Смыслообразующие функции полиметрии в авторском лирическом стихо

На правах рукописи

ГОНЧАРОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ПОЛИМЕТРИИ В АВТОРСКОМ ЛИРИЧЕСКОМ СТИХОТВОРНОМ ЦИКЛЕ

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Специальность 10.01.08 – Теория литературы. Текстология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Тверь 2012

Работа выполнена на кафедре теории литературы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Тверской государственный университет

Научный руководительдоктор филологических наук

профессор

Юрий Борисович Орлицкий

Официальные оппоненты доктор филологических наук

профессор

Борис Павлович Иванюк

кандидат филологических наук

доцент

Ольга Викторовна Соколова

Ведущая организация — Самарский государственный университет

Защита диссертации состоится 4 октября 2012 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.06 в Тверском государственном университете по адресу: 170002, г. Тверь, пр. Чайковского, 70, ауд. 48

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Володарского, 44а.

Автореферат разослан « _3__» ____сентября___ 2012

Ученый секретарьС.Ю. Николаева

диссертационного совета

доктор филологических наук,

профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Среди наиболее значимых проблем теории литературы последних десятилетий исследователи выделяют вопрос о взаимоотношении ритма и смысла (Ю.М. Лотман, К.Ф. Тарановский, М.Л. Гаспаров, Ю.И. Левин). Однако этот вопрос остается не достаточно исследованным в контексте изучения жанрово-тематической специфики циклов как целостных художественных образований (В.А. Сапогов, Х.М. Мастэрд, И.В. Фоменко, Ю.Б. Орлицкий, М.Н.Дарвин, В.И. Тюпа, Л.Е. Ляпина). Проблема взаимодействия полиметрической формы и смыслового членения произведения в рамках циклического текстопостроения, отдельные аспекты которой рассматривались в работах В.А. Сапогова, М.Л. Гаспарова, Ю.Б. Орлицкого и П.А. Руднева, также требует дальнейшего изучения.

Работы исследователей, обращавшихся к вопросу полиметрической организации текста, были, как правило, посвящены решению данной проблемы на материале творчества русских поэтов XIX в. (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет) и начала ХХ в. (В. Брюсов, А. Блок, С. Есенин). В данном исследовании полиметрия рассматривается на примере лирических циклов поэтов начала ХХ в. (А. Добролюбова, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока, А. Белого, А. Ахматовой, Б. Пастернака). Анализируя полиметрически организованную структуру авторского лирического цикла, особое внимание мы уделяем особенностям циклизации стихотворных произведений Б. Пастернака, в творчестве которого возможности полиметрии лирического цикла нашли наиболее полное воплощение. Длительность творчества Пастернака позволяет проследить многообразие и динамику развития его полиметрически организованных циклов.

Актуальность темы исследования продиктована, во-первых, возрастанием интереса к изучению циклических структур и полиметрии; во-вторых, необходимостью решения вопроса о принципиальном отличии циклического текстопостроения (т.е. системы относительно самостоятельных произведений) от линейного, с чем связаны принципы и особенности анализа авторского лирического цикла (не только отдельных текстов, которые обладают определенной индивидуальной организацией, но и связей между отдельными элементами цикла). Если циклообразующее значение таких составляющих лирического цикла, как заглавие, лексические повторы, композиция, исследовано достаточно подробно, то до сих пор не до конца проясненной остается роль полиметрии в организации циклической структуры.

Несмотря на то, что творчество многих поэтов XIX – начала ХХ вв. достаточно хорошо изучено в аспекте поставленной проблемы, общая логика развития полиметрических композиций в контексте литературы начала ХХ в., а также роль Пастернака в формировании поэтики современного лирического цикла до сих пор не определены.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем, что впервые детальное рассмотрение получил вопрос о принципах полиметрической организации авторских лирических циклов (связь метрической системы, композиции и становление смыслообразующего потенциала). В работе систематически рассматривается ритмическая организация лирических циклов Б. Пастернака, предлагается описание эволюции полиметрии в лирических циклах поэта. При этом метрическая структура циклов Б. Пастернака рассматривается в сравнении с циклами других поэтов начала ХХ в. (А. Добролюбова, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока, А. Белого, А. Ахматовой).

Объектом исследования послужило поэтическое творчество Пастернака и ряда его предшественников (Добролюбова, Брюсова, Бальмонта) и современников (Блока, Белого, Ахматовой). Предметом исследования является специфика полиметрии лирических циклов Пастернака и других поэтов начала ХХ века как структуро- и смыслообразующего механизма творчества.

