Совершенствование управления бюджетированием на предприятиях кин

На правах рукописи

ЖУРАНКОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЕМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КИНЕМАТОГРАФИИ НА ОСНОВЕ

БИЗНЕС-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Специальность 08.00.05. – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Санкт-Петербург

2013

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»

Научный руководитель –доктор экономических наук, профессор

Барсуков Дмитрий Петрович

Официальные оппоненты: Смирнов Сергей Борисович,

доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», кафедра экономической теории и бизнеса, заведующий кафедрой

Харламов Андрей Викторович,

доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кафедра общей экономической теории, профессор

Ведущая организацияФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Защита состоится «22» мая 2013 г. в 13-00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.021.02 при ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения» по адресу: 191119, Санкт-Петербург, улица Правды, дом 13, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения».

Автореферат разослан «22» апреля 2013 года.

Ученый секретарь

диссертационного советаД.П. Барсуков

1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы диссертационного исследования. В настоящее время происходит стремительный рост качественных изменений материально-технической базы предприятий кинематографии, связанный с появлением новых технических средств и технологий кинопоказа. Однако изменения в технико-технологической области отстают в своей динамике от качественных изменений организационно-экономической среды предприятий кинематографии, что в значительной мере сдерживает рост эффективности их деятельности в целом. Кроме того, в управлении предприятиями кинематографии, особенно в процессах планирования, не учитываются рыночные условия, в большей степени и определяющие эффективность их деятельности на рынке кинематографических услуг. Практика хозяйственной деятельности предприятий кинематографической отрасли, вне зависимости от их размеров и вида, показывает необходимость использования таких методов управления предприятием, которые способны обеспечить эффективность их рыночной деятельности. К таким нетрадиционным методам организации управленческой деятельности в условиях действия рыночной среды относится, прежде всего, бюджетирование и связанные с ним показатели оценки деятельности, которые должны быть ориентированы на бизнес-процессы, лежащие в основе рыночной деятельности любого предприятия кинематографии.

Соответственно, актуальность темы диссертации определяется тем, что организация бюджетирования на предприятии кинематографии, является в настоящее время необходимым условием эффективного управления деятельностью, как отдельного подразделения, так и всего предприятия кинематографии в целом в условиях действия рыночной среды.

Проведенный анализ отечественных и зарубежных источников показал, что данная проблема изучалась и изучается по ряду направлений. Однако традиционное бюджетирование рассматривается в них как система финансового управления предприятием, ориентированного только на организацию денежного потока, оценку финансовых составляющих, сбалансированность доходов и расходов предприятия. В то же время бюджетирование практически не рассматривается как инструмент принятия эффективных управленческих решений, ориентированных на реализацию принятой стратегии, повышение эффективности деятельности предприятий кинематографии в рыночных условиях. Бюджетирование, основанное на традиционном подходе, не позволяет в полной мере осуществлять контроль деятельности предприятия, выявлять «узкие места», определять наименее эффективные, с точки зрения рынка, организационно-экономические процессы. Соответственно, требуются новые методы организации бюджетирования, основанные на бизнес-ориентированном подходе, который дает возможность определить оптимальный состав ресурсов, потребность в них, выявить рыночные условия, характерные для данного предприятия, посредством разработки соответствующей системы бизнес-процессов и определить целевое значение эффективности каждого процесса, что позволит модернизировать систему управления предприятия, обеспечив взаимосвязь текущего и стратегического управления, а также взаимосвязь организационно-экономических процессов и условий рыночного функционирования предприятия.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений и методического подхода к организации бюджетирования как элемента управленческой системы на предприятиях кинематографии в условиях действия рыночной среды.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

проанализировать и выявить основные проблемы и тенденции развития предприятий кинематографии в современных экономических условиях.

определить место и роль бюджетирования в системе управления предприятием кинематографии, уточнить понятийный аппарат бюджетирования и сформулировать проблематику организации бюджетирования на предприятиях кинематографии, функционирующих в условиях действия рыночной среды.

проанализировать и систематизировать современные методические подходы к бюджетированию, функционирующих в рыночных условиях, выявить их достоинства и недостатки применительно к предприятию кинематографии, разработать систему показателей бюджетирования как инструмента методического обеспечения повышения эффективности управления предприятием кинематографии.

разработать методическое обеспечение проектирования инвестиционного бюджета, являющегося первичным элементом системы бизнес-ориентированного бюджетного управления предприятием кинематографии и экономической базой его инвестиционного развития.

разработать комплексную методику организации бюджетирования на предприятиях кинематографии на основе бизнес-ориентированного подхода, отражающего условия их функционирования в рыночной среде, осуществить ее внедрение на конкретное предприятие кинематографии и провести анализ эффективности внедрения системы бюджетирования.

Объектом исследования выступают предприятия кинематографии как сложные организационно-экономические системы.

Предметом исследования является совершенствование управления бюджетированием на предприятиях кинематографии на основе бизнес-ориентированного подхода.

