Социальные основы экономической деятельности и развития российск

На правах рукописи

Кондратова Наталья Валентиновна

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ

22.00.03 – Экономическая социология и демография

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Новочеркасск -2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)» на кафедре «Экономика и управление предприятием»

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Колбачев Евгений Борисович

Официальные оппоненты: доктор социологических наук

Бородай Владимир Александрович

кандидат социологических наук

Дорощенко Галина Ивановна

Ведущая организация: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

Защита состоится «___» декабря 2010 г. в 13-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.304.10 по социологическим наукам при Южно-Российском государственном техническом университете (Новочеркасском политехническом институте) по адресу: 346428, г. Новочеркасск Ростовской области, ул. Просвещения, 132.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) по адресу: 346428, г. Новочеркасск Ростовской области, ул. Просвещения, 132.

Автореферат разослан «___» ноября 201_ г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Губанова Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Последние два десятилетия ХХ века привели к своеобразной революции в системе мировой розничной торговли. Если раньше торговля рассматривалась как звено, соединяющее производство и конечное потребление и основной задачей, стоящей перед ней, было повышение эффективности в рамках данной связи, то сегодня розничные предприятия определяют политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности и регионам.

С середины девяностых годов началось формирование розничных торговых сетей (РТС) и в России. Создание РТС – один из примеров экономической консолидации в российской экономике, начало которой по мнению академика Г.Б.Клейнера знаменовало переход от «экономики физических лиц» («экономики директоров») к «экономике мажоритарных собственников».

Крупные интегрированные структуры в торговле обладают наилучшими возможностями для организационно-технической модернизации торговли путём осуществления собственных крупных проектов, для корпоративного венчурного инвестирования новых разработок и для привлечения иностранных партнёров для осуществления инновационных проектов.

Большинство российских РТС функционируют в условиях весьма сложного конкурентного окружения, высокого уровня рисков, неопределенности и динамичности социально-экономической среды. Интенсивное развитие рыночных отношений требует формирования новых методов управления ими с целью обеспечения их конкурентоспособности и устойчивого функционирования. Несмотря на наличие значительных достоинств консолидационных группировок, их более отдалённые перспективы не столь очевидны и правильность решений по составу, конфигурации и организации их деятельности требует подтверждения временем.

В условиях глобального кризиса от успешности оздоровления РТС в определённой мере зависит успешность выхода из кризиса всего российского народного хозяйства.

В основе эффективного функционирования и развития современной РТС лежит социотехнический механизм, который изменяется под влиянием причинных событий окружающей среды. Глобализация экономики, жесткая конкуренция и рыночные отношения вызывают необходимость оптимизации элементов данного механизма в рамках современной организации. Эти трансформации приводят к появлению консолидационных группировок нового типа — сетевых организаций, которые стали доминировать в экономиках многих развитых стран. Розничные торговые сети являются частным случаями таких организаций.

Неизбежное продолжение процессов глобализации, интеграции России в мировую экономику в послекризисный период и связанное с этим дальнейшее усиление конкуренции требуют оптимизации элементов социально-экономического механизма современных розничных торговых сетей.

Степень разработанности проблемы определяется тем значением, которое имеют социальные основы экономической деятельности различных экономических агентов, в частности – в сетевых организациях. Изучение данного феномена началось относительно недавно: в 70-80-х гг. XX века и было связано с развитием экономической социологии в Западной Европе и США. Среди западных социолгов-исследователей сетевых организаций можно назвать А. Райса, Э. Триста, М. Хейра, Дж. Вудворда, Р. Дабина, Дж. Томпсона и др. Отечественные исследователи (Г.Б.Клейнер, А.В. Проскуряков, Н.К.Моисеева, Н.И. Лапин, В.Г. Подмарков, О.И. Шкаратан, Р. Григас, Н.Ф. Наумова, Б.З. Мильнер) изучали гармонизацию социальной и технической подсистем в сетевых организациях. О.И. Шкаратан и В.Г. Подмарков помимо социальной выделили экономическую подсистему и анализировали сетевую организацию как соединение этих составляющих в рамках системы.

Определённый вклад в исследование социального механизма бизнес-групп (в том числе розничных торговых сетей) внесли авторы работ по проблемам производственных систем (Ю.Солдак, А.А.Колобов, Е.Б.Колбачев, А.Параскевов, В.И.Дружинин и др.). В большинстве этих работ отводится определённое место взаимодействию технической и социальной подсистем в организациях различного масштаба. В этом случае интнгрированная бизнес-группа рассматривается как межкорпоративная производственная система, эволюционирующая в направлении формирования сетевой организации.

Некоторые современные исследователи (Э. Тоффлер, М. Кастельс и др.) считают, что в основе современного бизнес-процесса лежит использование информации и информационных технологий, что именно они определяют эффективность предприятия и бизнес-группы (в том числе розничной торговой сети). Согласно их мнению, следствием функционирования информационного («информационального» — по М.Кастельсу) общества и стало появление бизнес-групп сетевого типа. На этой концептуальной основе возникла концепция социального «конструирования» и управления экономическими системами (К. О’Делл, Дж. К. Грейсон, П.Хэйне) и разработки модели розничной торговой сети, в основе которой лежит организационно-экономическое взаимодействие элементов её социальной и технической подсистем и социальной и технической подсистем входящих в неё торговых предприятий.

Социальные аспекты формирования и функционирования РТС и других бизнес-групп и сетевых организаций рассматривались в работах В.В. Радаева, Н.В. Глебовской, С.И. Паринова, М.М. Чучкевича,

Т.Г. Долгопятовой, В.Е. Дементьева). Большинство из этих авторов уделяли особое внимание институциональным аспектам экономической консолидации и рассматривали социальные стороны этих процессов в контексте формирования человеческого капитала в бизнес-группе

(В.Н. Егоров и Д.И. Коровин), который в современных условиях становится главной ценностью и фактором конкурентоспособности розничной торговой сети.

Следуя подходам Н. Смелсера, М. Грановеттера и Р. Сведберга, исследуя бизнес-группы необходимо объяснить, «как общество выбирает среди широкого круга альтернатив те, которые позволяют с наибольшей выгодой использовать ограниченные экономические ресурсы», почему такими альтернативами в торговле оказываются розничные торговые сети.

Оценивая степень научной разработанности проблемы, следует отметить, что особенности социальной составляющей РТС в рамках их экономического механизма практически не исследованы. Как правило, анализу подвергается сочетание подсистем бизнес-группы, а не институтов и механизмов. Это формирует поле возможности привнесения научной новизны в исследования данного направления. Это обстоятельство обусловило выбор объекта и предмета, определило цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования являются розничные торговые сети и входящие в неё торговые предприятия, функционирующие в современной России.

Предмет исследования – социальные основы функционирования современных РТС, сущность и особенности экономического поведения их участников, мотивации этой деятельности.

Цель диссертационной работы – исследовать социальные основы экономической деятельности и развития розничных торговых сетей и определить направления мероприятий по совершенствованию их социального механизма.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

1) исследовано социальное содержание и сущность экономического поведения розничных торговых сетей, как специфических акторов, функционирующих на товарных рынках;

2) раскрыта роль розничных торговых сетей в развитии социального капитала современной России;

3) изучены особенности РТС как разновидности социальных сетей;

4) исследовано влияние социальной структуры РТС на экономические характеристики транзакционных процессов, осуществляемых в сетях;

5) определена роль организационной культуры розничной торговой сети, как социально-экономического управленческого инструмента;

6) разработаны подходы к построению социально-экономической системы розничной торговой сети на разных этапах её формирования и развития, как основы управления персоналом РТС.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют теории, концепции, выводы исследователей проблематики взаимодействия социальной и экономической подсистем в бизнес-группе (К. О’Делл, Дж. К. мл. Грейсон, В.Н. Егоров, Д.И. Коровин), формирования сетевого типа организации (М. Кастельс, Э. Тоффлер), социальной ориентации и координации деятельности бизнес-групп (Л. Тевено).

В работе автор опирается на следующие методы исследования: системный подход, вторичный анализ данных, анкетный опрос, наблюдение, качественный анализ документов.

Эмпирическая основа исследования включает:

результаты анкетного опроса, проведенного автором в апреле 2009г. на торговых предприятиях ООО «Техносила» (объем выборки — 383 человека, тип выборки — серийно-стратифицированный: по структуре (пол, возраст) и количеству занятых на предприятии);

результаты анкетирования на тему: «Организационная культура предприятия», проведенного автором на предприятиях ООО «Техносила» (объем выборки — 236 человек, тип выборки – стратифицированный), в марте – июне 2009 г.;

результаты анкетирования покупателей в торговых предприятиях в г.г. Новочеркасске и Ростове-на-Дону, проведенного при участии автора в апреле-мае 2009 года (объём выборки – 1627 чел., тип выборки — случайный);

результаты социологического наблюдения (включенное, скрытое, несистематическое, долгосрочное), осуществлявшегося с 01.02.2009 г. по 01.05.2009 г. в ООО «Техносила» (Южный дивизион), в качестве объекта исследования были выбраны работники следующих подразделений: управление персоналом, управление логистики, управление розничной торговли;

результаты качественного анализа документов: протоколов совещаний у генерального директора, протоколов совещаний у заместителя генерального директора, положений, выпущенных в исследуемый промежуток времени, организационных приказов и распоряжений, служебных записок руководителей подразделений, писем, отправляемых в ООО «Техносила» (документация анализировалась с 01.12.2008 г. по 28.05.2009 г.).

Научная новизна работы, по мнению диссертанта, состоит в следующем:

1. Установлено, что в современных условиях розничные торговые сети являются акторами, экономическое поведение в которых может быть отнесено к посредническому типу экономического поведения, связанному с деятельностью РТС, как относительно автономного института рыночных отношений, основанном на наличии специфических знаний о товарных рынках и специализирующегося на облегчении трансакционной деятельности остальных экономических агентов, позволяя им достигать экономии на масштабах.

2. Доказано, что розничные торговые сети могут способствовать наращиванию социального капитала российского общества путем повышения доверия населения страны к социальному экономическому мегаинституту.

3. Определено, что розничная торговая сеть представляет собой специфическую иерархически-дивизионально организованную социальную сеть с нечёткими границами, звенья которой (вплоть до отдельных работников) могут рассматриваться как социальные посредники.

4. Установлена зависимость между эффективностью функционирования РТС и качеством социального капитала. Чем выше социальный капитал, тем успешнее работа розничной торговой сети.

5. Определён подход к развитию розничной торговой сети, основанный на том, что в розничной торговой сети определяющей для формирования социальных механизмов её деятельности служит организационная культура предприятий, входящих в сеть и её корпоративного центра.

6. Разработана концепция формирования социально-экономической системы новой розничной торговой сети, механизмы которой строятся

на основе ценностно-этических принципов.

На защиту выносятся следующие положения:

Деятельность розничных торговых сетей может быть отнесена к относительно самостоятельной области коммерческой деятельности, которая существенным образом отличается от собственно торговли и выполняет функцию экономии трансакционных издержек. В обществе с высоким уровнем разделения труда одним из способов достижения такой экономии является использование особых экономических агентов, которые специализируются на облегчении трансакционной деятельности для остальных экономических агентов, позволяя им достигать экономии на масштабах. Этими агентами в современных условиях и являются розничные торговые сети, экономическое поведение в которых может быть отнесено к посредническому типу экономического поведения, связанному с деятельностью РТС как относительно автономного института рыночных отношений, основанном на наличии специфических знаний о товарных рынках.

Розничные торговые сети представляют собой эффективное средство повышения доверия российского населения к социальному экономическому мегаинституту и, тем самым, способствуют наращиванию социального капитала российского общества. Важным резервом наращивания вклада розничных торговых сетей в этот процесс является совершенствование работы персонала их предприятий, который, в условиях жесткой конкуренции, является одним из самых важных ресурсов торговой организации. Увеличение качества работы персонала требует, в числе прочего, развития и повышения эффективности систем мотивации труда в розничных торговых сетях.

Деятельность розничных торговых сетей представляет собой специфический случай функционировании социальной сети, а её звенья (вплоть до отдельных работников), могут рассматриваться как социальные посредники.

Качество социального капитала влияет на успешность функционирования розничной торговой сети. Определяя социальный капитал, как ресурс, можно говорить о том, что его обладателем может быть как отдельный индивид, так и организация в целом. Таким образом, если физический и человеческий капитал организации определяют величину трансформационных издержек, то социальный капитал — трансакционных издержек (чем выше капитал, тем ниже удельные трансакционные издержки), а важнейшим условием успешного функционирования розничной торговой сети является минимизация транакционных издержек, обуславливаемая качеством социального капитала.

В розничной торговой сети определяющей для формирования социальных механизмов ее деятельности служит организационная культура предприятий, входящих в сеть и ее корпоративного центра. В этом случае организационная культура розничной торговой сети представляет собой изменяющееся состояние корпоративной социально-экономической системы, описываемое определёнными параметрами, характеризующими аксиологические и иные мотивы экономического поведения, а также особенности социального поведения внутри сети, обусловленного спецификой работников РТС как профессионального сообщества.

Формирование социально-экономической системы новой розничной торговой сети включает в себя следующие этапы: определения реальных ценностей, целей и миссии корпорации; выявления традиций организации; выработки культурных нормативов на аксиологической основе; достижения относительной организационно-культурной однородности путем привлечения и стимулирования развития персонала; контроль за уровнем и характером организационной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что представленная работа обобщает и дополняет обширный исследовательский материал, накопленный отечественными и зарубежными учеными в области изучения сетевых организаций. В данной работе, с точки зрения социальных основ экономической деятельности сетевых организаций и их участия в консолидационных процессах в экономике рассматриваются розничные торговые сети, взаимодействие их социальной и экономической подсистем и соответствующих подсистем отдельных торговых предприятий, образующих РТС. С практической точки зрения данная работа будет интересна менеджерам и руководителям розничных торговых сетей и предприятий, входящих в их состав, для использования результатов исследования в своей деятельности, а также создания модели РТС нового типа на базе своей организации. Содержание диссертации, результаты анализа и обобщений могут быть использованы в учебных курсах «Экономическая социология», «Социология управления» и «Социология организаций» в системе высшего профессионального образования.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования были доложены и рассмотрены на международных научно-практических конференциях «Глобализация экономики и российские производственные предприятия», «Экономические проблемы организации производственных систем и бизнес-процессов», «Технико-экономические проблемы создания экологически ориентированных производств» (Новочеркасск, 2008, 2009, 2010 г.г.); на научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых факультета гуманитарного и социально-экономического образования ЮРГТУ (НПИ).

Результаты исследования использованы в ООО «Электрик Плаза» для создания модели розничной торговой сети на основе концепции формирования социально-экономической системы новой РТС и в филиале ООО «Техносила» в г. Ростов-на-Дону при разработке системы мотивации торгового и неторгового персонала компании, а также при создании программ увеличения потребительской лояльности.

По теме диссертационного исследования опубликовано семь работ общим объемом 5,85 п.л., в т.ч. 3,86 п.л. — авторские.

Структура диссертации определяется поставленной целью и задачами исследования и включает введение, две главы, семь параграфов, заключение и список использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы его цель и задачи, раскрыта научная новизна результатов исследования, предложены направления их практического использования.

В первой главе «Розничные торговые сети и их роль в формировании социально-экономической системы современной России» проведен теоретико-методологический анализ научных представлений об РТС и их социотехнических механизмах и рассмотрены вопросы, связанные с решением российских социальных проблем при участии розничных торговых сетей и социальным воспроизводством в России, кроме того, рассмотрена роль розничных торговых сетей в развитии социального

капитала современной России.

Условно РТС, действующие в современной России, можно разделить на два типа: сети торговых точек (мобильные салоны, мебель, бутики и т.д.) и сети супермаркетов (продукты питания, канцтовары, бытовая техника и пр.). Сети торговых точек характеризуются наличием не более 1-2 кассовых мест и огромным числом небольших салонов. Особенность супермаркетов — сравнительно небольшое количество магазинов, обладающих большими торговыми площадями и развитой инфраструктурой.

До начала глобального кризиса Россия являлась одновременно самым крупным, самым быстрорастущим и самым инвестиционно-привлекательным потребительским рынком Европы. В 2007 г. рост потребительских расходов составил 32% по отношению к 2006 году. Общий оборот розничной торговли в России в 2007 г. оценивается ФСГС РФ в 424 млрд. долларов. В 2007 году розничная торговля развивалась значительно динамичнее, чем в 2006 году. По данным Росстата, прирост оборота розничной торговли составил 15,2%, тогда как в 2006 году — 13,9%. Для этого периода были характерны попытки работы на российском рынке ряда западных РТС. Вхождение в страну иностранные сети начинают через регионы с наивысшим доходом на душу населения. Основной упор делается на Москву, население которой обладает большой покупательской способностью. Первыми свои магазины в столице открыли Рамстор, Metro, Spar, АVA, Ашан и др.

Несмотря на жесткость конкуренции со стороны западных сетей, перед российскими ритейлерами открываются огромные возможности. Лучшие внутренние торговые компании умело используют международный опыт, создают стратегические альянсы, приобретают другие компании, хорошо понимают своих покупателей и гибко выстраивают свои стратегии. Однако российским компаниям, не располагающим достаточными финансовыми ресурсами, чтобы составить конкуренцию западным компаниям, приходится сильно напрягаться. Для столичных компаний одним из приоритетных направлений становятся региональные рынки, на которых пока не присутствуют иностранные игроки и которые предоставляют большие возможности для развития.

Показателен пример российской розничной торговой сети «Техносила», созданной в 1993 году. На сегодняшний день «Техносила» является одним из лидеров российского рынка бытовой техники и электроники, занимая долю 9%. За счет постоянной оптимизации ассортимента, внедрения современных логистических и информационных технологий, оптимизации взаимоотношений с поставщиками, а также благодаря использованию эффективных маркетинговых и рекламных средств в 2007 году торговая сеть достигла самых высоких темпов развития в отрасли — порядка 69%в год. На конец 2009 года торговая сеть «Техносила» насчитывает 248 магазинов в 191 городе России (26 магазинов работают в Москве и Московской области, 216 — в региональных городах России). С 2006 года в сети стартовала программа франчайзинга. C 2005 года работает Интернет-магазин сети. Во всех городах присутствия сеть гипермаркетов «Техносила» предлагает своим клиентам большой ассортимент, доступные цены и широкий спектр высококачественных услуг. Доверие и лояльность покупателей — это залог успеха торговой сети в долгосрочной перспективе.

Институционализация систем сетевой торговли представляет собой процесс воспроизводства особых правил и норм, стратегий поведения продавцов и покупателей, законодательного оформления их статусов и ролей, формирования организационной инфраструктуры.

Одной из особенностей влияния РТС на социальное воспроизводство является то, что систематизация и повышение уровня деятельности предпринимательских организаций, персонал которых получил соответствующее образование и/или систематически повышает свою квалификацию, способствует эффективному воспроизводству наёмного труда (подавляющее большинство персонала предпринимательских организаций вообще и РТС, в частности, являются наёмными работниками).

Успешное развитие общества зависит от грамотности, начитанности, информированности населения и от социальных качеств работников, таких как компетентность, рациональность, ответственность, дисциплинированность создают мощный социальный потенциал экономики. Человек в сфере экономической деятельности представляет собой целостность, в которой равнозначное место занимает индивидуальное, рациональное, хозяйствующее, социальное. Системы развития РТС своим содержанием должны способствовать интеграции этих начал в облике работников — непосредственных участников хозяйственной деятельности. Очевидно, что менеджеры РТС должны обеспечивать такую интеграцию на всех стадиях процесса развития сети (особенно – развития персонала РТС), начиная с создания программ развития и заканчивая непосредственным консультированием исполнителей проектов развития. На наш взгляд, организационно-методическое обеспечение этой интеграции должно опираться на социологические подходы и использовать результаты соответствующих социологических исследований и разработок.

Вышеописанные положения о роли РТС в процессах социального воспроизводства в российском обществе могут трактоваться как удовлетворение розничными торговыми сетями новых институциональных потребностей, связанных с построением гражданского общества в стране. Наиболее эффективно это может быть сделано с использованием категорий «человеческий капитал» и «социальный капитал». В современных социально-экономических науках обсуждение видов и значения различных экономических ресурсов происходит в основном при помощи теоретического конструкта «капитал» (capital – в буквальном переводе «главный»). В начале XXI в., в частности, наиболее популярными категориями обществоведческого дискурса становятся понятия «человеческий капитал» и «социальный капитал».

Определяя социальный капитал как ресурс, необходимо иметь в виду, что в отличие от иных форм капитала (имея в виду капитал как совокупность вещественных ресурсов), социальный капитал свойственен структуре связей между акторами и среди них. Это не зависит ни от самих акторов, ни от средств производства. Обладателем социального капитала могут быть как отдельный индивид, так и какая-либо организация или сообщество. Последнее в полной мере относится и к организациям, образующим РТС, где наличествует фактор материальной ответственности, важна организация групповой работы, необходимы доверительные отношения между корпоративным центром и филиалами и между отдельными филиалами и т.д.

По оценкам зарубежных экономистов по состоянию на начало XXI в. в развитых странах доля природного капитала в национальном богатстве составляет лишь несколько процентов, доля физического капитала – менее 20%, зато удельный вес неосязаемого капитала (ресурсов, воплощенных в людях) превышает 70%. В России же, согласно оценке Всемирного банка, среднедушевая величина национального богатства достаточно велика (38.709 долл.). Однако его основу составляет природный капитал, на который приходится 44%; физический капитал составляет 40%, а неосязаемый – лишь 6%. Вывод о том, что России остро не хватает социального капитала – именно того вида капитала, который наиболее важен для современных национальных моделей экономики, представляется достаточно обоснованным. Поэтому задача наращивания человеческого и социального капитала в России особенно актуальна, а РТС могут сыграть в её решении существенную роль, позитивно влияя, в частности, на степень доверия в российском обществе.

В контексте нашего исследования особую важность приобретает определение типологии доверия. Чаще всего выделяют межличностное (доверие между людьми) и институциональное (доверие людей к социальным институтам и их представителям). Если личное доверие – это своего рода фундамент любого общества, то институциональное доверие – основа жизни сложно организованных обществ, где существуют специальные организации, которые генерируют и поддерживают «правила игры». В зависимости от потребностей индивида, группы и общества в целом, которые удовлетворяет тот или иной социальный институт, выделяют пять основных социальных мегаинститутов: институт семьи и брака; политические институты; экономические институты; институт образования; институт религии. Каждый из этих основных социальных мегаинститутов слагается из многих более «мелких» институтов. Очевидно, что в рамках нашего исследования особый интерес представляет входящий в экономический мегаинститут институт торговли, в частности — розничной сетевой торговли.

Таким образом, роль РТС в социальном развитии российского общества может быть оценена по их влиянию на уровень институционального доверия в стране, что характеризует, также, вклад РТС в формирование и наращивание социального капитала страны.

В связи с этим в апреле-мае 2009 г. нами был проведен опрос потребителей услуг торговых предприятий различной специализации и организационных форм. Проводилось анкетирование покупателей, выходящих из ряда торговых предприятий в г.Новочеркасске, представляющих собой наиболее типичные представители различных организационных форм торговли (магазины, входящие в РТС «Техносила», «Эльдорадо», «Магнит», «Перекрёсток»; центральный («Азовский») рынок; торговые комплексы «Южный» ,«Центральный» и «Арбат»). Респондентам задавались вопросы о степени их доверия различным организационным формам торговли, образующих институт торговли, входящий в экономический мегаинститут. Всего в ходе исследования было собрано и обработано 1627 анкет. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Исследование показало, что супермаркеты, входящие в розничные торговые сети (торговля промышленными товарами, в т.ч. бытовой техникой), пользуются наиболее высоким уровнем доверия у населения (более 20% респондентов дали ответ «доверяю», а около 52% — «в чём-то доверяю» при ничтожно малом числе ответов «совсем не доверяю» — около 2%). Несколько хуже показатели у супермаркетов, входящих в розничные торговые сети, специализирующиеся на торговле продовольственными и сопутствующими товарами.

Таблица 1

Дифференциация уровня институционального доверия по формам и организациям торговли в рамках экономического мегаинститута (авторское исследование)

Насколько вы доверяете каждому из перечисленных?

Полностью

В чем-то доверяю

Не очень

Совсем не доверяю

Не знаю

Σ

Мелкие и средние магазины (торговля продовольственными товарами)

N

92

488

320

85

151

1136

%

8,10

42,96

28,17

7,48

13,29

Мелкие и средние магазины (торговля промышленными товарами)

N

118

521

116

23

175

953

%

12,38

54,67

12,17

2,41

18,36

Супермаркеты, входящие в розничные торговые сети (торговля продовольственными и сопутствующими товарами)

N

110

518

125

48

162

963

%

11,42

53,79

12,98

4,98

16,82

Супермаркеты, входящие в розничные торговые сети (торговля промышленными товарами, в т.ч. бытовой техникой)

N

215

535

82

21

176

1029

%

20,89

51,99

7,97

2,04

17,10

MLM-сети

N

210

215

410

225

179

1239

%

16,95

17,35

33,09

18,16

14,45

Торговля на муниципальных рынках

N

79

515

482

42

165

1283

%

6,16

40,14

37,57

3,27



Страницы: 1 | 2 | Весь текст