Совершенствование профессиональной подготовки эстрадного исполни

На правах рукописи

АРУТЮНОВА АРЕВИК БОРИСОВНА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭСТРАДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ (ВОКАЛИСТА) НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(музыка)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва – 2013

Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Белгородском государственном институте искусств и культуры

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Цыпин Геннадий Моисеевич

Официальные оппоненты: Зацепина Мария Борисовна

доктор педагогических наук, профессор,

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова,

профессор кафедры эстетического воспитания

Судакова Наталия Евгеньевна

кандидат педагогических наук,

Российский государственный социальный университет, старший преподаватель кафедры социологии и философии культуры

Ведущая организация: ГОБУ ВПО «Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке»

Защита состоится « 27 » февраля 2013 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская д. 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская д. 16/18.

Автореферат разослан « » 2013 года

Ученый секретарь

диссертационного совета Геворгян Н. Р.

Общая характеристика работы

Музыкальная эстрада занимает сегодня одно из ведущих мест в так называемой «массовой культуре». Пропагандируемая практически всеми современными средствами массовой коммуникации, прежде всего радио и телевидением, музыкальная эстрада пользуется широкой популярностью у слушательской аудитории. Всемерно способствует пропаганде музыкальной эстрады и индустрия звукозаписи.

Игнорировать влияние, которое оказывает музыкальная эстрада на вкусы широкой публики, на её предпочтения, эстетические критерии и ориентиры, её запросы, потребности и т.д. сегодня практически невозможно. Массовое музыкальное искусство – а эстрада является его неотъемлемой частью — выступает «зеркалом культуры нашего времени». При известной гиперболизации этого утверждения, оно, однако, недалеко от истины.

Между тем, указывая на очевидное и устойчивое влияние эстрады, нельзя не отметить, что оно весьма неоднозначно и противоречиво по своим результатам. Есть основания утверждать, что в ряде случаев современная эстрада наносит ощутимый урон художественно-эстетическому воспитанию российского общества, в первую очередь — молодёжи. Специалисты практически единодушно отмечают «дефицит качества нашей музыкальной эстрады, засилье устаревших форм, слабую техническую оснащённость, нехватку профессионализма…».

Последнее обстоятельство заслуживает особого внимания. Среди тех, кто представляет современную российскую музыкальную эстраду, чрезмерно велик процент самоучек, дилетантов, иными словами, исполнителей, профессиональный уровень которых откровенно низок. Причин в данном случае несколько. Одна из основных и главных – отсутствие необходимой и достаточной специальной подготовки у большинства исполнителей, выходящих сегодня на концертную сцену, встречающихся с широкой публикой, делающих записи в студиях радио и телевидения. Имеет значение и тот факт, что центральной фигурой, определяющей и регулирующей состояние дел в мире современной эстрады, является менеджер (продюсер), деятельность которого в большинстве случаев также далека от норм музыкальной культуры и художественно-эстетических критериев. Доминирует установка на коммерческий успех, а он в сфере эстрады зачастую не сопрягается напрямую с профессионализмом, с критериями высокого художественного вкуса.

Отсюда противоречия: а) между задачами эстетического воспитания российской молодёжи, организацией культурного досуга людей, – и низким качественным уровнем эстрадной продукции, предлагаемой, как правило, современной российской аудитории; б) между профессиональными требованиями к подготовке эстрадных исполнителей (в частности, вокалистов) – и неразработанностью ряда важных аспектов этой подготовки.

В то же время нельзя не отметить, что история отечественной эстрады богата яркими творческими достижениями, связанными с деятельностью таких мастеров как К. Шульженко, М. Бернес, М. Магомаев, Э. Хиль, М. Кристаллинская и др.

Тем более неприемлемой представляется ситуация, отмеченная заметным снижением качественного уровня современной эстрады, характеризующегося отходом от ранее завоёванных рубежей.

Необходимость обозначить реальные пути выхода из сложившейся ситуации определяет актуальность настоящего исследования.

Его цель – разработать теоретико-методические основы профессиональной подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов) в современных музыкальных учебных заведениях.

Объект исследования – учебно-воспитательный и образовательный процесс на эстрадно-джазовых отделениях и факультетах современных музыкальных учебных заведений.

Предмет исследования – содержание, организация и методика работы в вокальных классах указанных учебных заведений.

Гипотеза исследования:

В адрес российской музыкальной эстрады высказываются неоднозначные, противоречивые суждения и мнения. Пользуясь симпатиями массовой аудитории (прежде всего молодёжной), современная эстрада вызывает одновременно открытое неприятие определённой части слушателей. Принято считать, что тут имеет место традиционный антагонизм «лёгкой» и «академической» (классической) музыки. Однако подобное мнение во многом ошибочно. Есть основания предполагать, что неприятие образцов современной музыкальной эстрады связано не с жанром как таковым, а с низким качественным уровнем эстрадной «продукции».

Ситуация может измениться в лучшую сторону, если:

1) профессиональная подготовка артистов эстрады будет поднята на должный уровень, станет адекватной подготовке музыкантов академического профиля; если усилиями руководителей соответствующих учебных заведений, педагогов-практиков, музыкальных критиков, квалифицированных менеджеров будут поставлены барьеры на пути дилетантизма и безвкусицы;

2) будут внедрены современные подходы к обучению, в частности, целесообразное в данном случае модульное обучение, учитывающее (момент принципиально существенный) специфику рассматриваемого вида деятельности, позволяющее выстраивать учебно-образовательный процесс на базе системно организованных, структурно целостных «единиц» (модулей), сочетающих в себе необходимую профессиональную информацию с индивидуально ориентированной методикой формирования исполнительских (вокальных) умений и навыков;

3) работа в классах музыкальной эстрады будет: а) строиться на основе учебного репертуара, отвечающего соответствующим художественно-эстетическим критериям (что далеко не всегда имеет место на практике), и б) в соответствии с принципом контекстного обучения, когда в ходе работы (в её контексте) осваивается весь комплекс выразительно-технических средств, релевантных нормам профессионализма и высокого художественного вкуса; когда учащимся преодолевается, постепенно и плавно, дистанция между одним видом деятельности (учебной) и другим (профессионально-исполнительским) путём органичного освоения, «вживания» в неё, ассимиляции её в различных видах и проявлениях;

4) одним из обязательных компонентов учебного процесса станет освоение техники невербального общения исполнителя (мимика и жестикуляция, эстетика сценических движений и др.).

Задачи исследования:

1.  Определить факторы, отрицательно влияющие на общую ситуацию в области отечественного эстрадного музыкального искусства.

2.  Выявить причины, ухудшающие показатели профессиональной готовности выпускников эстрадно-джазовых отделений музыкальных учебных заведений к концертно-исполнительской деятельности.

3.  Отработать необходимый музыкально-педагогический инструментарий, способный повысить уровень профессиональной подготовки артистов современной музыкальной эстрады. Учитывая, что критическое отношение специалистов и эрудированных любителей музыки адресовано чаще всего эстрадным певцам, сосредоточить специальное внимание на проблемах повышения их квалификации – формировании разностороннего художественного сознания певцов, пополнения багажа профессиональных знаний, расширении общекультурного кругозора.

4.  Изучить комплекс вопросов, связанных с оптимизацией учебно-образовательного репертуара будущих эстрадных певцов; уточнить художественно-эстетические и профессионально-технические параметры этого репертуара.

5.  Дать учащимся всестороннее и профессионально обоснованное представление о комплексе невербальных средств выразительности в деятельности эстрадных исполнителей (жестикуляции, мимике, пластике сценических движений).

6.  Проверить опытно-экспериментальным путём целесообразность и обоснованность установок и рекомендаций, выработанных в русле настоящего исследования.

Методологическую основу исследования составили: а) теоретические положения, относящиеся к развивающему обучению в различных его аспектах и характеристиках (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, И.С. Якиманская, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.); б) работы специалистов в области художественно-творческого воспитания и образования (А.Ю. Гончарук, М.Б. Зацепина, Н.И. Киященко, Т.С. Комарова, А.И. Щербакова и др.); в) методологические идеи и дидактические подходы российских педагогов-музыкантов (Л.Г. Арчажникова, Г.А. Аванесова, Т.И. Бакланова, И.В. Евтушенко, О.П. Козьменко, А.В. Малинковская, И.Н. Немыкина, А.И. Николаева, Л.А. Рапацкая, О.П. Радынова, П.А. Хазанов, Г.М. Цыпин); г) труды теоретиков и практиков в области вокального искусства (Л.Б. Дмитриев, Г.П. Стулова, А.Г. Менабени, А.С. Яковлева, Н.М. Малышева и др.), работы специалистов в области эстрадно-джазовой музыки (В.Г. Кузнецов, И. Бриль, А.Д. Жарков, Л.М. Кадцын и др).

Методы исследования включали в себя: теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, культурология, эстетика, музыкознание); обобщение передового педагогического и музыкально-исполнительского опыта в области эстрадного искусства (в частности, вокала); ретроспективный анализ личного профессионального опыта автора диссертации; использование комплекса методов эмпирического уровня: пролонгированных педагогических наблюдений, собеседований, анкетирования, серии констатирующих и обучающих экспериментов.

Новизна исследования:

=  Дан критический анализ современной российской музыкальной эстрады; выявлены и проанализированы её теневые аспекты; рассмотрен комплекс причин создавшейся ситуации в области эстрадно-джазовой культуры.

=  Проанализированы различные стороны профессиональной подготовки обучающихся на эстрадно-джазовых отделениях в музыкальных учебных заведениях соответствующего профиля; определены и систематизированы главные компоненты этой подготовки, оптимизированы их состав и взаимосвязи в процессе обучения.

=  Очерчены основные направления учебно-воспитательной работы педагога, специализирующегося на подготовке артистов эстрады; скорректирована стратегия и тактика этой работы, уточнены её цели и задачи, виды, формы и методы.

=  Выявлены особенности обучения эстрадных певцов с учётом специфики их профессии; рассмотрен комплекс вопросов, относящихся к технике звукоизвлечения, умению использовать широкий спектр тембровых красок при пении, отработке «механизмов» дыхания и др.

=  Изучены возможности продуктивного использования модульного и контекстного обучения в музыкально-исполнительских классах различного профиля.

=  Показаны корреляционные связи и зависимости между качественными характеристиками учебного репертуара и процессами формирования у эстрадных певцов профессиональной культуры, эстетического сознания, художественного вкуса; результаты обучения в классах музыкальной эстрады соотнесены с «репертуарной политикой» педагога, рассмотрены в плане зависимости от изучаемых произведений.

Теоретическая значимость исследования.

Рассмотрен в теоретическом ракурсе широкий круг вопросов, связанных с профессиональной подготовкой музыкантов-исполнителей эстрадного профиля. Проанализированы проблемы оптимизации соответствующих занятий, повышения их КПД; уточнены вопросы соответствия содержания и методов обучения целям и задачам воспитания высококвалифицированных специалистов в указанной области. Определены основные векторы деятельности педагога-музыканта, направленные на внедрение и адаптацию в учебно-образовательном процессе современных подходов к обучению. Отработана технология структурирования учебной деятельности, построенной на сочетании и логической взаимосвязи отдельных блоков, в которых органично сочетаются профессиональная информация с практико-ориентированными действиями и средствами самоконтроля.

Практическая значимость исследования.

Автором даны конкретные рекомендации, адресованные педагогам-практикам; обоснованы методы учебно-воспитательной работы, способные реально помочь как преподавателям, так и обучающимся на эстрадных отделениях музыкальных учебных заведений.

Материалы работы могут быть использованы: а) в рамках лекционного курса «Методика обучения эстрадно-джазовому искусству»; б) при составлении учебно-образовательных программ соответствующей направленности; в) на индивидуальных занятиях в классе эстрадного вокала.

Положения на защиту:

1.  Профессиональная подготовка эстрадного исполнителя должна включать в себя усвоение музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, относящихся к формо-структурам музыкальных произведений, основным выразительно-изобразительным средствам, стилевым феноменам и т.д. Одна из центральных задач педагога, особенно актуальная на занятиях с будущими эстрадными исполнителями, – формирование разностороннего художественного сознания, расширение общего и профессионального кругозора.

2.  Сочетание модулей в учебно-образовательном процессе, их логическая последовательность в ходе занятий должны основываться на принципе «от простого – к сложному», исходить из меры посильной трудности для обучающихся, которые, вступая в профессию, не располагают зачастую необходимым потенциалом знаний.

Только учёт индивидуальных познавательных возможностей учащихся (равно как и их природных данных, ресурсов, уровня компетенции), только постепенное усложнение познаваемых явлений музыкальной культуры, связей и отношений между ними, способен обеспечить оптимальную стратегию развития будущего исполнителя.

3.  Учебная и профессиональная деятельность — непосредственно и тесно сопрягающиеся, но не идентичные виды деятельности. Преодоление дистанции между одним (учебным) и другим (профессиональным) видом деятельности связано нередко с немалыми трудностями для начинающих исполнителей. Задача в том, чтобы не просто моделировать в обучении практику профессиональной деятельности, а личностно освоить её, ассимилировать в различных её компонентах и проявлениях; освоить при педагогической поддержке, которая должна постепенно становиться всё менее заметной и ощутимой.

4.  Опыт свидетельствует, что далеко не всегда на занятиях в классе эстрадного вокала используется высокохудожественный репертуар. Это обстоятельство негативно влияет на качество подготовки будущих артистов, ибо учебный репертуар формирует вкусы, эстетические потребности, запросы, идеалы. Нельзя не учитывать, что только на основе подлинно художественного репертуара кристаллизуются разнообразные по составу высококачественные профессиональные умения, в конечном счёте формируется исполнительское мастерство.

Диаметрально противоположная ситуация складывается при использовании низкопробного репертуара, способствующего образованию разного рода исполнительских штампов, клише и т.п.

5.  Одна из ключевых фигур в искусстве музыкальной эстрады – фигура вокалиста. От него во многом зависит общее состояние дел в данной области. Именно эстрадный вокал чаще всего вызывает критическое отношение специалистов и эрудированных любителей музыки. «Профессиональная недостаточность» многих исполнителей, даже пользующихся популярностью у широкой публики, вполне очевидна. Доминирует глубоко ошибочное убеждение, согласно которому пение в его «микрофонном варианте» не требует от артиста специальной вокально-технической подготовки. Между тем, такая подготовка во всех случаях необходима, и её важнейшими компонентами являются: техника звукообразования, координация внутреннеслуховых представлений и их реального воплощения в пении, отработка «механизмов» дыхания, нейтрализация мышечных «зажимов» в процессе пения.

6.  Немаловажная роль в искусстве эстрадного певца принадлежит и внешней экспрессии – жестикуляции, мимике, пластической выразительности (телодвижениям) – то есть всему комплексу «невербальных» средств воздействия на аудиторию. Профессиональная подготовка артиста эстрады предполагает работу и в этом направлении.

Достоверность результатов исследования обеспечена: а) использованием методологии работы, отвечающей её специфическим особенностям и свойствам, целям и задачам; б) опорой на необходимый круг научно-литературных источников, связанных с проблемами современной эстрадной музыки; в) результатами опытно-экспериментальной работы, релевантной проблематике исследования и включавшей в себя такие виды эмпирической деятельности как педагогические наблюдения, беседы и анкетирование, обучающий (формирующий) эксперимент.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на заседаниях кафедры педагогики и методики профессионального образования, в процессе выступлений и докладов на научно-практических семинарах, совещаниях и всероссийских конференциях: (г. Белгород – 2009, 2011 гг., г. Курс — 2011 г.), публикаций основных положений работы автора (г. Волгоград – 2011 г., г. Краснодар — 2012 г.), а также посредством опытно-экспериментальной работы в качестве аспиранта-преподавателя на факультете музыкального творчества Белгородского государственного института культуры и искусств.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Первая глава диссертации – Проблемы профессионально-ориентированной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста) – включает в себя четыре параграфа. В 1-м из них – Виды и функции современного эстрадного (музыкального) искусства – рассмотрено общее состояние отечественного эстрадного искусства, дана его общая характеристика, обозначены некоторые критические подходы к этому виду искусства.

В исследовании отмечено, что в силу ряда причин, в частности, благодаря интенсивному развитию информационно-коммуникативных технологий и средств «музыкальной индустрии», эстрадная музыка пользуется сегодня большим спросом у широких слоёв населения, прежде всего в кругах молодёжи. Такова ситуация в Европе, в США, во многих других регионах мира.

Российская музыкальная эстрада в этом плане не представляет исключения. Страна живёт сегодня в эпоху массовой музыкальной культуры. «Достаточно оглянуться вокруг, присмотреться к окружающему нас миру, чтобы признать непреложность данного факта: на телевизионных экранах, на подмостках сцен, в радиоэфире (…) везде правит бал и задаёт тон вездесущий масскульт».

Функции эстрады в общественной жизни являются предметом оживлённых дискуссий специалистов – философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов-музыкантов. Чаще всего выделяются следующие функции: а) функция общения, объединения и эмоционального контакта между многочисленными контингентами людей; б) функция релаксации (расслабления, отдыха), отвлечения от обихода, от повседневных тягот и забот; в) функция развлекательного свойства, связанная с досуговым времяпровождением. Иногда можно слышать о художественно-эстетической, воспитательной роли эстрадной музыки. Определённые основания для таких суждений есть, но лишь применительно к высокохудожественным образцам этого вида искусства.

Быстрый рост популярности эстрадного музыкального искусства в последние десятилетия имел, как выяснилось, и оборотную сторону. По мере количественного увеличения эстрадной продукции снижался, и заметно, её качественный уровень. Массовой аудиторией это, к сожалению, практически не замечается. Её нетребовательность, с одной стороны, и настойчивые усилия рекламы, с другой стороны, приводят к тому, что удельный вес низкопробной эстрадной продукции постоянно растёт.

Нельзя не сказать в этой связи о роли шоу-бизнеса в современной социокультурной практике. Им используются все имеющиеся в его распоряжении возможности (а масштабы их трудно переоценить) для продвижения на «рынке сбыта» нужных ему исполнителей. Умело используется в этих целях современная звуко-акустическая, компьютерная и лазерная аппаратура. Традиционный эстрадный концерт, в котором первостепенную роль играло ранее качество музыки и профессиональные достоинства исполнителей (певцов, инструменталистов), вынужден ныне уступить место внешне эффектным шоу-программам с их броскими декорациями и костюмами участников, оглушительными шумовыми эффектами, экстравагантными танцевальными номерами и прочие. Исполнители в этих условиях теряют непосредственный контакт со слушательской аудиторией, игравший такую важную роль в искусстве К. Шульженко, М. Бернеса, Э. Хиля, М. Кристаллинской, М. Магомаева и других мастеров. Важна теперь иная атрибутика, иные эффекты. И вообще важны другие факторы. На передний план, по примеру Запада, выдвигаются менеджеры и продюсеры: они организаторы «производства» эстрадной продукции, организаторы коммерческих успехов шоу-бизнеса. В порядке обобщения можно заметить, что многие аксессуары современной российской эстрады напрямую заимствованы из западноевропейского и американского эстрадно-джазового обихода.

Отмечая тенденции, характеризующие сегодняшнюю эстраду, не следует полагать, что стоящие перед ней задачи менее просты, нежели в прошлом. Скорее наоборот. Чтобы не сдать позиций, не потерять интереса публики приходится искать новые средства выразительности, новые сценические приёмы, способные привлечь внимание широкой публики. Отсюда новые требования к исполнителю, в частности, вокалисту, требования, связанные с искусством сценической «речи», мимикой, пластикой телодвижений, жестикуляцией, всем тем набором выразительно-технических аксессуаров, который способствует в итоге созданию рельефного сценического образа. Не утратили, естественно, своей актуальности и требования к вокальной технике, недостаточность которой, будучи очевидной, делает практически не решаемой ни одну из стоящих перед исполнителем задач.

Не всеми эстрадными певцами осознаются проблемы, связанные с пением «под микрофон». Значительная часть исполнителей полагает, что пение в «микрофонном варианте» упрощает стоящие перед ними задачи, что оно снимает многие трудности, с которыми их коллеги сталкивались ранее, что микрофон освобождает от необходимости иметь природные вокальные данные, владеть техникой голосоведения, равно как и другими атрибутами вокального мастерства. Такое отношение к профессии может рассматриваться как одна из причин снижения качества современного эстрадного музыкального искусства.

Название 2-го параграфа первой главы – Оптимизация профессиональной подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов) в музыкальных учебных заведениях.

«Большая популярность и широкое распространение любительских эстрадных и джазовых оркестров, инструментальных, вокально-инструментальных ансамблей, рок-групп в нашей стране, их влияние на эстетическое развитие молодёжи, а также разнообразие возможностей воспитательного действия на неё средствами данного жанра музыкального искусства требуют постоянного совершенствования системы подготовки кадров с высшим образованием (…) Только поставив дело образования в этой области на подлинно профессиональный уровень, можно бороться за хороший вкус, за высокое качество исполнения эстрадной и джазовой музыки» (О.Лундстрем).

В параграфе анализируются основные аспекты профессиональной подготовки обучающихся на эстрадно-джазовых отделениях, определяются направления работы, которые с точки зрения автора диссертации могут рассматриваться как магистральные в процессе решения задач, стоящих перед будущими эстрадными исполнителями и их сегодняшними учителями. Настоящее исследование подтвердило, что необходимо исходить из того, что:

1. Подготовка эстрадных исполнителей должна быть поставлена на твёрдую профессиональную основу, как это традиционно практикуется в академическом искусстве. Необходимо изучение музыкально-теоретических дисциплин и музыкально-исторических дисциплин в объёме, соответствующем современным требованиям в области музыкальной культуры. Необходимо знание основных феноменов эстрадно-джазового искусства — как американского, так и западно-европейского. Только всестороннее и достаточно основательное образование закладывает основы профессиональной культуры, которая, как свидетельствует практика, присуща далеко не всем современным эстрадным исполнителям.

Фундаментализацию образования, широкий охват многообразных художественных явлений и феноменов следует рассматривать как один из принципиально важных векторов музыкальной педагогики нашего времени, включая и педагогику, имеющую отношение к эстрадно-джазовому искусству.

2. Принципиально важный аспект подготовки музыкантов-исполнителей связан с учебным репертуаром. Сегодня приходится констатировать, что этот репертуар представлен чаще всего ограниченным набором популярных эстрадных шлягеров. Отсутствует стратегическая линия в освоении учащимися многослойных и стилистически разноплановых репертуарных пластов, что резко сужает музыкальный кругозор молодёжи, ведёт к односторонности её развития. Немаловажен и тот факт, что, копируя репертуар других исполнителей, молодой исполнитель неосознанно копирует и другие, подчас чуждые ему манеры исполнения, что наносит существенный урон его собственной творческой индивидуальности.

Речь о том, что эклектичность подборок эстрадных номеров, объединённых неким «общим переплётом», необходимо пресекать еще на стадии учебного процесса.

К сказанному можно добавить, что репертуар провоцирует зачастую и огрехи вкуса, пошлость исполнительских манер, художественно-эстетическую «невоспитанность», которая отличает многих эстрадных исполнителей (к сожалению, отличает и некоторых их учителей). Вкус нельзя развивать и совершенствовать вообще, безотносительно к тем или иным факторам и обстоятельствам. Его можно формировать, работая над сценическими манерами исполнителя, над его движениями, жестами, мимикой, стилистикой общения с аудиторией, выбором костюма для выступления и т.д. Вкус кристаллизуется в русле развития общей и профессиональной культуры музыканта, но прежде всего он складывается при отборе учебного и концертного репертуара.

3. Установка на оптимизацию репертуара учащегося обретает смысл и реальную продуктивность, когда педагог отдаёт себе отчёт, что должно рассматриваться в качестве основных компонентов этого репертуара, его стилевых и жанровых составляющих. Проведённое исследование, а также обобщение передового музыкально-педагогического опыта в области эстрадного искусства подтвердили целесообразность включения в репертуар обучающихся популярных образцов песенного творчества советских композиторов, равно как и произведений, заимствованных из сферы национального музыкального фольклора. Должна быть, естественно, представлена в учебно-педагогическом репертуаре современная отечественная эстрада, а также лучшие образцы зарубежного эстрадно-джазового искусства (американского, западноевропейского).

Учащимся следует почувствовать, ассимилировать в художественном сознании особенности стилистики различных направлений эстрадно-джазового искусства, как современных, так и сохранившихся на исторической дистанции, причём, не только познакомиться с ними, но и практически опробовать некоторые их образцы в собственной исполнительской деятельности.

4. Цель обучения не только в приобщении учащегося к художественной культуре, не только в расширении его репертуарного кругозора (при всей важности обеих этих задач), но и в том, чтобы помочь молодому исполнителю найти свой индивидуально-личностный подход к музыкальному материалу, его самобытной трактовке; вывести исполнителя на тот уровень, когда слушателем начинает ощущаться индивидуально-неповторимое «Я» музыканта-интерпретатора. Звучащая музыка, говорил Б.Вальтер, является проводником индивидуальности артиста, наподобие того, как металл является проводником тепла. Эти слова в такой же мере применимы к эстрадно-джазовому искусству, как и к искусству классики. Именно размытость артистической индивидуальности, стандартизация исполнительской «продукции» и свидетельствуют о невысоком качественном уровне современной музыкальной эстрады, выступают одной из очевидных примет её художественной недостаточности.

Разумеется, субъективная неповторимость манеры исполнения, её «особость» — это прежде всего результат природной одарённости музыканта. Но немаловажное значение имеет и методология работы педагога, либо способствующая развитию творческой индивидуальности учащегося, либо препятствующая этому. Как и в классах академического пения, в классах эстрадного вокала может использоваться многообразный спектр приёмов и способов учебно-воспитательной деятельности. На полюсах этого спектра могут располагаться пассивно-репродуктивный метод, с одной стороны, и творчески-поисковый, с другой стороны. Естественно, обращение к тому или иному методу определяется всей совокупностью факторов, связанных с возрастом учащегося, степенью его одарённости, профессиональной подготовленности и прочие. Однако, стратегическая направленность действий педагога должна быть сориентирована таким образом, чтобы эти действия в конечном счёте способствовали выявлению индивидуальности учащегося, развивали, а не приглушали её.

Одна из причин «безликости» исполнителей, стёртости, неопределённости их индивидуального облика – неумеренное использование звукозаписей в процессе занятий. Записи известных певцов могут многому научить, но, одновременно, и могут отучить от поиска собственных интерпретаторских решений. Следует иметь в виду это обстоятельство.

5. Совершенствование профессиональной подготовки будущих исполнителей, повторим, зависит от того, как их учат, а это напрямую зависит от того, кто их учит. Требования к педагогу эстрадного отделения (факультета) мало чем отличаются в основе своей от требований к педагогу, работающему в классе академического пения. В обоих случаях надо хорошо знать специфику того вида деятельности, в которой работаешь, надо владеть методологией педагогической деятельности в традиционном толковании этого понятия. Приходится констатировать, что дефицит квалифицированных специалистов в области преподавания эстрадного вокала еще более очевиден, нежели дефицит эстрадных исполнителей. И людям, занимающим ответственные посты в системе отечественного музыкального воспитания и образования, не следует забывать, что педагогов в области музыкальной эстрады надо готовить, как надо готовить специалистов в любой сфере человеческой деятельности.

Название 3-го параграфа первой главы – Основные аспекты технической подготовки эстрадного певца (вопросы теории и методики). В параграфе обосновывается дефиниция понятия техника вокалиста; анализируются основные компоненты технического мастерства эстрадного певца. Техника характеризуется как совокупность профессиональных умений и навыков, позволяющая исполнителю реализовать свои художественно-творческие замыслы. В этой связи анализируется понятие «постановка голоса», рассматриваются различные теоретико-методические аспекты постановки голоса; анализируются вопросы, связанные с координацией внутреннеслуховых представлений исполнителя и средств их реализация в процессе пения. В исследовании уделяется необходимое внимание отработке основных элементов дыхания вокалиста; рассматриваются факторы, позволяющие нейтрализовать отрицательные последствия мышечных «зажимов» при пении; добиваться ровности звучания голоса на всём его диапазоне; овладевать основными видами «атаки» звука; вырабатывать ясную и чёткую дикцию; расширять звуковой диапазон и т.д. Особое внимание уделяется проблемам, связанным с индивидуальной тембровой окраской голоса исполнителя, соответствием тембровых красок тем художественно-образным задачам, которые возникают в ходе интерпретации музыкального произведения.

Техника вокалиста, говорится в диссертации, совершенствуется как в живом исполнительском процессе, так и в русле работы над специальными упражнениями. Последние, с точки зрения автора диссертации, есть смысл дифференцировать по двум основным направлениям и видам вокально-технической работы: а) упражнения различной конфигурации, к примеру, гаммообразные последования либо скачкобразные звуковые комбинации (по терциям, квинтам, октавам; б) эстрадно-джазовые этюды и их элементы, посредством которых учащиеся осваивают специфику различных приёмов и способов звукоизвлечения, интонирования, фразировки, и т.д.

Вокально-технические экзерсисы отвечают своему предназначению тогда, когда они вводят учащегося в сферу эстрадно-джазового исполнительства во всём многообразии её художественно-стилевых проявлений, способствуют выработке широкого и устойчивого арсенала выразительно-технических средств, что, собственно, и должно быть одной из главных задач обучения на соответствующих отделениях и факультетах музыкальных учебных заведений.

4-й параграф первой главы называется: Методологические подходы в работе с обучающимися на эстрадных отделениях музыкальных учебных заведений.

Настоящее исследование позволяет утверждать, что успешность работы педагога на эстрадных отделениях в значительной мере зависит от его готовности и способности опираться в работе на многосторонние, концептуальные единицы учебного материала, которые, вбирая в себя всю необходимую учебную информацию, предоставляют её учащемуся в сжатом, концентрированном виде. Такие единицы, как известно, именуются в педагогике модулями. Интегрируя в себе различную по содержанию информацию, модули позволяют учащемуся усваивать те или иные знания в их различных связях и взаимоотношениях, причём связях не линейных, а многоуровневых, затрагивающих различные аспекты изучаемого материала.

Модуль — понятие достаточно ёмкое, универсальное, обобщенное. Видов и разновидностей модулей — великое множество. Эффективность их использования зависит от их релевантности (соответствия) специфике и характерным особенностям изучаемого материала. В музыке, точнее в процессе изучения эстрадно-джазовой музыки, образцом может служить модуль, в котором сведения о музыкальном произведении органично «увязаны» с информацией, имеющей отношение к автору данного произведения, к формо-структуре музыкального материала, его выразительно-технических средствам, стилевой специфике, а также сведения о различных, наиболее интересных интерпретаторских подходах, запечатлённых в звукозаписях этого произведения. Тем самым преодолевается отрывочность, разрозненность сведений, которые даются обычно учащимся на уроках «по специальности» с их нередко узко «ремесленническими» подходами, направленными на отработку тех или иных исполнительских деталей, преодоление тех или иных локальных технических трудностей.

Практика свидетельствует, что учебно-познавательная информация, содержащаяся в умело составленных модулях, успешнее трансформируется в ходе работы в процессы понимания; последние служат основой создания исполнительского замысла в сознании учащихся, инициируют деятельность, связанную с интерпретацией музыки.

Модули в свою очередь могут и должны сопрягаться друг с другом, дабы интегративные комплексы, составленные на их основе, находились в динамике, стратегически выстраивались «по восходящей».

Наряду с модульным принципом в исследовании был проверен и подтвердил свою целесообразность принцип контекстного обучения. Последний может проявлять себя в нескольких модусах. Иллюстрацией одного из них может служить изучение творчества И.Дунаевского в контексте идеологических детерминант, определявших особую атмосферу в СССР периода тридцатых годов. Еще пример: творчество Д. Шостаковича, которое также трудно понять и осмыслить вне контекста его времени.

Однако в педагогике контекстное обучение трактуется иначе. Контекстным здесь называют обучение, которое в определённое мере моделирует деятельность профессионала, как бы снимает кальку с этой деятельности. Когда учащийся самостоятельно разучивает музыкальное произведение, готовит его к открытому показу, не опираясь на помощь «постороннего лица» (то есть педагога); когда на ученика в основном возлагается ответственность за результаты его работы – это и может быть охарактеризовано как реализация принципа контекстного обучения. Последнее может иметь место – в одной из его модификаций – и в других видах художественно-творческой деятельности.

Контекстное обучение, как показало настоящее исследование, вполне может применяться в практике работы классов эстрадного вокала — разумеется, с учётом конкретной ситуации, то есть исходя из того, с каким именно учащимся применяется этот метод, в какой «дозировке» и т.д. В случае умелого использования метод даёт, как правило, высокий результат.

Разновидностью контекстного обучения, точнее, одним из его вариантов является творчески поисковая деятельность, когда учащийся практически самостоятельно решает сложный комплекс вопросов (технологических, интерпретаторских и др.), актуальных на данном этапе работы; когда реализуется столь же перспективный в творческом отношении, сколь и чреватый разного рода осложнениями метод проб и ошибок.

Вторая глава диссертации – Опытно-экспериментальное исследование процесса совершенствования профессиональной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста). В главе содержатся материалы, связанные с проверкой основных теоретико-методических положений исследования. Последнее проводилось в 2005 – 2011 гг. на базе факультета музыкального творчества Белгородского государственного института культуры и искусств (в дальнейшем БГИКИ). Испытуемыми выступили студенты 1 – 4 курсов отделения эстрадного пения (кафедра эстрадного оркестра и ансамбля) БГИКИ; в работе приняли участие также педагоги эстрадных отделений различных музыкально-образовательных учреждений г. Белгорода и области. Всего в опытно-экспериментальных мероприятиях, проводившихся в рамках настоящего исследования, приняло участие около 100 человек.

Основные этапы исследования:

1 этап (2005 – 2007 гг.): изучение специальной литературы по теме исследования; проведение 1-й стадии педагогических наблюдений;

2 этап (2007 — 2010 гг.): продолжение работы с научно-литературными источниками; уточнение понятийно-категориального аппарата исследования; разработка основных, базовых теоретико-методических положений в русле основной проблемы исследования; создание различных вариантов текста диссертации и автореферата. Этот же период был периодом интенсивного проведения всех необходимых циклов опытно-экспериментальной работы (педагогические наблюдения, педагогические беседы и анкетирование, обучающий эксперимент). Одновременно осуществлялась публикация части материалов исследования.

3 этап (2010 – 2011 гг.): завершение работы, интерпретация полученных результатов; оформление текста диссертации и автореферата; публикация основных материалов по теме исследования.

Задачи исследования заключались в следующем: а) выявить и диагностировать основные учебно-образовательные факторы, снижающие эффективность профессиональной подготовки будущих исполнителей (вокалистов) эстрадного профиля; б) разработать критерии качества профессиональной подготовки исполнителей указанного профиля; в) уточнить и обосновать теоретико-методические установки и рекомендации, направленные на повышение качественного уровня профессиональной подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов); г) проверить достоверность и обоснованность основных положений исследования в ходе опытно-экспериментальной работы.

В 1-ом параграфе второй главы дано описание педагогических наблюдений, проведенных в процессе занятий в классах эстрадного вокала БГИКИ, а также в некоторых музыкальных учебных заведениях г. Белгорода. Наряду с этим, автором обобщался и анализировался собственный опыт педагогической деятельности, накопленный за предыдущий период времени; выявлялись наряду с позитивными также и некоторые негативные аспекты этого опыта.

Данные, полученные в ходе наблюдений, которые велись в различных видах и формах, позволили сделать выводы, согласно которым один из главных недочётов практики преподавания в классах эстрадного вокала связан с просчётами в «репертуарной политике», проводящейся педагогами, с отсутствием строгого отбора репертуара; с наличием в учебных программах ряда популярных эстрадно-джазовых образцов, не отвечающих актуальным требованиям учебно-воспитательного процесса (не соответствующих, в частности, исполнительским возможностям учащихся), и, что еще существеннее, не удовлетворяющих требованиям художественного вкуса. Обнаружились факты включения в учебно-образовательный обиход произведений, отнюдь не способствующих улучшению учебного процесса, и, тем не менее, санкционированных для разучивания, что являлось результатом настоятельных просьб самих обучающихся и неоправданной в данном случае уступчивостью педагогов.

К числу недочётов, как показали наблюдения, следует отнести встречающуюся подчас бессистемность педагогических указаний (замечаний, установок и проч.), которые, высказываясь спорадически, «по случаю», не выстраиваются в итоге в дидактически организованные и логично упорядоченные структуры. Отсюда результат: дефицит чётко организованных систем специальных знаний у учащихся, непонимание формо-структур исполняемых произведений и их композиционных закономерностей, неспособность умело и грамотно распоряжаться основными средствами музыкальной выразительности. Напомним, что «если исполнитель, работая над (…) произведением, не имеет представления о самых основных гранях формы или не подозревает о трансформациях, перевоплощениях главного образа – вряд ли это помогает ему создавать в своём воображении целостную и продуманную концепцию исполнения» .

Выявление и фиксация недочётов учебно-образовательной практики проводились в ходе прослушивания исполнительских программ, предварительно подготовленных учащимися (что позволяло судить о качестве внутриклассной работы), а также в рамках проведения специальных историко-теоретических коллоквиумов, на которых учащиеся демонстрировали свои возможности в области музыковедческого анализа исполнявшихся ими музыкальных произведений.

Анализ недочётов учебного процесса привёл к пересмотру ряда его позиций. Были внесены серьёзные коррективы в репертуарные планы учащихся. В процесс внутриклассной работы были введены музыкальные произведения, принадлежащие к различным национальным школам и художественно-стилевым направлениям. Акцент был сделан на решении актуальных учебно-образовательных и художественно-воспитательных задач, на расширении и обогащении технических ресурсов обучающихся; на повышении их требовательности к себе, объективизирующейся в усилении самоконтроля и ликвидации симптоматики дилетантизма. В практику внутриклассной и самостоятельной работы учащихся были введены специальные упражнения, ориентированные на выработку необходимых в современном эстрадном искусстве выразительно-технических приёмов. Усилился курс на углублённое усвоение необходимой исполнителю музыкально-теоретической и музыкально-исторической информации.

Сопоставление данных, полученных в ходе констатирующих испытаний, проводившихся в 2007, 2008, 2009 гг., с данными, полученными на завершающей стадии работы (то есть, испытаниях, проводившихся в 2010, 2011 гг.) позволило сделать вывод об определённой динамике в развитии учащихся. Стал заметен прогресс как по линии художественно-исполнительской, отразившей общее повышении профессиональной культуры испытуемых, так и по части исполнительского техницизма.

Таблица результатов педагогических наблюдений

Таблица 1.

Критерии качества профессиональной подготовки исполнителей (вокалистов) эстрадного профиля

Уровни профессиональной подготовки исполнителей (вокалистов) эстрадного профиля

2007-08

уч. г.

(в %)

2008-09

уч. г.

(в %)

2009-10

уч. г.

(в %)

2010-11

уч. г.

(в %)

Художественно-исполнительский

высокий

13

20

33

40

средний

40

46

47

53

низкий

47

34

20

7

Историко-теоретический

высокий

13

33

47

средний

46

53

53

53

низкий

54

34

14

2-й параграф главы. Педагогические беседы и анкетирование. Их целью было изучение позиций педагогов, работающих на эстрадных отделениях музыкальных учебных заведений, выявление их взглядов на отдельные аспекты их деятельности. В беседах приняло участие около 30 человек. Каждому были предложены следующие вопросы:

С какими сложностями вы сталкиваетесь чаще всего в своей работе?

Что можно предпринять, на ваш взгляд, для улучшения художественного вкуса у обучающихся?

Каким стилям эстрадной музыки отдаётся предпочтение вами и вашими учениками?

Используются ли, и насколько интенсивно, технические средства обучения (видеозаписи и аудиозаписи) на ваших занятиях?

Что, по-вашему, можно предпринять в интересах формирования и развития творческих способностей обучающихся?

Какие меры могут быть предприняты в интересах улучшения процесса подготовки эстрадных исполнителей (певцов) на современном этапе?

В ходе бесед автора диссертации с его респондентами обсуждались различные позиции, обосновывались разные точки зрения. С целью упорядочения полученной информации и определения приоритетных «смысловых единиц», или иными словами, доминирующих взглядов, суждений и мнений собеседников, полученные ответы обрабатывались методом контент-анализа. Собранные таким образом данные были сведены в таблицу, ранговые значения которой соответствуют частоте указаний респондентов на те или иные аспекты и факторы учебной деятельности. Иначе говоря, порядковые номера нижеприведённой таблицы могут служить своего рода индикатором значимости суждений и мнений, высказанных собеседниками автора исследования:

1. Наибольшую сложность представляет недостаточно высокий уровень общей музыкальной подготовки большинства желающих заниматься эстрадным вокалом. Зачастую ощущается явный дефицит природных музыкальных данных. К сожалению, ситуация такова, что современные учебные заведения вынуждены открывать свои двери практически перед всеми абитуриентами. Исключения бывают, но они нечасты.

2. В процессе подготовки эстрадных певцов возможны улучшения. Они реально произошли бы, если был бы взят на вооружение принцип преемственности и взаимообусловленности всех ступеней музыкально-образовательной лестницы, той лестницы, которая традиционно существует в системе академических музыкальных учебных заведений. Бич нашей массовой музыкальной эстрады — дилетантизм, с ним приходится сталкиваться в самых различных ситуациях.

3. Желательно, чтобы обучающиеся соприкасались в той или иной степени со всеми основными стилями и направлениями искусства музыкальной эстрады. К сожалению, на практике многим педагогам приходится работать не только с хорошей музыкой, но и разного рода шлягерами. Нельзя же всегда игнорировать пожелания учащихся, а для них хорошо то, что модно.

4. Учебно-воспитательная практика предоставляет разные возможности формирования вкуса у учащихся – начиная от выбора песенного репертуара и кончая манерой поведения на людях. Проблема в том, чтобы сам педагог был достаточно компетентен в вопросах вкуса, во-первых, и, во-вторых, не думал бы, что все его усилия должны быть направлены только на «постановку голоса».

5. Творческие способности можно развивать только при наличии соответствующих природных данных, как говорят в таких случаях – «задатков». Далеко не каждый учащийся располагает такими данными. Если же они имеются, то наилучшим способом является создание таких ситуаций в обучении, которые обязывали бы учащегося проявлять самостоятельность, инициативу. Речь идёт о хорошо известных в педагогике проблемных ситуациях.

6. Разумеется, звукозаписи и видеозаписи должны использоваться в ходе занятий. Но обращаться к ним следует с известной осторожностью, помня о том, что далеко не каждая запись – из огромного количества имеющихся, — может быть пригодной для использования в учебном процессе. К тому же нельзя забывать, что подражание как метод работы может давать не только позитивные, но и негативные результаты.

3-й параграф второй главы. Обучающий эксперимент.

Центральным звеном опытно-экспериментальной работы автора диссертации стал обучающий эксперимент, целью которого была проверка основных теоретико-методических установок и рекомендаций, отработанных в русле настоящего исследования.

Обучающий эксперимент проводился в 2009 – 2011 гг. Автором исследования было создано две группы испытуемых – экспериментальная и контрольная по 9 человек в каждой. Исходный уровень профессиональной подготовки испытуемых обеих групп был примерно равным, что подтвердил предварительный (констатирующий) этап эксперимента. Контрольная группа занималась в соответствии с традиционными методологическими подходами, утвердившимися в практике преподавания эстрадного пения; экспериментальная группа обучалась по специальной методике, базирующейся на положениях, о которых говорилось выше и которые были отработаны в рамках настоящего исследования.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст