Сочи пища для души

СОЧИ: ПИЩА ДЛЯ ДУШИ

Сколько столиц у России? Белокаменная (Москва), северная (Петербург). Однако такой большой стране этого мало, ей нужен особый размах. И вот Сочи становится официальной столицей Олимпиады. Тем приятнее попасть в этот славный город, святыню всех страждущих.

Репортаж с места событий. Наш спецкор в Сочи Дорон Гольдин

СОЧИ, ЗА ШЕСТЬ ЛЕТ ДО ОТКРЫТИЯ

Вначале было слово. И это слово было: «пляж». Как паломники после утомительного пути, мы спускаемся к морю, чтобы смыть грязь с тела и накипь с души. Прямо перед нами мягкая желтизна сменяется искрящейся лазурью – или тем, что превратится в лазурь на мольберте Фотошопа. Заботы остаются в прошлом и будущем. Настоящее безоблачно.

Здесь жизнь замедляет свой бег, и сердце успокаивается. Здесь люди дружелюбны и благожелательны, и даже машины уступают нам дорогу. Здесь одурманивающий зной плавильной печи прерывается звенящей прохладой внезапного ливня. Здесь мы наконец-то можем заняться тем, на что у нас никогда не хватает времени: поспать, почитать, подумать…

ДМИТРИЙ БЫКОВ, ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ:

«Психологи считают, что лето – оптимальное время для загрузки читательского мозга чем-нибудь серьезным и значительным, самое время задуматься о смыслах. Лучший отдых – не прекращение занятий, а смена их. Исследования демонстрируют интерес отдыхающих к самой что ни на есть серьезной литературе. Так что, не раздумывая, берите с собой как раз ту литературу, которую в другое время сочли бы загрузочной» (журнал «Огонек»).

НЕ БРОСАЙТЕ ТЕНЬ НА ЗАГОРАЮЩИХ!

Идем по лежбищу. Печатная продукция используется тут исключительно по назначению – для прикрытия. В обычной жизни ею прикрывают сомнительную репутацию, нерешенные проблемы, духовное обнищание. А здесь бумагой просто заслоняются от жгучего солнца. Газетные листы всех размеров, книги обложкой вверх, глянец журналов – всё идет в ход.

На пляже быстро проявляется настоящая цена бумажного чтива. Отдыхающие – народ мудрый, они без всяких психологов «фильтруют базар» и оставляют для души только то, без чего она действительно не может обойтись.

Душе нужна особая пища. Когда убаюканное морским прибоем тело расслабляется и сбрасывает с плеч тяжкий груз, душа, наоборот, пробуждается к жизни и с надеждой смотрит вокруг.

Что же нам ей предложить? Рекламный проспект торгового центра? Дежурный детектив? Да ведь ей сейчас не до покупок и не до беллетристики. Душу, когда она просыпается, тревожит только одно: где найти средство, чтобы не заснуть больше никогда? Она словно предчувствует скорую развязку: последний взгляд, последняя монета в фонтан – и спячка на целый год. А там – иди знай, очнешься ли опять? Или так и проживешь в духовной коме до самой смерти?

АНТИНАРКОЗ

Возвращаемся с пляжа в город тропой пилигримов. Человек на улице раздает газеты. Мы уже видели его по пути сюда, он как будто и не отлучался ни на секунду. Газеты у него просто разлетаются. Теперь мы припоминаем, что на пляже они были чуть ли не единственным типографским изделием, которое читали. И даже передавали друг другу. Вот, оказывается, что держал в руках тот парень, покачивавшийся на матрасе среди плеска волн…

Люди проходят разные, а берут исправно. И вроде бы уже знают, что берут. Агитки так не расходятся. Чудеса какие-то.

– А мы уже второй сезон раздаем, – объясняет человек, улыбаясь. – По всему побережью до самого Крыма. Курорты, дома отдыха, пансионаты…

– Что за газета?

– «Каббала сегодня». Антинаркоз миллионным тиражом для всех желающих.

– И читают?

– Сами видите. Обижаются, когда следующий номер задерживается. Потом развозят эти газеты по всей стране.

– А вы сами местный?

– Нет, я из Москвы. В отпуск приехал.

Мы медленно удаляемся, изучая первую страницу. В вестибюле гостиницы продолжаем читать. Персонал не удивляется – видимо, привыкли. Паломники – они и есть паломники…

ДВЕРЦА В СЕРДЦЕ

Люди работают, отдыхают, тусуются – где могут и как могут. Волны накатывают на берег нашей жизни, палит солнце, валит снег. Дни сливаются друг с другом, как полосы разметки на шоссе.

Помним ли мы песни, которые слушаем? Помним ли книги, которые читаем? Помним, когда вспоминаем. А потом забываем окончательно. Это было просто времяпрепровождение.

Нам втридорога сплавляют вторсырье, а мы принимаем его за чистую монету. Нас держат под наркозом, а мы и рады. Ежегодное паломничество в экзотику – пик наших мечтаний.

И вот среди этого тумана кто-то открывает перед нами дверь, которую мы в упор не видели. Он не просит анкетные данные. Возраст, пол, кошелек, место жительства, род деятельности его совершенно не интересуют. Он просто открывает дверь, и мы заглядываем в изумлении.

Можно зайти, можно и повременить. Но теперь мы знаем, что она есть – эта дверь в неведомое. Ни замка, ни засова, и за вход денег не берут. Мы все равно вернемся рано или поздно, потому что наркоз давит все сильнее.

Если у тебя в сердце открылась дверь, будешь ходить мимо туда-сюда, пока не растворишь ее настежь.

На следующий день вновь спускаемся к морю в прекрасном расположении духа. На пути – все тот же человек с газетами.

– Дайте еще парочку для друзей. Кстати, не знаете, когда выйдет следующий номер?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ СТАТЬИ: HYPERLINK «http://www.kab.co.il/rus/34/1» www.kab.co.il/rus/34/1

Выйти из иллюзии

КТО ВИНОВАТ, И ЧТО ДЕЛАТЬ

Исследователи подсчитали, что проехал Александр Сергеевич в карете, да на санях по российским рытвинам и ухабам аж 33000 километров. Будто по экватору – вокруг Земли. В дневниках поэта дорожные впечатления и встречи, встречи, встречи…

Юного Александра пригласил Петр Яковлевич Чаадаев. Это их первая встреча. Впоследствии, несмотря на разницу в возрасте, они стали хорошими друзьями.

…Во глубину души вникая строгим взором,

Ты оживлял ее советом иль укором;

Твой жар воспламенял к высокому любовь…

Пушкин, спеша к карете, подвернул ногу. «Боль была нестерпима, нога опухла, только и думал о том, что можно сделать, чтобы не болела нога? Я так ждал этой встречи, готовился и вдруг забыл, к кому и зачем я еду, забыл обо всем, кроме боли». В результате беседа получила неожиданный поворот, стали говорить про желания, про их силу и власть над человеком.

– Да уж, мысль явно является порождением желания. И думает человек только о том, к чему у него есть желание, и даже не замечает, чего не желает. Разве старик смотрит на молоденьких девушек так же пристально, как юноша? – Чаадаев едва заметно усмехнулся.

– Получается, что наш разум – «купленный»: он покупается желанием и действует в полном подчинении ему? То есть любое мое желание будет указывать голове, моему разуму, что делать, чем заниматься?!

– Да, и обрати внимание: например, человек никогда не думает о кончине, потому что это ему неприятно, к этому нет желания, а, наоборот, всегда думает, что он вечен, потому что желает быть таким. И заметь, мой юный друг, что желаниям свойственно развиваться. Это закон, общий для всей природы закон постепенного развития: от горького и невзрачного плода, гадкого утенка, беспомощного детеныша – к созревшему, устойчивому состоянию.

Возможно, что спустя много лет поэт, прочтя эти строчки в своем дорожном дневнике, и написал «Сказку о рыбаке и рыбке», которую читают миллионы. Читают, наверное, потому, что хотя «сказка – ложь», но в ней даже не намек, а ответ на вопрос, возникающий у человека еще в детстве: «Что нами движет? Зачем мы живем?» Гений Пушкина попытался осмыслить законы мироздания. Вернемся к сказке и посмотрим, насколько ему это удалось.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Не секрет, что большинство людей в нашем мире удовлетворяются такой жизнью, пока однажды не просыпается в них следующее желание. А тут еще подворачивается такая легкая возможность его наполнения.

И вот вместо корыта разбитого появляется новое, вместо ветхой землянки – изба, а желание материального наполнения заменяется желанием почестей.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке…

…Говорит старик своей старухе:

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна».

Не тут-то было.

Вот неделя, другая проходит…

Желания растут, и нескончаемая погоня за наполнениями продолжается. Следующий виток – желание власти.

…Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей…

Ну что ж, и это желание исполняется.

Старичок к старухе воротился.

Что ж? пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей

Дальнейший ход событий вполне предсказуем – старик больше не нужен.

Подбежали бояре и дворяне,

Старика взашеи затолкали.

«Грациозный гений», как охарактеризовал Пушкина Чаадаев, прекрасно знал все недостатки человеческой природы. Но он не знал главного: «Кто виноват, и что делать».

Эта замечательная сказка была написана 175 лет тому назад. Изменилось ли что-нибудь с тех пор? И самое главное, могло ли измениться?

Этими вопросами Александр Сергеевич не задавался. Их задал, и смог найти ответ величайший каббалист нашего времени Бааль Сулам:

«Здравый смысл явно подсказывает нам, что основанием для совершения всех плохих поступков является не что иное, как желание насладиться. Это означает, что эгоистическая погоня за собственным благополучием является основой для причинения зла ближнему» («Сущность религии и ее цель»).

Значит, виноват эгоизм? Вряд ли сегодня кто-то будет с этим спорить. А что же дальше? Неужели ждать, когда золотая рыбка исправит это вселенское зло? Опыт человеческий показывает, что надеяться на это, мягко говоря, наивно. Каббалисты, будучи людьми прагматичными, исследовали природу эгоизма и пришли к однозначному выводу: эгоизм не только можно, но и нужно исправить. Вместе с этим выводом каббалисты оставили нам, сегодняшним, особую методику исправления.

Эх, жаль, не знал об этом Александр Сергеевич. Возможно, тогда бы и финал сказки мог быть другим.

М. Каплан

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ СТАТЬИ: www.kab.co.il/rus/34/2

Великие каббалисты

ЧЕЛОВЕК ДЕЛА

Почему в 60-летний юбилей Израиля именно рав Кук был признан человеком, оказавшим наибольшее влияние на еврейство страны? Это он в свое время объяснял Эйнштейну связь между теорией относительности и наукой каббала. Давайте на несколько минут перенесемся в мир одного из лучших умов еврейского народа.

В тени тель-авивских небоскребов приютился древний квартал Неве Цедек. Сегодня он изобилует магазинами художественной керамики, выпечкой в причудливой посуде и маленькими живописными переулками.

В самом сердце квартала, на улице Ахва, 21 стоит скромный угловой домик. За его стенами скрывался когда-то волшебный оазис, в котором собирались ведущие представители еврейской культуры времен второй алии. Шай Агнон, Хаим Нахман Бялик, Александр Зискинд Рабинович, Берл Кацнельсон, Нахум Гутман, Аарон Давид Гордон – кто только не бывал под этим гостеприимным кровом.

Приходили сюда и те, кто находился по другую сторону социальных баррикад 20-х годов: рав Йосеф Хаим Зонненфельд, лидер иерусалимских ортодоксов, и многие другие видные раввины тех лет.

Они просиживали долгие часы, жадно глотая слова собеседника и удивляясь ясности его мысли. Потом вставали и неохотно уходили, чтобы вернуться через неделю-другую.

Разумеется, это был дом рава Авраама Ицхака Коэна Кука, в широком сердце которого скрещивались пути светского просвещения и религиозных канонов. Скрещивались и сливались в одну прямую магистраль. Он растоплял лед отчуждения и расплавлял сталь заграждений, воздвигнутых между различными секторами общества. Все отлично уживались в объединенном духовном государстве, которое он основал поверх географических и идейных границ.

Когда древний народ обрел вторую молодость и заново отправился на поиски себя, рав Кук не замедлил предложить ему золотые принципы науки каббала – фундамент, без которого любые наши здания будут качаться на ветру. Попробуем приоткрыть полог тайны, окутывающей жизнь и внутренний мир каббалиста, жившего на рубеже столетий и эпох.

ГОНИМЫЙ

«Слушай меня, народ мой, из глубины души я говорю с вами… из того чувства, которое ощущаю глубже всех остальных чувств: …в вас вся моя жизнь». Рав Кук, «Хадарав»

– Отщепенец! – крикнул кто-то из окна.

– Ты со своим сионизмом задерживаешь избавление! – присоединились соседи, не открывая жалюзи.

Человек, который неспешно шел по иерусалимской улице Меа Шеарим, не повернул головы, но на лице его проступила печаль.

Сердце рава Кука разрывалось на части. Видя глубокий раскол в еврейских кругах, он всеми силами старался объединить народ, а главное – сломить стену противоречий между двумя полюсами: светским и религиозным.

Освистывания, которым он не раз подвергался, были вызваны его «симпатиями» к сионистам, людям совершенно неверующим.

– Именно они отстраивают Израиль, – повторял он снова и снова. – Эта земля дана нам для духовного и материального процветания, нужно только правильно использовать ее.

Подобно каббалистам прошлых поколений, рав Кук рассматривал землю Израиля как основу возрождения народа, как платформу его духовной самореализации. Массовое возвращение сюда – не просто переезд на новое место, а ясный признак, весть о возврате народа к духовной идее, которая лежит у его истоков. Здесь наше эго проявляется как никогда ярко – именно для того, чтобы мы наконец-то приподнялись над ним.

