Список использованной литературы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ

«ОБРАЗОВАНИЕ»…………………………………………………………………………..8

1.1.Сущность образования………………………………………………………………………8

1.2.Образование в Республике Беларусь………………………………………………….13

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ

ШКОЛЫ…………………………………………………………………………………………..13

2.1.Понятие и сущность содержания образования……………………………………13

2.2.Источники и факторы формирования содержания

образования……………………………………………………………………………………….15

2.3.Реализация национально-ориентированного компонента

содержания образования современной школы…………………………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..25

ВВЕДЕНИЕ

Динамические изменения социально-экономической ситуации в развитых государствах мира, обострение национальных и общечеловеческих проблем потребовали переосмысления роли образования. Проявилась неразрывная связь образования с процессами, происходящими в экономике, обществе, во всех сферах практической и духовной деятельности человека, возросло значение образовательной сферы как механизма развития общества. Республика Беларусь, безусловно, не стоит в стороне от этих глобальных мировых процессов.

Решая проблемы образования, современная философско-педагогическая мысль пришла к необходимости создания национальной парадигмы образования, которая, с одной стороны, была бы самобытной в своих культурных истоках, а с другой — способной взаимодействовать с другими культурными традициями.

Необходимо создание такой системы образования, основной задачей которой станет укоренение индивида в его родной культурной традиции, превращающейся в духовный источник сегодняшнего и будущего развития. Этот процесс должен быть не реанимацией умерших ценностей, истин, стандартов и правил, а обращением к опыту прошлого для разрешения насущных задач, связанных с вхождением в мировую цивилизацию и культуру.

Образование – относительно самостоятельная сфера, способная в нынешних условиях при соответствующей политике задать импульс, ускорить развитие региона, двигать общество вперед. Образование может и должно стать неотъемлемым механизмом консолидации нации и развития национального самосознания – явления, посредством которого каждый народ приходит к осознанию своей исторической судьбы, своего места и роли в развитии мировой цивилизации и культуры. Выявление и определение собственной цели и собственного интереса становится сегодня действенным фактором самоорганизации и возрождения нации, принципом социальной политики государства Беларусь.

Цель курсовой работы: раскрыть сущность национально-ориентированного компонента содержания образования современной школы.

Объект исследования: содержание образования.

Предмет исследования: сущность национально-ориентированного компонента содержания образования современной школы.

Задачи:

На основе изучения соответствующей литературы провести теоретический анализ проблемы образования в современной школе.

Раскрыть понятие и сущность содержания образования.

Изучить особенности реализации национально-ориентированного компонента содержания образования современной школы.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ»

1.1. Сущность образования

Важная роль образования в экономическом и социальном развитии современного общества, обеспечении международной конкурентоспособности национальных экономик предопределяет постоянный интерес политических, научных, деловых и общественных кругов к проблемам государственной образовательной политики. Общепринято понимание, что «будущее принадлежит тем странам, которые имеют наиболее эффективные школы, способные создать интеллектуальный потенциал как важную объективную основу для развития способностей большинства граждан и для обеспечения их благополучия». [8, с.112]

Понятие образования – весьма сложное и многоаспектное.

В известной работе основоположника философской антропологии ХХ в. Макса Шелера «Формы знания и образование» образование определяется как категория бытия. При этом, констатируя ситуацию нарастающей несвободы в современной ему Европе, М.Шелер подчеркивал, что только «свобода как вечно живая личная спонтанность духовного центра в человеке… есть фундаментальное и первое условие всякой возможности образования и просвещения человека», связывая тем самым понятие образования с основной категорией, отражающей специфику человеческого бытия. [19, с.46] Видя в образовании главный фактор противостояния несвободе, М.Шелер утверждал, что проблема образования — это центральная проблема ХХ века.

Образование – (лат. culture animi – культура души) — это, по Шелеру, индивидуально самобытный образ, в границах которого и соразмерно которому происходит вся свободная духовная деятельность человека, которая, в свою очередь, направляет все психофизические жизнепроявления в поведении человека. [19, с.16]

Шелеровское, как и любое другое, философское, определение образования в качестве формы человеческого бытия включает в себя два аспекта, отражающие наличие в культуре двух встречных процессов:

подъема индивида к всеобщему опыту и знанию;

субъективизации всеобщего опыта и знания в уникальных единичных формах самосознания личности.

Деятельность общества, направленную на то, чтобы помочь индивиду осуществить такое сложно-противоречивое движение, также принято называть образованием – это педагогическое определение понятие образования. [1, с.69]

Подобные определения, несмотря на свою предельную абстрактность, оказываются иногда полезными, поскольку (именно в силу своей абстрактности) они могут сыграть роль того идеального конструкта, который совершенно необходим при обсуждении вопросов, предполагающих бесконечное количество ответов на них. Так, например, обстоит дело с обсуждением путей и направлений развития образования в современном мире.

В своем структурном срезе образование представляет собой процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано представлениями о социальных функциях человека.

Реан А.А., Бордовская Н.В. и Розум С.И. отмечают, что образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;

образование есть практика социализации человека и преемственности поколений;

образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства;

образование — процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности;

образование способствует развитию региональных систем и сохранению национальных традиций;

образование – социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества;

образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен в общественной жизни и в отдельном человеке. [14, с.375]

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.

Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования.

В современном мире образование становится одним из основных факторов экономического, социально-политического и духовного развития общества. Обществу нужны качественно новые характеристики образовательных систем, и прежде всего, такие, которые способны успешно решать следующие задачи образования школьников:

Развитие умений и навыков, формирование отношений, необходимых для непрерывного образования (владеть общеучебными умениями и навыками, навыками работы с информацией, включая работу с компьютерной техникой, быть заинтересованным и ответственным за свое непрерывное образование, т.е. принцип учись учиться становится ведущим в образовательном процессе).

Развитие конструктивного мышления (мыслить критически и действовать логично, чтобы оценивать ситуации, решать проблемы и принимать решения; понимать и решать проблемы с привлечением математики, а также использовать полученные результаты; эффективно использовать различные технологии, инструменты, информационные системы; получать и использовать специальные знания из различных областей, например, социальных, физических, технологических наук).

Развитие умений и навыков, необходимых для эффективной коммуникации (понимать и говорить на том языке, на котором осуществляется трудовой процесс, в том числе и на иностранных языках; уметь слушать для того, чтобы понимать и учиться; читать, понимать и использовать письменные (печатные) материалы, включая графики, таблицы, дисплеи; уметь эффективно писать на том языке, на котором осуществляется трудовой процесс).

Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру (самоуважение и уверенность в себе; честность, целостность и личная этика; позитивное отношение к учебе, своему развитию, здоровью; инициативность, энергия и настойчивость в работе; умение ставить цели, определять приоритеты в работе и личной жизни; умение планировать и управлять временем, деньгами и другими ресурсами для достижения целей; отчетность за совершаемые действия; гражданственность; ответственность за окружающую природу; адаптивность; позитивное отношение к изменениям; признание феномена человеческого разнообразия и наличия индивидуальных особенностей, различий у людей, а также уважительное отношение к этому; творчество, способность выявлять и предлагать новые идеи).

Формирование умений и навыков сотрудничества и работы в команде (понимать цели организации и вносить свой вклад в их достижение; планировать и принимать решения совместно с другими членами команды, поддерживать результаты; уважать мысли и мнения других членов группы; привлекать команду к решению проблем, когда необходимо; умение осуществлять лидерство, когда это необходимо и мобилизовать группу на достижение высоких результатов). [4, с.26-28]

Итак, в самом общем определении образование — это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.

1.2. Образование в Республике Беларусь

Согласно ст.2 Закона Республики Беларусь «Об образовании», образование – это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. [2]

Государственную политику в сфере образования Республика Беларусь строит на формировании и совершенствовании национальной системы образования, государственной и общественной поддержке ее приоритетного развития в качестве определяющего фактора научно-технического и культурно-духовного прогресса, становления национального суверенитета. Развитие национальной системы образования базируется на следующих основных принципах: приоритете общечеловеческих ценностей; национально-культурной основе; научности; ориентации на мировой уровень образования; гуманизме; связи с общественной практикой; экологической направленности; преемственности и непрерывности; единстве обучения, духовного и физического воспитания; демократизме; светском характере, обязательности базового (девятилетнего) образования.

Основными приоритетами национальной системы образования в Республике Беларусь являются: возрождение национально-культурной основы образования; ориентация образования на воспитание свободной творческой и нравственной личности; укрепление физического и психического здоровья нации и человека; демократизация и гуманизация образования; взаимодействие образования с наукой, производством, социально-духовной сферой; экономическая направленность обучения и воспитания; интеграция национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

Существующая в настоящее время структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь, законах «Об образовании в Республике Беларусь», «О языках в Республике Беларусь», «О национально-культурных меньшинствах», «О правах ребенка» и других нормативно-правовых документах. Она включает: дошкольное образование и воспитание; общее среднее образование; внешкольные формы образования и воспитания; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научных и научно-педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров; самообразование взрослых.

Система управления образованием в республике имеет государственно-общественный характер.

 Общее среднее образование является основным звеном в системе непрерывного образования. Система общего среднего образования включает следующие ступени: начальную (4 года обучения), школу 2-й ступени (5-9-й классы) и школу 3-й ступени (10-11-й классы), которые могут существовать как отдельно, так и в составе базовой (9-лет-ней) или средней (11-летней) школы.

Обучение начинается с 6 лет.

В начальной школе главными задачами являются: развитие физических и интеллектуальных способностей учащихся, нравственных и духовных качеств личности; формирование у детей устойчивого интереса к учебной деятельности, базовых умений и навыков письма, чтения, счета; овладение первоначальными знаниями о природе, обществе и человеке, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Школа 2-й ступени является базовой, обязательной для всех детей и призвана обеспечить систематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего и начала профессионального образования, включения личности в жизнь общества, а также развитие ее творческих качеств, воспитание национального самосознания и общечеловеческой морали. Школа 3-й ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе такого уровня знаний, умений и навыков, которые свидетельствуют о формировании полноправного и ответственного гражданина, способного к самообразованию, самовоспитанию и гармоничным отношениям с окружающей природной средой.

Обучение в школах 2-й и 3-й ступеней завершается выпускными экзаменами, по результатам которых выпускники базовых школ получают свидетельство, а средних — аттестат.

В соответствии с Конституцией РБ, законом «О языках в Республике Беларусь» обучение и воспитание осуществляется на двух государственных языках — белорусском и русском. Для учащихся других национальностей, проживающих на территории республики, по желанию их родителей организовано изучение родного языка, истории, культуры; открыты классы, в которых весь процесс обучения и воспитания осуществляется на родном языке.

С целью создания необходимых условий для развития способностей учащихся Министерство образования разработало учебный план, состоящий из двух компонентов – обязательного базового и школьного, включающего в себя изучение предметов по выбору. Соотношение их меняется в зависимости от возраста ученика.

Каждая школа на основе предложенного учебного плана создает свой, исходя из имеющихся возможностей, запросов и интересов учащихся и их родителей. Введение школьного компонента учебного плана позволило сделать обучение в старших классах общеобразовательных школ, гимназиях, лицеях, колледжах профильным, ориентированным на дальнейшую учебу в соответствующих учебных заведениях или на определенную сферу трудовой деятельности; дало возможность школам работать по разноуровневым программам. Практически каждый третий школьник охвачен разными видами дифференцированного обучения.

Шимов В.Н. в своем докладе на Республиканском совете ректоров высших учебных заведений в марте 2004 г. отметил, что роль образования на современном этапе развития нашего общества во многом определяется двумя основными предпосылками; с одной стороны — задачами социально-экономической динамики Беларуси, ее социально ориентированной экономической моделью, с другой — мировыми тенденциями развития научно-технического прогресса. Образование должно быть ключевым приоритетом развития белорусского общества и государства практически во всей обозримой перспективе, поскольку интеллект является основным, если не единственным, перспективным и высокоэффективным ресурсом развития.

Тем более, что теоретические знания сегодня обновляются за 20 лет, а прикладные — за 5. Современные цивилизационные вызовы закономерно приводят многие страны к новому «образовательному буму», к волне глубоких реформ систем образования. Это происходит в США и Великобритании, Китае, странах Восточной и Центральной Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Естественно, что Беларусь не может и не должна оставаться в стороне oт подобных общемировых процессов. [20]

Социально-экономическое развитие республики и процессы, связанные со становлением ее как независимого государства потребовали пересмотра структуры содержания образования в средней школе. В январе 1996 г. с принятием распоряжения Президента Республики Беларусь А. Г.Лукашенко «О подготовке и проведении в РБ реформы общеобразовательной школы» начался новый этап в обновлении школьного образования. Реформа школы предполагает осуществление перехода на новое содержание образования и 12-летний срок обучения при обязательном 10-летнем образовании: 4-летняя начальная школа (6-10 лет); 6-летняя базовая (10-16 лет); лицеистские классы (16-18 лет); осуществить профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы; разработать и внедрить новую систему оценки знаний учащихся, перейти на 5-дневную учебную неделю.

Итак, образование – это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.

Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, которая представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.

Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования.

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

2.1. Понятие и сущность содержания образования

Содержание образования — один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством.

По мнению Реана А.А., Бордовской Н.В., Розума С.И., образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. [14, с.368]

Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными.

Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать? История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и развития. Так, большинство современных школ направляет свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз, вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части учащихся. Поэтому содержание образования то отстает от современного состояния науки, то оказывается перегруженным, то искажает характер формирования школьника.

Все это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания образования.

В современной отечественной педагогической науке существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое — в теорию формального и теорию материального образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, и демократии и гуманизма, с другой, в конечном счете восходят к разному пониманию этих функций: человек — цель или средство, общество для него или он для общества? [15, с.98-105]

Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне остальные качества личности, такие как способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства.

Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Так, по мнению Харламова И.Ф., под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. [17, с.128] Это определение вполне согласуется с конформистскими установками, поскольку не раскрывает характер этих знаний и умений и не основано на анализе всего состава человеческой культуры. Предполагается, что овладение знаниями и умениями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел — не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике, физике и другим учебным предметам.

В современных условиях развития общеобразовательной школы всего этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия и несправедливости, недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п. Развитие у воспитанников именно таких качеств, как отмечает Куписевич Ч.А., формирование у них ценностно- значимых запросов и намерений, наконец, приобщение их к самообразованию — вот факторы, которые, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер.

В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо «готовых» знаний и опыта осуществления способов деятельности, данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. [7, с.112]

2.2. Источники и факторы формирования содержания образования

Источниками формирования содержания школьного образования является культура или социальный опыт. Однако содержание социального опыта, т.е. культура, взятая в целом, еще не определяет содержание образования в школе. В социальном опыте или культуре необходимо найти более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Они определяют факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Таковыми являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности. Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований. В соответствии с этими требованиями содержание социального опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций его ценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств детской личности. Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования инидивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматривается помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся. [13, с.208]

В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой, на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Не только общество выдвигает требования к образованию, которое время от времени изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании.

Образовательный стандарт – это нормативный документ по стандартизации, устанавливающий на основе потребности личности, общества и государства обязательный минимум содержания образовательной программы, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки и аттестации выпускников учебных заведений определенной ступени (уровня) образования. [6, с.48]

Согласно ст.11 Закона РБ «Об образовании», государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании. Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования. [2]

Содержание образования находит свое выражение в таких нормативных документах, как учебные планы, учебные программы, учебники, пособия.

Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах.

2.3. Реализация национально-ориентированного компонента содержания образования современной школы

Как показал анализ педагогической литературы, в настоящее время не существует единых подходов к определению понятия, функций и целей реализации национально-ориентированного компонента содержания образования.

Большинство авторов определяют содержание национально-ориентированного компонента образования средствами гуманитаризации: изучения родного языка и литературы, истории, географии родного края, народных промыслов, игр, обычаев, традиций и других факторов этногенеза.

В работе Закировой И.А. [5] национально-региональный компонент определяется как средство обеспечения специфических потребностей и интересов в области образования народов региона, включающее в себя ту часть содержания, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры. Многие авторы рассматривают национально-региональный компонент образования как средство возрождения и развития истории, культуры, обычаев, нравов, духовности [3, с.168]; как условие воспроизводства национально-культурных и национально-исторических корней личности, формирования национального самосознания [11, с.251-253]; как средство возрождения и развития национальной школы [18, с.105-114]; как составную часть учебного материала, ориентированного на духовную культуру личности в ее национальном выражении, как своеобразный механизм повышения интереса учащихся всех уровней образования к знаниям по специальности, по всем учебным предметам и базовым наукам, а также как установку на выработку масштаба мышления и личности будущих специалистов и граждан Отечества, обладающих высоким уровнем национального достоинства. [12, с.88-91]

Ряд авторов предполагают, что содержание национально-ориентированного компонента в основе своей должно иметь национальную составляющую, другие исследователи делают акцент на гуманитарной составляющей национально-регионального компонента, т.е. на изучении родного языка и литературы, истории, географии родного края, народных промыслов, обычаев, традиций.

У каждого народа есть национальные святыни, очаги культуры, где сохранились традиции, в которых выкристаллизовался его коллективный опыт воспитания новых поколений.

В настоящее время наша школа все больше заимствует воспитательные начала Запада и под влиянием их ожидается преобразование и устройство нашего народного образования. При этом не анализируется, из какой общей идеи вытекают эти разнообразные правила, и потому их применение нередко приводит к созданию противоречивых педагогических систем.

Ушинский К.Д. в свое время из этого сделал вывод: «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву». Заимствуя безоглядно эти идеи, «мы переносим только их мертвую форму, их безжизненный труп, а не их живое и оживляющее содержание». [16, с.33]

Требуя создания национальной школы и направляя усилия педагогов к раскрытию национальных «воспитательных идей», Ушинский не отгораживал русскую школу и русскую педагогическую науку от зарубежной педагогической мысли. Наоборот, он всемерно стремился научно осмыслить реальные пути и возможности обогащения русской педагогики и школы достоянием мирового педагогического опыта. Но поиски источников и средств этого обогащения были подчинены ведущей, генеральной идее: потребности русского образования, русской школы, русской науки становились фильтром в сложном процессе ассимиляции педагогического опыта.

Ушинский К.Д. считал, что система образования в каждой стране должна отражать потребности и особенности ее развития, он разрабатывает вопросы обучения детей родному языку, ознакомлению с природой, с народными сказками, с народными мифами, пословицами и т.д. Оценивая педагогическое значение сказок, он писал: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, что бы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». [16, с.88]

Образовательный процесс в учреждениях образования в Республике Беларусь строится на основе принципов государственной политики в сфере образования и на педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих культурные традиции и ценности белорусского народа, других национальных общностей страны, достижения мировой культуры.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона от 19 марта 2002 г.) право граждан на образование обеспечивается и созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся (воспитанников). [10]

Это означает, что учебные заведения должны развиваться вместе с народом, усваивать его душу, фундаментальные стремления, этническую сущность. Каждый фрагмент народного бытия необходим учащемуся потому, что эти знания и есть он сам в своем существовании между прошедшим и будущим.

К сожалению, народное содержание образования в последние века оказалось под технократическим переосмыслением. Теперь уже не школа, другие учебные заведения оформляют душу народа, а производство и социальная сфера подстраивают учебные заведения под свои нужды.

Как возродить национальную школу, начать с нее путь гуманитаризации образования? Учебное заведение, если оно хочет быть народным, должно присоединять учащихся к национальной культуре, мифам, народному творчеству и системе моральных ценностей и запретов. Мастерство педагогов должно проявляться в том, чтобы учащиеся чувствовали удовлетворение от прикосновения к мудрости и достижениям современников, могли сопереживать их проблемы, достижения и поражения.

Латыш Н.И. подчеркивает, что стремление к национальной самоидентификации, естественно, должно сопровождаться уважением к другим народам и их культурам, прежде всего к народам совместного проживания и народам-соседям. Однако, это возможно только на путях культивирования национального элемента, а не заменой его так называемыми общечеловеческими ценностями. Последние, особенно понимаемые как наднациональные, по сути бесплодные, потому что не выстраданы народным бытием, а берутся готовыми неведомо откуда. Они не содействуют внутреннему развитию человека, не оставляют у него глубоких сопереживаний. [9, с.63]

Национальная культура — явление многослойное. Только одно ее направление – естественные знания развились в направлении единых ценностей и практически не знают национальных границ. Так, например, нет национальной арифметики, алгебры, геометрии. Что же касается других аспектов культуры, таких как языки, литература, искусство, социальные институты и нормы, моральные ценности и т. д., то здесь всегда превалируют самобытные тенденции. Поэтому настоящее познание невозможно без национальной основы, потому что направлено на познание души (духа) народа. Это означает, что национально ориентированное образование не встает на пути научно-технического прогресса, оно показывает, что научные знания только небольшая часть образования, другие же его компоненты тесно связаны с национальным духом, характером, историей и географией Отечества.

Именно эти элементы помогают человеку созревать, ощущать свой характер, сотканный из родной истории и современных традиций. И только набравшись силы в родной культуре, включив в себя мудрость соплеменников, человек может подниматься до достижений мировой культуры, вырабатывать у себя сознание планетарного субъекта. Попытки сделать это сразу, без национальных корней ведут к формированию нигилистов, которым все равно, где жить, что делать. У таких людей превалирует прагматизм и меркантильность. Поэтому, на наш взгляд, гуманитарное образование невозможно без национального стержня, хотя не должно замыкаться и ограничиваться им. Оно призвано помочь человеку раскрыть свои силы и способности, осмыслить предназначение, окультурить чувства и мышление, создать целостный гармоничный внутренний мир, помочь стать сознательным и ответственным гражданином своей Родины, полноценным представителем Человеческого Рода.

Это значит, что этнизация играет незаменимую роль, особенно на первоначальных этапах обучения. Решение же проблем становления личности современного человека, раскрытие его индивидуальности, формирование планетарного сознания связано с соединением этнизации и гуманизации.

Итак, национально-ориентированный компонент содержания образования подразумевает:

Воспитание гражданина, любящего свое Отечество, способного постоять за него.

Воспитание гражданина, знающего свои корни и связанного с ними.

Формирование в молодом поколении таких черт национального характера, как милосердие, доблесть, соборность, веротерпимость, совестливость.

Формирование уважительного отношения к людям другой национальности. Русская школа ни в кой мере не ущемляет права других национальностей.

Возрождение и воссоздание духовности в школе, предоставление возможности подрастающему поколению глубже почувствовать наши национальные достоинства.

Развитие творческих возможностей этноса в новых условиях.

Развитие самостоятельно мыслящей личности, способной решать сложные задачи и брать на себя ответственность.

Сохраняя свою самобытность, определить наше место в мировом сообществе.

В современной педагогической системе на реализацию национально-ориентированного компонента содержания образования отводится очень мало времени и профессиональных усилий. Это не означает отсутствие желания у педагогов. Решение проблемы сдерживается отсутствием единой концепции ее решения в педагогической теории и неразработанностью методики реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вместе с задачей возрождения национального самосознания перед нацией стоит проблема перехода к другому типу социального развития, более высокому уровню цивилизованности общества. При этом перед школой встает задача формирования нового типа личности, гражданина и труженика, обладающего новым, качественно иным содержанием профессиональной компетентности. Речь идет о формировании личности, способной жить в динамичном демократическом обществе, в условиях свободы, формирования рыночных отношений, новых, более высоких технологий, иных социальных структур.

Содержанием образования должна стать целостность культурного опыта человечества: нравственного, религиозного, философского, эстетического, технического и т.д. в дополнение к научному опыту познания мира. Основным процессом, лежащим в основе национально ориентированного образования, выступает практика обучения, понимаемая не как передача готовых знаний, а как самостоятельное добывание формирующейся личностью культурных ценностей, способов деятельности и смыслов для построения определенных социокультурных жизненных программ.

Государственную политику в сфере образования Республика Беларусь строит на формировании и совершенствовании национальной системы образования, государственной и общественной поддержке ее приоритетного развития в качестве определяющего фактора научно-технического и культурно-духовного прогресса, становления национального суверенитета.

Основными приоритетами национальной системы образования в Республике Беларусь являются: возрождение национально-культурной основы образования; ориентация образования на воспитание свободной творческой и нравственной личности; укрепление физического и психического здоровья нации и человека; демократизация и гуманизация образования; взаимодействие образования с наукой, производством, социально-духовной сферой; экономическая направленность обучения и воспитания; интеграция национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

Национально-ориентированное образование означает не только изучение с детьми традиций всей страны: дети изучают культуру того региона, где они живут, где они родились, чтобы знать истоки своего происхождения. Главным является не восстановление идеализированного прошлого, а развитие творческих возможностей на основе ответа на вопрос: кто мы такие, какого роду-племени, в чем наши корни?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Буйко Т.Н. Основания учебного знания в поликультурном контексте: поиски философии образования// Народное образование. – 1998. — № 3

Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1991. — № 33

Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. – М., 1992

Загуменнов Ю.Л.. Эффективность и совершенствование работы школы. – Мн., 1999

Закирова И.А. Региональный компонент регионального образования в высшей технической школе: Кандидатская диссертация. – Казань, 1998

Карташевич А.Н. Проблемы развития межрегионального образовательного пространства в Союзном государстве// Народное образование. – 1996. — №6

Куписевич Ч.А. Основы общей дидактики. – М., 1986

Кусжанова А.Ж. Государство и образование// Вопросы философии. – 2005. — № 1

Латыш Н.И. Сущность и основные направления развития современного гуманитарного знания// Народное образование. – 1995. — № 9

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. — № 37, 2/844

Николаев А.В. Национальные ценности образования: история и современность. – М., 1996

Орлова А.П. Национальной школе – опыт народной педагогики// Советская педагогика. – 1991. — № 7

Педагогика/ Под ред.П.И.Пидкасистого. – М., 1996

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб, 2002

Теоретические основы содержания общего среднего образования/ Под ред.В.В.Краевского, И.Я.Лернера. – М., 1983

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Проблемы русской школы. – М., 1974. – Т.2

Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990

Шадриков В.Д. Народная школа// Высшее образование в России.– 1993. — № 2

Шелер М. Избранные произведения. Формы знания и образование. – М., 1994

Шимов В.Н. Доклад на Республиканском совете ректоров высших учебных заведений с участием Президента Республики Беларусь 19.03.2004// Информационная база [Электрон. ресурс] / Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. Режим доступа: HYPERLINK «http://www.minedu.unibel.by/» http://www.minedu.unibel.by/

PAGE

PAGE 3