Исходя из этого, в работе была поставлена цель выявления организующей роли полиметрии в авторских лирических циклах и определения зависимости смыслообразования от характера полиметрии, для ее достижения в диссертации было необходимо решить ряд задач:

уточнить границы понятия «авторский лирический цикл», учитывая имеющиеся научные концепции;

определить границы понятия «полиметрия лирического цикла»;

предложить методику интерпретации авторского лирического цикла как полиметрической композиции особой сложности;

исследовать особенности полиметрии лирических циклов в творчестве разных поэтов начала ХХ вв.;

проанализировать цикло(смысло-)образующую функцию полиметрии в авторских лирических циклах Б. Пастернака.

Материалом анализа в диссертации стали авторские лирические циклы ХХ вв. По мнению многих исследователей (М.Л. Гаспарова, Л. Е. Ляпиной, Л.К. Димовой, И.В. Фоменко и др.), к началу ХХ в. авторский цикл окончательно сформировался и был осознан как жанровое образование. Была выявлена принципиально важная и перспективная черта циклизации: возможность воплотить в пределах организованного лирического контекста сложное, тематически и проблемно «многослойное» содержание, которое формируется взаимодействием отдельных стихотворений и оказывается шире и богаче суммы их содержаний. Именно в ХХ в. русские поэты наиболее полно осознали выразительные возможности лирического цикла.

Теоретическая задача интерпретации авторского лирического цикла как полиметрически организованной структуры решается на материале творчества крупнейших поэтов начала ХХ века — Добролюбова, Брюсова, Блока, Белого, Бальмонта, Ахматовой, Пастернака.

Методологическую основу исследования составили работы по теории полиметрии П.А. Руднева, М.Л. Гаспарова, Ю.Б. Орлицкого, А.Н. Попова, С.А. Матяш; по поэтике лирического цикла – В.А. Сапогова, Х.М. Мастэрд, Л.Е. Ляпиной, М.Н. Дарвина, И.В. Фоменко; по творчеству Пастернака – В.С. Баевского, D. Davie, A. Livingston, С.Н. Бройтмана, М.Л.Гаспарова, K.T. O’Connor, Л. Флейшмана и др. В работе применяется методика анализа лирического цикла, совмещающая анализ ритмических характеристик входящих в цикл отдельных произведений и традиционный литературоведческий анализ.

Принятая в работе методика метрико-семантического анализа продолжает традицию, данную в классических трудах К. Тарановского, П.А. Руднева, В.С. Баевского, М.Л. Гаспарова, Ю.И. Левина. Автор диссертации так же, как и названные исследователи, исходит из тезиса о безусловной содержательности стихотворной формы, не мыслимой вне ее эстетической функции.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Полиметрия отдельных лирических текстов, являющаяся периферией в границах классического «линейного» текстопостроения, основанного на причинно-следственной логике, оказывается базовым механизмом в условиях циклического текстопостроения в связи с формированием дополнительных структурно-семантических отношений не только внутри, но и между отдельными стихотворениями, составляющими цикл.

2. Полиметрия является одним из важнейших циклообразующих признаков стихотворного лирического цикла ХХ в., среди которых выделяются соотношение элементов заголовочно-финального комплекса (ЗФК) с ритмической структурой цикла; сюжетно-мотивная организация; метрические, фонические, лексико-стилистические и интонационные связи между стихами; организация единой системы пространственно-временных отношений; наличие целостного образа лирического героя и структурирование единой ритмической композиции.

3. В лирических циклах Пастернака полиметрия является ведущим цикло- и смыслообразующим признаком, организующим остальные компоненты цикла (ЗФК, лексические повторы, хронотоп, образ лирического героя и др.).

4. В творчестве Пастернака полиметрия развивается от полиметрически организованных 2-х, 3-х-компонентных циклов в начале творчества, через многокомпонентные, сочетающие тоническую и силлабо-тоническую метрику в 20-е гг., к финальному отказу как от строгого структурирования книг, так и от полиметрии в последней книге.

5. Влияние полиметрии на творчество поэтов начала ХХ в. можно классифицировать по ряду параметров: не только практическое обращение, но и теоретическое обоснование полиметрии (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок); полиметрия как неотъемлемая черта творчества (В. Брюсов, К. Бальмонт), обращение и отход от полиметрических циклов (А. Ахматова, Б. Пастернак).

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по теории и истории литературы, спецкурсах по анализу лирики, истории русской поэзии первой половины XX в.

Апробация результатов исследования. Положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории литературы Тверского государственного университета (ТвГУ), на аспирантских семинарах при ТвГУ, на Международной конференции «Поэтика текста» (в рамках Дней славянской письменности). Тверь, 24-25 мая 2005 года. По теме диссертации опубликовано 6 научных статей, 2 из которых опубликованы в научных изданиях, рецензируемых ВАК.

Структура работы определяется поставленными задачами и исследуемым материалом. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается история вопроса, раскрываются основные проблемы, связанные с изучением явления полиметрии и полиметрических циклов, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются цель и задачи работы, формируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Природа лирического цикла» состоит из трех параграфов. В первом параграфе рассматриваются основные понятия и формы художественной циклизации: «циклизация», «лирический цикл», «книга стихов».

Под циклизацией в современном литературоведении понимают «продуктивную тенденцию, направленную на создание особых целостных единств – циклов». Наряду с циклом существует другая многосоставная художественная структура, оставившая свой след в таких литературных направлениях как античность, барокко, классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм и др. – это «книга стихов». Современные исследователи отличают книгу стихов от сборника стихотворений и лирического цикла (И.В. Фоменко, Ю.Б. Орлицкий).

В творчестве Пастернака важно разграничить циклические образования, находящиеся в разной структурно-иерархической зависимости. Например, группы стихотворений, включенные в более объемные циклы, мы будем называть субциклами (опираясь на терминологию Р. Фигута). Данные циклические образования интерпретируются одновременно и как циклы, наделенные самостоятельными формально-семантическими особенностями, и как составные части более крупного целого – лирического цикла (например, «Вариации» или «Уральские стихи»). В свою очередь лирические циклы, состоящие из мелких разделов и автономных стихотворений, объединенные общей композиционной идеей и имеющие самостоятельные заглавия, опираясь на терминологию О.В. Сененко, будем называть гиперциклами.

Для выявления природы циклизации во втором параграфе первой главы мы обращаемся к генезису лирического цикла. Вслед за И.В. Фоменко мы придерживаемся следующего определения: «цикл… это не просто сумма стихотворений, но особое жанровое образование, существующее по собственным законам».

Одним из первых к проблеме циклизации обратился М.Н. Дарвин, отметив, что именно в русской поэзии XVIII в. появляются первые «авторские» сборники собственно лирической поэзии, которые издавались отдельными книгами и могли входить в последующие собрания сочинений поэтов в качестве раздела без существенных изменений. Наиболее интенсивно процесс циклизации происходил в «анакреонтической лирике» (В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.М. Херасков и др.).

Обращаясь к генезису циклообразования в первой половине XIX в., Л.Е. Ляпина выделяет такие литературные факты, как «канонизация фрагмента», «новый характер отношений, складывающийся между автором и читателем» и «моделирующий (жанровый) аспект процесса», считая их определяющими для становления циклообразовательного «вектора». Становление цикла связано со стремлением авторов к целостности и панорамности «контекста», который становится «ключом к движению ассоциаций»: «Индивидуализация лирики означала торжество данного, единичного контекста. Значение этого контекста все возрастало, начиная от 1820-х годов и вплоть до лирики XX века», поэтому именно в романтической литературе XIX в. происходит утверждение цикла (А.М. Жемчужников, А. Григорьев, Л. Мей, А. Фет, А. Майков, А. Пушкин, М. Лермонтов и др.). На формирование механизмов циклизации в русской лирике также оказал влияние западноевропейский цикл и, в частности, творчество Г. Гейне, которого чаще всего переводили, соединяя стихотворения из разных циклов в «рециклизованные» объединения, обладающие «определенной семантической структурированностью, имитирующей принципы циклизации немецкого поэта или шедшей с ней вразрез».

Осознание природы художественности лирического цикла как специфического явления литературного творчества происходит в конце XIX-начале XX вв. Художественные искания символистов (В. Брюсова, А. Белого, А. Блока) привели к теоретическому осмыслению проблем циклизации в предисловиях к сборникам, рецензиях и эссе. Например, В.Я. Брюсов в предисловии к своей книге стихов «Urbi et Orbi», писал: «Книга стихов должна быть не случайным сборником разнородных стихотворений, а именно книгой, замкнутым целым, объединенным единой мыслью… Отделы в книге стихов – не более как главы, поясняющие одна другую, которые нельзя переставлять произвольно». А. Белый детально разрабатывает и манифестирует теоретические аспекты проблемы художественной целостности: «Уметь составить из письменных отрывков цикл – обеспечить доступ читателя или слушателя к их ядру, к целому, не преломимому частями, но преломляющему эти части… должно открыть в сумме стихов циклы стихов, их взаимное сплетение; и в этом открытии Лика творчества и происходит наша встреча с поэтами».

В последнем параграфе первой главы «Типология лирических циклов» обозначаются основные вехи исследования циклов в русском и зарубежном литературоведении. Интерес к проблеме цикла в отечественном литературоведении был подготовлен отдельными наблюдениями ряда ученых еще в 1920-1950-х годах (Ю.Н. Тынянов, Б.В. Томашевский и Б.М. Эйхенбаум). Их идеи и подходы зарубежных литературоведов 30-40-х гг. ХХ в. (И. Мюллер, Х.М. Мастэрд и др.) нашли продолжение в российском литературоведении 1960-70-х гг. В теоретическом плане проблема цикла подробно рассматривалась (преимущественно на материале творчества Блока) В.А. Сапоговым, Л.Я. Гинзбург, З.Г. Минц, Л.К. Долгополовым, П.П. Громовым. Эти исследователи стали основоположниками нового направления в исследовании лирического цикла как историко-литературного явления. В 1970-80-е годы циклизация становится предметом внимания широкого круга исследователей (Л.Е. Ляпина, Л. Димова, И.В. Фоменко, М.Н. Дарвин, Ю.Б. Орлицкий, В.И. Тюпа, Л.Л. Бельская и др).

На основании детального рассмотрения различных концепций лирического цикла в диссертации выделяются несколько универсальных циклообразующих принципов: наличие общего, объединяющего заглавия и семантика заголовочно-финального комплекса (Ю.Б. Орлицкий); структурные особенности композиции цикла (М.Л. Гаспаров); повторы на разных уровнях строения текста (фонетическом, лексическом, синтаксическом, стилистическом и др.); субъектно-объектные отношения, систематизация типов выражения авторского сознания (Б.О. Корман, О.В. Мирошникова, Л.Е. Ляпина, Л.И. Донецких, М.Н. Дарвин и др.); пространственно-временная организация; метрическая структура, объединяющая целое.

Во второй главе «Понятие полиметрии лирического цикла», состоящей из трех параграфов, разграничиваются различные теоретические подходы к проблеме полиметрии.

В параграфе 2.1. дифференцируются понятия «монометрия», «полиметрия» и «прозиметрия» как формы организации текста. Под монометрией в современной науке понимают «единообразие избранного автором метра (стихотворного размера) в поэтическом произведении». «Сочетание разных метров внутри одного произведения называется полиметрией». Традиционно поэты обращаются к полиметрической форме в тех случаях, когда она, по словам М.Л. Гаспарова, «мотивируется переменой темы, эмоций, точки зрения, в конечном счете интонации», поэтому полиметрия указывает читателю на смысловое членение текста.

Кроме этого, среди тенденций русской версификации ХХ в. исследователи называют переход от симметричного стиха к диссиметричному и полиморфному или развитие гетероморфного (неупорядоченного) стиха (Л.Л. Бельская, Ю.Б. Орлицкий).

Среди форм метрической организации текста важную роль занимает также прозиметрия. Ю.Б. Орлицкий, определяя прозиметрум как соединение «стиха и прозы в рамках одного текста (стих + проза)», отмечает чрезвычайную значимость прозиметрической тенденции для русской традиции, а также активное развитие прозиметрической структуры как «самостоятельного ритмического типа текста» в творчестве авторов ХХ в.

Во втором параграфе «Генезис полиметрии и современный этап ее развития» дается общая характеристика становления и развития полиметрии. Явление полиметрии или «разномерности» (А.Х. Востоков), т.е. сочетание разных стихотворных размеров в пределах одного произведения, известно в русской поэзии с XVIII в., но встречалось первоначально редко, главным образом в «музыкальных жанрах» и «в виде инометрических вставок в драматических жанрах». С 1830-х гг. одним из образцов полиметрии для европейской и русской поэзии стал «Фауст» И.В. Гете, для которого характерна полиметрическая организация. Также традиция «вставных песен», восходящая к античной драматургии, прослеживается во многих поэмах первой половины XIX в., что связано с влиянием Байрона на русскую литературу этого периода. В XIX в. тенденция полиметрической организации текстов продолжается («Урания» Тютчева, опыты Шевырева, стихи А. Одоевского, А. Григорьева). По наблюдениям исследователей, в творчестве Некрасова и его современников сформировался классический тип полиметрии, в котором разнометрические «тематически автономные звенья» (П.А. Руднев) оформлены графически и композиционно (отступы, строфы, главы), а смена метров используется как мощное средство поэтической выразительности, фиксирующее интонационно-смысловые и тематические повороты (В.А. Сапогов, Л.Л. Бельская).

Дальнейшее усложнение форм стихотворной организации происходит в поэзии начала ХХ в., важным признаком которой можно назвать установку на гетероморфность и ассиметричность стиха, а полиметрия выступает как «частное проявление» этой установки (А.Л. Жовтис). По сравнению с творчеством Некрасова, количество полиметрических поэм у Брюсова и Блока резко уменьшается, но в поэмах Брюсова и Блока наблюдается качественная трансформация полиметрии, прежде всего, в составе чередующихся размеров, и, следовательно, появляются новые семантические возможности полиметрии. Господствующий структурный тип в полиметрических поэмах Брюсова и Блока – полиметрия, сочетающая различные виды классического и неклассического стиха, иногда осложненная вставкой прозаических фрагментов («Стихи о голоде» Брюсова).

Методологические основы анализа полиметрических композиций поэтических произведений разработаны в трудах П.А. Руднева и В.А. Сапогова. Если метрическая композиция, согласно определению В.П. Руднева, это определенное «соотношение строк друг с другом в тексте», то полиметрическая композиция – это «своеобразная художественно-речевая структура поэтического произведения, которая складывается из тематически автономных звеньев, написанных различными размерами и чередующихся иногда с прозой». П.А. Руднев разработал теорию и классификацию полиметрических композиций на материале русской полиметрической поэмы (Некрасова, Брюсова и Блока).

Классифицируя полиметрические композиции, В.А. Сапогов предлагает количественное разграничение: «двухчастные, трехчастные формы», а также сложные «симфонические» полиметрические композиции с тремя и более сменами метра и формы, сочетающие стих и прозу».

Большую роль играет полиметрия в лирических стихотворных циклах. По мнению П.А. Руднева, «почти всякий цикл лирических стихотворений есть… полиметрически организованная структура». При этом полиметрия не просто объединяет различные стиховые формы, но играет принципиально важную смысловую роль, маркируя переходы от одной темы к другой, наполняя дополнительными смыслами переход от одного размера к другому.

В параграфе 2.3. «Принципы анализа полиметрического лирического цикла» мы рассматриваем существующие методики анализа лирического цикла и полиметрической композиции. Опираясь на концепции ведущих исследователей (И.В. Фоменко, Ю.Б. Орлицкий, М.Н. Дарвин, Н.Н. Старыгина и др.), мы выделяем следующие циклообразующие признаки: 1) наличие полиметрии; 2) связь элементов заголовочно-финального комплекса (ЗФК) с ритмической структурой цикла; 3) сюжетно-мотивная структура; 4) соотношение метрических, рифмических, лексико-стилистических, интонационных и фонических связей между стихами; 5) наличие единой системы пространственно-временных отношений; 6) формирование целостного образа лирического героя; 7) ритмическая композиция, объединяющая «взаимодействие всех элементов и всех уровней ритмической организации в процессе развертывания художественного текста». Таким образом, разбор полиметрического цикла должен быть основан как на выявлении метрических характеристик отдельных текстов, так и на раскрытии новой структурно-смысловой организации, возникающей в циклическом полиметрическом целом.

В третьей главе «Особенности полиметрии лирических циклов поэтов к. XIX – нач. ХХ вв.» мы обращаемся к рассмотрению авторских лирических полиметрических циклов поэтов к. XIX – нач. ХХ вв. – непосредственных предшественников и современников Пастернака (параграф 3.1), а также описываем некоторые разновидности полиметрической организации текста (параграф 3.2).

Поэты конца XIX – начала ХХ вв. воспринимали литературу не как отдельную сферу деятельности, но как одну из составляющих жизнетворчества. В главе анализируются разные формы циклической организации текстов в творчестве поэтов-символистов. Книги А. Добролюбова, В. Брюсова имеют четкую структуру, максимально охвачены циклами и практически не включают обособленных, не входящих в циклы стихотворений, в то время как циклическая организация книг А. Белого и А. Блока напрямую связана с индивидуальными эстетическими исканиями и трансформируется в разные периоды их творчества.

Брюсов воспринимался современниками в качестве лидера «старшего» символизма. Все его семнадцать поэтических книг практически полностью охвачены циклами. Циклы 1890-1910-х гг. объединяют около 5-10 стихотворений, 15-20 стихотворений в 1900-е гг., их объем снова уменьшается до 5-10 в 1920-е гг. Четкая структурированность его книг отмечается с первых публикаций поэта. Тяготение к разнообразию стиховых форм и экзотических рифм отражается и в разнообразии метрической организации циклов, объединяющих классический и неклассический, силлабо-тонический и тонический стих. В архитектонике поздних книг заметно усложнение структуры (многоярусное деление на части, разделы, циклы и субциклы), метрическая композиция разделов отличается единообразием: появляются монометрические и близкие к монометрии разделы («Eros anikate maxey», «Надписи к гравюрам», «В городе» и др.).

Анализируя особенности книг и циклов Добролюбова, составленные и структурированные Брюсовым, мы отмечаем, во-первых, создание целостных стихотворных книг с четко выстроенной композицией и, во-вторых, ярко выраженную полиметричность, объединение стихов классического и неклассического типа, а также прозы.

Другим поэтом конца XIX-начала ХХ века, оказавшим огромное влияние на поэтов-современников и уделявшим большое внимание созданию полиметрических книг и циклов, является Бальмонт. Тенденция к тщательной организации книг и циклизации текстов заметна уже с первых книг Бальмонта («Под северным небом», 1894; «В безбрежности», 1895 и «Тишина», 1897, тексты внутри которых пронумерованы) и развивается вплоть до последней книги «Хоровод времен. Всегласность», где поэт заново начинает отсчет текстов в каждом из первых семи циклов, а также варьирует римские и арабские цифры. Для метрического репертуара Бальмонта характерны полиметричность и преобладание классических размеров.

В творчестве Блока отмечается развитие как метрической организации («уменьшение общей организованности ритмики дольниковых форм и увеличение общей организованности ритмики анакрус»), так и композиционной формы (движение от более раздробленного цикла «Стихи о Прекрасной Даме» к более целостным «Снежной Маске» и «Кармен»).

В лирике Белого заметен переход от эксперимента с метром и композицией книги в раннем творчестве к монометрии, что отразилось и на композиции разделов и циклов внутри последующих книг («Королевна и рыцари», «Звезда», «После разлуки»). Однако структура последних книг «Пепел» и «Зовы времени» отражает новый этап увлеченности Белого практикой циклизации и стремлением к иерархическому структурированию книг, что проявляется и на уровне метрики (усложнение метрики и строфики).

Ранние книги А. Ахматовой разбиты на части и содержат по 2-3 цикла, совмещающие дольники с двусложниками. Наиболее композиционно и метрически разнообразной книгой второго периода (1914-1922 гг.) является «Anno Domini», состоящая из трех частей и входящих в них пяти циклов. В метрике наблюдается отход от дольника и обращение к классическим размерам. В последнем лирическом сборнике «Седьмая книга» отмечается более тщательная проработанность внутренней структуры книг и циклов, а также полиметрическая организация циклов.

На основе исследованного практического материала в параграфе 3.2. Типы авторских лирических полиметрических циклов мы описываем некоторые разновидности полиметрической организации текста: 1) полиметрические циклы с маркированным началом/концом, в которых все стихотворения цикла написаны одним метром, кроме одного, находящегося в начале либо в конце цикла (раздел «Милая правда» Брюсова (Д3-Я2; Д3-Я2; Я8; Дк3; Д3; Ам3; Д2; Х4); циклы «Вечный зов» Белого (Ан3; Ан3; Ан2-3; Д3); «Художник» Пастернака (Я4; Х4; Х4; Х4); «Борису Пастернаку» Ахматовой (Я5; Я5; Ан3) и др.); 2) полиметрические циклы с кольцевой композицией, когда одинаковый метр маркирует начало и конец лирического цикла (циклы «Великан» Белого (Д4,3; Д3-2; Ан3-2; Ан2,3; Д4); «Попытка душу разлучить» Пастернака (Я4; Х4; Х4; Я4) или более сложные случаи: разделы «Еще сказка» (Я5; Я4; Я4; Я4; Ан3; Я4; Д3; Я4; Я4; Я4; Я4; Я4; Я5,6; Я5-4; Я4; Я4; Я4; Х4; Д3-4; Я6), «Песни» (Х4; Ам3; ХР; ДкР; Х4; Х4-3) и «Баллады» (Я4; Х4; Я5; Я4; Х5; Я4) Брюсова; «Черный сон» Ахматовой (Я5(1строка Я6); Х5 (Х6, 4); Х4; Дк; Дк; Я5 и т.д.); 3) промежуточные конфигурации (раздел «Meditations» Брюсова совмещает маркированный ямбом финал с кольцевой композицией: Ан3; Д3; Ан3; Ам3; Я5).

В четвертой главе «Полиметрия лирических циклов Б.Л. Пастернака» исследуется смысло- и структурообразующий механизм полиметрии, трансформация полиметрии циклов в контексте творческой эволюции поэта.

В первом параграфе «Эволюция лирических циклов Б.Л. Пастернака» осуществляется обзор различных подходов к периодизации творчества Пастернака, выделяются основные тенденции: в центре внимания биографов, критиков и литературоведов (Е.Б. и Е.В. Пастернак, В.С. Баевский, В.Н. Альфонсов и др.) находится связь жизненного и творческого пути Пастернака. Мы ориентируемся на подход к творческому пути Пастернака, основанный на выделении трех стадий (В.С. Баевский, В.Н. Альфонсов и др.): «раннее» творчество – от «Близнеца в тучах» до «Тем и вариаций» (1913-1923); «средний» этап (1923 — 1933); и «позднее» творчество (1934 — 1960).

В параграфе 4.2. рассматриваются основные типы полиметрии лирических циклов Б.Л. Пастернака. Мы выделяем циклы на основе композиционного (двух-, трех- и многокомпонентные циклы) и метрического (отношение двусложных, дву- и трехсложных, силлабо-тонических и тонических в мало- и многокомпонентных циклах) признаков.

Сравнительный объем циклов в лирике Пастернака

Количество компонентов в цикле

Циклы / разделы

Кол-во компонентов

Кол-во циклов (всего)

Кол-во циклов (в %)

Всего: 35 циклов / 100%

2

5

14%

Метель (ПБ), Из поэмы (Два отрывка) (ПБ); Возвращение (СМЖ); Два письма (Нескучный сад, ТВ); Уральские стихи (Эпические мотивы, СРЛ).

3

5

14%

Весна (ПБ), Три варианта (ПБ); Песни в письмах, чтоб не скучала (СМЖ); Романовка (СМЖ); К Октябрьской годовщине (Эпические мотивы, СРЛ).

4

4

11%

Попытка душу разлучить (СМЖ); Елене (СМЖ); Художник (НРП); Ветер (Четыре отрывка о Блоке) (КР)

5

6

14%

Пять повестей (ТВ); Я их мог позабыть (ТВ); Зимнее утро (Нескучный сад, ТВ); Весна (ТВ); Сон в летнюю ночь (ТВ); Осень (ТВ).

6

4

11%

Развлеченья любимой (СМЖ); Занятье философией (СМЖ); Послесловье (СМЖ); Вариации (Тема с вариациями, ТВ).

Многокомпонентные

(7 и больше)

11

30,5%

Книга степи (СМЖ); Тема с вариациями (ТВ); Болезнь (ТВ); Не время ль птицам петь (СМЖ); Разрыв (ТВ); Эпические мотивы (СРЛ); Переделкино (НРП); Из летних записок (НРП); Стихи о войне (НРП); Смешанные стихотворения (СРЛ); Нескучный сад (ТВ).

Мы отобрали для анализа 11 циклов (которые включают 46 текстов), наиболее типичных для творчества Пастернака: 1) 2-компонентный цикл, объединяющий тексты, написанные дву- и трехсложным размерами: «Из поэмы. (Два отрывка)»; 2) 3-хкомпонентный цикл, содержащий тексты, написанные разными двусложными размерами: «Песни в письмах, чтобы не скучала» («Сестра моя жизнь»); 3) 3-хкомпонентный цикл, включающий дву- и трехсложные тексты: «Весна» («Поверх барьеров»); 4) 3-хкомпонентный цикл, в котором совмещены силлабо-тонические и тонические стихи: «Романовка» («Сестра моя жизнь»); 5)  многокомпонентный цикл, объединяющий дву- и трехсложные силлабо-тонические стихи с тоническими стихами: «Нескучный сад» («Темы и вариации»), в котором выделяются и анализируются пять субциклов; 6) многокомпонентный цикл, в котором содержатся дву- и трехсложные тексты: «Занятье философией» («Сестра моя жизнь»).

Полиметрические циклы, появившиеся впервые в книге «Поверх барьеров», представляют на раннем этапе периферийную форму организации текстов (пять циклов: «Метель», 1914; «Весна», 1914; «Три варианта», 1915; «Петербург», 1915 и «Из поэмы. (Два отрывка)», 1916). Вершиной творчества Пастернака исследователи считают книгу «Сестра моя жизнь». Она практически целиком охвачена десятью циклами (кроме стихотворения «Памяти демона»), среди которых нет ни одного, организованного монометрически. Циклы включают стихотворения, написанные двусложными размерами («Книга степи», «Песни в письмах, чтобы не скучала», «Попытка душу разлучить», «Елене»); дву- и трехсложными размерами («Занятье философией», «Послесловье»); тоникой и силлабо-тоникой («Не время ль птицам петь», «Развлеченья любимой», «Романовка», «Возвращение»). В творчестве Пастернака 20-х годов проявляется образ мира, утратившего устойчивость, что отражается в трансформации его поэтической системы. Все тексты книги «Темы и вариации» объединены в 11 циклов. Специфика метрической системы выражается в переплетении дву- и трехсложных размеров с включением тоники в 82%, из которых 9% текстов (цикл «Зимнее утро») – совмещение двусложных размеров и еще 9% текстов (цикл «Два письма») – монометрический цикл (четырехстопный ямб с включением одной строки четырехиктового дольника). Последняя книга «Когда разгуляется» отмечена отходом от прежней поэтики (единственный входящий в нее цикл «Ветер (Четыре отрывка о Блоке)» монометричен).

Сопоставив авторские лирические циклы поэтов первой половины ХХ века – А. Добролюбова, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока, А. Белого, А. Ахматовой – и Б. Пастернака, мы делаем вывод, что полиметрия, во-первых, обеспечивает ритмическое разнообразие лирических циклов. Во-вторых, в соответствии с различными размерами полиметрия позволяет формировать различные смыслы. (Например, детальное исследование полиметрической структуры гиперцикла «Нескучный сад» (1916-1922) позволяет сделать вывод о взаимосвязи полиметрической композиции и внутренних исканий лирического героя. Перечисленным поэтом этапам страдания (зима-весна-лето-осень) соответствуют этапы преодоления любовной трагедии, поиска самоидентификации и самовыражения в творчестве, что отражается в выборе размеров: упорядочивание, стремление к однообразию метра – в субциклах, сконцентрированных на земных чувствах и боли («Зимнее утро», «Два письма») и разнородность размеров – в субциклах, выражающих выход за границы любовных страданий к творчеству («Весна», «Сон в летнюю ночь»).

Динамика развития полиметрии в художественной системе Б. Пастернака такова: если в начале творчества заметно тяготение к усложнению метрики и структуры циклов, то затем проявляется тенденция к упрощению (к монометрии).

В Заключении диссертации подводятся итоги исследования, намечаются перспективы дальнейшего изучения поэтики лирического стихотворного цикла.

Изучение полиметрии лирических циклов поэтов I половины ХХ века позволяет сделать вывод о том, что в лирическом цикле полиметрия оказывается базовым механизмом в связи с формированием дополнительных структурно-семантических отношений между отдельными стихотворениями, составляющими цикл.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях

1. Гончарова М.А. Смыслообразующая функция полиметрической композиции (на примере авторского лирического цикла Н. Гумилева «Капитаны»)//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена №25 (58): Аспирантские тетради: Научный журнал, СПб, 2008. С. 93-98.

2. Гончарова М.А. Полиметрическая композиция как циклообразующая связь//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2010. №5. С. 245-255.

3. Фоменко И.В., Балабаева М.А. Опыт реконструкции мироощущения И. Бродского («Часть речи»)//Поэтика Иосифа Бродского: Сборник научных статей. Тверь, 2003. С. 343-354.

4. Гончарова М.А. Проблема стихотворного ритма. Новые стратегии исследования//Кафедра: психолого-педагогический журнал 1 (29). Тверь, 2010. С. 55-57.

5. Гончарова М.А. Смыслообразующая функция полиметрической композиции (на примере авторского лирического цикла Анны Ахматовой «Тайны ремесла»)//Кафедра: психолого-педагогический журнал 5 (33). Тверь, 2010. С. 58-63.

6. Гончарова М.А. Смыслообразующая функция полиметрической композиции (на примере авторского лирического цикла Бориса Пастернака «Занятье философией»)//Слово: сб. научн. работ студ. и асп. Тверь, 2010. Вып. 8. С. 130-133.

См. работы: Руднев П.А. Из истории метрического репертуара русских поэтов XIX-нач.XX вв. (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет, Брюсов, Блок)//Теория стиха. Л., 1968; Бельская Л.Л. О полиметрии и полиморфности (на материале поэзии С. Есенина) //Проблемы теории стиха. Л., 1984; Сапогов В.А. К типологии полиметрических композиций. О полиметрии у Н.А. Некрасова и К.К. Павловой // Н.А. Некрасов и русская литература: тезисы докл. и сообщ. межвуз. науч. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения Н. А. Некрасова, Кострома, 4 — 7 февр. 1971 г. Кострома: Костром. гос. пед. ин-т, 1971. С. 97-100.

Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX в. СПб, 1999. С. 8.

Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. Калинин. 1984. С. 68.

Дарвин М.Н. Русский лирический цикл: Проблемы истории и теории: На материале поэзии первой половины ХIХ в. Красноярск, 1988. С. 45.

Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX в. Спб., 1999. С. 44-53.

Гинзбург Л.Я. О лирике. М.-Л., 1964. С. 97.

 Ачкасов А.В. Гейне в переводе А.Н. Майкова: вопросы циклизации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб., 2004. Вып. 4. С. 144-156.

Брюсов В.Я. Urbi et Orbi. М., 1903. С. 3.

Белый А. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1966. С.550-552.

Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1966. С. 163.

Степанов А.Г. Метр // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной, Intrada. С. 217.

Гаспаров М.Л. Русский стих 1890-1925 гг. в комментариях. М., 1993. С.126.

Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. М.: РГГУ, 2002. С. 32.

Там же. С. 412.

Орлицкий Ю.Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности. М., 2008. С. 22.

Бельская Л.Л. О полиметрии и полиморфности (на материале поэзии С. Есенина) // Проблемы теории стиха. Л.: Наука, 1984. С. 99.

Руднев В.П. Строфика и метрика: проблемы функционального изоморфизма // Wiener Slawistischer Almanach. 1985. Bd. 15. P. 285.

Руднев П.А. Метрика А. Блока. Автореф. дис. канд. филол. наук. Тарту, 1969.С. 3-4.

Сапогов В.А. О полиметрических композициях Каролины Павловой//XXIII Герценовские чтения. Л., 1970. С. 60-61; Сапогов В.А. К типологии полиметрических композиций. О полиметрии у Н.А. Некрасова и К.К. Павловой//Н.А. Некрасов и русская литература. М., 1974. С. 97-100.

Руднев П.А. Опыт семантического анализа монометрической и полиметрической стиховых структур на метрическом уровне//Труды по русской и славянской филологии. 21. Литературоведение. Тарту, 1973. С. 306.

Гиршман М.М. Ритмическая композиция // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., С. 211.

Мухин А.С. Структура и эволюция ритмики правильных трехиктных дольников А. Блока: Комбинаторно-статистический анализ. Дис. …канд. филол. наук. СПб., 2003.

Сокращения: ПБ – «Поверх барьеров»; СМЖ – «Сестра моя жизнь», ТВ – «Темы и вариации», СРЛ – «Стихи разных лет», НРП – «На ранних поездах», КР – «Когда разгуляется».

PAGE