Социально-перцептивные процессы в управлении

Социально-перцептивные процессы в управлении

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Социальная перцепция: понятие, структура и ее механизмы 6

1.1. Структура процесса социальной перцепции7

1.2. Механизмы социального познания 11

Выводы 16

Глава 2. Социально-перцептивные процессы в управлении 17

2.1. Социально-перцептивная сторона деятельности руководителя 18

2.2. Понятие «социально-перцептивная компетентность» 25

2.3. Феномен профессионализма как объект социальной перцепции 28

Выводы 30

Заключение 31

Список литературы 32

Введение

Традиционно исследование перцептивных процессов являлось одной из наиболее разработанных областей общей психологии, как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне. Для социальной психологии исследование вопросов перцепции (восприятия) изначально было не характерно. Своеобразное «вторжение» этой проблемы в сферу социально-психологических исследований произошло относительно недавно, и, несмотря на бурный рост подобных исследований, многочисленные вопросы принципиального характера остаются нерешенными и открытыми [22]. Прежде всего, до конца оказывается неопределенным сам термин и его содержание. Термин «перцепция» используется как калька с английского, но переводное понятие «восприятие», подходящее в рамках общей психологии, не может полностью охарактеризовать те процессы и феномены, которые связаны с процессом восприятия в социальной сфере. В социальной психологии при этом иногда применяется такой термин как «познание другого человека» [3,4]. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов социальных объектов и, что еще более важно, субъектов, в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание, изучение и др…………..

Глава 1. Социальная перцепция: понятие, структура и ее механизмы

Социальная перцепция — сложное, многосоставное понятие, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга. Оно включает все то, что в общепсихологическом подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков слепить целостную картину психического мира человека:

— собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;

— интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых последствий;

— эмоциональную оценку;

— построение стратегии собственного поведения……………..

Заключение

На современном этапе развития общества растет число больших и малых организаций как самостоятельных юридических лиц, занимающихся той или иной экономической, общественной и иной деятельностью. В каждой из них существует проблема отношений власти и подчинения, обусловленная структурой предприятия и целями, которые перед ним стоят. Понимание того, каковы механизмы социальной перцепции в организации, в каких формах она осуществляется, каковы ее особенности в зависимости от тех или иных факторов, позволило бы на более рефлексивной и адекватной основе выстроить систему взаимоотношений в коллективе (по горизонтали и вертикали) и избежать негативной составляющей функционирования власти в организации.

Список литературы

МОНОГРАФИИ

Андреева  Г.М. Социальная  психология. М.: «АСПЕКТ-ПРЕСС» 1997.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: «Прогресс»,1986.

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995

Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. М., МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2002.

Брудный А.А. Понимание и общение. М., 1998.

Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации, м., Прогресс, 1977

Карпов А.В. Психология менеджмента, М.,2005

Келли Г. Социально – психологические закономерности общения. М., 2002.

Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.

Мелибруда Е. Я-ты-мы. Психологические возможности улучшить общение. М.,1986.

Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л., 1979.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2001.

Снайдер М. Лекции по социальной психологии.

Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие.– Мн.: Харвест, 2001.

Холл Э. Проксемика. М., 2001.

Яхонтова Е. Эффективность управленческого лидерства. М.: ТЕИС, 2002.

СТАТЬИ В ЖУРНАЛАХ

Битянова М. //Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения // Школьный психолог, № 27, 2000.

Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопр. психол. 1993. № 4. С. 61 – 68.

СТАТЬИ В СБОРНИКЕ СТАТЕЙ

Дружилов С. А. Психология профессионализма субъекта труда: интегративный подход // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: в 8 т. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. — Том. 3. — С.153-157. 

Развитие социально-перцептивной компетентности  личности/ Материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика А.А. Бодалева. Под общ. ред. Деркача А.А.- М.: Луч, 1998.

Агеев В.С. Специфика подхода к исследованию перцептивных процессов в социальной психологии / Агеев В.С., Андреева Г.М.// Социальная психология. — М., 2000. — С.136-146.

ТОМ ИЗ СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ

Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии, М., 1997.

КНИГИ – ДВА — ТРИ АВТОРА

Крижанская Ю.С., Третьяков В.В. Грамматика  общения. Л., 1990.

Ромашов О. В., Ромашова Л. О. Социология управления. М.: Изд-во «Экзамен», 2002.

Психология менеджмента. Под ред. Г.С.Никифорова. СПб., 2000.

КНИГИ – БОЛЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ

Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. B.C. Агеева. М., 1987.

Ошанин ДА. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии // Инженерная психология. М., 1977.

Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая; Ред. Л.Н.Шипова. — М.: Аспект Пресс, 2000.

ДИССЕРТАЦИИ

Антоненко В.А.Социальная перцепция властных отношений в организации. Диссертация на соискание уч.ст.канд.психол.наук., М., 2005.

Никифорова Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчиненными. Диссертация на соискание уч.ст.канд.психол.наук, Иваново, 1998.

СЛОВАРИ

Большой толковый психологический словарь. В 2 т. Т.2 / Ребер Артур. – М. : Вече-АСТ, 2001.