Сквозная программа практик по направлению подготовки 080200 мене

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Кафедра «Менеджмент»

СКВОЗНАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИК

по направлению подготовки 080200 менеджмент (квалификация (степень) «магистр»)

Составители: доцент Румянцева Р.Н.,

ст.пр. Копытов К.А.

Владимир 2012

УДК 338

Рецензент д.т.н., профессор кафедры ИСИМ ВлГУ Костров Алексей Владимирович

Сквозная программа практик составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «магистр»), утверждённым в 2009 году. В программе перечислены профессиональные компетенции, которые формирует практика, описаны виды практик и распределение времени по разделам практики, представлена методика проведения научно-педагогической и научно-исследовательской практики, подробно описаны материалы, которые необходимо собрать студенту и источники этих сведений, перечислены обязанности практиканта, руководителя практики и научного руководителя, дана примерная схема отчёта по практике и критерии его оценки.

СОДЕРЖАНИЕ

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc341440389» ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc341440389 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc341440390» 1. ВИДЫ ПРАКТИК PAGEREF _Toc341440390 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc341440391» 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИК PAGEREF _Toc341440391 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc341440392» 2.1 Научно-педагогическая практика PAGEREF _Toc341440392 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc341440393» 2.2 Научно-исследовательская практика PAGEREF _Toc341440393 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc341440394» 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКАМИ PAGEREF _Toc341440394 \h 13

HYPERLINK \l «_Toc341440395» 3.1 Общие вопросы PAGEREF _Toc341440395 \h 13

HYPERLINK \l «_Toc341440396» 3.2 Обязанности руководителя практики от ВУЗа PAGEREF _Toc341440396 \h 14

HYPERLINK \l «_Toc341440397» 3.3 Обязанности научного руководителя PAGEREF _Toc341440397 \h 14

HYPERLINK \l «_Toc341440398» 3.4 Обязанности практиканта PAGEREF _Toc341440398 \h 14

HYPERLINK \l «_Toc341440399» 3.5 Отчетность по результатам прохождения практики PAGEREF _Toc341440399 \h 15

HYPERLINK \l «_Toc341440400» СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc341440400 \h 18

ВВЕДЕНИЕ

Магистратура является завершением основной конструкции университетского образования, предполагающего широкое фундаментальное образование в рамках бакалавриата, затем углубленную специализированную подготовку и самостоятельную научную работу. Это проверка способности вести самостоятельный научный поиск, оценить свои возможности в определении пути своего профессионального и научного роста.

Одними из элементов учебного процесса подготовки магистров в области менеджмента являются научно-педагогическая и научно-исследовательская практика, которые способствуют закреплению и углублению теоретических знаний студентов, полученных при обучении, умению ставить задачи, анализировать полученные результаты и делать выводы, приобретению и развитию навыков самостоятельной педагогической и научно-исследовательской работы. Научно-исследовательская практика имеет большое значение для выполнения магистерской диссертации и продолжения научной деятельности в качестве аспиранта.

Настоящая сквозная программа практики студентов-магистрантов, обучающихся по направлению магистерской подготовки 080200 менеджмент разработана в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:

— Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ(ред. от 03.12.2011) О высшем и послевузовском профессиональном образовании(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012);

— Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению 080200 менеджмент степень (квалификация)– магистр менеджмента (далее по тексту ФГОС ВПО), утвержденным Приказом министра образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009 г.;

— учебных планах по магистерской подготовке, утверждённых ректором Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (далее учебные планы).

Программа включает разделы: виды практик, методика проведения практик, организация и руководство практиками.

Тематика исследований и занятий, проводимых магистрами, должна соответствовать научному направлению работы кафедры, а также отвечать задачам, имеющим теоретическое, практическое, прикладное значение для различных отраслей народного хозяйства.

1. ВИДЫ ПРАКТИК

В пункте 4.3 ФГОС ВПО сказано, что магистр в числе прочих готовится к научно- исследовательской и педагогической деятельности. Магистр должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская:

выявление и формулирование актуальных научных проблем; разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения;

разработка методов и инструментов проведения исследований и анализа их результатов; разработка организационно-управленческих моделей процессов, явлений и объектов, оценка и интерпретация результатов; поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования; подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций;

педагогическая:

преподавание управленческих дисциплин; разработка образовательных программ и учебно-методических материалов.

В связи с этим выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

научно-исследовательская: способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9); способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-10); способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной

программой (ПК-11); способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-12);

педагогическая:

способностью применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин (ПК-13); способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин (ПК-14).

Виды практик магистров, время их проведения и продолжительность по учебным планам приведены в таблице 1.

Виды практик

Таблица 1

Наименование практики

Время проведения

Продолжительность

практики, недель

Виды контроля

Научно-педагогическая

1 курс

1 семестр

2 недели

отчет, реферат

2 курс

3 семестр

2 недели

отчет, реферат

Научно-исследовательская

1 курс

2 семестр

6 недель

отчет, реферат

2 курс

4 семестр

6 недель

отчет, реферат

2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИК

2.1 Научно-педагогическая практика

Цель научно-педагогической практики: овладение магистрантами основными приёмами проведения учебных занятий и формирование у них профессионального мировоззрения в этой области, в соответствии с профилем избранной магистерской программы.

Магистранту выдаётся индивидуальное задание – это подготовка методических материалов и проведение пробного занятия на основании подготовленных материалов. Руководителями практики могут рассматриваться лабораторные занятия, практические занятия, консультации по курсовому проекту по различным дисциплинам кафедры менеджмента. Подготовленные магистрантом методические материалы обсуждаются с ведущим преподавателем. Пробные занятия проводятся практикантом при участии ведущего преподавателя, который участвует в определении оценки практики магистранта.

В ходе научно-педагогической практики студент изучает:

— государственный образовательный стандарт;

— учебно-методический комплекс дисциплины;

— литературу по дисциплине;

— программное обеспечение;

— оборудование для занятий;

— формы и методы обучения в вузе.

За время научно-педагогической практики магистрант должен овладеть навыками:

— применения разных форм, методов и приёмов обучения;

— обработки научных данных с целью преподнесения их обучающимся;

— использования технических средств обучения;

— применения современных педагогических технологий обучения;

— организации профориентационной работы в среде обучающихся.

Содержание практики отражается в индивидуальном задании на педагогическую практику. В индивидуальном задании отмечаются все виды деятельности магистранта в течение практики. Записываются темы занятий с указанием часов.

Научная деятельность заключается в содержательном анализе тем преподаваемых дисциплин, выявлении проблемных полей, формулировке проблем исследования.

2.2 Научно-исследовательская практика

Цель научно-исследовательской практики: овладение магистрантами основными приёмами ведения научно-исследовательской работы и формирование у них профессионального мировоззрения в этой области, в соответствии с профилем избранной магистерской программы.

Данный вид практики решает следующие задачи:

1) сформировать комплексное представление о специфике деятельности научного работника по направлению «Инновационный менеджмент»;

2) овладеть методами исследования, в наибольшей степени соответствующие профилю избранной магистерской программы;

3) совершенствовать умения и навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

4) развивать компетентность будущего магистра, специализирующегося в сфере менеджмента.

Основные принципы проведения научно-исследовательской практики:

— соответствие содержания практики учебному плану подготовки магистров;

— развитие творческого подхода и повышение степени самостоятельности магистрантов при выполнении программы практики;

— соответствие цели, задач и содержания практики уровню подготовки магистрантов первого года обучения;

— участие магистрантов в различных видах исследовательской деятельности в соответствии с темой магистерской диссертации.

Научно-исследовательская практика осуществляется в форме проведения реального исследовательского проекта, который может быть связан как с разработкой теоретического направления (метода, методики, модели и пр.), участия в НИР кафедры, так и с изучением реальных организаций (например, в рамках консультационного проекта, проекта по разработке стратегии и т.д.) Результаты научно-исследовательской практики должны быть оформлены в письменном виде. В случае, если проект выполняется группой в отчете о практике должен быть указан конкретный вклад каждого из участников проекта.

Научно-исследовательская практика может проходить в форме разработки и опубликования студентом научных публикаций, эссе, докладов на различных конференциях (в том числе и внутривузовских), участия в НИР кафедры.

Научно-исследовательская практика включает:

— посещение базового предприятия/организации и определение источников нормативной и аналитической информации о его состоянии и динамике развития;

— применение общих и специальных методов проведения научного исследования для обработки и систематизации полученной информации в соответствии с прикладными задачами магистерской диссертации;

— участие в решении конкретных практических задач или выполнении отдельных управленческих заданий для принимающего предприятия/организации по согласованию с его руководством;

— составление отчета о результатах научно-исследовательской практики и его защита.

Форма контроля: сдача и презентация магистрантом отчета по научно-исследовательской практике.

Научно-исследовательская практика проводится на первом и втором курсе, после прохождения соответствующих теоретических дисциплин. Ее продолжительность составляет 6 недель в соответствии с учебными планами магистерской подготовки.

Практика может проводиться на выпускающей кафедре менеджмента, в научных подразделениях вуза, а также на договорных началах в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях и учреждениях, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность, на которых возможно изучение и сбор материалов, связанных с выполнением магистерской диссертации.

Перед началом практики проводится вступительная конференция, на которой дается вся необходимая информация по проведению научно-исследовательской практики.

Для прохождения научно-исследовательской практики для всех магистрантов назначаются преподаватели – кураторы от кафедры, а также кураторы от базы практики, под руководством которых магистранты проходят практику в производственных коллективах.

Индивидуальная программа деятельности студента должна быть согласована с планом работы коллектива базы практики и обусловлена целями и задачами научно-исследовательской практики.

В период практики студенты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в подразделении и на рабочих местах.

По окончании практики студенты оформляют всю необходимую документацию в соответствии с требованиями программы практики. Наименование раздела, отчётная документация и время приведены в таблице 2:

Учебно-тематическое планирование

Таблица 2

№ п/п

Наименование раздела,

темы

Отчетная документация

Объем, час.

2 семестр

1.

Ознакомление с организационно-управленческой структурой базы практики, с основными направлениями её научной деятельности

Характеристика базы практики

10

2.

Обзор основных направлений научной деятельности базы практики по данным НИР за последние 3 года

Реферативный обзор

20

3.

Ознакомление с деятельностью специализированных советов (предварительная экспертиза, координационный совет или по защите диссертаций)

Отчёт о присутствии

10

4.

Составление библиографии по теме магистерской диссертации

Картотека литературных источников по теме магистерской диссертации (ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись»)

30

5.

Описание состояния разработанности научной проблемы, изучение авторских подходов

Историко-методологических анализ разработанности научной проблемы, описание авторских подходов

30

6.

Рецензирование научной статьи

Рецензия на статью

5

7.

Выступление в научной конференции всероссийского или международного уровня по профилю деятельности

Текст научного доклада, сборник публикаций

5

8.

Работа в Научном обществе молодых исследователей и студентов

План работы, план проводимого магистрантом мероприятия

10

4 семестр

9.

Ознакомление с научными методиками, технологией их применения, способами обработки получаемых эмпирических данных и их интерпретацией

Картотека научных методик (в соответствии с программой магистерской подготовки)

40

10.

Участие в проведении научных исследований по программе НИР аспирантов выпускающей кафедры

Заключение кафедры

20

11.

Проведение исследования по теме магистерской диссертации

Протоколы, результаты в описательном и иллюстративном оформлении с их интерпретацией

40

12.

Написание научной статьи по теме магистерской диссертации

Отзыв руководителя в характеристике; публикация в рецензируемом издании по профилю деятельности

10

13.

Выступление в рамках научных проектов выпускающей кафедры по теме магистерского исследования



Страницы: 1 | 2 | Весь текст