Теоретическая, методологическая и информационная основа диссертационного исследования. Теоретической основой являются работы известных отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам проблематики организации бюджетирования и повышения эффективности деятельности предприятий кинематографии, материалы научных конференций, посвященные данным вопросам. Методологической основой диссертационного исследования являются методы системного и экономического анализа, эмпирического метода (наблюдение, сравнение, измерение), экономико-математических, статистико-экономических, проектно-расчетных методов. В качестве информационной базы использовались статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, российских и иностранных информационных агентств, ресурсы глобальной информационной сети Интернет, материалы международных и всероссийских научно-практических конференций, а также данные, полученные непосредственно автором на предприятиях кинематографии.

Выводы диссертации:

1. В последние годы российский рынок кинематографии стремительно развивается, что требует поиска новых подходов к управлению предприятиями кинематографии, направленных на обеспечение эффективности их функционирования в условиях растущей конкуренции и формирования «жесткой» рыночной среды, определяющей соответствующие условия управления и организации деятельности предприятия в целом.

2. В работе бюджетирование рассматривается как система управления предприятием (т.е. используется институциональный подход) и как процесс планирования, разработки бюджетов, контроля и анализа их исполнения (т.е. используется процессный подход), основанный на выявлении возникающих отклонений и принятии эффективных управленческих решений.

3. Бюджетирование является сравнительно новым методом управления предприятием, позволяющим планировать, давать экономическую оценку и принимать своевременные управленческие решения для оптимизации деятельности, как отдельного подразделения, так и всего предприятия кинематографии в целом. Организация бюджетирования на предприятиях кинематографии, основанная не только на институциональном, но и на бизнес-ориентированном подходе позволяет более четко реализовать ряд функций управления и внутрифирменного планирования, таких как прогнозирование, координирование, стимулирование, планирование, оценка, контроль и информирование. Помимо вышеперечисленных функций, применение комплексного подхода для организации бюджетирования на предприятиях кинематографии способствует повышению оперативности управления предприятием за счет структурирования информационных потоков о состоянии рыночной среды, что особенно актуально в современной рыночной конъюнктуре, которая характеризуется усилением воздействия факторов, прежде всего, внешней рыночной среды на деятельность предприятий кинематографии.

4. В настоящее время на большинстве предприятий кинематографии бюджетирование либо отсутствует, либо носит несистемный характер. Это, в свою очередь, снижает эффективность их деятельности, т.к. не позволяет получать своевременную управленческую информацию, осуществлять контроль ресурсных затрат и оценку деятельности каждого подразделения, принимать оптимальные управленческие решения, своевременно реагируя на возникающие отклонения.

5. В силу особенностей каждого предприятия кинематографии, различных организационно-правовых форм и рыночных условий функционирования, а также размеров предприятий невозможно создать единую, универсальную модель бюджетирования. Кроме того, в зависимости от стадий развития предприятия необходимо уделять особое внимание этапности бюджетирования, поскольку каждое предприятие кинематографии при организации бюджетирования проходит организационные этапы, содержательно включающие в себя постановку цели и задач, выбор метода бюджетирования и его обоснование, определение видов бюджетов и разработку их форматов, составление бюджетного регламента, установление сроков и порядка рассмотрения, согласования и утверждения бюджетов, составление нормативных документов и автоматизацию бюджетного процесса. Четкая организация прохождения всех этапов позволяет избежать типичных ошибок процесса бюджетирования (отсутствия взаимосвязи, взаимообусловленности между бюджетами, отсутствие контроля и анализа разработанных бюджетов, не выделения центров ответственности, отсутствия бюджетного регламента), что в целом способствует повышению эффективности управления.

6. В отечественной хозяйственной практике применяется несколько методов бюджетирования, которые в исследовании были проанализированы, описаны, структурированы и классифицированы в зависимости от классификационных признаков. В работе были выделены следующие методы бюджетирования: бюджетирование по центрам финансовой ответственности, по бизнес-процессам, приростное бюджетирование, бюджетирование «с нуля», бюджетирование «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Анализ применения данных методических подходов в отечественной хозяйственной практике показал, что выбор метода бюджетирования зависит от различных факторов, таких как направление информационного потока, рыночных целей предприятия, методической основы выделения центров ответственности. Необходимо отметить, что в целях более успешного применения методов бюджетирования их использование должно быть комплексным.

7. Для повышения эффективности управления на предприятиях кинематографии бюджетирование в условиях рыночного воздействия предлагается осуществлять по бизнес-процессам, выделенным в среде предприятия. Важным методическим условием использования бизнес-ориентированного бюджетирования является определение и разработка системы показателей бюджетирования как информационного инструмента выявления рыночных условий и контроля деятельности предприятия в условиях рыночного воздействия. В то же время, оценка деятельности каждого бизнес-процесса только по финансовым показателям, как это происходит при использовании традиционного подхода, не позволяет в полной мере оценить эффективность деятельности всего предприятия кинематографии в целом, поскольку ориентирование на достижение краткосрочных финансовых результатов может привести к нехватке, как оборотных денежных средств, так и денежных средств для реализации перспективных инвестиционных проектов по внедрению результатов технико-технологического прогресса в кино-видеосфере. В свою очередь, полное исключение финансовых показателей также может негативно сказаться на деятельности предприятия. Таким образом, с помощью системы сбалансированных показателей предлагается объединить финансовые и экономические показатели на принципах системности, единства, полноты и сбалансированности. Основными составляющими системы сбалансированных показателей являются показатели, определяющие состояние организационно-экономических процессов по следующим направлениям: потребители, персонал, финансы и бизнес-процессы.

8. Система сбалансированных показателей и бюджетирование являются элементами единой системы управления предприятием кинематографии, и, исходя из системных позиций, не могут существовать отдельно друг от друга, т.е. должны быть взаимоувязаны и взаимообусловлены. Соответственно, применение системного подхода к использованию двух инструментов управления, в равной мере учитывающего важность этих элементов, обеспечивает, в первую очередь, эффективное управление предприятием кинематографии. При внедрении системы бюджетных показателей необходимо определить центры ответственности по каждому бизнес-процессу, довести разработанные показатели до субъекта бюджетного процесса, а в конце каждого отчетного периода осуществлять контроль и сравнение полученных результатов с нормативными, отражающими рыночные цели предприятия, а также на их основе сформировать систему мотивации персонала, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению качества решения поставленных задач.

9. Для эффективного управления предприятием кинематографии в исследовании разработан алгоритм организации бюджетирования для конкретного предприятия кинематографии — кинотеатра, который включает в себя ряд этапов: формирование инвестиционного бюджета, как базового, первичного элемента системы бюджетного управления; разработку бюджетов по каждому бизнес-процессу предприятия; а также оценку эффективности внедрения системы бюджетирования на основе предложенной системы сбалансированных показателей. Инвестиционное бюджетирование позволяет контролировать доходы и расходы инвестиционного проекта по обновлению материально-технической базы, оптимизировать затраты, а также осуществлять анализ эффективности реализации проекта.

10. Для оптимизации структуры бюджетов были установлены стратегические цели развития предприятия кинематографии и на их основе по каждому бизнес-процессу разработаны бюджеты, позволяющие спланировать доходы и расходы предприятия кинематографии, а также проанализировать и выявить причину возникновения отклонений фактических показателей экономической деятельности предприятия от плановых. Контроль и анализ отклонений фактических и плановых доходов и расходов, оценка эффективности деятельности предприятия осуществляется посредством разработанной системы показателей бюджетирования, которая позволяет обеспечить взаимосвязь между краткосрочными и долгосрочными рыночными целями деятельности предприятия кинематографии.

2. ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Личное участие автора состоит в определении цели и задач исследования, анализе различных информационных источников, выборе объекта и предмета исследования. Теоретические положения, рекомендации, выводы диссертации являются результатом исследований и практической деятельности автора по проблеме совершенствования управления бюджетированием на предприятиях кинематографии на основе бизнес-ориентированного подхода.

Бюджетирование является относительно новой управленческой технологией, применяемой в России. Как показывает анализ существующих определений понятий бюджетирования, они не в полной мере раскрывают понятие бюджетирование. В источниках дается определение бюджетирования, либо как инструмента финансового планирования деятельности предприятия, либо как процесса составления функциональных бюджетов и планов, в то время как взаимосвязь бюджетирования и системы экономических показателей для контроля и принятия управленческих решений практически не рассматривается. Автором предлагается определение бюджетирования, содержательно ориентированного на бизнес-среду предприятия и учитывающего, в равной мере, все составляющие его производственно-хозяйственной деятельности, необходимые для эффективного функционирования предприятия в современных рыночных условиях.

Бюджетирование — это элемент системы управления предприятием, включающий этапную разработку и использование системы взаимосвязанных и взаимообусловленных бюджетов и показателей выделенных бизнес-процессов предприятия, направленную на оптимальное принятие управленческих решений в условиях действия рыночной среды.

Таким образом, содержательное наполнение категории «бюджетирование», предложенное автором, интегрирует два подхода: институциональный, который рассматривает бюджетирование как систему управления предприятием, и процессный, который представляет собой управленческий процесс планирования, составления бюджетов, как информационных инструментов, определяющих уровень ответственности, а также контроля их исполнения и оценки деятельности предприятия в современных рыночных условиях с помощью системы информационных показателей.

Исходя из сформулированного понятия «бюджетирование», можно определить, что главной целью бюджетирования является обеспечение непрерывности управленческого процесса, ликвидация управленческих разрывов за счет разработки системы увязанных друг с другом бюджетов, установления бюджетных показателей, ориентированных на бизнес-среду предприятия, оценке и контроле отклонений, возникающих в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также своевременной разработке мер по их устранению.

Таким образом, бюджетирование, по мнению автора, способствуют осуществлению контроля деятельности предприятия, определению занимаемой позиции на рынке кинематографических услуг, его возможностей для рыночного развития и рыночных угроз. Благодаря процессу бюджетирования вся деятельность предприятия кинематографии укладывается в «общую картину», с помощью которой возможно анализировать текущую рыночную ситуацию и на основе анализа оперативно принимать эффективные управленческие решения.

Таким образом, бюджетирование обеспечивает высокую способность предприятия быстро реагировать на изменения рынка кинематографических услуг, что особенно актуально в условиях напряженной конкурентной среды. Кроме того, бюджетирование обеспечивает видение ситуации (информативность), возможность концентрации ресурсов по главным бизнес-направлениям и оперативное реагирование на внутренние и внешние рыночные изменения.

В настоящее время в большинстве отечественных предприятий кинематографии, особенно вновь создаваемых, вследствие отсутствия методических инструментов, бюджетирование носит чаще всего несистемный, фрагментарный характер. Это обстоятельство в значительной мере не позволяет руководству получать своевременную и полную информацию, принимать эффективные управленческие решения, в полной мере отслеживать движение денежных средств, а также достижение стратегических целей предприятия кинематографии в современных рыночных условиях.

В разрезе организационно-методического сопровождения предлагается выделить несколько этапов организации бюджетирования на предприятиях кинематографии. На первом этапе выявляются и обозначаются стратегические цели предприятия. Однако не всегда руководители предприятий кинематографии осознают необходимость взаимодействия системы управления, основанной на бюджетировании, со стратегией рыночного развития предприятия. Это, по нашему мнению, является одной из ошибок при организации системы бюджетирования на предприятиях кинематографии. На втором этапе выбирается метод бюджетирования. Методические инструменты бюджетирования необходимо выбирать исходя из индивидуальных характеристик предприятия кинематографии, а именно: размера предприятия, системы управления, рыночных условий функционирования и др. На третьем этапе определяются виды бюджетов и их форматы, выделяется основной набор статей доходов и расходов, притоков и оттоков ресурсов предприятия. Форматы бюджетов определяются предприятием самостоятельно, исходя из особенностей предприятия кинематографии (размера, структуры управления, центров ответственности и др.). На четвертом этапе составляется бюджетный регламент, включающий в себя: бюджетный период, сроки составления бюджетов, порядок рассмотрения, согласования и утверждения бюджетов, бюджетный цикл. Кроме того, на данном этапе необходимо четко установить конкретные сроки и общий порядок предоставления, рассмотрения, согласования и утверждения бюджетов. В свою очередь, это позволит установить контроль над своевременным и точным исполнением бюджетов, а также избежать конфликтов между структурными подразделениями предприятия в процессе согласования и утверждения бюджетов. На пятом этапе составляются нормативные документы. В первую очередь следует разработать должностные инструкции, различные организационно-распорядительные документы для эффективного распределения задач между субъектами бюджетного процесса, а также порядка их взаимодействия, такие как, Бюджетный справочник предприятия, включающий в себя Положение о бюджетировании, Положение об управленческом учете, Положение об учетной политике.

Важным условием эффективной организации бюджетирования на предприятиях кинематографии является четкое распределение ответственности между субъектами бюджетирования, закрепление за каждым из них определенных функций, структурирование бюджетов, налаживание процедуры сбора и обработки информации, автоматизация системы, что позволит избежать ошибок и выявить недостатки в организации бюджетного процесса еще на этапе составления бюджетного регламента.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что успех организации бюджетного процесса на предприятиях кинематографии, зависит, прежде всего, от тщательной проработки бюджетного регламента, технологии бюджетирования, определения форматов основных бюджетов, бюджетных показателей, грамотного выделения бизнес-процессов и центров ответственности, контроля исполнения бюджетов, а также от уровня профессионализма и квалификации руководителей, отвечающих за бюджетирование.

На практике используется несколько основных методических подходов к бюджетированию. На рисунке 1 представлена разработанная автором классификация методов бюджетирования.

Рисунок 1 – Классификация методов бюджетирования

Бюджетирование по центрам финансовой ответственности основывается на выделении центров ответственности – сегментов предприятия кинематографии, которые отвечают за возникновение тех доходов и расходов, на которые может повлиять управляющий данного центра.

В отличие от него, бюджетирование по видам деятельности (бизнес-процессам) основывается на выделении бизнес-процессов, под которыми понимается комплекс регулярно выполняемых на предприятии кинематографии действий, нацеленных на выполнение конкретного результата и адекватных рыночным условиям.

При бюджетировании по принципу «сверху-вниз» бюджеты разрабатываются при непосредственном участии высшего менеджмента предприятия кинематографии, однако при такой организации бюджетирования не определяются центры ответственности. Помимо этого, одним из преимуществ этого метода является сокращение времени согласования бюджетов, а также установка показателей деятельности подразделений предприятия, что способствует более эффективной постановке задач перед персоналом различных отделов и подразделений. Согласно бюджетированию по принципу «снизу-вверх», бюджеты разрабатываются на уровне подразделений на основе заданий планово-экономической службы предприятия. Данный принцип более приемлемо использовать в том случае, когда на предприятии происходит увеличение объема продаж / реализации услуг.

Приростные бюджеты формируются под контролем менеджмента на основе текущих бюджетов или результатов прочих периодов с учетом предполагаемых параметров N-го периода и событий, которые, как ожидается, произойдут до его окончания. Такими параметрами будут, например, ожидаемый темп инфляции; уровень экономической активности; изменение структуры выпуска. Одним из главных недостатков данного метода, по нашему мнению, является перенос посредством бюджетов прошлой «неэффективности», что способствует возникновению или росту «бюджетного зазора», который проявляется как ненулевая разница между минимально необходимым (и реально достижимым) уровнем затрат и их бюджетной, а позднее и фактической величиной. С другой стороны, основное преимущество метода приростного бюджетирования – это простота в составлении бюджетов, а, следовательно, значительно снижаются временные затраты на расчеты.

Бюджетирование «с нуля» позволяет избежать «бюджетный зазор». Помимо этого, данный метод способствует достижению стратегических целей предприятия за счет эффективного распределения денежных средств. Также бюджетирование «с нуля» используется при планировании доходов и расходов по новым проектам. Еще одним достоинством данного метода является то, что каждому подразделению в начале отчетного периода приходится обосновывать экономическую эффективность выделяемых денежных средств на существование и ведение деятельности данным подразделением. Это, с нашей точки зрения, позволяет высшему руководству более четко расставлять приоритеты развития предприятия кинематографии и определять эффективность работы каждого подразделения. Существенным недостатком этого метода является трудоемкость, а, следовательно, гораздо больше времени уходит на его разработку.

Значимость исследования данной проблемы состоит в необходимости описания и структуризации методик бюджетирования, а также обоснованности их применения на предприятиях кинематографии. Таким образом, выбор метода бюджетирования зависит от различных факторов, таких как: движение информационного потока, выделяемой основы для назначения ответственных, информационной базы, а также целей предприятия и условий его функционирования. Помимо этого, по нашему мнению, некоторые методы могут быть объединены и взаимоувязаны, что обеспечит более эффективную деятельность предприятия кинематографии в целом.

Исходя из требований рынка, в которых осуществляют свою деятельность предприятия кинематографии, автором предложен метод бюджетирования по бизнес-процессам, т.е. бизнес-ориентированное бюджетирование. Каждый бизнес-процесс, реализуя свои функции, вносит вклад в общий экономический результат предприятия кинематографии. Оценить этот результат можно с помощью системы показателей, разработанной автором по каждому бизнес-процессу. Разработанные показатели являются важнейшей составляющей бизнес-ориентированного бюджетирования, поскольку служат для получения информации о рыночных условиях с целью выявления недостатков управления и возникающих отклонений, а также реализации функции контроля и прогнозирования.

На рисунке 2 представлена система бизнес-ориентированных бюджетов предприятия кинематографии.

Бюджетирование и система сбалансированных показателей – это взаимообусловленные элементы системы управления, поскольку важной составляющей бюджетирования является анализ показателей деятельности предприятия кинематографии с целью контроля эффективности его деятельности и выработки соответствующих управленческих решений. Этот анализ будет более качественным, если использовать финансовые и экономические показатели, разработанные с помощью системы сбалансированных показателей. В свою очередь, бюджетирование создает основу для разработки показателей в виде бюджетов по каждому бизнес-процессу.

В организационном плане разработка и внедрение системы показателей может осуществляться в несколько этапов:

— определение целей предприятия кинематографии и стратегии ее развития;

— выделение бизнес-процессов и определение взаимосвязей между ними;

— разработка показателей по каждому выделенному бизнес-процессу;

— назначение дат и периодичности расчета и сверки показателей;

— назначение ответственных за расчет показателей по каждому бизнес-процессу;

— доведение показателей до каждого субъекта бизнес-процесса;

— измерение деятельности предприятия кинематографии по разработанным показателям;

— сравнение полученных показателей с установленными целями предприятия кинематографии.

В настоящее время на большинстве российских предприятий сферы кинематографии при оценке эффективности деятельности предприятия отдается предпочтение расчету только финансовых показателей, что приводит к получению не полной информации о текущей деятельности предприятия. Анализ деятельности различных предприятий кинематографии показал, что финансовые показатели не являются исчерпывающими при оценке деятельности предприятия. Упор на достижение краткосрочных финансовых результатов может привести к нехватке денежных средств при инвестировании в долгосрочные проекты и реализации стратегии предприятия кинематографии. При этом полное исключение финансовых показателей также может привести к негативным последствиям, вследствие того, что не всегда улучшение качества товара/услуги, развитие и обучение персонала, совершенствование работы с потребителями услуг приводит к изменению финансовых показателей в лучшую сторону.

Инвестиционная деятельность

Операционная деятельность

Финансовая деятельность

Рисунок 2 – Система бизнес-ориентированных бюджетов предприятия кинематографии

По нашему мнению, система сбалансированных показателей позволяет решить эту проблему, взаимоувязав показатели финансовой деятельности со стратегическими целями предприятия кинематографии, развитием персонала, структурированием внутренних бизнес-процессов, а также улучшением показателей работы с потребителями услуг. Помимо этого, разработанная система показателей позволяет ответить на вопрос, как инвестиции, вложенные в повышение квалификации персонала, в инновационные товары и услуги, в переоборудование материально-технической базы повлияют на результативность деятельности всего предприятия кинематографии в целом.

Исходя из системного подхода в бизнес-ориентированном бюджетировании в работе были выделены следующие бизнес-процессы: «Реализация товаров/услуг», «Управление», который в свою очередь подразделяется на: управление развитием, управление финансами, управление персоналом, управление информационными технологиями; «Логистика» делится на: закупку, транспортировку, хранение, обслуживание потребителей; «Маркетинг». По каждому бизнес-процессу в системе сбалансированных показателей разработаны бюджетные показатели деятельности предприятия сферы кинематографии, учитывающие стратегические цели, потребительскую составляющую, взаимосвязь между бизнес-процессами, а также развитие персонала.

В мировой практике современное бюджетирование – это инструмент управления предприятием, который включает в себя методологию планирования, учета и контроля на основе разработанных бюджетных показателей оценки деятельности предприятия. Т.е. это, прежде всего, инструмент управления предприятием с помощью контроля результатов деятельности, анализа выбранной стратегии развития, распределения функциональных обязанностей между подразделениями предприятия, а также ориентирования на выполнение задач, наиболее актуальных для предприятия на данном этапе развития.

На рисунке 3 представлен алгоритм разработки и оценки бюджетов для предприятия кинематографии при организации бюджетирования, основанном на бизнес-ориентированном подходе.

Первым этапом в алгоритме разработки бюджетов для конкретного предприятия кинематографии – кинотеатра является определение стратегических целей, которые находят свое отражение в бюджетах каждого бизнес-процесса. Непосредственные исполнители каждого бизнес-процесса несут ответственность за достижение поставленных стратегических целей, для определения которых в работе используется метод «Дерево целей» (рисунок 4).

Следующим этапом в алгоритме разработки бюджетов для конкретного предприятия кинематографии – кинотеатра — является разработка инвестиционного бюджета. В основе принятия управленческого решения о целесообразности внедрения разработанного инвестиционного проекта лежит его оценка по определенному набору критериев показателей эффективности. Эта оценка позволит ответить на вопрос, как быстро окупится данный проект и насколько он является рентабельным. Поэтому большое значение приобретает инвестиционный бюджет, а также его роль в системе бюджетов предприятия кинематографии.

I этап

II этап

III этап

Рисунок 3 – Алгоритм разработки и оценки бюджетов при организации бюджетирования по бизнес-процессам

Рисунок 4 – Определение стратегических целей предприятия по методу «Дерево целей»Кроме того, инвестиционное бюджетирование позволяет максимизировать доходность и минимизировать стоимость источников финансирования проекта с помощью своевременного и точного информационного обеспечения (что особенно актуально в современных рыночных условиях), оптимизации и контроля затрат, анализа эффективности данного проекта с помощью показателей, а также выявления отклонений фактических показателей от плановых.

Итоговые показатели разработки инвестиционного бюджета представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Итоговые показатели разработки инвестиционного бюджета

В рублях

 Подготовка к открытию1 год 2 год 3 год 4 год 5 год Итого выручка060 740 06460 740 06460 740 06460 740 06460 740 064Кинотеатр040 493 37640 493 37640 493 37640 493 37640 493 376Бар020 246 68820 246 68820 246 68820 246 68820 246 688Итого расходы-28 164 274-51 388 336-51 548 326-51 543 458-51 538 590-51 533 722Инвестиции-27 864 274     Операционные расходы-300 000-25 067 642-25 227 632-25 222 763-25 217 895-25 213 027Себестоимость бара0-6 074 006-6 074 006-6 074 006-6 074 006-6 074 006Оплата прокатчикам0-20 246 688-20 246 688-20 246 688-20 246 688-20 246 688       Чистый доход-28 164 2749 351 7289 191 7389 196 6069 201 4749 206 342Чистый доход с накоплением-28 164 274-18 812 546-9 620 808-424 2028 777 27317 983 615

После завершения процесса разработки инвестиционного бюджета происходит согласование данного бюджета и его утверждение. К бюджету также прикладывается разработанный график инвестирования с указанием ответственных лиц за выполнение данного проекта, за его контроль и предоставление отчетности о выполнении этапов реализации инвестиционного бюджета.

В течение всего периода реализации инвестиционного бюджета необходим контроль финансирования, т.е. заложенные затраты в инвестиционном бюджете контролируются, сравниваются с фактическими, возникающими в ходе выполнения работ, и при необходимости вносятся корректировки. Помимо этого важным этапом при реализации инвестиционного бюджетирования является четкое отслеживание сроков выполнения работ в рамках разработанного инвестиционного бюджета, а также их качество. По завершении проекта сравниваются итоговые фактические затраты с бюджетными.

Следующим этапом является непосредственно разработка бюджетов по каждому выделенному внутри предприятия кинематографии бизнес-процессу. Технология процесса бюджетирования по бизнес-процессам включает создание и консолидацию бюджетов предприятия кинематографии. Предложенный в работе подход предполагает, что по каждому из выделенных бизнес-процессов создаются соответствующие бюджеты, и назначается субъект, ответственный за его выполнение. В этом случае, бюджеты, составленные для каждого бизнес-процесса, помимо средства финансового планирования, берут на себя также функцию взаимодействия между бизнес-процессами предприятия. Каждый бизнес-процесс предприятия кинематографии, в зависимости от выполняемых им функций, вносит вклад в финансовый и экономический результат деятельности предприятия в качестве доли приносимой прибыли или затрат.

Функциональная схема организации бизнес-ориентированного бюджетного процесса на предприятии кинематографии представлена на рисунке 5.

Анализ, согласование, корректировка, утверждение и контроль

Рисунок 5 – Функциональная схема организации бизнес-ориентированного бюджетного процесса на предприятии кинематографии

В таблице 2 представлена структура и показатели бюджета маркетинга (Бизнес-процесс «Маркетинг»).

Таблица 2 – Структура и показатели бюджета маркетинга

№ п.п

Статьи бюджета

Ед. изм.

Итого ноябрь 2012

ПланФактОтклоненияПричинакол-вонорматив/цена за единицусуммакол-вонорматив/цена за единицусуммаФакт-План% 

Часть 1. Планирование необходимых ресурсов для деятельности отдела маркетинга и рекламы

1.1. Персонал отдела рекламы и маркетинга

 

 

  Итого ФОТ: 130 000,0030 000,00227 500,0055 000,0025 000,0083,3 1.2. Потребность в ОС

1

Потребность в ОС 

Итого потребность в ОС 0,000,000,000,002

Остатки ОС на конец каждого периода 

 

Итого остатки ОС62 500,0062 500,001.3. Потребность в запасах

 

Итого потребность в запасах10 539,107 215,00-3 324,10-31,541.4. Потребность в услугах сторонних организаций

 

 

Итого потребность в услугах сторонних организаций226 518,33199 143,33-27 375,00-12,09Часть 2. Формирование расходов и оплат на основании потребностей подразделения

  

 

 

Расходы на рекламу и маркетинг         ИТОГО расходы рекламы и маркетинга   278 091,96  280 892,862 800,901,01  

Часть 2. Планирование доходов от рекламной деятельности

 Итого доходы рекламы и маркетинга   394 762,88  330 464,00    Итого доходы-расходы   116 670,92  49 571,14-67 099,78-57,51 Как уже отмечалось выше, одной из функций бюджетирования является контроль отклонений фактических расходов и доходов от планируемых. Эта функция реализуется посредством анализа и сравнения отклонений с предыдущими показателями и выявления причин их возникновения. Выявление отклонений является первым шагом по оценке эффективности деятельности предприятия кинематографии в современных рыночных условиях. Предложенный в работе подход предполагает ежемесячное сравнение фактических и плановых затрат и доходов по каждому бизнес-процессу с указанием причин их появления. На основании полученных данных принимаются управленческие решения, направленные на регулирование процессов, которые повлияли на возникновение отклонений, а также на устранение факторов, способствующих их появлению в будущем.

Следующим шагом в алгоритме разработки и оценки эффективности деятельности предприятия кинематографии является разработка показателей эффективности его деятельности по каждому бизнес-процессу.

В таблице 2 представлены показатели оценки деятельности бизнес-процесса «Реализация услуг (кинотеатр)».

Таблица 2 – Показатели оценки деятельности бизнес-процесса «Реализация услуг предприятия кинематографии (кинотеатр)»

№ п.п

Статьи бюджета

Ед. изм.

Итого декабрь 2012

План

Факт

Отклонения

кол-вонормативсуммакол-вонормативсуммаФакт-План  

Часть 3. Показатели оценки деятельности бизнес-процесса «Реализация услуг предприятия кинематографии (кинотеатр)»

1Количество проданных билетов 17 445  19 031  1 586 2Средняя заполняемость зала в день  25,96%  28,32% 2,36%            3Маржинальная прибыль   1 456 504,63  1 625 820,29169 315,65 4Маржинальная рентабельность  57,88%  60,30% 2,42%            5% операционных затрат в объеме реализации услуг  48,63%  47,1% -1,52%            6Количество жалоб, претензий    8    7Время разрешения претензии клиента     25 мин.             8Количество сотрудников 9  9  0           9Количество сбоев и ремонтов оборудования     3    10Доля времени под простоями и неполадками     10%   

Как показывает проведенный анализ деятельности на основе разработанной системе сбалансированных показателей, предприятие кинематографии (кинотеатр) обладает достаточно высокими показателями эффективности деятельности не только в финансовом плане, но также и в управлении персоналом, потребительской составляющей. Этому способствует организация бюджетирования на предприятии кинематографии и осуществление управления на ее основе, которая позволяет структурировать всю деятельность предприятия по бизнес-процессам, выявляя наименее/наиболее эффективные, и назначить субъектов, ответственных по каждому из них. В свою очередь, выделение бизнес-процессов позволяет в равной мере учитывать важность всех составляющих элементов, своевременно выявлять возникающие отклонения, сопоставляя фактические и плановые расходы/доходы, определять причины их возникновения и принимать управленческие решения по их устранению, что в целом обеспечивает достижение краткосрочных и долгосрочных целей предприятия, а также конкурентоспособность предприятия кинематографии.

3. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Научная новизна результатов исследования, полученных автором, заключается в следующем:

расширена трактовка категорий «бюджет» и «бюджетирование» применительно к предприятиям кинематографии, согласно которой данные понятия рассматриваются как системные понятия, содержательное наполнение которых определяется, с одной стороны, их рыночным характером, а, с другой, — бизнес-ориентированным характером, отражающим все традиционные содержательные элементы, такие как финансовое управление, планирование и контроль;

обоснована целесообразность внедрения бюджетирования на предприятиях кинематографии как эффективного инструмента управления предприятием на различных этапах его развития, который позволяет реализовать ряд функций управления и внутрифирменного планирования, таких как координирование, стимулирование, сопоставление, измерение, прогнозирование;

предложен комплексный содержательный подход к рассмотрению понятия бюджетирования как элемента системы управления (институциональный подход), и как процесса планирования, контроля, оценки и принятия решений на основе выявленных отклонений (процессный подход);

систематизированы и уточнены функции бюджетирования, а также методические подходы к бюджетированию. Представлена классификация методов бюджетирования в зависимости от классификационных признаков, таких как: направление информационного потока, информационная база и база выделения центров ответственности;

автором предложен комплексный метод организации бюджетирования для предприятий кинематографии, основанный на бизнес-ориентированном подходе, который отличается от существующих аналогов тем, что основывается на выделении бизнес-процессов предприятия кинематографии, закрепления за ними определенных управленческих функций и контроле эффективности их осуществления с помощью системы показателей бюджетирования, что позволяет оценить рыночные условия и потенциал предприятия кинематографии, провести их анализ и сформировать управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности предприятий;

предложен состав бюджетов бизнес-процессов предприятия кинематографии, определена их взаимосвязь и последовательность разработки;

разработана система сбалансированных показателей бюджетирования, как инструмент реализации бизнес-стратегии предприятия при организации бюджетирования с использованием бизнес-ориентированного подхода и на ее основе проведен анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия кинематографии.

Практическая значимость исследования состоит в получении автором результатов, которые могут быть применены в качестве методических основ организации бюджетирования в системе управления предприятием кинематографии, основанного на бизнес-ориентированном подходе, а также оценке эффективности его деятельности с помощью разработанных показателей.

Полученные результаты внедрены в практическую деятельность ООО «КИНО для ЛЮДЕЙ» в виде рекомендаций по организации бюджетирования и методики расчета показателей оценки деятельности предприятия, а также использованы в деятельности ООО «Крисберг» в виде методических рекомендаций подразделениям предприятия по определению бизнес-процессов и методики расчета бюджетов по каждому бизнес-процессу. Также полученные результаты применялись при проведении лекций и практических занятий по дисциплине «Внутрифирменное бюджетирование в СКС» в ФГБОУ ВПО СПБГУКиТ.

Структура

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии. Изложена на 163 страницах, содержит 36 таблиц, 23 рисунка, 19 приложений, 140 библиографических источников.

Во введении обоснована актуальность диссертационного исследования, установлены цели и задачи, объект и предмет исследования, определена теоретическая основа, показаны полученные автором научные результаты, приведена практическая значимость проведенного диссертационного исследования и авторские публикации по данной теме.

В первой главе «Анализ состояния проблемы разработки и организации бюджетирования на предприятиях кинематографии» выявлены тенденции развития предприятий кинематографии в современных условиях, проведено исследование роли и места бюджетирования в системе управления предприятием кинематографии, которое позволило уточнить понятия «бюджет» и «бюджетирование» в рамках предлагаемого подхода, а также определить его функции, принципы и основные этапы организации бюджетирования на предприятиях кинематографии.

В рамках второй главы «Анализ основных подходов к формированию методов бюджетирования и разработка ключевых показателей эффективности деятельности предприятий кинематографии» выполнен анализ современных методических подходов к бюджетированию, определена возможность применения их в кинематографической отрасли, а также разработана обобщенная классификация выделенных методов. Предложен метод бюджетирования, основанный на бизнес-ориентированном подходе, рассмотрены его особенности и процесс составления бюджетов, в качестве инструментов управления в котором используется сбалансированная система показателей по каждому бизнес-процессу для предприятий кинематографии.

В третьей главе «Методическое обеспечение организации бизнес-ориентированного бюджетирования на предприятиях кинематографии» разработана комплексная методика организации бизнес-ориентированного бюджетирования на предприятиях кинематографии, в рамках которой определены и логически увязаны этапы бюджетирования, сформирован инвестиционный бюджет, как базовый элемент системы бюджетного управления предприятием; разработана система бюджетов, ориентированная на экономический результат, и представлена ее структура; сформированы центры ответственности по бизнес-процессам; предложена система показателей по каждому бизнес-процессу для управленческой оценки деятельности предприятия кинематографии и разработки управленческих решений.

В заключении сформулированы предложения и выводы, вытекающие из диссертационного исследования.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст