Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения одна из

ВВЕДЕНИЕ

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ является полностью здоровыми, поэтому воспитание детей и подростков приобретает социальную значимость.В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Состояние здоровья ребенка, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.

Причины, вызывающие эту тревогу, следующие:

Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает никаких оснований для успокоения.

Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать многое.

В-третьих, сложившаяся система образования — это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. И за 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может.

Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий в себя:

физическое здоровье;

психическое здоровье;

благоприятную социально-психологическую адаптацию.

Валеологическую грамотность (т.е. культуру здоровья) можно отнести к области общечеловеческой культуры: культуры физической (управление движениями), культуры физиологической (управление процессами в теле), культуры психологической (управление своими ощущениями и внутренними состояниями), культуры интеллектуальной (управление мыслью и размышлениями). Факт наличия результата валеологической грамотности не может строиться на медицинских показателях, так как понятие нормы в ней строится по отношению к болезням. Поэтому понятие «валеограмотность» — есть понятие педагогическое, а не медицинское. По латыни «валео», значит быть здоровым». «Познай себя» — такое изречение пропагандировали древние греки. «Сотвори себя» — девиз всеобщей валеограмотности. Он тем более актуален, что развитие цивилизации не способствует развитию культуры, и чем выше уровень медицины, тем меньше люди заботятся о собственном теле, о собственном здоровье.

Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом сейчас, кучу болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация, в принципе, ясна: с каждым годом здоровье наших детей становится все хуже и хуже, хотя уже кое-кто пытается это наладить, и у кого-то это действительно получается, но в целом обстановка не улучшается.

Итак, дети теряют здоровье за годы обучения в школе. Следовательно, именно от педагогической общественности, прежде всего педагогов, организаторов образования, родителей зависит здоровье детей, а следовательно, здоровье нации. От осознания ими здорового образа жизни как обязательного и непосредственного результата образования, поэтому развитие валеограмотности является важнейшим и актуальнейшим объектом изучения.

Целью курсовой работы является изучение влияния валеологического воспитания на сформированность валеологической культуры, культуры здорового образа жизни учащихся в условиях общеобразовательной школы.

В соответствии с поставленной целью, в задачи работы входит:

Исследовать понятие «валеология» и его взаимосвязь с понятиями «здоровье» и «образ жизни»;

Определить основные аспекты рациональной организации режима труда и отдыха школьников как основную задачу школьной гигиены; проанализировать организацию учебной работы и внешнесредовых условий условия в школе с точки зрения валеологии;

Изучить основные методы валеологического воспитания в модели школьно-семейного воспитания «Ориентир»;

Провести экспериментальное исследование и выявить влияние валеологического воспитания на сформированность валеологической культуры младших школьников.

Объект исследования: воспитательный процесс учащихся.

Предмет исследования: валеологическое воспитание учащихся в школе.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент.

База исследования: средняя школа № 14 г.Бреста.

ГЛАВА I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

§1. Сущность понятия «валеология» и его взаимосвязь с понятиями «здоровье» и «образ жизни»

Валеология – интегративная наука о формировании, сохранении, укреплении и реабилитации здоровья, о факторах, его определяющих и разрушающих. Термин «валеология» был впервые предложен Брехманом И.И. в 1980 году.

Объектом исследования валеологии является здоровье человека. Предмет валеологии – изучение путей самовосстановления здоровья, факторов, влияющих на здоровье человека, принципов формирования здорового образа жизни. Цель валеологии как науки – создание целостного представления о составляющих здоровья, сущности здорового образа жизни, факторах риска заболеваний и их профилактике.

Анализ литературы по проблеме исследования показывает, что задачами валеологического образования и воспитания являются:

учет возрастных особенностей ребенка и на этой основе построение валеологического обучения и воспитания;

формирование здоровой личности школьника в ходе учебно-воспитательного процесса;

учет генотипа (наследственности) и среды, в которой ребенок растет и развивается; отсюда психолого-педагогические и медико-педагогические подходы к ученику;

выработка у школьников мотивов, интересов к валеологическому обучению и воспитанию, учет психологической готовности ребенка к сознательному валеологическому обучению;

индивидуализация валеологического обучения и воспитания.

Основу содержания валеологии составляют проблемы, связанные со здоровьем человека, нации.

Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – «это когда ничего не болит» — кажущаяся, и до сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Брехман И.И. определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

Из приведенных определений (а это далеко не полный их перечень) видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье – состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, — основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

для соматического и физического здоровья – я могу;

для психического – я хочу;

для нравственного – я должен.

От чего же зависит здоровье человека? Оказалось, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% — от внешнесредовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% — от деятельности системы здравоохранения. Остальные 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Что понимают под образом жизни?

Образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни – это «лицо» индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.

Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Образ жизни человека включает, по мнению Лисицына Ю.П., три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория) .

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ); это понятие положено в основу валеологии.

По мнению Осиповой М.П. и др., культура здорового образа жизни – это общечеловеческие ценности, отраженные в здоровьесберегающих знаниях, которые вырабатываются в навыках, нормах поведения человека, проявляющихся в деятельности и позволяющих формировать и сохранять свое здоровье, строить отношения с другими людьми на основе признания их права быть здоровыми.

В формировании культуры здорового образа жизни недостаточно знания способов и методов укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повысить «роль личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни».

Сформировать культуру здорового образа жизни – значит пробудить в человеке (взрослом или ребенке) внутреннюю потребность в здравосозидании. Становление культуры здоровья ребенка предполагает возвращение ему статуса субъекта воспитания, который «самореализуется, способен к жизнетворчеству, самостоятельному выбору действий».

Итак, здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

§2. Предпосылки развития валеограмотности в условиях общеобразовательной школы

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми.

Напрашивается вывод, что школа здоровья детям не прибавляет, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков — проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к школе было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости школьников (по данным Национального доклада «Становішча дзяцей Рэспубліцы Беларусь у 2000 годзе”) убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет частота встречаемости таких заболеваний, как патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства; в структуре первичных заболеваний детей в возрасте до 14 лет преобладают болезни органов дыхания (69%). А одна из самых частых причин пропусков учащимися школьных занятий – простуда.

Последние 10 лет для школьного образования были периодом перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные программы обучения. Все больше новых, нужных и интересных предметов вводится в учебный план. Нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость, «недосыпы» приводят к неврозам – еще одной школьной болезни. Перегрузка школьников колеблется от трехкратного превышения возможностей детей по иностранном у языку до двадцатикратного по математике.

Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков?

Такое плачевное состояние здоровья детей – не только результат деятельного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:

несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;

несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;

чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

неоправданно раннее начало дошкольного систематического обучения;

недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

Из перечисленного выше следует особо выделить гигиенический фактор, от которого во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе. Еще в начале XIX в. в результате первых гигиенических исследований была установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т.д.) и гигиеническими условиями в школе. К сожалению, знание гигиенических нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников.

Довольно часто из бесед с учителями, директорами школ, завучами, работниками органов управления народным образованием можно услышать мнение, что все недостатки наших школ (связанные с отрицательным воздействием на здоровье детей) носят объективный характер. Во многом такие высказывания справедливы: действительно, не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены, очень скудное школьное финансирование.

Однако довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носят не объективный, а субъективный характер, т.е. связаны или с неправильными действиями учителей, или, что чаще, с их бездействием при решении задач охраны здоровья школьников.

Это проистекает в первую очередь из-за элементарной безграмотности учителей в вопросах валеологии, а иной раз – и из-за лени, равнодушия, чисто формального отношения к своим обязанностям. Иллюстрацией чрезвычайно низкого уровня подготовленности учителей по вопросам охраны здоровья школьников служат результаты анкетного опроса дипломированных педагогов при поступлении на курсы повышения квалификации по валеологии: «отлично» не получил никто, «хорошо» — 30%, «удовлетворительно» — 40% и «неудовлетворительно» — 30%.

Таким образом, большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не объективный, а субъективный характер и связано или с неправильными действиями учителей, или с их бездействием в отношении охраны здоровья.

§3. Рациональная организация режима труда и отдыха учащихся,

учебной работы и внешнесредовых условий в школе

Здоровый образ жизни детей имеет прямую зависимость от той социальной среды, в которой находится ребенок, а это, как правило, семья и школа. Детям нужна помощь взрослых, чтобы приобрести навыки, необходимые для организации своей жизнедеятельности. Здравосозидательная активность родителей, по мнению Осиповой М.П., приобретает для ребенка доминирующее значение. Взрослые члены семье, которые ведут здоровый образ жизни, помогают школьникам осознать ответственность за свое здоровье. Их личный пример учит детей относиться к здоровью бережно и осторожно, попусту не растрачивать потенциал, заложенный природой. В семье дети самостоятельны, активны, проявляют большую инициативу к осуществлению здоровьесберегающих действий, но взрослые не всегда обладают достаточным опытом и знаниями для решения проблем, связанных со здоровьем. Для формирования у школьников культуры здорового образа жизни недостаточно лишь знаний. Практические же навыки приобретаются с наибольшей эффективностью именно в системе школьно-семейного воспитания.

Основной задачей здоровьесберегающей педагогики или школьной гигиены (гигиена – наука, изучающая влияние факторов внешней среды на здоровье человека) является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Решение этой задачи возможно только при правильной организации труда и отдыха учащихся. Для этого необходимо принимать во внимание 8 основных моментов школьной жизни: продолжительность урока; продолжительность учебного дня и учебной недели; организация самого урока; расписание уроков; перемены; экзамены; общественно полезный труд школьников; каникулы.

Продолжительность урока. В настоящее время в большинстве стран мира, также как и у нас в стране, уроки имеют 45-минутную продолжительность. Специальные исследования кривой динамики работоспособности подтвердили нецелесообразность увеличения продолжительности уроков свыше 45 минут.

Положительные результаты в плане успеваемости школьников и их здоровья получены при организации учебного процесса с учетом биологических ритмов, присущих детскому организму, а именно: в первую половину дня длительность уроков постепенно снижается с 45 до 30 минут (соответственно снижению работоспособности). Во второй половине дня (при двусменной работе школы) целесообразно увеличивать продолжительность уроков с 30 до 45 минут. Что же касается детей, начинающих заниматься с 6-ти лет, то для них укороченные (30-35 минутные) уроки просто необходимы.

Продолжительность учебного дня и учебной недели. С точки зрения охраны здоровья школьников в идеале в начальной школе должно быть не более трех уроков в день, а в средней школе – не более пяти. Конечно, достижение такого идеала весьма проблематично, тем более, что задача не сиюминутная, а прослеживается на необозримую перспективу.

Еще одна проблема – это перегрузка в связи с пятидневкой. Здесь необходим жесткий контроль количества уроков, их продолжительности. Возникает другая сторона проблемы – профессионализм учителя. Мы все прекрасно понимаем, что любую тему можно подать трудно и скучно, и тогда даже маленький объем знаний покажется ученику неинтересным, чересчур большим, и не будет им усвоен. А в то же время достаточно насыщенный материал может позволить развить познавательный интерес ребенка к предмету, не вызывая сильную перегрузку учащихся.

Организация урока. Структура урока оказывает очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников и, как следствие, на работоспособность. Поэтому весьма важное значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности.

Исследования показывают, что наиболее распространенная четырехэлементная структура урока, включающая опрос, изложение нового материала, его закрепление и домашнее задание, недостаточно стимулирует познавательную активность учащихся и не создает необходимых условий для их развития. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть достаточно гибкой, так как разные предметы требуют различного чередования элементов урока – видов деятельности. Вместе с тем можно выделить и ряд общих физиолого-гигиенических положений по правильной организации уроков.

Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут урока) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам возможность войти в работу. В период оптимальной устойчивой работоспособности (в начальной школе этот период продолжается в среднем 15-20 минут) нагрузка может быть максимальной.

Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление. Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводит под опрос домашних заданий: лучше эту часть урока посвятить изложению нового материала, а опрос домашних заданий отнести на вторую, менее продуктивную часть.

Последние минуты урока, когда имеет место небольшое повышение работоспособности, соответствующее «конечному порыву», целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание учащихся на узловые моменты пройденного.

Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам (физкультпаузам). Упражнения физкультминуток должны быть направлены не только на активизацию мелких мышц кисти, но и позных мышц (наклоны туловища, вращения головой), мышц нижних конечностей (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп); последние важны для предотвращения застойных реакций кровообращения в нижних конечностях и органах малого таза. Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц.

Расписание уроков. Сохранению высокой работоспособности на протяжении учебного дня, недели, четверти и т.д. в очень высокой степени содействует правильно составленное расписание уроков. В то же время в плане реализации этот момент школьной жизни является чрезвычайно сложным. Действительно, человек, составляющий расписание уроков (чаще всего это завуч), должен принять во внимание очень много факторов: количество параллелей, количество кабинетов, количество штатных учителей и учителей-совместителей, их пожелания. К сожалению, среди этого перечня вопросы охраны здоровья школьников отодвигаются на второй план, что совершенно недопустимо, так как правильно (с точки зрения здоровьесберегающей педагогики) составленное расписание уроков обеспечивает высокий уровень работоспособности и, как следствие, высокую продуктивность работы школы. При составлении расписания уроков можно выделить ряд основных принципов: учет динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета; чередование предметов по их сложности; избегание сдвоенных уроков по одному предмету.

Перемены. Исходя из теории активного отдыха наилучшим вариантом проведения перемен, особенно у младших и средних школьников, считается организация подвижных игр средней интенсивности на открытом воздухе. При невозможности организовать активную подвижную деятельность на открытом воздухе, всегда возможно организовать ее в рекреационных помещениях. Конечно, вся двигательная активность должна быть введена в разумные рамки, чтобы не было драк, травм, излишнего двигательного возбуждения. Весьма нежелательным вариантом проведения перемен является любой вид умственной деятельности (чтение, шашки и т.д.) Кроме того, организуя перемены, нужно всячески избегать принуждения, поскольку любая, на первый взгляд самая привлекательная, но выполняемая по принуждению деятельность, теряет для ребенка все привлекательные черты. Увлечь – необходимо, организовать – обязательно, заставлять – ни в коем случае.

С позиций охраны здоровья школьников экзамены нежелательны вообще. В начальных классах – тем более. В последние годы многие исследователи пишут о том, что одним из действенных психопрофилактических мероприятий, способных снизить отрицательную роль экзаменационного стресса, может стать тестовая форма контроля знаний.

К общественно полезному труду, как и работам по самообслуживанию, без ограничения привлекаются только здоровые школьники. Для школьников со слабым здоровьем подбирают наиболее легкие виды работ, а также сокращают их продолжительность. К работам, не отвечающим возрасту и связанным с перегрузкой учеников (например, 1-4 классов – мыть полы) запрещается. В любом возрасте запрещается привлечение к опасным для жизни и в эпидемиологическом отношении работам.

Сохранение высокой работоспособности на протяжении учебного года невозможно без должного внимания к регламентации числа и продолжительности каникул и их организации. Летние оздоровительные лагеря в какой-то мере решают проблему организованного отдыха.

Таким образом, учет рассмотренных выше основных моментов школьной жизни позволит приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха школьников, особенно младших, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления. В то же время решение этой задачи невозможно без правильной организации внешнесредовых условий в школе, т.к. на здоровье, а как следствие, и на работоспособность учащихся большое влияние оказывают воздушно-тепловой режим, освещение и удобная поза при работе.

Оптимальные условия воздушной среды являются важным фактором сохранения здоровья и работоспособности человека. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызывать значительные нарушения в организме: перегревание или переохлаждение тела, гипоксию, возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности.

При комплексной гигиенической оценке воздуха учитываются:

физические свойства – температура, влажность, скорость и направление движения воздуха, его охлаждающая способность, атмосферное давление, электрическое состояние (ионизация), уровень солнечной радиации и радиоактивности;

химический состав – постоянные составные части воздуха и посторонние газы;

механические примеси в воздухе – пыль, дым, сажа и пр.;

бактериальная загрязненность – наличие микробов в воздухе.

Вся совокупность перечисленных физико-химических и биологических свойств воздушной среды образует понятие микроклимата. Если учесть, что школьники по 5-6 часов в день проводят в школе, то понятно, что оптимальный микроклимат учебных и рекреационных помещений должен стать предметом пристальной заботы учителей, школьных медицинских работников, административного и технического персонала.

Необходим постоянный контроль за температурой и влажностью воздуха; желательно, чтобы каждый класс или кабинет были снабжены термометром и прибором для определения влажности воздуха. Даже в 1-м классе воздух за время урока должен обновиться как минимум дважды, необходима вентиляция.

Зрение приносит человеку наибольшее количество (80-85%) информации об окружающем мире, при этом свет не только обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, но и определенный жизненный тонус и ритм. Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности; эти же причины обусловливают развитие заболеваний органов зрения.

Каким бы ни было освещение в учебном помещении – естественным, искусственным или смешанным, — к нему предъявляется ряд общих требований. Этими требованиями являются:

достаточность;

равномерность;

отсутствие теней на рабочем месте;

отсутствие слепимости (блескости);

отсутствие перегрева помещения.

Выполнение на практике указанных требований относительно естественного освещения во многом запрограммировано строительными нормами и правилами, т.е. уже заложено в проекте школьного здания. Повлиять существенно на величины показателей, количественно характеризующие уровень естественного освещения, учитель не в состоянии (разве что по возможности рассаживать школьников поближе к окнам, чтобы увеличить угол падения света, и помнить про коэффициент заслонения при озеленении школьного участка). Тем не менее, некоторые качественные стороны естественного освещения во многом зависят от правильных действий учителя. Такими действиями являются: следить за чистотой и качеством стекол: следить за тем, чтобы светопроемы были свободными. Шторы должны быть раздвинуты. Не рекомендуется располагать на окнах цветы – в той или иной степени они загораживают свет. Равномерность искусственного освещения зависит от расположения светильников и типа арматуры.

У подавляющего большинства школьников отмечаются нарушения опорно-двигательного аппарата, они страдают нарушениями осанки. Откуда берется это состояние, столь опасное своими осложнениями? Как ни печально, но одной из основных причин этого является школьная мебель. Она не приспособлена к тому, чтобы поддерживать тело ребенка в оптимальном положении, без перенапряжения той или иной группы мышц.

В целях профилактики множества болезней – от неправильной осанки до плоскостопия – в школе должна быть удобная мебель, особенно в начальных классах, когда организм ребенка только формируется.

Кроме того, должна проводиться профилактика инфекционных заболеваний, которая складывается из трех групп мероприятий:

правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима;

повышение иммунитета детей;

быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу.

Наконец, основная задача валеологической педагогики – организация режима труда и отдыха, позволяющего отодвинуть утомление и исключить переутомление, — не может быть достигнута без организации рационального домашнего режима. Для того, чтобы у детей выработалось валеологическое мышление, направленное на укрепление и сохранение здоровья, необходима упорная систематическая работа учителя.

Одним из показателей здоровьесберегающей технологии является учет индивидуального темпа обучения, создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие и успешность каждого ребенка.

§4. Методы валеологического воспитания младших школьников

В системе валеологического образования важное значение имеет мотивация, т.е. выработка у школьников интереса к здравосозиданию. В ходе валеологического обучения могут быть использованы следующие мотивы:

познавательные (изучение организма человека и составляющих его здоровья);

эстетические (сохранение красивой осанки, хорошего зрения и т.д.);

социальные (профессиональная ориентация школьников);

гуманистические (проявление заботы о состоянии здоровья в школе и дома) и др.

Ребенок должен хотеть трудиться, не уставая при этом, стараться научиться новому, сохраняя хорошее самочувствие. Решение этой задачи во многом зависит от валеологической подготовки педагогов.

Рассмотрим методы валеологического образования и воспитания в школе.

Первая группа – методы, способствующие формированию валеологического сознания, т.е. ответственности школьника за свое здоровье. К ним относятся убеждение (воздействие словом на волю и чувства учеников), пример, беседа и др.

Вторая группа – методы организации учебно-воспитательного процесса. К ним относятся практические методы формирования динамических стереотипов (посадка за партой, соблюдение дисциплины, внимание, порядок на уроке, проветривание кабинетов, предупреждение чрезмерного напряжения зрения, выполнение санитарно-гигиенических требований к классам и кабинетам и др.) При формировании вышеуказанных динамических стереотипов учитель использует различные условные раздражители (пример, поощрение, слово родителей и др.)

Третья группа – практические здравосозидательные методы, используемые как на уроках, так и вне уроков (физкультпаузы, смена видов деятельности, методов преподавания в ходе учебно-воспитательного процесса, организация активного отдыха на перерывах, дней здоровья, турпоходов, спортивных соревнований и т.д.) К данной группе методов относятся также обучающие лектории для родителей и детей, в программу которых рекомендуется включать такие темы, как: «Профилактика близорукости школьников», «Детские неврозы», «Питание детей в школе и дома» и др.

На современном этапе реформирования школы валеологическому образованию и воспитанию уделяется особое внимание. В сущности, реформирование современной школы базируется на валеологических подходах к обучению и воспитанию.

В этой связи заслуживает особого внимания изучение модели школьно-семейного воспитания «Ориентир», разработанный учеными Осиповой М.П., Козлович С.И., Бесовой М.А. и др., и в частности, проекта «Здоровый образ жизни». В проекте заложены возможности развития, интеграции знаний, умений, усвоенных младшими школьниками в учебное и внеучебное время. Осипова М.П. и др. подчеркивают, что «работая над проектом «Здоровый образ жизни», мы руководствовались тем, что результат воспитания оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения и развитием способностей ребенка к дальнейшему самостоятельному здоровьетворению. В основу процесса формирования культуры здорового образа жизни мы положили правило: лучше знать и уметь меньше, но хорошо, нежели иметь поверхностные сведения по многим вопросам, связанным с совершенствованием здоровья».

В проекте дети знакомятся с основными, доступными возрасту способами и методами формирования и сохранения здоровья.

В проекте ЗОЖ выделено три направления: «Я и мое здоровье», «Пути-дороги в мир здоровья» и «Опасно-безопасно». Цель направления «Я и мое здоровье» — формирование представлений детей о нравственном аспекте здоровья, приобщение их к валеологической культуре, культуре здорового образа жизни. Ребята продолжают совершенствовать навыки гигиенического поведения, причем происходит это на базе усвоения элементарных анатомо-физиологических сведений. Блок «Познай себя и соблюдай правила для всех», включенный в проект во втором и третьем классах, способствует накоплению учащимися определенных знаний и навыков режима и гигиены питания.

Так как уже в младшем школьном возрасте некоторые дети попадают во власть алкоголя, табака и наркотиков, профилактика этих вредных пристрастий у детей представляет непростую задачу. На ребят в возрасте 9-10 лет слабо действуют беседы, нотации и увещевания учителей и родителей, т.к. «прогнозируемый от них вред представлен слишком далеким от настоящей жизни». Именно поэтому в работе с младшими школьниками Осипова М.П. и др. опираются на особенности их эмоционального реагирования и адекватные возрасту формы организации деятельности: игры, практикумы, инсценировки, выставки плакатов и др.

В проекте большое место отведено знакомству ребят с основными видами и правилами закаливания, как наиболее действенным средством профилактики простудных заболеваний (блок “В единстве с природой”). Как правило, о пользе закаливания дети знают, но лишь единицы поддерживают и совершенствуют свое здоровье с помощью закаливающих методик. Чтобы снизить количество простудных заболеваний, рекомендуется учителю и родителям следить за выполнением детьми требования “одеваться по погоде”. В классе на ребятах не должно быть лишней одежды, обязательна сменная обувь – не только из гигиенических и эстетических соображений, но и с точки зрения закаливания организма.

Закаленными могут стать все школьники, но для этого учителю и родителям обязательно нужно следовать принципу опоры на положительное в ребенке, подчеркивать его достоинства, создавать ситуацию успеха. Говорить с младшими школьниками о закаливании следует еще и потому, что оно не только оздоравливает ребенка, но и способствует выработке у него силы воли, целеустремленности, решительности и других ценных нравственных качеств.

Движение оказывает благотворное влияние на деятельность всех без исключения физиологических систем школьников, а также развивает интеллект, повышает иммунитет и резервные возможности организма. Однако важно не просто использовать движения, следует обучать правильности их выполнения с учетом специфики возраста.

Нельзя пренебрегать проведением подвижных перемен. В проекте предлагается серия игр “Играем круглый год на воздухе”. Рекомендуется проводить их на улице. Если место проведения – коридор, то во время перемены его обязательно проветривают, не допуская сквозняков. Прекращают игры за 2 мин.до звонка, чтобы ребята смогли успокоиться к началу урока.

У младших школьников невелик жизненный опыт, недостаточно скоординированы движения, поэтому в проекте “Здоровый образ жизни” особое внимание отводится обучению детей распознавать опасные ситуации и правильно вести себя в них или предупреждать их возникновение; идет работа по закреплению этих навыков и доведению их до автоматизма. Способствуют этому предлагаемые занятия: “Дорожная ситуация”, игра-соревнование “Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным” и др.

Таким образом, чтобы реализовать цели проекта, сформировать у детей культуру здорового образа жизни, Осипова М.П. и др. рассматривают не только физиологический, но и психологический, нравственный аспекты здоровья.

Положительные результаты в формировании культуры здорового образа жизни младших школьников обусловлены отличительными чертами проекта “Здоровый образ жизни” (подготовительный – третий класс), составляющими его характеристику. Проект опирается на такие принципы:

формирование здоровья, его сохранение и воспроизводство;

строится на основе взаимодействия семьи и школы в соответствии с принципами системности и концентричности;

предполагает личностно ориентированный подход к процессу воспитания, который достигается обеспечением психологической защищености ребенка, учетом его индивидуальных и возрастных особенностей; системно-деятельностный подход, обеспечивающий регулярную целенаправленную деятельность детей и взрослых в созидании здоровья; культурологический подход, который подразумевает приобщение учащихся к народным традициям формирования и сохранения здоровья, усвоения ими общечеловеческих ценностей и норм поведения, принятых в обществе;

обеспечивает валеологическое сопровождение всего учебно-воспитательного процесса, что создает условия для самовыражения и самореализации ребенка;

способствует валеологическому самовоспитанию учащихся, учит их рефлексии – оценке собственных качеств и состояний через познание себя;

предусматривает рациональную и оптимальную организацию процесса формирования культуры здорового образа жизни младших школьников, основанную на преемственности содержания, форм, методов воспитания, учитвающих зону актуального и ближайшего развития ребенка;

раскрывает преимущества здорового образа жизни; способствует осознанию учащимися сущности здоровья как многоаспектного явления (физиологический, психологический и нравственный аспекты), принятию его как личностной и общечеловеческой ценности;

способствует развитию у ребят и взрослых мотивации здравотворчества, которая представляет собой побудительную силу к самостоятельной здравосозидательной деятельности;

расставляет основные акценты не на освоении суммы знаний, а на воспитании личной ответственности детей за свое здоровье, на выработке определенных практических навыков его формирования и поддержания, чем отличается от уроков по разделу “Человек и его здоровье”;

предполагает работу по общегигиеническому и физкультурно-оздоровительному направлениям здорового образа жизни, как наиболее успешно реализуемым в начальной школе и соответсвующим возрастным особенностям ребят;

способствует развитию межвозрастного сотрудничества (учитель – дети – родители), повышению уровня педагогической культуры, культуры здорового образа жизни учителей и родителей (тематические родительские собрания, дискуссии, беседы и др.;

строится на диагностической основе и представляет собой своеобразную коррекционную программу развития детей и взрослых, задействованных в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, на основании вышеизложенного, мы приходим к выводу, что у учителя, работающего по проекту “Здоровый образ жизни”, должна существовать твердая установка на необходимость затраты сил и времени для воспитания здорового ребенка. В данном проекте педагогам предоставляется достаточная степень свободы в отборе предлагаемого материала, возможности его интерпретации, исходя из особенностей класса и условий школы.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

§1. Ход эксперимента

Для изучения эффективности процесса формирования валеологической культуры в школе мы провели исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы провели анкетирование младших школьников, целью которого было изучение начального уровня сформированности у них валеологической культуры.

На втором этапе формирующего эксперимента нами был предложен и проведен комплекс мероприятий, направленных на формирование у младших школьников здорового образа жизни.

Третий этап – контрольный – определение эффективности воспитательного процесса по формированию валеологической культуры младших школьников.

Наше исследование проводилось в средней школе № 14 г.Бреста. В исследовании принимали участие 22 учащихся 2 «А» класса (приложение 1).

Цель исследования: изучить эффективность процесса формирования валеологической культуры младших школьников.

Задачи:

Провести экспериментальное изучение влияния комплекса мероприятий, направленных на формирование у младших школьников здорового образа жизни.

Определить эффективность воспитательного процесса по формированию валеологической культуры младших школьников.

В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент.

§2. Описание используемой методики и полученных результатов

на констатирующем этапе эксперимента

Этап I (констатирующий)

Этот этап включал в себя беседу с учителями, наблюдение за учениками, анкетирование.

Анкетирование как метод сбора первичных данных позволило нам выявить представления о здоровом образе жизни и мотивации к его осуществлению у учащихся. Нами была разработана анкета, состоящая из 2-х частей (приложение 2 и 3). Анкетирование проводилось в индивидуальной форме в течение 2-х дней. Суммарное время обследования каждого ребенка составило 20-30 минут.

Вопросы анкеты были направлены на выявление:

сформированности знаний о строении организма человека;

уровня знаний и понятий ЗОЖ;

мотивации к ЗОЖ;

практических умений и навыков по охране собственного здоровья.

В результате обработки полученных данных мы получили следующие результаты:

54,5% детей утвердительно отвечают на вопрос о знании строения своего организма, однако ни один ребенок не может правильно объяснить функцию того или иного органа. Испытуемые либо затрудняются ответить, либо дают неадекватные ответы, например: «Сердце нужно, чтобы стучало», «Мозг нужен в голове», «Мышцы нужны, чтобы бить кого-нибудь»;

63% опрошенных утверждает, что человеку нужно двигаться, но только 18% могут объяснить необходимость движения (Андрей М.: «Чтобы не заболеть», Юля И.: «Чтобы сердце работало»), остальные дети затрудняются ответить;

81% учащихся считают, что человеку нужно бывать на свежем воздухе, при этом чаще всего встречаются следующие объяснения: «чтобы гулять», «чтобы дышать», «чтобы не болеть гриппом»;

72% учащихся считают проведение физминуток на уроке нужным для того, «чтобы хорошо учиться», «правильно писать», «хорошо отвечать»;

отмечается низкий уровень знания понятий ЗОЖ: не знают, что такое «здоровье» 72% детей, «режим дня» — 81% детей, «правила гигиены» — 54,5% детей. «Здоровье» определяется следующим образом: «когда ничего не болит» (Марина К.), «когда не надо пить лекарства» (Сережа П.); «режим дня» — «в одинаковое время спать ложиться и вставать» (Юля И.); «все вовремя делать» (Таня Б.) «Правила гигиены» большинством детей определяются как необходимость «мыть руки», «умываться», «чистить зубы».

мотивация к ЗОЖ слабо выражена у большинства детей: нужным следить за здоровьем считает лишь 36% опрошенных, при этом они не могут объяснить, для чего это делать. Интерес к урокам физкультуры отсутствует у 63% детей. При этом учащиеся чаще всего говорят о том, что на этих занятиях «не интересно», «скучно», «заставляют бегать» и т.п.

практические навыки сохранения здоровья оказываются несформированными. На вопрос «Как ты следишь за своим здоровьем?» 45,5% детей отвечают «хорошо», 18% — «хожу в больницу, пью таблетки», 36% — «никак».

только 18% учащихся смогли назвать, где в школе они могут узнать о том, как надо следить за здоровьем: «воспитательница говорила» (Аня М.). Ни один ребенок не назвал место, где в школе написан режим дня, несмотря на то, что данный плакат находится в холле на первом этаже школы.

63% детей предпочитают просмотр телевизора наблюдению за природой, 54,5% — компьютерную игру игре с котенком, 45,5% — громкую музыку пению птиц.

Итак, на основании анализа полученных данных можно сделать вывод о низком уровне сформированности культуры ЗОЖ у испытуемых.

§2. Анализ полученных результатов

Этап II (формирующий)

На втором этапе исследования нами был предложен и проведен комплекс мероприятий, направленных на формирование у младших школьников здорового образа жизни (приложение 4).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст