Современный этап обеспечения военной безопасности в Европе

На правах рукописи

Гончаров Виталий Игоревич

Современный этап обеспечения военной безопасности в Европе

Специальность (23.00.04) – Политические проблемы

международных отношений, глобального и регионального развития

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Москва – 2013 год

Работа выполнена на кафедре Дипломатии Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России

Научный руководитель: доктор политических наук, профессор

Зонова Татьяна Владимировна

Официальные оппоненты:доктор политических наук, профессор, главный редактор журнала «Обозреватель – Observer»

Штоль Владимир Владимирович;

кандидат экономических наук, заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы Российской академии наук

Данилов Дмитрий Александрович

Ведущая организация:Дипломатическая академия

Министерства иностранных дел Российской Федерации

Защита состоится «18» февраля 2013 г. в «_________» часов на заседании Диссертационного совета Д 209.002.02 (политические науки) при Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России в ауд. _______.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. И.Г. Тюлина МГИМО (У) МИД России по адресу: 119454, г. Москва, проспект Вернадского, д.76. С авторефератом диссертации можно ознакомиться на сайте HYPERLINK «http://www.mgimo.ru» www.mgimo.ru

Автореферат разослан «___» ___________20__ г.

Ученый секретарь

диссертационного советаНикитина Ю.А.

Актуальность исследования. Вопросы обеспечения военной безопасности в Европе вновь выходят на первый план в политике европейских государств, растет число российских и западных исследований по данной проблематике. Важным политическим сигналом, свидетельствующим о необходимости укрепления военной безопасности в Европе, стал ряд политических инициатив и многосторонних решений. В ноябре 2008 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев на встрече с представителями политических, парламентских и общественных кругов ФРГ выступил с предложением разработать новый юридически обязывающий договор о европейской безопасности, который «позволил бы в комплексе решать вопросы неделимости безопасности и проблемы контроля над вооружениями в Европе». Суть российской инициативы – «создать в области военно-политической безопасности в Евро-Атлантике единое, неразделённое пространство, чтобы окончательно разделаться с наследием “холодной войны”». Необходимость укрепления европейской безопасности в ее военно-политическом измерении была на политическом уровне признана всеми европейскими странами, когда Совет Министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ в Афинах в декабре 2009 года, принял решение с призывом к государствам-участникам «еще более активизировать диалог по проблемам безопасности с целью решения ключевых вопросов безопасности в регионе ОБСЕ, в том числе на тему о роли контроля над вооружениями и МДБ в условиях меняющейся обстановки в области безопасности; искать пути усиления военно-политического инструментария ОБСЕ с уделением особого внимания усилению существующих механизмов контроля над вооружениями и МДБ…; вносить свой вклад в совершенствование процедур и механизмов ОБСЕ в области регулирования кризисов» . В следующем 2010 году на СМИД ОБСЕ в Астане был подтвержден настрой европейских государств на дальнейшее укрепление военно-политического измерения, а также сформулировано общее мнение о том, что: «режимы контроля над обычными вооружениями и укрепления доверия и безопасности остаются основными инструментами обеспечения стабильности, предсказуемости и транспарентности в военной области, необходимо их обновить и модернизировать и вдохнуть в них новую жизнь». Менее чем через год в декабре 2011 года был принят Венский документ 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности, что стало свидетельством принципиального настроя европейских государств на укрепление военно-политического измерения безопасности.

Научная значимость исследования. Вопросы обеспечения военной безопасности интересовали политиков, философов и ученых практически с самого зарождения осмысленной коллективной жизни людей. Формирование государств на европейском континенте сопровождалось вооруженной борьбой наций за выживание, в связи с чем остро стояла необходимость обеспечения защиты от угрозы вооруженного нападения извне. Европейские философы, ученые и теоретики прошлого, в частности, Платон, Гуго Гроций, Карл фон-Клаузевиц и др., занимались исследованием данной проблемы, пытались определить критерии «справедливости» применения силы, право войны и обороны, занимались комплексным изучением войн в попытке разработать систему безопасности государства и коллективную региональную систему обеспечения безопасности, минимизировать последствия войны.

Сам термин «безопасность», в том виде, как мы его воспринимаем сегодня в отношении политики государства, впервые был введен американскими исследователями в области международных отношений в начале 1950-х годов и подразумевал «комплексную сферу военно-гражданских исследований стратегии, технологий, контроля над вооружениями». При этом речь шла исключительно о жесткой военной безопасности. В начале «Холодной войны» «понятие “безопасность” было принято в структурах НАТО, превратилось в предмет “высокой политики”, главный объект исследований международных отношений в Европе и других частях мира». В СССР, в силу идеологических установок, термин «военная безопасность» не использовался, однако проводились исследования по вопросам предотвращения вооруженной угрозы извне. Развитие технологий и рост взаимозависимости мировых процессов, таких как экономическая интеграция, влияние загрязнения окружающее среды на территории одного государства на мировой климат и т.п., привело к расширению спектра вызовов и угроз для государств и всего мирового сообщества. В условиях глобализации политологами был разработан термин «международная безопасность»; произошла также классификация термина «безопасность» по широте охвата и сферам жизнедеятельности: экономическая безопасность, продовольственная безопасность, экологическая безопасность, классическая военная безопасность и т.д.; был разработан комплексный подход к обеспечению международной безопасности. При этом исследователи демонстрировали различный подход к роли военной безопасности в контексте обеспечения международной безопасности.

На первый план обсуждение военного компонента обеспечения безопасности выходит в 1980-е гг., когда противоборствующими системами с центрами в США и СССР было накоплено такое количество ядерного оружия, которое было способно уничтожить весь мир, а по линии соприкосновения в Европе находилось колоссальное количество обычных вооружений, провоцирующих эскалацию напряженности и чреватых прямым вооруженным противостоянием. Остро встал вопрос о сокращении вооружений и военной техники в целях повышения военной безопасности. Неизбежно росла роль международных площадок, в рамках которых противоборствующие системы могли бы вести равноправный диалог. Ни НАТО, ни ОВД не были способны в одиночку разработать адекватные меры по повышению уровня региональной безопасности, так как состав и характер их участников предполагал противостояние блоков. В результате, под эгидой ОБСЕ как единственной общеевропейской организации был разработан целый комплекс договоренностей по контролю над вооружениями и укреплению доверия.

Распад СССР и ОВД снизил общий уровень глобальной напряженности, однако сохранение в Европе военно-политического блока НАТО и расширение сферы его влияния на восток создало определенный дисбаланс в военной области, который в условиях роста конкуренции в мировой экономике стал оказывать влияние на международные отношения. Более того, с распадом биполярной системы международных отношений были «разморожены» тлеющие локальные конфликты. Война в Югославии в 1999 году стала подтверждением того, что фактор силы по-прежнему играет значительную роль в современных международных отношениях. Одновременно ставится под вопрос значимость существующих общеевропейских институтов и механизмов обеспечения военной безопасности. Многосторонние договоренности в области укрепления европейской военной безопасности (ДОВСЕ, Венский документ и др.), учрежденные и разработанные в целях обеспечения безопасности, в условиях уже не существующего блокового противостояния далеко не во всем соответствовали реальности. Застой военно-политического измерения ОБСЕ и снижение внимания к вопросам обеспечения общеевропейской военной безопасности был, по всей видимости, связан с тем, что в Европе преобладали силы, заинтересованные в использовании своего преимущества в военной области в целях продвижения собственных интересов. Эти силы не были готовы к равному учету интересов всех европейских стран.

Война в Закавказье в августе 2008 года стала прямым доказательством кризиса международных институтов и механизмов по обеспечению безопасности, которые оказались неспособны предотвратить масштабную милитаризацию Грузии и последовавшую вооруженную агрессию против мирного населения Абхазии, Южной Осетии и российских миротворцев. Неспособность ОБСЕ и ООН предпринять своевременные адекватные меры по урегулированию конфликта стала важным сигналом для всех стран Европы о том, что дальнейшая деградация военно-политического измерения европейской безопасности может привести к возникновению и других вооруженных конфликтов на континенте, способных дестабилизировать региональную систему международных отношений. Встал вопрос о необходимости пересмотра коллективных подходов к обеспечению европейской безопасности, о чем российская сторона говорила на протяжении более десяти лет. Президент России Д.А.Медведев стал первым европейским государственным деятелем, который выступил с инициативой о пересмотре подходов к обеспечению европейской безопасности. В 2009-2010 гг. на СМИД ОБСЕ в Афинах и Астане государства-участники заявили о твердом намерении повысить роль военно-политического измерения ОБСЕ и выработать новые, адаптированные к современным реалиям договоренности в области контроля над вооружениями и мер укрепления доверия на евроатлантическом пространстве. Состоявшиеся дискуссии подтвердили актуальность вопросов обеспечения военной безопасности в Европе.

В данной связи с научной точки зрения представляется весьма своевременным и целесообразным провести концептуальное осмысление подходов к обеспечению европейской военной безопасности. Необходимо дать оценку роли фактора силы в современных международных отношениях и определить уровень значимости военной безопасности в структуре региональной (европейской) безопасности. Следует рассмотреть роль государств, военно-политических блоков и международных организаций в обеспечении военной безопасности. Надлежит подчеркнуть значение существующих международных договоров и соглашений в области укрепления европейской безопасности и необходимость их модернизации, а также необходимость разработки новых соглашений. Ответы на данные вопросы и рассмотрение модели европейской безопасности требуют комплексного подхода, подразумевающего анализ существующей документальной базы, а также влияние происходящих в Европе политических событий и заявлений официальных представителей европейских государств на повышение или понижение уровня безопасности. Предполагается анализ информации о ведущихся переговорах, изучение и творческое переосмысление исследований российских и зарубежных ученых в области международной и европейской безопасности, ибо эти исследования представляют различные, порой альтернативные, выводы и рекомендации. Только на основе анализа теоретических подходов, сопоставления эффективности действующих механизмов в области обеспечения безопасности с современными военно-политическими реалиями и потребностями возможно проводить концептуальное, не оторванное от действительности, осмысление европейской системы обеспечения военной безопасности, можно делать выводы и рекомендации в отношении обеспечения военной безопасности в Европе на современном этапе развития.

Источниковая база исследования и степень научной разработанности проблематики. В качестве основных источников исследования были использованы выработанные за последние двадцать лет общеевропейские договоры, соглашения и прочие документы, касающиеся регулирования военно-политических аспектов обеспечения безопасности: Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) 1990 г., Соглашение об адаптации ДОВСЕ 1999 г., Венский документ о мерах укрепления доверия и безопасности в редакциях 1990, 1992, 1994, 1999, 2011 гг., Договор по открытому небу 1992 г., Документ ОБСЕ «Глобальный обмен военной информацией» 1994 г., Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии 2000 г., Документ ОБСЕ о запасах обычных боеприпасов 2003 г., Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности 1994 г., Документ «Принципы, регулирующие передачу обычных боеприпасов» 1993 г., Документ «Меры стабилизации в отношении локальных кризисных ситуаций» 1993 г. Кроме того, использовались доктринальные документы многосторонних организаций, занимающихся вопросами европейской военной безопасности — ОБСЕ, ООН, ЕС, НАТО и ОДКБ: Устав ООН, Устав ОДКБ, Североатлантический договор, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Стамбульский документ 1999 г., включая Хартию Европейской безопасности, Стратегическая концепция НАТО 2010 г., заявления, декларации и решения, принятые по итогам заседаний Саммитов и СМИД ОБСЕ и др.

В ходе подготовки исследования были также использованы тексты выступлений Президента Российской Федерации, Министра иностранных дел Российской Федерации, Официального представителя МИД России, зарубежных политиков и дипломатов, включая Барака Обаму, Джоржа Буша младшего, Кандолизы Райс, Хилари Клинтон, зам.госсекретаря США Роуз Геттемёллер, спец.представителя США по вопросам европейской безопасности и контроля над вооружениями Виктории Нуланд и др., в которых в сжатом виде излагаются приоритеты и позиции стран по вопросам обеспечения европейской безопасности.

Концептуальному осмыслению поднимаемых вопросов во многом способствовало изучение работ отечественных и зарубежных исследователей международных отношений и вопросов обеспечения безопасности на евро-атлантическом пространстве: А.Д.Богатурова, Т.В.Зоновой, Ю.М.Колосова, В.М.Кулагина, С.А.Ланцова, М.А.Лебедевой, Л.К.Ознобищева, А.П.Цыганкова, П.А.Цыганкова, И.Ю.Юргенса. Во время работы над отдельными специализированными вопросами были проанализированы работы П.фон-Аркса, А.В.Загорского, И.С.Иванова, А.Ю.Мазура, Л.Понсара, Б.Р.Тузмухамедова, В.Устинова, В.Цельнера, Г-Й.Шмидта и других исследователей, а также справочные материалы с официального сайта Президента России и МИД России.

В силу того, что обстановка в сфере военной безопасности в Европе динамично развивается, наиболее актуальными представляются исследования последних лет, написанные учеными и практиками в области военной дипломатии. Так, большое значение в формировании взглядов исследователя в отношении роли механизмов обеспечения европейской безопасности имела книга «Безопасность Европы» под редакцией В.В.Журкина, в которой большой раздел, написанный действующим Руководителем Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями А.Ю.Мазуром, посвящен актуальным вопросам разоружения и контроля над вооружениями. Комплексному осмыслению вопросов обеспечения европейской безопасности способствовало знакомство с работой «Евроатлантическое пространство безопасности» под редакцией А.А.Дынкина и И.С.Иванова, в которой вопросы обеспечения европейской безопасности рассматриваются на фоне изменений военно-политической обстановки, актуальных вызовов и угроз.

Практический интерес представила статья М.М.Лебедевой и Т.В.Юрьевой «Архитектура европейской безопасности: глобальный и региональный аспекты». Её авторы анализируют современное состояние европейской безопасности и различные сценарии ее построения в будущем.

Одной из основ данного исследования стал разработанный Институтом современного развития аналитический доклад под редакцией И.Ю.Юргенса «Европейская безопасность: к разработке новых подходов». В данном исследовании не только дана общая характеристика действующих международных организаций и их роль в структуре европейской безопасности, но и сделаны рекомендации по повышению эффективности их деятельности, а также проведен анализ принципов обеспечения европейской безопасности, международного миротворчества, реагирования на нетрадиционные угрозы, отражены интересы России в контексте обеспечения европейской безопасности.

Теоретическому осмыслению роли военной составляющей в структуре обеспечения международной и европейской безопасности, а также мотивации действий многих европейских стран способствовало знакомство с научно-исследовательской работой «Россия и мировой опыт концептуального обоснования обеспечения национальной безопасности», подготовленной авторским коллективом (Савельев А.Г., Ознобищев С.К., Целицкий С.В.) ИМЭМО РАН. Работа содержит анализ стратегии НАТО и политики России, США и ряда европейских государств по обеспечению собственной национальной безопасности в контексте современных международных отношений.

При анализе инструментов обеспечения европейской безопасности были использованы материалы выпущенного в 2009 году ограниченным тиражом и распространенного в ходе берлинского семинара по вопросам контроля над вооружениями сборника статей «Будущее контроля над обычными вооружениями в Европе», в который вошли работы таких западных ученых, как Вольфган Цельнер, Ганц-Йохан Шмидт, Герберт Зальбер, Вольфган Рихтер, Камиль Гранд, Крейг Данкерли и др., а также российских исследователей в области международных отношений и политики в области европейской безопасности – А.В.Загорского, В.Н.Кулебякина и В.Л.Чернова. Интерес также представили опубликованные в 2011 году работа Рюдигера Хартманна и Ганца-Йохана Шмидта «Контроль над обычными вооружениями в Европе – путь в будущее» и коллективное исследование ученых гамбургского университета «Перспективы контроля над вооружениями в Европе».

Автором были исследованы также заявления и интервью представителей военных и академических кругов разных стран, статьи в российской и зарубежной прессе. В частности, стоит упомянуть такие периодические издания, как «Итоги», «Коммерсант», «Независимая газета», «Обозреватель», “The Economist”, “Foreign Affairs”, “The International Herald Tribune”, “Newsweek”, “The Times”.

Объект и предмет исследования. Представленные выше источники и научные работы составили теоретическую и методологическую основу данного исследования, объектом которого стали международные институты по обеспечению европейской безопасности, а предметом – существующие механизмы контроля над вооружениями и шаги в области мер укрепления доверия, снижения уровня военной опасности и стабилизации кризисных ситуаций.

Цель исследования и задачи. Целью исследования является изучение основных параметров, институтов и механизмов системы обеспечения военной безопасности в Европе, их роли и эффективности; выявление текущих проблем в обеспечении европейской безопасности и рекомендации по их решению.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

Исследовать историю зарождения и эволюцию теории обеспечения военной безопасности, на основе чего дать оценку современного определения термина «военная безопасность»;

Показать место и роль военной безопасности в системе обеспечения международной безопасности;

Провести обобщающий анализ современной архитектуры военной безопасности в Европе, выявить ее сильные и слабые стороны;

Определить роль и перспективы ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО и ОДКБ в обеспечении европейской безопасности с учетом потенциала данных организаций, наработанного опыта в данной области, действующих в их рамках инструментов, их способности к учету интересов всех европейских государств;

Рассмотреть действующие соглашения и договоренности в области обеспечения военной безопасности в Европе, проанализировать их выполнение, представить возможные рекомендации по повышению их эффективности или необходимости модернизации;

На основе исследования представить возможные рекомендации относительно повышения эффективности модели обеспечения европейской военной безопасности, которая должна быть адаптирована к современным реалиям.

Теоретико-методологические основания исследования. С учетом поставленных целей и задач в исследовании используется системный подход к анализу международных отношений, который позволяет рассматривать вопросы обеспечения военной безопасности в Европе в контексте функционирования европейской системы международных отношений, в рамках которой повышение опасности для одного государства-участника неминуемо влечет понижение общего уровня безопасности региона. Представляется, что именно системный подход, который разрабатывали Р.Арон, А.Д.Богатуров, К.Уолтц, Б.Бузан и другие исследователи позволяет проводить всесторонний анализ общерегиональных проблем в условиях высокой степени глобализации, процессов интеграции и регионализации. Также в методологии исследования используется акторный анализ, сравнительный анализ и анализ текстов. Понятийный аппарат разрабатывается и разъясняется в первой главе. Автором используется метод моделирования, позволяющий на основе исследованных схем взаимодействия по укреплению военной безопасности в Европе построить европейскую модель обеспечения военной безопасности, выявить ее сильные и слабые стороны. Это дает возможность выдвинуть предложения по повышению эффективности существующей системы.

В своем исследовании автор также опирается на личный опыт практической работы в Департаменте по вопросам безопасности и разоружения Министерства иностранных дел Российской Федерации, в составе Делегации Российской Федерации на переговорах по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями (Вена, с 2008 г. по н.в.). Основные тезисы исследования были изложены в ряде публикаций, включая статьи в журнале “Обозреватель-Observer”: «Кризис в области контроля над обычными вооружениями в Европе» и «Меры укрепления доверия на пространстве от Ванкувера до Владивостока», а также в докладе автора на VI Конвенте РАМИ «Россия и мир после мирового кризиса» на тему «Многосторонние усилия по борьбе с угрозами “Большого Средиземноморья”».

Научная новизна исследования. В данном исследовании автор постарался обобщить существующие сегодня актуальные исследования по проблематике обеспечения европейской безопасности и создать комплексную работу, представляющую собой анализ функционирования основных действующих институтов и механизмов обеспечения военной безопасности в Европе, выявить причинно-следственные связи и внести конкретные предложения по укреплению архитектуры общеевропейской безопасности путем модернизации и повышения эффективности основных инструментов военно-политического измерения ОБСЕ.

Таким образом, научную новизну исследования характеризует:

Комплексный подход к вопросам обеспечения военной безопасности в Европе с упором на актуальную роль международных институтов обеспечения безопасности и действующих договоренностей в данной области;

Теоретическое осмысление роли международных институтов и практики реальной политики с точки зрения их влияния на укрепление военной безопасности в Европе, либо напротив, создания угрозы военной безопасности региона;

Выявление актуальных проблем в области контроля над вооружениями и мер укрепления доверия на европейском пространстве, исследование потенциальных возможностей по обеспечению равной безопасности для всех европейских государств;

Формулирование предложений по решению возникших в этой области проблем.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в создании комплексной картины положения в области европейской безопасности, а также в предложениях по выявлению угроз военной безопасности Европы, повышению эффективности институтов и инструментов обеспечения европейской безопасности. Сделан также ряд практических предложений по усовершенствованию действующих механизмов обеспечения европейской безопасности, в том числе за счет расширения их охвата на территории и военно-политические области (ВМФ, высокоточное оружие, боеприпасы), до сих пор не охваченные режимами контроля, ограничений, транспарентности и проверки. Представляется, что полученные результаты могли бы быть использованы в работе Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, подразделений по внешней политике в Администрации Президента России и Правительства России, российских служб занятых во внешнеполитической деятельности и имеющих отношение к военной дипломатии.

Положения и выводы работы способствуют комплексному и углубленному пониманию вопросов обеспечения военной безопасности в Европе на современном этапе и могут также быть использованы при подготовке информационно-справочных материалов, практических и научно-теоретических разработок по проблематике европейской безопасности. Исследование могло бы быть использовано научными и аналитическими центрами, экспертами в области международной безопасности, профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений при подготовке курсов лекций, спецкурсов, методических пособий для студентов-международников.

Структура исследования. Структура исследования подчинена основным целям и задачам и состоит из введения, трех глав, структурированных в параграфы, заключения и библиографического списка использованных источников и литературы.

Первая глава — «Философия и политика обеспечения военной безопасности: от “войны” к “военной безопасности” и “контролю над вооружениями»» посвящена теоретическому осмыслению вопросов обеспечения военной безопасности в историческом контексте, выработке понятийного аппарата и определению основных направлений исследования. В ней содержится краткий исторический очерк относительно того, как на протяжении истории философы, политики и теоретики рассматривали вопросы войны и мира, вооруженной агрессии, справедливости применения силы в международных отношениях, ограничения последствий ведения войн, обеспечения национальной и коллективной военной безопасности; а также параграф, посвященный исследованиям вопросов обеспечения безопасности в рамках теоретических школ, изучающих международные отношения. Данные разделы позволяют подвести базу под современное толкование вопросов обеспечения безопасности. Ключевые параграфы первой главы посвящены разработке понятийного аппарата; в них содержится определение терминов «международная» и «военная безопасность», «контроль над вооружениями» и «меры укрепления доверия».

Вторая глава «Институты обеспечения европейской безопасности» посвящена месту и роли ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО и ОДКБ в современной системе обеспечения военной безопасности в Европе. Каждая организация описывается в отдельном параграфе.

ООН рассматривается как ключевая международная организация, ответственная за поддержание международного мира и безопасности и правомочная принимать легитимные решения о применении силы в международных отношениях. В рамках ООН задаются ориентиры и принципы обеспечения безопасности за счет формирования современного международного права и стандартов международно-политического поведения государств. При этом отмечается, что, как организация, имеющая глобальный охват, ООН в первую очередь сфокусирована на принятие универсальных документов и регулирование наиболее острых конфликтов, которые не локализованы сегодня в Европе. Более того, наблюдается попытка отдельных государств и международных организаций подменить роль ООН в обеспечении международной безопасности. В данной связи, в целях поддержания роли ООН и укрепления международной и европейской безопасности предполагается усилить сотрудничество европейских государств и международных организаций (ОБСЕ, НАТО, ЕС, ОДКБ) с ООН в реализации под ее эгидой проектов и задач по укреплению военной безопасности при соблюдении исключительной компетенции Совета Безопасности на применение силы.

Европейский союз рассматривается как самостоятельный актор международных отношений, проводящий собственную внешнюю политику и политику в области обеспечения военной безопасности стран-членов. Представлен анализ Общей политики ЕС в области безопасности и обороны, рассмотрен потенциал организации по обеспечению военной безопасности в регионе. Автор исходит из того, что актуальная роль ЕС заключается в урегулировании кризисов и укреплении стабильности в «регионах соседства».

Неоднозначно трактуется усиливающаяся роль НАТО и ее влияние на состояние военной безопасности в Европе в целом. Укрепление безопасности стран-членов НАТО зачастую, по мнению автора, происходит за счет ослабления безопасности стран региона, не входящих в альянс. Представлен анализ новой Стратегической концепции НАТО, рассматривается эволюция целей и задач альянса. Автор приходит к выводу, что НАТО все же не может претендовать на роль общеевропейской организации, ответственной за поддержание военной безопасности в регионе в виду ограниченного состава стран-членов, которые способны укреплять свою безопасность в ущерб безопасности других.

ОДКБ рассматривается как одна из организаций, занимающихся вопросами обеспечения военной безопасности в Европе. При этом имеется в виду обеспечение военной безопасности стран-членов путем противодействия традиционным внешним военным угрозам и новым вызовам безопасности XXI века. Подчеркивается необходимость плотного взаимодействия и сотрудничества ОДКБ с ООН и региональными организациями, ответственными за обеспечение европейской безопасности.

Автор приходит к выводу, что ни один военно-политический союз или организация, в состав которой не входят все государства региона, не способны эффективно решать сложные вопросы обеспечения военной безопасности в Европе без привлечения соответствующих международных или общерегиональных организаций, таких как ООН и ОБСЕ, которые работают в строгом соответствии с принципом верховенства международного права и соблюдения интересов всех сторон.

ОБСЕ посвящен самый объемный раздел, поскольку данная организация представляет интересы всех стран региона, а военно-политические вопросы занимают значительное место в ее повседневной деятельности. Обеспечение европейской безопасности в формате ОБСЕ предполагается за счет мирного урегулирования споров, раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления, а также механизмов укрепления доверия и контроля над вооружениями. Общерегиональный охват, принцип консенсуса при принятии решений и баланс военно-политического, экономического и социального измерения в ОБСЕ делают, на взгляд автора, эту организацию способной к текущей работе по обеспечению общеевропейской безопасности. В рамках ОБСЕ накоплен значительный опыт, разработаны действенные механизмы и имеется потенциал для обеспечения европейской безопасности. В разделе, посвященном данной организации, также рассмотрены принципы обеспечения европейской безопасности, механизмы по предотвращению и урегулированию конфликтов и деятельность Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности. Также вносятся предложения по усилению роли и повышению эффективности деятельности ОБСЕ.

Третья глава «Действующие механизмы (соглашения и договоренности) обеспечения военной безопасности в Европе» посвящена предмету исследования – международным договоренностям в области укрепления европейской безопасности, контроля над обычными вооружениями и мер укрепления доверия. Отдельные разделы посвящены Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Венскому документу о мерах укрепления доверия и безопасности, Договору по открытому небу (ДОН), военно-морским операциям «Активные усилия», «Черноморская гармония», военно-морской группе оперативного взаимодействия «Блэксифор». Каждый раздел имеет содержательную часть, анализ выполнения положений документа на современном этапе, его роль в современной архитектуре европейской безопасности и рекомендации по его модернизации или повышению эффективности имплементации принятых решений.

На взгляд автора, ДОВСЕ устарел и больше не отвечает современным военно-политическим реалиям. В нынешней ситуации необходимо выработать новую договоренность в области контроля над обычными вооружениями в Европе. Венский документ, хотя и был модернизирован в 2011 году, но все же не охватывает военно-морские силы, что свидетельствует о желании отдельных государств сохранить определенные военно-политические преимущества. Также есть необходимость усовершенствовать техническое выполнение данного документа. Договор по открытому небу является важным механизмом обеспечения военной безопасности в Европе. Необходимо предпринимать усилия по поддержанию должного выполнения ДОН и устранению любых сложностей, возникающих в процессе его реализации ввиду политических или иных противоречий между государствами-участниками. Региональные меры укрепления доверия и безопасности также вносят свой вклад в поддержание стабильности и безопасности в Европе, способны снизить напряженность в отдельных регионах и повысить безопасность государств-участников. По реализации каждого из упомянутых документов представлены практические замечания и рекомендации для возможного усовершенствования в будущем.

В параграфе, посвященном проблематике ЕвроПРО приведен краткий анализ текущего состояния дел в области противоракетной обороны, говорится об острой необходимости выработки договоренности по ПРО в Европе в целях равного учета интересов военной безопасности всех заинтересованных сторон и устранения имеющихся озабоченностей, которые влияют на климат отношений между странами.

В заключении диссертации подведены итоги исследования и содержатся выводы и рекомендации в отношении повышения эффективности современной системы обеспечения военной безопасности в Европе.

Положения и выводы, выносимые на защиту:

С момента появления в общественно-политическом дискурсе вопросов обеспечения европейской безопасности прошло много времени, эволюционировали подходы и концепции. Если четверть века назад безопасность Европы строилась на принципах биполярной конфронтации, то сегодня она представляет собой комплексную систему взаимозависимости, имеющую военно-политическую, экономическую, экологическую и другие составляющие.

Военная безопасность – это комплексное военно-политическое состояние системы (национальной/ региональной или глобальной), её институтов и структур, при котором до минимума сведена вероятность войны или угрозы применения вооруженной силы и существуют гарантии определенности и устойчивости развития социума. Военная безопасность обеспечивается мерами военными и политическими.

С учетом изменившейся геополитической ситуации, кризиса традиционных парадигм и деградации военно-политического измерения ОБСЕ, которому на протяжении последних лет уделялось мало внимания, современные механизмы обеспечения военной безопасности оказались неспособны предотвратить локальные конфликты в Европе и снизить напряженность в отношениях между некоторыми государствами. Возникла острая необходимость укрепления военной безопасности на трансатлантическом пространстве.

Не все из действующих на евро-атлантическом пространстве многосторонних институтов способны адекватно решать проблемы обеспечения военной безопасности в Европе в силу либо ограниченного состава участников, либо отсутствия разработанной нормативно-правовой базы, либо соответствующего международно-признанного мандата, либо необходимого военного и политического потенциала. Некоторые институты способны сами создать угрозу европейской безопасности в процессе продвижения интересов стран-членов и укрепления их безопасности в ущерб безопасности других стран региона.

Наиболее приемлемым международным институтом по обеспечению военной безопасности в Европе является ОБСЕ. Однако роль военно-политического измерения организации необходимо укрепить за счет эффективного выполнения принятых в ее рамках решений, устранения пробелов в ее деятельности и адаптации имеющегося инструментария к современным реалиям.

Действующий режим контроля над обычными вооружениями находится в состоянии кризиса ввиду позиции ряда государств, которые на протяжении длительного времени не желали проводить его модернизацию, исходя из интересов укрепления собственного политического веса в условиях распада блоковой системы.

Необходимо разграничить политические вопросы урегулирования локальных конфликтов и юридические вопросы контроля над вооружениями при четкой дифференциации форматов обсуждения данных тем в рамках различных международных площадок и механизмов.

Сегодня ощущается острая необходимость в разработке нового режима контроля над обычными вооружениями в Европе, который бы отвечал сложившимся военно-политическим реалиям в Европе и охватывал все категории вооружений и техники, включая такие новые виды вооружений, как высокоточное оружие.

Общеевропейский режим мер укрепления доверия (МДБ) не охватывает значительный компонент вооруженных сил государств-участников — военно-морские силы (ВМС) и коллективные силы быстрого реагирования (СБР). Представляется возможным при следующем переиздании Венского документа включить ВМС и СБР в обновленный режим МДБ.

Размещение американских систем ПРО в Европе затрагивает интересы безопасности России и способно в перспективе нарушить стратегический баланс сил на континенте. Представляется целесообразным заключить юридически-обязывающую договоренность по ПРО, которая давала бы сторонам гарантии безопасности, снижала международную напряженность и повышала доверие.

Необходимо повысить роль ООН и ОБСЕ за счет существенного укрепления военно-политического инструментария данных организаций и обеспечения строгого выполнения всеми государствами-участниками взятых ими международных обязательств.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора общим объемом 4 п.л.

В журналах из списка, рекомендованного ВАК России:

1. Кризис в области контроля над обычными вооружениями// Обозреватель — Observer. — №11. – 2009. – стр.47-58 – 2 п.л.;

2. Меры укрепления доверия и безопасности от Ванкувера до Владивостока // Обозреватель — Observer. — №11. – 2010. – стр.6-13 – 1 п.л.

В прочих изданиях:

3. Мотивационные и социально-философские основы международного терроризма// Вестник Дипломатической академии МИД России. — № 1. – 2010. – стр.166-181 – 1 п.л.

Информационный портал Президента России HYPERLINK «http://www.kremlin.ru/news/322»http://www.kremlin.ru/news/322

Информационный портал Президента России HYPERLINK «http://www.kremlin.ru/news/6152»http://www.kremlin.ru/news/6152

ОБСЕ – организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, в состав которой входят все 56 европейских государств, а также США и Канада.

Общепринятое в ОБСЕ сокращение термина Меры укрепления доверия и безопасности — МДБ

Семнадцатая встреча Совета Министров. 1-2 декабря 2009 г. Афины. Решение № 16/09 Вопросы, относящиеся к Форуму по сотрудничеству в области безопасности. Стр.49 HYPERLINK «http://www.osce.org/ru/mc/67625»http://www.osce.org/ru/mc/67625

Астанинская юбилейная декларация на пути к сообществу безопасности. ОБСЕ; Астана; 3 декабря 2010 г. п.8, стр.3 HYPERLINK «http://www.osce.org/ru/cio/74990»http://www.osce.org/ru/cio/74990

Кулагин В.М. Международная безопасность. – М.: Аспект Пресс, 2007. Стр. 13.

Там же.

Астанинская юбилейная декларация на пути к сообществу безопасности. ОБСЕ; Астана; 3 декабря 2010 г. п.8, стр.3 HYPERLINK «http://www.osce.org/ru/cio/74990»http://www.osce.org/ru/cio/74990

Богатуров А.Д. «Системный подход и эволюция международных отношений в XX веке» / А.Д.Богатуров, Н.А.Косолапов, М.А.Хрусталев // Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. М.: НОФМО, 2002

Зонова Т.В. «Современная модель дипломатии. Истоки становления и перспективы развития». М.: РОССПЭН, 2003

«Международное право». Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. — М. : Международные отношения, 1995.

В.М.Кулагин. «Международная безопасность». М.: Аспект Пресс, 2007.

С. А. Ланцов, Ф. И. Усмонов «Проблемы безопасности в теории международных отношений». Журнал «ПОЛИТЭКС» — политическая экспертиза.

М.Лебедева. «Мировая политика». М.: Аспект Пресс, 2007.

«Россия и мировой опыт концептуального обоснования обеспечения национальной безопасности». Савельев А.Г., Ознобищев С.К., Целицкий С.В., М.: ИМЭМО РАН, 2008

Цыганков А. П., Цыганков П. А. Социология международных отношений: Анализ российских и западных теорий. М., 2006. Стр. 162 – 163.

Цыганков П. А. «Теория международных отношений». М., 2003

«Европейская безопасность: к разработке новых подходов» Аналитический доклад под ред. И.Ю.Юргенса. М.: Институт Современного Развития, 2009.

Dr. Pierre von Arx. «Vienna Document 2011: achievements and prospects for further updates». OSCE Magazine, 2012.

А.В.Загорский «НАТО и глобальная безопасность», круглый стол. Индекс безопасности № 4 (87) Том 14. 2008

«Евроатлантическое пространство безопасности» Под ред. А.А.Дынкина, И.С.Иванова. – М.: ЛЕНАНД, 2011 год.

«Безопасность Европы» Под редакцией В.В.Журкина. Институт Европы РАН, Изд. «Весь мир», 2011 г. Часть III «Россия и контроль над вооружениями в Европе» стр. 235 – 368.

Лионель Понсар. «Рижский саммит НАТО». Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. Выпуск 6 (22), 2006.

Б.Р.Тузмухамедов «Меры доверия. В сб. Всеобъемлющая международная безопасность. Международно-правовые принципы и нормы: Справочник/отв. Ред. Б.М.Клименко. – М.: Международные отношения. 1990.

В.Устинов «Военно-политическое измерение ОБСЕ», Обозреватель-Observer, № 10, М., 2007 г.

«Безопасность Европы» Под редакцией В.В.Журкина. Институт Европы РАН, Изд. «Весь мир», 2011 г.

«Евроатлантическое пространство безопасности» Под ред. А.А.Дынкина, И.С.Иванова. – М.: ЛЕНАНД, 2011 год.

«Архитектура европейской безопасности: глобальный и региональный аспекты» М.М.Лебедева, Т.В.Юрьева. «Вестник МГИМО-Университета» 2011. — № 5. – стр. 122-131.

«Европейская безопасность: к разработке новых подходов» Аналитический доклад под ред. И.Ю.Юргенса. М.: Институт Современного Развития, 2009.

«Die Zukunft konventioneller Ruestungskontrolle in Europa / The Future of Conventional Arms Control in Europe» Auflage 2009, Nomos Verlaggesellschaft, Baden-Baden 2009.

“Konventionelle Rustungskontrolle in Europa – Wege in die Zukunft”. Rüdiger Hartmann/Hans-Joachim Schmidt. Peace Research Institute Frankfurt. HSFK-Report Nr. 6/2011

“Prospects for Arms Control in Europe”. Michael Brzoska, Anne Finger, Oliver Meier, Goetz Neuneck, Wolfgan Zellner. Institute for Peace Research and Security Policy at the University of Hamburg. November 2011.

Гончаров В.И. «Кризис в области контроля над обычными вооружениями» “Обозреватель-Observer” №11, ноябрь 2009

Гончаров В.И. «Меры укрепления доверия и безопасности от Ванкувера до Владивостока» “Обозреватель-Observer” №11, ноябрь 2010

PAGE

PAGE 2