Средняя образовательная школа №60 г. Липецка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 60 г. Липецка

Нестандартные формы и

методы работы на уроке

Выполнила: Учитель математики

Добромыслова Маргарита Анатольевна

Г. Липецк, 2008 г

Содержание

Введение………………………………………………………………

3

1.

Понятие необычного в педагогической и методической литературе…………………………………………………………….

4

1.1.

Необычный урок по Карлу Роджерсу………………………………

4

1.2.

Что такое современный урок?…………………………………………………….

5

2.

Организация нестандартных форм и методов преподавания математики……………………………………………………………

6

2.1.

Виды нестандартных уроков………………………………………..

6

2.1.1

Уроки с измененными способами организации. ………………….

8

2.1.2.

Уроки, опирающиеся на фантазию. ………………………………..

9

2.1.3.

Уроки с игровой состязательной основой. ………………………..

10

2.1.4.

Уроки изобретательства, или защиты ученических проектов. …..

13

2.1.5.

Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации. ………………………………………………

13

2.2.

Сравнительная характеристика традиционного, развивающего и личностно ориентированного обучения на уроках математики…..

17

2.3.

Из опыта работы………………………………………………………

19

Заключение ………………………………………………………….

21

Литература……………………………………………………………

22

Приложение 1………………………………………………………..

23

Приложение 2…………………………………………………………

25

Введение.

Смысл обычного в русском языке многозначен: обыденное, общепринятое, обыкновенное, заурядное, рядовое, ординарное. В этих синонимах есть позитивные значения: обычный – это нормальный. Поэтому можно сказать, что обычный урок – это хорошо, как проверенный временем залог нормального познания жизни.

Именно на уроке идет подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и продвижению к благополучию – как своему, так и всего общества. Все это — обычные уроки нашей повседневной жизни.

Действительно, цель обучения изменилась и, как известно, она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи урока остаются неизменными многое десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность.

Во всех нормативных актах об образовании законодательно определено, что ученик – это не только субъект образовательный, но и социальной и общественной жизни, ее самоорганизации и самореализации.

Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность можно. Однако, для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности и, соответственно, к ученикам. Проще всего сделать это не сразу, последовательно переходя к конкретным формам не совсем обычной деятельности обучения.

С другой стороны, есть традиции, отказ от которых чреват серьезными последствиями. Исследователи выделяют такие особенности российской педагогики конца XIX начала XX вв, которые составляют гордость наших национальных традиций: приоритет духовно-нравственного образования над рациональным, построения школы вокруг семьи и семейных традиций и т.д. Других, обычных, традиционных ценностей было намного больше: доминирование пассивно-репродуктивного восприятия воспитанниками знаний над творческой познавательной деятельностью; ставка на «усреднение» движение к общей цели, на фронтальные формы и методы образования в противовес индивидуализированным и групповым технологиям. Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства – монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекций. Их смысл – требование воспроизвести сказанное учителем в форме монологического ответа, привести пример на применение полученного знания, использовать информацию для решения учебных задач, выполнения заданий. Не совсем обычным становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения. Эти методы можно использовать и как фрагменты в ткани урока и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов.

1. Понятие необычного в педагогической и методической литературе.

1.1. Необычный урок по Карлу Роджерсу

К необычному на уроке выдающиеся педагоги относились по- разному. В античной и средневековой педагогике необычное, т.е. выходящие за рамки установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым, а учителя, нарушавшие это требование, жестоко наказывались. Были и редкие исключения, только подтверждавшие незыблемость правила: диалогистика Сократа, уроки на природе в «Доме радости» Витторино да Фельтре. Правило же, озвученное Платоном, сводилось к тому, что образование должно образовывать правильные понятия, отсекать все, что мешает осуществлению идеи нравственности и, в первую очередь, ограничить природную чувственность человека.

Первые, как бы «узаконенные» элементы необычного вносит в урок «Великая дидактика» Я.А. Каменского. Прежде всего – это принцип наглядности. введение этого принципа в строгую канву урока произвело революцию в педагогическом сознании и поколебало уверенность в неизменности классических правил.

Одним из первых ученых, обратившихся к переносу традиционных основ обычного обучения, направленного к чувственной сфере и разработавшим основы смыслового (необычного) обучения, был К. Роджерс (1902-1987, США). Он выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, которое дает обучающимся знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития. Благодаря такому разделению обозначилась новая сторона обучения — деятельность учения, т.е. особым образом организованная работа ученика. Она представляет собой привычный процесс обучения с непривычной стороны: как организацию взаимодействия между учителем и учениками.

Рассмотрим основные позиции значимого (личностно ориентированного) учения по Роджерсу.

а) Встреча с проблемами

Учение, значимое для учащихся, имеет место обычно в ситуациях, воспринимаемых как проблемные. Поэтому следует разрешить учащемуся на любом уровне соприкасаться с важными проблемами его жизни, спорными вопросами.

б) Конгруэнтность учителя

Конгруэнтность предполагает, что учитель должен быть именно таким, каким он есть на самом деле, открытым в отношениях с учениками. Он живой человек, а не безличное воплощение требований программы.

с) Принятие и понимание

Учитель принимает учащегося таким, каков он есть и способен понять его чувства, способен положительно относиться к нему и эмпатически понимать его чувства страха сопутствующего восприятию нового материала.

Что такое современный урок?

Говоря словами И. М. Верзилина «Урок — это солнце, вокруг которого, как планеты вращаются все другие ФОРМЫ учебных занятий».

Главное требование к уроку — это достижение цели, усвоение изучаемого материала. Недопустимо ограничивать урок сообщением нового материала и контролем. При таком подходе основная тяжесть работы падает на домашнее задание. Превращение урока в пассивное время препровождение (сиди, слушай) приводят к колоссальной трате времени. Главная задача учителя — активизировать уроки, добиться включения учащихся в работу на всех этапах урока, заставить ученика трудиться, трудом добывать знания, все 45 минут работы. Урок может проходить стихийно по шаблону: — опрос — объяснение — задание на дом. При такой схеме урок может быть удачным или не удачным.

В школе важны все виды учебной работы, но объяснение нового материала занимает особое место. Что может быть проще: прочитал учебник, пересказал его — и объяснение состоялось. При таком подходе процент запоминания равен — 30 — 40%. Сам рассказ и само слушание можно резко активизировать.

Как этого добиться?

Главным, определяющим видом объяснения является — проблемное изложение. В чем суть? В умении включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания, ученик получает от учителя не готовые знания, а добывает их собственными усилиями. При этом учителем выдвигается проблема (вопрос, идея, положение), которую нужно доказать решить и объяснить. Выдвигаются гипотезы, далее идет обоснование предположений, приводятся примеры, проводятся опыты, эксперименты, привлекаются ранее изученные теоремы.

Как учитель математики, я часто использую проблемные ситуации, проблемные задачи при изучении новой темы.

Например: классу дается серия задач, которые дети решают с опорой на уже имеющиеся у них знания, но вдруг встречается задача, при решении которой не хватает знаний. Что же делать?

Вот тут включается познавательная деятельность учащихся, которая сопряжена с догадкой, удивлением, озадачиванием, напряженным размышлением, поиском аргументов и доказательств. Здесь мы видим и мотив, без которого не возможно подлинное развитие интеллекта. Еще К.Д. Ушинский говорил, что «..учение взятое принуждением не будет способствовать развитию мыслительных способностей». Эмоциональное восприятие материала и сознательное его усвоение в ходе собственной деятельности и есть процесс превращения знаний в убеждение.

Я считаю, что сегодня невозможно активизировать учебный процесс без опоры на принцип мотивации учения.

Если цель учителя — заставить ученика выучить стихотворение, формулу, теорему и т.д., то ученик, выполняя требование учителя выучит даже если ему это не интересно. Но может ли ученик самостоятельно «открыть» закон, правило, если он не увлечен, не переживает процесс поиска. Нет, не может, потому что мыслительный процесс всегда внутренне мотивирован.

Чем же отличаются проблемные уроки от непроблемных?

Главное — в структуре урока!

Дидактическим показателем проблемного урока является его «синтетичность», т.е. повторение пройденного материала сливается с введением нового материала, происходит как бы незаметное вхождение учащихся в новую тему.

Как показала практика передовых учителей необязательно тратить время на каждом уроке на проверку домашнего задания. Когда 3-4 ученика отвечают, а остальные слушают невразумительные ответы своих товарищей. Опроса может и не быть, а вместо него может быть решение типовых задач, похожих на домашнее задание, либо фронтальная самостоятельная работа, что бы освежить в памяти знания.

Без объяснения нет обучения. Однако теперь уже стало банальным, что если учитель весь учебный материал объясняет, «разжевывает» и в рот кладет. При этом ни о какой познавательной активности учащихся и речи быть не может.

Это не значит, что учитель ничего не должен объяснять, что ученики все должны сами открывать. Ведь сложные понятия, непосильные для самостоятельного усвоения надо конечно объяснять учащимся.

Закрепление изученного материала — третий элемент урока. Как правило это выполнение многочисленных упражнений, решение ключевых задач. Без таких видов работ не может быть проблемного обучения, т.к. на этом этапе урока развиваются обще учебные умения и навыки, развивается память.

Не обязательно, что бы все уроки были проблемными. Они могут чередоваться с не проблемными в зависимости от содержания излагаемой темы. Главное, что бы на уроках учитель мог правильно определить цель, научно насытить урок, связать обучение с жизнью, активизировать мыслительную деятельность учащихся разными методами, использовать индивидуальный подход к ученику, применять на уроках ТОО, дидактические материалы и наглядность, развивать познавательные интересы и способности, соблюдать требования возрастной и педагогической психологии.

2. Организация нестандартных форм и методов преподавания математики.

2.1. Виды нестандартных уроков.

Сегодня не совсем обычных методов обучения и целых уроков – огромное количество, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока, т.к. учитель, как правило, опирается на свою интуицию, а не на какие – либо научные основания. Это приводит к существенным недостаткам, снижающим педагогическую эффективность учебного процесса:

стихийность и бессистемность использования (исключения составляют лишь уроки лекционно-семинарской системы, пришедшие из практики высшей школы);

отсутствие прогноза положительных изменений – роста качества знаний и умений;

преобладание репродуктивных технологий обучения: обращается внимание преимущественно на форму организации учебного процесса, а не на его содержание;

перегрузка уроков учебным материалом, особенно это относится к интегрированным урокам, учебным конференциям. Отсутствуют этапы обобщения, преобладает работа с фактическим материалом, не имеющим особого образовательного материала.

Непривычные формы используются немотивированно, как уроки – одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Преобладают итоговые формы: зачеты, семинары, решение кроссвордов. На сегодняшнее время разработана классификация нестандартных уроков.

1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся, урок – общественный смотр знаний, урок – диспут, урок с применением компьютеров.

2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок – ролевая игра, урок – соревнование, урок – КВН, урок – путешествие, урок – аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок – «домино», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок типа «следствие ведут знатоки», урок – деловая игра, урок – «Что? Где? Когда?», урок – эстафета, дуэль, викторина, урок – тест.

3. Уроки творчества: урок изобретательства, урок – осмотр самодеятельной выставки.

4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок – лекция, урок – семинар, урок решения задач, урок – конференция, урок – консультация, урок – зачет, парный опрос, экспресс – опрос, защита оценки, урок – зачет, урок – семинар, урок – общественный смотр знаний. итоговое собеседование. ученическая конференция.

5. Уроки с измененными способами организации: лекция — парадокс, защита знаний. защита идей, урок вдвоем, урок – встреча.

6. Уроки опирающиеся на фантазию: урок – сказка, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – рассказ об ученых, урок – портрет, урок – сюрприз.

Исследователи так представляют творческие принципы нестандартных уроков.

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального типа урока.

4. Поддержка альтернативности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. «Скрытая» дифференциация учащихся по ученым возможностям, интересам, способностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.

Познакомимся более подробно с не совсем обычными методами обучения и уроками, которые будем рассматривать в соответствии с приведенной выше классификацией, что позволит выбрать любому учителю все новые и новые основания для учебной деятельности.

2.1.1. Уроки с измененными способами организации.

Урок – лекция.

Основные условия организации:

1. Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.

2. В случае использования укрупненной дидактической единицы.

3. Урок обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, или как заключительные для всего курса.

4. Введение в тему.

5. Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.

6. Применение знаний для решения практических задач.

Методика проведения урока – лекции.

При лекционном ведения урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками, поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала.

Способы создания проблемной ситуации:

— постановка перед учащимися теоретической проблемы.

— создание проблемы путем изложения теории возникновения какого-нибудь понятия.

— постановка проблемы путем анализа и обобщения освоенных ранее знаний и умений.

— возникновение проблемы в результате исключения путей и способов решения задач.

Варианты организации работы на уроке.

Для каждого учащегося могут быть подготовлены таблицы с канвой изложения материала, с пропусками, которые заполняются в процессе слушания лекции. Такие таблицы готовят в случае систематизации знаний и классификации понятий.

При изучении определенного материала активными методами познания становятся аналогии, сравнения, обобщения.

Учащимся на кануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой части выписать необходимые определения, теоремы, которые будут использоваться на уроке; а правая часть заполняется на уроке под руководством учителя.

В проблемно-развивающем обучении предлагается следующая типология лекции.

1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Цель – приобретение знаний учащихся как бы самостоятельно.

2. Лекция – визуализация. Основное содержание лекции представлено в рисунках, графиках, схемах.

3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу 2-х учителей (учителя и ученика), читающего лекции по одной и той же теме.

4. Лекция – провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умение учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Так называемый метод живой ситуации.

5. Лекция – диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен ответить непосредственно в ходе лекции.

6. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций). Школьники сами формируют проблему и сами пытаются ее решить.

Урок – лекция «Парадокс»

Цель – повторение материала, развитие внимания и критического мышления.

1. Учитель читает лекцию, в содержании которой включает ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности.

2. Учащиеся обсуждают лекцию, выполняют задания – составляют план и находят в материале ответы на поставленные учителем вопросы.

3. Учащиеся фиксируют ошибки, «допущенные» учителем.

4. Делают записи в тетради в виде таблицы

план лекции

ошибки

ответы на вопросы

5. Записи проверяет учитель или ученик – лаборант.

6. Обсуждение ошибки и выяснение того, почему утверждение неверно.

Такие лекции практикуются в старших классах. Их продолжительность 23 – 30 минут.

2.1.2. Уроки, опирающиеся на фантазию.

Уроки творчества

Цель – повторение и обобщение по теме на основе развития креативных навыков.

Организация урока.

1. Класс делится на 5 групп.

2. Создается жюри.

3. Каждой группе вручается задание:

— первая и вторая группа составляет кроссворд, зашифровав, строго научно или шутливо, термины по данной теме;

— третья и четвертая группы готовят аукцион игры, в котором ведущий задает играющим по два вопроса;

— пятая группа пишет план-сценарий учебного кинофильма по теме урока (на 3 мин).

4. Время работы группы – 10 мин.

5. Смотр творческих групп, баллы фиксируются и суммируются, объявляются лучшие группы.

Подобные уроки позволяют развить учащимся, творчески применять знания, воспитывать взаимоответственность. Рекомендуются в средних и старших классах.

Урок – творческий отчет

Цель: практическое применение знаний по теме или разделу.

1. Тема и дата урока объявляется заранее (один два месяца).

2. Объявляются варианты творческих заданий по теме: например, разработать проект, произвести лабораторные исследования, написать реферат, взять интервью у специалиста.

3. Работать можно индивидуально или группой, полностью самостоятельно или пользуясь консультациями учителя.

Требования к ответу: дать обоснование выбора вопроса и формы работы, изложить суть и объяснить полученные результаты, показать их практическое применение.

Подобные уроки позволяют формировать исследовательские навыки учащихся.

2.1.3. Уроки с игровой состязательной основой.

«Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы осветить и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли».

И.А. Сикорский.

«Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса»

Ш.А. Амонашвили.

К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые игры.

Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Решения во многих принимают коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Учебная игра применяется для развития умений использовать полученные знания на практике. Большинство учителей, методистов игру называют дидактической. Анализ психолого-педагогической литературы по этому вопросу, наблюдение за игровыми действиями. Позволяет выделить следующие виды игр.

— Игры – упражнения.

Они занимают 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим стимулом для развития познавательных упражнений, осмысления и закрепления учебного материала, применение его в новых ситуациях. Это – разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст