Справочник руководителя учреждения культуры. 2010. №3. С. 6-16

В помощь планированию

работы библиотек в 2013 году

Предварительная работа

Модель организации процесса планирования см.: Алексанова Ж.А. Планирование деятельности учреждений культиуры // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2010. — №3. — С. 6-16.

Комплексный анализ состояния дел в библиотеках района на момент планирования.

См.: Анализ деятельности общедоступных библиотек Нижегородской области в 2011 году / Мин-во культуры Нижегор. обл.; Нижегор. гос. обл. универс. науч. б-ка им. В.И. Ленина. – Н. Новгород, 2012. – 107 с.

Свод главных цифровых показателей (в соответствии с формой 6-НК) (факт/план).

См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета»;

Министерство экономического развития Российской Федерации; Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Приказ от 15 июля 2011 г. №324 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минкультуры России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений культуры»: извлечения // НБА. — 2012. — №1. — С. 47-95;

Макарова И. Отчет как инструмент эффективности // НБА. — 2012. — №1. — С. 3-9.

Средние показатели (читаемость, посещаемость) (факт/план).

Основные задачи (события) года.

Организация библиотечного обслуживания населения.

Уточнение состояния и перспектив развития населения, демографической ситуации в районе.

Корректирование «Единого плана библиотечного обслуживания населения» (ежегодно).

Внимание! В январе 2013 г. уточненный «Единый план библиотечного обслуживания населения» необходимо сдать в научно-методический отдел НГОУНБ одновременно со статистическим и текстовым отчетами. («Единый план…» предоставляется в НМО 1 раз в 5 лет).

См.: Составление «Единых планов библиотечного обслуживания населения»: Семинар-практикум // В помощь повышению квалификации библиотечных кадров на 2002-2003 гг.: метод. рекомендации. – Н. Новгород, 2002. – С. 11-15.

Рекомендации по составлению «Единого плана библиотечного обслуживания населения … района» / Нижегор. гос. обл. универс. науч. б-ка им. В.И. Ленина. – Н. Новгород, 2007. – 4 с.

Население района (города), количество человек. В т.ч. молодежи, детей.

Количество населенных пунктов.

Количество библиотек

— всех систем и ведомств

— общедоступных.

Как планируется осуществлять координацию их деятельности?

Количество населенных пунктов, охваченных библиотечным обслуживанием.

Соответствие/несоответствие нормативам.

См.: Распоряжение Правительства РФ от 13 июля 2007 г. №923-р «О внесении изменений в социальные нормативы и нормы»;

Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований: приняты XII Конф. РБА, Ежегод. сессия, 16 мая 2007 г. // rba.ru/od/baz.doc

Процент обслуживания населения библиотеками (факт/план)

— всех систем и ведомств

— общедоступными.

Наличие «Программы модернизации библиотечного обслуживания». На какие годы, кем утверждена. Если такой программы нет, то рекомендуем ее разработать (с учетом социальных нормативов, административно-территориального устройства, возможностей создания модельных библиотек и использования современных технических средств, наличия библиотек других систем и ведомств).

См. также:

Манилова Т.Л. О концепции программы развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года // РБА. Информационный бюллетень РБА. — №49. — СПб., 2008. — С.7-10.

Кузнецова Т.В. Основные ориентиры развития общедоступных библиотек Санкт-Петербурга до 2015 года // РБА. Информационный бюллетень РБА. — №52. — СПб., 2009. — С. 15-19.

Ярошевская Т.Л. Библиотеки Екатеринбурга: равенство информационных возможностей для каждого / Ярошевская Т.Л., Смирнова Н.А., Трофимова Е.Е., Краснова Е.С., Лакедемонская Н.Н. // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2012. — №1. — С. 20-53.

Изменения сети: открытие, закрытие, перемещение библиотек.

Наличие и перспективы создания в планируемом году модельных библиотек (СИЦ, компьютерных библиотек и др.).

Создание новых структурных подразделений.

(Указываются предпосылки подобных изменений, источники финансирования).

Внестационарная сеть (факт/план):

— количество библиотечных пунктов

в т.ч. в сельской местности

— количество пользователей библиотечных пунктов

— обслуживание на дому (какие категории населения, количество)

— сколько из них обслуживаются книгоношами, сколько – библиотечными работниками

— количество книгонош.

Поддержка внестационарного обслуживания населения со стороны администраций поселений, предприятий, учреждений и др. Формы поощрения библиотекарей-общественников, книгонош.

Библиобус

— количество и места стоянок

— количество пользователей.

См.: Организация внестационарного обслуживания населения: консультация / Нижегор. гос. обл. универс. науч .б-ка им. В.И. Ленина; сост. М.Г. Болотова. – Н. Новгород, 2010. (Имеется в фонде НМО НГОУНБ. Может быть заказана по МБА или электронной почте).

Социальные партнеры и формы взаимодействия с ними.

Участие библиотек в реализации областных, районных (городских) социокультурных программ (название программ, форма участия библиотеки, финансирование).

Общерайонные мероприятия и участие в них библиотек.

Разработка собственных проектов и программ. Источники дополнительного финансирования на реализацию проектов и программ, на что будут направляться средства.

Реклама библиотеки и её деятельности

 Реклама   библиотеки  – информация о библиотеке, ее фондах и возможностях с целью повышения популярности библиотеки.

Основные направления:

— информация о библиотеке и её структурных подразделениях (филиалах, отделах);

— информация о библиотечном фонде, его составе и структуре;

— информация об услугах, предоставляемых библиотекой.

Функции рекламы библиотеки разнообразны:

— формирование спроса на библиотечно-информационные услуги;

— содействие узнаваемости конкретной библиотеки;

— популяризация новых форм и методов обслуживания пользователей;

— снижение эффекта сезонности посещения библиотеки пользователями;

— противодействие конкуренции.

Планирование рекламной деятельности.

Главное в планировании рекламной деятельности библиотеки – это постановка цели рекламы и определение её задач. От того, насколько четко и ясно определена цель рекламы, зависит дальнейший процесс её создания и действия.

Позиционирование услуги – следующий этап в планировании рекламной деятельности. Библиотеке необходимо определить объект рекламирования. Это может быть библиотечное обслуживание в целом; услуги, ресурсы библиотеки и способы их получения; отдельные структурные подразделения.

При планировании рекламной деятельности библиотеки должен быть четко определен тот контингент пользователей, который нуждается в рекламируемых услугах.

Следующий этап – выбор средств распространения рекламы. По отношению к аудитории библиотечная реклама подразделяется на внутрибиблиотечную, предназначенную для её читателей (информационные стенды, выставки, плакаты, схемы и др.), и внешнюю, ориентированную на потенциальных пользователей (плакаты, афиши, щиты, стенды, биллборды, вывески, баннеры («растяжки»), витрины, указатели, информация в окнах и др.).

Чтобы определиться, каким образом развивать рекламную деятельность, желательно начать свою работу с социологического опроса. Можно спросить у самих читателей, что нужно сделать, чтобы библиотека была более привлекательной.

Значительную роль в рекламе библиотек играют библиотечные издания (газеты, альманахи, дайджесты и др.), в которых отражается жизнь библиотеки, публикуются отчеты о деятельности библиотеки.

Эффективность библиотечной рекламы определяется количеством пользователей библиотеки, услугами и частотой обращения к ним.

Формы и методы работы

Мероприятия по привлечению пользователей. Акции (как в стенах библиотеки так и вне), направленные на пропаганду библиотеки и оказываемых ею услуг. Например, «В новый год с новым читателем», «Будь на волне – читай!», «Ощути радость чтения», «Я читатель!», «Современная библиотека – новые услуги!», «Приведи друга в библиотеку», и др. Экскурсии по библиотеке, презентации отделов библиотеки и их возможностей. Организация открытых (летних, уличных) читальных залов «Библиотека на открытом воздухе» и др. Предполагаемая результативность.

Формирование фирменного стиля. Под фирменным стилем понимается набор постоянно используемых цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских элементов.

Фирменный стиль, как правило, представлен деловой документацией, рекламно-информационными печатными материалами, элементами оформления выставок, сувенирной продукцией.

Рекламная продукция содержит представленные в привлекательной форме сведения о структуре библиотеки, составе ее фондов, предлагаемых услугах. Виды рекламной продукции: листовки, афиши, буклеты, проспекты, путеводители по библиотеке, памятки, книжные закладки, пригласительные билеты, открытки, календари и др.

Планируется тематика, виды изданий, объем, методы распространения.

Реклама через СМИ (количество публикаций, радиопередач, телесюжетов и др.).

Электронные формы рекламы

Электронные презентации, видеоролики, радиореклама в помещении библиотеки, электронные базы данных, электронные интерактивные игры и викторины,

Интернет-реклама: сайты библиотек, рекламные заставки, рассылка информационных писем по электронной почте, электронные каталоги, рекламно-библиографические материалы в блогах, социальных сетях, читательские форумы, баннеры и др.

Реклама сайта библиотеки (баннерные обмены, размещение ссылок на сайтах схожей тематики, листовки, презентация сайта, видеоролики/презентации о возможностях сайта и др.)

Рекламная деятельность библиотеки не сводится к использованию разнообразных рекламных средств. Важным ее направлением является распространение рекламных материалов и обеспечение результативности ее рекламной политики. Эффективность этой деятельности определяется количеством пользователей библиотеки и частотой обращения к ее услугам. Плохой дизайн, низкая запоминаемость или содержательная перегруженность материала, его редкая обновляемость могут привести к низкой результативности рекламы.

Литература:

Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г.

Борисова О.О. Реклама в библиотеке: учебно-практ. пособие / О.О. Борисова. – М.: Либерия-Бибинформ, 2005. – 214 с.

Борисова О.О. Рекламная кампания библиотек / О.О. Борисова // Библиография. – 2001. — №6. – С. 56-64

Дворкина Н.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции / М.Я. Дворкина. – М.: [Изд-во МГУКИ], 2000. – 48 с. (Современная библиотека; 2)

Клюев В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности. (Маркетинг в системе управления библиотекой): учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / В.К. Клюев, Е.М. Ястребова. – 2-е изд., дораб. и доп. – Москва: Профиздат; 1999. 143,[1] с. (Современная библиотека; Вып. 1)

Матлина С.Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама: практ. пособие / С. Г. Матлина. – М.: Либерея, 1997. 96 с.

Огилви Д. Огилви о рекламе / Д.Огилви; пер. с англ. А. Гостев и Т. Новикова. – М.: ЭКСМО, 2008. – 229 с.

Разработка и технологии производства рекламного продукта: учебник / авт. Л. М. Дмитриева, Н. А. Анашкина, Ю. С. Бернадская и С. Н. Литунов; ред. Л. М. Дмитриева. – М.: Экономистъ, 2008. 638 с.: ил. (Homo faber)

Реклама. Творчество. Успех: опыт работы /Нижегор. гос. обл. универс. науч. б-ка им. В.И.Ленина. – Н.Новгород, 1997. – 24 с.

Реклама информационной продукции и услуг: информ.-метод. пособие / авт.-сост. Е. В. Доватор . – М. : ЦНСБ, 1997. 20 с.

Цесарская Г. О фирменном стиле / Г. Цесарская // Библиотека. – 1997. – №1. – С. 32-34.

Шевелилова Н.В. Интернет-представительства муниципальных библиотек Нижегородской области: достижения, проблемы, перспективы // Панорама библиотечной жизни области: опыт, новые идеи, тенденции развития. – 2011. – Вып. 1 (61). – С. 29-36.

Шрайберг Я.Л. Интернет-ресурсы и услуги для библиотек / Я.Л. Шрайберг, М.В. Гончаров, О.В. Шлыкова. – М.: [Изд-во МГУКИ], 2000. – 140 с.

Штыхван В.Н. Узнаваемость и привлекательность: фирменный стиль как средство позиционирования библиотеки в мегаполисе / В.Н. Штыхван, Н.В. Теплова // Современная библиотека. – 2010. – N 2. – С. 70-74.

Интернет-ресурсы:

«В помощь создателям сайтов библиотек»: консультация [Электронный ресурс] // Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И. Ленина: сайт. – Н. Новгород, [1995–2012]. – URL: HYPERLINK «http://www.nounb.sci-nnov.ru/library/rus/struct/nmo/help.html» http://www.nounb.sci-nnov.ru/library/rus/struct/nmo/help.html (дата обращения 22.10.2012).

Информационно-справочный портал Library.ru [Электронный ресурс] / АНО «Институт информационных инициатив», Российская государственная библиотека для молодежи: сайт. – Москва. — URL: HYPERLINK «http://www.library.ru» http://www.library.ru (дата обращения 22.10.2012).

Электронная библиотека проекта «Винницкая реклама». Книги по рекламе [Электронный ресурс] / Рекламное агентство «Винницкая реклама»: блог. Винница, 2007-2012. — URL: HYPERLINK «http://vr.com.ua/blog/book/» http://vr.com.ua/blog/book/ (дата обращения 22.10.2012).

Реклама как средство позиционирования современной библиотеки [Электронный ресурс] // Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского: сайт. – Киев, [2012]. URL: HYPERLINK «http://www.nbuv.gov.ua/» \t «_blank» nbuv.gov.ua› HYPERLINK «http://www.nbuv.gov.ua/articles/crimea/2004/doc/71.pdf» \t «_blank» articles/crimea/2004/doc/71.pdf (дата обращения 22.10.2012).

Библиотечная реклама как эффективный инструмент продвижения чтения [Электронный ресурс] // Творческое агентство «Вперед к мечте»: сайт. – [2012]. URL: HYPERLINK «http://www.detlit.ta-vkm.ru/libraries5.html» http://www.detlit.ta-vkm.ru/libraries5.html (дата обращения 22.10.2012).

Реклама в современной библиотеке [Электронный ресурс] // Волгоградский государственный социально-педагогический университет: сайт. – Волгоград, 1997-2012. URL: HYPERLINK «http://vspu.ru/library/o-rabote-biblioteki-v-pechati-1/reklama-v-sovremennoi-biblioteke» http://vspu.ru/library/o-rabote-biblioteki-v-pechati-1/reklama-v-sovremennoi-biblioteke (дата обращения 22.10.2012).

Реклама в библиотеках [Электронный ресурс] // «Библиотечные штучки»: блог. – [2008-2012]. URL: HYPERLINK «http://library-items.blogspot.com/2008/10/blog-post_26.html» http://library-items.blogspot.com/2008/10/blog-post_26.html (дата обращения 22.10.2012).

Рекламный ролик библиотеки им. В. Маяковского г. Санкт-Петербург для 5 канала [Электронный ресурс] // YouTube: сайт. – [Москва], 2005-2012. URL: HYPERLINK «http://www.youtube.com/watch?v=epRs9DL8vqQ» http://www.youtube.com/watch?v=epRs9DL8vqQ (дата обращения 22.10.2012).

Работа с пользователями

Изучение читательских интересов

Группа Цель Форма Объем

Дифференцированное обслуживание. Приоритетные группы. Система работы с ними (цель, основные направления, предпочтительные формы).

Обязательно осветить систему работы со следующими группами:

молодежь;

пожилые люди, инвалиды, особо – участники Великой Отечественной войны.

Поощрение постоянных (лучших) читателей (звания почетных читателей, система льгот, бенефисы, чествования, награждения и др.).

Наличие литературных гостиных, лекториев, клубов по интересам. Название, цель (или направление деятельности), для какой группы пользователей предназначены.

Деятельность по продвижению чтения, книги

Основные задачи:

— изучение местного сообщества, анализ локальных читательских интересов, диагностика проблем, существующих в социальных группах;

— формирование позитивных образов книги, чтения, читающего современника

— работа с конкретными читательскими группами, разработка социально ориентированных проектов;

— продвижение качественной литературы, расширение круга чтения пользователей;

— приобщение граждан к деятельности по продвижению чтения, стимулирование общественных инициатив в поддержку чтения;

— развитие любительских объединений читателей.

Темы и формы работы

— Стенд «Почтовый ящик наших проблем»

— Опрос «Какая проблема, по-вашему, больше всего волнует горожан?»

Интервьюирование (анкетирование) «Книга в руках успеха»

— Что Вы сейчас читаете?

— К какой книге Вы обратились в трудную минуту жизни?

— Что для Вас вообще чтение книг, зачем оно Вам?

— Что, на Ваш взгляд, должен прочитать каждый молодой человек?

Информационно-рекомендательная деятельность

Выставочные проекты, рекомендательные серии, книжные закладки «Три причины прочитать», «Как читатель читателю…», «Классная классика», «Литературный гурман», «Любителям…» (по жанрам литературы).

Творческие акции

— Поэтические вечера «Гармония чувств»: к Всемирному дню поэзии (21 марта);

— «БИБЛИОНОЧЬ-2013»: к Всемирному дню книги и авторского права (23 апреля);

— Открытие Летнего читального зала: к Общероссийскому дню библиотек;

— Фотоконкурс «Город наш читающий» (номинации «Литературный образ», «Как хорошо уметь ЧИТАТЬ»), акция «Читающее такси»: ко Дню города;

— Фестиваль читательских историй «Как я повстречался с любимой книгой»;

— Интернет-проект «Десять книг, которые…»: рассказывает читатель;

— Конкурс буктрейлеров «В объективе — КНИГА»;

— Дискуссионный зал: проведение неформальных конференций по типу Печа-кучи «Книга, меняющая жизнь», диспутов «Чтение не нуждается в защите?», «ЧТЕНИЮ быть!?» и др.

Социально ориентированные проекты

— «Библиотечный дворик: с малышом на прогулку»;

— «Дом без одиночества»: для пожилых людей;

— Библиокафе для первокурсников «Я + МЫ»;

— Волонтерская подростковая группа «Я читаю малышам»: чтение вслух в детском саду, семье»;

Проект «Мужчина и библиотека»: исторический клуб «История России», фотографическое общество, фотоконкурс «Мужчина среди книг», вечера авторской песни «Мужские песни», информационная кампания «Искусство быть отцом и дедом»;

Проект «Женский взгляд»: клуб «Дамский роман», ток-шоу «Самая интересная девушка — читающая девушка», рекомендательные серии книг «Секреты стиля», «Рецепт ее молодости» и т.д.

Любительские объединения

клуб любителей … (по жанрам литературы);

литературный абонемент «Магия чтения»;

литературно-творческие студии самодеятельных поэтов;

клуб интересных встреч «Живая библиотека»;

клуб для молодых родителей «Азбука семьи».

Литература:

Алексеева О. Рецепт от скуки, или где живут интернет-библиотекари // Медиатека и мир. — 2012 — № 1. — С.32-33.

Гузикова Е. Добрые странички Книги Жизни // Молодые в библиотечном деле. — 2008. — № 10-11. — С. 143-156.

Кузьмин Е., Орлова Э., Урмина И. Оценка социальной эффективности деятельности по продвижению чтения // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2011. — № 2. — С. 34-46.

Конышева О. Читатель и библиотека — встречное движение // Новая библиотека. — 2012. — № 13 (181). — 39-45.

Национальная программа поддержки и развития чтения: год четвертый. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» (Москва, 18 ноября 2010 г.) и IV Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы» (Москва, 19 ноября 2010 г.). — М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. — 216 с.

Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы (по итогам пяти лет реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России). Сборник статей — М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. — 216 с.

Чаусова А., Шайдуров А. Звездный мастрид от известных персон // Библиотека. — 2012. — № 1. — С.20-23.

Интернет-ресурсы:

Акция «Книга с закладкой» // Межрайонная централизованная библиотечная система им. М. Ю. Лермонтова: сайт. — Санкт-Петербург, [2008–2012]. — URL: http://www.lplib.ru/about/rateofbooks/zakladka (дата обращения 06.09.2012).

Буктрейлеры — современный способ продвижения книг в библиотеках: слайд-шоу // Современная библиотека: блог / Екатерина Василькова. — Москва, 09.10.2011. — URL: http://sbiblioteka.blogspot.com/2011/10/blog-post_09.html (дата обращения 06.09.2012).

Диванная // Свердловская областная научная библиотека им. В. Г. Белинского: сайт. — Екатеринбург, [2004–2011].—URL: http://book.uraic.ru/chitaem_vmeste/divan (дата обращения 06.09.2012).

Публикации. 2012 г. / РБА, Секция по чтению. — Санкт-Петербург, [2005-2012]. — URL: http://www.rba.ru/content/activities/section/30/publ.php?papka=30&name_sec=Секция по чтению&nom=30 (дата обращения 06.09.2012).

Чтение-21: портал / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Фонд «Пушкинская библиотека». — [Москва, 2006]. — URL: http://www.chtenie-21.ru (дата обращения 06.09.2012).

Livelib: сохраняем знания:[социальная сеть любителей книг]. —[Москва], 2006–2012.— URL: http://www.livelib.ru/ (дата обращения 06.09.2012).

BookМag.Ru: клуб любителей чтения и книг: сайт. — Москва, [2004-2009]. — URL: http://www.bookmag.ru/ (дата обращения 06.09.2012).

BookMix.ru: клуб любителей книг: сайт. — Москва, [2008-2012]. — URL: http://bookmix.ru/ (дата обращения 06.09.2012).

10 Книг, Которые Изменили Мою Жизнь: [обзор] // Сансерферы. С любовью из Бали: блог. — [2012].— URL: http://www.sunsurfers.ru/10-book-which-changed-my-life/ (дата обращения 06.09.2012).

ЮНЕСКО отмечает следующие международные десятилетия, объявленные Генеральной Ассамблеей ООН:

2010-2020 годы Десятилетие Организации Объединенных Наций, посвященное пустыням и борьбе с опустыниванием

2005-2015 годы HYPERLINK «http://www.un.org/waterforlifedecade/» \o «Opens external link in new window» \t «_blank» Международное десятилетие программы «Вода для жизни»

2005-2015 годы HYPERLINK «http://www.un.org/esa/socdev/unpfii/ru/index.html» \o «Opens external link in new window» \t «_blank» Второе Международное десятилетие коренных народов мира

2011–2020 годы HYPERLINK «http://www.who.int/roadsafety/decade_of_action/en/index.html» \t «_blank» Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения

2008–2017 годы HYPERLINK «http://www.un.org/ru/events/2nd_poverty_decade/» Второе Десятилетие Организации Объединенных Наций по борьбе за ликвидацию нищеты

2006–2016 годы Десятилетие реабилитации и устойчивого развития пострадавших регионов (третье десятилетие после Чернобыля)

2005–2014 годы HYPERLINK «http://portal.unesco.org/education/en/ev.php-URL_ID=23279&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html» \t «_blank» Десятилетие образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций

Основные события года

2013 год в России официально объявлен Годом охраны окружающей среды (Указ Президента РФ от 10.08.2012 № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды»).

2013 год также объявлен Годом экологии и охраны окружающей среды на пространстве Содружества Независимых Государств – СНГ.

См.: Раздел «Экологическое просвещение населения».

Навстречу знаменательным событиям и памятным датам



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст