Слушатели факультатива «Славянская мифология и русская народная

ЗИМНИЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ. СВЯТКИ

( Слушатели факультатива «Славянская мифология и русская народная

словесность» в гостях у одноклассников )

Самохвалова Т.В.

Настали святки. То-то радость!

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»

Обращение шестиклассников к истокам родного языка, истории и культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа – главная задача факультативного курса «Славянская мифология и русская народная словесность», разработанного учителем Самохваловой Т.В.

Изучение фольклора лучше всего начинать со знакомства с календарными обрядами, ибо именно в них с особенной силой проявились мифологические представления народа об устройстве мира, его воззрения на природу и человека. После того как слушатели факультативного курса познакомились со славянскими племенами и их верованиями охотничьей эпохи, культами природы и предков, с богами земледельческой эпохи, они приступают к изучению календаря древних славян, их календарных обрядов и обрядовой поэзии. На этом этапе представляется возможным пригласить на занятия факультатива новых слушателей. С этой целью и проводился данный урок. Слушатели факультатива пришли «в гости» к одноклассникам на урок литературы рассказать о том, что они изучают на занятиях. Чтобы ребята смогли почувствовать атмосферу народных зимних праздников, слушатели факультативного курса подготовили две инсценировки центральных магических действий, производимых славянами в период святок, – колядования и гадания и отрывки из произведений русских классиков, с любовью относившихся к «преданьям простонародной старины».

Во вступительном слове учитель рассказал о том, что обряды русского народа, его праздники дошли до нас со времен язычества и удержались в народной памяти только потому, что с введением христианства были более или менее приурочены к праздникам церкви. Сохранились они в некоторых местах и до нашего времени – чаще всего как забава, увеселение. Одним из важнейших праздников был праздник коляды. Наивно и вместе с тем поэтично о древнем обычае колядования устами пасечника Рудого Панька рассказал Н.В.Гоголь. В роли пасечника выступил Серафим Холопов, прочитавший наизусть отрывок из повести «Ночь перед Рождеством».

С большим вниманием слушали шестиклассники рассказ учителя об античных истоках обычая торжественно отмечать начало нового года и происхождении слов колядовать и колядка. В X веке, после крещения Руси, колядование было приурочено к рождественским праздникам…

Группа колядующих подростков (Вьюговская Виктория, Дударь Валерия, Курмашев Андрей, Романова Анна, Ситников Иван, Терентьева Татьяна, Чистякова Александра) в нарядных народных костюмах пришли поздравить хозяев дома (Холопов Серафим и Саква Виктория) с Рождеством. Они исполняют колядки – песни, в которых величают хозяев и просят о подаянии: просят кусок пирога, хлеба, денег. Но хозяева скупятся на подаяние – звучит колядная песня с угрозой мало собрать сена в будущем году, по неосторожности пострадать в летних работах. «Хозяева» одаривают колядующих пирогами. (Пироги настоящие, с вареньем, с удовольствием съели после урока.) В благодарность колядующие исполняют величальную песню, в которой «Тихон-сударь» сравнивается со «светлым месяцем», «Настасья его» – с «красным солнцем», а «детки их» – с «частыми звездами».

Инсценировка магического обряда колядования – лучшего «наглядного пособия» учителю и пожелать нельзя – была воспринята шестиклассниками с огромным интересом.

Не менее увлекательным оказался рассказ о другом зимнем празднике, пришедшем к нам из времен язычества, – Святках, во время которого особой популярностью пользовался старинный обряд ряженья. Атмосферу шутки, игры, веселья, царившую во время Святок – подлинно всенародного праздника – в дворянских усадьбах, ярко, эмоционально передала Виктория Вьюговская, а «помог» ей Л.Н.Толстой, отрывок из романа «Война и мир» которого она прочитала наизусть. Ребятам любопытно было узнать историю возникновения обряда ряженья в далекие языческие времена, и о том, что старинная символика сохранилась в маскарадах современных новогодних балов.

Помимо старинного обряда ряженья в период зимних Святок принято было совершать еще ряд обрядов магического свойства, цель которых – повлиять на будущий урожай и плодородие, которое в сознании предков наших связывалось и с обилием детей, семейным счастьем. Поэтому святки – самое долгожданное время девичьих гаданий о суженом.

Описания святочных гаданий можно найти не только у классиков русской литературы: в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», в балладе В.А.Жуковского «Светлана»,отрывки из которых продекламировали Анна Романова, Валерия Дударь и Александра Чистякова, но и у ученых – исследователей русской старины. Руководствуясь описанием гадания «на блюде», найденным у И.М.Снегирева, и другими источниками, слушатели подготовили инсценировку этого магического обряда, сопровождаемого исполнением подблюдных песен. Одна из участниц обряда – «сваха» – или учитель («за кадром») объясняла, что предсказывает девушке песня, под которую она вынимает из блюда свое колечко или сережку, – скорое замужество, богатого жениха или красивого, словно «яхонт драгоценный». В отличие от Татьяны Лариной – героини романа А.С.Пушкина – все песни, пропетые нашим девушкам, не имели «жалобный напев», «не сулили утраты», а обещали только благополучие и лучшую долю.

– Обязательно погадаю перед тем, как жениться, – шепчет соседу по парте один из зрителей и вздрагивает от слов учителя (неужели услышал?):

Видов святочных гаданий, о которых мы не успели поговорить, еще много. Читайте о них у исследователей русской старины, у классиков русской литературы. А лучше присоединяйтесь к нам, слушателям факультативного курса «Славянская мифология и русская народная словесность», и узнаете много нового о других календарных обрядах, семейно-бытовых обрядах и обрядовой поэзии наших предков – славян.