Создание условий для активизации познавательной деятельности уча

I Введение

1. Сущность опыта. Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся: использование инновационных технологий личностно — ориентированного обучения, активных методов и приемов, нетрадиционных форм организации учебного процесса.

2. Актуальность Причины, заставившие меня выбрать эту тему, заключаются в следующем: необходимость сдачи ЕГЭ, отсутствие у некоторых школьников критического мышления, неумение ориентироваться в нестандартных ситуациях. Проанализировав это, я поняла, что традиционное обучение входит в проиворечие с потребностью общества в формировании творческой, развитой социально — активной личности, способной к саморазвитию, к самореализации.

3. Научно — методическое обоснование опыта. Е.Н. Ильин, М.М. Махмутов,

Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ю.К. Бабанский, А.С. Границкая, А.А. Вербицкий.

4. Уровень творческой новизны. Комбинаторно — модификационный.

5. Условия формирования опыта.

Работаю учителем русского языка и литературы с 1979 года. Нагрузка — 24 часа, категория — высшая, стаж работы — 28 лет. Коммуникабельна, справедлива, требовательна. Преподаю в 5, 8, 10 – профильных классах. Дети на уроках самостоятельны, активны, творчески. В работе использую УМК И.В. Золотаревой, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской, Л.И. Косивцовой, Т.В. Раман.

6. Длительность функционирования опыта. 3 года.

7. Динамика становления и перспективы развития.

Использование проблемных ситуаций, игровых моментов, уроков — путешествий, дискуссий, сказок, внедрение инновационных технологий. Перспективы: повышение интереса учащихся к предмету, выбор гуманитарного профиля, профориентация. Учитель повышает свое мастерство.

8. Результативность. Процент качества на ЕГЭ по русскому языку в 2005г — 76%, а в 2007г — 81%, причем 6 учащихся сдали экзамен на «отлично». Успеваемость — 100%.

9. Трудозатраты. В начале формирования опыта идет перегрузки учителя: нужно подготовить наглядность, раздаточный материал, тесты, карточки и т.д. В это время уменьшается трудоемкость ученика.

10. Доступность опыта. Опыт может быть использован учителями — предметниками.

II Педагогическое кредо.

1. Как вы считаете, что такое образование?

Образование — познание жизни, процесс рождения функционально грамотной, развитой, творческой, умеющей самостоятельно мыслить личности.

2. Какое место играет ваш предмет в образовании ребенка?

Уроки русского языка и литературы способствуют духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека, ведь «великий, могучий, правдивый» русский язык, русская классическая литература учат детей понимать и чувствовать мир природы, любить себя и своих ближних, любить свою Родину.

3. Каким должен быть современный урок?

Современный урок должен быть воспитывающим, личностно — ориентированным, где должны развиваться самостоятельность, мобильность, альтернативность, креативность мышления учащихся.

4. Какими бы вы хотели видеть своих учеников?

Хочется, чтобы каждый мой ученик стал личностью, способной принести радость и себе; и окружающим его людям.

5. Каким должен быть учитель?

Учитель должен прекрасно знать и любить свой предмет, быть справедливым, добрым и любящим, дарить детям тепло и радость познания.

III Система работы над темой.

Для формирования познавательных интересов, активизации познавательной деятельности учащихся использую новые педагогические технологии, активные методы и приемы обучения, нетрадиционные формы организации урока.

Новые педагогические технологии:

Проблемное обучение. (Уроки русского языка. Тема: «Омонимы» (5кл), «Разноспрягаемые глаголы» (6кл), «Причастие» (7кл).

Интегрированное обучение. (Уроки русского языка. Тема: «Описание картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин» (5кл), «Числительное»(6кл).

Проектно — исследовательское обучение. (Уроки русского языка «Комплексный анализ текста» (10 кл), «История русских падежей»).

Моделирующие обучение. (Урок — дискуссия «Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве «, а Д.И. Писарев — «полоумной мечтательницей», «визионеркой». Кто, по — вашему, прав?» (10кл).

Активные методы и приемы обучения.

Метод рамки. (Урок русского языка. Тема: «Описание картины Т.Э. Грабаря «Февральская лазурь». (5кл.)

Поисково — эвристический метод. (Тема: «Чередование гласных в корне -кос-кас»(6кл).

Ролевая игра. (Урок литературы. Тема: «Суд над Ф. Печориным» (9кл).

Методы обратной связи. (Интервью после урока, творческий проект, поэтическая разминка на уроке и т.д.)

Моделирование. (Тема: «Повелительное наклонение глагола»(6кл).

Метод кластера. (Тема: «Художественное своеобразие рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» (11кл).

Нетрадиционные формы организации урока.

Урок — сказка. (Обобщающий урок по теме «Лексика» (5кл).

Урок — путешествие по родному поселку. (Заключительный урок по теме: «Числительное» (6кл).

Урок — концерт. (Литературно — музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству М. Цветаевой «Красной кистью рябина зажглась…» (11кл).

Деловая игра. «Юный корректор» (6кл). (Обобщающий урок после изучения темы «Местоимение»).

Урок — суд. («Суд над Раскольниковым» (10кл).

Урок — исследование. («Лингвистический анализ текста» (10кл).

Театрализованное представление. (Сцены из произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Метод рамки в 5 классе.

Тема: «Описание картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Цель урока: активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать знания о роли деталей в художественном описании, с помощью рамки сконцентрировать внимание детей на конкретном фрагменте картины, показать её художественное совершенство.

Учитель: подготовить рамки, с помощью которых учащиеся описывают отдельные фрагменты картины.

Учащиеся: работа с рамкой.

Вопрос к классу:

— Ребята, поставив рамку горизонтально, опишите небо. Как вы понимаете выражение «голубая эмаль неба»?

— Теперь передвиньте рамку и посмотрите на снег. Одинаков ли он в тени и на солнце?

— Поставьте рамку вертикально и опишите березку. Какие оттенки цвета использует художник, когда изображает её ствол и ветви?

Вывод: работа с рамкой повысила мотивацию, познавательную активность, интерес к предмету.

Метод кластера на уроке литературы в 11 классе.

Тема: «Художественное своеобразие рассказы И.А. Бунина «Антоновские яблоки».

Цель: развивать познавательную активность учащихся, показать своеобразие стиля рассказа И.А. Бунина, составить кластер на фазе реализации.

Учитель составляет кластер на фазе вызова.

Учащиеся составляют кластер на фазе реализации, т.е. заполняют его конкретными примерами из рассказа «Антоновские яблоки».

Вывод: эта работа активизирует познавательную деятельность учащихся, пробуждает и развивает познавательные интересы, обеспечивает достижение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности.

Это замечательное средство для развития творческих способностей учащихся в любом классе.

Синквейн — это стихотворение из 5 строк.

1 строка — одно слово, обозначающие предмет, о котором идет речь.

2 строка — два слова, обозначающие признаки или свойства предмета.

3 строка — три слова, обозначающие действия этого предмета.

4 строка — фраза из 4х слов, выражающая личные отношения автора синквейна к предмету.

5 строка — одно слово, характеризующее суть предмета.

Снег.Русь.

Пушистый, искрящийся. Очаровывающая, уходящая.

Летит, искрится, падает. Завораживает, пленяет, меняется.

Я любуюсь его красотой. Прошлое достойно нашей памяти.

Чудо. Родина.

Рассказ «Антоновские яблоки»

жанр

Лирический герой

композиция

Ключевые

образы

Средства

выразительности