Специальная техническая подготовка спринтеров-инвалидов с детски

На правах рукописи

Васильев Валерий Иванович

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СПРИНТЕРОВ-ИНВАЛИДОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ

ПАРАЛИЧОМ НА ОСНОВЕ ПОЗНОГО МЕТОДА

13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной

тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Набережные Челны — 2012Работа выполнена на кафедре теоретических основ физического воспитания ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева»

Научный

руководитель

Пьянзин Андрей Иванович

доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева»

Официальные

оппоненты:

Евсеев Сергей Петрович

доктор педагогических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта»

Кузнецов Александр Семенович

доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Ведущая

организация

ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»

Защита диссертации состоится «25» декабря 2012 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 311.015.01 при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» по адресу: 423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. им. Е. Н. Батенчука, д. 21, ауд. 313.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Режим доступа: http//www.kamgifk.ru/avtoreferats.htm

Автореферат разослан 25 ноября 2012 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, профессор А.А. Черняев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Проблема физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов сохраняет высокую актуальность. Несмотря на значительный прогресс медицинских технологий, число инвалидов продолжает расти. По статистическим данным Организации Объединенных Наций (ООН), инвалиды составляют около 10% населения земного шара.

С учетом того, что физическая культура и спорт заметно расширяют сферы интеграции инвалидов в жизни общества, весьма эффективным является вовлечение инвалидов в специально организованные занятия различными видами спорта (В. Д. Полищук, 2006; В. А. Кадушина, 2009; И. А. Лысенко, 2009; М. Е. Абросимова, 2010). Спорт для инвалидов как самостоятельное явление начал развиваться еще в первой половине ХХ века. Постепенно пополнялись категории инвалидов, увеличивалось количество доступных им спортивных дисциплин.

Сегодня спорт инвалидов представляет собой международное общественное явление. В России спорт инвалидов начал быстро развиваться с 1988 г., с момента создания Всероссийской федерации физической культуры и спорта инвалидов.

Среди инвалидов значительный процент составляют люди с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), в том числе с такой патологией, как детский церебральный паралич (ДЦП). Для инвалидов с ДЦП, способных самостоятельно передвигаться, одной из наиболее популярных легкоатлетических дисциплин является бег.

Если вопросы оптимизации техники бега и содержания технической подготовки здоровых спортсменов подробно освещены в научно-методической литературе (Н. А. Бернштейн, 1937; Д. А. Семёнов, 1939; В. Борилкевич, В. Филиппов, 1968; А. Нотман, 1974; Д. Ионов, 1981; В. В. Тюпа с соавт., 1981; П. Гойхман, 2003; В. Гамалий, 2006; E. J. Marey, 1972; и др.), то объем исследований в этом направлении для спортсменов-инвалидов с ДЦП существенно меньше (С. В. Дмитриев, 2008).

Проблема анализа и совершенствования технического мастерства в беге среди спортсменов-инвалидов освещается в ограниченном объеме, а «смысловые ключи» к операционно-целевой структуре движений за период двигательного цикла опираются на традиционные подходы, основанные на увеличении мышечной активности. Исходя из того, что у спортсменов-инвалидов с ДЦП проявление мышечной силы, внутри и межмышечная координация существенно ограничены, традиционная парадигма, основанная на ведущей роли мышц в движениях человека, не может быть полноценно реализована в процессе обучения и совершенствования техники бега.

Альтернативой для данной ситуации, по нашему мнению, могло бы быть использование широко распространенной в мире позной техники бега (Н. С. Романов, 1988; G. Fletcher, 2006; G. Fletcher, N. Romanov, R. Bartlett, 2008; N. S. Romanov, A. I. Pianzin, 2006; N. Romanov, G. J. Fletcher, 2007), в основу которой положены концепции позы и иерархии сил.

Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в разрешении противоречия между запросами практики спорта инвалидов в повышении эффективности специальной технической подготовки спринтеров-инвалидов с ДЦП, учитывающей особенности поражения опорно-двигательного аппарата, и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ ее реализации на основе позного метода.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы теоретические и методические основы повышения эффективности специальной технической подготовки квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП на основе позного метода?

В соответствии с проблемой целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование содержания и средств специальной технической подготовки квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП на основе позного метода.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП.

В качестве предмета исследования в изучаемом объекте выступает специальная техническая подготовка квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП на основе позного метода.

Гипотеза исследования. Процесс специальной технической подготовки квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП будет более эффективным, если:

рассматривать позу бега как положение тела на опоре на грани потери равновесия, обеспечивающее приложение внешних сил для ускорения тела бегуна вперед;

выявить особенности применения комплекса подводящих и подготовительных упражнений специальной технической подготовки спринтеров-инвалидов с ДЦП с учетом проявлений данного заболевания в рамках позного метода;

осуществлять оперативный контроль и коррекцию техники бега на основе применения тестового профиля.

Для достижения цели исследования решались следующие задачи:

Охарактеризовать двигательные ограничения спортсменов-инвалидов с ДЦП с позиций совершенствования технического мастерства в легкоатлетическом спринте.

Раскрыть особенности позы бега и выделить силы, обеспечивающие ускорение движения тела бегуна и смену опор.

Систематизировать подводящие и подготовительные упражнения специальной технической подготовки спринтеров-инвалидов с ДЦП и определить особенности их эффективного применения в рамках позного метода.

Экспериментально проверить эффективность применения средств специальной технической подготовки квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП на основе позного метода.

Теоретико-методологической основой исследования являются системный, деятельностный подходы (В. Г. Афанасьев, А. Н. Леонтьев), концепции движений в спорте (В. К. Бальсевич, Н. А. Бернштейн, Д. Д. Донской), положения теории и методики адаптивной физической культуры и спорта (С. П. Евсеев, С. Н. Мишарина, А. П. Михайловский, и др.), теории спортивной техники (В. К. Бальсевич, Н. А. Бернштейн, М. М. Боген, Ю. В. Верхошанский, С. В. Дмитриев, В. Б. Коренберг, и др.), теории и методики легкой атлетики (В. М. Дьячков, Н. Г. Озолин, В. Б. Попов, В. Тюпа, и др.), биомеханики и физиологии физических упражнений (Н. А. Бернштейн, В. С. Гурфинкель, Д. Д. Донской, В. М. Зациорский, Я. М. Коц, М. Л. Шик, R. M. Bartlett, G. F. Cavagna), основные положения позного метода обучения технике движений (Н. С. Романов, G. Fletcher и др.), а также идеи, сформулированные в частных науках, прямо или косвенно связанные с решением задач настоящего исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось БОУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1» Министерства по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования, анкетирование, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, видеометрия, экспертная оценка, биомеханический анализ, анализ соревновательной деятельности, методы математической статистики.

Организация исследования. В организации исследования с учетом решаемых задач можно условно выделить четыре этапа.

На первом этапе (2001-2007 гг.) на основе результатов теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы по исследуемой нами проблеме выявлялись основные противоречия, возникающие при традиционных подходах к обучению и совершенствованию техники бега; формулировалась проблема исследования, определялись объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования.

На втором этапе (2007 год) определялись методики измерения и оценки технической и физической подготовленности в беге; проводился анкетный опрос квалифицированных бегунов-инвалидов с ДЦП, направленный на выявление существующих представлений о технике бега; разрабатывалось содержание технической подготовки квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП на основе позного метода.

На третьем этапе (2007-2011 гг.) был проведен формирующий педагогический эксперимент, направленный на практическое обоснование эффективности средств специальной технической подготовки квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП на основе позного метода.

На заключительном, четвертом этапе (2011-2012 гг.) проводились качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, соревновательной деятельности испытуемых, оформление материалов исследования в виде научных статей, диссертации и автореферата.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

техника бега спринтеров-инвалидов с ДЦП раскрыта с выделением сил, обеспечивающих ускорение движения тела бегуна и смену опор, и ключевых элементов ее исполнения (поза, падение, подтягивание);

систематизированы комплексы подводящих и подготовительных упражнений специальной технической подготовки квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП и определены особенности их эффективного применения в рамках позного метода;

экспериментально обоснована эффективность применения средств специальной технической подготовки квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП на основе позного метода.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они дополняют теорию и методику адаптивного спорта и легкой атлетики знаниями и представлениями: о значении и месте гравитации и мышечной силы в иерархической структуре силовых взаимодействий при выполнении легкоатлетических упражнений; о классификации средств и методических особенностях повышения эффективности специальной технической подготовки квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП на основе применения позного метода; о количественной оценке элементов техники бега на основе тестового профиля.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что специальная техническая подготовка квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП на основе позного метода обеспечивает существенное повышение качества беговых движений спринтеров-инвалидов с ДЦП, успешность соревновательной деятельности, а также прирост результатов в тестовых и соревновательных упражнениях.

Результаты исследования могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе учащихся детско-юношеских спортивных адаптивных школ (ДЮСАШ) по легкой атлетике, в системе профессиональной подготовки специалистов в области адаптивной физической культуры и спорта, в системе повышения квалификации преподавателей адаптивной физической культуры и тренеров по адаптивному спорту.

Степень обоснованности и достоверности результатов исследования обеспечена опорой на концептуальные положения системного и деятельностного подходов, теории и методики физического воспитания и спорта, теории спортивной техники, теории и методики легкой атлетики, биомеханики физических упражнений, позного метода обучения технике упражнений. Достоверность полученных результатов подтверждается непротиворечивостью гипотезы и сформулированных задач; применением комплекса методов, адекватных предмету и цели исследования, результатами педагогического эксперимента с участием достаточных выборок испытуемых; корректным применением методов математической статистики при анализе экспериментальных данных; широким обсуждением полученных результатов на международных, всероссийских и республиканских научно-практических конференциях по проблемам физического воспитания и спортивной тренировки.

На защиту выносятся следующие основные положения:

Детский церебральный паралич характеризуется разнообразными нервно-мышечными патологиями, проявляющимися в нарушении функций мышц и координации движений. Проблема совершенствования технического мастерства в беге среди спортсменов-инвалидов освещается в ограниченном объеме, а смысловые ключи к операционно-целевой структуре движений опираются на традиционные взгляды увеличения мышечной активности. С учетом объективно существующих у спринтеров-инвалидов с ДЦП двигательных ограничений в реализации силового потенциала мышц специальная техническая подготовка на основе позного метода должна быть нацелена на то, как лучше интегрировать внешние силы в беговое движение.

Бег представляет собой чередование поз, среди которых ключевой является поза бега. Она формируется при прохождении телом вертикали на опоре и характеризуется одноопорным s-образным упругим положением тела, стопа маховой ноги расположена под тазом. В этом положении тело бегуна находится в состоянии неустойчивого равновесия и под действием опрокидывающего момента силы тяжести переходит в состояние падения с вращением вокруг точки опоры, сопровождающееся горизонтальным ускорением. Работа мышечной силы должна проявляться только при снятии ноги с опоры для уменьшения ее момента инерции и ускорения в направлении движения тела, в то время как свободная нога опускается на опору в следующую беговую позу.

Содержание специальной технической подготовки спринтеров-инвалидов составляет комплекс специально-подводящих и специально-подготовительных упражнений, направленных, соответственно, на формирование двигательного навыка и специфических силовых и скоростно-силовых способностей. Специально-подготовительные упражнения обеспечивают функциональное объединение разрозненных мышечных групп тела в единую систему для бега по дистанции. Упражнения для развития скоростно-силовых способностей и силы мышц тазового пояса способствуют успешному освоению беговой позы. Упражнения для развития силы мышц сгибателей бедра обеспечивают повышение быстроты подтягивания стопы после снятия ее с опоры и, следовательно, более высокий темп беговых шагов.

Практическая реализация средств специальной технической подготовки квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП на основе позного метода способствует более высокому приросту результатов в тестовых и соревновательных упражнениях и успешности соревновательной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры теоретических основ физического воспитания ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (2010–2011), на научно-практических конференциях различного ранга: международных – «Опыт спортивного наследия – Универсиаде-2013» (Набережные Челны, 2009), «Актуальные проблемы физической культуры и спорта» (Чебоксары, 2009); всероссийских – «Здоровье и физическая активность подрастающего поколения России» (Санкт-Петербург, 2002), «Современные проблемы физической культуры и спорта» (Санкт-Петербург, 2003), «Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки учащейся молодежи» (Новочебоксарск, 2009), «Инновационные подходы и современные технологии в профессиональном обучении в вузах физической культуры и подготовке студентов к участию в российских и международных соревнованиях» (Казань, 2011), «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» (Томск, 2011, 2012; Новочебоксарск, 2012).

Основные положения работы освещались в публикациях и представлялись в различных сообщениях автора. По теме исследования опубликовано 14 работ.

Результаты исследования прошли апробацию в процессе внедрения в учебный процесс РГОУДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва № 1» г. Чебоксары, МБОУДОД «Детско-юношеская адаптивная школа» г. Чебоксары, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», БУ «Центр спортивной подготовки сборных команд Чувашской Республики им. А. В. Игнатьева», г. Чебоксары.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа изложена на 168 страницах машинописного текста. Диссертация иллюстрируется 13 таблицами, 18 рисунками. В списке литературы приводятся 217 работ, в том числе 63 работы зарубежных авторов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность диссертационного исследования, определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; раскрыты его новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; представлены сведения об апробации полученных результатов.

В первой главе – «Теоретико-методические аспекты технической подготовки квалифицированных спринтеров-инвалидов с детским церебральным параличом» – приведены основные причины возникновения заболевания и классификация его клинических форм, представлены основные вехи в развитии адаптивной физической культуры в России и за рубежом, определено место легкой атлетики в спортивном движении инвалидов, даны современные представления о технике бега и спортивно-техническом мастерстве, о роли внешних и внутренних сил в движениях, о средствах и методах обучения технике бега.

Успешное решение проблемы совершенствования технического мастерства у спринтеров-инвалидов с детским церебральным параличом невозможно без учета основных причин возникновения и своеобразия клинических форм этого заболевания. Детский церебральный паралич характеризуется многообразием клинических проявлений, связанных с недостаточным контролем или полным отсутствием такового за функциями мышц со стороны нервной системы. Характерными признаками являются патологические изменения двигательной активности, нарушение координации движений. Встречаются различные формы двигательных нарушений: спастичность мышц, непроизвольные движения, нарушение походки и степени мобильности. У инвалидов с ДЦП по сравнению с показателями здоровых сверстников уровень развития координационных способностей ниже в 5,2 раза, динамической координации – в 2,4 раза, быстроты реакции – в 2,3 раза, скоростно-силовых способностей – в 2,2 раза.

Адаптивная физическая культура нацелена на налаживание и укрепление социальных связей человека, имевшего ограниченный доступ или не включенного в социальный процесс, приобщение его к полноценной жизни. Адаптивный спорт нацелен на реализацию способностей человека и сравнение их со способностями других людей, имеющих аналогичные отклонения в состоянии здоровья.

В современных условиях одним из направлений развития адаптивного спорта является паралимпийское движение. Оно выступает в качестве системообразующего фактора. Увеличение количества стран и спортсменов, принимающих участие в Паралимпийских играх, расширение «географии» медалистов говорят о том, что в мировом сообществе все более отчетливо признается личностно-ориентированная гуманистическая концепция отношения государств и общества к инвалидам.

Организация легкоатлетических соревнований для инвалидов отличается наличием спортивно-медицинской классификации спортсменов по их функциональным возможностям. Разделение участников по функциональным классам с учетом степени поражения позволяет создавать для всех спортсменов равные возможности на победу в своей категории, а также обеспечивает необходимый для них уровень безопасности.

Техника двигательных действий характеризуется смысловой основой, кинематической, динамической, ритмической, анатомической и фазовой структурами движения. Спортивно-техническое мастерство представляет собой совершенное овладение рациональной техникой, ее реализацию в соревновательной деятельности, максимальное использование двигательных способностей спортсмена.

Проблема анализа и совершенствования технического мастерства в беге среди спортсменов-инвалидов освещается в ограниченном объеме, а «смысловые ключи» к операционно-целевой структуре движений за период двигательного цикла опираются на традиционные взгляды, в основе которых лежит увеличение мышечной активности.

Обучение движениям начинается с формирования образа предмета обучения в сознании обучаемого, обязательным условием которого является описание оптимальной динамики изучаемого действия, т.е. того, что должен почувствовать обучаемый при правильном исполнении. Однако в практике направленность обучения, хотя и ориентирована на формирование внутреннего содержания движений, зачастую реализуется на основе попыток подражания их эталонным внешним формам, предъявляемым как образец.

В настоящее время широкое распространение получил позный метод. В нем реализованы идеи Н. А. Бернштейна и Д. Д. Донского о снижении доли участия активных мышечных усилий в осуществлении движения за счет увеличения доли использования даровых сил. Стержнем позного метода обучения стало понятие «позы» как главного элемента движений. Движение человека рассматривается как последовательная смена поз, в череде которых есть ключевые позы, предопределяющие интеграцию предшествующих и последующих движений, тем самым убирая второстепенные детали из области контроля и сознания. Основными критериями для выделения ключевых поз являются равновесие, потенциальная энергия и упругость. В беге выделена одна ключевая поза – поза бега.

Задача бегуна сводится к удержанию позы бега во время падения на опоре и её воспроизведению во время безопорного периода, чтобы принять позу бега в момент приземления на другую опору и начать новое падение. Отсюда главная задача обучения технике бега в позном методе – научить падать вперёд хорошо в одном шаге и повторять его многократно, независимо от сбивающих факторов (усталости, эмоций и т.д.).

Суть обучения технике бега в позном методе сводится к тому, как лучше интегрировать гравитацию в движение. Поэтому обучение включает в себя позу бега, при которой вес тела приложен к опоре, и активные движения, направленные на воспроизведение последующих поз и смену опор. Основным системообразующим фактором для построения техники бега является целеполагающая формула: поза вертикали на передней части стопы (поза бега) – падение тела (в позе под действием гравитации) – подтягивание стопы под таз после снятия с опоры (активное движение для восстановления равновесия на другой опоре).

Во второй главе – «Методы и организация исследования» – раскрываются научный инструментарий и система организации исследования.

Анализ и обобщение научно-методической литературы (научных статей, монографий, диссертаций, авторефератов, учебных и учебно-методических пособий) проводились для выявления основных противоречий и путей совершенствования технической подготовки квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП.

Анкетирование проводилось среди квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП, специализирующихся в беге на короткие дистанции, для выявления существующих представлений о технике бега.

Педагогический эксперимент проводился с целью практического обоснования эффективности специальной технической подготовки квалифицированных спринтеров-инвалидов с ДЦП, построенной на основе использования позного метода в обучении и совершенствовании техники бега.

Педагогическое тестирование применялось для измерения и оценки результатов в беговых тестах.

Видеометрия проводилась для визуального контроля техники бега.

Метод экспертной оценки применялся для анализа элементарных характеристик техники бега, объединенных в тестовый профиль.

Биомеханический анализ использовался для количественной оценки кинематических характеристик бегового шага и проводился с использованием инструментов векторной графики графического редактора CorelDRAW X5 для измерения линейных и угловых параметров движений.

Анализ соревновательной деятельности проводился для сравнения темпа прироста соревновательных результатов на различных дистанциях до и после освоения позной техники бега и анализа успешности соревновательной деятельности испытуемых.

Методы математической статистики применялись для количественного анализа экспериментальных данных. Статистическая обработка результатов тестирования проводилась с вычислением средних значений выборки (М), стандартных отклонений (σ), степени достоверности различий по t-критерию Стьюдента для связанных выборок (функция СТЬЮДЕНТ.ТЕСТ в программной оболочке MS Office Excel 2010). Коэффициенты корреляции рассчитывались по Браве-Пирсону. Достоверность различий и корреляционных взаимосвязей считалась существенной при 0,1, 1 и 5% уровнях значимости (р<0,001, р<0,01 и р<0,05).

В анкетном опросе приняли участие 16 спортсменов-инвалидов, имеющих спортивную квалификацию от массовых разрядов до мастера спорта международного класса.

В 5-летнем педагогическом эксперименте (с февраля 2007 по февраль 2012 г.) приняли участие 16 (8 мужчин и 8 женщин) высококвалифицированных спринтеров в возрасте от 22 до 31 лет с поражением опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич). Из них четыре спортсмена были отнесены к группе Т35, два – Т36, четыре – Т37 и шесть – Т38. Спортивная квалификация спринтеров – 2 мастера спорта международного класса, 6 мастеров спорта и 8 кандидатов в мастера спорта.

Эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе (с февраля по май 2007 года) в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы еженедельно включались специализированные практические занятия по освоению техники бега на основе позного метода обучения. На втором этапе (с мая 2007 по февраль 2012 года) совершенствование техники бега продолжалось введением специальных подводящих и подготовительных упражнений повышенного уровня сложности (упражнения с амортизаторами, отягощениями, сопротивлением партнера и т.д.) из позного метода в содержание основной части учебно-тренировочных занятий. Педагогический эксперимент проводился при непосредственном участии автора настоящей работы.

В ходе педагогического тестирования испытуемые после предварительной разминки выполняли бег на время с максимальной скоростью. На каждой дистанции выполнялось по 2 попытки с полноценным отдыхом между ними. Регистрировалось время лучшей попытки.

Разделение видеоряда на отдельные кадры для последующего анализа временных параметров движений осуществлялось с помощью видеоредактора Adobe Premiere Pro CS3.

Экспертиза проводилась на основе видеозаписи с использованием метода непосредственной оценки элементов техники упражнений по 10-балльной шкале. Группу экспертов составили 7 сертифицированных по позному методу тренеров, прошедших специальное обучение и имеющих многолетний опыт тренерской работы. Экспертная оценка техники бега проводилась до (февраль 2007 г.) и после (май 2007 г.) первого этапа педагогического эксперимента. Проверка согласованности мнений экспертов осуществлялась с расчетом коэффициента корреляции, значение которого (0,792) указывает на высокую степень согласованности мнений экспертов.

Биомеханический анализ техники бега проводился до (февраль 2007 г.) и после (май 2007 г.) первого этапа педагогического эксперимента.

Анализ соревновательной деятельности проводился до начала первого (с 2001 по февраль 2007 г.) и в течение второго этапа (с мая 2007 по февраль 2012 г.) педагогического эксперимента

В третьей главе – «Содержание и средства специальной технической подготовки инвалидов с ДЦП на основе позного метода» – раскрываются содержание и методические особенности использования специфических средств в обучении и совершенствовании техники бега испытуемых.

Различные виды двигательных нарушений у лиц с заболеванием детским церебральным параличом, описанные в 1-й главе, накладывают отпечаток и на характер беговых движений. Прежде всего это проявляется в спастичности мышц в различных фазах бегового цикла, в избыточной или недостаточной амплитуде движений звеньев конечностей, а также в неспособности мышц расслабляться и аккумуляции напряжения при выполнении циклических движений. При гемипарезах из-за повышенного тонуса мышц конечностей с одной стороны тела в беговых движениях наблюдается асимметрия, которая проявляется в различной длине беговых шагов и эффективности движений в отдельных фазах. Нарушение функций мозжечка вызывает определенные трудности с сохранением равновесия в беге на опоре, а также при выполнении специально-подводящих упражнений, направленных на удержание позы бега на одной ноге и на освоение контролируемого падения тела на опоре. Все эти двигательные нарушения связаны с ограничением возможности человека использовать в полной мере силовой потенциал мышц. Следовательно, перечисленные выше особенности беговых движений инвалидов с ДЦП должны учитываться в процессе обучения и совершенствования техники бега.

В связи с этим выбор позного метода обучения и совершенствования техники бега оправдан с точки зрения того, что он построен на максимальном использовании внешних сил, оставляя для силы мышц функцию управления и избавляя от функции главного источника движения. Содержание технической подготовки спортсменов-инвалидов основывалось на рекомендациях и упражнениях, представленных в работах автора позного метода бега Н.С. Романова (1988, 1999, 2002, 2004, 2006-2012).

В рамках эксперимента проводились теоретические и практические занятия. Теоретические занятия были направлены на формирование основ техники бега, усвоение основных понятий, знаний о закономерностях, лежащих в основе позного метода обучения технике движений, о взаимодействии внешних и внутренних сил в беге. Практические занятия были направлены на формирование оптимальной техники беговых движений и повышение уровня специальной физической подготовленности.

Базовой позой в легкоатлетических упражнениях является поза упругости, которая представляет собой наиболее компактное положение тела в наивысшей степени готовности к движению, обеспечивающее его высокую эффективность. В данном положении тело обладает максимальной потенциальной энергией, находясь в состоянии «сжатой пружины», когда все основные группы мышц готовы к работе. Поза упругости представляет собой пример ограниченно-устойчивого равновесия и имеет общие черты: S-образное положение тела, согнутые в суставах конечности, проекция общего центра масс тела проходит через точку опоры, вес тела смещен на передний край опоры. Поза бега является производной от позы упругости.

В позном методе обучение нацелено на освоение трёх основных элементов техники бега: поза – падение (вперёд в позе бега) – подтягивание (стопы под таз для восстановления позы бега и готовности для следующего падения вперёд). Главная цель обучения состоит в формировании тонкого восприятия этих элементов как непрерывного движения, свободного от мышечного напряжения, усилий и множества деталей движения, освобождая сознание от излишней контролирующей функции. В связи с этим содержание специальной технической подготовки спортсменов-инвалидов составил комплекс подводящих упражнений (для освоения позы бега, падения тела в позе, подтягивания стопы под таз после снятия опоры), направленных на формирование двигательного навыка, и подготовительных упражнений, направленных на развитие специфических скоростно-силовых и силовых способностей.

С учетом имеющихся у спортсменов-инвалидов с ДЦП двигательных нарушений основную трудность представляют упражнения, связанные с удержанием равновесия на одной ноге. Поэтому в практической работе на начальном этапе более глубокое внимание (по сравнению со здоровыми спортсменами) мы уделяли упражнениям, в которых сохранение равновесия обеспечивалось дополнительной опорой о стенку или руку партнера. По этой же причине относительно большее время у спортсменов-инвалидов занимало выполнение упражнений на месте, до перехода к упражнениям с продвижением вперед. Эти моменты можно отнести к особенностям использования упражнений позного метода в работе со спортсменами-инвалидами с ДЦП.

Специально-подготовительные упражнения, составляющие содержание силовой подготовки, обеспечивают функциональное объединение разрозненных мышечных групп тела в единую систему, готовую к бегу. Упражнения условно разделены на следующие группы: прыжковые упражнения для развития мышечной эластичности (в фиксированном положении на месте; с продвижением вперед, назад, в стороны; с отягощениями; в усложненных условиях); упражнения для развития силы мышц тазового пояса (в положениях стоя и на колене; в положениях лежа и в упорах; в парах без сопротивления; в парах с сопротивлением); упражнения для развития силы мышц сгибателей бедра (на тренажерах; со свободными отягощениями; с упругими сопротивлениями; в парах с сопротивлением).

Первые две группы упражнений способствуют успешному освоению беговой позы. Третья группа обеспечивает повышение быстроты подтягивания стопы после снятия ее с опоры и, следовательно, более высокий темп беговых шагов.

В четвертой главе – «Экспериментальное обоснование специальной технической подготовки квалифицированных спринтеров-инвалидов с детским церебральным параличом на основе позного метода бега» – раскрываются результаты педагогического эксперимента.

Проведенный анкетный опрос среди квалифицированных спортсменов-инвалидов показал их склонность к традиционной точке зрения на технику бега, содержащей много внутренних противоречий. По нашему мнению, необходимо переосмысление техники бега в направлении интеграции внешних даровых сил в движение тела, и прежде всего гравитации, как неисчерпаемого источника энергии для ускорения тела бегуна вперед.

Результаты экспертной оценки техники бега (рис. 1) показали достоверно более высокий качественный уровень как отдельных элементов беговых движений спринтеров-инвалидов с ДЦП, так и бега в целом после освоения позной техники бега.

Использование тестового профиля позволило оценить качественный уровень каждой элементарной характеристики бега, выявить наиболее отстающие характеристики индивидуальной техники бега испытуемых и подобрать соответствующие упражнения для улучшения техники бега и исправления технических ошибок.

Примечание:

1. Опора.

2. Выравнивание тела.

3. Стопа маховой ноги (по горизонтали).

4. Стопа маховой ноги (по вертикали).

5. Позиция головы.

6. Напряжение плеч.

7. Напряжение лица.

8. Падение.

9. Положение туловища при падении.

10. Толчковая нога.

11. Разведение бедер.

12. Частота шагов.

13. Движение стопы после снятия.

14. Положение стопы после снятия.

15. Выхлест голени перед постановкой.

16. Постановка стопы.

17. Характер приземления.

18. Место приземления.

19. Положение туловища при приземлении.

20. Траектория головы.

различия между исходными и конечными данными достоверны на уровне: *0,05; **0,01; ***0,001

Рис. 1. Частные элементы техники медленного бега (слева) и быстрого бега (справа) до (закрашенная область) и после обучения (контур), баллы

Таблица 1

Кинематические характеристики, используемые при анализе техники бега

Условное обозначение

Наименование

характеристики

Единица измерения

Методика измерения

1.

ВО

время опоры

с

количество кадров от момента постановки ноги на опору до момента снятия ноги с опоры

2.

ОЦМТ 20

горизонтальное расстояние между ОЦМТ и точкой опоры через 20 мс после приземления

см

расстояние между ОЦМТ и точкой опоры через 20 мс после приземления



Страницы: 1 | 2 | Весь текст