Создание целостной системы содержания, форм и методов воспитания

1. Введение

Концепция воспитательной деятельности колледжа представляет собой совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи, организацию и содержание воспитательной работы в колледже.

Основная цель воспитательной деятельности колледжа – создание целостной системы содержания, форм и методов воспитания. Система воспитательной деятельности направлена на формирование профессионально-личностных качеств и способностей обучающихся, на создание условий для их развития, самореализации и самосовершенствования с установкой на будущую профессиональную деятельность.

Система воспитания, над постоянным совершенствованием которой работает педагогический коллектив колледжа, имеет в основе следующие принципы:

единство процессов воспитания, обучения и развития личности обучающегося;

гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе (как среди обучающихся, так и между обучающимися и преподавателями);

личностный подход в воспитании;

осуществление процесса трансформации воспитания в самовоспитание, самореализацию личности обучающегося;

создание эффективной среды воспитания;

творческое развитие обучающихся.

2. Цель и задачи воспитания обучающихся

Ведущей конечной целью воспитания является воспитание рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни. На период обучения обучающегося в колледже эта цель конкретизируется с учетом профессиональной подготовки, современных социальных условий и потребностей общества, а также возможностей колледжа. Поэтому образовательно-воспитательный процесс в колледже сориентирован на воспитание и подготовку высококвалифицированных и разносторонне развитых специалистов и рабочих, высоконравственных, имеющих гражданскую позицию.

Цель воспитания осуществляется в процессе решения следующих задач:

формирование профессиональных качеств личности;

формирование гражданско-патриотической позиции, социальной ответственности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, региона, колледжа, окружающих людей;

нравственное воспитание, результатом которого является усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения;

приобщение обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры своего Отечества;

воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде;

соблюдение норм коллективной жизни, опирающееся на уважение к закону, к правам окружающих людей;

— формирование здорового образа жизни, способности к физическому самосовершенствованию и развитию.

Содержание основных направлений воспитательной работы в колледже:

Цель, задачи и принципы воспитания находят свою практическую реализацию в содержании основных направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива и коллектива обучающихся колледжа:

содержание воспитательного взаимодействия преподавателей обучающихся в процессе обучения;

содержание воспитательной деятельности классного руководителя, куратора группы, студенческого самоуправления обучающихся группы;

содержание воспитательной работы в деятельности внеучебных воспитательных образований: кружков, секций, худ. самодеятельности;

содержание деятельности совета по воспитанию (совета классных руководителей), организующего взаимодействие, взаимосвязь всех направлений воспитательной работы, интегрирующего в единое педагогическое пространство воспитание, обучение и развитие личности обучающегося;

Содержание воспитательного взаимодействия преподавателей обучающихся, в процессе обучения осуществляется в единстве трех составляющих:

культурообразующий характер знаний по различным предметам, усиление гуманитарного акцента в структуре усваиваемых знаний;

разнообразие методов обучения, сориентированных на личность обучающегося и особенности ее профессионального становления;

гуманизация межличностных отношений обучающийся-обучающийся, обучающийся-преподаватель.

Содержание воспитательной деятельности классного руководителя, куратора, органов самоуправления обучающихся, реализуется в целенаправленной жизнедеятельности учебной группы:

индивидуальная работа с обучающимися, степень адаптированности к условиям колледжа, уровень притязаний, адекватность самооценки, степень развития творческих способностей, профессиональная направленность деятельности, познавательная активность и самостоятельность, интерес к исследовательской работе и др.;

совместная деятельность классного руководителя, куратора, органов самоуправления по формированию положительной мотивации профессиональной подготовки обучающихся;

создание в группе взаимного уважения обучающихся друг к другу, помощь обучающимся в приобретении социального и жизненного опыта, в нравственном и культурном развитии;

Содержание воспитательной работы общеколледжных внеучебных образований:

приобщение обучающихся к культурным ценностям прошлого и настоящего нашей страны (литературные вечера, дни памяти известных писателей и поэтов, выставки в библиотеке, посвященные памятным дням и др.);

профессиональная направленность внеклассной воспитательной работы (встречи со специалистами, экскурсии на предприятия, конкурсы «Лучший по специальности, профессии», профессиональные праздники и др.);

гражданско-патриотическое воспитание (знаменательные даты в жизни страны, республики, города, праздники, юбилеи, встречи с ветеранами ВОВ, уроки мужества, экскурсии в музеи и т.д.);

создание условий для проявления творческих способностей каждым обучающимся группы в общеколледжных делах (конкурс талантов, презентаций, КВН, выставки студенческого творчества и др.).

Содержание деятельности Совета классных руководителей:

координация всех направлений воспитательной работы в колледже, изучение и распространение инновационных подходов к воспитательной работе;

обеспечение системности воспитательной деятельности в колледже на всех этапах планирования, реализации и подведения итогов;

проведение семинаров, круглых столов, научно-практических конференций по проблемам воспитательной работы;

— выпуск методических разработок, программ, пособий по различным вопросам воспитательной деятельности.

3. Технология организации воспитательной работы

Принципы использования тех или иных методов и форм воспитания обучающихся в колледже:

целесообразность использования той или иной технологии воспитания (инновационной, традиционной);

индивидуализация использования методов воспитания;

взаимодействие преподавателей и обучающихся в выборе и реализации технологий;

гуманистическая направленность методов воспитания;

использование технологий воспитания, ведущих к самовоспитанию, совершенствованию личности, творческому ее развитию.

В процессе воспитательной работы в колледже используются следующие методы и формы совместной деятельности преподавателей обучающихся:

методы формирования профессионального сознания обучающихся, интереса к выбранной специальности (учебные занятия, классные часы, экскурсии на предприятия, беседы со специалистами, круглые столы, профессиональные праздники и др.);

методы патриотического воспитания, формирования гражданской позиции (учебные занятия, классные часы, праздники и встречи, экскурсии в музеи и др.);

методы нравственного воспитания, воспитания культуры поведения и общения, формирование здорового образа жизни (учебные занятия, беседы, акции, классные часы, диспуты, дискуссии и др.);

методы включения обучающихся в разнообразные виды коллективной творческой деятельности, способствующей формированию самостоятельности и инициативности (общеколледжные праздники, предметные недели, дни, ярмарки, занятия в кружках, худ. самодеятельности и др.);

методы совместной деятельности преподавателей обучающихся в воспитательной работе, принимающей формы сотрудничества, соучастия (учебные занятия, выставки творческих работ, конференции, презентации, акции и др.);

методы осуществления взаимодействия преподавателей, обучающихся и родителей в воспитательном процессе (родительские собрания, индивидуальные консультации, праздники последнего звонка, дни открытых дверей и др.).

4. Профессионально-личностные качества, приобретаемые обучающимися в процессе воспитания в колледже

Результатом всего образовательно-воспитательного процесса в колледже (воспитание осуществляется в любых видах деятельности и взаимодействия обучающихся) является воспитание высокопрофессиональной, высоконравственной, социально-активной личности (в идеале).

Эта общая характеристика личности конкретизируется в следующих качествах выпускников колледжа:

обладает гражданской зрелостью, высокой нравственностью;

понимает сущность и социальную значимость своей профессии, специальности;

постоянно работает над обогащением собственных духовных ценностей, имеет интерес к самосовершенствованию и развитию своих способностей;

обладает убежденностью в том, что трудовая деятельность – неотъемлемая часть жизни человека, готов к добросовестной деятельности в выбранной профессии, специальности;

осознает здоровье как ценность, владеет знаниями и умениями по охране собственного здоровья и физического самосовершенствования.

Направления воспитательной деятельности на весь период обучения

Формирование профессионального самосознания обучающегося.

Цели и задачи:

— формирование интереса и уважения к выбранной профессии, специальности;

— развитие способности профессиональной мобильности.

Формы работы:

— тематические классные часы;

— недели по специальности, конкурсы «Лучший по специальности», конкурсы рефератов, курсовых проектов;

— конференции, профессиональные праздники;

— встречи со специалистами и выпускниками;

— экскурсии на предприятия;

— открытая защита курсовых проектов;

— торжественное вручение дипломов выпускникам;

— посвящение первокурсников в студенты;

— проведение конференций по производственной практике.

Формирование личности обучающегося.

Цели и задачи:

— адаптация к условиям колледжа;

— формирование гражданской ответственности, правового сознания;

— формирование добросовестного отношения к учебе, овладение методами самостоятельной работы;

— воспитание нравственных качеств;

— формирование интереса к выбранной специальности, развитие способности профессиональной мобильности;

— развитие способности социализации в обществе, потребности в здоровом образе жизни, формирование экологической грамотности;

— овладение культурой общение и поведения.

Формы работы:

— тренинги, беседы, дискуссии, тематические классные часы, конференции;

— встречи со специалистами, ведущими преподавателями;

— конкурсы рефератов, плакатов, рисунков, презентаций;

— проведение и участие в акциях по борьбе с вредными привычками;

— деятельность студенческих органов самоуправления;

— проведение дней здоровья, спортивных соревнований и работа спортивных секций;

— встречи с работниками правоохранительных органов, медицинских и культурных учреждений;

— посещение музеев, творческих выставок, кинотеатров, театров;

— встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных войн;

— предметные олимпиады, недели, декады;

— конкурсы «Лучший по специальности»;

— экскурсии на предприятия;

— встречи со специалистами по охране окружающей среды;

-моральное и материальное поощрение обучающихся (грамоты, именные стипендии, премии и т.п.;

Формирование эффективной воспитательной среды.

Цели и задачи:

— создание благоприятного делового, психологического и нравственного климата в учебных группах и колледже;

Формы работы:

— оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся;

— лекции, беседы, тренинги, деловые игры;

— обмен опытом;

— круглые столы, педсоветы по изучению передового опыта в воспитательной деятельности, новых форм воспитательной работы;

— коллективные творческие дела.

Формирование культурной среды.

Цели и задачи:

— создание условий для выявления и реализации творческих способностей обучающихся, воспитание культуры поведения, общения;

— приобщение обучающихся к национальной и мировой культуре.

Формы работы:

— беседы, циклы лекций о национальной и мировой культуре;

— беседы по профилактике экстремизма, воспитанию толерантности;

— творческие выставки, проекты обучающихся;

— участие в творческих объединениях, художественной самодеятельности;

— профессиональные праздники (дни энергетика, радио и т.д.);

— посещение театров, музеев, выставок;

— экскурсии.

Развитие отношений сотрудничества обучающихся и преподавателей.

Цели и задачи:

— создание условий для укрепления союза преподавателей, сотрудников и обучающихся на основе учебных и иных интересов;

Формы работы:

— организация и проведение научно-практических конференций;

— организация и проведение торжественных мероприятий (юбилеи колледжа, профессиональные праздники и т.п.);

— чествование юбиляров, победителей конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований и т.п.;

— организация и проведение профориентационной работы, дней открытых дверей;

— издательская деятельность: выпуск стенгазет, газеты «Вестник колледжа»;

Кадровое обеспечение:

Педагогический коллектив, цикловые предметные комиссии, классные руководители, кураторы, студенческий совет, творческие объединения.

Ожидаемые результаты:

— повышение качества подготовки специалистов;

— повышение уровня воспитанности обучающихся;

— улучшение социально-психологического климата в коллективах обучающихся и работников колледжа.

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Республики Карелия

«Индустриальный колледж»

Утверждаю

И.о.Директора ГАОУ СПО РК

«Индустриальный колледж»

_______________________ Н.А. Овчинникова

«___» _____________ 20112г.

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Республики Карелия

«Индустриальный колледж»

Утверждаю

И.о.Директора ГАОУ СПО РК

«Индустриальный колледж»

_______________________ Н.А. Овчинникова

«___» _____________ 20112г.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст