Совместная содержательная деятельность муниципальных методически

Совместная содержательная деятельность

муниципальных методических служб Томской области 2012-2013 учебный год

Ефремов В.С.,

старший преподаватель ТОИПКРО

Системные изменения, происходящие в российском образовании, требуют от муниципальных методических служб новых, современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества и степени адаптивности системы образования муниципалитета к современным требованиям образовательной политики.

Приоритетными задачами, стоящими сегодня перед методическими учреждениями являются стимулирование позитивных изменений в образовании, развитие инновационных практик. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является одним из ключевых механизмов развития общего образования. Основой взаимодействия становится разработка цели совместной деятельности и овладение каждым субъектом взаимодействия своими функциями в реализации нового порядка аттестации.

Методист должен быть рядом с учителем с целью выявления его затруднений и оказания ему оперативной методической поддержки

В настоящее время в Томской области муниципальные методические структуры представлены следующим образом:

Муниципалитет

Тип, форма ММС

Количество человек в штате

(примерное)

Г.Томск

Муниципальное учреждение Информационно-методический центр

29

Александровский

Методический кабинет

4

Асиновский

Ресурсно-методический центр

6

Бакчарский

Организационно-методический центр

5

Верхнекетский

Информационно-методический кабинет

8

Зырянский

Информационно-методический кабинет

6

Кожевниковский

Ресурсно-методический центр

10

Колпашевский

Специалист

1

Кривошеинский

Координатор

1

Каргасокский

Специалист

1

Кедровый

Методист

1

Молчановский

Учебно-методический кабинет

3

Парабельский

Ресурсно-методический центр

3

Первомайский

Методический кабинет

5

Тегульдетский

Специалист

1

Стрежевой

Инновационно-методический отдел

5

Северск

Ресурсный центр образования

30

Чаинский

Методический кабинет

2

Шегарский

Ресурсно-методический центр

7

Томский

Ресурсно-методический центр

10

Информационно-методический центр – 1, ресурсный центр образования – 1, ресурсно-методических центров – 5, организационно-методический центр – 1, инновационо-методический отдел – 1, информационно-методический кабинет – 2, методических кабинетов – 3, учебно-методический кабинет – 1, координатор – 1, специалисты – 3, методист – 1.

На основе анализа Публичных докладов ММС Томской области прошлого года, анкетирования и собеседования с координаторами методической деятельности муниципальных образований можно выделить несколько проблем, с которыми сталкиваются муниципальные методические службы в своей деятельности

Так после выхода в 2004 году Приказа №131 ДОО ТО об упразднении ММС в большинстве муниципалитетов, где муниципальные методические службы входят в структуру органов управления образованием, — произошло сокращение управленческого аппарата за счет методических служб.

В некоторых муниципальных округах на ставках методистов работают специалисты органов управления образованием. Это приводит к расширению и без того достаточно объемного функционала методистов.

Еще одной остро стоящей проблемой в деятельности муниципальных методических служб является повышение квалификации самих специалистов ММС. Методисты сегодня ясно понимают, что имеющегося у них опыта собственной работы и знания состояния дел на местах недостаточно для повышения эффективности деятельности методических служб. Необходимы серьезная и глубокая подготовка в области педагогики и психологии, владение основами теории управления, экономики образования, основами информационных технологий, профессиональное владение предметом методической деятельности, т.е.

необходима организация целевой подготовки специалистов муниципальной методической системы с учетом усложнившегося и постоянно усложняющегося функционала методистов,

разработка комплексной программы, в которой были бы прописаны уровни обучения согласно квалификационных требований,

создание учебно-методического обеспечения для ее реализации.

Еще одним важным из замедляющих модернизацию ММС обстоятельств является во многих случаях слабость материальной базы. Большинство методических служб ТО из-за трудностей с финансированием не имеют средств на покупку необходимой литературы, на ведомственную подписку, на приобретение современной аппаратуры, компьютеров, множительной техники, а также элементарных канцелярских товаров, не говоря уже о современных средствах связи.

Для решения вышеуказанных проблем в настоящее время необходимо объединение методических служб на региональном уровне, при обязательном условии целенаправленной координации их деятельности. Возникает потребность формирования единого методического пространства, где субъектно задается множество отношений и связей, направленных на совершенствование учительского корпуса и самих методистов.

В соответствии с Распоряжением ДОО ТО №572-р «О работе муниципальных методических служб» и в рамках  модели сетевого взаимодействия ТОИПКРО уже проделана значительная работа, которая требует продолжения:

— ММС Томской области включены в совместную общероссийскую содержательную деятельность по методическому сопровождению введения и реализации ФГОС начального и общего образования. Проведен всероссийский конкурс и форум по метапредметному уроку в начальной школе, в котором приняло участие 369 учителей начальной школы, наибольшую активность проявили учителя Кожевниковского, Первомайского и Асиновского районов, а так же г. Томска и г.Стрежевого.

— впервые в 2011- 2012г. проведены региональные сетевые курсы ПК «Формирование и развитие методической компетентности учителя, руководителя, методиста ОУ » (общее количество слушателей 316 человек)

— действует Сетевая школа методиста, в рамках которой уже проведены семинары, мастер-классы, методические мастерские, конференция, что взаимно обогащает участников и способствует качественной реализации  актуальных направлений развития системы образования (площадкой для проведения данных форм работы служат разные муниципалитеты ТО с учетом тематики мероприятий);

созданы 5 Ассоциаций школьных учителей Томской области (что проделано не во всех регионах), в рамках деятельности которых проведены 3 практические конференции, осуществлены пилот-проекты «Педагогический десант», выпущен сборник обобщения значимого педагогического опыта «Учить учиться».

создан сетевой интернет-ресурс на сайте ТОИПКРО по координации методической деятельности, раздел «Взаимодействие с ММС».

Сегодня государственный заказ на приоритетные направления деятельности ММС — сетевая структура, консалтинговые услуги, маркетинг. При этом сохраняется традиционная модель по предметному принципу и имеет место новая модель методической службы, которая строится по функциональному принципу, позволяющему наиболее эффективно реализовать методические запросы различных категорий педагогической общественности и содействовать совершенствованию учительского корпуса.

С целью комплексной характеристики актуального состояния методической работы, ее проблемах и достижениях, а также динамике основных показателей развития ММС возможно рассмотреть Публичный доклад, как эффективный инструмент информирования всех участников образовательного процесса, общественности, реальных и потенциальных партнеров о результатах ее деятельности и формирования образовательной политике на муниципальном уровне в части управления методической работы.

С Публичными докладами ММС ТО за прошлый год можно познакомиться на сайте ТОИПКРО, раздел «Взаимодействие с муниципальными методическими службами».

Подводя итог вышесказанному можно констатировать, что на региональном уровне фактически имеется набор элементов, образующих многоцелевую, многоуровневую методическую систему которая позволяет сопровождать педагога, руководителя в межаттестационный период и в процессе аттестации, но в которой пока недостаточно развит основной признак целостности — взаимодействие элементов. Изменение позиций в сторону осуществления инновационных процессов влечет за собой качественное изменение одной из конструкций образовательного пространства- модернизацию методического пространства.

HYPERLINK «http://www.apkpro.ru/index2.php?option=com_jce&task=popup» \t «PopupImage» С целью содействия проведению единой политики развития образования и совершенствованию учительского корпуса хотелось бы предложить муниципальным методическим службам включиться в проект «Совместную содержательную деятельность по формированию сетевой модели ММС». Главная цель построения единого методического пространства — проектирование и реализация практики сетевого методического сопровождения и совершенствование учительского корпуса.

Новая модель аттестации педагогических работников на современном этапе требует содержательной методической поддержки. Следует помнить, что повышение профессионального уровня методиста — первое условие эффективного методического сопровождения инновационных процессов в системе образования.

Чтобы создать такую практику, необходимо сформировать определенную сферу социальных отношений. Показателем сформированного социального методического пространства является профессиональный потенциал его субъектов, который может раскрыться в определенной среде. В целях формирования такого методического пространства на первом (организационном) этапе ТОИПКРО совместно с ММС ТО, ВУЗами города Томска уже заложили основы для сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие обеспечит структурную и содержательную целостность, открытость и мобильность единого методического пространства в реализации направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в первую очередь совершенствовании учительского корпуса

В рамках модели сетевого взаимодействия предполагается планирование и организация

— курсов ПК по теме «Современные методические приемы и подходы к уроку»;

— пилотных проектов «Педагогический десант» в рамках деятельности Ассоциаций школьных учителей ТО;

региональных и муниципальных семинаров, мастер-классов, методических мастерских, конференций на постоянной основе и др., что взаимно будет обогащать их участников и способствовать качественной реализации актуальных направлений развития системы образования (площадкой для проведения данных форм работы могут быть разные муниципалитеты с учетом тематики мероприятий);

вебинаров по актуальным направлениям развития образования;

профессиональных конкурсов (методистов, педагогов), конкурсов ММС как активной формы повышения квалификации для работников ММС;

— открытие в ТОИПКРО сетевой школы методиста и др.

Данные формы будут способствовать не только сетевому общению со специалистами, учеными, коллегами, но и повышать уровень профессиональной компетентности в области использования ИКТ в методической работе с педагогами.

Для всех участников предлагаемого нами содержательного направления деятельности для оперативности решения вопросов будет сформировано единое информационное пространство на сайте ТОИПКРО, раздел «Взаимодействие с муниципальными методическими службами» HYPERLINK «http://edu.tomsk.ru/page/25» http://edu.tomsk.ru/page/25 .

В перспективе, при условии результативности деятельности сетевой модели ММС, с целью обеспечения устойчивого взаимодействия ММС на уровне региона возможно создание Совета по развитию методической работы в системе образования ТО.

Ждем ваших заявок на участие в совместной деятельности по адресу HYPERLINK «mailto:[email protected][email protected]/

Заявка на включение в совместную содержательную методическую деятельность «Урок как целостная система»

(образец)

МуниципалитетУчреждение Название структурного подразделенияФИО координатора совместной деятельностиКонтакты координатораТема, форма, срокиНомер телефона

(рабочий с кодом территории)e-mailКолпашевский Ресурсно-методический центрМОУ СОШ №5Иванова Мария Ивановна 8 (38254) [email protected]«Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя»

Интернет-Мастер класс Ершовой Марии Петровны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №5

Декабрь 2012 года

Справки по телефону: 420249, Ефремов Владимир Семенович, старший преподаватель Центра организационно-методической работы ТОИПКРО.

Заявку отправить по адресу HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected] до 20 сентября 2012 года