Совершенствование экономических методов государственного регулир

На правах рукописи

ГРИГОРЬЕВ АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРИЕВИЧ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами – АПК и сельское хозяйство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Чебоксары – 2013

Работа выполнена на кафедре финансов и кредита в ФГБОУ ВПО

«Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»

Научный руководитель:кандидат экономических наук, доцент, Владимиров Владимир Васильевич

Официальные оппоненты:доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Чувашского филиала Московского гуманитарно-экономического института Данилов Иван Петровичкандидат экономических наук, доцент кафедры кредита и статистики Чебоксарского кооперативного института (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации»Павлова Юлия Владимировна

Ведущая организация:ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»

Защита состоится 5 июля 2013 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 800.026.01 при ГБОУ ВПО «Нижегородский государственно-экономический институт» по адресу: г. Княгинино, ул. Октябрьская, д. 22, ауд. 121.

Отзывы направлять по адресу: 606340, г. Княгинино, ул. Октябрьская, д. 22.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО «Нижегородский государственный инженерно-экономический институт».

Сведения о защите и автореферат размещены на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии HYPERLINK «http://www.vak2.ed.gov.ru» http://www.vak2.ed.gov.ru и на сайте ГБОУ ВПО НГИЭИ HYPERLINK «http://www.ngiei.ru» http://www.ngiei.ru.

Автореферат разослан 4 июня 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

к.э.н., доцент________________ Н.В. Проваленова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Особенностью современного этапа аграрных реформ в России является совершенствование сформированных и действующих элементов хозяйственного механизма, а также адаптация существующих методов и приемов государственного управления сельским хозяйством к сложившимся экономическим и организационным основам деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Основные цели и задачи государственной аграрной политики, а также методы и приемы государственного регулирования сельскохозяйственного производства в современных условиях сформированы в таких нормативных правовых актах, как: закон «О развитии сельского хозяйства», приоритетный национальный проект «Развитие АПК», Доктрина продовольственной безопасности, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и др.

Однако реальная хозяйственная практика требует дальнейшего развития и совершенствования государственной системы управления сельскохозяйственным производством, повышения ее качества и эффективности. Необходимы исследования, направленные на поиск путей и методов обеспечения сельхозтоваропроизводителей благоприятными условиями хозяйствования, на развитие косвенных экономических методов управления их деятельностью. В то же время государственное регулирование аграрной сферы жизненно важно не только с точки зрения стимулирования увеличения производства сельскохозяйственной продукции, но и с целью социального развития села и роста благосостояния сельских жителей – а это около 27% населения России (42% по Чувашии). Требуется провести определенную ревизию действующих методов и приемов государственного регулирования, разработка рекомендаций по их совершенствованию, предложить новые средства, соответствующие изменившимся условиям хозяйствования и требованиям времени. Определенную корректировку мер государственного управления сельским хозяйством обуславливает и вхождение России во Всемирную торговую организацию и заключенные при этом соглашения.

Все вышеперечисленное послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования и определило ее актуальность.

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы вмешательства государства в рыночные процессы рассматривали Дж. М. Кейнс, А. Маршалл, П. Самуэльсон, А. Смит, М. Фридмен и другие.

Современные проблемы государственного регулирования развития сельского хозяйства достаточно широко отражены в работах Р.Х. Адукова, В.В. Владимирова, В.Т. Водянникова, В.М. Володина, В.Х. Дубинина, Е.В. Евстафьевой, С.Ф. Зорина, В.И. Кушлина, В.В. Кузнецова, В.В. Милосердова, И.А. Минакова, В.П. Орешина, А.В. Петрикова, В.П. Попкова, И.В. Сергеева, В.Я. Узуна, И.Г Ушачева, Н.В. Федоровой, Г.Г. Фетисова, Г.Е. Яковлева и других ученых.

Однако, при всей значимости полученных разными авторами результатов, потребность в исследовании механизма государственного регулирования и государственной поддержки сельского хозяйства и, особенно, экономических методов, далеко не исчерпана. Это свидетельствует о важности расширения и углубления данного направления исследования, отвечающего потребностям практики. Недостаточно еще изучены вопросы совершенствования и государственного регулирования развития сельского хозяйства региона в условиях развития инновационных технологий и вхождения России в ВТО. Требуют детального исследования направления совершенствования госрегулирования АПК с учетом региональных особенностей и необходимости повышения эффективности выделяемых бюджетных средств на развитие сельского хозяйства.

Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в теоретическом обосновании и разработке практических рекомендаций по совершенствованию экономических методов государственного регулирования развития сельского хозяйства на региональном уровне, отвечающих современным тенденциям и условиям.

Для достижения сформулированной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:

выявить экономические условия и факторы, обосновывающие необходимость дальнейшего развития мер государственного регулирования сельскохозяйственного производства;

определить основные направления совершенствования мер государственного регулирования сельскохозяйственного производства;

разработать дополнительные меры государственного регулирования процессов финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, способствующих росту производства;

выявить пути совершенствования механизма кооперации малых форм хозяйствования для разрешения проблем со сбытом произведенной сельскохозяйственной продукции;

разработать практические предложения по совершенствованию и повышению эффективности мер государственной финансовой поддержки сельского хозяйства в условиях адаптации к требованиям ВТО.

Объект исследования – сельскохозяйственное производство Чувашской Республики и Российской Федерации, более детальные исследования проведены на материалах сельскохозяйственных организаций и малых форм хозяйствования на селе Чувашской Республики.

Предмет исследования – экономические отношения, возникающие у сельскохозяйственных товаропроизводителей и органов управления разных уровней при осуществлении государственного регулирования сельского хозяйства.

Областью исследования является: п. 1.2.32 «Государственное регулирование сельского хозяйства и других отраслей АПК» Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки России (экономические специальности) 08.00.05 ‑ Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – АПК и сельское хозяйство).

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам регулирования сельского хозяйства.

В диссертационной работе применялись следующие методы исследования: сравнения, группировки, абстрактно-логический, экономико-статический, корреляционно-регрессионный и др.

Информационную базу исследования составили официальные данные органов исполнительной власти Российской Федерации и Чувашской Республики, данные Росстата и Чувашстата, научные публикации в различных изданиях и периодической печати, аналитические отчеты, источники в сети Интернет, рабочие и оперативные данные регионального органа управления АПК, а также собственные расчеты автора. Правовой базой исследования послужили нормативные правовые акты Российской Федерации и Чувашской Республики, посвященные вопросам государственного регулирования сельского хозяйства.

Научная новизна исследования заключается в разработке методических и практических подходов совершенствования экономических методов государственного регулирования сельскохозяйственного производства.

В числе наиболее существенных и важных научных результатов, полученных лично автором и определяющих научную новизну и значимость проведенных исследований, следует выделить:

1. Обобщены и систематизированы меры по совершенствованию отдельных экономических методов и приемов государственного регулирования сельскохозяйственного производства, обеспечивающие более благоприятные условия хозяйственной деятельности сельских товаропроизводителей, заключающиеся в адаптации мер государственной финансовой поддержки к требованиям ВТО, удешевлении и упрощении условий выдачи кредитов, повышении эффективности государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, конструктивном решении проблем несостоятельности и реального финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций.

2. Разработана авторская система показателей, на основе которой проведена оценка эффективности действующих экономических методов и приемов государственного регулирования развития сельского хозяйства. Система показателей включает: уровень влияния государственной поддержки на сумму прибыли в сельскохозяйственных организациях, долю бюджетных вливаний в стоимости товарной продукции, размер произведенной продукции на 1 руб. бюджетной поддержки и т.д.

3. Выработаны меры по совершенствованию государственного регулирования процессов финансового оздоровления и реорганизации несостоятельных сельскохозяйственных организаций, в основе которых: выделение прямых государственных субвенций на финансовое оздоровление кризисных предприятий, принятие закона о несостоятельности сельскохозяйственных организаций, конкурсное привлечение инвесторов для финансирования программ восстановления производства в кризисных предприятиях.

4. Предложена организационно-экономическая модель развития и углубления кооперации малых форм хозяйствования на основе государственно-частного партнерства в сфере торгово-закупочной деятельности, особенностью которой является участие государства в формировании уставного капитала и финансировании инвестиционного проекта создания овощехранилища с транспортно-логистическим центром на паритетных началах с частными инвесторами. Предложенная модель позволит повысить эффективность существующих мер государственной поддержки малых форм хозяйствования, увеличить занятость и благосостояние сельских жителей

5. Разработана более эффективная и адаптированная к требованиям ВТО методика распределения несвязанных погектарных государственных субсидий, основанная на едином подходе к распределению выделенных средств без определения порайонных лимитов, а также на учете выхода товарной продукции с 1 гектара посевной площади. Даная методика позволяет обеспечить более эффективное использование бюджетных средств за счет устранения фактов недоиспользования выделенных лимитов субсидий и увеличения размеров поддержки высокоэффективных и высокорентабельных предприятий.

Практическая значимость работы. Разработанные в диссертации методические подходы и практические рекомендации по совершенствованию экономических методов государственного управления сельским хозяйством могут быть использованы в практической работе органами управления АПК региона при разработке региональных программ развития сельского хозяйства и нормативно-правовых актов по практическим мерам государственной поддержки.

Практические предложения по финансовому оздоровлению несостоятельных предприятий и созданию государственно-частного партнерства в сфере торгово-закупочной деятельности могут быть использованы для решения соответствующих задач на региональном уровне со схожими организационно-экономическими условиями.

Результаты диссертационного исследования получили одобрение Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики и приняты к практическому использованию при распределении бюджетных средств. Отдельные положения диссертации используются при проведении занятий со студентами экономического факультета ФГБОУ ВПО ЧГСХА по дисциплинам «Экономическая оценка инвестиций», «Инновации и финансирование инвестиций».

Реализация и апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования диссертационной работы докладывались на международной научно-практической конференции «Роль высшей школы в реализации проекта «Живое мышление – стратегия Чувашии» (г. Чебоксары, 2010 г.), всероссийской научно-практической конференции «Аграрная наука – сельскому хозяйству» (г. Чебоксары, 2012 г.), всероссийской научно-практической конференции «Аграрная наука – основа успешного развития АПК» (Чебоксары, 2012 г.) и на научных конференциях экономического факультета ФГБОУ ВПО ЧГСХА.

Основные результаты проведенного диссертационного исследования отражены в 9 научных публикациях общим объемом 1,73 п.л., из них 4 статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Объем диссертации составляет 176 страниц машинописного текста, 25 таблиц, 38 рисунков.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи исследования, раскрыты научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические основы развития методов и форм государственного регулирования сельскохозяйственного производства» раскрыты сущность, особенности и содержание экономических методов государственного регулирования сельскохозяйственного производства, определены экономические предпосылки, обосновывающие необходимости их дальнейшего развития, выявлены направления совершенствования мер государственного регулирования сельскохозяйственного производства.

Во второй главе «Характеристика современного состояния государственного регулирования развития сельского хозяйства Чувашской Республики» с учетом организационно-экономической характеристики уровня развития сельскохозяйственного производства определены основные меры экономического государственного регулирования развития сельского хозяйства региона и проведена оценка эффективности их применения в республике.

В третьей главе «Разработка экономического механизма государственного регулирования развития сельского хозяйства и повышения его эффективности» приведены результаты авторских разработок по государственному регулированию процессов финансового оздоровления и реорганизации несостоятельных сельхозорганизаций, представлены меры по стимулированию развития и кооперации малых форм хозяйствования, предложены практические рекомендации по совершенствованию мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

В выводах и предложениях сформулированы основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Обобщены и систематизированы меры по совершенствованию отдельных экономических методов и приемов государственного регулирования сельскохозяйственного производства.

Дальнейшее развитие государственной системы управления сельским хозяйством, как показывает опыт проведенных в России реформ, должно идти на основе повышения качества и эффективности действующих методов и приемов, а также совершенствования общей государственной аграрной политики, обеспечивающей более благоприятные условия предпринимательской (хозяйственной) деятельности сельских товаропроизводителей.

Ссуществующие проблемы системы государственного управления сельскохозяйственным производством подтверждают необходимость совершенствования государственного регулирования отрасли и тем самым улучшения условий хозяйствования сельских товаропроизводителей.

Анализ действующих мер государственного регулирования по отдельным областям контроля позволил автору выработать следующие предложения по улучшению условий хозяйствования в АПК:

— урегулирование вопросов регистрации прав собственности на земельные участки. Сформировать эффективный рынок земель сельскохозяйственного назначения. Создать экономический механизм введения в оборот заброшенных сельскохозяйственных угодий;

— формирование специальной государственной системы сглаживания сезонности сельскохозяйственного производства, мониторинга и прогнозирования ожидаемых объемов предложения и спроса основных продовольственных товаров с целью стабилизации рынка и цен. Стимулирование производства экологически чистой и качественной продукции через цены;

— удешевление кредитов, увеличение государственных средств на выплату субсидий на возмещение части процентных ставок, упрощение процедур кредитования;

— формирование и развитие фондового рынка в направлении доступности рынка капитала для сельхозтоваропроизводителей. Укрепление прав мелких инвесторов;

— принятие специального закона о несостоятельности сельскохозяйственных организаций. Участие администраций территориальных органов власти в процедурах банкротства. Бюджетное финансирование градообразующих сельскохозяйственных предприятий;

— стимулирование сельскохозяйственного профессионального образования. Принятие стандартов в оплате труда работников.

Таким образом, автором предложено совершенствовать существующие методы и приемы государственного регулирования сельскохозяйственного производства по 2 направлениям:

1) совершенствование условий хозяйствования сельхозтоваро-производителей. Наиболее важными мероприятиями здесь являются: корректировка регулирующего воздействия государства по 5 областям контроля, в которых в наибольшей степени наблюдаются проблемы, таких как: регистрация и регулирование вопросов собственности, привлечение кредитов, создание эффективной конкурентной среды, решение проблем неплатежеспособности, формирование стабильной контрактной системы на реализацию выращенной продукции;

2) совершенствование отдельных экономических методов и приемов государственного регулирования – здесь автором предлагается: совершенствовать и развивать систему государственного финансирования в сторону адаптации к условиям ВТО, развитие системы кредитования, повышение действенности и эффективности регулирования цен, расширение мер тарифного регулирования импорта и экспорта, создание мер страховой защиты, регулирование вопросов несостоятельности.

Вышеперечисленные методы наиболее остро нуждаются в корректировке, совершенствовании и развитии. В целом, систематизация предлагаемых мер в развитии экономических методов и приемов государственного регулирования сельхозпроизводства представлена на рисунке 1.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Условные обозначения: — действующие меры, — предлагаемые автором меры.

Рисунок 1 – Экономические методы и приемы государственного регулирования

Не все методы государственного регулирования нуждаются в коренных изменениях. Вполне благоприятными в современных условиях является, например, действующая льготная система налогообложения. Основные, наиболее актуальные для современных условий сельского хозяйства меры необходимо предпринять в таких экономических методах как: финансирование, регулирование цен, кредитование, в решении проблем неплатежеспособности.

2. Разработана авторская система показателей, на основе которой проведена оценка эффективности действующих экономических методов и приемов государственного регулирования развития сельского хозяйства.

По данным регионального министерства сельского хозяйства, в реальном выражении объем выделяемых на развитие сельского хозяйства республики бюджетных ассигнований из федерального и республиканского бюджетов за исследуемый период (начиная с 2006 г.) увеличивается ежегодно, кроме 2011 г., когда снижение составило 11,6%. В 2011 г. относительно 2006 г. государственная бюджетная поддержка сельского хозяйства Чувашии выросла более чем в 2,3 раза. Автором проведена группировка направлений государственной бюджетной поддержки сельского хозяйства Чувашской Республики за указанный период. Наибольший объем господдержки (43,1% от общего объема) приходилось по направлению «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства», которое включает субсидирование части процентных ставок по кредитам и страховых взносов по договорам сельскохозяйственного страхования. На развитие приоритетных подотраслей направлено 21,7% бюджетных средств, на все остальные направления – 35,2% бюджетных средств, в том числе на государственное управление АПК – 1,8% от общего объема (см. рис. 2).

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рисунок 2 ‑ Структура бюджетных ассигнований по направлениям государственной поддержки за 2006-2011 гг., %

Для оценки эффективности действующих экономических методов государственного регулирования развития сельского хозяйства региона автором предложена система показателей, включающая в себя:

— уровень влияния размеров государственной поддержки на сумму прибыли в сельскохозяйственных организациях;

— доля бюджетных вливаний в стоимости товарной продукции;

— производство сельскохозяйственной продукции на 1 руб. государственной поддержки отрасли.

Уровень влияния размеров государственной поддержки на сумму прибыли в сельхозпредприятиях автором оценен посредством метода парной корреляции, используя в качестве показателей объем господдержки и сумму прибыли в сельхозпредприятиях. Анализ показал, что размер прибыли в сельхозпредприятиях Чувашской Республики на 25% формируется под влиянием бюджетных средств (коэффициент детерминации R2 = 0,25), по России – на 53% (R2 = 0,53). Полученные результаты свидетельствуют об актуальности не только сохранения господдержки сельского хозяйства, но и о необходимости ее увеличения.

В целях определения степени влияния государственной поддержки на темпы роста продукции сельского хозяйства автором проведено сравнение соответствующих рядов динамики этих двух показателей (табл. 1). За анализируемый период бюджетные ассигнования росли большими темпами, чем росла продукция сельского хозяйства. Так, на 1 % прироста ассигнований продукция сельского хозяйства выросла только на 0,84% в 2007 г., 0,99% в 2008 г., 0,80% в 2009 г., 0,82% в 2010 г. Исключение составляет только 2011 г., так как в предыдущем 2010 г. была засуха в регионе.

Таблица 1 ‑ Объемы господдержки сельского хозяйства Чувашской Республики в 2006-2011 гг.

Показатели2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.Общий объем ассигнований из федерального и республиканского бюджетов, млн. руб.856,041146,621516,932074,792239,391980,13 темп роста, % 133,9132,3136,8107,988,4Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млн. руб.14654,716539,321798,624064,121388,332122,2 темп роста, %113,9131,8110,488,9150,2Доля бюджетных ассигнований в общей стоимости продукции сельского хозяйства, %5,86,97,08,610,56,2Приходится на 1% прироста бюджетных ассигнований роста продукции сельского хозяйства, %0,840,990,800,821,70Для оценки эффективности государственных вложений на развитие сельского хозяйства Чувашской Республики автором предложен еще один показатель ‑ производство сельскохозяйственной продукции на рубль государственных вложений в отрасль (Q), определяемый по формуле:

Q = Vс.х. продукции/Wгосвложений,(1)

где: Vс.х. продукции – объем продукции сельского хозяйства в денежном выражении,

Wгосвложений – общий объем государственных вложений в отрасль (объем бюджетных ассигнований из федерального и регионального бюджетов) в денежном выражении.

Несмотря на ежегодный рост объемов бюджетных ассигнований в агропромышленный комплекс республики из федерального и регионального бюджетов, не достигается соответствующий рост производства сельскохозяйственной продукции. Так, если в начале анализируемого периода (2006 г.) на 1 руб. государственных вложений в отрасль было произведено 17,12 руб. продукции, то в последующие годы данный показатель снижается до 9,80 руб. в 2010 г. (снижение на 42,8%). Существенный рост данного показателя в 2011 г. до 18,51 руб. объясняется ростом производства сельхозпродукции при снижением объемов господдержки.

Кроме проведенного анализа указанных показателей, автором исследовано влияние государственной поддержки на рентабельность сельскохозяйственного производства по России, Приволжскому федеральному округу (ПФО) и Чувашской Республике. Такой анализ показал, что только благодаря государственным дотациям обеспечивается рентабельное ведение отрасли. Уровень рентабельности по всей деятельности без учета субсидий из бюджетов в сельхозпредприятиях как в целом по России, так в ПФО и Чувашской Республике во все годы отрицательный (за некоторым исключением). Анализ показал, что сельское хозяйство является отраслью с очень низкой эффективностью, и без государственных финансовых вливаний не будет иметь средств для расширенного воспроизводства. Предоставление субсидий из бюджетов позволяет выводить сельскохозяйственное производство на уровень эффективности в 9-11%: в условиях региона за анализируемый период субсидии повысили рентабельность сельхозпроизводства в среднем на 14,3%, по ПФО – на 16,3%, по России в целом – на 12,6%. Кроме того, анализ показал, что наблюдается устойчивая тенденция ежегодного снижения рентабельности сельскохозяйственного производства без учета субсидий из бюджетов.

Таким образом, проведенная автором оценка действующих экономических методов и приемов государственного регулирования развития сельского хозяйства свидетельствует в целом об их низкой эффективности, причинами которой являются: относительно небольшая доля бюджетной поддержки в выручке от продажи сельскохозяйственной продукции, нерациональная структура бюджетных ассигнований по отдельным направлениям, выделение бюджетных средств без учета уровня эффективности сельскохозяйственного производства.

3. Разработаны меры по совершенствованию государственного регулирования процессов финансового оздоровления и реорганизации несостоятельных сельскохозяйственных организаций.

Практика финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций в Чувашской Республике показала свою невысокую эффективность. Так, с начала реализации программы финансового оздоровления в соответствующую республиканскую комиссию было подано 290 заявлений на реструктуризацию кредиторской задолженности. Включены в состав участников программы и заключили соглашения о реструктуризации в 2003-2004 гг. 281 организация, общая сумма, подлежащая реструктуризации – 744,6 млн. руб., в том числе по пеням и штрафам – 400,7 млн. руб.. В процессе реализации соглашений о реструктуризации списана задолженность по пеням и штрафам участников программы на общую сумму 317,08 млн. руб. (в среднем на одну организацию – 1,2 млн. руб.).

По состоянию на начало 2012 г. участниками программы финансового оздоровления являлись 131 сельхозорганизация (46,8% от числа подписавших соглашения о реструктуризации долгов), реструктуризированная задолженность по основному долгу которых составляет 116,3 млн. руб., сумма пеней и штрафов – 186,0 млн. руб., из которых списано 149,2 млн. руб. По 149 сельхозорганизациям (53,2 % от числа подписавших соглашения о реструктуризации долгов) приняты решения о расторжении соглашений о реструктуризации долгов в связи с их банкротством, и только в 8 случаях (5,4% от числа расторгнутых соглашений) расторгнуты в связи с полным исполнением должником обязательств по соглашению досрочно. Таким образом, 141 сельхозорганизация, включенная в программу финансового оздоровления, утратила право на реструктуризацию долгов в связи с неспособностью выполнить жесткие условия существующей процедуры финансового оздоровления.

Численность сельхозорганизаций в республике ежегодно уменьшается. Причина такого уменьшения – банкротство и ликвидация сельхозорганизаций. Автором проведен анализ существующей в республике практики ликвидации предприятий-банкротов и создания на их месте новых (если такое происходило). Такой анализ позволил автору выявить определенные закономерности в процедурах банкротства и антикризисного управления сельскохозяйственными организациями. Одна из закономерностей звучит так.

Необходимо различать антикризисные меры до проведения процедур банкротства и меры, предусмотренные в рамках процедур несостоятельности (банкротства). Притом, такие меры в рамках процедур банкротства как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление в зависимости от состояния платежеспособности предприятия могут подразумевать реструктуризацию предприятия. Введение конкурсного производства может привести к ликвидации предприятия, к прекращению сельскохозяйственного производства вообще.

В виду того, что фактическое положение кризисного сельхозпредприятия, его экономическую и социальную значимость для конкретной местности, по мнению автора, лучше всего может определить местный орган власти, привлечение муниципальных властей к решению проблем банкротных и предбанкротных сельхозпредприятий является вполне обоснованным и эффективным. При этом в условиях Чувашской Республики вполне реальным выглядит ситуация, когда по каждой кризисной сельхозорганизации обсуждение сложившейся ситуации и путей выхода из нее на начальных стадиях процедур банкротства будет осуществляться на уровне собраний депутатов муниципальных районов. Такой подход позволяет решить сразу несколько задач:

выбор наиболее приемлемых мер выхода сельхозпредприятия из кризисной ситуации с учетом местных особенностей;

залоговое обеспечение привлекаемых кризисными сельхозпредприятиями кредитов за счет муниципальных либо региональных залоговых фондов;

снизить риск искусственного ухудшения финансового положения сельхозпредприятий с целью привлечения мер поддержки и т.д.

В работе приведена предлагаемая автором схема предоставления мер государственной поддержки кризисных сельхозпредприятий. Суть ее заключается в привлечении в процесс финансового оздоровления кредиторов, местные и региональные органы власти для выработки наиболее эффективного варианта решения проблемы неплатежеспособности сельхозпредприятия. При этом региональная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий по результатам рассмотрения ходатайства органа местного самоуправления принимает решение о предоставлении мер государственной поддержки кризисной сельхозорганизации, либо о нецелесообразности таких мер, что равнозначно продолжению процедур банкротства в рамках действующего законодательства. Меры государственной поддержки при этом будут выражены не в виде предоставления прямой финансовой помощи (субсидий, дотаций), а посредством стимулирования привлечения кредитов, либо потенциальных инвесторов.

Кроме указанных видов государственной поддержки, автором предложена мера поддержки из регионального бюджета: приобретение в государственную собственность Чувашской Республики кризисных предприятий с целью их дальнейшего развития. Данная мера направлена, прежде всего, на сохранение и развитие существующих производств, и обеспечение возможности для выхода предприятия из сложного финансового положения. При этом для взаимодействия с должниками по оценке и приобретению имущества, обслуживанию долгов, формированию и осуществлению сельскохозяйственного производства необходимо создание государственного предприятия (ООО, ОАО с участием государства) в форме государственно-частного партнерства (см. рис. 2).

По расчетам автора, на огосударствление 25 сельскохозяйственных предприятий, находящихся в кризисном состоянии, потребуется в течение 5 лет не менее 586 млн. руб. Однако, указанные средства окупятся при дальнейшей реализации доли государства в действующих сельхозпредприятиях частному инвестору, наряду с получаемыми финансовыми результатами от сельхоздеятельности, поступление в бюджет должны составить не менее 677 млн. руб.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рисунок 2 ‑ Схема реализации мероприятия по приобретению

в государственную собственность кризисных сельхозпредприятий

Таким образом, расходы бюджета на приобретение в собственность государства кризисных предприятий будут эффективны не только благодаря восстановлению сельскохозяйственного производства, но и благодаря созданию новых рабочих мест, увеличению поступлений в бюджет, сохранению производственной и социальной инфраструктуры села.

Обобщая вышеизложенное, автором для решения проблем банкротства и финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций предлагается расширить меры государственного регулирования и воздействия на эти процессы:

— выделять прямые финансовые субвенции на выкуп части имущества банкротных предприятий и на инвестирование средств в создание государственно-частного партнерства и восстановление сельхозпроизводства;

— обеспечить принятие специального закона о банкротстве сельскохозяйственных организаций, в котором узаконить участие муниципальных органов власти в процессах банкротства и реорганизации несостоятельных сельхозорганизаций;

— создание специальных залоговых фондов для кредитования кризисных сельхозпредприятий;

— конкурсное привлечение инвесторов для финансирования восстановительных программ в кризисных предприятиях на основе создания режимов наибольшего благоприятствования на уровне муниципалитета.

4. Предложена организационно-экономическая модель развития и углубления кооперации малых форм хозяйствования на основе государственно-частного партнерства в сфере торгово-закупочной деятельности.

За время проведения рыночных реформ в России фермерские хозяйства и другие малые формы хозяйствования стали неотъемлемой частью сельского хозяйства, обеспечивающими производство в регионе более 80% овощей и картофеля, 75% молока, 60% мяса и 30% яиц. При таких объемах производства картофеля и овощей в малых формах хозяйствования в регионе в то же время доходность от данного вида деятельности низкая. Только небольшая часть произведенного урожая доходит до прилавка. Отсутствие налаженной системы закупок сельхозпродукции является следствием нескольких причин – это и необходимость значительных капиталовложений для организации логистики, и нестабильность качества производимой в частном секторе продукции, и отсутствие должного внимания со стороны государства к данной проблеме и т.д.

Для решения проблем сбыта произведенной продукции малыми формами хозяйствования, автором предложена в диссертации организационно-экономическая модель государственно-частного партнерства в форме ООО (см. рисунок 3). Такое партнерство предлагается учредить на территории одного из муниципальных районов республики под названием ООО «Картофель и овощи», в основу деятельности которого заложены функции логистического центра по закупке, хранению и сбыту картофеля и овощей.

Учитывая наличие в регионе такого казенного унитарного предприятия как «Продовольственный фонд Чувашской Республики», предлагаемую модель можно реально осуществить на производственной площадке филиала предприятия в г. Цивильск Чувашской Республики «Цивильское хлебоприемное предприятие». Оно имеет удобное географическое расположение (в центре региона примерно в 30 км от столицы), находится вблизи федеральной трассы М7 «Москва-Казань».

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рисунок 3 – Блок-схема формирования ООО «Картофель и овощи»

По расчетам автора, минимальная сумма первоначальных инвестиций для создания логистического центра по закупке, хранению и сбыту картофеля и овощей ООО «Картофель и овощи» составит 24,5 млн. руб., из которых 14,0 млн. руб. — затраты на строительство и пуско-наладочные работы двух овощехранилищ арочного типа мощностью по 1 тыс. тонн. При этом учитывая, что инвестиции в оборотный капитал со стороны Цивильского ХПП и частного инвестора составят по 1 млн. руб., оставшуюся часть необходимых инвестиций можно обеспечить за счет кредитов. Окупаемость проекта по созданию логистического центра по закупке, хранению и сбыту картофеля и овощей ООО «Картофель и овощи» составит 5 лет (табл. 2).

Таблица 2 – Финансовый план деятельности ООО «Картофель и овощи»

тыс. руб.

Расходы2014 г.2015 г.2016 г.2017 г.2018 г.2019 г.2020 г.2021 г.Земельный участок с коммуникациями1 000Строительство овощехранилищ14 000Закупка картофеля5 0005 2505 5135 7886 0786 3816 7007 036Закупка овощей4 0004 2004 4104 6314 8625 1055 3605 628Общехозяйственные расходы500525551579608638670704Всего расходов24 5009 97510 47410 99711 54712 12512 73113 367ДоходыРеализация картофеля6 7507 0887 4427 8148 2058 6159 0469 498Реализация овощей5 4005 6705 9546 2516 5646 8927 2377 598Прочие доходы300315331347365383402422Всего доходов12 45013 07313 72614 41215 13315 89016 68417 518Финансовый результат-12 0503 0983 2523 4153 5863 7653 9534 151Расчет окупаемости проекта-8 953-5 700-2 2851 3015 0669 01913 170Предложенная модель государственно-частного партнерства позволит повысить эффективность существующих мер государственной поддержки малых форм хозяйствования, улучшить качество производимой и реализуемой ими сельскохозяйственной продукции, увеличить занятость и благосостояние сельских жителей.

5. Разработана более эффективная и адаптированная к условиям ВТО методика распределения несвязанных погектарных государственных субсидий.

В числе основных условий, обосновывающих актуальность совершенствования мер государственной регулирования и поддержки сельского хозяйства в современных условиях, является необходимость повышения их эффективности и адаптация к условиям ВТО. Учитывая указанные обстоятельства, уже с 2013 года такие виды государственной поддержки отрасли растениеводства как субсидии на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, дизельного топлива и т.д., трансформированы в новый вид – несвязанную поддержку доходов сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства или так называемые «погектарные субсидии». При этом на федеральном уровне правилами предоставления указанных субсидий предусмотрено, что они предоставляются при наличии в регионе утвержденного порядка доведения указанных средств по данному направлению до сельхозтоваропроизводителей в расчете на 1 га посевных площадей.

Учитывая указанные обстоятельства, автором предложена методика расчета ставки субсидии на несвязанную поддержку сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства. Методика заключается в том, что ставку субсидии предлагается рассчитывать для каждого получателя субсидии (сельскохозяйственного товаропроизводителя) индивидуально, с дифференциацией в зависимости от выхода товарной продукции на единицу посевной площади. При этом основой для расчета размеров государственной поддержки будут являться такие показатели, как: выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, посевные площади сельскохозяйственных культур. По мнению автора, данный подход позволит более эффективно поддержать тех сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые ведут интенсивную сельскохозяйственную деятельность, внедряют инновации, производят больше товарной продукции с единицы посевной площади.

При этом порядок расчета ставки субсидии на несвязанную поддержку в области растениеводства включает в себя несколько этапов:

1) определение расчетной ставки субсидии для конкретного хозяйства по следующей формуле:

Wфб * (0,5 * Si / S + 0,5 * Ni / N)

Riрасч = ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑, (2)

Si

где:Riрасч – расчетная ставка на 1 га посевной площади i-хозяйства, руб.;

Wфб – общий объем субсидий на несвязанную поддержку в области растениеводства, руб.;

Si – посевная площадь i-хозяйства за предыдущий год, га;

S – вся посевная площадь по региону за предыдущий год, га;

Ni – выручка от реализации сельхозпродукции i-хозяйства за предыдущий год, руб.;

N – вся выручка от реализации сельхозпродукции по региону за предыдущий год, руб.

2) сравнение расчетной ставки субсидии для конкретного хозяйства (Riрасч) со средней ставкой субсидии на несвязанную поддержку в области растениеводства по региону (Rсредн), определяемой как соотношение выделенного объема субсидий ко всей посевной площади по региону. В случаях, если расчетная ставка субсидии на несвязанную поддержку в области растениеводства для конкретного i-го хозяйства (Riрасч) более чем в 1,5 раза превышает среднюю ставку по региону (Rсредн), далее в расчетах для такого хозяйства ставка субсидии (Ri) принимается равной полуторакратной средней ставке по региону, иначе Ri = Riрасч.

3) определение предварительной суммы причитающейся субсидии для i-го хозяйства на несвязанную поддержку в области растениеводства (Сiпредвар):

Сiпредвар = Ri * Si. (3)

4) определение окончательной суммы причитающейся субсидии для i-го хозяйства на несвязанную поддержку в области растениеводства (Сi) пропорциональным увеличением (уменьшением) предварительной суммы причитающихся субсидий по получателям субсидий с учетом общего объема субсидий по региону.

5) определение ставки субсидии для i-хозяйства на несвязанную поддержку в области растениеводства производится как частное посевной площади i-хозяйства за предыдущий год (Si) от окончательной суммы причитающейся субсидии для i-го хозяйства (Сi).

Апробация предложенной методики распределения погектарных субсидий представлена в таблице 3.

Таблица 3‑ Распределение погектарных субсидий на поддержку растениеводства по отдельным предприятиям республики

№ пп

Наименование хозяйства,

муниципальный район

Выручка от реализации сельхозпродукции в расчете на 1 га посевных площадей

Ставка субсидии на 1 га посевных площадей

тыс. руб.

в % к среднему значению по региону

руб.

в % к среднему значению по региону

1

ОАО «Вурнарский мясокомбинат», Вурнарский

33,7

198

307,2

158

2

СХПК им. К.Маркса, Вурнарский

23,0

135

242,2

124

3

ООО АФ «Санары», Вурнарский

24,2

142

249,5

128

4

КФХ Журавлева, Аликовский

13,8

81

186,4

96

5

КФХ Ямукова, Урмарский

13,1

77

182,5

94

6

СХА «Малалла», Батыревский

21,7

127

234,2

120

7

ООО «Исток», Батыревский



Страницы: 1 | 2 | Весь текст