Смк организации 02. 101–2012 стандарт организации практика

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный технический университет»

(ТвГТУ)

С Т А Н Д А Р Т СТО СМК

О Р Г А Н И З А Ц И И 02.101–2012

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ

Практика

Общие требования и методическое обеспечение

Тверь

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………

4

1.

Область применения…………………………………………………

5

2.

Нормативные ссылки……………………………………………….

5

3.

Термины и определения……………………………………………

6

4.

Общие положения………………………………………………….

6

5.

Виды практик……………………………………………………….

9

6.

Организация практик………………………………………………

11

7.

Программа практики……………………………………………….

16

8.

Финансовое обеспечение практик………………………………

23

9.

Особые обстоятельства на практике………………………………

25

10.

11.

Лист согласований…………………………………………………..

Лист регистрации изменений…………………………………….

Приложения

26

27

28

Приложение А. Договор о практике……………………………..

28

Приложение Б. Приказ о практике студентов…………………..

31

П Приложение В. Направление и задание на практику……………

35

Приложение Г. Ведомость общего собрания и инструктажа студентов, направляемых на практику…………………………

36

Приложение Д. Отчет кафедры о практике…………………………….

37

Приложение Е. Форма титульного листа программы практики

39

Приложение Ж. Форма листа согласования программы практики

40

Приложение З. Примерная форма представления структуры и содержания практики …………….….………….….…………….

41

Приложение И. Примерная структура отчета студента о практике…………………………………….….………….….…………

42

Введение

Комплексная система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тверской государственный технический университет» (ТвГТУ) обеспечивает адаптацию выпускников к требованиям современного производства и компетенциям, востребованным работодателями.

Учебная и производственные практики организуются после каждого курса на предприятиях и в организациях в соответствии с договорами, заключенными вузом с базовыми местами практик, а также индивидуальными письмами-заказами от предприятий, предоставленными вузу самими студентами.

Стандарт переработан Центром связей с промышленностью ТвГТУ в связи с изменениями в структурах управления образованием и университета, в соответствии с федеральными законами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления уровней высшего профессионального образования» от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ.

При подготовке стандарта учтён и отражён многолетний опыт проведения практик кафедрами ТвГТУ и опыт, полученный машиностроительным факультетом и факультетом автоматизированных систем ТвГТУ при реализации трёхстороннего международного проекта в рамках программы TEMPUS TACIS (контракт СР № 20119-98) «Развитие производственных связей и практик студентов».

Стандарт предназначен для студентов ТвГТУ, профессорско-преподавательского состава, ведущего практики, руководителей предприятий и организаций – мест практики, а также для всех должностных лиц, имеющих отношение к практикам.

Программы и методические материалы для практик, разрабатываемые кафедрами, ведущими практику, должны соответствовать настоящему стандарту.

1. Область применения

Настоящий Стандарт устанавливает виды, этапы, порядок и методическое обеспечение проведения практики студентов, обучающихся в ТвГТУ по основным образовательным программам высшего профессионального образования.

Стандарт применяется работниками структурных подразделений, в том числе филиалов университета, обеспечивающими реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования.

2. Нормативные ссылки

Настоящий Стандарт разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 29.12.2004);

Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 21.04.2005);

Приказ Министерства образования РФ от 02.03.2000 № 686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»;

Инструктивное письмо Министерства образования России от 20.08.1999 № 14-155-349 ИН/15 «О порядке реализации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в различных формах обучения»;

Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1154;

ГОСТ Р ИСО 9000:2005 Система менеджмента и качества. Основные положения и словарь;

ГОСТ Р ИСО 9001: 2008 Система менеджмента качества – Руководящие указания по программам качества. Требования;

ГОСТ Р ИСО 10005:1995. Менеджмент качества – Руководящие указания по программам качества;

Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденное Приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1154;

Устав ТвГТУ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 27 мая 2011 года № 1870;

Законы Российской Федерации в действующих редакциях «Об образовании» № 102-ФЗ, «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием», приказ Министра образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», а также Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007г. № 309-Ф3.

3. Термины и определения

Рабочий учебный план специальности / направления – документ, устанавливающий график учебного процесса по неделям на весь период обучения, перечень учебных дисциплин и их распределение по курсам, видам занятий и общему числу часов в неделю.

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

ООП – основная образовательная программа, базирующаяся на ФГОС ВПО по направлениям, профилям подготовки образовательного процесса, реализованного в ТвГТУ.

ЦИПС – целевая индивидуальная подготовка специалистов.

ЦСП – центр связей с промышленностью.

УБУПК – управление бухгалтерского учета, планирования и контроля.

СМК система менеджмента качества.

4. Общие положения

4.1. Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования является обязательной составной частью основной образовательной программы ООП университета. Практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно направленных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, овладение ими производственными навыками и передовыми методами труда.

4.2. Практика – это одна из ступеней для создания долгосрочных программ сотрудничества предприятий с университетами, для реализации практического интегрированного обучения по новым технологиям, основанного на прямых контактах образования и производства.

4.3. Виды и формы практик определяются ООП университета по направлению (специальности) подготовки.

Цели, задачи, программы практик и формы отчётности студентов о практике определяются вузом по каждому виду и форме практики в соответствии с совокупностью обязательных требований, представленных ФГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки и специальностям.

4.4. Программы практик разрабатываются выпускающими кафедрами и кафедрами, ведущими практику, самостоятельно в соответствии с ООП университета, спецификой профессионально-практической подготовки обучающихся, уставом университета и настоящим стандартом или в соответствии с примерными программами практик, разработанными соответствующими учебно-методическими объединениями.

При необходимости программы практик согласовываются с принимающими на практику предприятиями и организациями любых организационно-правовых форм (далее – предприятие).

4.5. График проведения и содержание практик определяются утверждёнными рабочими учебными планами и программами практик.

4.6. На все виды практик допускаются только студенты, полностью выполнившие учебный план.

4.7. В особых случаях с разрешения ректора (проректора по УВР) по рекомендации заведующего соответствующей кафедрой и декана факультета сроки и содержание практик могут быть перенесены и изменены (см. п.п. 9.1–9.5).

4.8. На практике студент получает возможность:

осваивать выбранную специальность;

увидеть реальный профессиональный мир и рынок труда, требующих исполнителей с разными уровнями подготовки и компетенциями;

приобрести знания о профессиональной деятельности и о работе предприятия;

получить навыки трудовой деятельности и отношений в трудовом коллективе;

научиться правильно распределять своё рабочее время и использовать полученные знания;

подтвердить свою теоретическую подготовку и компетенцию специалиста, требующих для самостоятельной профессиональной деятельности высокого уровня знаний дисциплин:

специальных и дисциплин специализаций;

гуманитарных и социально-экономических;

общих математических и естественно-научных;

общепрофессиональных;

убедиться в важности и роли образования и науки в производственной сфере и изучить на предприятии:

организационную структуру и управление;

кадровый состав;

экономику, финансы;

документооборот;

производственные процессы и технологии;

оборудование, инструменты, вычислительную и информационную технику, средства механизации и автоматизации;

методы совершенствования производственного процесса, повышения его эффективности и производительности труда;

организацию проектно-конструкторской, технологической, научно-исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности, нормирования;

средства обеспечения безопасности и гигиены труда, охраны здоровья людей и окружающей среды;

собирать необходимые рабочие материалы для учебного процесса на следующих периодах обучения, при выполнении курсовых и дипломных (выпускных) работ и проектов.

4.9. Предприятие может и должно получать пользу от студенческой практики и от связей с вузом:

студент выполняет работу по заданию предприятия;

предприятие подготавливает новые кадры специалистов, имея возможность их отбора на стадии обучения; активно влияет на совершенствование процесса образования, привлекая своих сотрудников с высокой квалификацией к учебному процессу (связь «производство – вуз»);

предприятие имеет возможность привлекать для решения производственных задач научно-исследовательский и преподавательский состав вуза (связь «наука – производство»);

инженерно-технический персонал предприятия может получить дополнительное образование, непрерывное образование, пройти переподготовку, в т. ч. и в смежных областях знаний;

предприятие получает возможность дополнительного рекламирования своей деятельности, продукции, роли в экономике и подготовке кадров; напрямую получает специалистов и делает заказ на новых, ориентирует учащихся, органы образования, администрацию, в т. ч. и службу занятости, на формирование нужных кадров специалистов.

5. Виды практик

Основными видами практик студентов ТвГТУ, обучающихся по основным образовательным программам, являются:

учебная;

производственная, в том числе преддипломная;

научно-исследовательская;

научно-производственная;

педагогическая.

В рамках целевой индивидуальной подготовки специалистов (ЦИПС) могут проводиться длительные производственные практики в порядке, предусмотренном двухсторонними (университет – предприятие) договорами о ЦИПС и индивидуальными учебными планами.

5.1. Учебная практика проводится на 1 и/или 2-м курсах и может включать в себя несколько этапов: ознакомительная практика, практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (станочника, механизатора, лаборанта и проч.) и присвоение квалификации (разряда, категории) и др.

Учебная практика является первым этапом практической подготовки специалистов, имеет целью закрепить полученные знания в рамках отдельного теоретического курса и подготовить студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин. В результате учебной практики студент должен овладеть первичными профессиональными умениями и навыками, пройти адаптацию к профессиональной деятельности. В случаях, когда учебная практика является продолжением (частью) изучения дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр. Перечень учебных практик, являющихся продолжением учебных дисциплин, этапов практик определяются университетом.

5.2. Производственная практика включает практику по профилю подготовки (технологическую, конструкторскую, исполнительскую, лаборантскую и т. п.), на должностях специалистов или их дублёров и проводится на предприятиях, организациях, а также кафедрах университета.

Основными задачами производственной практики являются:

закрепление и углубление теоретических знаний по специальным и профильным дисциплинам путем практического изучения современных технологических процессов, организации передовых методов работы, вопросов безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды;

ознакомление со структурой предприятий;

развитие умения правильно распределять свое рабочее время и использовать полученные знания;

изучение вопросов организации и планирования производства;

сбор и анализ материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.

В результате производственной практики студент должен получить практические навыки в соответствующей профессиональной области деятельности.

5.3. Преддипломная практика проводится на завершающем этапе обучения специалистов после освоения студентами программ теоретического и практического обучения и является основой для качественного выполнения дипломного проекта (выпускной квалификационной работы).

В результате преддипломной практики студент должен собрать необходимый материал для выполнения дипломного проекта или выпускной квалификационной работы.

5.4. Научно-исследовательская практика предназначена для организации работы студентов магистратуры по теме диссертации, освоения ими особенностей научных исследований.

Целью научно-исследовательской практики является освоение студентами магистратуры методики проведения всех этапов научно-исследовательских работ – от постановки задачи исследования до подготовки научных публикаций, заявок на получение патентов на изобретение, гранта на участие в конкурсе научных работ и др.

Тематика научно-исследовательской практики определяется кафедрой в соответствии с темой магистерской диссертации студента.

Практика проводится в научно-исследовательских организациях, научно-исследовательских подразделениях производственных предприятий и фирм, специализированных лабораториях университета, на базе научно-исследовательских и инновационных центров.

Научно-исследовательская практика осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом магистерских образовательных программ и индивидуальным планом подготовки магистранта. Практика проходит под контролем научного руководителя студента магистратуры.

5.5. Научно-производственная практика предусмотрена для студентов магистратуры при выполнении научных исследований по теме диссертации в производственных условиях, при внедрении научных разработок и проведении производственных испытаний.

В результате научно-производственной практики студент должен получить практические навыки по методам проведения научных исследований и обработки полученных результатов для успешного выполнения и защиты магистерской диссертации.

5.6. Педагогическая практика предназначена для дальнейшей ориентации студентов магистратуры на научно-педагогическую деятельность в качестве преподавателя специальных дисциплин в учебных заведениях профессионального образования. В процессе педагогической практики студент магистратуры овладевает основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы. Она также проводится при получении студентом магистратуры дополнительной квалификации «Преподаватель».

Методическое руководство практикой осуществляется лицом, ответственным за проведение практики магистрантов.

Основными целями педагогической практики являются:

знакомство студентов магистратуры со спецификой деятельности пре-подавателя и формирование умений выполнения педагогических функций;

закрепление психолого-педагогических знаний и приобретение навыков творческого подхода к решению педагогических задач;

Кроме того, студент магистратуры должен овладеть умениями:

осуществления методической работы по содержанию и организации учебного процесса;

самостоятельного проведения психолого-педагогических исследований;

самоконтроля и самооценки процесса и результата педагогической деятельности.

Предполагается совместная работа студента магистратуры с профессорско-преподавательским составом соответствующей кафедры по решению текущих учебно-методических вопросов, знакомство с инновационными образовательными технологиями и их внедрение в учебный процесс.

6. Организация практик

6.1. Организация практик проводится в соответствии с совокупностью требований, определяемых ООП по направлению/специальности.

Организация всех видов практик должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности высококачественного овладения студентом профессии в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника, с ориентацией на федеральные и местные рынки труда, на укрепление и развитие связей университета и производства для взаимовыгодных контрактов, привлечения средств предприятий в образование и передачи научных достижений вуза в экономику.

6.2. Содержание всех практик для студентов различных форм обучения определяется программами, разрабатываемыми кафедрами, ведущими практику, или на основе примерных программ практик, рекомендуемых соответствующими учебно-методическими объединениями.

Программы учитывают специфику мест практики и при необходимости согласовываются с предприятием. Программа может быть дополнена индивидуальным заданием, ориентируемым как на решение реальных производственных и научных задач, так и на тематику дипломных проектов и выпускных квалификационных работ.

При разработке новых программ практик, методических указаний, пособий и другой документации следует руководствоваться настоящим стандартом, инструктивными и методическими материалами Минобрнауки России, решениями ученого и методического советов университета.

6.3. Места проведения практик

Учебная практика может проводиться как на предприятиях, так и в структурных подразделениях университета: кафедрах, лабораториях, мастерских, полигонах, бизнес-инкубаторах, ресурсных центрах и других вспомогательных объектах университета.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст