Социально гуманитарная составляющая подготовки инженерных кадров

На правах рукописи

Михайлов Адриан Алексеевич

СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

(СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Москва 2013 г.

Работа выполнена на кафедре прикладной социологии социологического факультета ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ)

Научный руководитель:

Буланова Марина Борисовна

доктор социологических наук, доцент

Официальные оппоненты:

Меськов Валерий Сергеевич

доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии образования

ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

Осипова Наталья Викторовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры культурологии, истории, молодежной политики и рекламы

ФГБОУ ВПО «МАТИ – Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского»

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева»

Защита состоится «24» сентября 2013 г. в 17.00 на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.198.09, созданного на базе ФБГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, ауд. 206.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГГУ по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6.

Автореферат разослан «___» августа 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Буланова М.Б.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

В современных условиях меняются требования к инженерным кадрам. Инженерная деятельность не ограничивается только созданием, совершенствованием и использованием технических объектов, она распространяется и на социальную сферу. В функции инженера входит обеспечение нормального функционирования техники не только в обществе, но и в микросоциуме, т.е. обеспечение удобства и безопасности ее обслуживания, эффективное влияние на коммуникацию и взаимопонимание производителей и потребителей. В деятельности инженера также возрастает роль межличностного общения и контактов, в том числе и посредством современных информационных технологий.

В этой ситуации существенно меняются требования к профессиональной деятельности инженера, содержание которой все более наполняется социогуманитарным смыслом. Его функции существенно расширяются и выходят за пределы традиционного круга профессиональных обязанностей. Существенно возрастают, в частности, значение прогностической функции инженера, а также способность к инновационной деятельности.

Смещение акцента инженерной деятельности в социальную сферу, а точнее ее гуманизация, привело к возрастанию роли социогуманитарной составляющей подготовки инженеров в высшей школе. Однако социогуманитарная составляющая современного высшего профессионально-технического образования в незначительной степени способствует формированию личности инженера и развивает его творческий потенциал. Она слабо обеспечивает мобильность выпускников вузов на рынке труда, умение быстро адаптироваться к требованиям рабочего места, а также способность к прогнозированию и учету социальных, экологических, экономических и духовно-культурных аспектов своей деятельности.

В настоящее время в России разработаны и внедряются федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения. Необходимость в создании стандартов нового поколения во многом связана с присоединением России к Болонскому процессу и вхождением во Всемирную торговую организацию. Присоединение к Болонскому процессу призвано обеспечить принятие единых стандартов оценки результатов образования, что несомненно ведет к кардинальным изменениям отечественного образования, включая и ее социально-гуманитарную составляющую.

Однако поиск форм органичного сочетания профессиональной, социально-гуманитарной подготовки и практика их реализации в современных российских вузах серьезно отстает от требований времени, порождает много противоречий, нареканий как со стороны работодателей, так и самих студентов (выпускников) этих вузов.

Таким образом, изучение состояния, тенденций и проблем социально-гуманитарной подготовки инженеров в условиях реформирования российской высшей приобретает особую актуальность, так как связано с поиском и апробацией путей, средств и методов совершенствования высшего образования в стране.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемы отечественного высшего образования, в том числе инженерного, рассмотрены в трудах Ж. Аллака, А.П. Березовского, И.С. Болотина, К.Т. Галкина, Ж. Делора, Г.М. Джамалудинова, Г.Е. Зборовского, В.А. Змеева, А.Е. Иванова, И.М. Ильинского, Н.К. Калининой, О.В. Крыштановской, Е.С. Ляховича, В.Я. Нечаева, Э.А. Орловой, А.М. Осипова, Т.Э. Петровой, А.С. Ревушкина, С.В. Рождественского, В.А. Солоницына, Н. Д. Сорокиной, М.Х. Титмы, Б.К. Тебиева, Р.Г. Фатхутдинова, Ф.Р. Филиппова, Е.В. Чуткерашвили, Ф.Э. Шереги, В.Н. Шубкина и др.

При анализе социально-гуманитарной составляющей высшего профессионального образования ряд исследователей важное место отводит социологии, в частности, социологии образования. Эта проблема ставится в трудах О.А. Беленковой, И.С. Болотина, С.И. Бондарева, А.О. Бороноева, М.Б. Булановой, Э.С. Гареева, С.И. Григорьева, Г.М. Джамалутдинова, С.И. Дуки, Е.П. Заборова, Л.Г. Ионина, И.Г. Кухтиной, В.И. Патрушева, В.Ф. Пугач, Ю.М. Резника, Е.Б. Сошневой, А.И. Субетто, Ж.Т. Тощенко, А.Г. Эфендиева и др.

Анализ гуманитарных основ инженерной деятельности и гуманитарной подготовки инженеров представлен в трудах А.В. Дахина, И.К. Корнилова, О.В. Крыштановской, А.Б. Курлова, В.Ф. Мануйлова, Б.C. Митина, Т.А. Тартарашвили, В.А. Щурова, П.К. Энгельмейера и др.

Гуманизация и гуманитаризация высшего образования, в т.ч. и технического, привлекает исследовательский интерес отечественных специалистов более 20 лет. Активно ее разрабатывают П.И. Бабочкин, Н.Г. Багдасарьян, Л.П. Воронкова, А.В. Дахин, В.И. Добрынина, Г.И. Зверева, Д.Л. Константиновский, Т.Ф. Кузнецова, Т.Н. Кухтевич, Н.С. Розов, Л.И. Сугай, А. Флиер, Ф.Э. Шереги, В.А. Щуров и др.

В связи с новой попыткой совершенствования высшего образования посредством введения компетентностного подхода к подготовке специалистов, в том числе и формирование личностных и социальных компетенций в условиях реформирования российской высшей школы, эта тема поднимается в трудах В.И. Байденко, Л. С. Гребнева, И А. Зимней, Н.С. Кирабаева, В.С. Меськова, В.Ф. Пугач, В.С. Сенашенко, Ю.Г. Татура, В.М. Филиппова и др.

Однако несмотря на представительный и обоснованный анализ проблем образования, в том числе и высшего, остается открытым и малоисследованным вопрос о социально-гуманитарной подготовке будущих инженерных кадров в современной высшей школе в связи с новыми требованиями времени. В научной литературе 2000-х годов еще слабо выявлены особенности (специфика), сложности и препятствия в процессе обучения будущих инженеров. Остаются невыясненными пути, методы сочетания общепрофессиональной, специальной и социально-гуманитарной подготовки. Имеющаяся практика решения этой проблемы во многом несовершенна, противоречива, непоследовательна, что, на наш взгляд, приводит к серьезным издержкам в будущей профессиональной деятельности инженеров.

Именно эти противоречия в практике и научном осмыслении реальных проблем высшего образования и обусловили выбор объекта, предмета и цели исследования.

Объект исследования – студенты российских технических вузов.

Предмет исследования – социально-гуманитарная составляющая подготовки инженеров в российской высшей школе.

Цель исследования – выявление состояния, тенденций и проблем социальной – гуманитарной подготовки инженерных кадров на современном этапе реформирования высшего профессионального образования в России.

Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

— конкретизировать содержание социально – гуманитарной составляющей высшего профессионального образования;

— определить специфику социально-гуманитарной подготовки инженеров на различных этапах развития отечественной высшей школы;

— выявить отношение студентов и преподавателей технических вузов к структуре и содержанию социально – гуманитарных дисциплин в условиях реформирования российской высшей школы;

— проанализировать тенденции трансформации социально-гуманитарной подготовки инженерных кадров.

Теоретико – методологическую основу диссертационного исследования составили институциональный и деятельностный подходы, разработанные в социологии образования и социологии профессий. Применялись методы сбора социологических данных: анализ документов (в т.ч. статистических данных), анкетирование, полуформализованное интервью, метод экспертных оценок.

Эмпирическая база исследования

Вторичный анализ данных следующих исследований:

— «Отношение студентов технических вузов к гуманитарным дисциплинам». Центр социологических исследований Министерства общего и среднего образования РФ, выборка – квотно-гнездовая, объем выборки — 1100 чел., метод — анкетирование, сроки проведения — 1996. (ЦСИ-1996)

— «Анализ состояния инженерного дела и инженерного образования России». Ассоциация инженерного образования России, опрошено — 250 экспертов, сроки проведения — октябрь 2011. (АИОР-2011)

Исследования, проведенные с участием автора:

— «Анализ обеспеченности преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин высококвалифицированными преподавательскими кадрами во всех регионах России». Департамент организации и содержания высшего профессионального образования, Межвузовский центр социологического образования Минобрнауки России, выборка – квотно-гнездовая, объем выборки – 1500 чел., метод — анкетирование, сроки проведения – сентябрь-октябрь 2003. (МЦСО-2003)

— «Исследование потребностей в гуманитарных компетенциях и возможностей их приобретения в вузе». Межвузовские центры гуманитарного образования при Минобрнауки России, выборка – квотно-гнездовая, объем выборки – 4500 чел., метод – анкетирование, срок проведения – март-апрель 2005. (МЦГО-2005)

— «Опрос студентов о качестве получаемого образования». Межвузовский центр социологического образования МАТИ, выборка – квотно-гнездовая, объем выборки – 611 чел., метод – анкетирование, срок проведения — ноябрь-декабрь 2010. (МЦСО-2010)

— «Отношение преподавателей технических вузов к структуре и содержанию социально — гуманитарного образования». Выборка – квотно-целевая, объем выборки – 72 чел., метод – полуформализованное интервью, срок проведения – февраль-март 2013. (ОПТВ-2013)

Кроме того, в работе использованы данные интернет-сайта «Статистика Российского образования» Минобрнауки России и материалы статистического сборника «Образование в Российской Федерации: 2012».

В работе учены следующие нормативные документы: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; «Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 г.»; «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»; «Программа модернизации гуманитарного и социально-экономического образования в России на 2004-2008 годы»; Постановление Правительства РФ от 13.04.1992 № 244 «О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации».

Основные выносимые на защиту результаты исследования, содержащие элементы новизны:

1. Уточнено содержание социально – гуманитарной составляющей высшего профессионального образования. Социально-гуманитарное образование само по себе неоднородно и объединяет различные дисциплины и направления деятельности. В высшей школе такое образование осуществляется через социогуманитарную среду вуза, которая включает в себя следующие элементы: социогуманитарные дисциплины, входящие в состав учебных планов по специальностям и направлениям подготовки, реализуемых в вузе; профессорско – преподавательский состав, его профессиональный уровень и коммуникативные способности; повышение квалификации преподавателей (школа педагогического мастерства, институт кураторов академических групп, постоянно действующий гуманитарный семинар преподавателей и т.д.); внеучебная (воспитательная) работа вуза; личностноориентированные технологии обучения; интерьер вуза и т.д.

2. Уточнены три составляющие социально — гуманитарного образования в вузе:

— социогуманитарные знания, формируемые в процессе изучения социогуманитарных дисциплин;

— социогуманитарная деятельность, осуществляемая, в частности, через учебные, производственные и иные практики, предусмотренные учебным планом, а также посредством внеучебной (воспитательной) деятельности вуза (педагогические, строительные и другие отряды, волонтерское движение и т.д.).

— субъекты социально-гуманитарного образования: преподаватели, студенты, учебно-вспомогательный персонал, работодатели и т.д.

3. Конкретизированы показатели эффективности социально-гуманитарной составляющей высшего профессионального образования: конкурентоспособность выпускника вуза, его гражданственность (законопослушность) и гуманистическая ориентированность.

4. Определена специфика социально-гуманитарной подготовки инженеров на различных этапах развития отечественной высшей школы:

— для дореволюционного этапа характерно преобладание разнообразной знаниевой составляющей социально-гуманитарной подготовки инженеров;

в советской России знаниевая составляющая была минимизирована за счет конкретного перечня дисциплин (история КПСС, марксистско-ленинская философия, политическая экономия и научный коммунизм), однако наблюдались разнообразные формы деятельностной составляющей социогуманитарного образования;

в постсоветский период изначально в учебных планах наблюдалось значительное разнообразие знаниевой составляющей. Кроме того, присоединение к Болонскому процессу и, как следствие, введение стандартов нового, третьего поколения привели к смещению акцента в подготовке инженеров в сторону различных форм деятельностной составляющей социально-гуманитарного образования.

5. Выявлены две основные модели и технологии гуманитаризации высшего образования в постсоветский период.

Первая модель предусматривала расширение конкретного перечня социогуманитарных дисциплин и значительное увеличение часов, выделенных на их изучение во всех вузах, включая и технические. Право определять состав учебных курсов и спецкурсов (на 50%) было передано кафедрам общественных наук и самим студентам. Эта модель предполагала преобразование Советов кафедр общественных наук в Советы по гуманитаризации образования с целью подготовки нового поколения учебников и учебных пособий, и рационализации социально-гуманитарной подготовки будущих специалистов. В процессе внедрения этой модели было предложено множество ее вариантов, в частности, для студентов, изучающих системы «человек-природа» и «человек-техника».

Позже начала внедряться вторая модель, которая предусматривала выделение базового и вариативного компонентов программ изучения дисциплин социогуманитарного цикла. При этом учитывались два прикладных аспекта: их соответствие решению поставленных перед специалистами производственных задач и содействие оптимальному удовлетворению потребностей студентов в духовном, нравственном и культурном развитии.

Развитие процесса гуманитаризации высшего образования шло сначала по первой модели, а позже — по пути сочетания двух моделей.

6. Определены условия и средства формирования современной социально-гуманитарной подготовки выпускников инженерных вузов.

Существенно сокращен объем часов, отводимых на аудиторную работу студента, сделан акцент на его самостоятельную работу. Введен новый порядок требований к контролю уровня освоения социогуманитарных дисциплин. Сформированы социально-гуманитарные компетенции инженеров с учетом потребностей рынка труда. Предусмотрено участие работодателей в разработке основных образовательных программ и в проведении учебных занятий, а также учет в организации образовательного процесса личностных особенностей и потребностей студента.

В диссертации подчеркивается, что формирование социально-гуманитарных компетенций инженеров предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения.

7. Результаты проведенных исследований позволили выявить тенденции и проблемы социально – гуманитарной подготовки инженерных кадров в условиях реформирования высшего профессионального образования в России.

Выявлена потребность образовательного сообщества в смещении акцента с максимальной знаниевой составляющей на разнообразную деятельностную составляющую социально-гуманитарного образования (МЦГО-2005, МЦСО-2010, ОПТВ-2013).

Среди проблем социогуманитарной подготовки студентами были названы: преизбыток теории и недостаток деятельностной составляющей в обучении; нехватка конкретных умений и навыков, связанных с инженерной специальностью; низкая оснащенность учебного процесса новыми технологиями и методами обучения; недостаточность условий для занятий художественным творчеством и физической культурой в вузе (МЦСО-2010).

Преподаватели выделили следующие проблемы социогуманитарной подготовки бакалавров инженерного профиля: сокращение числа изучаемых социогуманитарных дисциплин в технических вузах; несоответствие используемых интерактивных форм обучения низкому материально-техническому обеспечению; отсутствие условий для занятий физической культурой и художественным творчеством (ОПТВ-2013).

Были предложены спецкурсы, которые могли бы помочь в подготовке конкурентоспособного инженера: технический иностранный язык, психология инженерной деятельности, инженерный бизнес, социальные проблемы техники и др. (ОПТВ-2013).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности ее использования в целях совершенствования социально – гуманитарной подготовки инженерных кадров современной России: при разработке образовательных стандартов, учебных программ и планов их реализации, что будет способствовать успешному трудоустройству студентов.

Материалы исследования могут также использоваться при разработке и чтении курсов и спецкурсов по истории социологии, социологии образования, социологии профессий.

Апробация результатов исследования. Основные материалы и выводы исследования обсуждались на кафедре прикладной социологии РГГУ, а также докладывались на межвузовских, общероссийских и международных конференциях: межвузовской научно-практической конференции «Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально — экономических дисциплин в вузах» (МГУП в 2004, 2005 гг.; МАТИ в 2006-2013 гг.); на международных молодежных конференциях «Гагаринские чтения» (МАТИ – в 2004-2013 гг.) и всероссийских научно – технических конференциях «Новые материалы и технологии» (МАТИ в 2004, 2006, 2008, 2010,2012 гг.).

По теме диссертации опубликовано 12 работ общим объемом 3,6 печатных листов, в том числе 3 научные работы — в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность и новизна темы исследования, раскрывается степень ее научной разработанности, формулируются объект, предмет, цель, задачи, указываются методологическая и эмпирическая базы исследований, обозначаются положения, выносимые на защиту и содержащие элементы научной новизны, определяется теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

В первом разделе «Теоретико-методологические основы социально – гуманитарной составляющей инженерного образования» анализируются социальные функции высшего образования, выделяются социогуманитарные аспекты в научной литературе, анализируется эволюция социальных функций инженерной деятельности, выявляется роль социально — гуманитарного образования в подготовке инженерных кадров.

Среди основных тенденций и принципов реформирования образования в т.ч. и высшего инженерного, является его гуманизация. Важным аспектом гуманизации образования на современном этапе выступает совершенствование его социально-гуманитарной составляющей, которая призвана способствовать интериоризации студентом информации о ценностях, необходимых для его успешной гражданской и профессиональной деятельности.

На основе анализа работ социологов, посвященных проблемам образования, выделены следующие социогуманитарные аспекты: перенос теоретических акцентов с категории «обучение» и «учение» на концепцию «развития личности», высокая оценка роли социально — гуманитарных дисциплин в процессе обучения и воспитания, выделение образования как важнейшего фактора социальной и профессиональной мобильности человека, индивидуализация образовательного процесса, т. е. осуществление в его рамках субъект – субъектного подхода.

Социально-гуманитарное образование само по себе неоднородно и объединяет различные дисциплины и направления деятельности. В высшей школе такое образование осуществляется через социогуманитарную среду вуза, которая включает в себя следующие элементы:

— социогуманитарные дисциплины, входящие в состав учебных планов по специальностям и направлениям подготовки, реализуемых в вузе;

— профессорско – преподавательский состав, его профессиональный уровень и коммуникативные способности;

— повышение квалификации преподавателей (школа педагогического мастерства, институт кураторов академических групп, постоянно действующий гуманитарный семинар преподавателей и т.д.);

— внеучебная (воспитательная) работа вуза;

— личностноориентированные технологии обучения;

— интерьер вуза и др.

Таким образом, социогуманитарное образование не ограничивается только изучением социогуманитарных дисциплин.

Социально — гуманитарное образование в вузе можно разделить на три составляющие: социогуманитарные знания, формируемые в процессе изучения социогуманитарных дисциплин; социогуманитарная деятельность, осуществляемая, в частности, через учебные, производственные и иные виды практики, предусмотренные учебным планом, а также посредством внеучебной (воспитательной) деятельности вуза (педагогические, строительные и другие отряды, волонтерское движение и т.д.); субъекты социально-гуманитарного образования (преподаватели, студенты, учебно-вспомогательный персонал, работодатели и т.д.).

К основным показателям эффективности социально-гуманитарной составляющей высшего профессионального образования относятся конкурентоспособность выпускника вуза, его законопослушность и гуманистическая ориентированность.

В диссертации отмечается, что возрастание роли социогуманитарной составляющей в подготовке современных инженеров связано с изменением требований к его профессиональной деятельности. В жизни современного инженера преобладает выскотехнологичная продукция (хай-тек), удовлетворяющая постоянно возрастающие потребности. Количество технологий, используемых при создании каждого технического объекта указанной сферы, возрастает в геометрической прогрессии. Конкурентоспособность современной продукции зависит от качества разработки и выбора оптимального количества необходимых технологий. В этой связи делается вывод о том, что одним из основных показателей конкурентоспособности современного инженера становится его способность к инновационной деятельности. В исследовании также отмечается, что современная инженерная деятельность предполагает учет социальных, экологических, экономических аспектов и ограничений, а также вопросов здравоохранения и безопасности.

В диссертации делается вывод, что гуманизация инженерной деятельности привела к возрастанию роли социогуманитарной составляющей подготовки инженеров в высшей школе.

Во втором разделе «Социально-гуманитарная подготовка инженеров в период становления и развития высшего инженерного образования в России» проведен сравнительный анализ социально – гуманитарной составляющей подготовки инженеров в отечественной высшей школе в различные исторические периоды.

В диссертации отмечается, что в период реформирования российского образования все большую актуальность принимают проблемы изучения истории и институционального развития отечественной высшей технической школы.

Становление отечественного инженерного образования осуществлялось с учетом преемственности социогуманитарной составляющей в учебных программах, разработанных как в общеобразовательных, так и в профессиональных учебных заведениях. Анализ учебных планов показал, что на протяжении всего периода становления высшей технической школы велся поиск оптимального соотношения базовых и специальных дисциплин. Социально — гуманитарное образование в этих учебных заведениях не ограничивалось только учебными занятиями, а включало и внеучебные формы, которые постоянно развивались по мере отделения высшей школы от средней. В исследовании делается вывод о том, что в дореволюционный период в подготовке инженеров преобладали разнообразные социально-гуманитарные знания, которые реализовались не только в профессиональной, но и в их общественной деятельности.

Существенной трансформации социогуманитарное образование подверглось после революции 1917 г. В советской России знаниевая составляющая была воплощена в таких дисциплинах, как история КПСС, марксистско-ленинская философия, политическая экономия и научный коммунизм. На занятиях будущим инженерам прививались полезные истины – «служи стране, профессии, думай о людях!», однако в жизни все обстояло несколько иначе. В какой-то мере подмененный деятельностной составляющей (добровольческие дружины, строительные отряды, студенческие союзы), низкий уровень профессиональной подготовки не способствовал полноценному развитию личности будущих специалистов, снижал их мобильность и не позволял специалистам того времени предвидеть социальные последствия своей недостаточно компетентной деятельности. Поиск ответов на допущенные просчеты в подготовке инженерных кадров привел к осознанию того, что одной из причин явилась слабая социально-гуманитарная составляющая высшего профессионального образования.

В современной России потребность в гуманитаризации начала постепенно осознаваться на всех уровнях управления высшим образованием, а также специалистами различных отраслей знания. В диссертации представлены различные модели гуманитаризации высшего образования, разработанные в постсоветский период. Однако хаотичный характер их реализации позволил автору сделать вывод о том, что в понимании гуманитаризации высшего образования как среди исследователей, так и у практиков, нет единства.

Некоторый вклад в гуманитаризацию высшего образования внесло появление негосударственного сектора высшей школы, возникновение которого было во многом связано с поиском новых моделей гуманитарной подготовки, в том числе и с учетом зарубежного опыта.

Важным условием гуманитаризации явилась разработка и внедрение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО). В соответствии с их требованиями в первом поколении произошло расширение числа социально – гуманитарных дисциплин и преодоление их моноидеологического вектора. Опрос, проведенный в период действия стандартов первого поколения, выявил, что в среднем 60% студентов были уверены в полезности дисциплин гуманитарного и социально-экономического циклов для своей будущей профессиональной деятельности, тогда как остальные считали эти дисциплины либо бесполезными, либо необходимыми только для общего интеллектуального развития. Студенты технических вузов отметили «отрыв» гуманитарных знаний от естественнонаучных: в лекциях по философии — 67,3%, по истории — 70,4%, по экономической теории, социологии, культурологии, истории религии — от 16,8 до 24,5% (ЦСИ-1996).

Разрыв социальных и гуманитарных знаний с практической деятельностью ощутили: в лекциях по философии — 76,0% студентов; по истории — 65,3%; по экономической теории — 29,1%; по социологии — 27,6%; по культурологии — 17,3%; по истории религии — 23,5% опрошенных. Лишь 19,4% студентов, слушающих лекции по философии, понимали, для чего им нужны полученные знания. Среди прослушавших лекции по истории, таких оказалось 25,0%; по экономической теории — 42,8%; по политологии — 8,2%; по социологии — 17,9%; по культурологии — 3,6%; по религиоведению — 3,6% опрошенных. Также был выявлен разрыв гуманитарных и технических знаний (ЦСИ-1996).

В 2000 году были ведены в действие ГОС ВПО второго поколения, достоинством которого являлось наличие как федерального, так и вузовского компонентов, что позволило кафедрам и преподавателям рассматривать проблемы своей науки в соответствии с содержанием преподаваемых кафедрой дисциплин, а также с интересами студентов. К их недостаткам относилось включение в число обязательных только четырех дисциплин (философия, история, иностранный язык и физическая культура), а также возможность исключить из списка все остальные или некоторые из оставшихся. Это привело к сокращению в технических вузах цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, деформации его структуры.

Однако в подготовке инженеров стало наблюдаться преобладание знаниевой составляющей социогуманитарного образования. Опрос преподавателей выявил, что 80% из них были удовлетворены как перечнем дисциплин социогуманитарного цикла, так и интеграцией этого цикла с дисциплинами общепрофессиональной и специальной подготовки. В то же время более 40% не смогли назвать форм такой интеграции. Почти половина (48%) оценили обеспеченность учебной литературой как удовлетворительную, 38% — как хорошую. Опрос студентов выявил, что большинство из них (75,7%) удовлетворены циклом социально-гуманитарных дисциплин. 67% студентов ощущали связь этого цикла с циклами общепрофессиональных и специальных дисциплин. Обеспечение учебной литературой 61% студентов определили, как удовлетворительное (МЦСО-2003).

Результаты проведенных исследований показали, что студенты ориентировались в существующем в то время блоке социально — гуманитарных дисциплин, видели их практическое назначение и взаимосвязь с дисциплинами других циклов, имели сложившееся мнение об их содержании, а также собственное отношение к ним.

В третьем разделе «Отношение студентов и преподавателей технических вузов к структуре и содержанию социально – гуманитарного образования на современном этапе реформирования российской высшей школы» на основе исследований, проводившихся в период разработки и реализации стандартов нового поколения, дается характеристика этого направления в структуре высшего образования.

Реформирование отечественного образования осуществляется в соответствии с некоторыми мировыми тенденциями. Внедрение компетентностного подхода в отечественное образование привело к кардинальным изменениям всех его компонентов. В исследовании делается вывод о том, что современных условиях не узкопрофессиональные, а базовые, включая и социально — гуманитарные компетенции, выходят на первый план. В связи с этим меняется роль и содержание социогуманитарной подготовки.

В период работы по созданию стандартов нового поколения активно рассматривался вопрос о целесообразности изменений формата и содержания социогуманитарных дисциплин. Результаты исследования (МЦГО-2005) выявили потребность образовательного сообщества в смещении акцента с знаниевой составляющей социогуманитарной подготовки на деятельностную (мнение 67% преподавателей).

Внедрение компетентностного подхода привело к пересмотру содержания образования, методов преподавания и технологий оценки результатов усвоения дисциплин. В частности, сократился объем аудиторной работы студента. Изменились требования к контролю освоения дисциплины.

Подготовка современных инженерных кадров не может осуществляться эффективно без учета потребностей рынка труда. В диссертации показывается практика учета мнения работодателей в подготовке образовательных стандартов, основных образовательных программ и учебных планов.

Результаты исследования (АИОР-2011) показали, что работодатели ощущают как нехватку социогуманитарной подготовки инженеров, так и потребность в мониторинге выпускников, который выстраивается с тесной взаимосвязи вуза и выпускника.

На современном этапе реформирования высшей школы студентам отводится особая роль, связанная с участием и влиянием на организацию и содержание образования. Согласно результатам опросов (МЦСО-2010) студенты достаточно высоко оценили значимость социогуманитарной подготовки (78%), но в то же время они продемонстрировали низкую удовлетворенность организацией учебного процесса (66%), новыми технологиями и методами обучения (40%). В частности, низко были оценены условия для занятий художественным творчеством (33,6%) и физической культурой в вузе (58,7%). Наиболее важными социогуманитарными дисциплинами, по мнению студентов, являются иностранный язык, экономика и правоведение. Отмечались также переизбыток теории и нехватка практики в своем обучении. Студенты отметили недостающие знания и умения для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Причем в большей степени отмечали нехватку именно умений и навыков.

Стандарты третьего поколения изменили структуру гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. В качестве обязательных дисциплин указанных цикла, предусмотренных для бакалавриата, являются иностранный язык, философия и отечественная история. Остальные дисциплины выбираются вузом и самими студентами. Анализ учебных планов инженерных направлений бакалавриата, реализуемых в таких московских вузах, как МГТУ ГА, МАТИ, РХТУ им. Д.И. Менделеева и МГИУ показал широкое разнообразие социогуманитарных дисциплин. В базовой части учебных планов чаще всего встречаются экономика и правоведение. В вариативной части — как общие (социология, культурология, психология и т. д.), так и прикладные (инженерная психология, этика делового общения и т. д.) дисциплины.

Практика реализации стандартов нового поколения столкнулась с рядом трудностей, в основе которых лежит недостаточная разработанность технологий управления образовательным процессом: периодически меняются требования к организации учебного процесса, к процедурам отчетности и оформлению учебно-методических материалов, недостаточно разработаны процедуры по мотивации и стимулированию труда профессорско-преподавательского состава.

Опрос преподавателей (ОПТВ-2013) позволил выявить их отношение к структуре и содержанию социогуманитарной подготовки инженеров. В целом преподаватели высоко оценивают ее значимость. В то же время выяснилось, что в некоторых технических вузах сокращено количество изучаемых социогуманитарных дисциплин. Хотя в учебном процессе преподаватели используют интерактивные формы обучения, однако вузы пока не обладают соответствующим материально-техническим обеспечением. Наиболее важными для студентов среди социогумнитарных дисциплин, по мнению преподавателей, являются иностранный язык, экономика и философия. В то же время они предложили широкий перечень социогуманитарных спецкурсов, которые могли бы помочь в подготовке конкурентоспособного инженера. Большая часть из них носит прикладной характер. Кроме того, надо учесть, что важнейшей составляющей социогуманитарной подготовки в вузе является внеучебная деятельность. Однако преподаватели, как и студенты, низко оценивают условия, созданные в вузе, для занятий физической культурой и художественным творчеством.

Были также выявлены риски в подготовке современного инженера. Руководство технических вузов зачастую сокращает число социогуманитарных дисциплин и количество аудиторных часов, отводимых на данный цикл (ОПТВ-2013). Это может привести к тому, что выпускники будут неконкурентоспособными на рынке труда, в частности, им сложнее будет адаптироваться к трудовому коллективу, применять инновационный подход к решению профессиональных задач, а также учитывать социальные, экологические и экономические аспекты и ограничения своей профессиональной деятельности.

В Заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы по совершенствованию социально – гуманитарной подготовки инженерных кадров на современном этапе реформирования высшего профессионального образования в России.

Основные положения и результаты диссертационной работы изложены в публикациях:

Статьи в изданиях списка, рекомендованного ВАК РФ:

1. Михайлов А.А. Некоторые аспекты трансформации высшего технического образования в России// Научный вестник МГТУ ГА. Серия История, философия, социология. – М.: МГТУ ГА. — 2013. — № 191(5) . – С. 142-144.

2. Михайлов А.А. Социально-гуманитарная подготовка инженеров в контексте подписания Россией Болонской Декларации и вступления в ВТО// Социально-гуманитарные знания.– М., 2013. — №3. — С. 157-166.

3. Болотин И.С. Михайлов А.А. Социально – гуманитарное образование студентов в информационном обществе// Социально – гуманитарные знания. – М., 2007. — №5. – С. 232-242.

Статьи в других научных изданиях:

1. Михайлов А.А. Компетентностный подход как условие вхождения России в общеевропейское образовательное пространство// Роль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в подготовке современных менеджеров. Материалы 12-й межвузовской научно-практической конференции. — М.: МАТИ. – 2011. Электронное издание.

2. Михайлов А.А. Социальные функции инженерной деятельности в современном российском обществе// Научные труды МАТИ 2011. — М.: МАТИ.- 2011. – С. 253-256.

3. Михайлов А.А. Особенности компетентностного подхода в подготовке современных инженерных кадров// Роль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в подготовке современных менеджеров. Материалы 11-й межвузовской научно-практической конференции. — М.: МАТИ. — 2010. — Электронное издание.

4. Михайлов А.А. Формирование ценностных ориентаций будущих инженеров в процессе социогуманитарной подготовки// Научные труды МАТИ 2009. Выпуск 15 (87). — М.: МАТИ. — 2009. – С. 264-268

5. Михайлов А. А. Структура ГСЭ дисциплин для инженерно-технических направлений подготовки и специальностей в стандартах третьего поколения// Россия и мировое образовательное пространство. Тезисы докладов V международной научной конференции. — М.: МИЭМП. — 2009. – С. 188-191.

6. Михайлов А.А. Социогуманитарная составляющая подготовки инженерных кадров в стандартах третьего поколения// Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально- экономических дисциплин в вузах. Материалы 9-й межвузовской научно-практической конференции. — М.: МАТИ. — 2008. – С. 45-49.

7. Михайлов А. А. Подготовка инженерных кадров в современной России// Научные труды МАТИ. Выпуск 13(85). – М.: МАТИ. — 2007. – С. 257-261.

8. Михайлов А. А. Гуманитарная подготовка инженеров в дореволюционной России. Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально- экономических дисциплин в вузах. Материалы 7-й межвузовской научно-практической конференции. Москва, 19 апреля 2006 г. — М.: МАТИ. – 2006. – С. 106-109.

9. Михайлов А. А. Роль гуманитарного образования в процессе подготовки современных инженерных кадров. Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально- экономических дисциплин в вузах. Материалы выступлений 6-й межвузовской научно-практической конференции. – М.: МГУП. — 2005. – С. 31-32.

PAGE 24