Сквозная программа практик для студентов направления 080200 менд

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Кафедра «Менеджмент»

СКВОЗНАЯ ПРОГРАММА

ПРАКТИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ

080200 МЕНДЖМЕНТ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»)

Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования

по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «Бакалавр»

Составители: доцент Румянцева Р.Н.,

ст.пр. Копытов К.А.

Владимир 2012

УДК 338

Сквозная программа практик для студентов направления 080200 Менеджмент составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «Бакалавр»), утверждённым в 2010 году. В программе перечислены общекультурные и профессиональные компетенции, которые формирует практика, описаны виды практик и распределение времени по разделам практики, представлена методика проведения учебной и производственной практики, подробно описаны материалы, которые необходимо собрать студенту и источники этих сведений, перечислены обязанности студента-практиканта, руководителя практики от вуза, руководителя практики от предприятия, дана примерная схема отчёта по практике и критерии его оценки.

СОДЕРЖАНИЕ

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc321734410» ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc321734410 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc321734411» 1. ВИДЫ ПРАКТИК, ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ PAGEREF _Toc321734411 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc321734412» 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК PAGEREF _Toc321734412 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc321734413» 2.1 Учебная практика PAGEREF _Toc321734413 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc321734414» 2.2 Производственная практика PAGEREF _Toc321734414 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc321734415» 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКАМИ PAGEREF _Toc321734415 \h 14

HYPERLINK \l «_Toc321734416» 3.1 Общие вопросы PAGEREF _Toc321734416 \h 14

HYPERLINK \l «_Toc321734417» 3.2 Обязанности студента-практиканта PAGEREF _Toc321734417 \h 15

HYPERLINK \l «_Toc321734418» 3.2 Обязанности руководителя практики от ВУЗа PAGEREF _Toc321734418 \h 15

HYPERLINK \l «_Toc321734419» 3.3 Обязанности руководителя практики от предприятия PAGEREF _Toc321734419 \h 16

HYPERLINK \l «_Toc321734420» 3.4 Формы и методы контроля прохождения практики PAGEREF _Toc321734420 \h 17

HYPERLINK \l «_Toc321734421» 3.5 Отчетность по результатам прохождения практики PAGEREF _Toc321734421 \h 17

HYPERLINK \l «_Toc321734422» СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc321734422 \h 20

ВВЕДЕНИЕ

Сквозная программа практик составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»).

Программа определяет объем, содержание и методику проведения всех практик в соответствии с учебными планами направления менеджмент, предназначена для студентов и для руководителей практики от университета и от предприятия (учреждения).

Учебные практики проводятся на базе университета, а все виды производственных практик – на предприятиях, закрепленных приказом по университету и, как правило, имеющих договор с университетом о проведении практик. При этом среди предприятий выбираются имеющие определенный опыт в организации современного бизнеса, сложившиеся сферы деятельности и структуру управления.

Конкретное предприятие — база практики утверждается персонально для каждого студента приказом по университету с учетом тематики дипломной работы и предполагаемого места работы по окончании университета.

План-график прохождения практики разрабатывается руководителем от университета и от предприятия на основе баланса времени (таблица) и с учетом особенностей базы практики и вида практики.

Практика студентов 3, 4 курсов должна соответствовать основным принципам организации обучения по системе «вуз-производство» и развивать навыки научного, творческого подхода к решению профессиональных задач. Практика формирует следующие общекультурные компетенции: способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8), способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13), способность осуществлять деловое общенье: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19). Также практика формирует профессиональные компетенции: способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8), способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47), способность разрабатывать бизнес-процессы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49).

1. ВИДЫ ПРАКТИК, ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

Учебным планом подготовки бакалавров по направлению менеджмент предусмотрены два вида практик, наименование которых, время проведения и продолжительность приведены в таблице 1.

Виды практик

Таблица 1

Наименование

Практики

Время проведения

Продолжительность

Учебная

2 курс, 4 семестр

2 недели

Производственная

3 курс, 6 семестр

2 недели

В таблице 2 представлено примерное распределение времени по разделам практики, которые проводятся экономическим факультетом.

Распределение времени по разделам практики

Таблица 2

Наименование разделов

Вид практики, продолжительность, рабочих дней

Учебная

Производственная

Организационные вопросы оформления на предприятии, установочная лекция, инструктаж по технике безопасности, распределение по рабочим местам

1

1

Ознакомление со структурой и характером деятельности подразделения. Уточнение задания на практику.

2

Работа на рабочих местах или в подразделениях предприятия. Выполнение индивидуальных заданий. Экскурсии и лекции, предусмотренные программой.

8

5

Сбор материалов по курсовому или дипломному проектированию.

1

Оформление отчета по практике, защита отчета, сдача зачета и увольнение с предприятия.

1

1

Итого:

10

10

С учетом особенностей базы практики и конкретных заданий студентам по практике руководителями практики от университета и предприятия разрабатывается план-график прохождения практики.

Методика проведения практики включает следующие разделы, содержание которых во многом зависит от вида практики: цель практики, задачи практики, содержание практики, индивидуальные задания на практику, примерная тематика лекций и экскурсий, вопросы экономики и организации производства, вопросы охраны труда и окружающей среды.

Разделы методики: отчетность студентов по практике, руководство практикой, организационные вопросы даны без жесткой привязки к виду практики.

2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК

2.1 Учебная практика

Учебная практика является первым видом практики. Цель практики – знакомство студентов с действующими предприятиями и организациями по профилю своей будущей специальности.

Содержание практики должно обеспечить получение представления

о современной организации;

о роли менеджера в управлении предприятием;

о государственных требованиях к содержанию и уровню профессиональной подготовленности менеджера по специальности.

Содержание практики:

знакомство с проблемами управления современной организацией, особенностями отраслей экономики;

знакомство с организацией учебного процесса, научно-исследовательской и воспитательной работой в вузе;

изучение структуры вуза, организационной культуры, сайта и логотипа вуза;

знакомство с основами библиографии и библиотековедения, библиотечными информационными системами.

Учебная практика предусматривает проведение экскурсий, обзорных лекций, а также выполнение индивидуального задания.

2.2 Производственная практика

Производственно-профессиональная практика: практика направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе изучения деятельности предприятия отрасли.

Во время производственной практики студент также самостоятельно определяет область своей будущей деятельности, осуществляет подбор необходимой исходной информации для выполнения курсовых работ (проектов) и для научно-исследовательской работы.

Содержание производственной практики определяется примерной программой.

Производственная практика проводится, как правило, на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием и вузом, или в форме самостоятельного практикума: студент самостоятельно находит предприятие в качестве базы практики и информирует выпускающую кафедру о месте ее прохождения.

В период прохождения производственной практики студенты должны изучить основные характерные элементы предприятий, которые определяют профиль их деятельности, а также других хозяйствующих субъектов, обслуживающих данные предприятия.

Основными характерными элементами предприятия являются:

организационная структура;

технология и организация производства;

новейшие достижения науки и техники;

историческая справка о предприятии.

Организационная структура предприятия является важнейшим элементом системы управления предприятия, которая должна обеспечивать его жизнеспособность в любой ситуации, маневренность, гибкость, способность к обновлению. Другими словами, предприятие должно иметь организационную структуру, которая позволяла бы производить товары (услуги), постоянно требуемые рынком, а полученные доходы от их реализации обеспечивали бы ему воспроизводство.

Студентам необходимо выяснить, отвечает ли организационная структура предприятия сформулированным требованиям.

Уровень технологии и организации производства определяют конкурентоспособность продукции (услуг), т.е. их возможность реализации на рынке.

Студентам необходимо выяснить, какие прогрессивные технологические и организационные методы применяются на предприятии, а также какие новейшие достижения науки и техники внедрены на предприятии в последние годы.

Ввиду того, что предприятия функционируют в определенной экономической среде, являясь ее элементом, связи его с основными партнерами (проектировщиками, инвесторами, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д.) играют очень важную роль, так как оказывают особое влияние на основные производственные показатели его работы.

Задача студентов заключается в том, чтобы выяснить инфраструктуру связей предприятий с его партнерами.

В период прохождения производственной практики студенты должны собрать данные:

по общей характеристике предприятия;

для определения критических объемов производства (предоставляемых платных услугах);

по учетной политике предприятия.

Раздел «Общая характеристика предприятия» включает следующие подразделы:

1. Организационно-правовая форма предприятия.

2. Виды деятельности предприятия.

3. Основные и оборотные средства предприятия.

4. Основные показатели деятельности предприятия.

5. Структура договорных отношений.

6. Состояние трудовых ресурсов.

Организационно-правовая форма предприятия отражается в уставе и (или) учредительном договоре предприятия.

Подраздел «Виды деятельности предприятия» предполагает характеристику выпускаемой продукции (предоставляемых платных услуг).

При сборе информации по состоянию основных и оборотных средств необходимо собрать данные не только для определения их величин в стоимостном и натуральном выражениях, но и для определения эффективности их использования.

В число основных показателей деятельности предприятия входят:

-объем выполнения производственной программы;

-выручка от реализации продукции (услуг);

-прибыль от реализации продукции (услуг);

-себестоимость продукции (услуг);

-эффективность;

-рентабельность и др.

При изучении информации по основным показателям деятельности предприятия необходимо собрать отчетную документацию за определенный период времени (от 3 до 5 лет) для того, чтобы:

-определить динамику их изменения;

-установить влияние изменения одного показателя на другой;

-выявить недостатки применения отдельных показателей;

-выявить положительный опыт и недостатки в работе предприятия;

-изыскать резервы для улучшения технико-экономических показателей работы предприятий.

Структура договорных отношений определяется на основе содержания договоров предприятия с другими юридическими лицами. Договора заключаются с поставщиками, покупателями, партнёрами.

При сборе информации о состоянии трудовых ресурсов необходимо выяснить:

-обеспеченность предприятия рабочей силой;

-динамику изменения выработки и заработной платы;

-уровень квалификации персонала и заработной платы;

-состояние трудовой дисциплины;

-текучесть кадров;

-действия трудового соглашения;

-действия трудового договора;

-установление тарифных ставок, окладов;

-систему материального стимулирования.

Для определения критических объемов производства необходимо собрать данные по составу и структуре себестоимости, по калькуляционным статьям и элементам затрат с учетом разделения их на постоянные и переменные затраты.

При изучении учетной политики предприятия необходимо изучить амортизационную политику, а также методику учета материальных ресурсов.

При прохождении производственной практики студенты должны изучить приемы организации и планирования производства, а также освоить методы диагностического анализа организационных систем управления на предприятиях,

Общая часть производственной практики включает изучение, анализ и обобщение:

основных направлений дальнейшего совершенствования организации производства и систем управления им, коллективных форм организации труда и способов управления коллективным трудом;

состава выполняемых функций и видов работ по управлению производством, содержания функциональной модели организации;

организационной структуры управления производством;

методов количественной оценки организационных параметров системы управления (сложности, организованности, управляемости, надежности функционирования и т.п.);

информационного обеспечения системы управления;

форм документации, используемой в управлении, способов систематизации и обработки служебных документов, документооборота;

организации делопроизводства;

функциональной структуры аппарата управления;

иерархической структуры аппарата управления;

взаимосвязи аппарата управления с внешней средой;

номенклатуры, состава и объема задач, решаемых в различных подсистемах организации;

содержания перспективной, текущей и оперативной деятельности по организации управления подготовкой производства.

Индивидуальные направления работы определяют руководители практики от вуза с учетом выбранного студентом направления дипломной работы и тематики курсовых работ, определяемой этим направлением.

В качестве индивидуального направления работы каждого студента к моменту производственной практики может быть проведен анализ:

системы управления в целом;

соответствия результатов хозяйственной деятельности исследуемой системы (организаций или ее подразделения) значениям управляющих параметров;

организационно-экономической основы объекта управления (видов разделения труда, форм кооперации, характера взаимодействия функциональных подразделений);

организационных параметров системы управления и соответствия управляющей и управляемой подсистем;

организационной структуры аппарата управления (ее сложности, числа уровней хозяйственного руководства, количества руководителей функциональных подразделений и характера ее взаимодействия, количества должностей и функционеров по норме и фактически);

иерархической структуры аппарата управления, объективной основы структуризации, уровня централизации функций;

функциональной структуры аппарата управления организации в части: используемых форм документов; направлений потоков документов и форм образования документированной информации;

действующих (принятых) маршрутов прохождения документов; необходимости и целесообразности каждого конкретного вида документации, частоты ее образования, видов и форм представления; возможности унификации и сокращения количества документов, используемых в системе управления производством (уменьшения числа, форм, сокращения частоты образования).

Чтобы составить общее представление о существующей организационной, иерархической и функциональной структуре аппарата управления, студенты должны выяснить следующие вопросы:

место данного звена управления в системе органов управления производством, основные взаимоотношения с выше — и нижестоящими организациями;

количество и общая характеристика объектов управления, подчиненных данному аппарату и преобладающие формы руководства (оперативное, методическое и др.);

количество структурных подразделений аппарата управления, их штаты и основные функции каждого подразделения;

территориальное размещение структурных подразделений, их основные функциональные взаимосвязи, основные документы, которыми они обладают;

состав руководства аппарата управления и распределение основных обязанностей между руководителем и его заместителями.

Источниками сведений по указанным вопросам являются:

-положение о предприятии (организации) и другие нормативные акты;

-положение о структурных подразделениях;.

-учетно-справочные материалы канцелярии данного предприятия и его структурных подразделений;

-личные беседы студентов с компетентными сотрудниками аппарата.

Если объектом анализа и организационного проектирования является крупная организация, то анализ производится на уровне отдела предприятия. Если же объект анализа менее крупный, то уровень его анализа должен быть сведен до уровня отдельных рабочих групп и исполнителей.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст