Содержание чертёжно-графической подготовки

ГОУ ТО

Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области.

Кафедра естественнонаучного образования.

РЕФЕРАТ

Тема: Содержание чертёжно-графической подготовки

учащихся в курсе предмета технология.

Тяпчев А.И.

МКОУСОШ№65

Тула 2012год

Оглавление.

План.

Анализ литературы, цели, задачи.

Полное изложение своего опыта.

Выводы.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Процесс модернизации отечественной системы образования в последние годы нацелен на устранение формализма в знаниях школьников, развитие умений их творческого применения и воспитание свободно мыслящей ответственной ЛИЧНОСТИ. В этом процессе особое значение приобретает поиск истинно природосообразных путей обучения детей. Сегодня можно считать абсолютно доказанным, что «прямой» путь интенсификации образования за счёт увеличения «теоретических» (а на деле вербальных) знаний фактически неосуществим; он приводит к обратному результату – блокированию мыслительного процесса ученика (не говоря обо всех остальных сферах личности). Но всё более убедительные, неопровержимые подтверждения получает другая идея: для разви-тия ребёнка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. В свете этой идеи неизбежна смена приоритетов среди школьных предметов.

Уроки практического труда (или технологии), как никакие другие, реально могут обеспечить такую интеграцию. Их роль в общем образовании долгое время далеко не для всех была очевидной, но в новой отечественной школе они, несомненно, должны занять заметное место, что уже давно наблюдается во всех наиболее прогрессивных образовательных системах. Именно эти уроки способны составить ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей. Но для решения обозначенной задачи потребуется пересмотр некоторых привычных подходов к содержанию и методике преподавания данного учебного предмета. Согласно утвердившемуся у нас традиционному взгляду, роль

уроков технологии в основном сводится к ремесленно_технологическому образованию, что искусственно ограничивает их реальные образовательные, воспитательные и развивающие возможности.

5 В действительности же эти уроки уникальны и исключительно важны для общего развития детей. Их специфические возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах:

1) возможность активизации познавательной деятельности и углубления общего образования (за счёт соединения различных форм познания, видов деятельности и специфической содержательной базы предмета);

2) возможность самореализации и социальной адаптации личности (через формирование комплекса социально ценных умений и развитие творчества);

3) возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учёта в образовательном процессе психофизиологических возможностей ребёнка и природных закономерностей развития).

Рассмотрим их подробнее. Первая и главная специфическая черта уроков технологии состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – на основе предметно_практической деятельности. Следовательно, в них более ярко, чем в других учебных предметах, представлены наглядно_образная и наглядно_действенная формы познания. В этом состоит огромное, до сих пор в должной мере не используемое, преимущество уроков технологии перед всеми другими уроками. Иногда высказывается мнение, согласно которому практические формы познания противопоставляются абстрактным и считаются более низкой ступенью познания. Подобное утверждение в значительной мере лежит в основе очень распространённого заблуждения: деления учебных предметов на «главные» и «второстепенные». Предметы, связанные с практической деятельностью и эмоциональной сферой, в педагогическом обиходе традиционно считаются «второстепенными». Однако это заблуждение, столь характерное именно для нашей системы образования, научно никак не обосновано и давно требует преодоления. Доказано, что познавательная деятельность человека едина, поэтому отвлечённое мышление, хотя по определению и требует способности оторваться от жизни, оказывается наиболее продуктивным, когда сочетается с практическими действиями.

6 В основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, которая является очень актуальной в школьном возрасте. В частности, для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения необходимо включать действия внешние, материальные. Они дают возможность невидимые внутренние действия сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать их понятными. Для современных школьников всё сказанное имеет особое значение, поскольку запас практического опыта у них весьма беден – а значит, нет и достаточной базы для последующего умственного развития. Следовательно, все попытки поставить на первое место в обучении абстрактные формы познания не соответствуют законам развития ребёнка и приводят только к губительному засилью вербализма! «Фактически здесь имеет место нарушение классического принципа педагогики: последовательности обучения. Новые этапы знания строятся на не построенных или недостроенных предыдущих». Однако нарушаются не только принципы дидактики, но и гармония развития личности. Психологами, педагогами и врачами отмечается опасная тенденция снижения физического и психического здоровья детей в силу организации учебной деятельности вне соответствия с природой ребёнка. Особенность же уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение, реально взаимодействуя между собой.

Другая важнейшая специфическая особенность уроков технологии состоит в их исключительном значении для формирования социально значимых умений и общей творческой направленности личности. Фактически только на этих уроках ученики имеют возможность приобретения реального опыта практической преобразовательной деятельности, когда учатся мастерству в тех или иных видах рукоделия. Человек умелый в наших условиях, пожалуй, нуждается в специальном «культивировании». Значительное количество социальных проблем молодежи связаны, в частности, с тем, что многие попросту ничего не умеют делать. Соответственно, эти люди, не умея найти себе применения, «выключаются» из социума, что зачастую приводит их к антисоциальному образу жизни. И напротив, человек, умеющий, что-то сделать своими руками, как правило, не склонен к праздности, умеет и стремится устроить свой быт и в целом свою жизнь творчески и оригинально, способен к яркому самовыражению. Отсюда – «гордое достоинство» которое всегда было присуще мастерам; отсюда – гармония с самим собой и с окружающим миром. Мастерство развивает в детях вкус к творчеству, привычку к продуктивным видам деятельности – со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями для развития личности.

Одной из граней удовлетворяющего потребность в подготовке молодёжи к жизни и реальной трудовой деятельности всегда являлась графическая грамотность.

Расширение требований к технологической культуре общества, выдвигаемых окружающей техносферой, ещё более подтвердило значимость «языка техники» для углубления знаний о технологическом мире.

Между тем в программах общеобразовательных школ из года в год происходили подвижки: предмет «черчение» переносим сначала из VII в VIII, а затем в IX класс. Объективных причин, объясняющих это обстоятельство, нет. Все понимают, что графическая грамотность стала таким же элементом общечеловеческой культуры, как компьютерная, и поэтому требует формирования элементарных умений чтения чертежей с самого раннего школьного возраста. С необходимостью прочитать чертёж и понять содержащуюся в нём информацию школьник сталкивается уже с первых занятий по технологии. И такая потребность должна восполняться учителем технологии ещё и по той причине, что невозможно провести грань между этими учебными дисциплинами, так как в трудовой подготовке школьников они представляют органическое единство понятий, умений и навыков.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, в программе технологии в V-VII классах заложены обязательные элементы графической грамотности, а с другой стороны, в той же программе графика как элемент, интегрированный в технологию, изучается лишь на последних этапах.

Таким образом, можно констатировать, что фактически основы графической грамотности школьников закладываются на занятиях технологии.

Развитые пространственные представления и образное мышление, понимание графического представления информации – это качества, без которых немыслим специалист, подготовленный к преобразовательной деятельности. Понятно, что чем раньше начинается развитие таких способностей, тем быстрее формируются основы графических знаний, тем шире графические умения и навыки могут быть использованы школьниками в учебной практике. Они востребуются на уроках математике, физики, естествознания и других и будут применены в практическом труде.

Технологическая подготовка школьников подразумевает и владение учеником определённым уровнем знаний и умений передачи информации с помощью чертежей. В связи с этим необходимо решить следующие педагогические задачи:

сформировать у обучающихся представление об основных видах чертежей, их оформлении при составлении инструкционных и технологических карт;

сформировать знания о способах построения изображений на эскизах и технических рисунках;

развить статическое и динамическое пространственное представление, образное мышление на основе анализа формы предметов и её конструктивных особенностей, мысленное воссоздание пространственных образов предметов по изображениям, словесному описанию и пр.;

сформировать умения применять графические знания в новых ситуациях.

В рамках образовательной области «Технология» желательно проводить 5 – 7 классах хотя бы одно специальное занятие по следующим темам: «Технический рисунок и чертёж детали» (5 класс); «Правила выполнения чертежа детали. Понятие о сборочном чертеже» (6 класс); «Анализ геометрической формы предмета. Эскиз детали.» (7класс).

Анализ программы технологии показывает, что системность в ознакомлении школьников с вопросами графики предусмотрена на всех этапах трудового обучения в учебных мастерских.

5 класс.

Тема «Технический рисунок и чертёж» (2часа).

Цель: формирование первоначальных знаний и умений оформления и «чтения» технического рисунка и чертежа простых деталей.

Задачи: ознакомить учащихся с понятиями «технический рисунок» и «чертёж»; изучить основные типы линий; ознакомить с условными обозначения на чертеже; объяснить назначение масштаба; ознакомить с основными правилами оформления чертежей; изучить правила чтения чертежа или технического рисунка.

Методические рекомендации.

В начале занятий следует разъяснить ученикам, что для изготовления любого изделия (предмета) необходим чертёж, т.е. документ, содержащий изображение предмета, данные о его форме и размерах, материале, из которого он изготовлен, способах соединения деталей между собой. Изделия могут быть сложными, состоящими из большого числа деталей, и простыми, к примеру, из одной детали. Но на уроках технологии я чаще пользуюсь не чертежом, а техническим рисунком – изображением предмета, выполненным на глаз и от руки, с нанесёнными размерами. По техническому рисунку можно определить длину, ширину и высоту изделия. В правом нижнем углу рисунка могут быть указаны название изделия, материал, из которого оно изготовлено, количество деталей, входящих в данное изделие. Обращаю внимание учащихся, что в дальнейшем они научатся на основе технического рисунка выполнять чертёж.

После этого я знакомлю учащихся с основными типами линий (ГОСТ2.303-68) – сплошной толстой основной, сплошной тонкой, штриховой, штрихпунктирной тонкой, штрихпунктирной с двумя точками тонкой, сплошной волнистой – и рассказываю об их назначении. В качестве наглядного пособия надо использовать плакат с таблицей, содержащей наименования линий, их начертание и толщину, а лучше компьютер. Учащимся нужно предложить вычертить основные линии в тетради.

Далее показываю условные обозначения, применение которых облегчает выполнение чертежей: при нанесении размера окружности для обозначения радиуса используют латинскую букву R, диаметра – кружок, перечёркнутой линией , перед размерным числом, обозначающим сторону квадрата, наносят знак , перед размерным числом, обозначающим толщину плоской детали, — латинскую букву S. Можно рассказать об изображении длинных деталей с разрывом и об особенностях изображения нескольких одинаковых элементов, например, отверстий, когда указывают общее их количество, вычерчивают одно – два отверстия, а остальные показывают условно.

Затем я раскрываю понятие «масштаб». Показываю крупные и мелкие детали, например, от автомобиля и от часов, и объясняю, что при изображении их на чертеже одни уменьшают, а другие увеличивают. Масштаб – это отношение линейных размеров изображения предмета к действительным. Бывают масштабы уменьшения и увеличения. Обращаю внимание учеников на то, что в каком бы масштабе ни выполнялось изображение, размеры на чертеже указывают действительные, причём линейные – миллиметрах без указания единиц измерения, а угловые – с обозначением единиц измерения. (правила нанесения размеров учащиеся изучают по мере необходимости на занятиях по технологии при использовании графических документов).

Объяснив вышеизложенный материал, перехожу к правилам оформления чертежей. Сначала рассказываю о том, что чертежи выполняют на листе бумаги определённого размера, который принято называть форматом. Каждый формат имеет определённый размер и обозначение (ГОСТ 2.301-68). Основной формат – формат А4(210×297). Затем я показываю и объясняю, что на листе бумаги сверху, справа и снизу на расстоянии 5мм от среза, а слева – на расстоянии 20мм сплошной толстой основной линией вычерчивают рамку, а в нижнем правом углу – основную надпись. Здесь уместно рассказать о чертёжном шрифте (ГОСТ 2.304-81).

После этого переходим к правилам чтения чертежа. Прочитать чертёж или технический рисунок – это значить определить форму и размеры (длину, ширину и высоту) изделия; определить наличие отверстий, обратить внимание на знак R и размерные числа после него; определить количество деталей, необходимых для изготовления изделия; если возможно, то определить материал, из которого нужно изготовить изделие.

В качестве практической работы учащимся предлагаю прочитать технические рисунки и чертежи тех объектов труда, которые они будут изготавливать на занятиях по технологии.

6 класс

Тема «Правила выполнения чертежа детали. Понятие «сборочный чертёж»». (2часа)

Цель: сформировать первоначальные знания и умения выполнить чертёж и прочитать сборочный чертёж.

Задачи: закрепить знание правил оформления чертежа; ознакомить с понятиями «проекция» и «вид»; изучить и закрепить знание правил построения чертежа; ознакомить с понятием «сборочный чертёж»; изучить правила чтения простейшего сборочного чертежа.

Методические рекомендации.

В начале занятия выдаю каждому учащемуся чертёж и предлагаю по выданному чертежу вспомнить правило его оформления. Затем напоминаю, что по техническому рисунку можно выполнить чертёж, применяя метод, прямоугольного проецирования. Проецированием называют процесс построения проекции изделия. Далее, использую наглядные пособия (см), необходимо объяснить последовательность построения видов на чертеже. Видом называют изображение обращённой к наблюдателю видимой части поверхности предмета. На чертеже используют вид спереди, вид сверху и вид слева. Вид спереди называют главным видом. Главный вид должен давать наиболее полное представление о форме и размерах детали.

Далее следует объяснить правила построения чертежей; чтобы построить чертёж, нужно выбрать достаточное количество видов для полного выявления формы и размеров изделия, главный вид и правильно расположить виды (вид сверху – под главным видом, а вид слева – справа от главного вида).

Ознакомившись с теоретическим материалом, учащиеся должны выполнить практическую работу – построить чертёж изделия из одной детали, которое будет изготовлено ими на занятиях по технологии.

Прежде чем приступить к выполнению чертежа, надо вспомнить основные правила нанесения размеров: общее количество размеров на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для изготовления и контроля изделия; каждый размер наносят только один раз, повторять его недопустимо; линейные размеры указывают в миллиметрах без обозначения единиц измерения; размеры указывают размерными числами и линиями, размерные линии ограничивают стрелками; не допускается использование контурных, осевых, центровых и выносных линий в качестве размерных; размеры удобно наносить в определённой последовательности: вначале длину, затем высоту и толщину детали; если на чертеже несколько размерных линий, параллельных друг другу, то ближе к изображению наносят наименьший размер.

После выполнения практической работы я сообщаю, что для изготовления изделия из нескольких деталей необходимо использовать сборочный чертёж. Это документ, содержащий изображение изделия из нескольких деталей, показанное в собранном виде. К сборочному чертежу прилагается спецификация – таблица, включающая наименование, количество и материал деталей изделия. Спецификация помещается над основной надписью.

Сборочный чертёж читают в определённой последовательности. При чтении надо ответить на такие вопросы: «Как называется изделие?», «Какие изображения приведены на чертеже?», «Из скольких деталей состоит изделие?», «Из каких деталей состоит изделие?», «Как они соединены между собой?», «Какие материалы использованы для изготовления деталей?», «В каком масштабе выполнено изображение изделия?». Для чтения выбирается простейший сборочный чертёж без сечений и разрезов.

7 класс

Тема «Анализ геометрической формы предмета. Эскиз детали». (2часа)

Цель: сформировать первоначальные знания и умения анализа формы предмета и выполнения эскиза.

Задачи: ознакомить с алгоритмом проведения анализа на видах графических документов; изучить понятие «анализ геометрической формы предмета»; ознакомить с понятием «эскиз» детали (изделия); изучить правила изображения детали на эскизе.

Методические рекомендации.

Начинаю урок с вопроса: «Что обозначает слово «анализ»? Обычно учащиеся по – разному отвечают на этот вопрос. Я объясняю, что это метод научного исследования путём разложения предмета на составные части. Могут быть химический анализ, математический анализ, спектральный анализ и другие. Мы рассматриваем анализ геометрической формы предмета. Чтобы провести такой анализ, важно познакомиться с процедурой проведения практически любого анализа. Она состоит из выбора объекта (объектов) исследования, выбора признака деления, проведения исследования. Кроме того, анализ как метод исследования теснейшим образом связан с другим методом – синтезом, т.е. изучением предмета в единстве и взаимной связи его частей.

Далее я предлагаю ученикам стать исследователями и изучить известные виды графических документов. Я называю признак, по которому проводится анализ. В данном случае – это вид представления изделия: общий вид, проекции, проекции в сборке. Учащиеся по названному признаку должны догадаться, что это за документ: технический рисунок, чертёж или сборочный чертёж. Затем признаки предлагают сами учащиеся и проводят по ним анализ. Если позволяет время, можно провести синтез, ответив на вопрос: «Что между документами общего?».

Далее надо предложить ученикам провести анализ геометрической формы предметов в мастерской. Я показываю различные геометрические фигуры (цилиндр, конус, шар, пирамиду, призмы), а ученики должны найти эту геометрическую форму в конструкции того или иного предмета. Такой процесс мысленного деления предмета на составляющие его геометрические формы и называется анализом геометрической формы предмета. Это помогает определить форму предмета по чертежу. Сложную по форме деталь надо мысленно расчленить на отдельные составляющие её части и установить последовательность построения чертежа.

При проектных работах учащиеся часто используют эскизы деталей. Эскизом называют чертёж, выполненный от руки, на глаз с соблюдением пропорций. Его выполняют на бумаге в клетку в такой последовательности: чертят внешнюю рамку и рамку поля чертежа; размечают основную надпись; вычерчивают габаритные прямоугольники, при необходимости осевые и центровые линии; наносят на видах видимые внешние контуры детали; штриховыми линиями изображают невидимые части и элементы детали; обводят эскиз; наносят выносные и размерные линии наносят размеры; наносят размерные числа и при необходимости надписи; заполняют основную надпись.

Перед выполнением практической работы – вычерчивания эскиза – я обращаю внимание учащихся на то, что эскизы лучше выполнять мягким карандашом, измерение линейных размеров производят линейкой, а для более точных измерений следует применять штангенциркуль.

После выполнения эскиза ученик сам проверяет свою работу по следующему алгоритму:

Изображения построены в проекционной связи;

Главный вид выбран верно – даёт наиболее полное представление о форме детали;

Количество видов достаточно для выявления формы детали;

Каждый размер нанесён только один раз;

Сделаны необходимые поясняющие надписи;

Полностью заполнена основная надпись: название детали, материал, масштаб.

Из анализа программы по технологии чётко просматривается, что изучаемые вопросы органически связаны с умением глубоко воспринимать содержание чертежа, все заложенные в его графическом образе сведения. Спрессованная в конкретные уроки программа по технологии не предусматривает специального выделения часов для ознакомления учащихся с вопросами технического черчения. Поэтому речь может идти только о попутных, в процессе изучения технологии, сообщение учителем сведений, которые должны вместе с тем, однако, формировать стройную, последовательную систему представлений. В таком случае они должны быть чётко продуманы, привязаны к изделиям, способным служить иллюстрацией объясняемым понятиям.

Список литературы:

Г.И. Кругликов. Методика преподавания технологии с практикумом. Изд-во. АКАДЕМИЯ.М:.2006г. 480 стр.

М.В. Павлова, и др., Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителей. М:,Изд-во. ВЕНТАНА-ГРАФ. 2005г.

Журналы Школа и Производство. 2005 – 2010годы.

Уроки технологии с применением ИКТ 5 – 6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Москва. ПЛАНЕТА. 2011год.