Вместе со своим близким другом, каббалистом Бааль Суламом, рав Кук предупреждал о том, что нам нельзя удовлетворяться внешней канвой событий. Хотя географическое изгнание подошло к концу, внутреннее изгнание все еще остается в силе.

В разобщении народа рав Кук видел корень проблем. Наша сила в единстве, подчеркивал он, а единство и дух – суть одно и то же.

НА ПУТИ К ЕДИНСТВУ

«Вот бы собрать всё человечество воедино, чтобы я смог обнять всех».

Из беседы с писателем Зискиндом Рабиновичем

Рав Кук был человеком дела, ему претили пустые разговоры и философствования. Не обращая внимания на оскорбления и угрозы, он встал во главе группы из десяти раввинов, которые отправились в поездку по стране осенью 1913 года. Они тряслись в телегах, запряженных мулами, ехали железной дорогой, тянувшейся по Изреельской долине, и даже плыли в лодке – все для того, чтобы провести «встречи на местах» и познакомиться с людьми из различных поселений.

В киббуце Мерхавия их приняли с холодком. Когда они вошли в общую столовую, везде повисла тишина и множество подозрительных взглядов вонзилось в странных гостей. Один из поселенцев встал и выкрикнул:

– Не тратьте слова и силы, здесь вы никого не причастите!

Среди всеобщего смятения рав Кук спокойно подошел к нему и сказал:

– Мы приехали не причащать, а быть причастными.

В отличие от многих своих коллег, рав Кук не смотрел на поселенцев свысока. Для него они составляли неотъемлемую часть того процесса, который ведет весь мир к окончательной гармонии.

«Любовь» была для рава Кука не абстрактным понятием, а конкретным проявлением неразрывной взаимосвязи всех «органов тела» – всех, кто причастен к народу Израиля. А в целом этот народ призван проложить всему человечеству путь к единству.

Мы должны, говорил рав Кук, выполнять свое предназначение – всеми силами распространять принципы науки каббала, пока их духовная мощь не раскроется полностью.

ПРИЗНАНИЕ

Более семидесяти лет прошло со дня его смерти, и вот праздничный опрос сайта Ynet, приуроченный к 60-летию государства Израиль, назвал рава Кука человеком, оказавшим наибольшее влияние на еврейство страны. Строчкой ниже – Давид Бен-Гурион.

Разъезжающееся по всем швам (и штатам) государство жаждет примирения – не столько с соседями, сколько с самим собой. Нам отчаянно необходим дух единства, чтобы не утонуть поодиночке в море вражды, которую мир по невежеству называет «здравомыслием».

Отдадим должное каббалисту. Он показал всем, что объединение возможно, – и люди до сих пор верят ему. Однако голосования на сайтах так и останутся красивыми жестами, пока мы на деле не воспользуемся каббалой – наукой единства и взаимопонимания.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Встреча рава Кука с Эйнштейном

По воспоминаниям рава Шмуэля Шульмана

В 1923 году, когда профессор Эйнштейн посетил землю Израиля, была организована встреча между ним и равом Куком… «Рав затронул универсальность теории профессора». Воодушевленный открытиями Эйнштейна и в том числе теорией относительности, рав Кук рассказал, что эти и другие идеи, связанные с временем и пространством, приведены в древних книгах по каббале. «Источник открытия, которое приводит в изумление все человечество, уже заложен в тайных и каббалистических книгах, а также в комментариях к ним».

«Профессор Эйнштейн с вниманием и интересом выслушал эти слова, а затем отметил философскую сторону отзыва рава о своей теории, сказав, что, по сути, в основе своей она стоит на уровне технического восприятия устройства всего мироздания».

ЦИТАТА

«Всякий раз нас изгоняют, истребляют и режут, как газелей и оленей, за то, что мы не знаем своей роли. Приходят мелкие ограниченные люди и равнодушно пичкают нас всевозможными снадобьями, а самое главное – эликсир жизни – убирают подальше от глаз. Одни делают это из бесчувственности и маловерия, а другие – из гордости и неведения… Дело доходит до нарушения истинного учения… до угасания сокровенной души, до ослабления силы мысли, до того, что духовная жизнь для нас и для всего мира, который от нас зависит, омрачается конвульсиями и ужасным обмороком… Если кто-нибудь встанет и скажет, что его избавление заложено в каббале, в ее истинном возвышении… – тут же набегут со всех сторон умники и выльют на тебя ушат сентенций на любую тему: “Каббала, мораль, исследования, философия, нравоучения, литература, поэзия – все они обанкротились и не дали нам того, что обещали в начале своего расцвета”. Подобных утверждений достаточно, чтобы задушить голос Творца, взывающего к нам из глубины души и наполняющего все миры: “Требуйте Меня и живите”».

Рав Кук, Послания, 2, опубликовано Издательством рава Кука, 1993, стр. 123.

Э. Винокур

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ СТАТЬИ: HYPERLINK «http://www.kab.co.il/rus/34/3» www.kab.co.il/rus/34/3

В ТЕННИС СО СТЕНОЙ

ФЕЛЬЕТОН

вечер

Зачитался байками Мюнхгаузена. Густая каша из фантазии, замешанной на реальности. Его называют лжецом, а ведь, по сути, мы питаемся такой же точно кашей. Кашей иллюзий. Где правда, где ложь – похоже, уже не знает никто. Куда ни кинь взгляд – сплошные опровержения. Да, чтобы все это расхлебать, без подвига не обойтись. Отличная идея! Все, решено, утром совершу подвиг, а пока – утро вечера мудренее…

УТРО

Подвиг – дело нешуточное. Тем более, когда идет речь о борьбе с иллюзиями. С кондачка тут не возьмешь. Начнем с начала, то есть с истории, благо книг на исторические темы сегодня великое множество. И каждая снабжена многообещающей аннотацией: «События описаны очевидцами. Здесь то, что от вас всегда скрывали. Самая точная версия тех событий». Ну, и далее в том же духе. Ладно, хватит лирики. Лучше перейдем к историческим фактам. Сразу же замучила хронология. Даты так и пляшут. Интересно, а что такое хронология? Открыл словарь Ожегова: «Хронология – последовательность появления чего-нибудь во времени».

Появилась странная идея: «А если люди отдельно, а история отдельно?»

Скажем, родился человек, развивается потихоньку, а параллельно с ним история мировая начинает проявляться вместе с учебниками и профессорами. И человек ее понемногу узнает. Где живет – то и узнает. Родился в России – значит, советский народ победил немецких захватчиков, а если нелегкая занесла в Америку, тогда уж извините – это великий американский народ разгромил немецких нацистов. Вот еще один пример – радио. Каждый образованный человек знает, что изобретатель ра-дио – А. Попов, а алчный предприниматель Г. Маркони у него это изобретение, мягко говоря, стибрил. Но вот незадача. Не знают об этом ни американцы, ни европейцы. Бедняги наивно полагают, что изобретатель радио – итальянец Маркони, а кто такой Попов – вообще понятия не имеют.

А с другой стороны, как простому гражданину узнать, кто прав, а кто виноват? Откуда мы знаем, например, о Чингисхане? Верно – из учебников. А откуда учебники сведения черпают? В лучшем случае из описаний очевидцев. Так ведь каждый видит, что хочет. Это, как с Советским Союзом. Половина населения планеты видела его «Союзом нерушимым республик свободных», в то же время другая – «Империей зла». И никто по сегодняшний день опровержений не пишет и в суд не подает. И это, когда еще бродят по Земле несколько миллиардов очевидцев. А через сто лет, как он будет называться? «Страной мечтателей»? Нет, видимо, подвиг придется перенести на завтра, а я лучше словарь пока почитаю.

УТРО СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ

Сегодня займемся вещами более осязаемыми. Наукой, например. Интересно, что говорят на эту тему физики, химики и психологи? Ну и ну, совсем запутали. Оказывается, времени нет, как нет причины и следствия. И эксперимент говорит о том же: после выстрела по стеклянной мишени трещины и дырка в стекле появляются одновременно с вылетом пули. Врут, наверно. Или какой-нибудь амперметр заклинило.

И биологи туда же: вдруг начали новые виды открывать. Причем сотнями, и не только червяков. Даже племя новое нашли. И это при полной мобилизации, в смысле телефонизации, всего Земного шара. Куда же они все прятались до сих пор?

А психологи что говорят? Оказывается, инопланетяне появляются по заказу. Хочешь их увидеть – пожалуйста, получайте. А если не веришь – то и нет их. Выходит, прав был Остап Сулейманович, когда говорил: «Нет, значит, не было».

Точку жирную с вопросительным знаком нейрофизиологи поставили: «Внешняя информация поступает в мозг и проецируется на задней его части в перевернутом состоянии». Просто кинотеатр какой-то. Правда, без зрителей. Секундочку, а кто же это у меня кино смотрит? Совсем запутали специалисты. Выходит, что сидит в этом зале внутри меня такой маленький дядя, выводы делает, да сигналы передает рукам и ногам. А я, значит, двигаюсь по его команде. Говорила мама: «Избавляйся от иллюзий, сынок».

ВЕЧЕР ТОГО ЖЕ ДНЯ

А может, все совсем иначе? Как в «Матрице». Лежат люди в капсулах. Спят без задних ног, сны видят, в них живут-поживают и из иллюзий выходить не собираются. Не заметил, как сам заснул…

РАННЕЕ УТРО

Через окно луч солнечный бьет, точно прожектор. Неужели это иллюзия? Хорошо работают, черти. Мне бы так писать, как они лучи солнечные мечут. Давно бы «Нобеля» по литературе срубил. Никуда не денешься, придется браться за тяжелое оружие. За каббалу. Говорят, это единственное средство, чтоб из иллюзий выбраться.

Мир – субъективное ощущение человека. Только после того, как появился человек, он ощущает, что мир был до него. Ощущает это в своих чувствах и разуме. «Было ли так?» – этот вопрос смысла не имеет, потому что не было человека. Значит, все, что находят сейчас ученые, возникает в наших ощущениях, как востребованная реальность. Одним словом, внешние силы реагируют на наши запросы, создавая всё новые «декорации».

Изучая каббалу, мы раскрываем всё мироздание в наших свойствах, в наших ощущениях. Раскрываем – только относительно себя – материю и ее форму.

Всю реальность мы на самом деле ощущаем в себе, в своих желаниях. Прошлое, движение, пространство – это всё ощущения в наших желаниях, а не объективные физические параметры вне нас. Человек все время видит, анализирует и ощущает только самого себя. Вся действительность человека – в сущности, игра в теннис со стеной.

P.S. Выходит, мы всего лишь игроки в виртуальный теннис? Как же победить в этой игре? Ответ очевиден – выучить правила игры и перехватить подачу.

М. Бруштейн

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ СТАТЬИ: HYPERLINK «http://www.kab.co.il/rus/34/4» www.kab.co.il/rus/34/4

Внутренний мир

СПРОСИ КАББАЛИСТА

На вопросы телезрителей в прямом эфире отвечает каббалист, профессор М. Лайтман

Должны ли мы в материальном мире работать против страстей? Или же наша работа заключается только в изучении каббалы без борьбы со своими желаниями?

Ответ: Правильно, без борьбы со своими желаниями. Если мы будем бороться с ними, то почувствуем себя героями, а наше эгоистическое желание получать наслаждения вырастет еще больше. Возникнут мысли: я праведник, я силен, я преодолел свои плохие желания. Ничто не исправляет нас, кроме Высшего света. Написано: «Я создал злое начало, и создал Тору для его исправления, потому что кроющийся в Ней свет возвращает к Источнику».

Поэтому мы должны изучать внутреннюю часть Торы – науку каббала, что даст нам возможность притянуть Высший свет. Это единственное действие, которое мы можем производить в нашем мире. Необходимо на нем сосредоточиться, и тогда мы преуспеем.

Что вы можете сказать об игре в шахматы? Можно ли ее использовать для связи между людьми и раскрытия Творца?

Ответ: Шахматы – это умная, древняя, логическая игра. Я несколько раз сталкивался с исследователями, изучающими ее, они вносят туда чувство и разум, различные силы и толкования. Это не моя область, и я нигде не видел, что это связано с наукой каббала или что сама игра исходит из некоего сплетения высших сил. Конечно, если ее придумал человек, то в ней, безусловно, есть человеческая основа, как в любом явлении этого мира.

Но когда играют большие мастера, то они выходят за рамки соревновательности и поднимаются на более высокий уровень. Они хотят видеть в игре более высокий разум: «Я следую за своим разумом и согласно ему вижу реальность, а ты видишь ее согласно своему разуму. Давай объединим эти два взгляда, раскроем друг другу все возможные действия и увидим, что же происходит в этой игре. В ее глубине мы не боремся друг с другом, а объединяем два ума вместе. И тогда внутри игры проявляется ее логика, глубина, внутренний разум, который всегда образуется в результате объединения».

И здесь можно раскрыть более высокий пласт: почему человек вообще придумал эту игру, откуда она пришла. В этом мире мы придумываем соревновательные игры, а духовное – это всегда связь. Давайте поднимемся на уровень связи и так взглянем на все игры, на все явления: будем играть вместе, а не против друг друга. Наша природа – использовать друг друга. Но если мы увидим во всех наших противоборствах: и в игре, и в жизни, и в торговле – во всем – желание каждого выиграть, если поймем, почему это происходит, и как мы можем это восполнить наперекор нашей природе, то достигнем высшего разума.

Специалисты говорят, что за весь период существования страны не было такой тяжелой ситуации с водой. При этом качество воды ухудшается. Почему так происходит? Есть ли у этого явления духовный корень и исправление?

Ответ: Разумеется, мы не собираемся давать советы компании «Мекорот». Во всем мире ухудшается качество воды, и у этого явления действительно есть духовный корень. Вода – это хесед (милосердие), духовный корень воды – отдача. Есть воды потопа, так называемые бурные, воинственные воды, но есть также воды, в которых развивается плод. Вода очищает, обновляет, приносит жизнь. Это мы наблюдаем и в растительном мире. Ничто не может существовать без воды.

В духовном мире есть «воды верхние» и «воды нижние», как написано: «…и отделил воду, которая под сводом, от воды, которая над сводом…» (Тора, глава «Берешит»). Отделил один вид воды от другого, а посередине, между ними создал нашу жизнь. И мы зависим от этих двух видов вод: «нижних» и «верхних».

Можно много говорить о воде, ведь вода – это не только видимые воды, которые покрывают поверхность земного шара. Вода находится и вокруг нас: как атмосфера, пространство. Можно сказать так: свойство Творца, свойство Его отдачи нам описывается в виде воды, как «высшие воды».

Поскольку вода – основа жизни, то в такой форме в нашем мире относительно нас выражается свойство отдачи.

Наше отношение друг к другу, ко всему миру, ко всему человеческому сообществу и к природе достигло такого пренебрежения, такого уровня эгоизма, что соответственно этому «верхние воды», то есть сила хесед, «испортилась». В результате и основа нашей жизни, которой является обычная вода, портится и исчезает.

Написано в Торе: «Я дам вам воду вовремя… Я дам вам дождь… Я дам вам всё…». Но при каком условии? – Когда захотите! А если не захотите, то дам воду, но в пустыне, то есть там, где от нее нет пользы. Следовательно, все зависит от нас: или мы получим хорошую воду в изобилии – не потоп, а именно столько, сколько необходимо, или дождь пройдет стороной и прольется в таком месте, где мы его даже не почувствуем.

Знает ли каббала, что произойдет на земном шаре через 10 000 лет?

Ответ: Через 10 000 лет на земном шаре ничего не произойдет, потому что не будет ни планеты Земля, ни нашей Вселенной. Дело в том, что наш мир видится нам в наших неисправленных органах чувств. По мере их исправления мы начинаем подниматься к ощущению иной действительности. Мы ощутим иную реальность – духовную, а материальный мир растворится внутри нее. Мы его просто не будем чувствовать, как сейчас я не чувствую происходящие в теле физиологические процессы. Ведь главное для меня – моя жизнь как человека. Точно так же я не буду чувствовать явления, относящиеся к уровню этого мира, а только то, что относится к более высоким ступеням.

Эти слова кажутся нереальными и фантастическими, но нереальна именно эта действительность, поскольку она временная и даже ложная. Ведь мы воспринимаем ее не такой, какой она существует вне нас. Я воспринимаю этот мир, поскольку зрение, слух, обоняние, вкус и осязание дают мне ощущение, что я живу в этой реальности. Если бы у меня были другие органы чувств, я ощущал бы иную действительность.

Мы должны исправить наши органы восприятия в течение 6000 лет, начиная с Адама. То есть нам осталось приблизительно 230 лет. Кто такой Адам? 5768 лет тому назад жил человек, которого звали Адам, и он первый в истинном виде раскрыл Творца и Вселенную со всеми ее скрытыми силами. Он понял, для чего мы развиваемся, и каков конец этого развития. Свои открытия он изложил в небольшой книге, которая называется «Тайный ангел» (Разиэль а-Малах). Именно он был первым каббалистом.

Люди исправляются постепенно, этап за этапом. И в этом процессе они начинают воспринимать, чувствовать и жить в более высокой реальности, отождествляясь с высшими силами. По мере того как люди начинают объединяться между собой и подниматься на духовную ступень, телесные органы чувств перестают в нас ощущаться, как мы не чувствуем неживой и растительный уровни в нашем теле. Например, я не чувствую ногти и волосы: растут так растут, не растут – не надо. Я могу их подстригать или нет – я не чувствую в этом проблем. И когда я приобрету ступень «человек», то относительно нее не почувствую животный уровень.

Это не значит, что материальный мир внезапно исчезнет, нет. Просто мы не будем воспринимать реальность в таком виде, как сейчас, а начнем все больше ощущать ее в виде сил и свойств.

Каков духовный корень глобализации? С одной стороны, она якобы приносит свои плоды, а с другой – закрепляет подавление слабых сильными.

Ответ: Все выглядит именно так, поскольку мы рассматриваем глобализацию с точки зрения своего огромного эгоизма. В Вавилоне, где мы жили как единая семья, четыре с половиной тысячи лет назад произошел взрыв эгоизма. Каждый, следуя за собственным эгоизмом, захотел преуспеть в одиночку, каждый захотел использовать остальных. В итоге мы пришли к такому образу жизни, каков он в настоящее время.

Сейчас нам заново раскрывается картина жизни, которой мы жили в Древнем Вавилоне до взрыва эгоизма. Мы постепенно начинаем видеть, что вся цивилизация – это единая семья, постепенно начинаем осознавать, что каждый зависит от каждого, что любое изменение на планете сказывается на всех. Нам кажется, что одни страдают, а другие наслаждаются, а затем мы понимаем, что это не так – что все мы в одной лодке.

Глобализация не новое явление, но сегодня мы обнаруживаем ее, поскольку цивилизация пришла к концу своего развития. С одной стороны, мы зависим друг от друга; с другой стороны, ненавидим друг друга, не можем ужиться вместе.

То, что мы наблюдаем сегодня в мире, давно было предсказано наукой каббала, и она раскрывается сейчас именно для того, чтобы показать нам, что решение существует. Не существует решения вне ее. Каббала объясняет нам суть глобализации и способ достижения равновесия. В каббале это равновесие называется «закон подобия свойств» и говорит о том, что мы должны прийти к подобию свойств с Творцом, с природой (это одно и то же).

Когда мы совершим эти изменения в себе, то обнаружим, что относимся друг к другу с любовью, что нас ждет безопасность, процветание, счастливая жизнь. Природа заставит нас прийти к этому.

Сказано, что человек должен уподобиться Творцу. Но уподобиться можно тому, кого мы знаем. Откуда мы знаем, каков Он, каким Его свойствам мы должны уподобиться? Может быть, мы ошибаемся, может быть то, что мы считаем хорошим, на самом деле плохо? Как мы можем быть уверены в своих действиях?

Ответ: Очень хороший вопрос.

Написано: «Познай Творца своего и служи Ему». Действительно, если я не знаю, каким я должен быть, то как могу действовать? В качестве примера можно взять воспитание детей. Можно поучать ребенка с утра до вечера, но если он видит иное, то воспринимает увиденное, а не то, что слышит. То же самое – со взрослыми. У нас должен быть образец, образ (хотя и нельзя так говорить, ибо у Творца нет образа), что такое Творец.

Такие примеры нам приводят каббалисты, достигшие соответствующего духовного уровня. Они говорят: «Как Он милосерден, так и ты будь милосерден, как Он милостив, так и ты будь милостив», и так далее. Уподобиться свойствам Творца можно только с помощью науки каббала, потому что в процессе ее изучения к человеку приходит особая сила, так называемый «окружающий свет» (ор макиф), который воздействует на человека и изменяет его.

Под воздействием света человек начинает осознавать, насколько велика мера его эгоизма. Этот, первый, этап, называется осознанием зла. А после того, как познает свое зло, человек начинает понимать, каким он должен стать. Так мы движемся: от раскрытия наших плохих свойств, раскрытия нашего злого начала – к так называемой хорошей жизни, то есть к тому, что видим себя исправленными.

Поэтому Творец не раскрывается человеку, не служит примером, словно учительница в школе или некий праведник, чтобы мы могли Его видеть и подражать Его поведению. Как раз наоборот: именно из наших плохих качеств с помощью учебы, привлекающей к нам свет, мы видим, как создать из них нечто противоположное. И это называется, что мы сами создаем образ Творца. У Творца нет образа, так что же такое образ Творца? Та исправленная форма, которую я сам создаю, и называется Творец. Человек, исправляя себя, создает этот образ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ СТАТЬИ: HYPERLINK «http://www.kab.co.il/rus/34/5» www.kab.co.il/rus/34/5

Детская страничка

«Настанет время, когда даже дети будут открывать тайную мудрость и постигать законы развития»

Книга Зоар с комментарием «Сулам»

НЕВИДИМКА

Эта невероятная история произошла с Петей, когда он учился во втором классе. Так получилось, что его родители выиграли в лотерею много-много денег. В этом нет ничего плохого, но на некоторых людей это почему-то влияет не очень хорошо. Именно это произошло с Петей.

Он всегда был очень общительным и добрым. Теперь, когда у него появилось много дорогих игрушек, собственный бассейн и домашний тренер, он очень изменился. На одноклассников и учителей стал смотреть свысока. Перестал учить уроки. Но самое страшное – полностью перестал замечать окружающих. Для него теперь существовали только два человека: мама и папа – единственные люди, готовые исполнять все его желания.

Однажды через окно он увидел ребят, играющих в футбол:

– Поиграть, что ли? Давно я не был на улице, – подумал мальчик. И не спеша, натянув фирменную спортивную форму, не сказав никому ни слова, он выскользнул на улицу.

– Я буду с вами играть! – с гордостью объявил Петя маленьким футболистам. Но ребята, как ни в чем не бывало, продолжали игру.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст