых песен. Устраивались полевые концерты, которые помогали на время забыть обо всех горестях и трудностях. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. Потому, что порой именно песня могла вдохновить на новые подвиги, придать новую силу.

(Звучит запись песни «На безымянной высоте»)

1-й ведущий:

Знали люди, что война — это пропасть, это гибель… Но веря в победу над врагом, каждый день, сотворяя свой подвиг жизни в тылу, матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ждали, надеялись и писали письма.

1-й чтец: Этот маленький белый листок Посылаю в землянку к тебе, Чтобы строчками этими мог Часто думать в бою обо мне, Не давая пощады врагу, Чтоб, в землянке порой находясь, Знал: любовь я твою берегу, Вспоминаю тебя каждый час. Знаю я: презираешь ты смерть Ради нашей с тобою любви, И мне хочется чуть посмотреть На черты дорогие твои. Но ведь, милый, грохочет война, Рыщет враг по просторам родным, И любовь наша, наша судьба Проверяются в дыме войны… Не тоскуй же, герой дорогой! Этим самым хочу я сказать: Далеко ты, но в сердце с тобой, Вижу я дорогие глаза… Ветер песню мою унесет, Чтоб тебе помогала в бою. Помни: девушка верит и ждет И любовь, и победу твою!

2-й ведущий: Слайд 7

Казалось бы, простые стихи, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату, они помогали ему в трудную минуту, согревали теплом любящего сердца. Помогали забыть хоть ненадолго обо всех ужасах войны, заряжали новыми силами и мечтами. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

(Звучит запись песни «Катюша»)

1-й ведущий:

Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Она была дорога и молодым и старым, как напоминание о тех, кто верил в них, кто ждал их дома. В этой песне отражалась мечта каждого, вера во что-то доброе и вечное. Она становилась еще ближе, еще нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье.

2-й ведущий: Слайд 8

Именно песни позволяли солдатам, хоть ненадолго, вернуться в мирное время, выразить свои чувства, расслабиться, сделав передышку. Песни были слышны и во время короткого отдыха. А в решительные минуты помогали мобилизовать свои силы, избавиться от слабости, страха и усталости.

Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В. Агатова «Темная ночь». Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню…

(Звучит запись песни «Тёмная ночь»)

1-й ведущий: Слайд 9

Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, помогая людям сплотиться в час этой страшной беды, помогая выжить и помнить о друзьях и близких, объединяя страну в единый фронт. Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Текст песни «В лесу прифронтовом» принадлежит Михаилу Исаковскому, а музыку написал Матвей Блантер.

(Звучит запись песни «В лесу прифронтовом»)

2-й ведущий: Слайд 10

А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли! Конечно же, появлялись новые песни, рассказывающие о радости и надежде на новую, возрожденную после военных лет, жизнь. Радуясь и веря в будущее, сочиняли новые песни. Мирное время — какое счастье, какая радость!

(Звучит запись песни «День Победы»).

Классный руководитель: Слайд 11

Но Победа — это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать ближе к тем великим людям, кто смог выстоять в ужасные годы войны, помнить и чтить память погибших, стать сильнее, мужественнее, человечнее.

2-й чтец: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но все же, все же, все же…

(Звучит запись песни «Журавли»)

Минута памяти погибших в годы Великой Отечественной войны.

Поздравление ветеранов.

Спасибо за внимание, до скорых встреч!!!

PAGE

PAGE 7